34
Juvenis scientia 2017 № 9 | Исторические науки и археология
УДК: 94 ГРНТИ: 03.09.55 DOI: 10.15643/jscientia.2017.9.009
РОЛЬ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ КНДР И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
М. П. Самойлова, О. А. Казакова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а
Н Самойлова Мария Павловна - [email protected]
Китайская Народная Республика является одним из основных партнеров Северной и Южной Кореи. Она связана со странами полуострова не только территориально, но и имеет множество политических и торговых договоров о сотрудничестве, поэтому оказывает значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию на Корейском полуострове. Вопрос взаимодействия двух Корей является для КНР особенно актуальным, так как Корейский полуостров исторически являлся и остается зоной влияния Китая. Пекин неоднозначно относится к идее объединения полуострова в единое государство. С одной стороны, ему не выгодно появление новой сильной страны около своих границ, с другой стороны, объединение Кореи могло бы решить много существующих сегодня проблем. В статье рассмотрено влияние Китая на взаимоотношения КНДР и Республики Корея во второй половине XX и начале XXI века, изучены также цели политики КНР в данном регионе.
Ключевые слова: Китайская Народная Республика, КНДР, Республика Корея, корейский вопрос, соглашение, политика.
THE PEOPLES REPUBLIC OF CHINAS ROLE IN THE NORTH KOREA - SOUTH KOREA RELATIONSHIP
M. P. Samoilova, O. A. Kazakova
Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia
H Samoilova Maria - [email protected]
The People s Republic of China is one of the main partners of North Korea and South Korea. They are not only geographically linked, but also have numerous commercial and political treaties, that is why China exerts influence on the political and economic situation of the Korean Peninsula. The question of relationship between North and South Korea is particularly relevant to China because the Korean Peninsula has been and still remains China's area of influence. Beijing ambiguously treats the idea of reunion of North and South Korea. On the one hand, strong unified Korea would be unfavorable for China, on the other hand, the unification of Korea would help to solve a lot of existing problems. The article examines China's influence on North Korea - South Korea relations in the second half of the 20th century and at the beginning of the 21st century, it also examines China's policy objectives in this region.
Keywords: The People's Republic of China, DPRK, the Republic of Korea, the Korean question, agreement, politics.
Актуальной проблемой современной региональной политики в Восточной Азии является «корейский вопрос». Начавшись в ХХ веке в условиях холодной войны, корейский конфликт и сейчас представляет собой острую международную проблему, грозящую перерасти в вооруженное столкновение, более того, конфликт в настоящее время приобрел ядерный потенциал. Ядерная проблема на Корейском полуострове является наиболее актуальным источником нестабильности в регионе.
После Второй мировой войны Корея находилась в состоянии разрухи, в ней образовались две противоборствующие силы: военные силы СССР и США. 14 августа 1945 года был принят «Общий военный и военно-морской приказ № 1» о том, что после японской капитуляции (под управлением которой тогда находилась Корея) полуостров будет разделен по 38-й параллели, на северную, советскую, и южную, американскую, части [1, С. 30 - 39]. В 1947 году корейский вопрос был перенесен в ООН и приобрел статус международной проблемы. Однако это не спасло от последующей Корейской войны.
Корейский полуостров всегда являлся важнейшим стратегическим партнером КНР. С началом Корейской войны Китай всячески оказывал поддержку Северной Корее, находившейся под предводительством коммунистического лидера Ким Ирсена. Сохранение Северной Кореи под китайским управле-
нием позволило бы КНР и дальше проводить в регионе собственную политику, так как границы Китая остались защищенными от нападения США и Японии. Южной Корее оказывали поддержку Соединенные Штаты, политический режим которых являлся вражеским для Китая. По-мнению Мао Цзедуна, установление США власти на территории полуострова, привело бы к утере Китаем статуса гегемона в Восточной Азии.
После окончания Корейской войны Китай поддерживал дружеские отношения только с северной частью полуострова. Уже в 1961 году страны подписали Договор о сотрудничестве и дружбе, по которому Китай обязывался оказывать союзнику военную и материальную помощь. Во время Холодной войны Северная Корея стала для Китая буферным государством на северо-восточной границе, защищавшим КНР от американских войск, дислоцировавшихся в Японии и Южной Корее, а также союзником на Корейском полуострове, в противовес Южной Корее, которой поддержку оказывали США [2]. Для Северной Кореи в послевоенный период Китай стал крупнейшим политическим и экономическим партнером.
В 1976 году умирает Мао Цзэдун, первый правитель нового Китая. После его смерти правительство КНР, во главе с Дэн Сяопином, взяло курс на налаживание отношений со странами Запада. Одновременно в Китае начинается модернизация. Тщательно проанализировав ситуацию, новое правительство
History and Archeology | Juvenis scientia 2017 № 9
35
решило, что установление дипломатических отношений с Республикой Корея благотворно повлияет на экономику Китая, а также упрочит его положение на международной арене. В 1980-е годы появляются первые предпосылки к последующему оформлению дипломатических отношений с Южной Кореей. В январе 1985 года при Министерстве иностранных дел Южной Кореи была создана рабочая группа по вопросам КНР, появились первые совместные экономические проекты. В этот период Китай осознал необходимость сохранения мира на Корейском полуострове, так как в случае межкорейской войны пострадают не только его собственные границы, но и будет потерян важный стратегический партнер в лице Северной Кореи. Однако Китаю было не выгодно объединение Северной и Южной Кореи, так как в этом случае КНР остается лишь надеяться, что китайское влияние в регионе останется на прежнем уровне [3]. В 1981 году Китай продлевает Договор о сотрудничестве и дружбе 1961 года с Северной Кореей, как с наиболее военно- настроенным государством, а потом устанавливает дипломатические отношения и с Южной Кореей в 1992 году, усилив тем самым свое политическое и экономическое влияние на обе страны.
