Литература
1. Липина С. А., Смирнова О. О., Крейденко Т. Ф. Возможности и ограничения пространственного развития российской федерации в долгосрочной перспективе // Региональная экономика. Юг России, 2016. № 2 (12). С. 14-24.
2. Смирнова О. О. Государственное стратегическое планирование. Термины и определения // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов, 2015. Т. 1. С. 148-177.
3. Прохоров В. Н., Смирнова О. О. Математический инструментарий для системы государственного стратегического планирований России. // European science, 2015. № 8 (9). С. 73-76.
4. Прохоров В. Н., Смирнова О. О. Реализация задач государственного стратегического планирования на основе математического инструментария - как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления и обеспечения национальной безопасности России // Наука, техника и образование, 2015. № 9 (15). С. 40-43.
5. Смирнова О. О. Новый взгляд на функции полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в свете требований к стратегиям макрорегионов // Отечественная юриспруденция, 2016. № 2 (4). С. 4-9.
6. Богданова Ю. Н., Прохоров В. Н., Симонова Ю. В. Стратегическое планирование - 2016: решение задач вчерашнего дня // NovaInfo.Ru, 2016. Т. 4. № 44. С. 136-143.
7. Смирнова О. О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СОПС. Москва, 2012.
8. Богданова Ю. Н., Прохоров В. Н., Симонова Ю. В. К вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в целях реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» // NovaInfo.Ru, 2016. Т. 2. № 43. С. 202-212.
9. Смирнова О. О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // Москва, 2013.
10. Симонова Ю. В., Смирнова О. О. Стратегии развития госкорпораций - локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77-82.
11. Адамеску А. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал, 1993. № 10.
Relationship of education, labor market, and improving the quality of human capital
in Kyrgyzstan Kalmanbetova G.
Взаимосвязь образования, рынка труда и повышения качества человеческого
капитала в Кыргызстане Калманбетова Г. Т.
Калманбетова Гулзат Талимбековна /Kalmanbetova Gulzat - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономических программ и управления, факультет экономики и финансов, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития образования в Кыргызстане, его влияние на повышение качества человеческого капитала, расширение возможностей трудоустройства и основные направления изменения структуры системы образования для устранения перекоса в подготовке специалистов и рабочих кадров. Данная статья будет полезна исследователям и практическим работникам, занимающимся проблемами человеческого капитала, образования, рынка труда, занятости и безработицы.
Abstract: the article deals with issues in Kyrgyzstan, its impact on improving the quality of human capital education, increase employment opportunities and basic directions of change in the structure of the education system to eliminate bias in the training of specialists and workers. This article will be useful to researchers and practitioners dealing with the problems of human capital, education, labor market, employment and unemployment.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, высшие учебные заведения, колледжи, профлицей, рынок труда, занятость, безработица.
Keywords: human capital, education, universities, colleges, lyceums, labor market, employment, unemployment.
На современном этапе возрастает интерес к созидательным способностям человека, поскольку именно человеческий капитал становится главным источником развития общества, предприятия, а в условиях развития современной экономики, где все находится в движении, обновлении и модернизации, человеческий капитал становится определяющим фактором экономического роста, источником развития общества и конкурентоспособности страны на мировой арене. В этой связи перед обществом стоит особо важная задача: непрерывное повышение качества человеческого капитала, представляющее собой совокупность человеческих характеристик, которые проявляются в процессе труда и включают в себя квалификацию, состояние здоровья, интеллектуальные способности, способность адаптироваться, гибкость, мобильность, профессиональную пригодность, способность к творчеству и постоянному совершенствованию своего мастерства, генерированию новых знаний и умений. Важное место в обеспечении этих качеств занимает система образования. Образование и образовательный процесс, посредством которого человек становится специалистом, является основным фактором формирования человеческого капитала.
