Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ'

ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СТУДЕНТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Л. Б., Толстоухова И. В.

Образование - это фундаментальная основа для потенциального развития общества. Как и все сферы деятельности, образование не статично во времени. В настоящее время важно не только передать знания, но и научить студентов добывать их самостоятельно в быстро меняющихся информационных потоках. Как правило, основным проводником к знаниям выступает преподаватель. От качества педагогической деятельности преподавателя зависит результат и оценка учебного процесса. Именно преподаватели вуза ответственны за подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В связи с этим со стороны общества предъявляются высокие требования к деятельности преподавателей, которые коррелируют с уровнем привлекательности учебного заведения для студентов. В последнее время формирование положительного образа преподавателя становится актуальной проблемой. В данном контексте особое значение придается изучению личности преподавателя. Интересным и показательным является практическое исследование «Преподаватель глазами студентов». В публикации анализируются представления студентов об образе современного преподавателя технического вуза, степень его влияния на вовлеченность студентов в учебный процесс; обосновывается необходимость использования наиболее важных критериев при оценке педагогической деятельности преподавателей. По результатам исследования установлено, что важнейшим фактором формирования профессиональных компетенций студентов является личность преподавателя, его система ценностей - развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Л. Б., Толстоухова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF A TEACHER OF A TECHNICAL UNIVERSITY IN THE EYES OF STUDENTS

Education is the fundamental basis for the potential development of society. Like all fields of activity, education is not static in time. At present, it is important not only to transfer knowledge, but also to teach students how to extract it on their own in rapidly changing information flows. As a rule, the main conductor to knowledge is the teacher. The result and evaluation of the educational process depends on the quality of the teacher's pedagogical activity. It is the university lecturers who are responsible for the training of highly qualified and competitive specialists. In this regard, society places high demands on the activities of teachers, which correlate with the level of attractiveness of the educational institution for students. Recently, the formation of a positive image of the teacher has become an urgent problem. In this context, special importance is attached to the study of the teacher's personality. Interesting and revealing is the practical study "Teacher through the eyes of students." The publication analyzes students' ideas about the image of a modern teacher of a technical university, the degree of its influence on the involvement of students in the educational process; the necessity of using the most important criteria in assessing the pedagogical activity of teachers is substantiated. According to the results of the study, it was found that the most important factor in the formation of students' professional competences is the personality of a teacher, his system of values consists of developed professional, general cultural and pedagogical competences.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»

DOI 10.26105/SSPU.2022.80.5.018 УДК 37.015.4:378.12 ББК 60.561.9

Л.Б.ОСИПОВА, ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

И.В. ТОЛСТОУХОВА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

L.B. OSIPOVA, I.B. TOLSTOUKHOVA

IMAGE OF A TEACHER

OF A TECHNICAL UNIVERSITY

IN THE EYES OF STUDENTS

Образование — это фундаментальная основа для потенциального развития общества. Как и все сферы деятельности, образование не статично во времени. В настоящее время важно не только передать знания, но и научить студентов добывать их самостоятельно в быстро меняющихся информационных потоках. Как правило, основным проводником к знаниям выступает преподаватель. От качества педагогической деятельности преподавателя зависит результат и оценка учебного процесса. Именно преподаватели вуза ответственны за подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В связи с этим со стороны общества предъявляются высокие требования к деятельности преподавателей, которые коррелируют с уровнем привлекательности учебного заведения для студентов. В последнее время формирование положительного образа преподавателя становится актуальной проблемой. В данном контексте особое значение придается изучению личности преподавателя. Интересным и показательным является практическое исследование «Преподаватель глазами студентов». В публикации анализируются представления студентов об образе современного преподавателя технического вуза, степень его влияния на вовлеченность студентов в учебный процесс; обосновывается необходимость использования наиболее важных критериев при оценке педагогической деятельности преподавателей. По результатам исследования установлено, что важнейшим фактором формирования профессиональных компетенций студентов является личность преподавателя, его система ценностей — развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции.

