Итак, назовем факторы кинематографичности стиля симфонического мышления Дебюсси и Равеля: сочинения Дебюсси и Равеля - самостоятельная ветвь западноевропейского симфонизма, вытекающая из зрительных образов; принцип программности (сценария) продиктован общей поэтической идеей; кадровость мышления - как основа музыкального языка; темы-кадры, динамика покадровой съемки в разработочных частях; красочность; динамика в статике; созерцательность; тончайшая нюансировка оркестровой звукописи, охватывающая весь зрительный ряд сочинения; соотношение видео образа и звукового фона; пространственные градации - движение камеры от общего плана к крупному и обратно; изображение плотности и разреженности; эффекты освещения; блики свето-теней.
Таблица 4. Приемы кинематографии в симфоническом прелюде «Послеполуденный отдыха Фавна» Дебюсси и монотематической симфонической сюите «Испанская рапсодия» Равеля
Дебюсси Равель
Созерцательность, пейзажность, крупные планы Быстрая смена образов - кадров, покадровая съемка
Крупные планы, динамика развития в одном образе Постепенное развертывание материала, переход из сцены в сцену
Философская рефлексия, монообраз Массовые сцены как основа динамики развития
обращение к фольклорной теме (редкий случай в импрессионистическом мышлении)
Прозрачная фактура - в кино лирические отступления, размытые образы визуальных аллюзий Мелодический рисунок рельефней, выразительней -влияние пластики немого кино
Список литературы / References
1. Вюйермоз Э. Динамика фильма // Из истории французской киномысли. М., 1988. С. 210.
2. АльшвангА. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963.
3. КудряшовА. Теория музыкального содержания. М. Лань, 2006.
4. Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 томах. М. Искусство. Т. 2, 1964.
5. Керечашвили Т. К вопросу об интеграции музыкального и кинематографического искусства // Музыка и время. Москва, 2006. № 1.
6. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. 2 изд. М., 1970.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ УЗБЕКИСТАНА Турсунова Г.А. Email: [email protected]
Турсунова Гулшаной Артикжановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена вопросам музыкальной династии, её роли и значимости в традициях восточных народов. Изучение данного вопроса сегодня требует комплексного подхода, базирующегося не только на исследованиях и разработках музыковедов, историков искусства, но и широкого круга специалистов (психологов, медиков, генетиков, физиологов, социологов, культурологов). Восточные народы с богатым историческим наследием, особым укладом жизни, духовными и культурными ценностями, мировоззрением и многовековыми религиозными устоями во многом содействовали развитию и процветанию династических традиций, присущих блестящему творчеству народных мастеров - ремесленников, науки и искусства. В статье рассмотрены яркие представители музыкальных династий Узбекистана. Ключевые слова: музыкальная династия, традиция, Восток, учитель - ученик, музыкальные способности, Мараги, династия Раджаби.
MUSICAL DYNASTIES OF UZBEKISTAN Tursunova G.A.
Tursunova Gulshanoy Artikjanovna - Doctor of philosophy (PhD) in Art Science, Assistant Professor, DEPARTMENT HISTORIES OF THE MUSIC AND CRITICS, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: тhe article is devoted to issues of musical dynasty, its role and significance in traditions of Eastern peoples. The study of this issue today requires an integrated approach based not only on research and on development of musicologists, historians of art, but also a wide range of specialists (psychologists, doctors, geneticists, physiologists, sociologists, cultural scientists).The Eastern peoples, with rich historical heritage, special way of life, spiritual and cultural values, worldview and centuries-old religious values, have in many ways contributed to the development and prosperity of dynastic traditions, inherent in the brilliant creativity of folk craftsmen, science and art. Bright representatives of musical dynasties of Uzbekistan are considered in the article.
Keywords: musical dynasty, tradition, Еast, teacher - student, musical abilities, Maragi, Rajabi dynasty.
УДК:5527
Как известно, деятельность музыкальных династий как уникальное культурное явление прошлого и современности связано с творчеством плеяды ярких музыкантов-художников, связанных меж собой узами кровного родства, которые на протяжении длительного исторического периода в своём суммарном творческом вкладе, содействовали формированию и развитию национальных композиторских и исполнительских школ, концептуальных направлений, художественной стилей, культуры определённой страны. Иногда деятельность музыкальной династии становилась символами целой музыкальной эпохи. Каждый представитель династии, являясь носителем и приемником музыкального таланта и продолжая традиции преемственности своего музыкального рода, семьи, становились мощными стимулом развития искусства, науки и мирового культурного прогресса. Несмотря на это, вопросы, связанные с исследованием музыкальной династии, не получили должного освещения в современной отечественной и зарубежной науке.
