Научная статья на тему 'Образ Республики Кореи в русскоязычных СМИ (на примере интернет-газеты lenta. Ru)'

Образ Республики Кореи в русскоязычных СМИ (на примере интернет-газеты lenta. Ru) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1308
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ / КОНФЛИКТ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цецхладзе Лиана Томазовна

Интерес к азиатским странам в последнее время сильно увеличился. Особую роль в этом играют не утихающие разногласия на Корейском полуострове. По мере включения России в решение конфликта все больше россиян начинают проявлять интерес к двум корейским государствам и к Республике Корее в частности. В СМИ все чаще появляются аналитические материалы, посвященные не только противостоянию на Корейском полуострове, но и развитию отношений между Россией и Республикой Кореей, созданию и укреплению экономических и культурных связей. Поэтому можно говорить о создании образа Кореи среди русскоязычного населения. На данный момент этот процесс находится на стадии формирования. Хотя некоторые стереотипы, перенятые из европейских стран, уже можно считать устоявшимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Цецхладзе Лиана Томазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Республики Кореи в русскоязычных СМИ (на примере интернет-газеты lenta. Ru)»

19. McCarty, В. Infographies: Separatingthegreatfromthemediocre [Электронный ресурс] / В. McCarty. - URL: http://thenextweb.com/insider/2013/07/26/infographics-separating-the-great-from-the-mediocre/.

20. Visual.ly: What makes a good infographie [Электронный ресурс] / Visual.ly. - URL: http://visual.ly/what-makes-good-infographic.

21. Washington Post - Wizards Shooting Stars [Электронный ресурс] / Washington Post. -URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/sports/wizards-shooting-stars/.

Цецхладзе Л. T.

ОБРАЗ РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТЫ LENTA.RU)

Интерес к азиатским странам в последнее время сильно увеличился. Особую роль в этом играют не утихающие разногласия на Корейском полуострове. По мере включения России в решение конфликта все больше россиян начинают проявлять интерес к двум корейским государствам и к Республике Корее в частности. В СМИ все чаще появляются аналитические материалы, посвященные не только противостоянию на Корейском полуострове, но и развитию отношений между Россией и Республикой Кореей, созданию и укреплению экономических и культурных связей. Поэтому можно говорить о создании образа Кореи среди русскоязычного населения. На данный момент этот процесс находится на стадии формирования. Хотя некоторые стереотипы, перенятые из европейских стран,уже можно считатьустоявшимися.

Ключевые слова: образ Республики Кореи, конфликт на Корейском полуострове, Республика Корея в СМИ.

В сегодняшней геополитической ситуации главной задачей государства является его правильно позиционирование. Формирование образа страны происходит стихийно, пока его создание не становится целью коммуникации. Это происходит путем перехода индивидуальных представлений журналиста в массовое сознание. И эти образы в последующем формируют медиасреду. Конструирование образа - динамичный процесс, то есть он подвержен изменениям с течением времени. Как правило, образ включает в себя не только представление о стране, существующее на данный момент, но также идеальный и, что крайне важно, ожидаемый образ.

С 1991 года, когда были установлены дипломатические отношения между Россией и Республикой Кореей, страны вступили в плотное торговое сотрудничество [5. С. 159]. После распада Советского Союза Россия не была заинтересована в конфликтной ситуации, развивающейся между двумя Кореями. Россия и Южная Корея выступали только в качестве торговых партнеров. Но с усилением ядерной мощи КНДР и вовлечением России в борьбу, развернувшейся на Корейском полуострове, вопрос формирования у россиян образа Республики Корея стал весьма актуальным. Наравне с нынешним образом Южной Кореи имеет значение и ожидаемый образ государства.

Для выявления представлений о Республике Корее, формируемых у россиян через СМИ, нами был проведет анализ содержания интернет-издания Lenta.ru.

Для анализа были рассмотрены все материалы, посвященные Республике Корее. Всего naLenta.ru словоформа «Южная Корея» употребляется 5245 раз (на 10 апреля 2016 года). Официальное название страны - Республика Корея, но неофициальная форма - Южная Корея - является широко употребляемой в СМИ. Как правило, в материалах портала

в заголовках значится Южная Корея, а в текстах материалов чаще Республика Корея. Из всех материалов, в которых упоминается Южная Корея, непосредственное отношение к государству имеют 410 материалов, которые были нами проанализированы. Тексты, посвященные Корее, находятся в каждой из рубрик издания. Рассмотрим эти рубрики.

