Научная статья на тему 'ОБРАЗНОСТЬ ДЕТСКОГО РИСУНКА'

ОБРАЗНОСТЬ ДЕТСКОГО РИСУНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ РИСУНОК / ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС / ОБРАЗНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПАМЯТЬ / CHILDREN'S DRAWING / ALL-RUSSIAN COMPETITION / IMAGERY / EXPRESSIVENESS / PEDAGOGY OF ART / GREAT PATRIOTIC WAR / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович

В статье анализируется образность как категория педагогики искусства и как качественная характеристика результатов художественного изобразительного творчества. На материале Всероссийского конкурса детского рисунка «Мой прадед - победитель», посвященного 75-летию Победы, осуществляется экспертная оценка поступивших на конкурс детских произведений. Делается вывод: детский рисунок отражает мысли автора и несет чувственный образный след своего времени, некоторым результатам детского изобразительного творчества присуща образность, что позволяет оценивать их с позиций выразительности художественного образа в единстве формы и содержания. Лучшие работы детей достойны пополнить Международную коллекцию детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой хранятся рисунки более чем за сто лет (1897-2020 гг.), и «служить великолепным документом своего времени».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD PATTERN FIGURABILITY

The article analyzes imagery as a category of art pedagogy and as a qualitative characteristic of the results of artistic visual creativity. Based on the material of the all - Russian children's drawing contest "My great-grandfather-winner", dedicated to the 75th anniversary of the Victory, an expert assessment of children's works submitted to the competition is carried out. The conclusion is made: children's drawing reflects the author's thoughts and carries a sensual image trace of its time, some of the results of children's visual creativity are characterized by imagery, which allows us to evaluate them from the point of view of the expressiveness of the artistic image in the unity of form and content. The best works of children are worthy of adding to the International collection of children's drawings of the Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», which stores drawings for more than a hundred years (1897-2020) and "serve as a magnificent document of its time.".

Текст научной работы на тему «ОБРАЗНОСТЬ ДЕТСКОГО РИСУНКА»

4. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №12-8. - С. 1526-1528.

5. Конева И.А., Краснова Е.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и их коррекция // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. С. 113-116.

6. Конева И.А., Кузнецова К.Э. К проблеме образа я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. С. 149.

7. Конева И.А., Куликова К.А., Терешина Н.С. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. С. 336-341.

8. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. - М.: Академия, 2006. - С. 199.

9. Маркова М.В., Ветрила Т.Г. О разработке комплексной системы медико-психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - № 2 (22). - С. 38-45.

10. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. - М.: Книголюб, 2008. - 144 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Копцев Виктор Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Московский педагогический государственный университет"

Институт изящных искусств, художественно-графический факультет (г. Москва)

ОБРАЗНОСТЬ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Аннотация. В статье анализируется образность как категория педагогики искусства и как качественная характеристика результатов художественного изобразительного творчества. На материале Всероссийского конкурса детского рисунка «Мой прадед - победитель», посвященного 75-летию Победы, осуществляется экспертная оценка поступивших на конкурс детских произведений. Делается вывод: детский рисунок отражает мысли автора и несет чувственный образный след своего времени, некоторым результатам детского изобразительного творчества присуща образность, что позволяет оценивать их с позиций выразительности художественного образа в единстве формы и содержания. Лучшие работы детей достойны пополнить Международную коллекцию детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой хранятся рисунки более чем за сто лет (1897-2020 гг.), и «служить великолепным документом своего времени».

Ключевые слова: детский рисунок, всероссийский конкурс, образность, выразительность, педагогика искусства, Великая Отечественная война, память.

Annotation. The article analyzes imagery as a category of art pedagogy and as a qualitative characteristic of the results of artistic visual creativity. Based on the material of the all - Russian children's drawing contest "My greatgrandfather-winner", dedicated to the 75th anniversary of the Victory, an expert assessment of children's works submitted to the competition is carried out. The conclusion is made: children's drawing reflects the author's thoughts and carries a sensual image trace of its time, some of the results of children's visual creativity are characterized by imagery, which allows us to evaluate them from the point of view of the expressiveness of the artistic image in the unity of form and content. The best works of children are worthy of adding to the International collection of children's drawings of the Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», which stores drawings for more than a hundred years (1897-2020) and "serve as a magnificent document of its time.".

Keywords: children's drawing, all-Russian competition, imagery, expressiveness, pedagogy of art, the Great Patriotic war, memory.

