Научная статья на тему 'Изучение возможностей поддержки развития детей через деятельность поддержки обучения'

Изучение возможностей поддержки развития детей через деятельность поддержки обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАУЧЕНИЯ / LEARNING PRINCIPLES / НАУКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING TACTICS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДДЕРЖКЕ ОБУЧЕНИЯ / PROMOTING TRAINING ACTIVITIES / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / DEVELOPMENT AND FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нямаа Цогзолмаа

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением Программы по поддержке обучения (ДПО), которая решает вопросы развития обучающихся и преподавателей дошкольных общеобразовательных организаций, Монгольского Государственного университета образования и педагогического института при МГУО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING CAPABILITY TO SUPPORT CHILDREN’S DEVELOPMENT BY PROMOTING TRAINING ACTIVITIES

This article examines issues related to the implementation of the Program for the Support of Education (DPO), which addresses the development of students and teachers of pre-school educational institutions, the Mongolian State University of Education and the Pedagogical Institute at the Moscow State University.

Текст научной работы на тему «Изучение возможностей поддержки развития детей через деятельность поддержки обучения»

5. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mysl. Istoriya. Lyudi. Avtory-sostaviteli L.P. Salchak, K.B. Salchak. - Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 2003. - 256 s.

6. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovaniya v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. - Kyzyl, 1953. - 136 s.

7. Tatarintsev B.I. K istorii izucheniya tuvinskogo yazyka (20-30-e gody) // Voprosy tuvinskogo yazykoznaniya. - Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 1993. - S.19-31.

8. Khomushku O.M. Religiya v istorii kultury tuvintsev. - M.: Nauka, 1998. - S. 127.

9. ShafikovaZ.Kh. Bashkirskaya pedagogicheskaya mysl vtoroj poloviny XIX veka i ee vliyanie na razvitie vospitaniya v natsionalnoj shkole. AKD. - M., 1994. - 22 s.

10. Starejshaya shkola Tuvy otmechaet 100-letnij yubilej [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: www.tuvaonline.ru (Data obrascheniya: 12.10.2017g.)

11. Istoriya shkoly: MBOU SOSh № 2 g. Kyzyla [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// http://kyzyl-2.edu17.ru/istoriya-shkoly-2/ (Data obrascheniya: 15.10.2017g.)

Маады Сайзана Салчаковна - аспирант 2-ого года обучения кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Maeda Saizana - post-graduate student of the 2nd year of teaching at the Department of Pedagogy of Tuva State University, Kyzyl

УДК 372

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ

Нямаа Цогзолмаа МГУО Педагогический институт, Монголия

STUDYING CAPABILITY TO SUPPORT CHILDREN'S DEVELOPMENT BY PROMOTING

TRAINING ACTIVITIES

TSOGZOLMAA NYAMAA Mongolian State University of Education

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением Программы по поддержке обучения (ДПО), которая решает вопросы развития обучающихся и преподавателей дошкольных общеобразовательных организаций, Монгольского Государственного университета образования и педагогического института при МГУО.

Ключевые слова: закономерность научения, наука преподавания, деятельность по поддержке обучения, развитие, социализация,

This article examines issues related to the implementation of the Program for the Support of Education (DPO), which addresses the development of students and teachers of pre-school educational institutions, the Mongolian State University of Education and the Pedagogical Institute at the Moscow State University.

Key words: learning principles, teaching tactics, promoting training activities, development and formation.

Введение. Мы сталкиваемся с неизбежной необходимостью, чтобы образовательная система шла в ногу со временем в решении культурно-цивилизационных реформ человечества и социально-экономической революции, базированных на исследованиях техники, технологии и инновации, изменяющейся (знаний, умений, подхода - социализации) изо дня в день. Поэтому, нам - монголам невозможно отставать от мира, т. е., от глобализации, уже наступила пора действия процесса совместного развития и получения образования. Смысл этого процесса заключается в том, что нужно базироваться на исследованиях о взаимовлиянии природы, общества и экономики, где человек сможет жить. Однако, влияние глобализации сильно проявляется в области образования, особенно в лице нетрадиционных религий.

В данной статье мы обобщенно рассматриваем вопросы, связанные с изменениями концепций образовательной системы Монголии, образовательной политики, базированной на исследованиях, об их осуществлении, доступности и итогах, а также попытаемся анализировать организацию преподавательской деятельности и об их итогах.