Путешествия - 2 материала (2015-2016 гг.). Это два диаметрально противоположных материала. Первый рекомендует отказаться от посещения Кореи в связи с распространением вируса. Второй материал можно назвать элементом продвижения корейской волны Халлю [2] - распространению южнокорейской культуры по всему миру.

Ценности - 1 материал (2015 г.). Материал посвящен корейским дизайнерским новинкам, а именно стакану, повторяющему форму носа и губ человека. Изобретение предстает нетипичным для русского человека, тем самым создает неординарное впечатление о Корее.

Бизнес - 4 материала (2015 г.). Как ни странно, но текстов, посвященных присутствию в Южной Корее мировых фирм, больше, чем собственно корейскому бизнесу. Три из четырех материалов создают положительный образ Кореи как государства, заботящегося об экологии и безопасности граждан. Но текст об инсайдерской торговле в Samsung оставляет негативное впечатление. Samsung является «лицом» Южной Кореи. По данным портала AsiaReport на 2010 год, Samsung является крупнейшим конгломератом Республики. И здесь работает принцип отождествления одного представителя с целой нацией. Если в крупнейшей фирме страны происходят нарушения, значит, на всех предприятиях происходит нечто подобное. Поэтому порой один негативный материал способен оказать большее влияние, чем несколько положительных.

Силовые структуры - 19 материалов (2013-2016 гг.). Половина материалов посвящена военному сотрудничеству США и Республики Кореи, закупке и продаже военного оборудования. Из представленных текстов можно сделать вывод, что авиация Кореи развита менее всего. Как правило, военная авиация арендуется у Америки.

Из жизни- 14 материалов (2007-2015 гг.). Наряду с совершенно абсурдными текстами типа «Жительница Южной Кореи сдала экзамен на права с 950-го раза» (6 ноября 2009 г.) присутствуют материалы, посвященные непривычным для русского человека, но весьма полезным нововведениям. Например, так называемым папарации-доносчики, которые «патрулируют» улицы и тут же сообщают о нарушениях. Это отголоски режима«ппалли», или жизни в режиме ппалли, что значит «быстро».

Спорт - 6 материалов (2011-2016 гг.). Удивительно, но материалов о спортивных успехах корейских спортсменов нет. Всего один материал посвящен Ан Хён Су, или Виктору Ану, а в ответ текст, посвященный решению русских биатлонистов выступать за Корею. И опять же, «главный» материал посвящен желанию правильного позиционирования Кореи на международной арене. «В Южной Корее вырубили заповедный лес ради Олимпийских игр» (21 сентября 2015 г.), которые пройдут в Пхёнчхане в 2018 году. Лес был вырублен из стремления к неукоснительному выполнению всех стандартов, невзирая на возможность переноса трассы. Это также говорит о скрупулезности представителей корейской нации.

Интернет и СМИ - 6 материалов (2012-2014 гг.). Содержит материалы о кибератаках, по большей части связанных с военным конфликтом с КНДР, а также тексты, работающие на продвижение Халлю: «GangnamStyle используют для рекламы путешествий в Корею» (6 декабря 2012г.).

Культура - 14 материалов (2001-2015 гг.). Основной темой этих материалов стала японская оккупация Кореи с 1910 по 1945 гг. Этот период ознаменован мрачными событиями для корейской нации [3], что выражено в антияпонских текстах.

Наука и техника - 23 материала (2004-2010 гг.). Большая часть текстов посвящена изобретениям в области военной техники, а также становлению Кореи как космической державы в 2008 году. Этому поспособствовало плотное сотрудничество с Россией.

Финансы - 25 материалов (2000-2013 гг.). Материалы до 2010 года извещают о сотрудничестве Кореи и России. В основном речь идет о выплаты государственного долга России Корее.

Бывший СССР - 8 материалов (2006-2012 гг.). В своем большинстве тексты рубрики посвящены развитию отношений между Кореей и Украиной, а также Грузией.

Мир -282 материала (2000-2016 гг.). Главная тема этой рубрики - военный конфликт КНДР и Республики Корея. Тексты данной рубрики будут проанализированы в другой тематической вкладке, также как и материалы из рубрики: «Россия - 6 материалов (20142016 гг.)»