Education is the fundamental basis for the potential development of society. Like all fields of activity, education is not static in time. At present, it is important not only to transfer knowledge, but also to teach students how to extract it on their own in rapidly changing information flows. As a rule, the main conductor to knowledge is the teacher. The result and evaluation of the educational process depends on the quality of the teacher's pedagogical activity. It is the university lecturers who are responsible for the training of highly qualified and competitive specialists. In this regard, society places high demands on the activities of teachers, which correlate with the level of attractiveness of the educational institution for students. Recently, the formation of a positive image of the teacher has become an urgent problem. In this context, special importance is attached to the study of the teacher's personality. Interesting and revealing is the practical study "Teacher through the eyes of students." The publication analyzes students' ideas about the image of a modern teacher of a technical university, the degree of its influence on the involvement of students in the educational process; the necessity of using the most important criteria in assessing the pedagogical activity of teachers is substantiated. According to the results of the study, it was found that the most important factor in the formation of students' professional competences is

the personality of a teacher, his system of values consists of developed professional, general cultural and pedagogical competences.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образ преподавателя, студенты, компетентность, учебный процесс, качество образования.

KEY WORDS: image of a teacher, students, competency, educational process, quality of education.

ВВЕДЕНИЕ. Личность преподавателя, его образ, профессиональные качества в последнее время становятся предметом пристального изучения. Образовательная политика — это динамично развивающаяся система. Многие педагоги сталкиваются с трудностями в процессе работы, и прежде всего с творческой самореализацией. В данном случае для педагогов приобретают актуальность вопросы повышения квалификации (инновационные технологии, цифровизация), возможности расширения профессиональных компетенций и т.д.

Сегодня деятельность преподавателя вуза достаточно сложна и многообразна. Ему приходится совмещать педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, что является обязательным условием профессионального труда. Современный преподаватель вуза призван демонстрировать наличие универсальных качеств, в частности: способности организатора учебного процесса, эрудированного педагога, хорошего аналитика, компетентного специалиста в своей области преподавания.

Важную роль в осуществлении педагогической деятельности преподавателя высшей школы играет направленность его личности. Именно она выступает в роли «побудительной силы», определяющей избирательность отношений и активность личности [2, с. 26]. В связи с этим возрастает роль преподавателя в процессе профессиональной подготовки студентов, а изучение его личностных и профессиональных качеств приобретает особую значимость.

ЦЕЛЬ статьи заключается в изучении образа современного преподавателя в представлениях студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проблема личности, образа и профессионального мастерства педагога всегда волновала умы выдающихся ученых. К данной проблематике обращались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Все они придерживались единой точки зрения, что педагог выступает основным субъектом образовательного процесса. Именно педагог побуждает студентов к усвоению программного материала.

Ранее традиционные представления об образе педагога были отражены в произведениях отечественных писателей А.П. Чехова, В.Г. Распутина, А.Г. Алексина и др. Они акцентировали внимание на то, что педагог не только профессия, а призвание души. Как правило, образ педагога остается в памяти на всю жизнь, поскольку он дает не только знания, а формирует у обучающихся веру в будущее, готовит их к профессиональной деятельности. Образ педагога объединяет в себе целую систему взаимообусловленных качеств, включая личностные и индивидуально-психологические качества. Так, В.И. Загвязинский выражает убежденность, что «в личности педагога общие и специфические черты слиты воедино. Вся совокупность черт, характеризующих творческую личность, можно условно свести к четырем интегральным характеристикам: направленности, эрудиции, умениям, характеру» [4].

На протяжении долгого времени ученые были единодушны во мнении, что сформированный образ педагога характеризуется, прежде всего, наличием интереса к педагогической профессии и педагогического призвания. Так, профессионально-личностные качества педагога составляют основу профессионального мастерства, психологического состояния.

