Научная статья на тему 'Здоровье мальчиков подросткового возраста, обучавшихся в кадетском корпусе и лицее гуманитарного профиля'

Здоровье мальчиков подросткового возраста, обучавшихся в кадетском корпусе и лицее гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / МАЛЬЧИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАНИЕ / HEALTH / ADOLESCENT BOYS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жилина М. А., Шестакова В. Н., Соколова М. В.

Представлена сравнительная оценка состояния здоровья детей при поступлении и в процессе обучения в кадетском корпусе и лицее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жилина М. А., Шестакова В. Н., Соколова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENCE HEALTHY BOY STUDYING IN CADET CORPS AND THE LYCEUM OF HUMANITIES

The comparative assessment of childrens health at admission and during training in the Cadet Corps and the Lyceum

Текст научной работы на тему «Здоровье мальчиков подросткового возраста, обучавшихся в кадетском корпусе и лицее гуманитарного профиля»

5. Жданова Л.А., Русова Т.В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал, 1999. №2. - С. 52-56.

6. Исаков Ю. Ф., Степанов Э.А., Крассовская Т.В.Абдоминальная хирургия у детей.-М.: Медицина, 1988.-414с

7. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка // Под ред. Проф. д.м.н. В.Н. Шестаковой. Смоленск, 2003.-591 с.

8. Кучма В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2002. - №6. - С. 51-53.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков// Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 42 - 45.

10. Пунина М.А. Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья школьников из неполных семей: Автореф. дисс. канд. мед наук. Смоленск: СГМА, 2009 .- 22 с.

11. Шестакова В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения // Автореф. дисс. д-ра. мед. наук. - Иваново, 2000. - 48 с.

УДК 616-053.5-003.966371.711

ЗДОРОВЬЕ МАЛЬЧИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАВШИХСЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ И ЛИЦЕЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

М.А. Жилина, В.Н. Шестакова, М.В. Соколова

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Российская медицинская академия последипломного образования

Резюме: Представлена сравнительная оценка состояния здоровья детей при поступлении и в процессе обучения в кадетском корпусе и лицее.

Ключевые слова: состояние здоровья, мальчики подросткового возраста, образование.

ADOLESCENCE HEALTHY BOY STUDYING IN CADET CORPS AND THE LYCEUM OF HUMANITIES

M. A. Zilina, V. N. Shestakova, M. V. Sokolova

Smolensk State Medical Academy Resume: The comparative assessment of children's health at admission and during training in the Cadet Corps and the Lyceum.

Key words: health, adolescent boys, education

Здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления. Среди различных групп детского населения наиболее подвержены заболеваемости дети школьного возраста. Установлено, что ряд авторов не выявляют существенного влияния школьного процесса на состояние здоровья ребенка как на первом году обучения, так и в дальнейшем, другие авторы отмечают четкую тенденцию его ухудшения [7, 8, 10, 11, 12]. Большинство работ подтверждают это мнение [2, 6, 13, 19]. По мере взросления ребенка, число больных возрастает и к окончанию школы достигает 99,0 %, заболеваемость учащихся до 14 лет увеличивается на 50,0 %, до 17 лет - на 64,0 % [4, 5, 12, 13, 14, 19]. В последние годы много спорных вопросов возникает по состоянию здоровья детей, которые обучаются в школах - интернатного типа, таких как кадетский корпус и лицеи. В настоящее время сведе-

ний по научному анализу эффективности такой формы обучения накоплено еще недостаточно.

Смоленский государственный общеобразовательный педагогический лицей-интернат им. Кирилла и Мефодия имеет четыре профиля обучения: гуманитарный, академический, физико-математический и естественно- географический. В него поступают дети после 7 класса. Кадетская форма обучения в Смоленском фельдмаршала Кутузова кадетском корпусе начинается с 11 лет (6 класса), Для идеального подбора сравниваемых групп нами отбирались дети, которые поступали в кадетский корпус после 7 класса, до этого все дети обучались в школах города или района. Отбор в эти классы осуществлялся после предварительного медицинского обследования, психологического тестирования и проверки физической подготовленности.

Кадетский корпус является военизированным, но не военным образовательным учреждением, что от-

личает его от лицея. Кроме того, отличительными особенностями кадетских школ являются: реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку с учетом специфики учреждения; проведение практических полевых занятий по окончании учебного года; специфический уклад жизни; широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде, восполнение необходимости мужского воспитания, формируя здоровый образ жизни. Они регулярно питаются, ежедневно занимаются утренней гимнастикой, более строго соблюдают санитарно-эпидемический режим. Организация работы предусматривает не только обучение, но и дополнительное образование во второй половине дня, организацию каникулярного времени. Поэтому, динамическое наблюдение за состоянием

здоровья воспитанников кадетского корпуса является актуальным и своевременным.

Сравнительная оценка состояния здоровья детей при поступлении в школы такого типа показала, что здоровье детей основной группы наблюдения (кадеты) оказалось достоверно лучше, чем школьников из группы сравнения (лицеисты). Более 1/3 учащихся имели при поступлении в кадетский корпус I группу здоровья, что в 2,73 раза больше, чем при поступлении учащихся в лицей (рис. 1).