В настоящее время широко изучается и анализируется роль образования для работника. О. В. Ромашов также отдает должное предпочтение получению образования и высказывает следующее мнение: «образование необходимо, с одной стороны, для приобретения знаний, получения специальности, квалификации, а с другой, образованность способствует повышению качества, уровня и условий жизни. В этом проявляется его практическая направленность; когда образование позволяет разрабатывать и включать в общественный цикл. Уровень развития общества, региона, конкретной социально-производственной системы зависит от системы и уровня образования, а образованность с учетом накопленного опыта и знаний активно влияет на правильное принятие экономических и политических решений» [1, с. 146].
Система образования в Кыргызской Республике широко развита по всей территории страны и включает следующие уровни:
• Школьное образование.
• Профессиональное образование, которое состоит из 3-х уровней:
• профессиональные лицеи;
• техникумы и колледжи;
• вузы.
Школьное образование является основным базовым звеном системы образования и включает три образовательные ступени: начальное, основное, среднее образование. Школьное образование обеспечивает соответствующие его ступеням знания, умения, практические навыки и навыки развития, достигающиеся для активной деятельности личности в современном обществе, и служит базой для овладения профессией и квалификацией.
Экономические и социальные сложности переходного периода отразились на школе. Наметилось сокращение доступности образования, особенно для малоимущих слоев населения сельской местности. Тем не менее, несмотря на все издержки переходного периода в Кыргызской Республике, число школ возросло с 1796 школ в 1991-1992 учебном году до 2027 школ в 2015 году. Качество знаний выпускников школ довольно низкое, о чем свидетельствуют итоги общереспубликанского тестирования, где только одна треть выпускников набрала пороговый балл (110 баллов).
Завершает фундаментальный процесс подготовки качественной рабочей силы профессиональное образование республики, которое имеет следующую структуру (табл. 1).
Таблица 1. Количество профессиональных учебных заведений на территории Кыргызстана в 2015 году [2]
Область Проф. лицеи Техникумы Колледжи Вузы
Кыргызская Республика 104 19 42 52
Баткенская 9 1 1 1
Джалал-Абадская 20 3 6 2
Нарынская 9 1 2 1
Чуйская 17 7 2 5
г. Бишкек 18 2 21 33
Иссык-Кульская 9 3 2 4
Ошская 16 1 8 5
Таласская 6 1 - 1
Как показывают данные таблицы, самую большую численность составляют профессиональные лицеи 104, которые расположены по всей территории республики, при этом 63 профлицея находятся в сельской местности и 41лицей в городах. Затем следуют колледжи и техникумы - 61 учебное заведение, и на третьем месте высшие учебные заведения - 52 вуза.
Первым уровнем профессионального образования являются общеобразовательные учреждения начального профессионального образования, где осуществляется подготовка рабочих различных специальностей. Кыргызстан ежегодно нуждается в 30 тыс. рабочих разных специальностей и технических специалистах. И это при том, что на рынок труда ежегодно выходят около 70 тыс. молодых людей. В профлицеях готовятся рабочие разных специальностей, и наиболее востребованными рабочими профессиями являются следующие:
1. В строительстве: каменщик; облицовщик-каменщик; машинист автомобильного крана; электрогазовщик; столяр; штукатур.
2. В сельском хозяйстве: оператор по переработке сельхозпродуктов; лаборант химико -бактериологического анализа; оператор ветеринарной обработки животных; тракторист-машинист; садовник.
3. В лёгкой промышленности: швея; слесарь-ремонтник швейного производства; закройщик; ткач; вязальщик трикотажных изделий.
4. В энергетике: электромантажники; электромантеры; электрослесари.
5. В горнодобывающей промышленности: слесарь по ремонту дорожных машин; машинист экскаваторов и буровых установок.
6. В туризме и сфере услуг: официанты; пекари; повара; кондитеры; горничные.
7. На транспорте: токари; машинисты; автогрейдеристы; машинисты погрузчиков; операторы асфальтоукладчиков; водители; компрессорщики.
