Humanity space International almanac VOL. 8, No 3, 2019: 355-365
Концепция передвижных выставок по регионам России в рамках реализации проекта фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов -Семейная мастерская «Чудо-сундучок»
Н.В. Севрюкова1'2
ФГБНУ Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования
119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1
FSBRI Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education
Pogodinskaya str., 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: nadsevr@yandex.ru
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, художественные традиции, обучение, воспитание, народные художественные промыслы, мультипликационный фильм.
Key words: spiritual and moral education, artistic traditions, training, education, folk arts and crafts, animated film.
Резюме: Концепция передвижных выставок отражает систему теоретических положений, целей, задач и рекомендаций по проведению передвижных выставок в образовательных организациях Российской Федерации в рамках реализации проекта фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская "Чудо-сундучок"».
Abstract: The concept of mobile exhibitions reflect the system of theoretical provisions, goals, objectives and recommendations for conducting mobile exhibitions in the educational institutions of the Russian Federation in the framework of the project of the festival-contest of family art to create images of the heroes of the animated film based on the stories of the works of folk arts and crafts "Family workshop "the Miracle box"".
[Sevryukova N.V.1'2 The concept of traveling exhibitions in the regions of Russia in the framework of the project of the festival-competition of family creativity to create images of the heroes of the animated film based on the stories of folk art - Family workshop "Miracle chest"]
1 Грант Президента РФ на развитие гражданского общества - 18-01- 014014
2 Материал был представлен на Всероссийской конференции «Ресурсы школьного сообщества для социализации учащихся в регионах современной России» (Барнаул, Алтайский край, 2018 г.).
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему теоретических положений, целей, задач и рекомендаций по проведению передвижных выставок в образовательных организациях Российской Федерации в рамках реализации проекта фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская «Чудо-сундучок»» по Гранту Президента РФ на развитие гражданского общества 18-1-014014.
Концепция оказывает помощь в решении наиболее актуальных проблем в реализации Проекта, а также способствует совершенствованию основных направлений выставочной деятельности.
Проведение передвижных выставок рассматривается в Концепции как форма педагогической работы по приобщению детей к традициям народных художественных промыслов средствами мультипликации.
Передвижные выставки, организованные в рамках Проекта, отражают культурные традиции регионов России, а также специфику развития современной социокультурной среды. Концепция способствует расширению системы взглядов на народные художественные промыслы, на вхождение художественных образов произведений в мир творчества детей, на приобщение детей к народной культуре средствами мультипликации. Проведение передвижных выставок способствует формированию духовно-нравственной культуры личности.
Народные художественные промыслы и
мультипликационный фильм выступают в Проекте как единое интегративное пространство, которое позволяет объединить различные виды искусства. И решить актуальную педагогическую проблему - духовно-нравственное и эмоционально-ценностное воспитание детей и молодежи (Данилюк, 2009). В решении этой проблемы способствует проведение передвижных выставок творческих работ детей, подростков и их родителей (попечителей).
Передвижные выставки, созданные в рамках Проекта,
объединяют не только различные компоненты образовательного процесса, содержание разных образовательных областей, но и компоненты воспитательной работы.
Передвижные выставки, являются результатом непосредственного творческого участия детей и их родителей в рамках реализации Проекта направлены на:
• патриотическое воспитание детей и молодежи на основе изучения традиций народных художественных промыслов и совместной деятельности в семье (кровной, замещающей);
• формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения творчества народных мастеров народных художественных промыслов;
• приобщение к сфере духовной жизни общества;
• развитие у обучающихся художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды;
• сохранение семейных ценностей в процессе совместной деятельности детей и родителей;
• развитие интереса у детей и родителей к народной культуре регионов России на основе совместной творческой работы семьи, проведения передвижных выставок творческих работ.
II. Значение передвижных выставок по регионам России
В Российской Федерации, как в многонациональном государстве особое значение приобретает приобщение детей к традициям народной культуры, к национальным особенностям, к произведениям мастеров народных художественных промыслов (Севрюкова, 2018 ).
Потенциал народных художественных промыслов незаменим в процессе развития эстетических чувств и интеллекта человека, его нравственной культуры, уважения к традициям своей страны.
Ключевыми задачами приобщения к народному искусству являются:
• изучение произведений народного искусства,
лучших образцов современных изделий народных художественных промыслов;
• реализация комплексного подхода к развитию эстетической культуры обучающихся с позиций единства деятельности художника, мастера, исполнителя, зрителя;
• приобщение к творческой деятельности, представленной в своих основных видах: художественная обработка металла, дерева, камня, кости, керамики, вышивки, ткачества, кружева;
• овладение элементами языка народного искусства в процессе активной творческой деятельности;
• расширение художественного кругозора и основ художественной грамотности детей и молодежи в области декоративно-прикладного и народного искусства.
Одной из форм приобщения является организация передвижных выставок по территории России работ, созданных в рамках реализации проекта фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская «Чудо-сундучок».