Установлено, что количество будущих лицеистов, наблюдавшихся по III группе здоровья, в 1,63 раза больше, чем будущих кадетов, которые состояли на диспансерном учете по хронической патологии. Среди респондентов основой группы наблюдения, которые имели бы IV группу здоровья, выявить не удалось (рис. 1-5).

70 60 50 40 30 20 10 0 55, 26,6 24,5 I гр. зоровья 3 5М 56,4 II гр. ЗДО] 57 101 '$6,4 & 24,5 !ЬЯ Ш гр. здоровья IV гр. здоровья

□ при поступлении ■ 1 год □ 2 год □ 3 год при выпуске

Рисунок 1. Динамика групп здоровья воспитанников кадетского корпуса

I гр. здоровья П гр. здоровья Ш-гр. здоровья IV гр. здоровья

Рисунок 2. Динамика групп здоровья учащихся педагогического лицея

Рисунок 3. Частота функциональных нарушений у школьников при поступлении в школы полузакрытого типа

31,9* 34.0*36,2*

18,1

19,1

^п^ 21.3

24,5

кадеты

лицеисты

□ 1 год

ЕВ 2 год

: 3 год

Рисунок 4. Частота встречаемости органической и хронической патологии у школьников сравниваемых групп с учетом их возраста

В то время как среди учащихся группы сравнения 2 ребенка имели хронические заболевания в стадии субкомпенсации (1,4 %). Дети, имевшие II группу здоровья, лидировали как в основной группе наблюдения (55,3 %), так и в группе сравнения (60,3 %). их возрастая здоровья 28,1 % учащихся, ежегодно потеря здоровья составляла 4,7 %. Без изменения в состоянии здоровья находилось более 67,2 % респондентов (рис. 6, 7).

30 25 20 15 10 5

о

25,5

кадеты

24,8*

22,0

14,9*

12,1*

лицеисты

^^^пост^плени^

1 год

I 2 год

И 3 год

Рисунок 5. Частота встречаемости направленности риска у детей в процессе обучения

кадеты, ухудшившие здоровья

лицеисты, ухудшившие здоровья

10

-5

I при поступлении

и 3 год

н 4 год

и 5 год

1 при выпуске

Рисунок 6. Динамика ухудшения состояния здоровья учащихся в период обучения в школах интернатного типа

За период обучения в школе ухудшили состояния здоровья 28,1 % учащихся, ежегодно потеря здоровья составляла 4,7 %. Без изменения в состоянии здоровья находилось более 67,2 % респондентов.

Оказалось, что ежегодная потеря здоровья у детей до поступления в школы полузакрытого типа в сравниваемых группах не имела различий (рис. 5, 6). Школьники, поступающие в кадетский корпус, чаще имели хорошую резистентность организма (94,7 % против 91,5 %) и лучшие адаптационные возможности (63,8 % против 49,6 %, р<0,05).

У будущих кадетов чаще встречалось поражение одной или двух систем (11,7 % и 10,6 %), а у будущих лицеистов двух или трех систем (17,7 % и 19,9 %). У детей основной группы наблюдения в структуре заболеваний лидировала «школьная патология». У будущих кадетов нарушения опорно-двигательного аппарата занимала первое место (48,9 %), что в 2,3 раза чаще, чем в группе сравнения. На втором месте располагалась патология сердечно-сосудистой системы (14,9 %). На третьем месте размещались нарушения органов зрения (10,6 %), на четвертом - за-

дети потерявшие здоровья в период обучения в школах интернатного типа

□ при поступлении

и 1 год

и 2 год

и 3 год

> при выпуске

Рисунок 7. Потеря здоровья детей в период обучения в школах

болевания центральной нервной системы (9,6 %). У будущих лицеистов в структуре заболеваний первую позицию занимали поражения сердечно-сосудистой системы (27,7 %), вторую - нарушения центральной нервной системы (23,4 %), третью - патология опорно-двигательного аппарата (21,3 %), четвертую - заболевания органов пищеварения (20,6 %). На пятом месте располагалась патология органов зрения (20,6 %), что достоверно чаще, чем в основной группе наблюдения (10,6 %). Патология ЛОР органов (7,1 %), крови и кроветворных органов (7,1 %), органов дыхания (6,4 %) размещались на шестом и седьмом месте. В то время как в основной группе наблюде-

ния патология ЛОР, органов пищеварения и дыхания размещались на пятом, шестом местах (6,4 %, 6,4 %, 3,2 % соответственно). Обращало на себя внимание, что частота распространенности ведущей патологии у детей основной группы наблюдения меньше, чем в группе сравнения.

Это необходимо учитывать при диспансерном наблюдении и при проведении профилактических мероприятий, начиная с первых этапов посещения ребятами школ полузакрытого типа, с обязательным привлечением узких специалистов, учитывая системы поражения, и представителей психолого-педагогического звена.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аветисян Л. Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся// Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 48 - 49.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р. Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей, новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях/ Руководство для врачей. - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2006.

- 412 с.