Из приведенного перечня видно, что на рынке труда имеется большой спрос на рабочих различных профессий, и задача системы начального профессионального образования готовить работников именно востребованных профессий. Многие выпускники, получившие рабочие профессии, уезжают на заработки в Россию и Казахстан. Но учет миграционных передвижений поставлен недостаточно хорошо [3, с. 136], для анализа рынка труда необходимо провести обследование миграции и теневой занятости. В то же время следует подчеркнуть, что в Кыргызстане сложилась парадоксальная ситуация на рынке труда. С одной стороны, имеется избыток рабочей силы, в основном, обусловленный демографическим фактором и состоянием экономического развития страны, а с другой стороны, во многих сферах национальной экономики имеется нехватка квалифицированной рабочей силы.
В последние годы подготовка специалистов среднего звена приобретает актуальный характер, так как многие специальности становятся востребованными в современных экономических условиях. С развитием техники и технологий у работодателей появляется большой спрос на техников-электронщиков, техников-автоэлектромехаников, техников по связи и телекоммуникациям, техников-информатиков, специалистов по рекламе, туризму и сервису, отраслевых технологов (технология продовольственных продуктов, технология текстильных и швейных изделий, технология изделий из кожи, технология полиграфического производства и др.), специалистов по землеустройству, строительству, агрономов, ветеринарных фельдшеров, медицинских сестер, специалистов по стандартизации и сертификации продукции и т. д. В результате число средних профессиональных заведений по сравнению с 1991-1992 учебным годом увеличилось в 2,8 раза. Численность студентов колледжей за указанный период возросла в 2,0 раза: с 42,7 тыс. чел. до 83,3 тыс. человек Увеличение численности студентов и расширение сети образовательных организаций среднего профессионального образования происходило за счет открытия государственных и частных организаций в регионах республики и столице. Кроме того, программы колледжей осуществляются в вузах, при которых организованы и функционируют колледжи. Например, колледж при Кыргызско-Российском университете, Кыргызско-Российской академии образования, колледж при Юридической академии, медицинское училище при Ошском государственном университете и др. Тем не менее, несмотря на отмеченный рост числа колледжей и их студентов, в настоящее время на рынке труда республики отмечается острая нехватка специалистов со средним профессиональным образованием. Эта проблема на рынке труда возникла, во-первых, в связи с прекращением существования или преобразования в высшие учебные заведения учреждений среднего профессионального образования; во-вторых, большинство родителей предпочитают обучать своих детей в вузах в надежде на то, что высшее образование будет способствовать быстрому трудоустройству и карьерному росту; в-третьих, из-за наличия множества вузов в республике и небольшой оплаты за обучение в вузах, расположенных в областных центрах, родители выбирают именно вуз. Для решения проблемы нехватки кадров Азиатский Банк Развития намерен оказать поддержку в рамках своего проекта учебным заведениям системы начального и среднего профобразования. В результате профлицеям и колледжам оказывается
поддержка в улучшении условий обучения в виде переоборудования учебных мастерских и общежитий, предоставления мебели и современного учебного оборудования.
Лидирующие позиции по количеству выпускников занимает третий уровень системы профессионального образования - высшие учебные заведения. Показатели численности учащихся высшего профессионального образования значительно опережают численность среднего профессионального образования (диаграмма 1).
500
2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015
-Образовательные организации высшего профессионального образования -I Образовательные организации среднего профессионального образования
Рис. 1. Численность студентов и учащихся образовательных организаций Кыргызстана
(на 10 000 населения) [4]
Таким образом, из выше указанной диаграммы, мы видим, насколько высшее профессиональное образование преобладает над начальным и средним профессиональным образованием, и это при том, что профессиональных лицеев в 2 раза больше, чем вузов, на данный момент идёт тенденция перекоса в сторону высшего образования. В 1991-1992 учебном году общий выпуск специалистов практически соответствовал международным пропорциям подготовки на разных уровнях системы профессионального образования. В структуре выпускников на учебные заведения начального профессионального образования приходилось 53,9 %, техникумы - 27,4 %, вузы - 18,6 %. В 2012-2013 учебном году под воздействием разных факторов (целенаправленной политики государства, информационных, житейских и др.) эта структура приобрела следующий вид: 30,4 %, 19,6 % и 49,9 % соответственно. Таким образом, происходит значительное снижение доли начального и средне профессионального образования в пользу высшего профессионального образования, что связано еще и с тем, что для населения значение высшего образования не изменилось, оно является престижным и его получение входит в систему жизненных приоритетов.