Внутрикорейские отношения были и остаются достаточно напряженными. Военной разрядки не случилось, Северу и Югу так и не удалось наладить устойчивый и продуктивный диалог по вопросам сотрудничества, военной безопасности, путях воссоединения, несмотря на то, что в последнее десятилетие ХХ века предпринимались попытки договориться. Под ружьем на полуострове, где в обеих Кореях проживает около 70 млн. человек (47 млн. - на Юге, 23 млн. - на Севере), находится более 1,5 млн. человек (по данным южнокорейцев, 690 тыс. - на Юге и 1 млн. 170 тыс. - на Севере), еще 10 млн. относятся к резервистам. Насчитывается более 6 тыс. танков, 5 тыс. бронетранспортеров, тысячи самолетов [4, С. 61-74]. Таким образом можно сделать вывод о том, что обе страны и сегодня находятся в состоянии полной боевой готовности. Но диалог между двумя странами продолжается, так как Северу необходима гуманитарная поддержка Юга, а Югу, в свою очередь, необходимо обеспечить безопасность границ государства.
Одним из важных пунктов корейского вопроса является комплекс взаимоотношений обеих Корей с внешним миром. Китай, который имеет сухопутную границу с Корейским полуостровом, наиболее заинтересован во взаимном сотрудничестве с обеими странами. Несмотря на то, что Сеул пытается занять место посредника в урегулировании отношений Пхеньяна с остальным миром, Китай на сегодняшний день является единственной страной, имеющей военно-политический договор с Севером, поэтому он имеет большее влияние на внешнюю и внутреннюю политику КНДР [5].
Значимость Пекина как посредника между КНДР и РК в международных кругах сильно возросла за последние двадцать лет, так как за это время серьезно обострилась проблема нуклеаризации Корейского полуострова. Северная Корея начала программу по разработке ядерного оружия еще в 80-х годах ХХ века. По мнению правительства КНДР, наличие ядерного оружия в стране должно было сделать государство независимым от политического давления других стран, в частности США и КНР. Также оно являлось бы гарантом мира на всем Корейском полуострове. 10 февраля 2005 годы МИД КНДР официально заявил, что в стране создано ядерное оружие, подчеркнув, что ядерное оружие было создано в качестве гаранта собственной безопасности. Но наличие на территории полуострова ядерного оружия заставило страны Запада,
а также ближайших соседей Северной Кореи волноваться о собственной безопасности. Межкорейские отношения также стали более напряженными [6]. Южная Корея воспринимает Пекин не только как важного торгово-экономического партнера, но и как средство давления на Пхеньян. Поэтому значительную часть переговоров представителей КНР и Республики Корея занимает тема корейского вопроса и ядерной проблемы [7].
Китай поддерживает идею мирного диалога между Северной и Южной Кореей, как утверждает профессор Академии общественных наук КНР Син Гуачэн [8]. Подчеркивается, что только методом мирных переговоров с Северной Кореей можно обеспечить стабильность на полуострове. Об этом говорит и заместитель директора Института международных отношений Народного университета Китая профессор Цзинь Цаньжун. Оба эксперта особо подчеркивают, что Пекин ни в коем случае не будет вмешиваться в межкорейские отношения, так как успешное решение корейского вопроса лежит в самостоятельном налаживании взаимоотношений КНДР и РК [8]. Проявлением серьезности намерений Китая, его готовности выполнить на полуострове функцию примирителя-посредника, стало заявление китайского правительства 2013 года о том, что КНР не допустит каких-либо военных действий рядом со своими границами. Пекин предупредил, что в случае конфликта именно КНДР и Республика Корея окажутся главными жертвами. Но решение корейской проблемы может быть найдено только в ходе шестисторонних переговоров КНДР, Республики Корея, Китая, Японии, США и России [6].
Таким образом, политика Китая на Корейском полуострове направлена на нормализацию отношений Северной и Южной Кореи и разрешение корейского вопроса, преимущественно в свою пользу. Кратко эту позицию можно выразить так: сохранить мир на полуострове, не допустив при этом воссоединения Севера и Юга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Общий военный и военно-морской приказ № 1 от 14. 08. 1945 г. / Сборник документов (Каирская декларация, Крымское соглашение, Потсдамская декларация, решение Московского совещания и другие документы, связанные с капитуляцией Японии). 19431946 гг. 2-й ДВО МИД СССР, 1947, стр. 30-39.
2. Бейкер Р. Китай и Северная Корея: запутанное партнерство / Stratfor // URL: http://inosmi.ru/world/20130417/208162476.html
3. Стрельцов Д.В. Корейский полуостров и «искусство невозможного» / Россия в глобальной политике // URL: http://www.globalaffairs. ru/book/koreiskii-poluostrov-i-iskusstvo-vozmozhnogo-17432
4. Торкунов А.В. Корейский вопрос // Международная жизнь. 2003. № 5. С. 61-74
5. Торкунов А.В. Давление на Пхеньян чревато катастрофой // ФельдПочта. 2004. № 28.
6. Воронцов А.В Позиция Китая по «корейскому вопросу / Российский совет по международным делам // URL: http://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/pozitsiya-kitaya-po-koreyskom u-voprosu.
7. Чжань Дэбинь. Южная Корея не должна ценить США больше, чем Китай / Хуаньцю шибао // URL: http://inosmi.ru/ world/20130122/204928224.html (дата обращения 14.09.2017)
8. Позиция Китая по корейскому вопросу / Информационно-аналитический портал Единая Корея // URL: http://onekorea. ru/2012/01/29/sovremennaya-poziciya-kitaya-po-korejskomu-voprosu.
Поступила в редакцию 26.09.2017