Введение. Детский рисунок подкупает своей выразительной непосредственностью и образностью. Когда мы говорим об образности произведения искусства, то, прежде всего, имеем в виду такие его качественные характеристики как красочность, метафоричность, музыкальность, поэтичность, иносказательность, сочность, экспрессивность, выразительность, яркость, художественность и др. Можно ли применить эти характеристики для детского рисунка, ведь его создатель - ребенок еще не имеет большого опыта художественно-творческой деятельности?

Работая в экспертной группе Всероссийского конкурса детского рисунка «Мой прадед - победитель», организованного ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», мы смогли выявить работы, отличающиеся особой притягательностью и выразительностью. Конкурс посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, дате, которая в России значима для каждой семьи. Поэтому не случайно конкурс сопровождался поступлением большого количества работ юных художников разных возрастных групп (5-15 лет).

Известно, что рисование является любимым занятием детей, это повсеместно наблюдаемое действо проявляется с самого маленького возраста. Дети по собственному посылу с интересом и много рисуют на любые темы. Итогом таких творческих экспериментов становятся композиционные изобразительные находки, поражающие своей смелостью. Поэтому неслучайно работы дошкольников, которые были

присланы на Всероссийский конкурс, сразу же обратили на себя внимание экспертов, благодаря яркой и декоративной форме, а работы детей постарше - рассудительностью и цветовой сдержанностью. В результате анализа поступивших работ было сделано экспертное заключение о характере, тематических предпочтениях и образности детских рисунков.

Экспертный анализ рисунков, поступивших на Всероссийский конкурс «Мой прадед - победитель», позволил сделать вывод о том, что на конкурс поступили в основном рисунки из общеобразовательных организация (детских садов и школ). Уровень работ низкий. Более 60% рисунков - не оригинальны, изобразительные штампы заимствованы из Интернета или срисованы с произведений искусства. Что свидетельствует об ориентации творчества детей на уроках изобразительного искусства на «подражание», а не на творческое развитие.

Изложение основного материала статьи. Экспертная оценка поступивших на конкурс рисунков осуществлялась по совокупности следующих критериев: соответствие тематике конкурса, глубина и оригинальность ее раскрытия, исполнительское мастерство, художественно-образное решение конкурсной работы [1].

С особым чувством воспринимались экспертами рисунки малышей на серьезную тему «Бессмертный полк», которую и взрослому художнику трудно раскрыть. Это серия портретных образов, изображающих участников Великой Отечественной войны: прадедушек и прабабушек. Рисунки наивны, но искренни. Некоторые 5-6-летние дошкольники, еле научившись писать, большими буквами подписывали свой рисунок «Мой дедушка - герой». Не понимая и не соотнося еще возраст человека с историческим временем, своего прадеда дети называли «дедом». Часто изображая героев войны молодыми, юные художники создавали изобразительные образы под впечатлением от просмотренных старых фотографий семейного альбома.

Чтобы достичь предельной выразительности некоторые малыши рисовали на пилотках солдат не пятиконечные, а многоконечные звезды, усыпали грудь ветеранов множеством наград, украшали форменные одежды не существующими «радостными цветами»: желтыми, оранжевыми, красными и т.п. Эти, с точки зрения взрослого человека, неточные (нереалистичные) детали, на самом деле являются приемами образного решения рисунка и усиливают его эмоциональное восприятие парадного портрета. Дети интуитивно или осознанно используют такие же средства выражения, как и взрослые художники. Рисунки подобного рода получили высокую оценку компетентного экспертного сообщества, состоящего из 13 человек.

Образность - сложная и многозначная категория искусства и художественного творчества. Можно ли детский рисунок назвать «искусством»? Исследователями высказано много разный мнений по этому вопросу (А.В. Бакушинский, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, С.Д. Левин, Н.П. Сакулина, В.А. Фаворский, Е.А. Флёрина, Н.Н. Фомина, В.С. Щербаков, Б.П. Юсов и др.). Януш Корчак в книге «Когда я снова стану маленьким» писал: «... когда мы присмотримся внимательнее к рисункам ребенка (...), мы обнаружим в нем поэта, художника, автора чувств» [4]. Таким образом Корчак вычленяет самую главную основу детского изобразительного образа: чувственное авторство, готовность и возможность передачи через рисунок своих переживаний и отношений к жизни. Об особой «эстетике» и выразительности детского рисунка писала Е.А. Флёрина [5], обращая внимание на возрастную и индивидуальную особенность изображений детей 3-4 лет и старше. Известный график В.А. Фаворский называл детей «художниками», признавая за ними право на художественное открытие.