Количественный рост учебных заведений привел резкому снижению уровня образования. Количество вузов регулируется не потребностями государства, а диктуется рынком. Слабым местом в развитии системы высшего образования является отсутствие координации между рынком труда. В силу отсутствия обоснованного прогноза спроса кадров, вузы на основании собственного интересов и, прежде всего, стремления к увеличению дохода, продолжает выпускать специалистов, которые не пользуются спросом на рынке труда, увеличивая перепроизводство дипломированных экономистов и юристов. При этом необходимо подчеркнуть, что на внутреннем рынке труда ощущается нехватка квалифицированных специалистов технического профиля. Вопросы трудоустройства выпускников, за исключением педагогических специальностей, не учитываются ни на системном или институциональном уровне. Система высшего образования развивается пока вне конкуренции. Вузы реализуют свои профессиональные образовательные программы вне зависимости от потребностей рынка труда и требований общества и государства. И поэтому высшее образование в стране в недостаточной степени отвечает условиям, которые предъявляются к выпускникам вузов в условиях быстро развивающейся научно-технической революции. В 2014 году Европейская научно-промышленная палата опубликовала на своем сайте Академический рейтинг институтов мира -европейский стандарт (Academic Ranking of World Universities - European Standard). При этом были
добавлены такие параметры, как роль университета на регион, мониторинг научного и учебного процесса, использование современных технологий информатизации учебного процесса, роль студентов в оценке качества преподавания, внутренняя политика повышения качества и др. Рейтинг был осуществлен по 9-балльной международной системе: три высших уровня А (ААА, АА, А), три достаточных уровня В (ВВВ, ВВ, В) и три удовлетворительных уровня С (ССС, СС, С). Вузы, не попавшие в таблицу, будут считаться «ниже рейтинга», профессор Айдаралиев А. А. [5] по установленной методике составил рейтинг вузов Кыргызстана, приведенный в таблице 2.
Таблица 2. Рейтинг вузов Кыргызской Республики
Место в рейтинге Высшее учебное заведение Баллы
1. Кыргызско-Турецкий университет «Манас» ВВВ
2. Кыргызско-Российский Славянский университет ВВВ
3. Международный университет Кыргызстана ВВВ
4. Американский университет в Центральной Азии ВВВ
5. Кыргызская государственная медицинская академия ВВ+
6. Кыргызский государственный технический университет ВВ+
7. Кыргызский национальный университет ВВ+
8. Кыргызский государственный аграрный университет ВВ
9. Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры ВВ
10. Кыргызская академия права ВВ
В контексте формирования Единого евразийского образовательного пространства были приняты единые «Рамочные требования к обеспечению качества внутри вузов». Они одобрены решением 22 заседания Совета по образованию Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС от декабря 2012 года.
Таким образом, исходя из рейтинга, ведущими университетами Кыргызстана и с присвоенными достаточно высокий уровень являются: Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Кыргызско-Российский Славянский университет, Международный университет Кыргызстана, Американский университет в Центральной Азии, остальные вузы по своим показателям совсем не имеют рейтинга. Это свидетельствует о том, что в системе вузов, как и во всей системе образования, далеко не все благополучно. Так, в настоящее время в республике наблюдается ситуация, когда выпускники высших учебных заведений, колледжей и профессиональных лицеев имеют сложности с трудоустройством по специальности, в то время как работодатели сообщают о сложностях с заполнением существующих вакансий на их предприятиях. В то же время сами практически не принимают участия в подготовке рабочих и специалистов, в которых они нуждаются. Так, по данным социологического опроса, проведенного во время Республиканской ярмарки вакансий в 2014 году, в среднем 70-80 % опрошенных работодателей заявили, что они не вкладывают никаких ресурсов в систему профессионального образования. Как считает Ниязова Н. Б. [6, с. 56], работодатели предъявляют высокие требования на рынке труда к профессионально подготовленному специалисту, но в условиях кыргызской действительности не желают участвовать в его подготовке. Это может привести к неоправданной экономии средств на переподготовку и повышение квалификации персонала.
