Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL INTERACTION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гужва Ирина Вячеславовна, Побокин Павел Анатольевич

В статье представлено эмпирическое исследование образа преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса. Обосновывается актуальность исследования особенностей восприятия преподавателя студентами. Проведен широкий обзор литературных источников, в которых отражена данная проблематика. Целью настоящего исследования является обобщение некоторых результатов изучения социально-педагогической перцепции как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса. Раскрываются особенности социальной перцепции и ее воздействия на эффективность взаимодействия между студентом и преподавателем в учебной деятельности. Выявлены наиболее значимые для студентов качества преподавателя как при начальном этапе общения с ним, так и в процессе дальнейшего взаимодействия. Наиболее значимыми для студентов являются такие педагогические качества, как способность к передаче знаний в интересной форме, профессионализм в работе, высокий интеллект, образованность и компетентность. Немаловажную роль респонденты отводят коммуникативным качествам педагога (например, умению преподавателя общаться и выстраивать доброжелательные отношения со студентами, основанные на принципах доверия и партнерства). Отмечено снижение традиционной роли преподавателя как транслятора знаний. Возрастает роль преподавателя как личности профессионала, которая помогает студенту выработать определенную систему ценностей и взглядов. Использование в исследовании факторного анализа позволило достоверно определить личностные и профессиональные качества преподавателя, значимые для студента, а также описать совокупность вероятных причинно-следственных связей между исходными переменными. Основные результаты исследования представлены в таблицах. Результаты исследования могут найти дальнейшее практическое применение в педагогике, в педагогической и социальной психологии, а также необходимы для педагогического совершенствования учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гужва Ирина Вячеславовна, Побокин Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE TEACHER IN THE REPRESENTATION OF MODERN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

This article presents an empirical study of the image of the teacher in the representation of modern students in the conditions of the educational process. The article substantiates the relevance of the study of the features of the teacher's perception by students. A wide review of the literature sources that reflect this issue is carried out. The purpose of this study is to generalize some of the results of the study of socio-pedagogical perception as an integral part of the educational process. The article reveals the features of social perception and its impact on the effectiveness of interaction between students and teachers in educational activities. The most significant qualities of the teacher for students are revealed both at the initial stage of communication with him, and in the process of further interaction. The most significant for students are such pedagogical qualities as the ability to transfer knowledge in an interesting way, professionalism in work, high intelligence, education and competence. Respondents assign an important role to the communicative qualities of the teacher (for example, the ability of the teacher to communicate and build friendly relations with students based on the principles of trust and partnership). The traditional role of the teacher as a translator of knowledge has been reduced. The role of the teacher as a professional person increases, which helps the student to develop a certain system of values and views. Use in the study of factor analysis allowed to reliably identify personal and professional qualities of the teacher relevant to the student, and describe the set of likely causal relationships between input variables. The main results of the study are presented in the tables. The results of the research can find further practical application in pedagogy, in pedagogical and social psychology, and are also necessary for the pedagogical improvement of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 159;378.180.6:15

И. В. Гужва https://orcid.org /0000-0003-4223-1520 П. А. Побокин https://orcid.org /0000-0002-7814-0463

Образ преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса

Для цитирования: Гужва И. В., Побокин П. А. Образ преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 139-145. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-139-145

В статье представлено эмпирическое исследование образа преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса. Обосновывается актуальность исследования особенностей восприятия преподавателя студентами. Проведен широкий обзор литературных источников, в которых отражена данная проблематика. Целью настоящего исследования является обобщение некоторых результатов изучения социально-педагогической перцепции как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса. Раскрываются особенности социальной перцепции и ее воздействия на эффективность взаимодействия между студентом и преподавателем в учебной деятельности. Выявлены наиболее значимые для студентов качества преподавателя как при начальном этапе общения с ним, так и в процессе дальнейшего взаимодействия. Наиболее значимыми для студентов являются такие педагогические качества, как способность к передаче знаний в интересной форме, профессионализм в работе, высокий интеллект, образованность и компетентность.

