Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития в условиях Монголии (прогресс и перспектива)'

Образование для устойчивого развития в условиях Монголии (прогресс и перспектива) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВУЗЫ МОНГОЛИИ / ЭКОШКОЛЫ / ПРОЕКТЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MONGOLIA / ECOSCHOOL / PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яаш Шийлэгмаа, Энхмаа Адья, Цэрэнсодном Лочин

В статье утверждается, что поддержка устойчивого развития является одним из условий человеческого развития, сознания и нравственности. Именно образование обеспечивает экологические и этические знания, формирует умение и поведение для устойчивого развития общества. Для решения проблем устойчивого развития средствами образования необходимо, во-первых, совершенствовать методы обучения, во-вторых, учитывать современные требования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF MONGOLIA (PROGRESS AND PROSPECT)

In article it is claimed that support of sustainable development is one of conditions of human development, consciousness and morality. Education provides ecological and ethical knowledge, forms ability and behavior for sustainable development of society. For the solution of problems of sustainable development by means of education it is necessary to improve, first, training methods, secondly, to consider modern requirements for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития в условиях Монголии (прогресс и перспектива)»

УДК 37. 0 (517. 3)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ МОНГОЛИИ (ПРОГРЕСС И ПЕРСПЕКТИВА)

© Яаш Шийлэгмаа, доктор философии, директор научного департамента

Монгольский государственный университет образования

Монголия, Улан-Батор

E-mail: [email protected]

© Энхмаа Адья, доктор философии, директор школы искусств и физического воспитания

Монгольский государственный университет образования Монголия, Улан-Батор E-mail: [email protected]

© Цэрэнсодном Лочин, доктор философии, проректор по научной работе Монгольский государственный университет образования Монголия, Улан-Батор E-mail: [email protected]

В статье утверждается, что поддержка устойчивого развития является одним из условий человеческого развития, сознания и нравственности. Именно образование обеспечивает экологические и этические знания, формирует умение и поведение для устойчивого развития общества. Для решения проблем устойчивого развития средствами образования необходимо, во-первых, совершенствовать методы обучения, во-вторых, учитывать современные требования для устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, вузы Монголии, экошколы, проекты.

В настоящее время в мире актуальна проблема устойчивого развития. При установлении уровня развития любого государства раньше учитывался только экономический рост, тогда как в настоящее время учитываются факторы устойчивого развития общества, включая человеческие, общественно-экономические и состояние природной среды. Поэтому мы в статье ставили цель рассказать о том, как осуществляются идеи образования для устойчивого развития в рамках общеобразовательных школ и педагогических вузов Монголии и что накоплено в системе образования Монголии.

Монгольский народ считается экологически высокообразованным вследствие кочевого образа жизни при устойчивой традиции воспитывать подрастающее поколение с экологической ориентацией на будущее [2]. Это отражается в повседневных практиках, соблюдении ритуалов, сакрализации объектов живой и неживой природы. Традиционное сознание монголов формировалось под влиянием культа вечного синего неба, матери-прародительницы земли, неписаных правил поведения по отношению к природе. До настоящего времени ритуально-обрядовые практики не утратили свою значимость [1]. В сложной ситуации выбора развития Монголия не отставала от мировой

тенденции развития и сумела выработать свою программу устойчивого развития XXI века.

В прошлом веке содержание образования сводилось к тому, чтобы человек побеждал природу, побольше брал у нее, не думая о последствии, тогда как в настоящее время устойчивое развитие обеспечивается через безопасное производство с помощью щадящей природу технологий.

Осознав все это, во всем мире ищут решения этой проблемы. К решению данной проблемы может относиться и модель устойчивого развития, основанная на восточной философии.

Результат осуществления программы «Образование для устойчивого развития» может быть достигнут только в школах, а также в педагогических вузах отводится большая роль.

Содержание образования для устойчивого развития подразумевает следующее: каждый человек должен осознать смысл и способ своего существования, уметь понять других, жить и творить в сообществе себе подобных, постоянно пользоваться равной возможностью удовлетворять свои потребности, в результате этого совместно развиваться и владеть знаниями, навыками и умениями.