Произведения искусства народных мастеров, опосредованно передающие духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, становятся основой творческих работ детей, их развития, прочтения и понимания художественного образа, что содействуют развитию художественной культуры обучающихся, эстетическому и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры (Богуславская, 1981)
Взаимопонимание между разными поколениями в семье развивается в совместном творчестве, в совместном посещении передвижных выставок, в участии в мероприятиях, которые организуются по методическому обеспечению выставок.
В современной образовательной среде широко распространился опыт по созданию мультипликационных фильмов. На передвижных выставках совместное творчество детей и родителей (попечителей) представлено в самом
широком виде: литературное творчество (сочинительство), «рукотворчество» - рисование, лепка, конструирование, аппликация; работа с привлечением цифровых технологий -освоение программ Paint, Coraldraw, Photoshop и других.
III. Цели и задачи
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого уровня проведения передвижных выставок в образовательных организациях разных регионов России, в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества.
Задачами Концепции являются:
• совершенствование содержания сопровождения передвижных выставок;
• художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;
• развитие общедоступных информационных ресурсов, как инструментов деятельности обучающихся и родителей;
• создание условий для повышения компетенций педагогических работников учреждений образования.
IV. Основные вопросы организации и проведения передвижных выставок
Основные вопросы организации и проведения передвижных выставок заключаются в том, чтобы определить проблемы, возникающие при их организации и найти способы их решения. Это вопросы мотивационного характера, методического сопровождения выставок, которые так важны в развитии образования и воспитания. 1. Проблемы мотивационного характера
В современном мире наблюдается изменение форм существования произведений искусства. Произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, виртуальные интерактивные формы искусства изменяют отношение детей и молодежи к традиционному искусству. В результате молодое поколение испытывает
определенные сложности с восприятием традиций народной культуры, произведений народных художественных промыслов. Преодолеть эти сложности помогает реализация проекта фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская «Чудо-сундучок»» по Гранту Президента РФ на развитие гражданского общества 18-1- 014014. Возможность использование компьютерных технологий в Проекте делает его актуальным для молодежи. 2. Проблемы содержательного характера
Занятия творчеством это способ развития способностей детей. Проведение передвижных выставок - это своеобразный смотр, насколько способности детей развиты, насколько ребенок может своим творчеством, свое мировоззрение отразить в творчестве, строго следуя задачам фестиваля-конкурса. На формирование мировоззрения ребенка занятия творчеством оказывает важное значение. Ребенок обращается к творчеству познавая мир, события, природные явления, свойства окружающих предметов, взаимодействие в семьи, и с окружающими его людьми. Помощь родителей в этом процессе играет первостепенную роль. Ребенок развивается творчески, если он формулирует свои мысле-образы в литературном произведении - рассказе, эссе, если он может проиллюстрировать этот рассказ и рассказать о том, что нарисовано.
В творчестве ребенок отражает свой внутренний мир, свои ценности, приоритеты. В рисунках и в пластике, в графических или живописных работах ребенок отражает то, что ему дорого, чему он удивился, про что хочет рассказать. На основе художественного образа произведений мастеров народного художественного промысла дети в совместном творчестве с родителями создают новый образ. Вкладывая в этот образ свое восприятие, свое прочтение изделия народных мастеров, ребенок тем самым рассказывает о себе, о своем миропонимании. Для него это открытие, своего рода эксперимент, отступление от привычных образов, окружающих его
К рассмотрению принимаются все виды детского художественного творчества - рисунки (графика, живопись), пластика (глина, пластилин), аппликации, вышивки, роспись и т.д. К каждой работе необходимо представить литературное произведение - часть единой работы - рисунка и эссе. Что делать сначала - написать эссе, а потом его иллюстрировать или создавать композицию, а потом ее объяснять, сочиняя эссе -каждый решает сам. Это творческий процесс, а им управлять может и должен только создатель произведения.
В идеале - детское творчество - это интегрированный процесс, при котором ребенок одновременно рисует, напевает, сочиняет рассказ о нарисованном, и при этом еще и пританцовывает.
3. Методическое сопровождение передвижных выставок
Для достижения высокого уровня проведения передвижных выставок необходимо:
• определить формы проведения методического сопровождения передвижных выставок;
• определить единые критерии отбора произведений участников Проекта для всех возрастных групп;
• при разработке методического сопровождения учитывать этнокультурные и национальные особенности региона, где будет проходить передвижная выставка;
• определить оптимальное соотношение в подборе творческих работ с использованием художественных техник, обращение к народным художественным промыслам региона, где будет проходить передвижная выставка;
• определить оптимальное соотношение объема экспозиционного материала в зависимости от зрительской аудитории (для детей разного возраста, подростков, студентов и педагогов вуза и т.п.);
• налаживать взаимодействия с учреждениями культуры (выставками и музеями декоративно-прикладного и народного искусства), художественными промыслами
народного искусства;
• проводить творческие встречи детей, подростков и их родителей (попечителей) с художниками и мастерами
народных промыслов для повышения мотивации участия в Проекте;
• предусмотреть наличие вариативного подбора экспозиционного материала для выставок в учреждениях образования разной направленности: (библиотека для детей и юношества, учреждение дополнительного образования, вуз, музей).