Немаловажную роль респонденты отводят коммуникативным качествам педагога (например, умению преподавателя общаться и выстраивать доброжелательные отношения со студентами, основанные на принципах доверия и партнерства). Отмечено снижение традиционной роли преподавателя как транслятора знаний. Возрастает роль преподавателя как личности профессионала, которая помогает студенту выработать определенную систему ценностей и взглядов. Использование в исследовании факторного анализа позволило достоверно определить личностные и профессиональные качества преподавателя, значимые для студента, а также описать совокупность вероятных причинно-следственных связей между исходными переменными. Основные результаты исследования представлены в таблицах. Результаты исследования могут найти дальнейшее практическое применение в педагогике, в педагогической и социальной психологии, а также необходимы для педагогического совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: высшее образование; учебно-воспитательный процесс; педагогическая интеракция; учебная деятельность; социально-педагогическая перцепция.

I. V. Guzhva, P. A. Pobokin

The image of the teacher in the representation of modern students in the conditions of the educational process

This article presents an empirical study of the image of the teacher in the representation of modern students in the conditions of the educational process. The article substantiates the relevance of the study of the features of the teacher's perception by students. A wide review of the literature sources that reflect this issue is carried out. The purpose of this study is to generalize some of the results of the study of socio-pedagogical perception as an integral part of the educational process. The article reveals the features of social perception and its impact on the effectiveness of interaction between students and teachers in educational activities. The most significant qualities of the teacher for students are revealed both at the initial stage of communication with him, and in the process of further interaction. The most significant for students are such pedagogical qualities as the ability to transfer knowledge in an interesting way, professionalism in work, high intelligence, education and competence. Respondents assign an important role to the communicative qualities of the teacher (for example, the ability of the teacher to communicate and build friendly relations with students based on the principles of trust and partnership). The traditional role of the teacher as a translator of knowledge has been reduced. The role of the teacher as a professional person increases, which helps the student to develop a certain system of values and views. Use in the study of factor analysis allowed to reliably identify personal and professional qualities of the teacher relevant to the student, and describe the set of likely causal relationships between input variables. The main results of the study are presented in the tables. The results of the research can find further practical ap-

© Гужва И. В., Побокин П. А., 2020

plication in pedagogy, in pedagogical and social psychology, and are also necessary for the pedagogical improvement of the educational process.

Keywords: higher education; educational process; pedagogical interaction; educational activities; social and pedagogical perception.

Введение

Изучение особенностей перцепции педагога студентами до сих пор является актуальной и важной задачей. Не вызывает сомнения, что на степень заинтересованности студентов изучаемой дисциплиной влияет образ преподавателя, формирующийся у студентов. Поэтому, от того, насколько адекватен ситуации преподаватель и насколько точно воспринимают его студенты, во многом зависит успешность всего учебно-воспитательного процесса.

Преподаватели вуза выступают инициаторами и руководителями процесса общения. Сутю данного процесса заключается в системе, приемах и навыках взаимодействия педагога и студенческого коллектива, а содержание определяют обмен информацией, учебные и воспитательные воздействия, организация сотрудничества педагога с обучаемым.

Чтобы выстроить профессионально-педагогическое общение со студентами, преподавателям необходимо знать его процессуально-содержательные характеристики. Поэтому организация педагогической интеракции является важной задачей, встающей перед преподавателем вуза, и необходимо так построить общение со студентами, чтобы данный процесс был продуктивным и содержательным.

Стоит отметить, что образ преподавателя является ключевым фактором, в целом влияющим на отношение к учебной деятельности, поэтому нам представляется обоснованным рассмотрение образа преподавателя в сознании студентов.

Личностные качества преподавателя как ключевой фактор, влияющий на успешность учебно-воспитательного процесса, всегда вызывали огромный интерес у представителей психологии и педагогики. Исходя из этого, важно рассмотреть личность преподавателя как субъекта педагогического общения; выявить основные особенности личности современного педагога, которые способствуют или, наоборот, препятствуют установлению оптимальных взаимоотношений со студентами.