Для устранения перекосов в подготовке кадров и других накопившихся проблем в системе образования в республике проводится большая работа. Наиболее важным этапом реформирования системы образования в Кыргызстане является принятие Стратегии развития образования на 2012 -2020 годы. Ее реализация направлена на построение гибкой, открытой, соответствующей современным требованиям национальной системы образования, с учетом лучших традиций отечественного образования и международного опыта. Сущность реформы заключается в том, что она должна повысить конкурентоспособность рабочей силы, а также стимулировать повышение качества и стоимости человеческого капитала в стране. Одним из направлений реформирования образования является переход к системе непрерывного многоуровневого образования по принципу «обучение длиною в жизнь», которая уже развивается в развитых странах. Непрерывному
образованию придается такое важное значение, исходя из следующих причин. Во -первых, информация, знания и мотивации к их постоянному обновлению становятся решающим фактором развития общества. Во-вторых, требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства являются мощным мотивом для получения образования и постоянного его повышения, обновления и совершенствования. В современном обществе потребность в непрерывном пополнении и обновлении профессиональных знаний обусловлена темпами научно-технического прогресса, переходом к информационному этапу развития общества и расширению возможностей для трудоустройства. В настоящее время наблюдается значительное снижение потребности в неквалифицированном труде, а большинство рабочих мест усложняются. Высокие требования к профессиональным качествам специалистов на современном этапе определяется следующими факторами - высоким уровнем технологичности процессов и применением новейших методологических подходов, обусловленных результатами научных исследований в различных отраслях хозяйственной деятельности. При этом наблюдается сокращение циклов создания большинства научных разработок и исследований и интенсивное устаревание знаний, приобретенных специалистами в профессиональных образовательных учреждениях. Существует мнение, что инженерные знания устаревают уже через три года. Общепризнано, что уровень развития современных технологий в каждой стране зависит от интеллектуального потенциала общества и уровня развития системы непрерывного образования в стране. Если не удастся добиться высокого уровня развития системы непрерывного образования путем совершенствования уже имеющихся элементов и внедрения новых форм обучения, то Кыргызстан не сможет повысить качество человеческого капитала, обеспечить свою экономическую безопасность и повысить уровень жизни своего народа.
В этой связи непрерывное образование следует рассматривать как процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных образовательных институтов в соответствии с потребностями личности и общества в целом. При этом обеспечение преемственности уровней образования -главное условие непрерывности образования.
Скорость изменения в технологиях, возрастающая сложность продуктов и технология их производства, сокращение времени внедрения, наконец, объективная необходимость в совершенствовании и обновлении знаний специалистов - вот основные причины, приводящие к тому, что непрерывное образование приобретает стратегическое значение. Это обусловлено тем, что оно может обеспечить как повышение качества подготавливаемых специалистов, так и обеспечит рост конкурентоспособности рабочей силы в стране и на международном рынке труда.
Итак, с одной стороны, можно говорить о непрерывном профессиональном образовании как условии успешной профессиональной деятельности работника, его конкурентоспособности и роста качества человеческого капитала, а с другой стороны, развитие непрерывного образования является необходимым условием для повышения экономического уровня страны и роста благосостояния населения. Отсюда следует вывод, что современное реформирование и модернизация всей системы образования являются объективной необходимостью для реального развития непрерывности образования.
