Научная статья на тему 'Особенности художественного образования детей в Узбекистане 1930-е гг'

Особенности художественного образования детей в Узбекистане 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / УЗБЕКИСТАН / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ" / ART EDUCATION / CHILDREN'S DRAWING / UZBEKISTAN / INTERNATIONAL COLLECTION OF CHILDREN'S DRAWING OF THE FEDERAL STATE BUDGET INSTITUTION "INSTITUTE OF ART EDUCATION AND CULTURAL SCIENCES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Т.А.

На основе изучения уникальной Международной коллекции детского рисунка Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в статье анализируются особенности художественного образования детей в Узбекистане в 1930-е годы. Подчеркивается единство художественно-творческих задач и целей образования, характерных для СССР, делается вывод о том, что декоративно-прикладное искусство являлось важной составляющей учебно-просветительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копцева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of art education of children in Uzbekistan in the 1930s

Based on the study of the unique International collection of children's drawings of the Federal State Budget Institution “Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education” the article analyzes the features of art education of children in Uzbekistan in the 1930s. The author emphasizes the unity of artistic and creative tasks and goals of education typical for the USSR, concludes that decorative and applied art was an important component of educational work.

Текст научной работы на тему «Особенности художественного образования детей в Узбекистане 1930-е гг»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1057-1062

Особенности художественного образования детей в Узбекистане 1930-е гг*

Т.А. Копцева

ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии

Российской академии образования

119121, Москва, Погодинская ул., дом 8, корп.1

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str., 8, build. 1, Moscow 119121 Russia e-mail: kopceva@yandex.ru

Ключевые слова: художественное образование, детский рисунок, Узбекистан, Международная коллекция детского рисунка Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».

Key words: art education, children's drawing, Uzbekistan, international collection of children's drawing of the Federal State Budget Institution «Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education». Резюме: На основе изучения уникальной Международной коллекции детского рисунка Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в статье анализируются особенности художественного образования детей в Узбекистане в 1930-е годы. Подчеркивается единство художественно-творческих задач и целей образования, характерных для СССР, делается вывод о том, что декоративно-прикладное искусство являлось важной составляющей учебно-просветительной работы.

Abstract: Based on the study of the unique International collection of children's drawings of the Federal State Budget Institution "Institute of Art Education and Cultural Sciences of the Russian Academy of Education" the article analyzes the features of art education of children in Uzbekistan in the 1930s. The author emphasizes the unity of artistic and creative tasks and goals of education typical for the USSR, concludes that decorative and applied art was an important component of educational work.

[Koptseva Т.А. Features of art education of children in Uzbekistan in the 1930s]

* Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства Просвещения РФ на 2019 год. Проект «Содержание и механизмы модернизации художественного образования», научный руководитель доктор педагогических наук И.Э. Кашекова. № гос. регистрации 115031940009. Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9

Введение. Становление и развитие художественного образования той или иной страны зависит от народной традиции и обусловлено культурно-историческими, социальными и природными факторами (Гачев, 1995). В Международной коллекции детского рисунка Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО») хранится уникальная подборка детских рисунков из Узбекской ССР, датированная 1930-ми гг.

Коллекция рисунков из Узбекистана носит ярко выраженный национальный характер, она была собрана сотрудниками Центрального дома художественного воспитания детей (ЦДХВД), в котором в 1935 году по решению Наркомпоса был создан Музей детского рисунка (Фомина, 2002). Музейная коллекция формировалась после Первой в Москве Международной выставки детского рисунка 1934 г. Грандиозный проект был задуман и по большей части реализован сотрудниками изосектора ЦДХВД под руководством Г.В. Лабунской (Копцева, 2018).

Задача и проблема исследования. Изучение специфики формирования коллекции узбекских рисунков, и на этой основе выявление особенностей содержания художественного образования Узбекистана в 1930-е гг.

Материалы и методы: базой исследования стали материалы Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Инв., 132). Анализ детских рисунков из Узбекистана 1930-ых гг. как форм отражения национальной системы образования.

Описание и анализ результатов. В результате исследования были проанализированы 119 детских рисунков 1934-1937 гг., хранящихся в папке № 132, а также материалы текущего архива ФГБНУ «ИХОиК РАО», аналитическая статья А.А. Дмитриевой и Н.Н. Фоминой «Этнокультурные особенности художественного творчества детей Узбекистана». Сравнение принципов хранения узбекских рисунков с другими папками архива: Украинской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР и др. позволило сделать вывод о том, что в основу

формирования коллекции был положен принцип единства содержания и формы детского рисунка, на который указывала Г.В. Лабунская. Анализируя содержание Международной выставки 1934 года, она писала: «Рисунки ребят национальных наших республик, выделенные в особый раздел, убедительно говорят о росте культуры национальной по форме и социалистической по содержанию. Мы видим, как бурятский мальчик изображает заседание совета, азербайджанские ребята рисуют новые школы, детсады и сбор хлопка, украинец рисует новую стройку и колхоз, а туркмены - рытье оросительного канала. При этом все эти рисунки сохраняют яркий национальный колорит» (Междун. выст. детс. рис., 1934: 7). Странным обстоятельством явился тот факт, что в Международном каталоге выставки 1934 года не нашли отражение рисунки из Узбекской ССР, хотя в коллекции ЦДХВД к тому времени уже были рисунки узбекских ребят, датированные 1934 г. А некоторые рисунки даже относятся к так называемым «старым материалам 1920-ых гг.», которые после ликвидации Государственной академии художественных наук (ГАХН) были переданы в ЦДХВД А.В. Бакушинским. Известно, что в кабинете примитивного искусства, велось изучение влияния на развитие детского рисунка национального, гендерного, социального и возрастного факторов.