Обзор литературы

Образ преподавателя, являясь компонентом социально-педагогической перцепции, во многом обеспечивает целостность учебно-

воспитательного процесса, предопределяя его эффективность [Акопов, 2000; Зимняя 2002; Кондратьев, 2004; Маркова, 1993; Митина, 1998; Реан, 2004; Сонин 2010, Хамчук, 2015]. Образ преподавателя, постепенно складывающийся у студентов, - важный «регулятор профессионального общения» [Гайворонская, 2016; Есипова, 2015; Лукашенко, 2019; Романов, 2015; Романов, 2016; Суржин, 2016]. В связи с этим анализ проблемы процесса восприятия педагога студентами - важная часть экспериментальных исследований педагогической психологии.

Первый непосредственный контакт играет важную роль в формировании студентами мнений о преподавателе. Исследованию данной проблемы уделяли внимание, например, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [Дьяченко, 2006].

Мы согласны с мнением Н. Н. Богомоловой, которая утверждает, что динамика восприятия в представлениях студентов выражается в том, что стремление к крайним положительным оценкам преподавателя уменьшается при более продолжительном опыте общения в ходе учебной деятельности [Богомолова, 2010].

Исследователи М. И. Дьяченко,

Л. А. Кандыбович в своей работе выделили основные признаки, по которым можно судить о первом впечатлении о преподавателе у студентов:

— внешние данные педагога - 37,2 %;

— специфика первой лекции (экспрессия речи, умение излагать материал) - 34 %;

— отношение к студентам - 17 %;

— эрудиция, интеллект, читает ли по конспекту - 2,5 % [Дьяченко, 2006].

Таким образом, преподаватель может рассматриваться в двух аспектах: как объект непосредственного общения и как субъект познания.

Именно на первой лекции возникает первый непосредственный контакт преподавателя со студентами. По этой причине Н. Н. Богомолова рассматривает слушание студентами лекции «как колоссальный опыт общения» студента и преподавателя, позволяющего сформировать студентам образ о преподавателе [Богомолова, 2010].

Мы придерживаемся взглядов исследователя Н. Л. Шлыковой, соглано которым первое впечатление - это сложный психологический феномен. По ее мнению, первый контакт становится

основой для формирования первого впечатления, в большинстве случаев имеет не отвлекающий характер отношений между субъектами взаимодействия [Шлыкова, 1997]. Данное проявление психологи называют социальным импринтингом.

В то же время проведенный нами обзор психологической литературы свидетельствует об недостаточности эмпирических данных о современном реальном состоянии перцептивной составляющей процесса взаимодействия педагога и студента. В связи с этим любое эмпирическое исследование с постоянно меняющимися общественными реалиями будет считаться важным и актуальным.

Цель настоящего исследования - обобщение некоторых результатов изучения социально-педагогической перцепции как неотъемлемой части учебно-образовательного процесса.

Объект исследования - социально-педагогическая перцепция.

Предмет исследования - образ преподавателя в представлении современных студентов.

Для достижения поставленной цели в исследовании применялись следующие методы:

1. Метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностические методы.

- Специально разработанный для студентов авторский опросник «Преподаватель глазами студентов», направленный на определение наиболее важных профессионально-личностных качеств преподавателя. Данная методика позволила получить социальный стереотип преподавателя вуза.

— Методика «Незаконченные предложения». Студентам необходимо было вспомнить их первую встречу с преподавателем, оценить впечатление от данной встречи.

3. Метод контент-анализа.

4. Методы математической статистики: факторный анализ (Varimax) (SPSS Statistics 22).

База исследования - ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет».

Выборку исследования составили 210 студентов в возрасте от 17 до 22 лет.

Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2. Рассмотрим основные результаты, полученные нами после проведения опроса «Преподаватель глазами студентов». Профессионально значимые качества преподавателя были разделены

нами на две группы: «Преподаватель как личность» и «Преподаватель как профессионал». В первую группу вошли качества, отражающие отношения преподавателя к различным сторонам окружающей действительности и другим людям. Вторую группу составили качества, характеризующие профессионализм преподавателя, его умение качественно организовывать учебно-воспитательный процесс и эффективное взаимодействие со студентами.