Причину неустойчивости современного образования можно объяснять следующими факторами:

■ образование было неустойчивым вследствие того, что оно было отделено от реальной среды, от быта;

■ образование было отделено от воспитания, т. е. сосредоточили внимание на обучении, игнорируя воспитание человека.

Была потеряна комплексная связь учеба-исследование-производство [3].

Что должны предпринимать для этого преподаватели?

Преподавателям необходимо формировать новую концепцию устойчивого развития, отражающую теорию, идею и принципы образовательной политики, основанной на воспитательной традиции монгольского народа, — воспитать человека, подчеркивая его неотъемлемую связь с природой. Каждый учитель должен осуществлять идеи этой концепции в своей деятельности. Технология реализации данной концепции — это обучать детей перестраивать свое мышление, учить умению работать коллективно, развивать трудолюбие, умение учиться в процессе действия, формирование человечности, честности.

Сегодня Министерство образования, науки и культуры Монголии составляет генеральный план деятельности по распространению образования для устойчивого развития, отражает его в рабочей документации в соответствии с 12-летним обучением общеобразовательной школы, выполняет работу по созданию учебной среды, внедрению содержания неформального образования. Разработаны учебные программы и руководства учебных программ с 5-го по 12-й класс, курсы по повышению квалификации учителей. Для учебной среды создаются экошколы, проводятся работы по озеленению среды. Например, в проекты экошкол были привлечены организации более 56 стран. По данным 2009 г. из госбюджета в ирландских экошколах было сэкономлено 3,1 млн единиц электроэнергии, 200 млн литр воды, 500 тысяч литр топли-

ва. Это значит, что из государственного бюджета страны было сэкономлено по самым скромным подсчетам 2 млн. евро. Именно такие опыты экошкол составляют основу устойчивого развития.

Нам предстоит на уровне общеобразовательных школ объединить под одним руководством работу и учебную деятельность, направленные на природную среду, создать правовую среду экошкол, формировать образование для устойчивого развития и экосреды, сделать экошколу местным центром устойчивого развития, повышать мастерство и профессионализм кадров для устойчивого образования, совершенствовать содержание неформального образования и образования для взрослых, внедрять содержание образования для устойчивого развития в программы вузов, готовящих учителей, наряду с этим расширять сферу деятельности, уже начатую в этом направлении.

В сентябре 2015 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН вынесла решение распространять идеи устойчивого развития. В рамках этого проекта были поставлено 17 задач для внедрения. Для этой цели каждая страна должна дать своим согражданам общее понятие о устойчивом развитии посредством своих образовательных учреждений.

Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала проводить эту работу в духе 10-летней (с 2005 по 2014 г.) программы устойчивого развития, объявленной постановлением 57/254 Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 2002 года «Годом 10-летнего юбилея "Образования для устойчивого развития"» (United Nations General Assembly, 2002, resolution 57/254). Монголия рассматривает эту рекомендацию как возможность интенсивного обновления образовательного стандарта и учебных программ, возможность достичь устойчивого развития путем перестройки мышления, способа учебы, труда и жизнеобеспечения учащихся, которым должны помочь учителя и воспитатели, несущие ответственность за воспитание и совершенствование подрастающего поколения.

В рамках качественного обновления образования Монголии реализуется комплексная программа начального и среднего образования. Идея этой программы состоит в том, чтобы ее содержание соответствовало целям и задачам устойчивого развития и также отражало условия Монголии. Большая роль отводится образовательным учреждениям в распространении устойчивого развития, возрождении монгольских национальных традиций и обычаев, в развитии экологического мышления, в получении учащимися общеобразовательных школ экологического образования в соответствии с данной концепцией.

В 2005 г. Монголия присоединилась к программе «Образование для устойчивого развития» и приняла обязательство проводить политику для поддержания образования устойчивого развития. В 2005-2006 гг. Министерство окружающей среды и Министерство образования, культуры и науки создали совместную рабочую группу, которая разработала первый вариант национальной программы для поддержки образования для устойчивого развития и отправила на рассмотрение правительства. В 2009 г. в Монголии принята Национальная программа реализации ОУР для всех на 2009-2019 гг., а также программа мероприятий в интересах реализации Всеобщего экологического образования в целях устойчивого развития [8].

