Научная статья на тему 'Одаренность как основа формирования специалиста экспертного уровня'

Одаренность как основа формирования специалиста экспертного уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / личностно-ориентированный подход / экспертно-результативный подход / среднее образование / подготовка кадров / экспертная результативность / giftedness / person-oriented approach / expert-productive approach / secondary education / training / expert performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусиенко Тамара Викторовна, Лукин Владимир Николаевич, Гороховатский Леонид Юрьевич

Представлен анализ традиционного личностно-ориентированного подхода к формированию специалиста с учетом степени одаренности. Показано негативное влияние недостатков процесса выявления одаренности в детском и молодежном возрасте на результаты работы по реализации государственной кадровой политики и отрицательное – на психическое здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDOWMENT: PREPARATION OF HIGH-PERFORMANCE PERSONNEL

The article presents an analysis of the traditional personality-oriented approach to the formation of a specialist taking into account the degree of giftedness. The negative impact of the shortcomings in the process of identifying giftedness in children and youth at the state personnel policy and negative on the mental health of a personality is shown.

Текст научной работы на тему «Одаренность как основа формирования специалиста экспертного уровня»

ОДАРЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСПЕРТНОГО УРОВНЯ1

Т.В. Мусиенко, кандидат исторических наук, доктор политических наук, доцент; В.Н. Лукин, кандидат исторических наук, доктор политических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Л.Ю. Гороховатский, кандидат психологических наук. Международный банковский институт

Представлен анализ традиционного личностно-ориентированного подхода к формированию специалиста с учетом степени одаренности. Показано негативное влияние недостатков процесса выявления одаренности в детском и молодежном возрасте на результаты работы по реализации государственной кадровой политики и отрицательное -на психическое здоровье человека.

Ключевые слова: одаренность, личностно-ориентированный подход, экспертно-результативный подход, среднее образование, подготовка кадров, экспертная результативность

ENDOWMENT: PREPARATION OF HIGH-PERFORMANCE PERSONNEL T V. Musienko; V.N. Lukin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. L.Yu. Gorokhovatskiy. International banking institute

The article presents an analysis of the traditional personality-oriented approach to the formation of a specialist taking into account the degree of giftedness. The negative impact of the shortcomings in the process of identifying giftedness in children and youth at the state personnel policy and negative on the mental health of a personality is shown.

Keywords: giftedness, person-oriented approach, expert-productive approach, secondary education, training, expert performance

В фокусе кадровой политики Российской Федерации остается проблема подготовки кадров высокой квалификации уровня специалиста-эксперта, которая является приоритетной. Следует обратить внимание на то, что подготовка специалиста экспертного уровня начинается, как правило, в звене среднего образования в форме целенаправленного либо окказионального выявления одаренных детей. В этой связи работа с одаренными детьми - это одна из первооснов системы подготовки экспертных кадров.

Государственная позиция по этому вопросу сформулирована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в марте 2018 г.: «Мы продолжим укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей. Такая система должна охватить всю территорию страны, интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», «Кванториумы», центры дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России» [1].

Статья подготовлена при финансовой поддержке Правительства Санкт-Петербурга (Субсидия молодым кандидатам наук, 2017 г.).

Пристальное внимание российского государства к процессу отбора и развития одаренных детей стало предпосылкой для запуска в нашей стране ряда стратегических проектов: Образовательный центр «Сириус»; web-платформы, призванные непосредственно актуализировать эти задачи, среди которых и web-сайт В.В. Путина «Президент России гражданам школьного возраста» [2] и др. Проблему актуализируют и современные научные исследования проблемы одаренности.

Современное состояние исследований в сфере психологии и педагогики одаренности характеризуется интенсивностью и значимой практикоориентированностью. В отечественной и зарубежной психологии тема одаренности составляет научный интерес многих авторов [3-6]. Исследования проводятся как в русле традиционного личностно-ориентированного подхода [7-10], так и на основе инновационных подходов, в ряду которых и экспертно-результативный подход (expert performance approach) [6].

Одаренность традиционно понимается как «качественная характеристика субъекта деятельности, сформировавшаяся благодаря высокому уровню развития у него природных способностей» [7], а формирующе-развивающая составляющая подхода заключается в углубленном освоении детьми различных компетенций.