Методическое сопровождение выставок включает:
• составление пресс-релиза и его размещение в средствах массовой информации;
• составление программ открытия выставок, приглашение на открытие выставок педагогов, художников, мастеров народных художественных промыслов;
• организацию Круглого стола, где встречается профессиональное сообщество, проходит обсуждение выставки, анализируется проведение фестиваля-конкурса, обсуждаются вопросы о художественном и эстетическом развитии детей, их патриотическом воспитании;
• проведение интерактивных форм занятий с детьми и родителям;
• проведение мастер-классов для детей и родителей;
• методические занятия с учителями и родителями, раскрывающие формы художественного, нравственно-эстетического, патриотического воспитания в семье;
• проведение научного исследования о восприятии современными детьми народных художественных промыслов.
Проведение передвижных выставок способствует:
• выявлению детей и подростков, желающих продолжить обучение по специальностям, связанным с искусством разных возрастных групп (талантливых детей);
• совершенствованию механизмов взаимодействия в обучении и воспитании детей и подростков, родителей и учителей;
• совершенствованию механизмы координации взаимодействия семьи и образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования).
В процессе выполнения проекта дети и подростки:
• проводят исследовательскую деятельность (поиск народных художественных промыслов региона, существующих, существовавших, развивающихся, восстанавливаемых);
• осваивают умение получать информацию самостоятельно;
• повышают интерес и мотивацию к творческому поиску, к художественной деятельности.
• совершенствуют навыки художественной деятельности, полученные в учреждениях образованиях (школа, учреждения дополнительного образования)
• осваивают новые техники художественного исполнения своих произведений;
• формируют навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями;
• развивают самостоятельность в выборе народного художественного промысла, наиболее близком и понятном ребенку, в трактовке художественного образа героя мультипликационного фильма, в выборе вида мультипликации;
• В результате участия в Проекте дети и подростки формируют и развивают потребности в общении с произведениями мастеров народных художественных промыслов, что способствует формирование активной жизненной позиции в освоении традиций национальной художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Воспитывается уважения к народной культуре, истории культуры своего Отечества.
Помощь родителей может выражаться:
• в непосредственном создании персонажа, быть соавтором детской творческой работы;
• в литературном сочинении, сюжете мультипликационного фильма;
• в организации подготовительного этапа: обеспечение материальных объектов для создания художественного образа;
• в поиске материалов информационного характера: условие конкурса, сведения о создании мультипликационного фильма, о народных художественных промыслов региона
(истории промысла, технологии производства изделий промысла, мастерах, династиях промысла и т.п.);
• оказании помощи в работе с информационно-коммуникационными технологиями;
• в моральной поддержке, создания благоприятной творческой атмосферы дома, душевного уюта.
Для проведения передвижной выставки необходимо предусмотреть создание методических материалов, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов по реализации Проекта. V. Заключение
Передвижная выставка представляет собой единую систему, включающую в себя экспозицию, особым образом структурированное пространство и элементы среды, обеспечивающие понятийную и образную целостность выставки. Она характеризуется своими дизайнерскими, эстетическими, информационными, художественными качествами, являясь средством демонстрации произведений юных художников и их родителей. Приобщение к народной культуре средствами передвижной выставки в образовательных организациях способствует повышению художественной культуры, эстетического вкуса, развитию художественно-творческих способностей. Сила воспитательного воздействия образов народных художественных промыслов в том, что воспитание происходит не назиданиями, а художественными образами, которые обладают большой силой воздействия, оставляя заметный след в душе, сознании учащихся, побуждают их становиться лучше, добрее, красивее. Выставка творческих работ фестиваля-конкурса семейного творчества по созданию образов героев мультипликационного фильма на основе сюжетов произведений народных художественных промыслов «Семейная мастерская «Чудо-сундучок» может быть итоговым отчетом о проделанной работе и стартовой, для будущих участников, вдохновленных творческими работами, представленными на выставке.
И.В. Севрюкова / I.V. Sevryukova ЛИТЕРАТУРА
Богуславская И.Я. 1981. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. //Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. Л.: Художник РСФСР. 374с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. 2009. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. личности гражданина России. М.: Просвещение. 26 с.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/1.htm
Севрюкова Н.В. 2018. Приобщение учащихся к пониманию художественно-творческого феномена народных промыслов России. / Педагогический потенциал традиционной культуры в формировании духовно-нравственных качеств личности: Монография. Науч.ред И.Э. Кашекова. М.: ФГБНУ ИХОиК РАО. 326 с.
Получена / Received: 10.03.2019 Принята/Accepted: 15.03.2019