ПОЛИТИКА
БАРАННИКОВА Анастасия Олеговна
научный сотрудник НОЦ ММИ, Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского (г. Владивосток)
Электронная почта: [email protected]
Влияние THAAD на Корейском полуострове на российско-корейские отношения
УДК 327
Принятое США и Республикой Корея решение о развёртывании систем противоракетной обороны THAAD на Корейском полуострове поставило под угрозу сохранявшийся в течение длительного времени баланс сил в СВА. Несмотря на заинтересованность России в развитии отношений с КНДР и Республикой Корея и недопущении гонки вооружений в регионе, ряд внешних факторов может повлиять на российскую позицию по THAAD и Корейскому полуострову в целом. В данной статье рассматриваются возможные последствия решения о развёртывании THAAD для региональной безопасности и отношений России со странами Корейского полуострова.
Отношения России с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея (РК) являются одним из важных направлений её азиатско-тихоокеанской политики и приобретают особую значимость по мере реализации Россией стратегии «поворота на Восток». Одним из перспективных направлений сотрудничества между Российской Федерацией и странами Корейского полуострова была и остается реализация так называемых Транскорейских проектов1, которые, помимо экономической выгоды для всех участников, могут способствовать налаживанию межкорейского диалога, что является одной из приоритетных целей проводимой Россией внешней политики [2].
Несмотря на то, что из-за введённых в отношении КНДР дополнительных международных санкций реализация проектов в их первоначальном, трёхстороннем формате, временно была приостановлена, ни одна из стран-участниц не отказывается от работы по данным проектам в будущем, считая их лишь «временно замороженными». Кроме того, в экспертном сообществе РК разрабатываются новые экономические инициативы с участием России и Китая, которые предполагают участие КНДР2. Однако на данные инициативы могут оказать негативное влияние новые угрозы безопасности в регионе, вызванные принятым РК и США 8 июля 2016 г. решением о размещении на территории Южной Кореи системы противоракетной обороны THAAD (Terminal High Attitude Area Defense)3. Данное решение может поставить под угрозу не только взаимодействие в рамках Транскорейских проектов, но и другие направления сотрудничества России со странами Корейского полуострова.
THAAD,
Северо-Восточная Азия,
региональная безопасность, стратегический баланс,
Корейский полуостров,
Россия,
Китай,
КНДР,
Республика Корея,
российско-корейские
отношения
1 Данные проекты трехстороннего экономического сотрудничества (РФ, РК и КНДР) предусматривают поставки электроэнергии на Юг Корейского полуострова через территорию Севера, строительство газопровода и реконструкцию Транскорейской железной дороги с присоединением ее к Транссибирской магистрали через станцию Хасан Приморского края. Наиболее успешным с точки зрения проделанной работы считается проект строительства Транскорейской магистрали.
2 Об этом, в частности, говорили представители Министерства объединения РК в ходе встреч с российскими экспертами во Владивостоке в сентябре 2016 года.
3 Комплекс THAAD предназначен для поражения оперативно-тактических ракет с дальностью до 1000 км и баллистических ракет средней дальности (БРСД). Важную роль в системе
ТИЛЛБ выполняет многофункциональная радиолокационная станция (РЛС) Х-диапазона ЛШТРУ-2, способная обнаруживать не только баллистические цели (ракеты), но и аэродинамические (самолеты).
4 Первый эшелон обороны в Южной Корее обеспечивают комплексы «Пэтриот» РАС-2. С 2018 г. РК планирует ставить на боевое дежурство и РАС-3, которые обеспечивают перехват ракет малой и средней дальности на высоте до 20-25 км при радиусе действия не более 35-40 км. Комплексы РАС-2 и РАС-3 позволяют защищать территорию лишь в ограниченном радиусе и не дают возможности прикрывать большие площади.
5 По словам представителей научных кругов КНДР, с которыми автор встречался в сентябре 2016 года в Пхеньяне, в различных частях страны ведутся работы по железнодорожному строительству и модернизации. Акцент делается на железнодорожное полотно для утяжеленных составов.
Реакция России на решение по THAAD
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в обозримом будущем сохранится техническое превосходство наступательных видов оружия над оборонительными. В частности, некоторые типы межконтинентальных баллистических ракеты (МБР) и крылатых ракет (КР) РФ и КНР способны преодолеть ПРО США даже в том случае, если она будет функционировать в полном соответствии с заложенными в неё требованиями [5]. В последние годы Россией и Китаем также было разработано и испытано гиперзвуковое оружие, способное обойти системы ПРО США [6].