3. Генрих К.Р. Оценка состояния здоровья призывной молодежи крупного промышленного города (1881-1995 гг.): Автореф. дис. канд. мед. Наук.-Н. Новгород, 1996.- 21 с.

4. Дюдяков А.А.Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий по укреплению здоровья допризывной молодежи в системе образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Н. Новгород, 2000. -20 с.

5. Игнатова Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников // Гигиена и санитария.

- 2004. - № 6. - С. 75 - 78.

6. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка / Под ред. Проф. д.м.н. В.Н. Шестаковой. Смоленск, 2003. -591 с.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-биологические аспекты адаптации школьников к условиям жизнедеятельности// Научные основы охраны здоровья детей: Сборник материалов XIV Сессии общего собрания РАМН. - М.: РАМН, 2005. - С. 174 - 179.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков// Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 42 - 45.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2008. - 238 с.

10. Нестеренко А.В. Гигиеническое обоснование мероприятий по укреплению здоровья учащихся кадетских школ: Автореф. дис. канд. мед. наук.-Н. Новгород, 2005.-23 с.

11. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений// Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 40. - 43.

12. Покровский А.В. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения ее подготовки к службе в Вооруженных Силах России: Автореф. дис. канд. мед. наук - Н. Новгород, 1999 -22 с.

13. Пунина М.А. Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья школьников из неполных семей: Автореф. дисс. канд. мед наук. Смоленск: СГМА, 2009 .- 22 с.

14. Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров// Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 48 - 50.

15. Состояние здоровья и психофизиологические особенности учащихся новых видов учебных заведений/ А.Г. Му-талов, Г.П. Ширяева, Г.А. Вахитова, Н.А. Дружинина// Вопросы современной педиатрии. - 2007. - Т. 6. - № 6. - С. 122 - 126.

16. Феррон Л.М. Современные представления о здоровье, его связи со стилем и образом жизни. Влияние школьной среды на состояние здоровья учащихся// Школа здоровья. - 2007. - № 3. - С. 54 - 61.

17. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство/ под ред. А.А. Баранова, Л.А. Ще-плягиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 432 с.

18. Физическая активность подростков/ Е.К. Пагаева, П.А. Мишо, А. В. Жанин и др.// Гигиена и санитария. - 2006. -№ 6. - С. 64 - 66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Шестакова В.Н. многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Автореф. дисс. докт. мед. наук. - Иваново. - 1999. - 45 с.

УДК: 616.12-007.2-089-053.1

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА У ДЕТЕЙ, ИМЕВШИХ ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПО ПОВОДУ ВРОЖДЕННОГО ПОРОКА СЕРДЦА

Н.Н. Рябкина, В.Н., Шестакова, О.В. Ларионова

ГОУ ВПО СГМА Росздрава

Резюме: Социально-гигиенический статус семей, воспитывающих детей с врожденными пороками сердца, в 1,5 раза ниже, чем в семьях со здоровыми детьми, что негативно сказывалось на адаптационных и функциональных возможностях ребенка, как до оперативного, так и после оперативного вмешательства. Ключевые слова: ребенок, социальный статус, врожденный порок сердца

FEATURES OF SOCIAL HISTORY OF CHILDREN SINCE SURGICAL INTERVENTIONS FOR CONGENITAL HEART DISEASES

N.N. Ryabkina, V.N., Shestakov, O.V. Larionov

Resume: Socio-hygienic status of families raising children with congenital heart disease, 1,5 times lower than in families with healthy children, which adversely affected the adaptation and functionality of the child as before the operation and after surgery.

Key words: child, social status, congenital heart disease

Во всем цивилизованном мире дети относятся к числу наиболее важных ресурсов страны. Они находятся в центре внимания общества. Их благополучие, способности, знания и энергия определяет будущее сел, городов и государство в целом. Однако во многих случаях слабое здоровье мешает детям приобретать новые знания и умения, необходимы для того, чтобы вырасти сознательными гражданами, способными вносить новый вклад в развитие и процветание общества (Волкова О.Б., 2010). В Российской федерации с каждым годом происходит прогрессивное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Масштабы роста заболеваемости среди детской популяции носят поистине угрожающий характер (Гуркин Ю.А. 2006 г.) В подростковом возрасте практически здоровые дети составляют лишь 4,0%-6,0%. Данная тенденция негативным образом отражается на адаптации детей к новым условиям

жизни и, в конечном итоге, значительно снижает их социализацию в обществе. Это наглядно характерно для детей даже с функциональными нарушениями в состоянии здоровья. Что уже говорить о детях с органической патологией, которым трудно адаптироваться к любой сложившейся ситуации, не привлекая резервы организма, тем самым, сохраняя свое здоровья на исходном уровне. Плата за неудачную адаптацию всегда заканчивается потерей здоровья.

В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания являются одними из лидирующих в структуре заболеваемости детей. Врожденные пороки сердца представляют собой наиболее обширную по численности и значимости патологию в связи с высокими цифрами выявляемости и смертности среди детской популяции. По статистике в настоящее время на 1000 новорожденных рождается 5 детей с ВПС (Бокерия Л.А., 2010), которые требуют высококвали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.