Настоящее исследование выполнено в рамках совместного Российско-Монгольского исследовательского проекта: «Историко-этнографическое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии» по поддержке обучения (ДПО). Раньше при рассмотрении вопроса о развитии человека (детей) считали, что он развивается и формируется только благодаря урокам. Этого стало недостаточно, деятельность по поддержке обучения или внеурочная деятельность, гражданское образование, деятельность по обучению умениям жить имеют высокое значение. При организации и реализации данной деятельности весьма важно учитывать внедрение лучшего опыта других стран в связи со специфическими особенностями, с приспособлением экологической среды, с потребностями человека (детей), с их особенностями и различиями.

Основная часть. Под системой образования нами понимается Министерство образования, управления и отделы, их руководящие работники, специалисты, вузы и колледжи, общеобразовательные школы, детсады, отношения, права и обязанности учителей / преподавателей. Эти субъекты по-разному принимают идею глобализации. Одни считают глобализацию как развитие и прогресс, а другие как «чужое образование», не приспособленное к Монголии, что и является неотложной и актуальной проблемой. В частности, в последние 10 лет в рамках общеобразовательной школы говорилось и говорится, что в школу надо поступать с шести лет, о Кембриджской программе, о национальной программе «Правильное монгольское дитя», о программе «Ядрo» и т.д.

Хотя и сегодня в условиях глобализации распространяется плюрализм, при разработке образовательной политики следует учитывать особенности и различия ребенка-монгола: четырехвременное территориальное расположение (по временам

года), питание и продукты, культуру и цивилизацию. В частности, вместо разработки «своей» стратегии или политики развития правительство, министерства и канцелярские управления копируют образовательную политику высокоразвитых стран, которая не учитывает монгольских особенностей, поэтому имеют место недостатки и недочёты, которые влияют не только на развитие страны, но и на обеспечение потребностей обучающихся: учёба, получение образования, развитие и социализация.

Мы сочли правильным затрагивать и другой вопрос. Раньше у нас была цель - готовить человека со знаниями, с широким кругозором, такой подход был и до недавнего времени, да и нынче большинство считают так. Большим человеком считали выпускника зарубежных вузов, при этом не учитывали того, как учился он в том или ином вузе, какова его жизненная потребность. Общеизвестно, что учёба в зарубежных вузах и реализация полученных знаний в своей стране является правильным делом, однако надо учитывать соответствие выпускника зарубежного вуза, т.е. его умения применять полученные знания и потребность страны.

В настоящей статье кратко представляем итоги исследовательской работы, называемой «Хорошей программой», суть которой заключается в том, как развитие, социализация, самостоятельная учёба и жизнь человека (детей) влияет на становление гражданина-личности. В частности, при реализации данной программы нами изучались опыт Японии, Дании, Кореи, Финляндии и других стран, и ее реализацию проводили с учетом особенностей своей страны, и эту программу мы считаем глобальным или глобализирующим подходом.

Понятия о глобализации включают в себя широкое содержание, они начинаются с весьма простых единиц. Развитие и социализацию каждого человека следует проводить в соответствии глобальному уровню и созданию общества.

В нашу страну после 1990-ых годов проникли нетрадиционные религии, как христианство, протестантизм, католицизм и их различные течения и направления. Среди школьников есть немалое количество людей свободно посещающих протестантские церкви и их собрания, особенно по субботам и воскресеньям. У тех ребят, которые ходят в церкви нетрадиционных религий, формируется другое мировоззрение, противоречащее монгольскому. Привожу один пример: В одном аймаке лет 7-8 назад пропала девушка-школьница, оставив письмо следующего содержания: «Меня не ищите, я уйду в тот мир - в рай, там я буду жить в богатстве и в достатке». Ее нашли мертвой через несколько дней. Подобное случилось и в столице года 2 назад. Тоже девушка, ученица старших классов, решила умереть, поднялась на восьмиэтажный дом и спрыгнула оттуда. Она тоже писала: «Мне надоело жить, уйду в тот мир, и меня спасет Христос, мой Учитель».