В одном материале, как правило, затронуто несколько тем, поэтому нами было подсчитано количество упоминаний каждой из тем в материалах. На основе этого нами было выделено несколько тем, которые в дальнейшем анализировались:

• Россия и Республика Корея -39 материалов;

• КНДР Республика Корея -143 материала;

• США и Республика Корея - 34 материала;

• США, Республика Корея и КНДР - 24 материала;

• Внутренние новости Республики Кореи -150 материалов;

• Корея и мир - 20 материалов.

Наиболее представленной оказалась тема «Внутренние новости Республики Кореи». Эта тема упоминается в материалах каждой рубрики.

Республика Корея является одной из самых технологичных стран Азии. Она по праву входит в «Четверку азиатских тигров» наряду с Гонконгом, Тайванем и Сингапуром, явивших миру в 60-х - конце 90-х годов экономическое чудо. Несмотря на это, текстов, посвященных инновациям Южной Кореи, очень мало - всего 2 % от общего количества материалов о стране. Это говорит о том, что в сознании россиян Республика Корея не выступает инновационной державой, хотя почти у каждого в доме есть техника Samsung, LG, Daewoo, а, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 году автомобили HyundaiSolaris и KiaRio по уровню продаж уступили место лишь LadaGranta. В жизни россиян присутствует огромное количество техники из Кореи, но мы просто не обращаем на это внимании, и в СМИ эта тема не освещается. На наш взгляд, это препятствует правильному восприятию россиян Республики Кореи, так как является сокрытием положительных фактов взаимодействия двух стран.

Главной же темой, поднятой в 80 % материалов, является нарастание военной мощи Республики Корея: новые изобретения, продажи и закупки военного оборудования.

Немало материалов посвящено коррупции в Южное Корее. Все они связаны с высшими правящими кругами Республики. Например, в материале «Дети президента Южной Кореи предстанут перед судом» (17 июня 2002 г.) раскрывается тема уклонения от налогов детей президента Ким Дэ Чжуна, а в новости «Бывший президент Южной Кореи упал со скалы и погиб» (23 мая 2009 г.) приводятся домыслы в пользу того, что это было самоубийство бывшего президента Но My Хена из-за коррупционного скандала вокруг его брата. Также здесь стоит отметить разночтение фамилии бывшего президента. В издании встречается как форма Но, так и форма Ро. Правильной же является форма Но, которая используется реже. Такое же разночтение встречается при цитировании агентства Ёнхап, которое чаще обозначается как Рёнхап. Комментируя новость о том, что «Премьер-министр Южной Кореи ушел в отставку из-за гольфа» (14 марта 2006 г.), необходимо отметить: это произошло несмотря на заслуги и влияние, оказываемое министром в Республике. Можно сказать, что все материалы невоенной тематики абсурдны и даже смешны: смещение с поста министра за игру в гольф, или материал о том, «Военнообязанным жителям Южной Кореи разрешат менять пол» (19 августа 2009 г.), все материалы, посвященные GangnamStyle (например, публикация о том, что «Рэпер Psy выступит

на инаугурации президента» (27 января 2013 г.) или то, что президента в Южной Корее будут выбирать по запаху. Все эти материалы создают если не негативное, то, по крайней мере, весьма неоднозначное впечатление о Республике Корее. Для русского человека она предстает чем-то далеким, непонятным и даже смешным. И это происходит несмотря на то, что в «Сеуле проводится курс «Хангук паро иллиги» (правильно понимание Кореи), который включает в себя не просто просветительскую работу... но и прямое лоббирование нужных концепций в чужих учебника истории» [1], однако, не каждое русское издание работает в соответствии с этим курсом.

Образ страны создают не только иностранные граждане, но и сами жители страны. Как отмечено выше, корейцы очень заботятся о том, что о них думаю другие. Укоренившейся стереотип о корейцах-«собакоедах», глубоко засел в мировом сознании, и жители Южной Кореи очень стараются от него избавиться: «В Южной Корее отменили фестиваль блюд из собачьего мяса» (28 июня 2011 г.). «Посинтхан» - суп из собачатины - является частью корейской кухни, но не все корейцы и не всегда едят собак. И все же в стране очень много противников этой традиции, считающих, что это плохо сказывается на образе страны [11].