Содержание папки № 132 отражает системы обучения изобразительному искусству в различных образовательных организациях: Ташкентский Дом пионеров имени И.В. Сталина, Дом художественного воспитания детей г. Ташкента (1934, 1936, 1937), а также школ Н. Ургенча (1936), Чирчикстроя (1936-37), Ферганы, Коканда и Самарканда (1935-36). Рисунки сгруппированы по разделам: 1. Рисование природы (с натуры и по представлению), 2. Рисование предметов быта, 3. Декоративное рисование, 4. Рисование животных, 5. Рисование человека, 6. Иллюстрация, 7. Тематическое рисование, 8. Рисунки отдельных детей. Такое деление позволяет выстроить систему занятий, которая была характерна для образовательных программ Наркомпроса 1930-х гг. в СССР.

Сейчас коллекция насчитывает 119 единиц хранения и одну фотографию с изображением рисующего узбекского

мальчика, хотя старая нумерация рисунков свидетельствует о том, что их было многим больше (№№ 726-2138). Содержание рисунков отражает идеи «культурной революции», которые в 1930-е гг. пронизывали художественное образование СССР. Культурное развитие народа выразилась в росте школ и детских садов. В 1920 г. в Ташкенте был открыт Туркестанский государственный университет, в 1930-е гг. - Дом художественного воспитания детей и Дом пионеров, в школах стали работать изокружки. Воплощались требования бесплатного и обязательного начального обучения, решались задачи культурного строительства: ликбез, школьное строительство, подготовка учительских кадров и т.д.

Дети активно вовлекались в общественную жизнь страны. В рисунках они отразили деятельность пионерских лагерей, подвиг челюскинцев. Серия «Чирчикстрой» (1936) интересна по тематике и национальному колориту. В частности юные художники изображают строительство химкомбината и Чирчик-Бозсуйский каскада, запланированного по плану ГОЭЛРО. Показывают традиционные виды труда: шелководство, хлобководство, садоводство, скотоводство.

Работы из Коканда «Старый быт. Женщина в парандже», «Медресе», «Восточный базар» - это яркие страницы окружающей жизни. Детские пейзажи из Ферганы погружают в атмосферу солнечного Узбекистана, увлекают красотой горных ландшафтов, полей и рек. Особый интерес представляют декоративные рисунки, эскизы посуды, ковров. А также иллюстрации, тематические композиции и детские портретные образы, созданные карандашом, углем, акварелью.

Осуществляя связь с ЦДХВД, педагоги в 1936 г. делегируют на конференцию в Москву из Самарканда рисунки, с целью раскрытия сути учебных занятий по натюрморту. Коллекционируются рисунки отдельных одаренных детей. Среди них 5 выразительных работ Лазаря Агрияна (1911-2001), который в конце 1920-ых гг. посещал изокружок «Молодой коммунист». В 1932 г. он поступил в Академию художеств СССР.

Агриян Л. стал известным художником и прославил Узбекистан. Его творчеством восхищались М. Сарьян и К. Юон.

Он создал серии ташкентских, бухарских и самаркандских пейзажей, а также тематические композиции с дехканами, в полуденный зной отдыхающими в тени деревьев или в чайханах, с городскими или проселочными узкими улочки, освященными солнцем, с глинобитными домиками и степенно идущими по ним верблюдами и осликами. В 1938 году он стал членом Союза художников СССР, в 2000 - членом СХ России. С 1999 г. по 2001 г. жил и работал в Белгороде. Прожил 90 лет и оставил богатое художественное наследие.

Обсуждение и заключение. Известный общественный деятель современности Филипп де Вилье сказал, что «каждый человек должен опираться на свои корни и традиции -региональные, семейные, культурные, и в то же время он должен быть открыт миру». Творчество художника Агрияна, родившегося в Узбекистане, свидетельство того, что живя в Армении, Азербайджане и России, он через всю жизнь пронес любовь к родине.

Анализ детских рисунков из Узбекистана показал, что собрание работ отражает национальную систему образования 1930-ых гг. В детских рисунках нашел влияние опыт европейской (российской) школы в плане организации процесса рисования с натуры натюрмортов, фигуры человека и животных (Кашекова, Севрюкова, Кононова, 2018). В то же самое время во всей полноте раскрылось национальное своеобразие (Алексеева, 2018) уклада жизни и местный колорит природы Узбекистана.

Благодарности. Автор выражает благодарность Акишиной Е.М., Алексеевой Л.Л., Фоминой Н.Н.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Л. 2018. Изобразительное творчество детей: от традиций к реалиям и прогнозам. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 7 (1): 236-243. Гачев Г. 1995. Национальные образы мира. М.: Космо-Психо-Логос. 480 с. Кашекова И.Э., Севрюкова Н.В., Кононова Е.А. 2018. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей. -Педагогика искусства. 3. 167-183. Копцева Т.А. 2018. Советский раздел международной выставки детского рисунка 1934 года. - Педагогика искусства. 3. 111-129.

Международная выставка детского рисунка 1934 г. М.: Всекохудожник, 1934. 102 с. ил.

Фомина Н.Н. 2002. Становление Центрального дома художественного воспитания детей РСФСР имени А.С. Бубнова. - В кн.: История художественного образования в России ХХ века в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. М.: Педагогика. C. 37-59.

Получена /Received: 23.08.2019 Принята/Accepted: 06.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.