Научная статья на тему 'САМАРКАНДСКИЙ СОЛОВЕЙ'

САМАРКАНДСКИЙ СОЛОВЕЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИНСТРУМЕНТ / МАСТЕР / ИСПОЛНЕНИЕ / БАСТАКОР / Х.А. АБДУРАСУЛОВ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СТИЛЬ / ТРАДИЦИЯ / MUSIC / INSTRUMENT / MASTER / PERFORMANCE / BASTAKOR / KH.A. ABDURASULOV / PRODUCTION / STYLE / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амонов Дилшод Абдурахманович

Изучение народного творчества означает изучение жизни, обрядов, психологии, традиции, истории, сегодняшнего дня и будущего, мировоззрения и духа нации в целом. В нем отражается самосознание нации, самовыражение, восприятие мира, ее тысячелетний уклад жизни, представления. Изучение народного творчества означает непосредственное изучение этого народа. В становлении и развитии узбекской музыки важную роль играет творчество бастакоров. Статья посвящена музыканту, певцу, бастакору и народному артисту Х.А. Абдурасулову. Рассматривается жизнь и творческий путь этого талантливого бастакора. Он виртуозно владел дутаром и танбуром, был талантливым певцом и мастером своего дела. Его произведения живут в сердце народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARKAND NIGHTINGALE

The study of folk art means the study of her life, rituals, psychology, tradition, history, today and the future, worldview and her spirit in general. It reflects the self-consciousness of the nation, self-expression, perception of the world, its thousand-year way of life, ideas. The study of folk art means direct study of this people. In the formation and development of Uzbek music, the creativity of bastakors plays an important role. The article is dedicated to the musician, singer, bastakor and people's artist Kh.A. Abdurasulov. The life and creative path of this talented bastakor is considered. He was a virtuoso master of dutar and tanbur, was a talented singer and master of his craft. His works live in the hearts of the people.

Текст научной работы на тему «САМАРКАНДСКИЙ СОЛОВЕЙ»

САМАРКАНДСКИЙ СОЛОВЕЙ Амонов Д.А. Email: Amonov17155@scientifictext.ru

Амонов Дилшод Абдурахманович - педагог, Специализированная школа искусств города Самарканда, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: изучение народного творчества означает изучение жизни, обрядов, психологии, традиции, истории, сегодняшнего дня и будущего, мировоззрения и духа нации в целом. В нем отражается самосознание нации, самовыражение, восприятие мира, ее тысячелетний уклад жизни, представления. Изучение народного творчества означает непосредственное изучение этого народа.

В становлении и развитии узбекской музыки важную роль играет творчество бастакоров. Статья посвящена музыканту, певцу, бастакору и народному артисту Х.А. Абдурасулову. Рассматривается жизнь и творческий путь этого талантливого бастакора. Он виртуозно владел дутаром и танбуром, был талантливым певцом и мастером своего дела. Его произведения живут в сердце народа.

Ключевые слова: музыка, инструмент, мастер, исполнение, бастакор, Х.А. Абдурасулов, произведение, стиль, традиция.

SAMARKAND NIGHTINGALE Amonov DA.

Amonov Dilshod Abdurahmanovich - Teacher, SPECIALIZED ART SCHOOL OF THE CITY OF SAMARKAND, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the study of folk art means the study of her life, rituals, psychology, tradition, history, today and the future, worldview and her spirit in general. It reflects the self-consciousness of the nation, self-expression, perception of the world, its thousand-year way of life, ideas. The study offolk art means direct study of this people.

In the formation and development of Uzbek music, the creativity of bastakors plays an important role. The article is dedicated to the musician, singer, bastakor and people's artist Kh.A. Abdurasulov. The life and creative path of this talented bastakor is considered. He was a virtuoso master of dutar and tanbur, was a talented singer and master of his craft. His works live in the hearts of the people.

Keywords: music, instrument, master, performance, bastakor, Kh.A. Abdurasulov, production, style, tradition.

УДК 078

Музыкальный мир традиционной культуры Узбекистана содержит в себе вневременное и конкретно-историческое содержание. На современном этапе развития науки более глубокое и всестороннее изучение и анализ источников духовного богатства стали еще более важными в этот период.

Древнее музыкальное наследие, которое веками передавалось нам от наших предков, является духовным фактором, свидетельствующим об их богатой духовной жизни.

Искусство бастакоров играет важную роль в наследии узбекского народа. Вот почему композиционные вопросы давно привлекают внимание наших музыкантов и ученых-востоковедов, и этот вопрос имеет большое историческое, научное и практическое значение в нашей музыке.

