Научная статья на тему 'ИЗУЧАТЬ СОЗДАНИЕ ЖИВЫХ ФИГУР НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

ИЗУЧАТЬ СОЗДАНИЕ ЖИВЫХ ФИГУР НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
"КУРД" / "ПУСТЫННЫЙ КУРД" / "ПАЙКАЛ" / "ТУЯ БОЗЛОВ" / "ПАСТУХ" / "ЗОЛОТОЙ ФОНД" / ХУДОЖНИК / ПРОФЕССОР / ЗВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тогойкулов Исматилло

В этой статьемы хотим проинформировать вас, уважаемые читатели, о жизни некоторых забытых личностей из нашей узбекской национальной музыки. Известно, что наши мастера-художники, академики Юнур Раджабий, Тохтасин Жалилов, Комилжон Джабборов, Фахриддин Розиков, Ганижон Тошматов, Гуломджон Ходжикулов, внесли большой вклад в развитие нашей национальной музыки. Выделили внимание такие музыканты и певцы, как Мамадалиев. людей с их высокими навыками. Среди таких мастеров особое место занимает работа общественного деятеля своего времени, дутариста, педагога Мухитдина Гаджи Наджмитдинова. Ниже мы поговорим о высокой творческой активности учителя. Хотя его предки были фермерами, они также были музыкантами и певцами. Мухитдин Хаджи узнал секреты игры на дутаре от своего деда Шамритдина. Шамситдин ота дутарчи, как и другие музыканты, пел с Абдусаттором танбурчи в чайных и чатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO STUDY THE CREATION OF LIVING FIGURES IN MUSIC LESSONS

In this article, which is given under the heading "Living Figures", we would like to inform you, dear readers, about the life of some forgotten figures from the circles of our Uzbek national music. It is known that our master artists, academicians Yunur Rajabiy, Tokhtasin Khalilov, Komiljon Jabborov, Fakhriddin Rozikov, Ganijon Toshmatov, Gulomjon Khojikulov, Pattokhon have made a great contribution to the development of our national music. Musicians and singers like Mamadaliev have won the attention of the people with their high skills. The work of Muhitdin Haji Najmitdinov, a public figure, dutar player and teacher of his time, is of special importance among such masters. Below we will talk about the high creative activity of the teacher. Although his ancestors were farmers, they were also musicians and singers. Muhitdin Haji learned the secrets of playing the dutar from his grandfather Shamritdin. Shamsitdin ota dutarchi, like other musicians, sang with Abdusattor tanburchi in teahouses and chat rooms.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧАТЬ СОЗДАНИЕ ЖИВЫХ ФИГУР НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

TO STUDY THE CREATION OF LIVING FIGURES IN MUSIC LESSONS Togoykulov I. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Togoykulov458@scientifictext.ru

Togoykulov Ismatillo — Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article, which is given under the heading "Living Figures", we would like to inform you, dear readers, about the life of some forgotten figures from the circles of our Uzbek national music. It is known that our master artists, academicians Yunur Rajabiy, Tokhtasin Khalilov, Komiljon Jabborov, Fakhriddin Rozikov, Ganijon Toshmatov, Gulomjon Khojikulov, Pattokhon have made a great contribution to the development of our national music. Musicians and singers like Mamadaliev have won the attention of the people with their high skills. The work of Muhitdin Haji Najmitdinov, a public figure, dutar player and teacher of his time, is of special importance among such masters. Below we will talk about the high creative activity of the teacher. Although his ancestors were farmers, they were also musicians and singers. Muhitdin Haji learned the secrets of playing the dutar from his grandfather Shamritdin. Shamsitdin ota dutarchi, like other musicians, sang with Abdusattor tanburchi in teahouses and chat rooms.

Keywords: "Kurd", "Desert Kurd", "Raykal", "Tuya bozlov", "Shepherd", "Golden Fund", artist, professor, title, national academic theater.