Таблица 1

Преподаватель как личность

Таблица 2

Преподаватель как профессионал

Ранг Качества Среднее арифметическое

1 Интересная форма подачи информации 4,21

2 Профессионализм 4,11

3 Интеллект, образованность 3,97

4 Компетентность 3,86

5 Справедливость 3,65

6 Организаторские способности 3,49

7 Логичность мышления 3,37

8 Педагогический такт 3,32

9 Общая культура 3,27

10 Умение отстаивать интересы студентов 3,14

11 Социальная зрелость 2,98

12 Требовательность 2,87

13 Внешний вид / внешняя привлекательность 2,54

14 Известность в научных кругах 2,12

Ранг Качества Среднее арифметическое

1 Вежливость 4,11

2 Коммуникабельность 4,10

3 Ответственность 3,75

4 Доброжелательность 3,70

5 Готовность к компромиссам 3,63

6 Отзывчивость 3,52

7 Постоянное стремление личностного роста 3,37

8 Креативность 3,22

9 Наличие чувства юмора 3,12

10 Дисциплинированность 2,98

11 Доброта 2,92

12 Бескорыстие 2,87

13 Доверие к людям 2,83

14 Эмоциональность 2,80

15 Умение устанавливать связи с нужными людьми 2,72

16 Забота 2,70

17 Эмоциональность 2,64

18 Внешний вид / внешняя привлекательность 2,54

19 Принципиальность 2,22

Как видно из таблиц, наиболее значимыми качествами при оценке студентами преподавателя как личности являются «вежливость», «коммуникабельность», «ответственность», «готовность к компромиссам», «отзывчивость». Среди профессиональных качеств наиболее важными оказались «интересная форма подачи информации», «профессионализм», «интеллектуальные способности», «компетентность», «справедливость».

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что для современных студентов преподаватель - это прежде всего грамотный, компетентный специалист, хорошо знающий свой предмет, способный заинтересовать и вовлечь в образовательный процесс, доступно передать знания, демонстрируя такие важные коммуникативные качества, как доброжелательность, открытость, эмпатичность, способность выслушать и понять другого.

Похожие результаты получены и в результате применения методики «Незаконченные предложения». То, что произвело впечатление на студентов при первой встречи, также касается кругозора, эрудиции и компетентности преподавателя (27 %), умения вызвать интерес к преподаваемой дисциплине (35 %) и доступно изложить материал (33 %).

Приведем некоторые высказывания студентов:

Первая встреча с преподавателем мне запомнилась, потому что...

— «преподаватель поразил кругозором и глубиной знаний»;

— «при объяснении нового материала опирался на примеры из жизни»;

— «был профессионалом своего дела»;

— «очень любит свою дисциплину и трепетно к ней относится».

Наряду с этим, студенты большое значение придают таким нравственным качествам преподавателя, как справедливость, добросовестность, добродушие (51 %).

Первая встреча с преподавателем мне запомнилась, потому что...

— «был доброжелателен, часто улыбался»;

— «с первого занятия был уважителен, прислушивался к мнению каждого из нас»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «показал себя дружелюбным, добрым и справедливым».

Также наше исследование показало, что студенты в лице преподавателя хотят видеть не только «поставщика» и «транслятора» знаний. Современный преподаватель в восприятии сту-

дентов - это старший друг, товарищ и наставник. В связи с этим большое значение приобретают качества и умения, характеризующие педагога как хорошего и эффективного коммуникатора, умеющего выстроить доброжелательные отношения со студентами, основанные на принципах уважения, интереса и доверия. 43 % студентов отметили, что именно эти характеристики стали для них главными в оценке преподавателя при первом контакте.

Первая встреча с преподавателем мне запомнилась, потому что...

