Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное и народное искусство в программе Единой трудовой школы (на примере экспонатов международной коллекции детского рисунка 1920-х гг. ФГБНУ "ИХОиК РАО")'

Декоративно-прикладное и народное искусство в программе Единой трудовой школы (на примере экспонатов международной коллекции детского рисунка 1920-х гг. ФГБНУ "ИХОиК РАО") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ФАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / ARTS AND CRAFTS / FOLK ART / CREATIVE DEVELOPMENT / AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC TASTE / PHASES OF ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT / CHILDREN'S DRAWING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фомина Н.Н.

В статье раскрываются теоретические и педагогические основы занятий, посвященных декоративному и народному искусству в программе Единой трудовой школы, сформулированные А.В. Бакушинским и проверенные в процессе преподавания в условиях общего и дополнительного образования в 1920-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decorative-applied and folk art in the program of the Unified labour school (for example, exhibits an international collection of children's drawings of the 1920s, FSBSI "IAE&C RAE")

The article reveals the theoretical and pedagogical bases of classes devoted to decorative and folk art in the program of the Unified labor school, formulated by A.V. Bakushinsky and tested in the process of teaching in the conditions of General and additional education in the 1920s.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное и народное искусство в программе Единой трудовой школы (на примере экспонатов международной коллекции детского рисунка 1920-х гг. ФГБНУ "ИХОиК РАО")»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1149-1155

Декоративно-прикладное и народное искусство в программе Единой трудовой школы (на примере экспонатов международной коллекции детского рисунка 1920-х гг. ФГБНУ «ИХОиК РАО»)*

Н.Н. Фомина

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное творчество, творческое развитие, эстетическое воспитание, художественный вкус, фазы художественно-творческого развития, детский рисунок.

Key words: arts and crafts, folk art, creative development, aesthetic education, artistic taste, phases of artistic and creative development, children's drawing. Резюме: В статье раскрываются теоретические и педагогические основы занятий, посвященных декоративному и народному искусству в программе Единой трудовой школы, сформулированные А.В. Бакушинским и проверенные в процессе преподавания в условиях общего и дополнительного образования в 1920-е гг.

Abstract: The article reveals the theoretical and pedagogical bases of classes devoted to decorative and folk art in the program of the Unified labor school, formulated by A.V. Bakushinsky and tested in the process of teaching in the conditions of General and additional education in the 1920s.

[Fomina N.N. Decorative-applied and folk art in the program of the Unified labour school (for example, exhibits an international collection of children's drawings of the 1920s, FSBSI «IAE&C RAE»)]

В коллекции Института художественного образования и культурологии Российской академии образования есть экспонаты, раскрывающие методы приобщения детей с раннего возраста к декоративно-прикладному и народному искусству в 1920-е годы. Данная проблема в историческом развитии рассматривалась Копцевой Т.А. в статье «Декоративное рисование в школе как форма приобщения детей к народной

* Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019. Номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9

культуре: по материалам коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Копцева, 2016).

Хронологические рамки статьи ограничены периодом 1920-х гг. В центре внимания - теоретическое и педагогическое обоснование занятий, посвященных декоративному и народному искусству в программе Единой трудовой школы, восходящей к идеям А.В. Бакушинского.

Напомню, что научным центром изучения культуры в 1920-е годы являлась Государственная академия художественных наук (ГАХН), в которой под руководством А.В. Бакушинского была создана самостоятельная структура, занимавшаяся изучением примитивного искусства, к которому были отнесены и искусство Востока, и народное искусство, и искусство примитивистов, и художественное творчество детей.

Источниками комплексного изучения проблемы являются публикации А.В. Бакушинского и его коллег, воспоминания Г.В. Лабунской, подлинные произведения учащихся опытных школ, сохранившиеся в международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО».

Начну с воспоминаний Г.В. Лабунской, которые были мною расшифрованы и опубликованы впервые в 2002 г. В 1918 г. она стала учительницей рисования в Единой Трудовой школе 1 ступени в Сокольниках. Г.В. Лабунская вспоминала в 1960-е гг.: «Я смело начала свои уроки с трех видов занятий. Рисование с натуры, составление узоров и роспись глиняной и деревянной посуды и рисование на свободные и школьно-комплексные темы.

Для различных возрастов мною подбирались разные модели, но это были по преимуществу игрушки и предметы растительного мира. (...) Игрушки были по большей части нарядные, которых у меня было много дома» (Лабунская, 2002: 342).

Спустя тридцать лет после написания воспоминаний Лабунской, бывая в квартире её дочери Варвары Александровны Эйснер, я видела эти игрушки - дымковские, филимоновские, романовские, богородицкие, каргопольские. Некоторые хранили следы неосторожных контактов с ними детей.