Юркевич В.С. понимает под категорией одаренности «высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, социальных, художественных, практических и др.), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, то есть может быть развит при наличии благоприятных условий» [11]. По предметному содержанию исследователь выделяет следующие типы одаренности: 1) интеллектуальная; 2) академическая; 3) социальная; 4) художественная; 5) практическая; 6) психомоторная (спортивная). Для всех перечисленных типов одаренности характерно свое специфическое сущностное наполнение. Так, для интеллектуальной одаренности - это умственная (интеллектуальная) деятельность; для академической одаренности - обучение (умение учиться); для социальной - взаимодействие с людьми.

Характеризуя особенности работы с одаренными детьми, В.С. Юркевич отмечает, что «любая работа с одаренным ребенком должна исходить не из «исправления его недостатков», а из четкого понимания ребенком его достоинств. Приведенный метод традиционно фигурировал в научной литературе как «метод козырей». Суть метода в том, что ребенок (обучаемый) должен в своей практике (в том числе и образовательной) ориентироваться на собственные достоинства, а разного рода проблемные позиции доводить до так называемой санитарной нормы. Если способности обучаемого значительно выше статистически средних значений, то такой субъект остро нуждается в получении позитивного подкрепления в форме подтверждения собственного потенциала со стороны родителей, учителей, психолога [11].

На практике же реализация личностно-ориентированного подхода сопряжена с рядом трудностей. Это и связанные с внешней средой экстернальные факторы, оказывающие влияние на формирование ценностных ориентаций формирующейся личности, и психологические особенности объекта социализации, и неизбежная субьективность воспитательного воздействия агентов социализации и др. Так, Н.С. Коваль отмечает, что «редко используется личностно-ориентированный подход, индивидуализация в обучении, а также не учитывается высокий уровень развития одаренных студентов, их стремление к углубленному изучению предметов, которые вызывают наибольший интерес, разносторонность их личности, самостоятельность в выдвижении критериев успешности, и потребность в тесном общении с теми, кто разделяет ценности познания и творчества» [12].

Основное содержание данного подхода заключается в том, что специалист экспертного уровня формируется в системе подготовки кадров по следующему традиционному сценарию:

1. Поступая в школу, учащийся входит в систему подготовки кадров: одаренный ученик выявляется в процессе систематического поиска одаренных детей среди учеников

средних школ (в том числе специализированных школ) с использованием целенаправленной специализированной психодиагностики либо он проявляет один из исследованных на сегодняшний день видов одаренности в своей повседневной деятельности и становится объектом внимания психолога и других специалистов службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-служба).

2. Учащийся определяется как одаренный: одаренный ученик помещается в специализированное учебное заведение для одаренных детей либо он продолжает обучаться в своей школе, но находится на специализированном учете в ППМС -службе.

3. Учащийся получает специализированные образовательные услуги: ученик проходит профессиональную ориентацию и готовится к поступлению в учебное заведение профессионального образования того профиля, которое максимально соответствует профилю его одаренности либо он целенаправленно готовится к поступлению в желанное и заранее определенное учебное заведение профессионального образования.

4. Студент перестает быть объектом психолого-педагогического сопровождения и становится объектом целенаправленного формирования высококлассных профессиональных компетенций (так называемых «компетенций мирового уровня и уровня выше мировых»): студент профессионального учебного заведения самостоятельно определяет свою образовательную траекторию, которая может оказаться как успешной, так и неуспешной на рынке труда либо студент профессионального учебного заведения определяет свою образовательную траекторию с участием специалиста (тьютора) внутривузовской службы сопровождения.

5. Одаренный студент становится молодым специалистом: в случае, если компетенции одаренного студента формировались сообразно его способностям и особенностям познавательно-творческой сферы и были учтены работодателем, специалист осуществляет свою профессиональную деятельность в подходящем профессиональном домене и достаточно быстро достигает экспертного уровня либо компетенции одаренного студента формировались без учета особенностей его личностного потенциала (дисфункциональная модель), которые, в свою очередь, не учитывались при трудоустройстве, тогда эффективность молодого специалиста снижается, и достижение экспертного уровня откладывается на неопределенное время.

6. Специалист достигает экспертного уровня: профессиональная деятельность эксперта приносит институциональный и экономический эффект для организации, территории, государства и способствует гармоничному личностно-социальному развитию самого эксперта либо организация, территория и государство несут убытки, связанные с неиспользованным потенциалом возможного (но не состоявшегося) эксперта, а сам несостоявшийся эксперт переживает трудности в личностно-социальном развитии, возрастают риски для психического здоровья и качества жизни в целом.

На каждом из этих этапов имеет место некая точка бифуркации, которая «отсеивает» из процесса подготовки специалиста определенное количество потенциальных экспертов.