Комплексы THAAD, о которых идёт речь, должны стать вторым эшелоном противоракетной обороны в Южной Корее, действующим на высотах от 40 до 150 км4, так же, как и развёрнутые на эсминцах морские системы «Иджис», которые позволяют перехватывать цели на высоте до 250 км при помощи противоракет SM-3. Однако сама система считается уязвимой. Комплекс THAAD способен перехватывать баллистические ракеты (БР), но не способен отразить массированный удар крылатыми и противорадиолокационными ракетами, а потому нуждается в защите такими зенитными ракетными комплексами (ЗРК), как «Patriot PAK-2» и типа «Avenger».
При проведении в США и Южной Корее расчётов и оценок применения комплексов THAAD рассматривалась ситуация, в которой радары батарей THAAD ориентированы в сторону КНДР - то есть на север [1]. Однако следует понимать, что в КНДР также учитывают фактор THAAD при военном планировании, и ожидается, что по мере развёртывания систем на Юге Корейского полуострова, на Севере будут работать над повышением мобильности своих ядерных сил. Так, КНДР проводит испытания баллистических ракет подводных лодок и, возможно, планирует создание боевых железнодорожных ракетных комплексов5. В случае задействования КНДР БРПЛ для атаки с моря - с востока, запада или юга - комплексы THAAD окажутся бесполезными.
Таким образом, военная целесообразность размещения данных систем на Юге Корейского полуострова, если они действительно направлены против Севера, практически отсутствует. Примечательно, что и в самой Южной Корее распространено мнение о том, что система THAAD бесполезна с военной точки зрения и служит скорее как символ и предупреждение КНДР. В то же время внешнеполитические и экономические последствия демонстративного развёртывания данной системы могут превзойти наихудшие ожидания.
Решение о размещении американских комплексов THAAD в Южной Корее вызвало резко отрицательную реакцию в Китае. Пекин полагает, что система представляет угрозу его национальной безопасности, так как целью данной системы является не сдерживание КНДР, но сдерживание Китая и России.
Несмотря на то, что в России реакция на решение о развёртывании THAAD была более сдержанной, чем в Китае (в России распространено мнение о том, что размещение THAAD на Корейском полуострове представляет большую опасность для Китая, точнее, для его ракет средней дальности), нельзя не признать, что со временем степень угрозы от THAAD станет существенной и для России. Сами
по себе 3 батареи ТИЛЛО для России не опасны, но по мере включения их в региональную, а затем и глобальную систему ПРО США угроза существенно возрастает. Во-первых, в случае развёртывания любой компонент ПРО США значительно снижает процент прорыва американской ПРО МБР РФ, что создаёт дисбаланс в ядерных силах сдерживания между РФ и США и ставит под угрозу возможность российских стратегических ядерных сил (СЯС) нанести противнику неприемлемый ущерб. Во-вторых, ТИЛЛО, развёрнутая на Корейском полуострове, создаст тактическое неудобство для запуска БР из дальневосточных регионов РФ. В-третьих, существуют вполне оправданные опасения, что система ПРО служит лишь прикрытием стратегической наступательной системы, которую США могут разместить в СВА в будущем, и соответственно, развёртывание ТИЛЛО воспринимается как этап подготовки к размещению дополнительного наступательного оружия в регионе, и так перенасыщенном различными видами вооружения6.
На данный момент Россия, крайне не заинтересованная в начале новой гонки вооружений в регионе с высоким конфликтным потенциалом, может позволить себе ограничиться политическими и дипломатическими шагами в ответ на размещение системы ТИЛЛО на Корейском полуострове хотя бы потому, что на данный момент есть более актуальная задача - выработка мер противодействия ЕвроПРО НАТО. Также у России на данный момент есть средства преодоления имеющихся систем ПРО США, включая и ТИЛЛО, а значит, к активным военно-техническим мерам можно будет приступать не ранее, чем после фактического развёртывания систем ТИЛЛО в Корее. После этого у РФ будут все основания для ответных военно-технических мер, и она в полной мере задействует имеющиеся наработки и опыт противодействия ПРО в Европе. Долгосрочные планы развития РВСН и СЯС РФ уже скорректированы с учётом прогнозируемых темпов и масштабов последовательного развития средств ПРО США, а оборонные предприятия уже разрабатывают новые КСП и модернизируют имеющиеся вооружения, которые в случае необходимости могут быть переброшены из европейской части страны в азиатскую [11].