— «преподаватель вел себя как товарищ»;

— «преподаватель сразу произвел впечатление открытого и общительного человека»;

— «с первого занятия включил нас в свободное и непринужденное общение и предоставил возможность выразить свою точку зрения»;

— «среди его качеств - доброта, вежливость, улыбчивость»;

— «благодаря доброте и отзывчивости этого преподавателя мы быстро адаптировались к условиям вуза»;

В свою очередь, такие традиционные для педагогического общения характеристики, как дисциплинированность и требовательность, студенты оценили как менее значимые.

Важную рольпри первом контакте с преподавателем, по мнению студентов, играет наличие у него чувства юмора (27 %).

Первая встреча с преподавателем мне запомнилась, потому что...

— «педагог вел себя как "клоун", пытался нас развеселить»;

— «очень много шутил»;

— «рассказывал много интересных и веселых примеров из жизни»;

— «часто рассказывал анекдоты».

Наличие такого качества у преподавателя имеет большое значение при установлении доверительных и близких отношений со студентами, а это, в свою очередь, не последний фактор в совместной деятельности обучающегося и педагога.

Как показало наше исследование, на внешность преподавателя, обращают внимание немногие студенты (7 %), более того, по их мнению, данная характеристика не является профессионально значимой для современного педагога.

Если они и обращают внимание на внешность, то выделяют отдельные черты:

Первая встреча с преподавателем мне запомнилась, потому что...

— он «уверенно вел себя перед аудиторией»;

— «много жестикулировал»;

— «очень молодо выглядела»;

— «она была восхитительна».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что современные студенты высоко ценят профессионализм преподавателя, владение учебным материалом, а также коммуникативные качества, способствующие организации взаимоотношений со студентами на основе взаимного уважения и внимания к личности обучающегося.

На следующем этапе исследования все ответы респондентов были обработаны факторным анализом (метод вращения Уапшах). На основе схожести оценок респондентов были выделены основные категории, составляющие образ преподавателя в сознании студентов.

Фактор 1 (определяет 21,9 % дисперсии) задают пункты опросника, сгруппированные только на одном положительном полюсе (максимальный по модулю факторный вес со знаком минус = (-0.29) не является значимым.

Первый фактор образовали следующие качества преподавателя (указанные пункты соответствуют факторным нагрузкам):

Следовательно, первый фактор можно расценивать как «Личностные качества педагога, важные для студента».

Фактор 2 (определяет 11,6 % дисперсии) задают пункты опросника, сгруппированные только на одном полюсе (максимальный по модулю факторный вес со знаком минус = -0,23).

Второй фактор образовали следующие каче-

Значит, второй фактор можно расценивать как

«Профессиональные качества педагога, важные для студента».

Таким образом, факторный анализ позволил выявить у студентов наиболее важные характе-

ристики образа преподавателя: личностные и профессиональные качества педагога.

Заключение

Проведенное эмпирическое исследование показало, что образ преподавателя является ключевым фактором, влияющим на организацию и эффективность учебно-воспитательного процесса. Высокую значимость приобретают профессиональные качества, характеризующие преподавателя как компетентного педагога, способного грамотно и интересно преподнести учебный материал. Наряду с этим важное значение отводится личностным характеристикам, отражающим общечеловеческие и нравственные ценности педагога и описывающим его как доброго, уважительного и отзывчивого собеседника.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается трансформация перцептивного процесса в системе «преподаватель - студент». Традиционная роль преподавателя как источника знаний, включающая в себя такие профессиональные качества, как строгость, требовательность, принципиальность, постепенно теряет свою актуальность. На смену ей приходит новая роль - старшего друга, товарища.

Библиографический список

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. Москва : Флинта. 2000. 296 с.

2. Богомолова Н. Н., Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Аспект Пресс. 2010. 191 с.

3. Гайворонская Т. В. Имидж преподавателя вуза глазами студентов / Т. В. Гайворонская, Э. М. Шадрина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 25-28.

4. Гужва И. В. Преподаватель как объект социальной перцепции: к вопросу о восприятии преподавателя студентами при первой встрече // Социально-психологические проблемы ментально-сти/менталитета : материалы 12 международной научной конференции. Смоленск : СмолГУ, 2016. С. 74-79.