Такая система характерна для многих стран. Работа с одаренными детьми в США отличается от России незначительно. Так, А.В. Волков описывает американский опыт следующим образом: 1) школьники традиционно проходят процедуру отбора с помощью стандартизованных академических тестов достижений; 2) по итогам тестирования определяется владение материалом, считающимся достаточным, а также предоставляет сведения для сравнения показателей конкретного ученика и статистически, и нормативно закрепленной нормы; 3) для учащихся с качественно более высокими результатами такие тесты не дают достаточно точной информации об их достижениях - очень высокий результат означает, что учащийся ответил на большинство или на все вопросы правильно, но такой тест не показывает с уверенностью уровень глубины освоения учащимся материала за пределами статистически удовлетворительного уровня; 4) школьники, которые получили высшие результаты (обычно это 3-5 %) в стандартных школьных тестах, могут участвовать в программах Talent Search, в рамках которых проходят так называемые

«сверхнормативные» тесты, предназначенные для более старших учащихся - такая диагностическая методика позволяет увидеть индивидуальные различия учащихся с высокими способностями, чьи образовательные потребности могут сильно отличаться; 5) сверхнормативные тесты позволяют оценивать способности к превышению требований школьного курса и, таким образом, позволяют сделать прогноз дальнейших достижений учащегося [13]. Схожая схема применяется и к алгоритму процесса выявления одаренных учеников и в ряде европейских стран [14].

Кроме того, по мнению А.Е. Болдыревой, «проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходимость всеобщего развития и творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого общества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем, как требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества» [15].

Ушаков Д.В. и Лобанов А.Г. считают, что потери экономики, вызванные нереализованным потенциалом одаренности, могут быть оценены - применительно к российским реалиям - в триллионы рублей. Это не способствует ликвидации технологического и экономического отставания России от ведущих стран мира [16]. Ущерб, нанесенный экономике снижением уровня психического здоровья и качества жизни граждан, оценить вообще затруднительно.

Рубцов В.В., А.Л. Журавлев, А.А. Марголис и ряд других исследователей критикуют состояние системы развития одаренных детей в России: «Приходится с сожалением констатировать, что работа с одаренными детьми в нашей стране ведется на старых запасах. Большая часть одаренных детей остается не выявленной, поскольку используемые методы не позволяют выявлять скрытой одаренности». Ученые и практики актуализируют проблему поиска новых способов формирования экспертно-результативной личности на ранних стадиях [17].

Заметным достижением российской системы образования в сфере работы с одаренными детьми является созданный в 2014 г. в г. Сочи Образовательный центр «Сириус» («Сириус»), который ставит целью раннее выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Работающий круглый год, «Сириус» ежемесячно принимает 600 детей 10-17 лет. Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года - общеобразовательные занятия [18].

Важно отметить, что Президентом страны поставлена задача по созданию подобных центров в каждом субъекте Российской Федерации [1]. Добавим, что в этом процессе используются как современные инновационные примеры, так и опыт советского периода: специализированные школы при Московском, Ленинградском, Киевском университетах и т.д. Важность проблемы отмечают ряд исследователей. Так, В.С. Юркевич, психоэлитолог Н.Б. Карабущенко отмечают влияние одаренных личностей на процесс «циркуляции элит». Если в обществе нет критической массы духовной элиты, то общество обречено на стагнацию, а в будущем и на деградацию [11, 19, 20].

В этом смысле интересен опыт МЧС России по отбору и развитию одаренных детей. Кадетский пожарно-спасательный корпус Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (кадетский корпус), созданный в 2013 г., представляет собой среднее специализированное учебное заведение.

Обучение в кадетском корпусе осуществляется на основе разработанной в соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [21] Основной образовательной программы среднего общего образования (программа). Этот нормативный документ определяет стратегические

приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательной деятельности данного структурного подразделения Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (университет) [22].

В психолого-педагогическом плане программа ориентирована на усвоение обучающимися не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.

Особенность программы в компетентностной модели выпускника заключается в том, что ключевыми элементами в ней определены следующие компетенции:

1) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

2) компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности.

Данные компетенции должны способствовать овладению выпускниками многообразными видами жизнедеятельности.

Особое внимание при оценке кандидатов в кадетский корпус (конкурсном отборе) уделяется анализу жизненных планов учащихся; проводится педагогическая диагностика уровня образованности и анализ творческих и социальных достижений учащихся (степень одаренности); анализ состояния здоровья учащихся.