Неслучайно конструирование «образа современного педагога» включает следующие ценностные приоритеты: широту кругозора, креативность, наличие собственных убеждений, способность к установлению благоприятных межличностных контактов, следование моральным принципам и проявление индивидуальности [3, с. 102]. Все эти составляющие оттачиваются в процессе трудовой педагогической деятельности. Кроме того, современная ситуация усиливает потребность в наличие мобильной, творческой, стрессоустойчивой личности, готовой к участию в инновационных процессах с применением новых образовательных технологий и самореализации в профессиональной деятельности.

Современные трансформационные процессы предъявляют новые требования к профессиональному образованию будущих специалистов, а, следовательно, и к профессиональным качествам преподавателей вуза. Это придает важность процессу изучения личности педагога, делая ее ведущей проблемой научных исследований. По мнению авторов статьи, каждый обучающийся имеет свой собственный образ педагога, который без сомнения включает такие компоненты, как личностные, индивидуально-психологические и профессиональные качества. При этом личностные качества преподавателя дополняются профессиональными качествами, формируя общую картину его образа. Следовательно, преподаватель — публичная профессия, а его образ становится постоянным объектом обсуждения в студенческой среде.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. В настоящее время стремление к получению высшего образования стало приобретать особое значение у молодых людей. Именно оно дает возможность получения знаний и формирования практических навыков, столь необходимых для успешного профессионального становления выпускника вуза. Наблюдается усиление конкуренции между высшими учебными заведениями. В свою очередь на пути овладения профессиональными компетенциями важную роль приобретает качество преподавания учебных дисциплин в вузе. Привлекательность учебы для студентов становится основным конкурентным преимуществом учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Главная задача преподавателя — привить интерес студентов к будущей профессии. Для этого преподавателю необходимо обладать определенным набором личностных качеств, что позволяет создать уникальный стиль обучения и развить интерес студенческой аудитории к учебному процессу, получению будущей профессии. В этом случае преподаватели вуза должны быть не просто педагогами, а наставниками и координаторами, помогающими студентам осознать свое профессиональное самоопределение, освоить будущую сферу деятельности и стать профессионалами в выбранной профессии [6, с. 42]. В данном случае студенты становятся партнерами преподавателя в процессе обучения и активно участвуют в оценке его деятельности. Одновременно студенты нуждаются в преподавателях, которые обладают разнообразными личностными, профессиональными качествами, индивидуальными особенностями для их активного вовлечения в учебный процесс.

Важным источником информации о качестве организации учебного процесса в нашем вузе является мониторинг изучения мнения студентов, выступающих потребителями образовательных услуг, чем и объясняется актуальность данной публикации. Эмпирической базой послужили результаты социологического опроса 150 студентов инженерных специальностей по направлению «Нефтегазовое дело» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» (выбор трех вариантов ответов).

Целью данного исследования стало определение образа современного преподавателя в представлении студентов Тюменского индустриального университета и выявление набора качеств, которые необходимы для активного вовлечения в учебный процесс.

Известно, что роль преподавателя высока в овладении профессиональными знаниями студентами [8; 9, с. 106]. Причем, от того насколько педагог соответствует в сознании студентов желаемому образу, зависит эффективность учебного процесса [7, с. 126].

На вопрос «Какими качествами должен обладать современный преподаватель?» ответы респондентов были следующими (рис. 1)

Культура речи Уважительное отношение к студентам * Коммуникативные способности

Креативость р Эрудиция С-

Объективное оценивание знаний студентов —

Использование инновационных методов обучения С Умение проектирования учебного процесса — Профессиональная компетентность Щ

0%

Рис. 1. Мнения респондентов о наличии качеств современного преподавателя (три варианта ответов), в %

Результаты опроса подтверждают, что изменения в системе высшего образования способствуют появлению новых требований к компетентности современного преподавателя, таких как:

• умение проектировать учебный процесс;

• использовать инновационные системы обучения;

• осуществлять педагогическую рефлексию;

• обладать коммуникативными навыками

• быть эрудированным.