Вопрос династии в музыкальном искусстве требует комплексного подхода, базирующего не только на исследованиях и разработках музыковедов, историков искусства, но и широкого круга специалистов в лице психологов, медиков, генетиков, физиологов, социологов, культурологов. Для достижения эффективных результатов в данном вопросе важен не только углублённый искусствоведческий, но и комплексно-целостный подход. Сложность обусловлена и тем, что творческий процесс, вбирающий в себя деятельность всей музыкальных династий, отличается особенностями исторических, общественно-социальных и культурных реалий каждого представителя поколения музыкантов.
Феномен музыкальной династии, как социально-историческое явление, внесло свою лепту в становление и развитие системы национальных культурных ценностей. Достаточно вспомнить творчество династий Бахов в Германии, Скарлатти в Италии, Моцартов и Штраусов в Австрии, Кабесонов в Испании, Куперенов во Франции, Бендов и Брикси в Чехии, Пипковых в Болгарии, Гаджбековых в Азербайджане, Раджаби, Бабахановых, Суфихановых, Хатамовых, Джалиловых, Харратовых, Закировых, Матякубовых в Узбекистане [1]. При том, каждая творческая династия в исторической ретроспективе, будет иметь свой собственный, присущий только ей внутренний код развития, сумму и уровень факторов характерных для определённого исторического периода. Различные типы семейных и династических традиций, секреты творчества и исполнительского мастерства бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оттачиваясь и совершенствуясь, демонстрируя яркую склонность к музыкальному творчеству.
Восточные народы, с богатым историческим наследием, особым укладом жизни, духовными и культурные ценностями, мусульманским религиозным взглядами во многом содействовали развитию и процветанию династических традиций и в других областях (присуще блестящему творчеству народных мастеров ремесленников, науке и искусству).
Узбекская музыка, развивающаяся на основе устной традиции ещё с древних времен, успешно функционировала на основе отношений системы «Устоз-шогирд» (Мастер-ученик). В качестве примера можно привести творческую деятельность придворных музыкантов Ибрагима
(742-804) и Исхака (767-850) Мавсули, Ходжи Абдулкодира Марата (1353-1435), его сына Абдулазиза и внука Мухаммеда в Самарканде и других городах Мавераннахра .Сын являясь продолжатель рода, продолжал по исламу дело отца, что в свою очередь создавало благоприятную почву для развития преемственности династий.
Новые политические и социальные перемены которые затронули весь ХХ век, изменения взгляда человека на свободу и выбор будущей профессии, расширив горизонты деятельности позволили представителям нового поколения музыкальных династий искать себя и в других смежных видах искусства, тем самым содействуя развитию «творческих династий», вместе с тем ограничивая преемственность чисто «музыкальным династий» востока.
Кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Истории музыки и критики» Государственной консерватории Узбекистана И. Галущенко в вопросе преемственности указывает на важность как «фенотипа» (т.е. внешних факторов), так и его «генотипа» (унаследованного от его родителей [2] Роль фенотипа в данном контексте становится доминирующей, поскольку именно внешняя среда может содействовать и наоборот препятствовать развитию наследственных задатков и способностей будущего музыканта, также отвечать за длительность преемственности и традиций в определённом временном пространстве. Именно внешние факторы (окружение, среда, семья, школа и т.д.) содействуют быстрому и эффективному творческому росту молодого музыканта (в отличии от его сверстников) и уже с раннего возраста закладывают в нем воспитательные и образовательные приоритеты, направленные на развитие способностей, шлифовке профессиональных умений и навыков, готовности отвечать требованиям высокой планки профессионального музыкального творчества
К ярким представителям музыкальной семей в Узбекистане можно по праву отнести династию Раджаби, родоначальниками которой стали братья Ризки и Юнус Раджаби, внёсшие огромный вклад в развитие музыкального искусства Узбекистана.
Заслуженный артист Узбекистана, старщий брат Ризки Раджаби (1887-1977), талантливый исполнитель на танбуре, в исполнении и трактовке которого были записаны шедевры музыкального классического наследия узбекского народа такие как: "Мискин", "Насруллойи", "Муножот", "Абдура^монбеги", "Самои дугох,", "Гулёр-Шахцоз", "Гардуни" ва "Уфори сего^", "Тановор", "Гиря", "Сувора" которые хранятся в архивах фонотеки телерадиокомпании Узбекистана, и представляют шедевры традиционного макомного исполнительства
Среди учеников Ризки Раджаби был и Карим Закиров, который впоследствии стал основателем не менее яркой артистической династии певцов и актёров. Он стоял у истоков формирования оперного искусства в Узбекистане. Его дети легендарный эстрадный исполнитель Ботир Закиров, его младшие братья и сестра - Луиза, Нафафал, Джамшид, Фаррух, Равшан Зокиров, внуки Карим Закирова -Бахтиёр, Баходир, Наргиза, Вагиф, Джавохир Закировы известных не только в республике, но и далеко за её пределами творческие личности [3].