В национальной программе «Правильные монгольские дети», реализуемой правительством, отразились идеи: воспитание и привитие у себя хороших качеств и гуманистичности, необходимых человеку, самими детьми, самопознание, самоделание, самотворение, у каждого ребенка имеются врожденные «данные» -способности (конструктивист) для сотворения всего (Программа "Талант"), применения их в жизни, обогащение и развитие своих умений, для чего нужно делать

обработку, опираясь на опыт (Программа "Книга"), накопленный другими, превратить его в свою потребность, все это, в конечном счете, окажет положительное воздействие на развитие и социализацию детей.

На смену тенденции обучения с применением силы извне (учение преподавателя) пришла организация преподавательской деятельности согласно закономерностям учёбы и развития детей, базированная на деятельности научения самих учащихся. Другими словами, организация деятельности учителя согласно закономерностям научения детей становится актуальной и неотложной проблемой в образовательной системе Монголии. Необходимы и ответственные специалисты, члены семьи, государственные и негосударственные организации по оказанию помощи и поддержки в этом деле. Это и является гуманистической образовательной системой, предпочитающей человека, это главный критерий образования развитых стран.

Исследовательская часть. Даны некоторые результаты исследования по воздействию на развитие учащихся, нынешнему состоянию деятельности по поддержке обучения (ДПО) на уровне базового образования (охвачены столичные общеобразовательные школы №75, 23, Дархан-Од, 1-ая школа аймака Сэлэнгэ, 2-ая школа аймака Дорногоби).

Цель исследования: Сбор материалов о воздействиях на развитие учащихся, о нынешнем состоянии деятельности по поддержке обучения (ДПО) в рамках базового образования, подытоживание результатов и разработка мнений и рекомендаций.

Нашими исследованиями было охвачено 50 учителей ОСШ, из них 36% (18) -учителя, 64% (32) - учительницы, 500 учащихся, из них 38% (190) мальчиков, 62% (310) девочек.

Рассмотрим интересы учащихся со стороны деятельности по поддержке обучения (ДПО):

Таблица 1.

ДПО Показатели Классы

6-ой класс 7-ой класс 8-ой класс 9-ый класс

Гражданское образование Не знаю - 5% /25/ -

Безынтересно 10% /50/ 6% /30/ 9% /45/ 15% /75/

Не интересно /в среднем/ 15%/75/ 13% /65/ 18% /90/ 20% /100/

Интересно 25% /125/ 42% /210/ 48% /240/ 45% /225/

Очень интересно 50% /250/ 34% /170/ 25% /125/ 20% /100/

Интерес больше 65%-76% 75%+ 76%+ 73%+ 65%+

Внеурочная деятельность Не знаю - 5% /25/ - -

Безынтересно 10% /50/ 8% /40/ 10% /50/ 9% /45/

Не интересно /в среднем/ 10% /50/ 13% /65/ 15% /75/ 11% /55/

Интересно 38% /190/ 43% /215/ 35% /175/ 43% /215/

Очень интересно 42% /210/ 31% /155/ 50% /250/ 37% /185/

Интерес больше 74%-85% 80%+ 74%+ 85%+ 80%+

Деятельность по обучению умениям жить Не знаю - 2% /10/ 3% /15/ 2% /10/

Безынтересно 6% /30/ 4% /20/ 5% /25/ 4% /20/

Не интересно /в среднем/ 8% /40/ 6% /30/ 3% /15/ 10% /50/

Интересно 43% /215/ 46% /230/ 51% /255/ 53% /265/

Очень интересно 43% /215/ 40% /200/ 38% /190 31% /155/

Интерес больше 84%-87% 86%+ 86%+ 87%+ 84%+

Рассмотрим убедительность в организации ДПО:

Таблица 2.

ДПО Показатели Кол-во учителей В процентах

Не знаю, что сказать 2 4%

Гражданское образование Неубедительно - -

Сомнительно /в среднем/ 8 16%

Убедительно 35 70%

С полным убеждением 5 10%

Вера и убеждение в организации деятельности 80% 80%

Не знаю, что сказать 2 4%

Внеурочная деятельность Неубедительно 1 2%

Сомнительно /в среднем/ 8 16

Убедительно 27 54%

С полным убеждением 12 24%

Вера и убеждение в организации деятельности 78% 78%

Деятельность по обучению умениям жить Не знаю, что сказать 3 6%

Неубедительно 1 2%

Сомнительно /в среднем/ 11 22%

Убедительно 25 50%

С полным убеждением 10 20%

Вера и убеждение в организации деятельности 70% 70%

Выводы. Судя по итогам исследования интерес участия в деятельности по поддержке обучения учащимися было 65%-86%, убежденность и вера учителей в организации данной деятельности 70%-80%. Отсюда мы пришли к следующим выводам.