От современного преподавателя обучающиеся ожидают использование широкого спектра инновационных методов обучения (43%). Наиболее важным качеством, по мнению респондентов, является профессиональная информированность в своем предмете (55%). Студентам не нравится, когда лектор читает лекцию по бумажным носителям. Преподаватель должен в доступной форме демонстрировать информацию с использованием практического материала. Занятия с практическими примерами больше ценятся студентами.

Около трети респондентов хотели бы видеть эрудированного, открытого к общению преподавателя, умеющего заинтересовать аудиторию, удерживающего внимание разнообразными коммуникационными приемами, интересным изложением, юмором (31%). Важной личностной характеристикой преподавателя по отношению к студентам должна стать справедливость в оценке знаний студентов, уважения к обучающимся (28%). Примерно четверть респондентов считают «супер»-преподавателем мыслящего современно и нестандартно, обладающего широтой кругозора, независимой оценкой событий в суждении и способного настроиться на одну «волну» с ними (23%). Дополнением может служить наличие высокой культуры речи (18%), поскольку речь является важным средством воздействия на студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты акцентируют внимание на тех качествах преподавателя, которые характеризуют его моральный облик. Кроме того, наличие перечисленных качеств позволяет активизировать учебную деятельность студентов и оказать помощь в их сознательном выборе дальнейшей образовательной траектории. При этом следует отметить, что эффективность труда преподавателя, уровень профессиональной компетентности определяются не только личностными качествами, но и соответствием результатов педагогической деятельности ожиданиям общества. Креативность преподавателя приобретает ценность в том случае, если она способствует развитию личности студента, в дальнейшем становящегося профессионалом и способного создавать нечто оригинальное (28%). Следует отметить, что преподаватель, выступая ключевой фигурой образовательного процесса, создает условия для формирования у студентов логики критического мышления и анализа, определения главной идеи,

грамотного формулирования выводов. С учетом выше перечисленных личностных характеристик профессионализм педагога не будет подвергнут критике, не будет ставиться под сомнение студентами.

Как сказал известный ученый В.И. Даль, «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать своего воспитанника». Преподаватель, знающий и увлеченный своим предметом, всегда вызывает искреннее уважение со стороны студентов, формирует высокий уровень учебной мотивации к познанию профессиональных знаний. Это происходит чаще всего через механизм симпатии и идентификации студентов с преподавателем [5, с. 307]. Часто личность преподавателя для обучающихся выступает наглядным примером тех качеств, способностей и компетенций, которыми обладает сам преподаватель и одновременно желает развить у студентов.

В ходе опроса было выявлено преобладание женщин-преподавателей, что является общепризнанным фактом. Казалось бы, в техническом вузе результаты должны быть иными. Однако 2/3 респондентов подтвердили общепринятую тенденцию, что большинство преподавателей — женщины. Кроме того, неоднозначность сложившейся в последнее время ситуации заключается еще и в том, что преобразование системы высшего образования направлено на минимизацию возрастных данных преподавательских кадров. Научные гранты и исследовательские проекты сегодня в большей степени ориентированы на молодых учёных в возрасте до 35 лет [1]. В то время как творческий потенциал личности преподавателя накапливается годами, и примерно половина научных проектов разработана исследователями старшего возраста. Однако современный студент хочет видеть в аудитории преподавателя в возрасте не моложе 30 лет и не старше — 40 лет. При этом внешний облик личности современного преподавателя должен сочетать в себе, по мнению обучающихся, человеческие и профессиональные качества. Кроме того, если преподаватель будет соответствовать образу современного педагога, то это отразится положительно на успешности процесса обучения. Заметим, что результаты опроса студентов Тюменского индустриального университета не могут репрезентировать ситуацию в системе высшего образования в целом.