5. Гужва И. В. Психологические особенности восприятия студентами образа преподавателя в условиях современного вуза // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 4 (40). С. 107-118.

6. Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Минск : Харвест, 2006. 416 с.

7. Есипова А. А. Образ современного педагога высшей школы / А. А. Есипова, Б. Сатывалдиева // Педагогика высшей школы. 2015. № 3.1. С. 75-78.

доброта .83

доброжелательность .75

забота .65

коммуникабельность .62

креативность .61

доверие к людям .61

эмоциональность .57

готовность к компромиссам .57

ства преподавателя:

высокий интеллект, образованность .65

социальная зрелость .62

профессионализм .59

требовательность .58

8. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва : Логос. 2002. 384 с.

9. Комарова Т. К. Социально -перцептивный эталон преподавателя в контексте образовательного процесса / Т. К. Комарова, Е. И. Смоляр // Актуальные проблемы психологии личности и социального взаимодействия : сб. науч. ст. Гродно : ГрГУ 2015. С. 104-111.

10. Кондратьев С. В. Типологические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130-137.

11. Крушельницкая О. Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами / О. Б. Крушельницкая, А. С. Панасюк // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. С. 48-51.

12. Лукашенко М. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов / М. А. Лукашенко, А. А. Ожгихина // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 46-56.

13. Маркова А. К. Психология труда учителя : кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1993. 192 с.

14. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. Москва : Флинта. 1998. 200 с.

15. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А Ре-ан., Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Санкт-Петербург : Питер. 2004. 432 с.

16. Романов К. М. Психологическая культура личности. Москва : Когито-Центр, 2015. 314 с.

17. Романов Д. К. Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета / Д. К. Романов, Л. М. Даукша // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 2. С. 228-237.

18. Сонин В. А. Педагогическая деятельность как профессиональная реальность // Психология обучения. 2010. № 5. С. 8-21.

19. Суржин В. В. Психолого-педагогическое исследование особенностей имиджа педагога высшей школы // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психо лого-педагогической антропологии» : сборник научных статей / отв. ред. И. В. Егоров, Л. Б. Филонов. Санкт-Петербург : Изд-НИЦ АРТ, 2016. Вып. 3. С. 103-112.

20. Хамчук О. В. Структура имиджа преподавателя высшего учебного заведения в восприятии студентов // Актуальные проблемы психологии общения : сб. науч. ст. Гродно : ГрГУ. 2015. С. 25-31.

21. Шлыкова Н. Л. Особенности перцептивного процесса преподавателя вуза // VIII Бенардосовские чтения : тезисы. докл. междунар. научно-технич. кон-фер. Иваново, 1997. С. 371.

Reference list

1. Akopov G. V. Social'naja psihologija obrazovani-ja = Social psychology of education. Moskva : Flinta. 2000. 296 s.

2. Bogomolova N. N., Social'naja psihologija masso-voj kommunikacii = Social psychology of mass commu-

nication : ucheb. posobie dlja studentov vuzov. Moskva : Aspekt Press. 2010. 191 s.

3. Gajvoronskaja T. V Imidzh prepodavatelja vuza glazami studentov = Image of a university teacher through students' eyes / T. V. Gajvoronskaja, Je. M. Shadrina // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fun-damental'nyh issledovanij. 2016. № 4-1. S. 25-28.

4. Guzhva I. V. Prepodavatel' kak ob#ekt social'noj percepcii: k voprosu o vosprijatii prepodavatelja studentami pri pervoj vstreche = Teacher as an object of social perceptions: to the question of the perception of the teacher by students at the first meeting // Social'no-psihologicheskie problemy mental'nosti/mentaliteta : ma-terialy 12 mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Smolensk : SmolGU, 2016. S. 74-79.

5. Guzhva I. V Psihologicheskie osobennosti vospri-jatija studentami obraza prepodavatelja v uslovijah sov-remennogo vuza = Psychological features of students' perception of the teacher's image in the conditions of a modern university // Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2016. № 4 (40). S. 107-118.

