Научная статья на тему 'Образ жизни и профессиональная направленность воспитанников кадетского корпуса'

Образ жизни и профессиональная направленность воспитанников кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. А. Жилина, В. Н. Шестакова, В. А. Доскин

Осуществлена оценка образа жизни и профессиональной направленности воспитанников кадетского корпуса с целью оптимизации учебного процесса и проведения адекватной психологической коррекции для предотвращения срыва адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е. А. Жилина, В. Н. Шестакова, В. А. Доскин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни и профессиональная направленность воспитанников кадетского корпуса»

(р<0,05). Наряду с этим выявлено влияние компенсации углеводного обмена на развитие как органической, так и функциональной патологии верхних отделов ЖКТ у больных СД (р<0,05 в обеих группах).

Выводы.

1) В структуре патологии верхних отделов ЖКТ у детей, больных СД 1типа, преобладает органическая патология (79,0%), среди которой доминируют гастриты (88,8%).

2) Факторами риска формирования патологии верхних отделов ЖКТ у детей, больных СД 1 типа, являются отягощенная наследственность, длительность диабета, компенсация углеводного обмена и наличие нейропатии.

Литература

1. Детская гастроэнтерология (избранные главы) / Под редакцией А.А. Баранова, Е.В. Климанской, Г.В. Римарчук - М., 2002.- 592 с.

2. Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачева Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков.-М.,2002.- 391 с.

3. Котов С.В., Калинин А.П., Рудакова И.П. Диабетическая полинейропатия.- М.,2000.-288 с.

4. Мартынова М.И., Марченко Л.Ф., Смирнов В.В. и др. Методы коррекции диабетических осложнений у детей больных сахарным диабетом 1-го типа // Медицинский научный и учебно-методический журнал.- 2002; № 10:- С. 29-39.

5. Бельмер С.В., Гасилина Т.В., Хавкин А.И., Пономарева А.П. Функциональные нарушения верхних отделов пищеварительного тракта у детей. Лечащий врач, октябрь 2005;№ 8: 64-67.

6. Верткин А.Л. Диабетическая автономная нейропатия: диагностика и метаболическая терапия. Клиническая фармокология и терапия,2004; № 4:39-43.

УДК

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Е.А. Жилина, В.Н. Шестакова, В. А. Доскин

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

Осуществлена оценка образа жизни и профессиональной направленности воспитанников кадетского корпуса с целью оптимизации учебного процесса и проведения адекватной психологической коррекции для предотвращения срыва адаптации.

Наряду с иными инновационными формами обучения, в системе профильного образования существуют кадетские школы и кадетские школы- интернаты, созданные в соответствии с распоряжением Президента РФ от 09.04.97 года. К 2004 году их насчитывалось около 50-ти. Кадетская форма обучения в Смоленском фельдмаршала Кутузова кадетском корпусе начинается с 11 лет (6 класса), до этого учащиеся проходят обучение в общеобразовательных школах города и района. Отбор в эти классы осуществлялся после предварительного медицинского обследования, психологического тестирования и проверки физической подготовленности. Как известно, кадеты воспитываются в среде, которая формирует здоровый образ жизни. В коллективе полузакрытого типа они обязаны регулярно питаться, ежедневно заниматься утренней гимнастикой, более строго соблюдать санитарно-эпидемический режим. У них предусмотрено повышенное количество занятий по физической культуре, занятия по начальной военной подготовке. При оценке влияния двигательно-активной формы обучения на состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность воспитанников кадетского корпуса (п=111) получено, что первую группу здоровья имеют 17,1% кадетов; 2 группу - 62,2%; 3 группу - 20,7%, которая обусловлена патологией костно-мышечной, эндокринной систем, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Лидирующее место среди соматических нарушений занимает патология опорно-двигательного аппарата (44,1%); на 2-ом месте находятся заболевания сердечно-сосудистой системы, которые составляют 37,8%; на 3-м месте - заболевания нервной и вегетативной системы (14,4%). С одинаковой частотой выявляются поражения органов зрения (9%), эндокринной системы (8,1%) и отоларингологическая патология (7,2%). Значительно реже у воспитанников кадетского корпуса встречаются заболевания органов желудочно-кишечного тракта - 4,5%, и мочеполовой системы - 3,6%. Следует подчеркнуть, что у школьников, обучавшихся в школах обычного профиля (п=256), лидирующими заболеваниями являются патология сердечно-сосудистой системы (44,9%), центральной нервной системы (37,5%), опорно-двигательного аппарата (36,7%), органов зрения (33,6%) и

желудочно-кишечного тракта (32,4%). В ходе сравнительного анализа было установлено, что заболевания нервной, эндокринной, мочеполовой систем, органов зрения, желудочно-кишечного тракта, ЛОР - органов достоверно чаще встречались у учащихся из общеобразовательных школ (р<0,05). В то время как, патология опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы встречались с одинаковой частотой в обеих группах наблюдения.