ВЫВОДЫ. Таким образом, современный образ преподавателя призван сочетать в себе личностные и профессиональные качества. Преподаватель должен уметь проектировать учебный процесс так, чтобы у студентов появилось желание учиться и приобретать новые знания для прочного овладения профессией, а также проявлять творческий подход к решению поставленных задач. Следует помнить, что студенты восприимчивы ко всему происходящему и порой критически относятся к несоответствию педагога тем требованиям, которые тот предъявляет к ним в процессе обучения. Доказано, что безответственность, давление, запугивание снижают у студентов уровень учебной мотивации. Важно понять, что образовательный процесс будет более эффективным, когда субъекты учебного процесса станут уважать и ценить друг друга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бреслав Г.Э., Маслова Я.Л. Динамика представлений студентов об «идеальном» преподавателе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 21. С. 6-10.

2. Гайворонская Т.В. Шадрина Э.М. Имидж преподавателя вуза глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 25-28.

3. Голомазова Е.А. Рефлексивный анализ психолого-педагогических характеристик выученной беспомощности у педагогов // Актуальные проблемы современности. 2021. № 2(32). С. 99-102.

4. Загвязинский В.И. Методология педагогического исследования.— 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Изд-во ЮРАЙТ», 2018. 106 с.

5. Калашникова А.В. Мотивация педагога как фактор повышения качества высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. C .304-307.

6. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. 2015. № 11. C. 37-48.

7. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124-131.

8. Попова Т.А. Социально-экономические предпосылки становления и развития личности современного преподавателя //Материалы интернет-конференции Белгородского государственного университета «Современный преподаватель: личность и деятельность». URL http: //www. unid. bsu.edu.ru^HI/Щ БелГУ >teach/sbornik (Дата обращения: 24.08.2022 г.)

9. Прохода В.А. Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге // Социальные явления — журнал международных исследований. 2015. № 1(3). С. 105-111.

REFERENCES

1. Breslav G.E., Maslova YA. L. Dinamika predstavlenij studentov ob «ideal'nom» prepodavatele [Dynamics of students' ideas about the "ideal" teacher] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kon-cept». 2017. T. 21. S. 6-10. (In Russian).

2. Gajvoronskaya T.V. SHadrina .M. Imidzh prepodavatelya vuza glazami studentov [The image of a university teacher through the eyes of students] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 4-1. S. 25-28. (In Russian).

3. Golomazova E.A. Refleksivnyj analiz psihologo-pedagogicheskih harakteristik vyuchennoj bespo-moshchnosti u pedagogov [Reflexive analysis of psychological and pedagogical characteristics of learned helplessness among teachers] // Aktual'nye problemy sovremennosti. 2021. № 2(32). S. 99102. (In Russian).

4. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovanij [Methodology of pedagogical research]. 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. M.: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Izd-vo YURAJT», 2018. 106 s. (In Russian).

5. Kalashnikova A.V. Motivaciya pedagoga kak faktor povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Teacher motivation as a factor in improving the quality of higher education]// Sovremennye nau-koemkie tekhnologii. 2010. № 7. C .304-307. (In Russian).

6. Konstantinovskij D.L., Popova E.S. Molodezh', rynok truda i ekspansiya vysshego obrazovaniya [Youth, the labor market and the expansion of higher education]// Sociologicheskie issledovaniya. 2015. № 11. C. 37-48. (In Russian).

7. Leonova E.V. Formirovanie obshchekul'turnyh kompetencij u studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of general cultural competencies among students of a technical university] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 2. S. 124-131. (In Russian).

8. Popova T.A. Social'no-ekonomicheskie predposylki stanovleniya i razvitiya lichnosti sovremennogo prepodavatelya [Socio-economic prerequisites for the formation and development of the personality of a modern teacher] //Materialy internet-konferencii Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta «Sovremennyj prepodavatel': lichnost' i deyatel'nost'». URL http: //www. unid.bsu.edu.ru>UNID BelGU >teach/sbornik (Data obrashcheniya: 24.08.2022) (In Russian).

9. Prohoda V.A. Predstavleniya studentov i prepodavatelej vuza ob ideal'nom pedagoge [Ideas of students and teachers of the university about the ideal teacher] // Social'nye yavleniya — zhurnal mezh-dunarodnyh issledovanij. 2015. № 1(3). S. 105-111. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.