Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 643-650
Выявление особенностей художественного восприятия дошкольников на основе изучения коллекции детского рисунка1
Т.А. Копцева
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education
Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: kopceva@yandex.ru
Ключевые слова: детский рисунок, форма и содержание, стадии развития,художественное восприятие, Международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, природа и художник, педагогика искусства. Key words: children's drawing, form and content, stages of development, artistic perception, international collection of children's drawing of the Institute of art education and cultural studies of the Russian Academy of education, nature and artist, art pedagogy.
Резюме: В статье выявляются особенности художественного восприятия дошкольников на основе изучения коллекции детских рисунков 1930-50-ых гг. и 1994-2018 гг.; делается вывод о том, что тематика рисунков, художественный материал, размер и формат влияют на замысел ребенка, анализ рисунков со стороны формы и содержания, позволил выявить неизменные и меняющиеся компоненты рисунка, определить систему педагогически организованных занятий, выявить особенности художественного восприятия дошкольников в зависимости от стадий развития рисунка: каракули, схема, правдоподобные изображения; эстетическая значимость рисунка определяется в единстве его формы и содержания. Abstract: The article reveals the peculiarities of art perception of preschoolers based on the study of a collection of children's drawings 1930-50's. and 1994-2018.; it is concluded that the subject of paintings, artistic material, size, and format influence the conception of the child, an analysis of figures from form and content, allowed to identify the constant and changing components of the drawing, define a system, pedagogically organized studies to reveal the peculiarities of art perception
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации по Проекту «Теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков» № 27.7384.2017/8.9
of preschool children depending on the developmental stages of drawing: Doodle, diagram, the most likely image; the aesthetic value of a picture is determined in the unity of its form and content.
[Koptseva T.A. Identification of features of artistic perception of preschool children on the basis of studying the collection of children's drawings]
Международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (с 1897 г. по 2018 г.) насчитывает сотни тысяч единиц хранения (Фомина, 2007; 2018). Детский рисунок, как «свидетель эпохи», имеет важную культурно-историческую (Выготский, 1997), образовательную и эстетическую ценность (Флёрина, 1923). Исследуя стадии детского рисунка, А.В. Бакушинский связывал динамику развития личности со сменой двигательной, двигательно-зрительной и зрительной активности ребенка, отмечал зависимость творческого роста человека от особенностей восприятия им окружающего мира, указывал на необходимость использования в художественном образовании методов, исходящих от «внутреннего мира» и потребностей ребенка (Бакушинский, 2009).
В детском рисунке находят отражение особенности художественного образования дошкольников.
Исследовательский проект «Передвижная выставка детского рисунка» (1994-2018 гг.) позволяет вести систематическую работу по выявлению одаренных детей, исследованию возрастные особенности детского рисунка, осуществлять их сравнительный анализ (Копцева, 2012). Изучение материалов Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» способствует выявлению неизменных и изменяющихся особенности художественного восприятия детей, которые находят отражение в рисунке.
Во многих исследованиях указывается влияние информационных СМИ и интернета на творческое развитие личности (Akishina, 2017), выявляются факторы воздействия современного искусства на мировоззрение ребенка и его эстетическое отношение к жизни (Torshilova, Polosukhina, 2016). Можно предположить, что сравнение детских рисунков, созданных в 1930-50 годы с современными рисунками, позволит выявить особенности детского художественного восприятия,
нашедшие отражение как в содержании, так и в форме детского произведения.
Анализ теоретических источников и проблем в области педагогики, психологии, культурологии; комплексный анализ детских рисунков, сравнение и систематизация их по тематическому принципу.
Материалами для исследования стали рисунки дошкольников 4-7 лет, созданных в 1930-50-е гг., а также рисунки современных детей (1994-2018 гг.). Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (Инв. П146№1-151, Инв. П482№1-160 и др.).
В ходе исследования были проанализированы детские рисунки Международной коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Инв. П.146№1-151, Инв. П482№1-160 и др.). В паке № 146 хранятся рисунки дошкольников 4-7 лет, созданных в 1930-50-е годы. Систематизация их по тематическому принципу, позволила вычленить содержание художественной работы с детьми в те годы. Выявлена тематика системы занятий: Человек (семья, профессия), Животные, Природа, Иллюстрация, Транспорт, Архитектура, Декоративное рисование, Игры, Праздники, Страны мира. Занятия выстраивались в соответствии с природными ритмами и отражали виды деятельности людей в осенний, зимний, весенний и летний период. Основными средствами изображения являлись цветные карандаши, гуашь, акварель, цветная бумага (техника аппликации). Форма рисовальной поверхности была довольно разнообразной: квадрат, круг, прямоугольник, однако это разнообразие формы листа характерно в основном для декоративных рисунков. Размер рисунков: 21 см х 29 см 14 см х 21 см. Качество бумаги разное, иногда дети рисуют на кусочках обоев, на оберточной бумаге или на тетрадных листах. Практически все рисунки созданы детьми индивидуально.
