Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ, ВОПРОСЫ УВАЖЕНИЯ И ВНИМАНИЯ К НЕМУ'

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ, ВОПРОСЫ УВАЖЕНИЯ И ВНИМАНИЯ К НЕМУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / ученик / наставничество / музыка / преподавание / школа исполнительства. / teacher / student / mentoring / music / teaching / performance school.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамадалиев Ахаджон Бокиллоевич

традиция “учитель-ученик” занимает свое место в развитии узбекской музыки. Наставничество существовало в нашей стране давно, у него были свои неписаные нормы права. Эти правила одинаково ценны как для ученика, так и для учителя, а также для тех, кто им следует. Благодаря прочности этих отношений, узбекская музыка сохранила свое истинное состояние по сей день. Чтобы достичь статуса учителя, важно, обладать особыми характеристиками. Эта статья расскажет о дани уважения и внимании к учителям. Также в ней говорится о сегодняшнем взгляде на отношения между учителем и учеником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE TEACHER, QUESTIONS OF RESPECT AND ATTENTION TO HIM

the tradition of “teacher-student” takes its place in the development of Uzbek music. Mentoring has existed in our country for a long time, it had its own unwritten rules of law. These rules are equally valuable for both the student and the teacher, as well as for those who follow them. Thanks to the strength of these relations, Uzbek music has preserved its true state to this day. To achieve the status of a teacher, it is important to have special characteristics. This article will tell about the tribute of respect and attention to teachers. It also talks about today's view of the relationship between a teacher and a student.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ, ВОПРОСЫ УВАЖЕНИЯ И ВНИМАНИЯ К НЕМУ»

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ, ВОПРОСЫ УВАЖЕНИЯ И ВНИМАНИЯ К НЕМУ

Мамадалиев А.Б.

Мамадалиев Ахаджон Бокиллоевич - почетный профессор Туронской академии наук, доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: традиция "'учитель-ученик" занимает свое место в развитии узбекской музыки. Наставничество существовало в нашей стране давно, у него были свои неписаные нормы права. Эти правила одинаково ценны как для ученика, так и для учителя, а также для тех, кто им следует. Благодаря прочности этих отношений, узбекская музыка сохранила свое истинное состояние по сей день. Чтобы достичь статуса учителя, важно, обладать особыми характеристиками. Эта статья расскажет о дани уважения и внимании к учителям. Также в ней говорится о сегодняшнем взгляде на отношения между учителем и учеником.

Ключевые слова: учитель, ученик, наставничество, музыка, преподавание, школа исполнительства.

THE IMAGE OF THE TEACHER, QUESTIONS OF RESPECT AND ATTENTION TO

HIM Mamadaliev A.B.

Mamadaliev Ahadzhon Bokilloevich - Honorary Professor of the Turonian Academy of Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PERFORMING ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN,.

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the tradition of "teacher-student" takes its place in the development of Uzbek music. Mentoring has existed in our country for a long time, it had its own unwritten rules of law. These rules are equally valuable for both the student and the teacher, as well as for those who follow them. Thanks to the strength of these relations, Uzbek music has preserved its true state to this day. To achieve the status of a teacher, it is important to have special characteristics. This article will tell about the tribute of respect and attention to teachers. It also talks about today's view of the relationship between a teacher and a student. Keywords: teacher, student, mentoring, music, teaching, performance school.

УДК 78.071.4

Развитие исполнительской культуры на узбекских народных инструментах, освоение произведений композиторов-классиков мира, активная творческая деятельность композиторов Узбекистана в создании специальных произведений для народных инструментов послужили важной основой для дальнейшего развития исполнительского искусства на узбекских народных инструментах [1]. Музыканты проходят три неизбежных этапа в своем стремлении к зрелости. Первый - следовать по стопам какого-нибудь зрелого артиста, мастера, осваивая его программу (мелодии и пение) и стиль. Во-вторых, расширять свои знания и навыки, наслаждаться творчеством представителей чужой школы. В-третьих, формирование собственного стиля на основе полученных знаний и опыта. Именно в этом сложном творческом процессе важнейшей опорой служит значение учителя в поиске своего пути. Образ учителя, его уважение и внимание служат своеобразной верой и совестью традиции. Под традициями "наставник и ученик" мы понимаем гармонично развитого ученика, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника [2].