Известные бастакоры такие как Хожи Абдулазиз Абдурасулов, Тухтасин Жалилов, Юнус Раджабий, Имомжон Икромов, Комилжон Джабборов, Саиджон Калонов,

Комилжон Отаниязов, Ганижон Тошматов, Арифхон Хотамов как и многие другие бастакоры, большинство их сочинений основано на народной музыке.

Каждый из них имеет свой индивидуальный стиль, настроение, четкость тона, большое внимание уделяется к интонациям произведений, созданных и создаваемых бастакорами. Оригинальностью является внутренний национальный дух, философское мышления, эти факторы придают красоту и долголетие их произведениям.

Конечно, это творческое умение не появляется спонтанно, это тяжелый труд, который ведётся на протяжении многих лет, оно приходит благодаря глубокому знанию своего музыкального наследия. Поэтому без преувеличения можно сказать, что мелодии и песни мастеров - бастакоров вполне могут составить конкуренцию музыкальным произведениям народов мира, обладающих высоким уровнем профессиональной музыкальной культуры с их логической последовательностью и уровнем философской наблюдательности.

Творческая деятельность бастакоров играет важную роль в истории становления и развития музыкальной культуры страны.

Прежде всего, хотелось бы поговорить о Самаркандской школе бастакоров, предстовителем которой является Ходжи Абдулазиз Абдурасулов.

Дата рождения народного артиста Узбекистана, известного певеца и музыканта, бастакора Х.А.Абдурасулова, О. Хусанов в книге «Самарканд булбули» утверждает, что в 1854 году, М. Ахмедов что в 1852 году [1, 3] а в доме музее - в 1855 году.

По словам 107-летней старшей дочери Х.А. Абдурасулова Мукаддамы (есть видео подтверждения), «Мой дедушка переехал в Самарканд, из Гармского района (в Таджикистане) и женился, где родились мой отец и две сестренки».

Игре на танбуре учится у знаменитого танбуриста Хаджи Рахимкула, а игре на сурнае у Мирза Мехтара, но молодой музыкант не хотел останавливается на достигнутом и в течение двух лет едет в Шахрисабз к Ота Жалолу Носирову, чтобы улучшить навыки «Шашмаком».

1887 году он едет в Мекку для паломничества. В пути он посещает такие страны как Иран, Индия, Афганистан, Арабские страны. Во время поездки знакомится с народной культурой, традициями, обрядами в каждой из стран. Это позволило ему ещё больше обогатить свой музыкальный опыт.

Х. Абдулазиз постепенно внедряет несколько новый подход к традициям исполнения макомов. В Бухаре и Самарканде, вокальная часть «Шашмакома» (ашула) традиционно сопровождается танбуром, а он отказывается от практики и играет на дутаре.

Искусство Абдурасулова в этот период особенно быстро развивалось, а также привлекало внимание известных народных музыкантов. В эти годы он познакомился с народными певцами Домла Халимом Ибодовым, Леви Бобохоновым и Туйчи Ташмухаммедовым. В 1924 году при Самаркандском педагогическом училище был создан музыкальный клуб, в котором вместе с Кори Сироджем обучали молодежь. В 1928 году поступил на работу в Самаркандский научно-исследовательский музыкально-хореографический институт. В этом институте у него обучались М. Ашрафий, М. Бурханов, Т.Садиков Д. Зокиров и другие.

Абдурасулов не ограничивался педагогической деятельностью, он продолжал свою исполнительную деятельность и участвовал в концертах среди выдающихся певцов того времени. Тембр его голоса был лирическим тенором и звучал в среднем регистре, обладал широким диапазоном. Самаркандский соловей так его прозвал народ. В его репертуар входило более 200 произведений. Он исполнял макомы на узбекском и таджикских языках. При желании слушателей он исполнял тоже произведения на обоих языках. 1909 году Рижская фирма «Граммофон» записывает «Ирак», «Насруллоий», «Ушшак» и другие произведения в исполнение Х.Абдурасулова. 1930-1932 годах в его исполнее записовается более 20 произвидений

таких как: «Ирак», «Кашкарчаи ирак», «Гулёр», «Уфори ирок», «Орази гулёр», «Арзимни айтай». Он является автором таких произведений как «Гулузорим», «Бебокча», «Самарканд ушшоги», «Бозургоний» «Гуллар боги» и.т.д. Скончался народный артист Узбекистана после долгой болезни в 1936 году.

Рис. 1. Дом музей, где жил знаменитый певец

Прошло более 80 лет со дня его смерти, но народ не забыл творчество и заслуги талантливого музыканта, певца, бастакора и народного артиста Узбекистана. Его музыка живет в сердцах поколений и не потеряет актуальность.

Список литературы /References

1. Ахмедов М. «Хожи Абдулазиз Расулов». Ташкент, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.