• По сравнению с другими странами (Япония и др) интерес обучающихся (65%-86%) высокий. Это и есть проявление характера монгола, его веры и убежденности, трудолюбия, упорности и умений в поиске нового. Однако 35% или 175 обучающихся относятся к сомневающимся, не проявляющим интереса и незнающим: в результате собеседования с фокус-группой нами было уточнено, что участие каждого обучающегося во многих деятельностях оказалось "совсем новым", "затруднительным", значит, они все еще не смогли освободиться от прежних привычек и укладов.

• При опрашивании учителей относительно их веры и убежденности в организации ДПО 70%-80% отвечали "возможно". При этом были затронуты следующие вопросы:

^ Найти проблему;

^ Работать группой;

^ Вынести коллективное решение;

^ Уважительное относиться к взглядам других и выразить свое мнение, внести предложения;

^ Рассуждать;

^ Разрешить проблему;

^ Принимать ответственность.

И другие ценности не смогли стать достаточной поддержкой в усвоении соответствующих умений.

• Наши исследования проводятся как раз на этапе осуществления, так что не отрицаем неполноценности, другими словами возможны и минусы.

Идея, рассматриваемой нами программы, содержание которой направлено на формирование гражданина, способного работать в любой стране мира, самоуверенного, с умениями самообразования и вести свою жизнь, направлена на развитие каждого обучающегося.

Библиографический список

1. Цогзолмаа Н. Оюутан-багш тулувших явцад хичээлээс гадуурх ажлын нулууллийг судалсан нь. Канд. диссертация. - Улаанбаатар: Эдмон, 2010.

2. Насанбаяр Б нар. Бага, суурь боловсролын сургалтын цум хутулбур. Хичээлээс гадуурх уйл ажиллагаа. - Улаанбаатар. Колорфул. 2014.

3. Хуухэд бурийн хугжлийг дэмжих бага боловсролын цум хутулбурийн хэрэгжилт -зувлун туслах Yйлчилгээ, мониторингийн тайлан, 2015.

4. Бага насны хуухдийн сэтгэл судлал МУБИС.С9БС. Улаанбаатар: BCI, 2013.

5. Japan Society for Educational Technology. 36 (4>, 407-418. 2013. О 7 U > Rvy УФЬпШШ t ШШ ■

ш ■ т e t^t- пштшштш o шш to тт.

(Jpn. Уч Educ. TechnoL)

6. Хуухдийн эрхийн тухай конвенцEDO. Publishing Co.ltd, 2010. Bibliograficheskij spisok

1. Tsogzolmaa n. oyuutan-bagsh tuluvshikh yavtsad khicheelees gaduurkh azhlyn nuluullijg sudalsan n. kand. dissertatsiya. - ulaanbaatar: edmon, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nasanbayar b nar. baga, suur bolovsrolyn surgaltyn tsum khutulbur. khicheelees gaduurkh ujl azhillagaa. - ulaanbaatar. kolorful. 2014.

3. Khuukhed burijn khugzhlijg demzhikh baga bolovsrolyn tsum khutulburijn kheregzhilt -zuvlun tuslakh ?jlchilgee, monitoringijn tajlan, 2015.

4. Baga nasny khuukhdijn setgel sudlal mubis.s?bs. ulaanbaatar: bci, 2013.

5. Japan society for educational technology. H^^fl 36 (4>, 407-418. 2013. О 7 U > Rvy УФЬпШШ t ШШ ■

ш ■ т e t^t- пштшштш o шш to тт.

(Jpn. /ч Educ. TechnoL)

6. Khuukhdijn erkhijn tukhaj konventsedo. publishing co.ltd, 2010.

Нямаа Цогзолмаа - доктор, МГУО Педагогический институт Tsogzolmaa Nyamaa - Ph.D, Mongolian State University of Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.