ИЗУЧАТЬ СОЗДАНИЕ ЖИВЫХ ФИГУР НА УРОКАХ МУЗЫКИ Тогойкулов И. (Республика Узбекистан)

Тогойкулов Исматилло — преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статьемы хотим проинформировать вас, уважаемые читатели, о жизни некоторых забытых личностей из нашей узбекской национальной музыки. Известно, что наши мастера-художники, академики Юнур Раджабий, Тохтасин Жалилов, Комилжон Джабборов, Фахриддин Розиков, Ганижон Тошматов, Гуломджон Ходжикулов, внесли большой вклад в развитие нашей национальной музыки. Выделили внимание такие музыканты и певцы, как Мамадалиев. людей с их высокими навыками. Среди таких мастеров особое место занимает работа общественного деятеля своего времени, дутариста, педагога Мухитдина Гаджи Наджмитдинова. Ниже мы поговорим о высокой творческой активности учителя. Хотя его предки были фермерами, они также были музыкантами и певцами. Мухитдин Хаджи узнал секреты игры на дутаре от своего деда Шамритдина. Шамситдин ота дутарчи, как и другие музыканты, пел с Абдусаттором танбурчи в чайных и чатах.

Ключевые слова: «Курд», «Пустынный курд», «Пайкал», «Туя бозлов», «Пастух», «Золотой фонд», художник, профессор, звание, национальный академический театр.

УДК 781

Ниже мы поговорим о высокой творческой активности учителя. Мухитдин Хаджи Наджмитдинов родился в 1888 году в городе Андижане. Хотя его предки были фермерами, они также были музыкантами и певцами. Мухитдин Хаджи узнал секреты игры на дутаре от своего деда Шамритдина. Шамситдин ота дутарчи, как и другие музыканты, пел с Абдусаттором танбурчи в чайных и чатах.

Мухитдин Хаджи ходит на многие собрания со своим дедом. Вскоре он овладеет секретами игры на дутаре. Торжества с участием известных певцов и музыкантов Ферганской долины, таких как Мирза Корим хафиз, Дада Хуна хафиз, Моминжон гиджжак Джабборов, Тохтасин маком Халилов, Мамадалихон хафиз, Болтабек сурнай, Худойберди танбур.

До тринадцати лет Мухитдин Хаджи следовал своим предкам и учителям в игре на танбуре и дутаре, а затем усовершенствовал народные мелодии и приемы макома и начал самостоятельно играть на дутаре [1-35]. Он известен как солист. исполнитель мелодий, таких как «Курд», «Чоли курд», «Пайкал», «Туя бозлов», «Чопон».

В 1922 году в детском саду Тользора Андижана был создан кружок по изучению народной музыки «Самой написан». В этом кружке преподавали Мухитдин Хаджи Наджмитдинов,

Моминжон Джабборов, Тохтасин Джалилов. В 1923 году они переехали в отдельное место возле медресе за виноградным рынком и назвали его «Шахлогузар». Позже воспитанные в этом кружке певцы и музыканты, такие как Якубнон чангчи, Собирджон Сиддиков, Сотволди кошнай, Отавали Нуритдинов, Комилжон Джабборов, Ганижон Тошматов, Мухаммаджон Турдиев, продолжили свою работу в качестве учителей.

В исполнении дутара Мухитдина Хаджи, ака, второй занавес не оставался открытым и не всегда находился в одном занавесе. Ходжи-ака активно двигал большим пальцем, чтобы мелодия была приятной. Мухитдин Гаджи Нанмитдиджов не обошел вниманием ни один занавес, но каждый занавес использовал свой плач, кашиш, мьянг, что характерно для исполнительного маршрута Фергана-Ташкент. Мухитдин Хаджи Наджмитдинов также был искусным исполнителем танбура. Наверное, поэтому в исполнении дутара учителя сказалось влияние этой вещи. В исполнении дутара Ходжи ака установка низкой занавески и игра со стонами открывают особый шарм.

С 1928 года Мухиддин Хаджи работал в Узбекском национальном академическом театре в Ташкенте. Он участвовал в Московской театральной олимпиаде 1930 года в качестве музыкального руководителя с такими музыкантами, как Комилжон Джабборов (чанг), Собиржон Сиддиков (гиджак), Юсуфджон Иброхимов (най), Рахмонжон Отабоев (дойра).

В 1930-1932 годах работал в Самаркандском музыкально-драматическом театре имени Хамида Олимжона, затем в Кокандском железнодорожном театре. В 1937 году он принимал участие в Декаде искусств и литературы Узбекистана в Москве.