Поступившие на Всероссийский конкурс работы красноречиво говорят о том, что тема «Мой прадед -победитель» не оставила равнодушными ни дошкольников, ни детей школьного возраста. Многие из них были очевидцами или участниками шествия «Бессмертный полк». Готовясь к шествию, они вместе с родными окунулись в историю своей семьи. Их рисунки - это своеобразный результат совместной поисковой деятельности, итог бесед с родственниками о Великой Отечественной войне, просмотров фильмов и семейных альбомов.

Примечательно, что многие юные авторы рисунков, изображали своих родственников, участников Войны, молодыми, во время батальных событий или во время отдыха, в торжественной момент или в момент печали. Они словно погружались вместе со своми героями в иной мир, сочиняя его, но при этом основываясь на реальтных семейных историях, которые передаются из поколения в поколение.

Если малыши 5-8 лет рисуют своих героев наивно, не думая о портретном сходстве, то юные художники 9-15 лет уже стремятся передать характерные черты своих прадедов и нарисовать их узнаваемыми. Они осознанно придают портретному образу особую чувственность. Легкая или темная тень, теплые или холодные цвета, контраст или нюанс, статика или динамика, линия или штрих, одно- или много-плановая композиция - это те выразительные средства, которые создают образ.

В качестве выразительного средства юные рисовальщики умело используют графические возможности угля, фломастера, гелевой или шариковой ручки, пастели или сангина. Скупыми изобразительными средствами ими достигаются тонкие тоновые растяжки: от плотно-черного, до бледно-еле заметных оттенков серого, что позволяет авторам передать интонацию скорби о прадеде-фронтовике, передать глубину темных глаз, словно смотрящих в себя, в прошлое.

Детским рисункам свойственна образность как форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни, путём создания эстетически воздействующих объектов. Эти объекты наделяются юными художниками не по-детски глубоким содержанием. На некоторых рисунках видим своеобразную перекличку эпох: юность и старость в лице одного человека, как кадры кинофильма, разворачиваются фрагменты из жизни разных лет: военных и мирных.

Задумчивый взгляд и широко раскрытые глаза - это тот изобразительный прием, который используют некоторые юные рисовальщики с целью передачи своих замыслов. Портреты прадедов-победителей они выполняют гуашевыми или акварельными красками, преимущественно теплых оттенков, чтобы подчеркнуть трепетность и нежность человеческих чувств и отношений к своим предкам. На одном рисунке прадед изображен не с открытыми, а с закрытыми глазами. Этот художественный прием позволил юному художнику сфокусировать внимание зрителя на главном - на кусочке хлеба. Солдат, нюхая хлеб, как никто другой, ощущает притягательность его запаха, запаха мирной жизни. Символический смысл хлеба - это жизнь и надежда на возвращение к мирному труду.

В годы войны хлеб и другое продовольствие, боеприпасы и одежду для фронта обеспечивал тыл. Поэтому, выделяя номинацию «Всё для фронта, всё для Победы» устроители Всероссийского конкурса хотели обратить внимание современных детей на трудовой подвиг людей тыла. Не пережив сложные

военные годы, непросто создать рисунок, отражающий пафос сурового времени, тяготы, которые свалились на работников тыла. Тем не менее, экспертами были выделены рисунки, в которых трудовые будни военной поры были отражены убедительно. С целью передачи ощущения холода зимней стужи, один из авторов использовал синюю шариковую ручку, умело нанесенные штрихи и пятна позволили ему создать картину заснеженного пространства. Печальная интонация угадывается в акварелях, созданных в технике по-сырому. Авторы ритмически организуют на листе бледные желтоватые, зеленоватые и красноватые оттенки, и их сочетание рождает колорит, наделенный особой поэтичностью.

О войне снято много художественных и документальных фильмов, но они не могут заменить задушевной беседы с очевидцами - теми, кто непосредственно на полях войны и тыла добывал Победу. Основываясь на этих беседах, юные художники отозвались на номинацию-призыв Всероссийского конкурса «Не отдадим ни пяди земли! Батальные сцены». Здесь со всей очевидностью проявились возрастные особенности: если 5-8-летние живописцы гуашевыми красками создают экспрессивные, яркие по цвету образы, выражающие «радость победы», то 9-15-летние в своих композициях подчеркивают трагедию и скорбь о погибших. Например, один из авторов, изображая подвиг дета-артиллериста, изобразил груду углей и пепелище. В нечеловеческих условиях, солдат не покидает свое орудие и продолжает стрелять, подбивая фашистский танк. Раскрытию глубины замысла способствует сложная изобразительная техника - граттаж. На суетном контрасте темных и светлых пятен основывает автор свою выразительную композицию.