Придерживаясь этих правовых актов посредством образовательных учреждений, мы проводим работу по распространению, разъяснению и пропаганде идеологии образования для устойчивого развития среди населения. Устойчивое развитие не может быть достигнуто только лишь государственным регулированием, использованием достижений научно-технического прогресса или повсеместным внедрением наилучших доступных технологий [5].

Есть возможность заложить и укреплять фундаментальную основу устойчивого развития в Монголии путем поэтапного формирования у населения идей устойчивого развития, привития экологической культуры и воспитания. По нашему мнению, в программу также нужно включить и внедрять такие виды работы, как возрождение и популяризация традиционных знаний по защите природы, проведение семинаров, курсов ОУР в сочетании с традиционными способами защиты природы с целью поддержки и приобретения детьми таких знаний, восстановление традиционных связей народных обычаев и религии для защиты окружающей среды. В качестве основных проблем традиционно называются недостаток учебной, учебно-методической литературы, отсутствие средств на проведение исследований практико-ориентированных мероприятий, эколого-образовательных акций [6].

В ходе реализации программ также предполагаются поддержка работы по получению образования для устойчивого развития формальным и неформальным путем, разработка и распространение учебников и учебных пособий, широкое применение информационных технологий для проведения дистанционных обучений, широкое привлечение законодателей, местных руководителей, защитников природы, учителей, воспитателей, ученых, исследователей.

Мы согласны с положением о том, что образование — это не только теоретические знания, это в большей степени воспитание, основа становления человеком. Конечно, важно получить фундаментальные научные знания. Все едины во мнении, что концепцию «Образование для устойчивого развития» нужно распространять и внедрять, но важно прийти к единому мнению о том, как внедрять все это в монгольскую действительность, каким образом отражать это в документах. Во всем мире говорят об образовании для устойчивого развития, хотя трудно выделить страну, где должным образом осуществляется эта концепция. Нам еще предстоит:

- разработать индикаторы эффективности осуществления концепции «Образование для устойчивого развития» и выработать соответствующие методы;

- рассчитать и сформулировать будущий результат проекта с самого начала деятельности.

Добиваясь цели образования для устойчивого развития, какому из этих направлений дать предпочтение — развитию творческого мышления и умственной способности учащихся или их моральному воспитанию?

Таким образом, процесс реализации образования в интересах устойчивого развития в Монголии имеет ряд особенностей. На современном этапе развития, на наш взгляд, противоречий и сложностей больше, чем возможностей для реализации ОУР. Вместе с тем они не являются непреодолимыми, есть

определенный опыт и потенциал для успешного внедрения образования в интересах устойчивого развития в Монголии [1].

В соответствии с политикой внедрения образования для устойчивого развития в Монголии Министерство образования, культуры и науки проводит обновление программ общеобразовательных школ в соответствии с принципами образования для устойчивого развития, а Министерство окружающей среды и туризма дает профессиональные советы по вопросам защиты природы.

В связи с этим нас волнуют следующие вопросы: что наблюдается, о чем можно говорить, если смотреть на проблемы образования для устойчивого развития с точки зрения традиционной культуры, ценностей Монголии? Как осуществляется и куда при поддержке Запада движется наше современное образование для устойчивого развития? В чем наши ошибки? В чем наши успехи? Что мы должны делать для устранения ошибок и закрепления успехов? Сможет ли прижиться идея «Образования для устойчивого развития» в философии кочевников?

Внедрение образования устойчивого развития в учебный процесс Монгольского госуниверситета осуществляется путем последовательного формирования у преподавателей и студентов концепции устойчивого развития, окружающей среды, экологического образования на фоне экологической традиции монгольского народа — жить в гармонии с природой, разумно используя международные опыты.