Тем не менее, нельзя не учитывать фактор Китая, для которого угроза ТИЛЛО более существенна. Стратегическое партнёрство России и Китая, общность их позиций по ряду международных вопросов и взаимная поддержка на внешнеполитической арене - всё это может повлиять и на российскую позицию по ТИЛЛО. Тем более, что появление новой системы оружия нарушит сохранявшийся в регионе в течение определённого времени стратегический баланс, крайне важный, если речь идёт о крупнейших ядерных державах. Этого уже достаточно для того, чтобы Россия поддержала Китай в противодействии ТИЛЛО как на дипломатической арене, так и в военно-технической сфере.
Российско-корейские отношения
Некоторые видные эксперты по Корее, в частности, Г.Толорая, предполагают, что в сложившейся обстановке «сближение российско-северокорейских отношений возрастёт в примерно той же пропорции, в которой оно сократится в российско-южнокорейских отношениях»
6 Мнение, высказанное российскими экспертами в режиме Chatham House в ходе мероприятий ПИР-Центра в Москве в октябре 2016 г.
7 С момента принятия решения по THAAD Китай сократил сотрудничество с РК в сфере туризма и ограничил показ в Китае южнокорейских сериалов, приносивших значительный доход РК. Также Пекин отменил ряд официальных китайско-южнокорейских военных мероприятий.
[4]. В то же время Россия заинтересована в реализации своей стратегии «Поворота на Восток» и трёхсторонних проектов экономического сотрудничества, которые предполагают участие обеих стран Корейского полуострова и направлены на улучшение отношений между ними. Это означает, что Россия будет не сворачивать экономическое сотрудничество, а наоборот, стремиться развивать его, как с Северной, так и Южной Кореей.
Что касается политических отношений России и РК, то здесь можно полностью согласиться с мнением Г.Толорая о том, что «контакты на высшем уровне окажутся под угрозой, внешнеполитические проблемы будут обсуждаться с меньшей долей искренности» [4]. Действительно, развёртывание THAAD и начало гонки вооружений в регионе может со временем лишить смысла российскую политику умиротворения КНДР, и Сеул уже не сможет убедить Москву оказывать давление на Пхеньян или присоединиться к очередным санкциям.
Приверженность России ДНЯО обязывает её выступать против ракетно-ядерной деятельности КНДР. В то же время Россия не склонна обвинять только КНДР в сложившейся ситуации, она понимает исторические и внешнеполитические предпосылки, которые привели к созданию ЯО и полагает, что ядерная проблема Корейского полуострова должна решаться одновременно с комплексом других проблем СВА и исключительно путём переговоров. В России считают, что санкции не должны затрагивать экономическое развитие страны и уровень жизни северокорейского населения. Тем более санкции не должны наносить ущерб экономическим интересам России, продвижение которых подразумевает и сотрудничество с КНДР.
Согласие России с текстом резолюции № 2321, принятой СБ ООН 30 ноября 2016 г. и предусматривающей беспрецедентно жёсткие санкции в отношении КНДР, скорее всего, свидетельствует о её поддержке позиции Китая, который всё ещё рассчитывает удержать КНДР от шагов, которые служат для США и союзников поводом для развёртывания THAAD (на это, скорее всего, направлено и сворачивание Китаем военного сотрудничества с РК, а также экономическое давление7). Однако, как показывает время, давление на КНДР не может вызвать ничего, кроме ответных жёстких мер. Что касается США, то вряд ли они откажутся от реализации очередного этапа своей Азиатско-Тихоокеанской стратегии. Если бы не существовало ядерной программы КНДР, США нашли бы другой повод для расширения военного присутствия в регионе. В России это учитывают. Китай, судя по всему, также не возлагает особых надежд на то, что решение по THAAD будет отменено, о чём свидетельствует его намерение заняться модернизацией систем ПРО и наращиванием потенциала своих ракет.