Двухлетний срок обучения предполагает освоение образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Учебный план кадетского корпуса реализует модель универсального (непрофильного) обучения, включающий федеральный компонент (базовые учебные программы и программы по выбору учащихся), региональный компонент и компонент кадетского корпуса. Отсюда и учебный предмет «Технология», реализуемый в рамках предмета «Специальная дисциплина»: «Подготовка пожарного» (10 класс) и «Специальная подготовка спасателя» (11 класс), который позволяет кадетам познакомиться с профессией и овладеть навыками этих специальностей, а также двухнедельная учебная практика после основного периода обучения.

Развитие творческих способностей кадет обеспечивается современными образовательными технологиями и наличием современной учебной материально-технической базы, включающей библиотечные фонды, специализированные классы, специальную технику.

Обучение в кадетском корпусе осуществляется при систематическом ППМС-сопровождении. Оно ориентировано на решение проблем социально-психологического развития каждого кадета, его позитивную социализацию; создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе; обучение кадет эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формирование стрессоустойчивой личности; раскрытие потенциала личности кадета через научно-методическую, воспитательную и профориентационную работу.

Кадеты неоднократно становились победителями и призерами конкурсов и олимпиад по разным учебным дисциплинам не только районного, городского, но и международного уровня, например, Международной онлайн-олимпиады «Фоксфорда». Это является свидетельством создания руководством университета и кадетского корпуса творческой атмосферы и возможностей для развития одаренных личностей и формирования основы будущих специалистов экспертного уровня в сфере пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности в целом.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что подготовка кадров высшей квалификации уровня специалиста-эксперта является важной государственной задачей.

Ее реализация возможна при государственном подходе к выявлению одаренных личностей на ранней стадии их обучения в школе и создание соответствующих условий для их самореализации.

Важную роль в этом процессе играют специализированные учебные заведения среднего образования и образовательные центры для одаренных детей.

Кадетский пожарно-спасательный корпус Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России закладывает основы формирования специалиста-эксперта уже в стенах учебного заведения среднего образования.

Литература

1. Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 02.05.2018).

2. Президент России гражданам школьного возраста // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kids.kremlin.ru (дата обращения: 02.05.2018).

3. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская [и др.]. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003.

4. Яфальян А.Ф. Одаренность, талант, способности детей: социально-психологические предпосылки развития // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. С. 230-236.

5. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99-108.

6. The Cambridge handbook of expertise and expert performance / K.A. Ericsson [& all.]. NY.: Cambridge University Press, 2006. P. 685-706.

7. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Инновационная деятельность вузов МЧС России как фактор повышения эффективности действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / сост. С.А. Турсенев. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2017. С. 264-269.

8. Гороховатский Л.Ю. Особенности профессиональной деятельности педагога при работе с одаренными учениками и воспитанникам // Развитие творческих способностей личности в условиях олимпийского движения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. канд. пед. наук А.И. Попова. Тамбов.: Изд-во ТГТУ, 2005. С. 15-20.

9. Гороховатский Л.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как условие для развития одаренности школьников // Штудии: Альманах научно-образовательной практики. Вып. 4: Психолого-педагогическая серия статей по выпускным квалификационным работам РГПУ им. А.И. Герцена / сост. С.В. Васильева, Л.Ю. Гороховатский; науч. ред. С.В. Васильева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С. 10-13.

10. Гороховатский Л.Ю., Губин В.А. Новый подход к трактовке феномена одаренности // Психолого-педагогическое сопровождение социализации ребенка: Тезисы чтений памяти К.Д. Ушинского / под. ред. М.И. Рожкова. Ярославль: Изд-во. ЯГПУ им. К Д. Ушинского, 2002. С. 75-77.

11. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 74-86.

12. Коваль Н.С. Педагогические подходы к самореализации одаренных студентов в образовательной среде высшего учебного заведения // European Research. 2017. № 1 (24). С. 80-81.

13. Волков А.В. Выявление и развитие одаренных детей и молодежи: программа Talent Search // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 39-45.

14. Попова Л.В. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56-62.

15. Болдырева А.Е. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 80-83.

16. Ушаков Д.В., Лобанов А.Г. Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 15-30.

17. Образование одаренных - государственная проблема / В.В. Рубцов [и др.] // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 5-14.

18. Образовательный центр «Сириус» // СочиСириус. URL: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (дата обращения: 06.05.2018).

19. Карабущенко Н.Б. Элитологическая компетентность: сущность, составляющие, функции и уровни // Вестник ОГУ. 2012. № 7 (143). С. 136-140.

20. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 118-129.

21. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультатПлюс».

22. Основная образовательная программа среднего общего образования // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. URL: http://new.igps.ru/Content/publication/ documents/0бразовательная%20программа%20на%202016-2017_636087516653427734 _636205081185664062.pdf (дата обращения: 03.05.2018).