Необходимо отметить, что средний уровень физического развития выявляется у 58,0% курсантов кадетского корпуса, выше среднего и высокий - у 31,8%; ниже среднего и низкий - у 10,3%. В то время как гармоничное физическое развитие имеют 82,0% кадетов, что не свойственно школьникам из общеобразовательных школ. С точки зрения некоторых авторов средний уровень антропометрических показателей - лишь количественный и, порой, не самый достоверный показатель здоровья. Низкий процент учащихся с выраженными отклонениями в виде дефицита и избытка массы тела и низкого роста - это то, что отличает кадетов от школьников. Установлено, что 52,7% учащихся кадетского корпуса имеют выше среднего, 33,0% -- средний уровень физической подготовленности. И только у 14,3% воспитанников кадетского корпуса выявлен ниже среднего уровень физической подготовленности, что характеризует лучшую физическую готовность среди кадетов, чем среди школьников. Кроме того, при помощи специально разработанной анкеты были выявлены и определены основные факторы риска образа жизни у воспитанников кадетского корпуса. Установлено, что доля кадетов, которые имели вредные привычки достоверно ниже, чем среди учащихся образовательных школ (р<0,05). Отмечено, что только 8,3% кадетов пробовали алкогольные напитки и 27,1% воспитанников кадетского корпуса курили нерегулярно. В то время как 47,8% учащихся образовательных школ отметили, что они нерегулярно употребляли алкогольные напитки, а 57,7% регулярно курили, 37,5% курят по настоящее время. Выявлено, что самостоятельно занимались физической культурой и спортом 56,3% кадетов, причем к выпускному классу их количество увеличивалось от 25,0% (7 класс) до 85,7% (11 класс). Среди школьников регулярно занимались и занимаются спортом только 27,8% респондентов.

Определяя профессиональные интересы воспитанников кадетского корпуса, склонности их и военно-профессиональную направленность, используя дифференциально-диагностический опросник (Климова Е.А), в основу которого положена идея о делении всех существующих профессий на пять типов, по признаку предмета или объекта, на который направлена деятельность, выявлено, что в первую группу вошли 54,6% кадетов, которые образуют профессию типа «человек - человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы, что в военной области соответствует профессиям и воинским должностям, связанным с командным профилем. Вторая группа отмечалась у 15,5% воспитанников, склонность к профессии типа «человек-техника», где объектом служат технические системы, машины, материалы и энергия, возможна параллель с инженерно-техническим профилем офицерской деятельности, а так же с такими классами сходных воинских должностей, как операторские и технологические. Третью группу имели 14,4% учащихся, это профессия «человек - знаковая система», объектами которой являются условные знаки, шифры, коды, что в военном переложении близко по содержанию офицерским профессиям, связанным с финансово-экономической и оперативно-штабной деятельностью. Четвертая группа определялась у 14,4% респондентов. Эту группу составляют профессии типа «человек - природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Эта группа профессий мало подходит к военным специальностям. Пятая группа установлена у 9,3% обследованных юношей. Ее образуют профессии «человек - художественный образ», в которых предметом труда являются художественные образы или условия их создания. Эта группа также мало подходит к военным профессиям и специальностям. Следовательно, среди выпускников кадетского корпуса встречаются юноши, которые не имеют склонности и военно-профессиональной направленности, что требует индивидуального подхода при дальнейшем выборе профессиональной деятельности. Нами также была составлена карта интересов, предназначенная для изучения интересов учащихся к 29 сферам деятельности, в том числе к тем, которые выявляют военно-профессиональную ориентацию. У воспитанников кадетского корпуса отмечалось предпочтение к следующим сферам деятельности: общественная деятельность (15,5%), военная служба (14,4%), журналистика (10,3%), сфера обслуживания и торговли (8,2%), юриспруденция (7,2%). Меньшее количество учащихся имели интерес к таким сферам деятельности как сценическое искусство (6,2%), транспорт (5,2%). Одинаковое количество кадетов (4,1%) интересовались изобразительным искусством, авиацией и морским делом, а также техникой. Предпочтение к физкультуре и спорту констатировалось только у 3,1% учащихся. Такое же количество кадетов испытывали интерес к естественным наукам, деревообработке, легкой и пищевой промышленности, экономике. В наименьшей степени кадеты проявили интерес к таким сферам деятельности как геология (2,1%), строительство (2,1%), музыка (2,1%), радиотехника (1,0%), металлообработка (1,0%), литература (1,0%), иностранный язык (1,0%), педагогика