Опытные учителя говорят, что идея мелодии возникает в сердце, а его чудесная душа также хранится в сердце. Вот почему мелодия выходит из сердца певца и достигает сердца слушателя. Руки музыканта или голос певца - слуги духа мелодии. Они могут только по велению души выводить наружу, перекликаться с внутренними чувствами. Эти "слуги" считаются "преданными" тем более искусно, неосознанно демонстрируя свой талант. Плавное движение мелодии происходит благодаря усилиям и хлопотам музыканта. Но перед слушателем эта "тяжесть" не должна быть видна. В противном случае процесс исполнения превратится в простой труд, а не в наслаждение. С развитием современной науки и техники отношение к методам обучения также меняется, совершенствуется и модернизируется, и они формируются в гармонии с современными дидактическими и воспитательными методами частных методик. Поэтому для него также естественно иметь разные подходы [3]. Постоянный творческий поиск - истинное естественное состояние психики настоящего музыканта. Даже настоящий музыкант не играет одну и ту же мелодию дважды. Ему вообще не нужно повторять мелодию. Потому что в программе наставников богатый запас, в котором можно без повторов сыграть несколько мелодий. Когда возникает необходимость что-то воспроизвести, музыкант интерпретирует это иначе, чем раньше. Повторять ситуацию скучно и его художественная привлекательность также будет низкой. И это не то, что заслуживает чести учителя.

В какой бы степени ни была свобода в толковании музыкальной идеи, в ее основе лежит основа - закон и правило, сложившиеся на протяжении веков между музыкантом и слушателем. Опытный слушатель, его художественный ум сразу отличают бесценок от свободного творческого задора, тонкое вдохновение умелого артиста - от поступков неопытного ученика. Вот почему слушателю отводится особое место в гармонии трех принципов: создатель, исполнитель и слушатель. То есть, слушатель-это тот, кто определяет среду музыкального инструмента, потребность слушать мелодию или пение и, в конечном итоге, дает объективную оценку музыканту. Квалифицированных слушателей музыки обычно называют любителями или фанатами. Первый в этом - любитель, увлеченный искусством игры в музыкальном инструменте. Слушатель, который воспринимает, понимает мелодию и пение называется фанатом. Фанат (понимающий) -особый термин, встречающийся в музыкальной среде. Он относится к конкретному поклоннику, который имеет определенные представления о музыке и явно проявляет к ней особый энтузиазм. Из истории известно, что значение фаната в полноценной жизни искусства статуса столь же важно, как и сама личность музыканта [4]. У нас сложились уникальная традиция фанатизма макома. Именно эти квалифицированные фанаты были в центре элегантных художественных собраний, которые сыграли важную роль в развитии этого искусства.

Вместо обычного слушателя фанат выступает в качестве непосредственного участника процесса живой музыки. Как знаток мелодий и пения, фанат чувствует всей душой произведение, которое слышит, и кажется, исполняет его сам, не издавая звука. Таким образом, наряду с певцом или музыкантом, фанат присоединяется к процессу творчества, разделяет эмоции и сидит, сознательно контролируя каждый элемент мелодии - вес, тон, метод и другие аспекты. Поэтому истинный фанат, наслаждаясь творческим вдохновением музыканта, его злодеяниями, пребывает в его присутствии. Каждое творческое начинание музыканта доставляет удовольствие фанату, в то время как, напротив, любое дерзкое отступление, подрывающее устойчивые правила, вызывает у него отвращение. Внимательные слушатели следят за мелодией до мельчайших деталей, и в то же время музыканты чувствуют себя хорошо, что находятся в кругу настоящих фанатов. Таким образом, союз музыканта и фаната, сбалансированное состояние творческой потребности и воли являются наиболее благоприятными условиями для развития классического музыкального искусства. Умение воздействовать на чувства слушателя, захватывать его мысли и воображение и подчинять их музыкальному состоянию свидетельствует о том, что певец достиг определенных знаний и навыков, определенной духовной силы. Достигнув такого уровня мастерства, певцы смогут очаровать слушателей, полностью подчинить их музыкальному состоянию. И оставить себя в водовороте музыкальной идеи - это высшее наслаждение как для настоящего музыканта, так и для фаната.

Таким образом, в живом творческом диалоге исполнителя и слушателя можно наблюдать общий, но направленный на два направления процесс. В нем, с одной стороны, есть устойчивые правила. С другой стороны, есть необходимость выйти за рамки этих законов и правил, найти благословение, созидание. Самая тонкая и в то же время запутанная часть вопроса заключается в том, что в живом устном музыкальном процессе, в котором нет фиксированного нотного текста, нет четкого определения границ исполнения и творчества. Они всегда идут рука об руку, одно дополняет другое. В отношениях исполнения и творчества, ни один музыкант не похож на другой, и трудно найти меру, критерий этих двух аспектов. И, наконец. Также сложно предугадать направление творчества. Он может даже не выйти, если этого хочет сам музыкант. Поэтому музыкант считает свое вдохновение божественной силой, исходящей от Всевышнего.

Список литературы / References

1. Одилов A. История исполнительства на узбекском народном музыкальном инструменте. Т.: Укитувчи, 1995.

2. Матякубов Ш.Б. «Традиции «наставник и ученик» в обучении традиционного исполнительства», «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

3. Матякубов И.Б. «The role of music education teaching methods» LXVII International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education». Boston. USA. FEBRUARY 20-21, 2020.

4. Электронная библиотека Бухарского государственного университета.

5. Матякубов Ш.Б. «Традиции «наставник и ученик» в обучении традиционному исполнительству», «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.