На составление узоров и роспись посуды её «натолкнул

А.В.Бакушинский. Выступая на одной из учительских конференций с докладом об изобразительном творчестве детей, он со свойственным ему в этом вопросе воодушевлением заявил, что посуда, свободно расписанная детьми, была бы, по его мнению, самой красивой посудой в мире» (Лабунская, 2002: 342). А.В. Бакушинский опирался на свои наблюдения детей, находящихся на фазе зрительно-двигательной установки. Он отмечал «замечательно мудрое внимание детей к сложной обработке объемных поверхностей: когда нужно -целомудренная простота и строгость чистых конструктивных форм и отношений; когда нужно - необыкновенное, редко доступное взрослому (если он не большой художник), сказочное богатство декоративно-орнаментального усложнения конструктивного задания (...) (Бакушинский, 2009: 91-92).

Ученики Г.В. Лабунской «приносили из дому обычные глиняные цветочные горшки, а иногда даже и кринки, склеенные или целые, а также всевозможной формы аптечные коробочки прямоугольные и круглые (...). Все это расписывалось детьми плотными клеевыми красками самыми разнообразными узорами, составленными ими самими, в основе которых лежали иногда зарисованные ими с натуры растительные формы и элементы народного орнамента, которые они видели на тех нарядных игрушках (...)» (Лабунская, 2002: 342).

В работе с детьми 8 - 10 лет Г.В. Лабунской «открывалась не только логика мышления детей, их представлений о возможности передачи пространственных и величинных соотношений предметов в рисунке, но и их вкусы, эстетические их запросы к своему собственному творчеству» (Лабунская, 2002: 344). Ею отмечается «эстетическое отношение к цвету. Красиво то, что ярко, красочно. Все мои ученики, как один, нарисовав, стремились "разукрасить" свой рисунок. Говоря "разукрасить", они имели в виду раскрасить свой рисунок цветными карандашами или красками. И цвет они, конечно, любили открытый, декоративный, контрастные его сочетания, без переходов и оттенков. (...) Моих учеников пленяли не только красочные сочетания, эстетическое удовлетворение они всегда получали (...) в ритме, в ритмическом построении рисунка.

Ритм в композиции и в начертании предметов воспринимается, по-видимому, ребенком, как первая доступная ему композиционная упорядоченность, стройность, некая гармония» (Лабунская, 2002: 345).

Понимая огромную роль декоративно-прикладного и народного творчества в эстетическом воспитании детей, художницами Галиной Лабунской, Верой Шехтель и Верой Пестель при 1-й Вальцевой мельнице в 1921 г. были созданы опытные художественные мастерские - школа «Детское творчество». «Девиз мастерских: "Через творчество к радости труда". Занятия в мастерских регулярно посещали А.В.Бакушинский, В.А. Фаворский, А.У. Зеленко.

Г.В. Лабунская вспоминала: «Дети рабочих Вальцовой мельницы от 9 до 15 лет сочиняли у нас композиции и орнаменты, рисовали, лепили, шили, расписывали, вышивали, столярничали, пилили и вырезали, монтировали, печатали, формовали и отливали. В мастерских изготовлялись узорные игрушки из фанеры и папье-маше, расписывалась глиняная и деревянная посуда, шкатулки, коробочки, изготовляли путем набойки декоративные панно и детские коврики, узорные сумки, шили и вышивали детские передники и шапочки.

Мастерские работали четыре раза в неделю. Были дни лабораторные и производственные. В лабораторные дни создавались эскизы, проекты вещей и их роспись в виде рисунков, скульптуры, макетов бумажных и картонных. В производственные дни выполнялись изделия.

Наша ставка в творческой работе с детьми была по преимуществу... на выразительную обобщенность и примитивность их образов, любовь к декоративному, раскрытому цвету, к ритмичности, лаконичности силуэта изображения, на их неисчерпаемую, смелую фантазию.» (Лабунская, 2002: 352). «.В основу творчества . положили отдельные циклы, содержанием которых являлись постепенно усложняющиеся по своей структурной сущности обобщенные образы: растения, птицы, животные, мелкие и более крупные, дерево, человек, затем уже комплексные темы для таких декоративных композиций, как город, пейзаж различных стран, труд, танец и т.д. Затем на сцене появлялись соответствующие

проработанному образу народные игрушки, иногда фарфоровые фигурки. Дети смотрели изображения птицы, барашка, коня и т.д. в хорошо иллюстрированных детских книжках, в сказках, Чарушин, Кузнецов, Лебедев, Брей и другие (...)» (Лабунская, 2002: 355).

Замыслы детей находили воплощение в соответствующем материале - в игрушках из папье-маше или полуобъемных фанерных игрушках. В разработке орнаментальных узорных композиций шли от предмета, узор составлялся для заранее выбранной вещи, ее размер, форма, материал определял композицию (Лабунская, 2002).