Анализ папок, в которых хранятся работы дошкольников, созданных по авторской образовательной программе «Природа и художник» (Копцева, 2013), можно систематизировать по четырем, тематическим блокам программы «Я и мир природы»,
«Я и мир животных», «Я и мир человека», «Я и мир искусства». В подборках работ также наблюдается зависимость тем детских рисунков от природного календаря. Система занятий включает следующие содержательные рубрики: Человек, Животные, Природа, Транспорт, Архитектура, Декоративное рисование, Иллюстрация, Игры, Праздники, Страны мира. Художественные материалы, которыми дети выполняют свои рисунки, более разнообразны, нежели в 1930-50-е годы: акварель, гуашь, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, цветная бумага (аппликация), уголь, мел, соусы, сангина, восковые мелки, пастель, масляная пастель, тушь-перо, монотипия, граттаж, гравюра наклейками, компьютерные рисунки. Размер рисунков самый разнообразный: от четверти альбомного листа (10 х 14), до размера ватмана (58 х 84). Форма рисунков: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник (стандартный, вытянутый по вертикали или горизонтали (полоса), с рваными краями (амебообразный). Бумага (белая, цветная, тонированная), есть рисунки, созданные на обоях. Способ выполнения работ: индивидуальный, групповой, коллективный.
Сравнение рисунков со стороны формы и содержания позволило сделать следующие выводы:
Содержание рисунков:
- темы детских рисунков в разные исторические периоды не претерпели значительных изменений: Человек (семья, профессия), Животные, Природа (горы, леса, моря, реки, деревья, цветы, ягоды, грибы и т.п.), Иллюстрация, Транспорт, Архитектура, Декоративное рисование, Игры, Праздники, Страны мира и континенты (природа, люди, животные, архитектура и др.), что свидетельствует о преемственности художественного дошкольного образования;
- различие наблюдается в содержании рисунков на тему «Праздник»: в 1930-50-е годы дети изображали в основном государственные праздники, которые отмечались в детских садах: Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, праздник урожая, праздник Великого Октября. В 1900-е и 2000-е годы дети рисуют преимущественно Новый год, Рождество, Масленицу, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Пасху, День урожая. Особое место в рисунках современных детей занимает
празднование дня рождения ребенка, мамы или других членов семьи, а также религиозных и народных национальных праздников.
- в рубрике «Страны мира и континенты» в рисунках 1930-50-ых годов дети изображают в основном крайние точки тепла и холода планеты (юг - это Африка, холод - это Антарктида и Северный полюс). В рисунках современных детей отражается география практически всех континентов мира, что свидетельствует о хорошей «визуализации» образовательного процесса (использование ИКТ и ТСО) и о возможности дошкольников путешествовать по миру;
- тема «Транспорт» традиционно любима маленькими художниками. По детским рисункам, созданным в разные годы, можно судить о меняющихся транспортных технологиях и внешнем виде наземных, водных и воздушных средств передвижения. В рисунках современных детей значительную роль занимает космический и фантастический транспорт, который отсутствует в рисунках детей 1930-50-ых гг.
- тема «Человек» интересна тем, что в рисунках современных детей чаще, чем в рисунках 1930-50-ых гг., появляются темы из жизни семьи.
- тема «Животные» традиционно интересна детям, в ретро- и современных рисунках сходные темы: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, подводные обитатели, зоопарк, животные разных континентов;
- декоративное рисование традиционно одно из самых выразительных и ярких разделов современных и ретро-коллекций; рисование узоров в круге, квадрате, прямоугольнике (полосе), реже - в треугольнике с использованием разных художественных материалов любимы детьми; анализ декоративных рисунков и аппликаций свидетельствует о том, что воспитатели изучают с детьми понятия «ритм», «симметрия», «композиция», «теплые и холодные цвета», «контраст», «орнамент» и др., знакомят дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства и народных промыслов России;
- тема «Иллюстрация» практически не претерпела изменений, дети как раньше, так и сейчас иллюстрируют
русские народные сказки, произведения отечественных и зарубежных классиков литературы. Это свидетельствует о том, что воспитатели детских садов, фокусируя внимание дошкольников на высоких литературных образцах, препятствуют проникновению образов массовой культуры. В современных рисунках влияние мультипликации ощущается очень сильно, дети часто заимствуют мультимедийные изобразительные штампы, что не лучшим образом сказывается на выразительности детского рисунка.