Иные картины, кажутся «нарядными», красочные замесы красивы, можно любоваться их многоцветием, но в них чувствуется напряжение. Оно достигается тяжестью грозового неба, темным силуэтом танков, задумчивым взглядом солдат или четкими угловатыми контурами раненых деревьев, склонившихся до самой земли. При внимательном рассмотрении одного из рисунков, понимаем, что изобилие желтого цвета в контрасте с темной фигурой раненого бойца, лежащего на носилках, только усиливает ощущение боли. Возникает мысль о несправедливости войны и печаль о том, что в таком красивом солнечном мире может кто-то умереть от ран.

Анализ работ, поступивших на Всесоюзный конкурс «Мой прадед - победитель», выявил авторов, которые прислали не один, а несколько рисунков, что свидетельствует о заинтересованном их отношении к изобразительной деятельности и любви к рисованию. Некоторые работы поражают философским смыслом, который дети вкладывают в работу. Так победителем конкурса была признана двухчастная композиция шестилетнего Максима Антипина, отражающая идею «прошлое и настоящее». Рисунок разделен на два яруса: верхний и нижний. Оптимистичный верх - светлый - это день сегодняшний. Здесь изображены прадед с внучкой, наблюдающие за пролетающими белыми птицами, растущими на поляне красными цветами, белоствольной березкой, в окружении голубого неба и солнца. Низ - темный - это день минувший. Возможно, здесь запечатлен фрагмент рассказа прадеда о кровавых событиях Великой Отечественной войны: взрывы, отстреливающийся и убитый пехотинец, и еще четыре фигуры солдат, стоящих с поднятыми вверх руками. Четыре воина, словно атланты свод, поддерживают верхнюю часть рисунка: желтую цветущую лужайку с сидящими на скамейке прадедом и внучкой.

Все эксперты были поражены тем, как юный художник пришёл к такой символической степени выражения: солдаты, поддерживающие мир, - замысел, который реализован автором незамысловатыми художественными материалами: цветными карандашами, но как метафорично и монументально смотрится эта композиция, как она «берет за живое», как мастеровито автор передает атмосферу «праздника со слезами на глазах».

Знаток детского изобразительного творчества, С.Д. Левин, назвал детский рисунок - «одним из чудес», которое требует к себе внимательного отношения и изучения. Рисунок, - писал он в книге «Ваш ребенок рисует», - «преддверие в мир, создаваемый искусством» (...). В детских рисунках мы обнаруживаем наряду с общими, свойственными всем детям одного возраста чертами, личные черты их авторов, отражающих темперамент, врожденные задатки, склонности, (...) черты характера. Именно индивидуальность детей создает основу для бесконечного разнообразия рисунков.

Детские рисунки злободневны и непредвзяты, - отмечал педагог-художник. - Поэтому они могут служить великолепным документом своего времени, преломленного в чувствах и мыслях детей» [4, с. 6-7]. Работа экспертов Всероссийского конкурса детского рисунка «Мой прадед - победитель» показал, что детский рисунок может обладать высокой степенью обобщения, цельностью, метафоричностью, музыкальностью, поэтичностью. выразительностью и образностью.

Выводы. В 2020 году состоялось много конкурсов и выставок детского изобразительного творчества, посвященных Году Памяти и Славы в России. Это своеобразная дань памяти о событиях Великой Отечественной войны. Глядя на детские рисунки Всероссийского конкурса «Мой прадед - победитель» и Международного конкурса ХХХ передвижной выставки «Я вижу мир: мир нашему дому», и других [2, 3], понимаешь, что история не имеет сослагательного наклонения. Наши дети должны знать суровую правду о военной истории. Видя содержательный мир рисунков, созданный детьми, живущими в мирное время, хочется верить, что память о подвиге предков будет передаваться из поколения в поколение и навсегда сохранится потомками. А детский рисунок как чувственный образный след своего времени засвидетельствует эту память. На основании экспертной оценки можно рекомендовать закрепление в образовательных программах по изобразительному искусству темы «Бессмертный полк», где в качестве иллюстраций использовать одноименные детские рисунки.

Экспертная оценка поступивших на Всероссийский конкурс рисунков детей 5-15 лет дает возможность сделать вывод о том, что некоторым результатам детского изобразительного творчества присуща образность, этот вывод позволяет анализировать детские произведения с позиций выразительности художественного образа в единстве формы и содержания и сделать заключение, что лучшие работы детей достойны пополнить исторически сложившуюся Международную коллекцию детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО», в которой хранятся рисунки более чем за сто лет (1897-2020 гг.). Образные детские рисунки, передавая ленту истории следующим поколениям, будут «служить великолепным документом своего времени».