Младший брат Юнус Раджаби (1897-1976) -академик, народный артист Узбекистана, бастакор, певец, инструменталист-исполнитель, ученый-фольклорист, организатор и руководитель творческих музыкальных коллективов, педагог и общественный деятель смог собрать и систематизировать, зафиксировать в нотной записи более полутора тысяч узбекских песен и инструментальных произведений, бытующих в народной памяти узбекского народа из уст в уста, в течение многих веков, и сохранить их для будущих поколений. В этом смысле Юнус Раджаби внёс огромный вклад в дело сохранения и пропаганды узбекской классической народной музыки.
Знания и навыки, тонкие и блестящие секреты классического национального исполнительства были также отлично освоены сыном Ризки Раджаби Исхаком Раджабовым (1927-1982), будущим ученым макомоведом. Он, как и отец, великолепно исполнял узбекские народные песни и макомы, профессионально играл на дутаре и танбуре. Но тяга к глубокому научному осмыслению происходящих явлений взяло вверх. Его монография «К вопросу о макомах» (1963 г) стала результатом многолетнего исследования [4]. Исхок Раджабов, изучив большое количество уникальных рукописей в музее литературы, институтах рукописей, искусствознания, востоковедения, перевел их на современный узбекский и русский языки. Его научных изыскания продолжили и новое поколения узбекских музыковедов. В 1971 году успешно защитив докторскую продолжил свою деятельность в стенах ташкентской консерватории.
Вместе с отцом они записали на радио и великолепно исполнили классические произведения- «Насруллойи», «Гиря», «Бузрук», «Адоий», «Асирий», «Мискин». Но научное и музыкальное наследие ученого не утратило своего значения и сегодня.
Сыновья Юнуса Раджаби - Хасан Ражаби, Обид Юнусов, внуки - Джавлон Азиз Раджаби и правнук (четвертое поколение) Юнус Раджабий достойно продолжает дело легендарной музыкальной династии.
Последовательная политика государства, направленная на реформирование и усовершенствование системы музыкального образования в республике, а также на воспитание гармоничной и всесторонне развитой молодежи, предоставляет широкие возможности и для развития сохранения традиций и династической преемственности в музыкальной культуре Узбекистана. В свою очередь, изучение феномена музыкальных династий даст возможность углубленно осмыслить происходящие явления не только музыкального искусства, но и других областей жизнедеятельности человека.
Список литературы / References
1. Турсунова Г. К вопросу исследования феномена музыкальных династий // Проблемы современной науки и образования, 2019. № 4. С. 77-80.
2. Галущенко И. К вопросу изучения музыкальных династий и семей в Узбекистане // Мустакцл оила-маънавий тарбия маскани. Илмий туплам. Т. "Сано-стандарт", 2012. 160 б.
3. Турсунова Г. Карим Зокиров ва унинг сулолалси ХХ аср Узбекистан мусика маданияти кесимида // Автореферат канд. дис. Т., 2007. 23 б.
4. РаджабовИ. Макомлар масаласига доир. Т., 1963.
ПЕДАГОГИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ
ВОСТОКА
Джамалова Д.А. Email: [email protected]
Джамалова ДильдораАбдувахабовна - кандидат педагогических наук, директор, Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В.А.Успенского, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: обращение к истокам, обретение «корней» поможет придать новые силы для развития нашего общества, воспитания молодого поколения в духе любви и гордости за свой народ, за его славную историю. Воспитание историей, формирующей историческое сознание народа, выдвигается ныне на первый план.
Духовное возрождение предполагает, прежде всего, восстановление и возвращение народу всего богатства научных идей, которые были накоплены в прошлом.
Исторические источники свидетельствуют о едином происхождении всех тюркоязычных народов, их общем корне, обусловливающих значительное сходство в образе жизни, традициях, языке, мечтах и чаяниях соплеменников.
Ключевые слова: традиция, музыка, культура, роль, ученый, педагогика, история, идея, источник.
PEDAGOGICAL AND EDUCATIONAL VIEWS OF THINKERS OF THE
EAST Djamalova DA.
Djamalova Dildora Abduvahabovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Director, REPUBLICAN SPECIALIZED MUSICAL ACADEMIC LYCEUM NAMED AFTER V.A. USPENSKY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: turning to the sources, finding "roots" will help to give new strength to the development of our society, to educate the young generation in the spirit of love and pride for their people, for their glorious history. The upbringing of history, which forms the historical consciousness of the people, is now coming to the fore.