«Новости - вовсе не простое отражение того, что происходит на самом деле, а особого рода конструкт, замещающий реальность»[4. С. 26]. Вплоть до прошлого года на портале Lenta.ru реальность Южной Кореи была предоставлена в форме новостных сводок. Все материалы содержали ссылки на иностранные источники, в основном журналисты довольствовались информацией на английском языке [6. С. 275], среди самых цитируемых источников было агентство Reuters, тем более, что журналистов, пишущих на корейскую тематикуочень мало по-настоящему знают страну. Это говорит о том, что все материалы, которые доходят до российского читателя, перед этим пропущены через призму европейского восприятия мира. То есть можно сказать, что нас заставляют думать о Республике Корея так, как европейцы думают о ней. Только в 2015 году на ЬеЩа.гистали публиковаться аналитические материалы Андрея Ланькова, профессора университет Кукмин, Констанстина Асмолова, ведущего научного сотрудника Центра корейских исследований ИДВ РАН, Игоря Денисова, старшего сотрудника Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД РФ.

Следующий по объему блок материалов о Корее- отношения Республики Корея и КНДР. В материалах освящены все военные столкновения на корейском полуострове с 2000 года. Тема Республики Кореи в российских СМИ слабо освещена: всего 410 материалов за 16 лет, притом, что одна четвертая материалов не посвящена напрямую Республике Корее. Когда в русских СМИ заходит разговор о Корейском полуострове, можно сказать, что речь идет о Северной Корее: «Оно и понятно: КНДР - место, скажем так, необычное, и поэтому ее политика выглядит куда интереснее, чем в спокойной, успешной, но менее оригинальной РК» [7]. Из теории СМИ следует, что читатель легче воспринимает преобразованные, но уже известные ему факты.То есть, новые факты о конфликте на Корейском полуострове «вплетаются» в старые, что улучшает их восприятие [8]. Этим обусловлено большое количество материалов, касающихся конфликта двух Корей. Из года в год, начиная с 2000 года, каждая спорная ситуация на полуострове разворачивается по схожему сценарию. И все же каждый конфликт описан не менее чем 4-мя новостными сводками.

Проанализировав заголовки материалов, посвященных противостоянию КНДР и Республики Корея, мы пришли к выводу, что Южная Корея в данном конфликте выступает как миротворец. В заголовках преобладают такие конструкции, как «защитила Северную Корею», «пытается задобрить», «будут присматривать за КНДР». Все это выражает главную стратегическую цель Южной Кореи - объединение страны. Это можно подтвердить словами нынешнего президента Республики Кореи Пак Кын Хе: она готова на все, лишь

бы «облегчить боль от разделения народа и достичь мирного объединения» [9]. В заголовках же, посвященных КНДР, можно встретить подобные конструкции: «Объявила войну», «уничтожила макет резиденции президента Республики Корея», «сравнило руководство Республики Корея с имбецилами». Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации Республика Корея предстает в положительном свете, в то время как КНДР рассматривается лишь в роли агрессора. Но когда в 2015 году стали появляться материалы «Пхеньян призвал снести стену между двумя Кореями», «Пхеньян предложил Сеулу переговоры», «Северная Корея предложила США заключить мирный договор», в ответ не последовало ни одного положительного материала со стороны Южной Кореи. Это еще раз подтверждает гипотезу о том, что образ Республики Кореи в русскоязычных СМИ, а именно в интернет-издании Lenta.ru, является европеизированным, а власти Республики Кореи на самом деле не стремятся к истинному объединению стран: «фактически же задача куда скромнее - обеспечить некоторое подобие мирного сосуществования со своим беспокойным северным соседом» [10].

По теории профессора Т. Добросклонской, образ в системе СМИ рождается из замкнутой цепочке: «отбор фактов ^ интерпретация событий ^ создание образов ^ формирование стереотипов» [12. С. 25]. Если говорить о новостях из Южной Кореи, то в российских СМИ эта цепочка начинается с «середины», а именно с создания образа на основе иностранных источников. Отбор фактов и интерпретация событий происходит за рубежом, на долю русского читателя остается только формирование стереотипов, при этом аудитория не осознает этого. Читатели склонны свое восприятие отождествлять с восприятием мира через СМИ.

Третий по объему блок материалов о Республике Корея на портале Lenta.ru посвящен отношениям России и Южной Кореи. Эти материалы проходят полную цепочку создания образа в СМИ. Можно сказать, что они избавлены от европеизации, но в противном случае можно говорить о русификации контента.