В ходе реализации проекта были организованы учебно-методические семинары, курсы среди учителей и руководителей общеобразовательных школ для продвижения идеологии устойчивого развития в образовательную практику, в рамках всей страны внедрены в учебный процесс идеи устойчивого развития, изданы газеты, книги, пособия, брошюры, были подготовлены учителя для выездных курсов, а также на местном уровне разрабатываются и осуществляются специальные проекты. Студенты МГУО пишут и защищают бакалаврские и магистерские дипломные проекты по теме ОУР.

Образование для устойчивого развития — это будущее образование, поэтому одними проектами этот вопрос решаться не будет. В связи с этим международные организации осуществляют в Монголии эти проекты. В соответствии Боннской декларацией 2009 г., провозгласившей внедрять идеологию устойчивого развития в учебный процесс высшей школы, в 2009 г. была создана в МГУО экспериментально-исследовательская группа для реализации концепции «Образование для устойчивого развития». Со времени появления эта группа внедряла следующие проекты: «отражение идей ОУР в содержании каждого урока» совместно с Обществом технического сотрудничества Германии, «отражение идей ОУР в содержании учебы при подготовке педагогических кадров» совместно с университетом Уппсала Швеции, «Педагогическое образование для устойчивого развития: инновационные курсы» совместно с филиалом ЮНЕСКО в Пекине, издано учебное пособие «Опыты Монголии по внедрению идей образования для устойчивого развития в учебный процесс при подготовке педагогических кадров» [7]. В настоящее время успешно осуществляется проект «Внедрение инноваций-обслуживаний «устойчиво развивать ОУР» в начальное образование Монголии» при поддержке

Научно-технологического фонда. В ходе реализации этих проектов экспериментально-исследовательская группа наряду с внедрением идей ОУР в начальное образование и учебный процесс подготовки педагогических кадров разработала основные индикаторы, выявляющие интеграцию преобладающих направлений концепции ОУР в учебных программах.

Исследовательская группа 4 раза организовала семинары для преподавателей педагогических вузов страны, охватившие более 200 человек, совещания руководящих работников 55 общеобразовательных школ 21-го аймака. В рамках программы «Участия ЮНЕСКО» среди преподавателей вузов проведен семинар с участием Йоркского профессора Чарлеса Хопкинга из Канады, также семинары Центрального, Восточного и Гобийского регионов в аймаках Архангай, Дорнод, Дундговь для распространия идеи ОУР.

Экспериментально-исследовательская группа разработала и опубликовала сборники «Образование для устойчивого развития: текущий урок», «Образование для устойчивого развития: пособие для руководящих работников органов образования», немало научных статей и рекомендаций, а также проведено исследование «Знание об ОУР у учеников у 9-12 кл.». Во всех этих работах мы старались отразить идеи устойчивого развития и «Образования для устойчивого развития» через призму мировосприятия монголов, народной традиции воспитания. Нам представляется необходимым объединить опыты, информации, результаты экспериментов, собранные в ходе осуществления программ, проектов, экспериментов, исследований, и наметить дальнейшую работу в этом направлении. В деле распространения и внедрения концепции ОУР в Монголии очень важную роль играет именно деятельность МГУО.

Цель и деятельность МГУО:

• формировать рациональную систему руководства и организации по внедрению ОУР и создавать правовую основу деятельности;

• направить деятельность программ, проектов на поддержку движений «экошкола», «экоорганизациия»;

• в рамках действий ОУР оказывать поддержку для восстановления и улучшения природной среды (посадка деревьев, озеленение и т. д.);

• подготовить и разработать учебный стандарт, содержание, форму и методику формального и неформального обучения по приобретению способов, навыков защиты окружающей среды, устойчивого развития, экологического образования;

• подготовить и переподготовить педагогических кадров по формальному и неформальному обучению устойчивому развитию, окружающей среде, экологическому образованию, организовать и проводить поэтапные учебы по повышению квалификации. В итоге будут выработаны стандарт, содержание, методология ОУР; все население обеспечено информацией об ОУР и располагать определенными знаниями и понятиями, заложен фундамент для внедрения ОУР на всех этапах развития, разработаны учебные материалы по ОУР, окружающей среде, экологическому образованию, создана информационная сеть для всеобщего пользования и распространения.