Форма:
- художественные материалы, имеющие в арсенале юных художников, определенным образом влияют на выразительность рисунков, но не существенно, традиционными материалами (карандашами и красками) дети раньше и сейчас создают выразительные рисунки, умело используя изобразительные средства выражения; современные рисунки по сравнению со «старыми» работами выглядят более нарядно и красочно, наблюдается увлечение «нетрадиционными» материалами и техниками, которые порой уводят ребенка в технологию (как сделано) в ущерб содержания (что изображено);
- размеры рисовальной поверхности кардинальным образом не влияют на выразительность детского рисунка: как на маленьком листе бумаги, так и на большом дети создают интересные работы; современные детские рисунки в сравнении с ретро- рисунками отличаются большими размерами;
- форма рисовальной поверхности традиционно разнообразна: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; однако в современных и ретро- рисунках доминирует прямоугольный формат, что свидетельствует о малом внимании к выразительным возможностям формы рисовальной поверхности;
- ретро рисунки дошкольников в анализируемой коллекции созданы в основном детьми 5-7 лет (Инв. П146№1-151), это тот период развития ребенка, который характеризуется высокой творческой продуктивностью и правдоподобностью изобразительных образов; современные рисунки, созданные по художественно-экологической программе «Природа и художник» систематизированы по годам от 3-ех до 7-ми лет, и
дают возможность вычленить возрастную специфику детского рисунка и стадии его развития в дошкольном детстве: каракули, схема, правдоподобные изображения;
- анализируемые современные и ретро коллекции детских рисунков представлены в основном индивидуальными работами детей, коллективные и групповые формы встречаются редко.
Организация художественного восприятия и анализа детских рисунков традиционно является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Понять механизмы создания рисунка и критерии его выразительности позволяют конкурсы и выставки детского рисунка: стационарные и передвижные (Копцева, 2012). Пройдя конкурсный отбор компетентными экспертами, детский рисунок может рассматриваться воспитателем как «эталон» художественности, как форма выражения замысла ребенка той или иной возрастной группы. Сравнительно сопоставительный анализ детских рисунков создает предпосылки для организации рефлексии и оценочной деятельности воспитанников.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что как в ретро- так и в современных рисунках широта и глубина замыслов детей зависит от особенностей эстетического восприятия дошкольниками окружающей действительности, произведений искусств и детского рисунка. Опыт восприятий находит отражение в единстве содержания и формы детского рисунка, что определяет его выразительность и эстетическую значимость.
Благодарности. Автор выражает благодарность директору ФГБНУ «ИХОиК РАО», кандидату искусствоведения Акишиной Е.М., доктору педагогических наук Алексеевой Л.Л. за внимательное отношение к исследованию и рекомендациям, полученным в результате его реализации.
ЛИТЕРАТУРА
Бакушинский А.В. 2009. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз. 304 с.
Выготский Л.С. 1997. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 96 с.
Коменский Я.А. 1996. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 224 с.
Копцева, Т.А.2013. Художественно-эстетическое развитие. Продуктивная деятельность. - В кн.: Диалог. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. С.: Дрофа. С.365-441.
Копцева Т.А. 2012. Передвижная выставка детского рисунка - социально-значимый художественно-педагогический проект. - Педагогика искусства. № 1.
Флёрина Е.А. 1923. Рисунок, как материал для изучения ребенка. - В c6.: Как изучать ребенка. Орел: Издательство «Красная книга».
Фомина Н.Н. 2007. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. Ижевск, ERGO. 164 с.
Фомина Н.Н. 2018. Конкурсы и выставки изобразительного творчества детей в контексте художественной культуры: история, актуальные проблемы, перспективы. Научно-методическое пособие. М.: «Музыка». 256 с.
Akishina E.M. 2017. System of cultural experience development of humanities students in modern information media conditions. - Man in India. 97 (14): 115-127.
Torshilova E.M., Polosukhina I.A. 2016. The influence of modern adolescent's vision of life on their perception of art. - International Journal of Environmental and Science Education. 11 (18): 10751-10759.
Получена /Received: 09.10.2018 Принята/Accepted: 23.10.2018