В Кыргызстане в ноябре 2015 года была принята Программа правительства «Стабильность, доверие и новые возможности», которая фокусирует Кыргызстан на достижение результатов, которые были заявлены в Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР), где говорится, что одно из ключевых приоритетов состоит в том, что Кыргызстан должен состояться как государство «с высоким уровнем образования». Действительно, только повышение качества образования обеспечит выполнение тех задач, которые стоят перед страной. Поэтому уже несколько лет идёт активная работа над ядром качества - стандартами нового поколения для всех уровней образования. В 2012 году был принят такой стандарт для дошкольного образования и определен принципы стандартизации в высшем и среднем профессиональном образовании; в 2014 году принят Государственный стандарт общего среднего образования; в сентябре 2015 года были утверждены стандарты по предметам для школ и направлением для бакалавриата, специалитета и магистратуры.
В то же время следует сказать, что реформы системы обучения и подготовки кадров идут медленно и до сих пор во многом диктуются предложением, а не основываются на анализе рынка труда или прогнозах для рынка труда в общем или для определенных его сегментов. Как указывает профессор Савина С. Е. [7, с. 145], достижение экономического роста невозможно без активизации рабочей силы и предпринимателей. Однако система профессионального образования продолжает развиваться как самодостаточная закрытая система с незначительным участием работодателей в процессе разработки и применения новых учебных программ, которые были бы более эффективными в современных условиях.
Подводя итог проведенного анализа влияния образования на качество человеческого капитала, можно сделать вывод, что приоритетное направление в повышении качества образования состоит в комплексном решении наиболее актуальных проблем этой системы, основанных на строгом учете современной социально-экономической ситуации в тесной взаимосвязи всех заинтересованных участников, таких как государство, учебные заведения, работодатели и население.
Литература
1. Ромашов О. В. Социология и психология управления: учеб. пособие для вузов / О. В. Ромашов, Л. О. Ромашова. М.: Экзамен, 2002. 512 с.
2. Кыргызстан в цифрах, Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. г. Бишкек, 2015. 320 с.
3. Савин В. Е. Совершенствование статистического учета безработных на рынке труда // Вестник КРСУ, 2015. Т. 15. № 8. С. 132-136.
4. Статистический ежегодник Кыргызской Республики 2010-2015 гг. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. г. Бишкек, 2015. 433 с.
5. Айдаралиев А. А. Европейский рейтинг высших учебных заведений / А. А. Айдаралиев // Кутбилим, 2014. № 25 (10579). 4 июля.
6. Ниязова Н. Б. Инвестиции в высшее образование и влияние на него качества образования в высших учебных заведениях Кыргызской республики // Вестник КРСУ, 2016. Том 16. № 2.
7. Савина С. Е. Эффективный рынок труда как элемент экономической безопасности // Вестник Кыргызско-Российского Славянского ун-та. Бишкек: КРСУ, 2015. Том 15. № 8. С. 145-148.
Modernizing collaboration processes of working on graduate theses as the solution to the "research problem" of higher education Muravskii D.1, Muravskaia N.2 Модернизация процессов сотрудничества над написанием ВКР как решение «исследовательского» вопроса вузов Муравский Д. В.1, Муравская Н. В.2
'Муравский Даниил Владимирович /Muravskii Daniil — ассистент кафедры, кафедра маркетинга, Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, старший преподаватель, кафедра менеджмента,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт бизнеса и делового администрирования, г. Москва;
Муравская Николь Владимировна /Muravskaia Nikol — студент, факультет философии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в настоящей работе описывается модель коллаборативной студенческой исследовательской платформы, которая представляется как более практичная и экономичная альтернатива наиболее популярным решениям по развитию научно -исследовательской деятельности в вузах.
Abstract: in this work a model of collaborative student research platforms is proposed as a more practical and efficient alternative to the more popular solutions used for developing scientific research activities in higher education institutions.
Ключевые слова: стимулирование исследовательской деятельности, международные аккредитации бизнес школ, студенческие исследования.
Keywords: scientific research stimulation, international business school accreditations, undergraduate research.
Введение
Получение международных аккредитаций в настоящий момент является целевой задачей и важным приоритетом для всех ведущих российских бизнес-школ. Обладание аккредитациями таких