Научная статья на тему 'Характеристика профессиональных интересов и способностей мальчиков подросткового возраста'

Характеристика профессиональных интересов и способностей мальчиков подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика профессиональных интересов и способностей мальчиков подросткового возраста»

УДК 616-053.5

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Е.А. Жилина, А. Я. Тишурова, В.Н. Шестакова В.А. Доскин, Н.И.Окко

Смоленская государственная медицинская академия СОГОУ «Центр диагностики и консультирования»

Проведена оценка индивидуальных особенностей воспитанников кадетского корпуса с целью оптимизации учебного процесса.

Одной из актуальных задач современного образования является наиболее полное раскрытие потенциала одаренных детей, имевших профессиональные интересы и профессиональные способности с целью их успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности в настоящем и будущем. Однако на пути развития способностей стоит немало трудностей. Среди причин, влияющих на развитие индивидуальных способностей школьников, таких как недостаточная разработанность психолого-педагогической диагностики одаренных и высокоинтеллектуальных детей, слабая подготовленность учителей и медицинских работников к работе с ними, существует проблема влияния процесса гендерной социализации на развитие одаренности воспитанников.

Под гендерной социализацией понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности профессиональных интересов и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.

Процесс гендерной социализации начинается задолго до начала школьного обучения. Родители уже с рождения ребенка неодинаково относятся к мальчикам и девочкам, предъявляют к ним разные требования, покупают соответствующие половой принадлежности игрушки, одежду, книги. Гендерные стереотипы формируются также достаточно рано, уже в детских играх. Следует отметить, что стереотипные взгляды на мужскую и женскую роль в обществе сопровождают весь процесс социализации ребенка, появляясь первоначально в семье, продолжая развиваться в сознании воспитанников в детском саду, школе и за их пределами. Как известно, в последние годы наряду с иными инновационными формами обучения в системе профильного образования существуют кадетские школы и кадетские школы-интернаты. Отбор в эти классы осуществлялся после предварительного медицинского обследования, психологического тестирования и проверки физической подготовленности. Как известно,

кадеты воспитываются в среде, которая формирует здоровый образ жизни, мужественность. По уставу им запрещено курить, употреблять алкоголь. В коллективе полузакрытого типа они обязаны регулярно питаться, ежедневно заниматься утренней гимнастикой, более строго соблюдать санитарно-эпидемический режим и режим дня. У них предусмотрены повышенное количество занятий по физической культуре, занятия по начальной военной подготовке, военные сборы, проходящие в каникулярное время. Следует отметить, что усиливают воспитательный процесс факультативные занятия этикетом, танцами, участие в хоре. У них воспитывают определенный стереотип поведения и мышления. Доказано, что почти все люди способны лучше или хуже делать много разных вещей. Основное различие проявляется в том, насколько легко каждый человек может справиться с новыми проблемами в конкретной области. К тому же, обладая значительной долей решительности и упорства, можно замаскировать недостаток способностей. Однако производительность человека выше, если он будет в полной мере использовать наиболее развитые у него способности, а не полагаться на те, которые развиты хуже. Их лучше оставить как вспомогательные. Традиционные подходы к диагностике интеллектуальных способностей показали, что ни высокий уровень ни высокий уровень учебных достижений, ни высокий уровень креативности - каждый сам по себе - не может выступать индикатором индивидуальной одаренности. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем, и наоборот, отсутствие ярких проявлений одаренности в детстве не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок" в плане констатации, следует говорить о признаках одаренности. Признаки одаренности - это те особенности ребенка, которые проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его деятельности. По форме проявления выделяют явную и скрытую одаренность. Явная одаренность проявляется в деятельности ярко и отчетливо и даже при неблагоприятных условиях (2,5% от общего количества детей). Специалист может определить "зону ближайшего развития" и правильно наметить программу дальнейшей работы с этим ребенком. Скрытая одаренность проявляется в деятельности в менее выраженной, замаскированной форме (примерно 2025% от общего числа учащихся). Причины скрытой одаренности связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и искажают формы проявления одаренности.

При изучении интересов к 29 сферам деятельности оказалось, что у воспитанников кадетского корпуса отмечалось предпочтение к следующим сферам деятельности: общественная деятельность (15,5%), военная служба (14,4%), журналистика (10,3%), сфера обслуживания и торговли (8,2%), юриспруденция (7,2%). Меньшее количество учащихся имели интерес к