References

1. Poslanie Prezidenta Ros. Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 1 marta 2018 g. // Sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (data obrashcheniya: 02.05.2018).

2. Prezident Rossii grazhdanam shkol'nogo vozrasta // Sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. URL: http://kids.kremlin.ru (data obrashcheniya: 02.05.2018).

3. Rabochaya koncepciya odarennosti / D.B. Bogoyavlenskaya [i dr.]. 2-e izd., rassh. i pererab. M., 2003.

4. Yafal'yan A.F. Odarennost', talant, sposobnosti detej: social'no-psihologicheskie predposylki razvitiya // Gercenovskie chteniya. Hudozhestvennoe obrazovanie rebenka. SPb.: Izd-vo VVM, 2016. S. 230-236.

5. Yurkevich V.S. Odarennye deti: segodnyashnie tendencii i zavtrashnie vyzovy // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 4. S. 99-108.

6. The Cambridge handbook of expertise and expert performance / K.A. Ericsson [& all.]. NY.: Cambridge University Press, 2006. P. 685-706.

7. Lukin V.N., Musienko T.V. Innovacionnaya deyatel'nost' vuzov MCHS Rossii kak faktor povysheniya ehffektivnosti dejstvij po preduprezhdeniyu i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij // Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / sost. S.A. Tursenev. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2017. S. 264-269.

8. Gorohovatskij L.Yu. Osobennosti professional'noj deyatel'nosti pedagoga pri rabote s odarennymi uchenikami i vospitannikam // Razvitie tvorcheskih sposobnostej lichnosti v usloviyah olimpijskogo dvizheniya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod nauch. red. kand. ped. nauk A.I. Popova. Tambov.: Izd-vo TGTU, 2005. S. 15-20.

9. Gorohovatskij L.Yu. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy kak uslovie dlya razvitiya odarennosti shkol'nikov // Shtudii: Al'manah nauchno-obrazovatel'noj praktiki. Vyp. 4: Psihologo-pedagogicheskaya seriya statej po vypusknym kvalifikacionnym rabotam RGPU im. A.I. Gercena / sost. S.V. Vasil'eva, L.Yu. Gorohovatskij; nauch. red. S.V. Vasil'eva. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2004. S. 10-13.

10. Gorohovatskij L.Yu., Gubin V.A. Novyj podhod k traktovke fenomena odarennosti // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie socializacii rebenka: Tezisy chtenij pamyati K.D. Ushinskogo / pod. Red. M.I. Rozhkova. Yaroslavl': Izd-vo. YAGPU im. K D. Ushinskogo, 2002. S. 75-77.

11. Yurkevich V.S. Odarennye deti i intellektual'no-tvorcheskij potencial obshchestva // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 4. S. 74-86.

12. Koval' N.S. Pedagogicheskie podhody k samorealizacii odarennyh studentov v obrazovatel'noj srede vysshego uchebnogo zavedeniya // European Research. 2017. № 1 (24). S. 80-81.

13. Volkov A.V. Vyyavlenie i razvitie odarennyh detej i molodezhi: programma Talent Search // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 4. S. 39-45.

14. Popova L.V. Obrazovanie odarennyh detej i molodezhi: gosudarstvennaya politika evropejskih stran // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 4. S. 56-62.

15. Boldyreva A.E. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh detej v obrazovatel'noj organizacii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. № 3. S. 80-83.

16. Ushakov D.V., Lobanov A.G. Cena intellekta: ot psihologicheskih kategorij k ehkonomicheskim // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 4. S. 15-30.

17. Obrazovanie odarennyh - gosudarstvennaya problema / V.V. Rubcov [i dr.] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 4. S. 5-14.

18. Obrazovatel'nyj centr «Sirius» // SochiSirius. URL: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija (data obrashcheniya: 06.05.2018).

19. Karabushchenko N.B. Ehlitologicheskaya kompetentnost': sushchnost', sostavlyayushchie, funkcii i urovni // Vestnik OGU. 2012. № 7 (143). S. 136-140.

20. Yurkevich V.S. Sovremennye problemy raboty s odarennymi det'mi // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2010. № 5. S. 118-129.

21. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ (v red. ot 29 iyulya 2017 g.) // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tatPlyus».

22. Osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya // Sankt-Peterburgskij universitet GPS MCHS Rossii. URL: http://new.igps.ru/Content/publication/ documents/Obrazovatel'naya%20programma%20na%202016-2017_636087516653427734 _636205081185664062.pdf (data obrashcheniya: 03.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.