6. D'jachenko M. I. Psihologija vysshej shkoly = Psychology of higher education / M. I. D'jachenko, L. A. Kandybovich, S. L. Kandybovich. Minsk : Harvest, 2006. 416 s.

7. Esipova A. A. Obraz sovremennogo pedagoga vysshej shkoly = Image of a modern teacher of higher education / A. A. Esipova, B. Satyvaldieva // Pedagogika vysshej shkoly. 2015. № 3.1. S. 75-78.

8. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology : uchebnik dlja vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moskva : Logos. 2002. 384 s.

9. Komarova T. K. Social'no-perceptivnyj jetalon prepodavatelja v kontekste obrazovatel'nogo processa = Socio-perceptual standard of the teacher in the context of the educational process / T. K. Komarova, E. I. Smoljar // Aktual'nye problemy psihologii lichnosti i social'nogo vzaimodejstvija : sb. nauch. st. Grodno : GrGU, 2015. S. 104-111.

10. Kondrat'ev S. V Tipologicheskie osobennosti pedagogicheskogo vzaimodejstvija = Typological features of pedagogical interaction // Voprosy psihologii. 2004. № 4. S. 130-137.

11. Krushel'nickaja O. B. Uslovija jeffektivnosti per-ceptivnogo obshhenija prepodavatelja so studentami = Conditions for the effectiveness of the teacher's perceptual communication with students / O. B. Krushel'nickaja, A. S. Panasjuk // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2003. № 3. S. 48-51.

12. Lukashenko M. A. Imidzh prepodavatelja vuza: mnenija i prioritety studentov = Image of a university teacher: opinions and priorities of students / M. A. Lukashenko, A. A. Ozhgihina // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2019. T. 28. № 1. S. 46-56.

13. Markova A. K. Psihologija truda uchitelja = Teacher's work psychology: kn. dlja uchitelja. Moskva : Prosveshhenie, 1993. 192 s.

14. Mitina L. M. Psihologija professional'nogo razvitija uchitelja = Psychology of teacher's professional development. Moskva : Flinta. 1998. 200 s.

15. Rean A. A. Psihologija i pedagogika = Psychology and pedagogy / A. A Rean., N. V Bordovskaja, S. I. Rozum. Sankt-Peterburg : Piter. 2004. 432 s.

16. Romanov K. M. Psihologicheskaja kul'tura lich-nosti = Psychological culture of personality. Moskva : Kogito-Centr, 2015. 314 s.

17. Romanov D. K. Psihologicheskie osobennosti vosprijatija i ponimanija prepodavatelej studentami uni-versiteta = Psychological features of teacher perception and understanding by university students / D. K. Romanov, L. M. Dauksha // Integracija obrazovani-ja. 2016. T. 20. № 2. S. 228-237.

18. Sonin V. A. Pedagogicheskaja dejatel'nost' kak professional'naja real'nost' = Teaching as a professional reality // Psihologija obuchenija. 2010. № 5. S. 8-21.

19. Surzhin V. V. Psihologo-pedagogicheskoe issle-dovanie osobennostej imidzha pedagoga vysshej shkoly =

Psychological and pedagogical study of the features of the image of a higher school teacher // Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii» : sbornik nauchnyh statej / otv. red. I. V Egorov, L. B. Filonov. Sankt-Peterburg : Izd-NIC ART, 2016. Vyp. 3. S. 103-112.

20. Hamchuk O. V. Struktura imidzha prepodavatelja vysshego uchebnogo zavedenija v vosprijatii studentov = The structure of the image of the higher educational institution teacher in the perception of students // Aktual'nye problemy psihologii obshhenija : sb. nauch. st. Grodno : GrGU. 2015. S. 25-31.

21. Shlykova N. L. Osobennosti perceptivnogo processa prepodavatelja vuza = Peculiarities of perceptual process of university teacher // VIII Benardosovskie cht-enija : tezisy. dokl. mezhdunar. nauchno-tehnich. konfer. Ivanovo, 1997. S. 371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.