На протяжении своей карьеры Мухитдин Хаджи Наджмитдинов обучил ряд молодых музыкантов и подготовил зрелых музыкантов. Уроки мастера по танбуру и дутару по-прежнему очень профессиональны в исполнении его учеников. Среди таких учеников Мухитдина Хаджи Наджмитдинова заслуживают внимания музыканты и композиторы Комилжон Джабборов и Касымжон Ахунов, удостоенные звания Народного артиста Узбекистана.

Заслуженный художник Узбекистана, профессор Гуломжон Ходжикулов, народный художник Фаттохон Мамадалиев также приняли участие в уроках педагога, а художники Фахритдин Содиков и Комилжон Джабборов также признались, что являются преемниками мастера.

Секреты игры на дутаре преподают Абдурахим Паттохович Хамидов, старший преподаватель кафедры востока Государственной консерватории Узбекистана, и Маликахон Зияева.

Произведения мастера Мухитдина Хаджи Наджмитдинова, исполненные на дутаре, были записаны сотрудниками Института истории искусств во время экспедиции в Андижан в 1952 году, и сейчас из них сохранилось только пять. В настоящее время эти записи хранятся в «Золотом фонде» Ташкентского радио.

Список литературы / References

1. Мадримов БХ. Бухарский шашмаком - феномен в культуре Центральной Азии // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 111-113.

2. Норова Ш.У. Повышение профессиональной компетентности путем подготовки молодежи к хоровой деятельности // Наука, техника и образование. 74:10 (2020). С. 114-117.

3. Дустов С.Д. Влияние самостоятельной работы на музыкально-эстетическое воспитание // Academy. 62:11 (2020). C. 44-46.

4. Мустафаев Б.И. Некоторые вопросы развития профессиональных навыков учителя музыкальной культуры // Academy. 62:11 (2020). C. 47-50.

5. КаюмовИ.Ф. Психологические истоки музыки // Academy. 62:11 (2020). C. 56-58.

6. Кушаев И.А., Ахтамов И.И. Педагогические основы традиционной профессиональной музыки (на примере искусства дастана) // Academy, 62:11 (2020). C. 59-62.

7. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 33-36.

8. Рахимов Р.Н. ^особы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 77:2 (2021). С. 94-96.

9. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). C. 48-51.

10. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. 99:212 (2020). C. 58-61.

11. Rajabov T. Educational importance of folk songs in primary education // WOS: International Scientific Research Journal. 1:1 (2021). С. 72-79.

12. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.

13. Norova Sh.U. Ways to improve learning efficiency using innovative techno-logies // WOS: International Scientific Research Journal. 1:1 (2021). С. 41-47.

14. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

15. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

16. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

17. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. С. 434-437.

18. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура. 47:3 (2020). С. 61-63.

19. Madrimov B. Aesthetic education of schoolchildren of uzbek music and folk songs // WOS: International Scientific Research Journal. 1:1 (2021). С. 62-65.

20. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогики. № 2 (47), 2020. С. 87-88.

21. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchor" Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. С. 118-122.

22. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 67-70.

23. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 70-73.

24. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in the Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2 (09), 2020. С. 855-963.

25. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 74-77.

26. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 85-88.

27. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. 97:21

(2020). С. 108-111.

28. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 111-114.

29. Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. 97:21 (2020). С. 115-118.

30. Akhmedova M. Psycholinguic features of oriental speech etiquette // Euro-Asia Conferences. 1:1

(2021). С. 203-205.

31. Ибодов У.Р. Роль классической музыки в уроках музыкальной культуры // Academy. 65:2 (2021). С. 68-71.

32. Дустов С. Образовательное значение народных песен // Проблемы науки. 60:1 (2021). С. 40-42.

33. Рамазонова У.Х., Сайфуллаева О.М. Развитие чувства ритма у детей // Проблемы науки. 60:1 (2021), С. 49-51.

34. Шамсиев Ш.И., Солиев А.А. Основы хорового пения на уроках музыки // Проблемы науки. 60:1 (2021), С. 55-57.

35. Норова Ш.У., Хазратова К.Н. Роль образования в подготовке квалифицированных специалистов // Academy. 65:2 (2021). С. 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.