Последствия развёртывания THAAD для безопасности в СВА
В дальнейшем следует ожидать, что Россия и Китай будут продолжать совершенствовать свои СНВ и комплексы средств преодоления ПРО (КСП) в рамках соответствующих национальных программ, стараясь при этом не допустить гонки вооружений в регионе. У стран есть средства преодоления ПРО США, необходимые на данном этапе, но
в случае развёртывания дополнительных систем противоракетной обороны основной задачей РФ и КНР будет опережающая адаптация КСП к изменениям в системах ПРО США. На первых порах актуальны уже имеющиеся средства противодействия, но по мере совершенствования компонентов ПРО США придётся разрабатывать более сложные средства и рассматривать идеи коллективных систем ПРО и механизмов региональной безопасности в ответ на расширение военного присутствия США.
Китай намерен «нарастить проникающий потенциал своих ракет до такой степени, чтобы свести на нет разворачивание систем ТИЛЛО» [7]. Россия пообещала учесть размещение системы ТИЛЛО в своём военном планировании и предпринять ответные шаги, включая «размещение ударных ракетных комплексов» на Дальнем Востоке [3]. В мае с.г. на фоне активизации консультаций по ТИЛЛО в Москве были проведены первые совместные российско-китайские противоракетные учения с использованием компьютерного моделирования, которые оцениваются военными экспертами обеих стран как начальный шаг по созданию Россией и Китаем объединённой системы противоракетной обороны, способной сбалансировать развёртывание ПРО США на Корейском полуострове [9; 12]. Но данная мера в случае её реализации вызовет лишь временный эффект и только при условии, что ТИЛЛО станет последней развёрнутой в регионе системой оружия. С учётом современных реалий, отсутствия доверия между странами региона и наличия между ними ряда нерешённых политических вопросов, следует ожидать, что ТИЛЛО положит начало гонке вооружений, которая не станет проблемой исключительно пяти стран - США, РК, РФ, КНР и КНДР. С учётом имеющихся в регионе противоречий, не зависящих напрямую от проблем Корейского полуострова, следует ожидать, что при малейшем подозрении наращивания вооружений Китаем последуют ответные шаги со стороны стран, с которыми у него есть нерешённые территориальные споры и военное соперничество.
Решение Сеула и Вашингтона о размещении на территории Южной Кореи американских комплексов ТИЛЛО можно расценивать как нарушение резолюции СБ ООН № 2270, призывающей воздерживаться от действий, которые могут привести к усилению напряжённости на Корейском полуострове. Это противоречит официально заявленному курсу стран на снижение напряжённости, включающему требования соблюдений резолюций СБ ООН от КНДР. Разногласия по проблеме Корейского полуострова между странами, которые, помимо прочего, являются и участниками шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, могут окончательно поставить крест на этом механизме международного сотрудничества. Заключение
Хотя фактор ТИЛЛО отразится, главным образом, на политических взаимоотношениях РФ (и КНР) с РК, впоследствии это неизбежно повлияет и на экономическое сотрудничество между странами. Несмотря на заинтересованность России в развитии сотрудничества с РК, её поддержка позиции Китая и общая внешнеполитическая ситуация, которая сложится после развёртывания ТИЛЛО, способны повлиять на двустороннее и существенно осложнить многостороннее
сотрудничество, включая взаимодействие в рамках Транскорейских проектов и других инициатив, предполагающих участие КНДР и Китая.
С точки зрения политики, изменение баланса сил в регионе вследствие развёртывания THAAD может существенно сблизить Россию, Китай и КНДР. Эксперты прогнозируют, что стратегическим последствием развёртывания THAAD может стать формирование в СевероВосточной Азии блоков в духе холодной войны [8; 10]. Западные обозреватели ещё с прошлого года противопоставляют НАТО и США Россию, Китай, КНДР (и Иран) и ставят в один ряд Россию и КНДР как «основных антагонистов США». И хотя официально Россия и Китай выступают против каких бы то ни было альянсов, их стратегическое партнёрство может восприниматься как принципиально новая форма альянса, о котором необязательно заявлять во всеуслышание.
Если раньше Россия и Китай как страны, заинтересованные в стратегическом сдерживании США и сохранении стабильности в регионе, пытались удерживать КНДР от действий, которые давали США повод для расширения своего военного присутствия в регионе, то после развёртывания THAAD политика сдерживания КНДР утратит всякий смысл. И Россия, и Китай, хотя и присоединились к санкциям в рамках последних резолюций СБ ООН, теперь, скорее всего, будут сами определять, какая деятельность и сотрудничество с КНДР попадают под санкции, а какая - нет. Иными словами, если ранее экономическое сотрудничество РФ-КНДР и КНР-КНДР оценивалось с позиций заведомого подозрения последней в ведении ракетно-ядерной деятельности, то теперь будет оцениваться с позиций «презумпции невиновности» КНДР.