Как уже было сказано выше, Россия и Южная Корея - только торговые партнеры. Большая часть публикаций посвящена помощи России Республике Корее. Благодаря России Южная Корея в 2008 году стала космической державой, также Корея получает военную технику в уплату государственного долга России со времен Советского Союза. В общих чертах, из этих материалов видно, что между Россией и Корей развиваются мирные, разносторонние отношения.

Подводя итог, можно сказать, что в сознании у россиян формируется образ Республики Кореи как далекого и не совсем понятного государства, постоянно укрепляющего свою военную мощь и в то же время стремящегося к объединению корейской нации. Политическая и военная тематика превалируют над остальными. В частности, основными новостями с Корейского полуострова является информация о конфликте двух Корей.

Список литературы

1. Асмолов, К. В. Историческая драма [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/ articles/2015/10/19/historycontrol.

2. Асмолов, К. В. Собачий вальс и кошачий танец [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/articles/2015/07/25/catsanddogs.

3. Васильева, А. Б. Конструирование образа Республики Корея в российских СМИ [Текст] / Р. К. Тангалычева, Д. В. Иванов, В. И. Ильин. Е. А. Островская II Корея и Россия: социокультурная динамика. - СПб. : Алетейя, 2015. - 330 с.

4. Георгиос, Д. Образ Греции в современной российской прессе [Текст] / дисс... на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Д. Гергиос. - М., 2015. - 502 с.

5. Ким, Е. У. Стратегическое партнерство и образ России в Республике Корея [Текст] / Е. У Ким II Доклад на 21-й конференции ИДВ РАН - Центр АТР Ханьянского универ-

ситета (Москва, 2-3 ноября 2009 г.). - М. : ИДВ РАН-Центр АТР Ханьянского университета, 2009. - С. 159-176.

6. Кирьянов, О. В. Корея без вранья [Текст] / О.В. Кирьянов. - М. : РИПОЛ классик, 2015.-352 с.

7. Ланьков, А. Н. В тихом омуте черти водятся [Электронный ресурс]. - URL: https:// lenta.ru/articles/2015/02/ll/skorea.

8. Ланьков, А. Н. До последней капли крови [Электронный ресурс]. - URL: https:// lenta.ru/articles/2015/03/16/koreavsjapan.

9. Президент Южной Кореи согласилась встретиться с Ким Чен Ыном [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta.ru/news/2015/01/12/koreal.

10. Сеул и Пхеньян договорились о встречах разделенных семей [Электронный ре-cypc].-URL: http://lenta.ru/news/2015/09/08/meeting.

11. Korean Wave Hallyu Abroad Waning II The Korean Times [Электронный ресурс]. -URL: http://www.koreantimes.co.kr/www/news/special/2008/05/180_23641.

Ярошенко Д. С.

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

В статье рассматривается значение журналистской деятельности для формирования детского коллектива, создания благоприятной обстановки развития и реализации творческих способностей детей. Автор исследует разнообразные по содержанию и формам работы организации аудио-СМИ и предлагает вниманию читателя собственный опыт использования журналистского потенциала аудио-СМИ для формирования детского коллектива и дляразвития личностиребенка.

Ключевые слова: детская радиожурналистика, аудио-СМИ, школьное радио, коллектив, детский коллектив, интерактивное радиовещание.

Радио - самый демократичный источник информации. Данное наблюдение связывается с несколькими факторами. Во-первых, эфирный спектр, который может быть использован для работы радиостанций, достаточно широк. Это и FM, и средние волны, и УКВ. Они рассчитаны на разные аудитории и регионы.

Во-вторых, стоимость радиооборудования по сравнению с телевидением или газетой, относительно невелика. В любом современном детско-юношеском оздоровительном лагере можно найти радио. Радиоустройства миниатюрны и в отличие от телевизоров и компьютеров потребляют малое количество энергии.

В-третьих, с помощью радио можно быстрее,проще и результативнее донести информацию до аудитории, нежели с помощью газеты или телевидения, так как на съёмку сюжета или написание статьи требуется время. На радио в режиме онлайн, затратив время только на включение аппаратуры, можно сразу же сообщить срочную новость.

Для современного радиовещания характерна диалоговая форма организации эфира. В связи с этим информационный и психологический контексты радиовещания параллельно и в тесной взаимосвязи формируют личностные качества юных слушателей в зависимости от способа организации коммуникативной среды, познавательных и воспринимающих возможностей аудитории. Психологии детского радиовещания подробно раскрыта в монографии К. Ю. Новикова [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.