таким сферам деятельности, как сценическое искусство (6,2%), транспорт (5,2%). Одинаковое количество кадетов (4,1%) интересовались изобразительным искусством, авиацией и морским делом, а также техникой. Предпочтение к физкультуре и спорту констатировалось только у 3,1% учащихся. Такое же количество кадетов испытывали интерес к естественным наукам, деревообработке, легкой и пищевой промышленности, экономике. В наименьшей степени кадеты проявили интерес к таким сферам деятельности, как геология (2,1%), строительство (2,1%), музыка (2,1%), электрорадиотехника (1%), металлообработка (1%), литература (1%), иностранный язык (1%), педагогика (1%). Интерес к таким сферам деятельности, которые косвенно могут выявлять военно-профессиональную направленность учащихся, определяется у 48,4% кадетов. Следует подчеркнуть, что число подростков, отдающих предпочтение профессиям военно-профессиональной ориентации, к 11 классу возрастает (с 39 до 71,4%). Важным аспектом, по нашему мнению, является определение профессиональных интересов учащихся как при поступлении, так и на протяжении обучения в нём. Учащимся кадетского корпуса, не имеющим склонности к военной деятельности, необходимо проводить психологическую коррекцию для предотвращения срыва адаптации с первого года обучения и в последующем в процессе обучения. Следовательно, среди выпускников 23,7 % юношей не имеют склонности к профессиям военно-профессиональной направленности, что требует индивидуального подхода при дальнейшем выборе профессиональной деятельности.

Педагогическая оценка способностей воспитанников кадетского корпуса показала, что 28,0 % учащихся имели способности к иностранным языкам, 26,7% к русскому языку и литературе, 25,3 % к математике, 20,0% к биологии, географии и истории. Кроме того, 56,0% кадетов, по мнению педагогов, имели индивидуальные способности к хореографии, 20,0% - к спортивной деятельности, 12,0% - к вокалу и 6,7% - к изобразительному искусству.

Уровень интеллектуального развития кадетов, по результатам ШТУР, средний (38,3%) или выше среднего (27,9%). Аналитические способности у 15,7% учащихся высокие, у 5,9% выше среднего и у 54,9 % средние. Образное мышление у большинства кадетов достаточное (60,8%), пространственное восприятие развито (74,5%), речевые способности (92,2%) и способности к счету хорошие (96,1%). Несколько хуже развиты технические способности, у 49,0% учащихся, их уровень ниже среднего. Следовательно, среди воспитанников высокий процент учащихся, способных оперировать словами, имевших аналитические способности, наклонности к счету, к пространственному восприятию, что необходимо учитывать при составлении учебных программ и индивидуальных занятий.

Отмечено, что потенциально одаренных детей в средних школах нашей страны насчитывается от 20,0 до 25,0%, а в гимназиях - от 50,0 до 98,0%.

По нашим данным, потенциально одаренных воспитанников кадетского корпуса встречается в 8 классах до 30,0%, в 9 классах до 33,3%, в 10 классах до 41,7% и в 11 классах до 45,0%. Одаренность в нескольких сферах определена у 62,8% учащихся, в двух сферах - у 16,3%, в одной сфере - у 20,9% кадетов.

Явная, актуальная одаренность выявляется у 33,5% учащихся. Следует отметить, что практическую одаренность имели 29,9% кадетов, коммуникативную - 24,3%, теоретическую - 22,8%, духовно-ценностную -11,7% и художественно-эстетическую - 9,3% учащихся.

Соотношение профессиональных интересов и профессиональных способностей у воспитанников кадетского корпуса показало, что профессиональные способности не равномерно развиты у 33,3% учащихся и у 7,8% из них не выражены интересы к профессиональной деятельности; низкие профессиональные способности отмечены только у 13,7% воспитанников, что и послужило поводом для работы с этим контингентом детей. При выпуске из кадетского корпуса профессиональные способности и интересы к профессиональной деятельности уже имели 90,9% учащихся.

Следует подчеркнуть, что одаренные дети - это ключевой кадровый ресурс нашего государства, поэтому при составлении учебных программ, профилактических мероприятий необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и стремиться их развивать и стимулировать.

Литература

1. Барбитова А.Д. Одаренность, или «нестандартный ребенок»: от теории к практике //Научно-практический журнал «Одаренный ребенок». -2007; №1.- С. 17-32.

2. Жилина Е.А., Шестакова В.Н, Доскин В. А. Образ жизни и профессиональная направленность воспитанников кадетского корпуса //Вестн. Смоленской мед. акад. - 2006. - С. 136-139

3. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. проф. В.Н. Шестаковой.- Смоленск, 2003.-591 с.

4. Разумникова О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 11-125.

5. Синягина Н.Ю., Зайцева Н.В. Одаренные дети: вчера, сегодня, завтра //Научно-практический журнал «Одаренный ребенок». -2007. - №1. -С.13-16

6. Таранова Т.М. Педагогические условия полоролевой социализации подростков: Автореферат дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003.

7. Щеплягина Л. А. Факторы риска и формирование здоровья детей //Рос. педиатр. журн. - 2002. - №2. - С. 4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.