Работы мастерской получили общественное признание в 1923 г. на 1-ой Всероссийской художественной промышленной выставке при ГАХН. Школе «Детское творчество» был присужден аттестат 1-й степени за прекрасную постановку школьного дела и за свежесть и оригинальность работ учеников. Одновременно с этим школа получила удостоверение от Музея художественно-кустарных изделий. Экспонаты школы в числе других экспонатов Всероссийской художественно-промышленной выставки экспонировались во Франции и были опубликованы в журнале "L'amour pour l'art", как характеризующие национальное своеобразие образов, богатство орнамента, ритмичность композиции, насыщенность колорита.

А.В. Бакушинский высоко оценил опыт художественно-производственной учебной мастерской «Детское творчество» в своем фундаментальном исследовании «Художественное творчество и воспитание»: «внимательное обращение к детскому творчеству, как источнику обновления для искусства современного (...) Четко и твердо была поставлена цель «полного использования прирожденного детского чувства материала и форм в художественном производстве» (Бакушинский, 2009: 232).

В качестве положительной черты педагогической системы мастерской им было отмечено, что «руководительницы (...) за культурой коллектива ... не забывали и художественной культуры творческой индивидуальности, следили внимательно за развитием отдельных детей, индивидуальных особенностей общего и художественного мироощущения» (Бакушинский,

2009: 234).

А.В. Бакушинский пришел к выводу о том, что «в своем художественном творчестве дети не знают различия между искусством и жизнью, воспринимаемой и переживаемой через художественную форму, между искусством «чистым» и «прикладным», «производственным». Всякий акт жизни для детей целостен и неделим. Во всяком акте жизни художественная форма для ребенка занимает свое настоящее, свое должное место» (Лабунская, 2002: 236).

Трудно что-либо существенное добавить к мыслям А.В. Бакушинского. Но при исследовании следует опираться в своих заключениях не столько на слова, сколько на результат. В коллекции института сохранились систематизированные подборки работ учащихся ЕТШ, включающие декоративные и орнаментальные задания. Это - П№ 4. К истории преподавания рисования. Конец Х1Х в. - 1920-е гг., насчитывающая 305 единиц хранения; П№57.А.И.Левшин. Единая трудовая школа в Тамбове (1920е гг.) - 206 ед.хр.; П№ 81. Рисование в школе. 1922-31 гг. 264 ед.хр.; П№ 72. Школьные рисунки. 1920-е годы. 60 ед.хр.; П№ 87. Декоративные подборки разных лет. 1921-26 гг. 42 ед.хр.

Названные подборки рисунков учащихся ЕТШ давно и всесторонне исследуются сотрудниками института (Копцева 2009; Копцева 2016; Фомина, 2009). Обобщая результаты исследований, можно констатировать, что содержание заданий по декоративно-прикладному и народному искусству, художественно-образные задачи полностью соответствуют установкам А.В. Бакушинского, проверенным в педагогическом опыте Г.В. Лабунской. По детским рисункам легко представить, как дети, знакомясь, например, с Гжелью, привносили в её традиционный орнамент символику социалистического государства. Во многих работах отражено использование в декоре посуды растительных мотивов. Большинство рисунков, изображающих предметы быта, оформление букварей, литературных произведений, свидетельствуют о понимании конструкции и функции вещи. Знание народного искусства переносится на изображение крестьянских построек, быта, на иллюстративное рисование. Во многих работах ощущается

влияние искусства 1920-х гг. - конструктивизма в архитектуре и дизайне, агитационного фарфора в посуде.

Декоративные задания органично интегрированы в процесс художественно-творческого развития по программе, углубляя и расширяя культурный кругозор, навыки и знания в области народного и декоративно-прикладного искусства, а также общие представления о пространстве, историческом времени, мировоззрении разных народов.

Содержание заданий предоставляло ученику возможность для выражения творческого индивидуального восприятия окружающей среды, способствовало эстетическому и художественному развитию, формированию вкуса, художественного мышления.

Многие коллективные работы учащихся 1920-х гг., сохранившиеся лишь на фотографиях, дают основание считать, что декоративные задания предоставляли возможность учащимся формировать художественную среду, соответствующую эстетическим и общественным идеалам своего времени.

ЛИТЕРАТУРА

Бакушинский А.В. 2009. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз. 304 с.

Копцева Т.А. 2009. Система художественного воспитания А.В. Бакушинского в общеобразовательной школе. Cc. 180-196. - В кн.: Бакушинский А.В. 2009. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз. 304 с. Копцева Т.А. 2016. Декоративное рисование в школе как форма приобщения детей к народной культуре: по материалам коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Круглый стол «Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры», 25 мая 2016 г., ФГБУ ВО «Гжельский государственный университет». -Педагогика искусства. 3: 160-165. Лабунская Г.В. 2002. Воспоминания. История художественного образования в

России ХХ века. М.: Педагогика. Фомина Н.Н. 2009. Художественно-творческое развитие детей по А.В. Бакушинскому. Сс. 5-28. - В кн.: Бакушинский А.В. 2009. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз. 304 c.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 10.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.