Литература:

1. Копцева, Т.А. Диагностический инструментарий оценки учебных достижений учащихся: особенности анализа рисунков детей и подростков [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2020. - № 1. - С. 143-150. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/joumal_pdf/kopceva_143-150.pdf

2. Копцева, Т.А. Страницы войны и мира в детском рисунке? [Текст] / Т.А.Копцева // Искусство в школе. - 2020. - № 3. - С. 36-42.

3.Копцева, Т.А. Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей 1945 и 2015 годов: по материалам коллекции детского рисунка ИХОиК РАО [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2015. - № 4. - URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm. - 0,5 п. л.

4. Левин, С.Д. Ваш ребенок рисует [Текст] / С.Д. Левин. - М.: Советский художник, 1979. - 270 с.

5. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флёрина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.: ил.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент магистерской программы Реднева Татьяна Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается организация и реализация технологии скаффолдинг на уроках немецкого языка. Выявлены уровни сформированности монологических умений учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии скаффолдинг для повышения мотивации, развития самостоятельности и творческих способностей.

Ключевые слова: технология скаффолдинг, монологическая речь, уровни сформированности монологическоцй речи, урок немецкого языка.

Annotation. This article discusses the organization and implementation of scaffolding technology in German lessons. The levels of formation of students' monologic skills are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the scaffolding technology to increase motivation, development of independence and creativity.

Keywords: scaffolding technology, monologue speech, levels of formation of monologue speech, German lesson.

Введение. В настоящее время ключевым понятием в сфере карьеры, образования и межличностного общения является коммуникация. Без умения коммуницировать с другими людьми невозможно быть полноценной частью современного общества. Особую роль играет также владение иностранными языками и способность изъясняться на том или ином языке. Развитие данного навыка зависит от ряда факторов, в том числе индивидуальных. Зачастую изучающие иностранный язык сталкиваются с так называемым языковым барьером, который мешает свободно понимать и использовать иностранную речь в общении. Более того, языковой барьер может стать причиной плохих оценок у школьников или студентов, так как скорость и качество усвоения материала у каждого изучающего разные. Однако в арсенале современного учителя имеется множество приемов и стратегий обучения иностранному языку, которые помогают адаптировать тот или иной материал или задание к учащимся всех возрастов и уровней владения языком.

В современном обществе чрезвычайно важно умение общаться с людьми. Школьные учебные программы по иностранным языкам в первую очередь ставят цель сформировать универсальные учебные действия, а также развить четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Особое место в данном случае занимает умение говорения, так как устная часть является одним из самых сложных моментов в изучении иностранного языка. К примеру, одной из основных задач современного обучения говорению на уроках немецкого языка является развитие способности успешно осуществлять общение с представителями разных культур [10].

Стоит отметить, что на данный момент многие учителя в школах сталкиваются не только с низкой мотивацией к учебе и рассеянным вниманием учеников, и с так называемой «выученной беспомощностью» [1].

Современные педагоги отмечают, что когда в процессе освоения какого-либо материала задание кажется ученику непосильно сложным конкретно для него и его уровня, то учащиеся с низкой мотивацией прекращают выполнение задания, не доделав его до конца, так как сомневаются в своих способностях. Главной задачей преподавателя в такой ситуации - повысить мотивацию в процессе изучения иностранного языка. Центральное место в таком случае занимает технология «Scaffolding».

Изложение основного материала статьи. Методикой обучения иностранному языку с применением технологии скаффолдинга занимались многие педагоги и ученые, среди которых выделяются педагогические и психологические труды И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, В.Л. Скалкина, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Е.А. Маслыко, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабиновича, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Дж. Брунера, И. Веренкиной, Г. Дэниелса.

Технология скаффолдинга определяется современными авторами как особое взаимодействие ученика и учителя в решении поставленных учебных задач. Базовой характеристикой скаффолдинга является «угасающая помощь» со стороны учителя, которая в начале может быть подробной и частой, а к концу обучения сокращается или прекращается вообще [9].

В переводе с англ. scaffolding - строительные леса. Учебный скаффолдиг - процесс, который предоставляет учащемуся шанс решить проблему, выполнить задание или достигнуть целей, которые находятся за пределами его возможностей или уровня знаний. Джером Брунер является основоположником

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.