При этом Россия и Китай будут вынуждены вырабатывать комплекс мер для того, чтобы сбалансировать развёртывание систем THAAD, как самостоятельно, так и в сотрудничестве друг с другом, что неизбежно вызовет ответные военно-технические меры со стороны других стран региона, особенно имеющих проблемы во взаимоотношениях с Россией и Китаем. Размещение THAAD спровоцирует гонку вооружений в АТР, которая распространится за пределы региона и поставит под угрозу существующие механизмы безопасности и любые инициативы и перспективное сотрудничество, в том числе и российско-южнокорейское.
Литература
1. Кирьянов О. В. Военные и политические аспекты возможного размещения американских противоракетных комплексов THAAD в Республике Корея [Электронный ресурс] // Интеллектуальная система тематического исследования наукометрических данных. URL https:// istina.msu.ru/media/conferences/conferenc epresentation/70a/9da/21772139/Kiriyanov-THAAD-final-VersionVladivostok.pdf (Дата обращения: 1.08.2016).
2. Концепция внешней политики Рос-
сийской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (Дата обращения: 25.12. 2016 г.).
3. Россия может разместить ракеты на Курилах в ответ на ПРО США в Южной Корее [Электронный ресурс] // ТВ Звез-
да. 8.07.2016. URL: http://tvzvezda.ru/news/ vstrane_i_mire/content/201607081318-vr9l. htm (Дата обращения: 1.08.2016 г.).
4. Толорая Г. Д. Размещение системы ПРО США в Корее возрождает логику межблоковой конфронтации [Электронный ресурс] // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 19.07.2016. URL: http://ru.valdaiclub.eom/a/highlights/ razmeshchenie-sistemy-pro-ssha-v-koree/ (Дата обращения: 1.08.2016 г.).
5. Adapting U.S. missile defense for future threats: Russia, China and modernizing the National Missile Defense Act: hearing before the Subcommittee on Strategic Forces of the Committee on Armed Services, House of Representatives, One Hundred Thirteenth Congress, second session, hearing held July 23, 2014 [Электронный ресурс] // Homeland Security Digital Library. URL: https://www. hsdl.org/?view&did=756592 (Дата обращения: 1.08.2016 г.).
6. Bill Gertz. Air Force: Hypersonic Missiles From China, Russia Pose Growing Danger to U.S. [Электронный ресурс] // The Washington Free Beacon. 30.11.2016. URL: http://freebeacon.com/national-security/ air-force-hypersonic-missiles-china-russia-pose-growing-danger-u-s/ (Дата обращения: 22.12.2016 г.).
7. China must work to render THAAD void // Global Times. 2016/11/28. [Электронный ресурс] URL: http://www.globaltimes. cn/content/1020755.shtml (Дата обращения:
22.12.2016 г.).
8. Gu Liping. Expert says planned THAAD deployment raises specter of new Cold War in Northeast Asia [Электронный ресурс] // Xinhua. 3.08.2016. URL: http:// www.ecns.cn/voices/2016/08-03/220977. shtml (Дата обращения: 5.09.2016 г.).
9. Ramil Sitdikov. Will Russia and China Build an SCO-Based Joint Missile Defense System? [Электронный ресурс] // Sputnik. 20.07.2016. URL: https://sputniknews.com/ military/201607201043363315-russia-china-joint-missile-defense/ (Дата обращения: 1.09.2016 г.).
10. Wang Fan. Strategic misjudgment for Seoul to alienate Beijing and Moscow [Электронный ресурс] // China Daily. 9.08.2016. URL: http://www.ecns.cn/ voices/2016/08-09/221680.shtml (Дата обращения: 5.09.2016 г.).
11. Ж
THAAD ЮШШШ // № 1, 2017. (Баранникова
А.О. THAAD на Корейском полуострове: позиция России // Japan Military Review).
12.
№ Ш&^^Я^ШШРШ [Электронный ресурс] // China News. 1.08.2016. URL: http://finance.chinanews.com/mil/2016/08-05/7962882.shtml (Дата обращения: 5.09.2016 г.) (Чэнь Ханхуэй. Китай и Россия могут углубить сотрудничество и противостоять THAAD // China News).