(1,0%). Интерес к таким сферам деятельности, которые косвенно могут выявлять военно-профессиональную направленность учащихся, определяется у 48,4% воспитанников кадетского корпуса. Следует подчеркнуть, что число подростков, отдающих предпочтение профессиям военно-профессиональной ориентации, к 11 классу возрастает (с 39% до 71,4%). Мотивация к прохождению военной службы по призыву отмечена у 47,9%, что в 1,7 раза выше, чем у школьников. В средних специальных учебных заведениях кадеты обучаться не планировали. В то время как 1/3 респондентов, обучавшихся по общеобразовательной программе, планировала обучение в средних специальных заведениях. 96,9% воспитанников кадетского корпуса изъявили желание поступать в ВУЗы, а значительная доля из них намеревалась продолжить обучение в высших военных учебных заведениях. Половина учащихся школ планировали продолжить обучение в высших учебных заведениях, преимущественно гуманитарного направления. При оценке результатов поступления в учебные учреждения, после окончания кадетского корпуса, 19,2% выпускников обучается в гражданских ВУЗах, 63,6;% кадетов поступили в высшие военные учебные заведения, 13,1% - обучаются в колледжах и 4,0% - проходят военную службу по призыву.

Отсюда следует, что важным аспектом, по нашему мнению, является определение профессиональных интересов учащихся, как при поступлении, так и на протяжении обучения в нём. Учащимся кадетского корпуса, которые не имеют склонности к военной деятельности, необходимо проводить психологическую коррекцию для предотвращения срыва адаптации.

Литература:

1. Генрих К.Р. Оценка состояния здоровья призывной молодежи крупного промышленного города (1881-1995 гг.): Автореф. дис. канд. мед. Наук.-Н. Новгород, 1996

2. Дюдяков А.А.Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий по укреплению здоровья допризывной молодежи в системе образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Н. Новгород, 2000.-20 с.

3. Нестеренко А.В. Гигиеническое обоснование мероприятий по укреплению здоровья учащихся кадетских школ: Автореф. дис. канд. мед. наук.-Н. Новгород, 2005.-23 с.

4. О состоянии здоровья детей в Российской федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2002 г.): Доклад МЗ РФ.-М., 2003.

5. Покровский А.В. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения ее подготовки к службе в Вооруженных Силах России:

УДК 616.12-008.331-053.4 (470.332)

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ ПОВЫШЕННОГО АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Ю.Ю. Гурьева, С. Б. Козлов, О. В. Сухорукова, Г. И. Рогожина

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

В статье изложены аспекты влияния учебной нагрузки как фактора риска на уровень артериального давления у школьников.

На протяжении последних лет практически во всех регионах России отмечается ухудшение состояния здоровья детей (Леонтьева И. В., Козлова Л. В.).

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, является нерационально организованный учебный процесс. Широкое внедрение в практику школьного обучения инновационных программ и методов, существенно увеличивающих информационную и психологическую нагрузку на школьников, требует должного медицинского сопровождения с целью изучения влияния школьных занятий на физическое и психическое развитие детей[1,7].

Перегрузка учебными занятиями, несоблюдение режима дня, питания, отдыха, недостаточная двигательная активность, нарушение санитарного режима - составляющие негативного влияния на уровень индивидуального и общественного здоровья.[3]. Например, по данным литературы до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления [5]. В конце учебного года во многих колледжах и гимназиях у школьников в 2 раза чаще, чем в традиционных школах выявлялись гипертонические реакции и лишь у 10% школьников регистрировались возрастные показатели артериального давления (АД)[2,6].

Цель настоящего исследования - определить влияние интенсивности учебной нагрузки на уровень артериального давления у школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.