В результате исследований о современном состоянии ОУР в Монголии и учета перспективы развития мы пришли к следующим выводам:

Педагогическая наука всегда содержала, содержит и будет содержать идеи образования для устойчивого развития. Внедрение этой идеи в практику является актуальной проблемой современности. Поэтому необходимо сочетать инновацию с народной традицией, эффективно организовать возрождение народной традиции воспитания во всех сферах жизни, для этого широко привлекать старшее поколение.

Создать сеть ОУР, расширять сотрудничество исследовательских организаций и исследователей, разработать совместные проекты, объединить совместные усилия исследователей и гражданского населения с помощью научных конференций.

Открыть для учащихся возможность активно участвовать в работе по распространению идей ОУР на основе неразрывной связи учебы и воспитания; при этом использовать эстетическое воспитание, народные способы воспитания — учить уму-разуму и идеи концепции ОУР.

Была нарушена межпредметная связь, каждый предмет изучается отдельно от других. Есть четыре основных вопроса, решение которых приводит к достижению цели устойчивого развития: окружающая среда, социально-культурная, политико-экономическая деятельность, образование и наука. Все эти вопросы надо изучать в комплексе, во взаимосвязи, смотреть с позиции единства мироздания.

Сформировать у учителей осознанную необходимость в изучении ОУР, мотивацию и стремление внедрять эти идеи в процесс урока и успешно претворять в жизнь. Проявление инициативы и активности со стороны каждого учителя даст возможность учителям интегрировать предметы, тем самым откроет широкую возможность внедрять в учебный процесс общеобразовательной школы содержание, методологию, идею оценок.

Литература

1. Aktamov, I. G., Zhadambaa, B., Shiilegmaa, Y. (2015). Education for sustainable development: positive and negativeexperience of Mongolia. Vestnik. Khanty Mansiysk. .

2. Амархуу, О. (2000). Байгаль орчныг хамгаалах Монгол зан заншил, хууль цааз. Улаанбаатар

3. Монгол Улсын Боловсролын Их Сургууль. (2010). Тогтвортой хeгжихYЙц багш боловсрол-ээлжит хичээл. Улаанбаатар

4. United Nations General Assembly. (2002). The UN Decade of Education for Sustainable Development 2005-2014. United Nations General Assembly, 57th Session in December, resolution 57/254

5. Дагбаева Нина Жамсуевна. (2012). Тогтвортой хегжлийн боловсролын Yзэл са-нааг хэрэгжYYлж буй Оросын бYC нутгуудын туршлага. Тогтвортой хегжлийн боловсролын Yзэл санааг багш бэлтгэх сургалтад нэвтруулж буй олон улсын туршлага. ОУЭШХурлын эмхэтгэл. Улаанбаатар

6. Innokentii G, Actamov. (2015)Education for Sustainable Development in Russia, Mongolia, China; The grooving points. The international practices of ESD integration into teachers training programs. Ulaanbaatar: Nom hur.

6. Жадамбаа, Б, нар. (2015). Тогтворшилтой хегжлийн боловсролын онол, аргазYЙн зарим асуудал. Улаанбаатар

7. Официальный сайт Министерства природы, зеленого развития и туризма. Режим доступа: http: //www. mne. mn/mn/573.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF MONGOLIA (PROGRESS AND PROSPECT)

Shiylegmaa Yaash, doctor of philosophy,

director of scientific department of the Mongolian state university of education

(Ulaanbaatar, Mongolia)

E-mail: [email protected]

Adya Enkhmaa, doctor of philosophy, principal of arts and physical training Mongolian state university of education (Ulaanbaatar, Mongolia) E-mail: [email protected]

Lochin Tserensodn, doctor of philosophy, vice rector for scientific work Mongolian state university of education, (Ulaanbaatar, Mongolia) E-mail: [email protected]

In article it is claimed that support of sustainable development is one of conditions of human development, consciousness and morality. Education provides ecological and ethical knowledge, forms ability and behavior for sustainable development of society. For the solution of problems of sustainable development by means of education it is necessary to improve, first, training methods, secondly, to consider modern requirements for sustainable development.

Keywords: sustainable development, higher education institutions of Mongolia, eco-school, projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.