Научная статья на тему 'ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МЧС'

ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / АКАДЕМИЯ МЧС / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Современное состояние образования и задачи развития высшей школы требуют наличие подготовленных высококвалифицированных научно-педагогических кадров, способных совершенствовать образовательный процесс и внедрять новые формы обучения. Актуальность исследования заключается в необходимости формирования у научно-педагогического состава ведомственного вуза МЧС портрета идеального преподавателя, профессионально-педагогические качества которого позволят обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности в области профилактики и тушения пожаров. Основной целью работы является выявление и формирование у научно-педагогического состава ведомственного вуза МЧС собственной оценки образа идеального преподавателя для совершенствования своих личностно-профессиональных качеств, методического и педагогического мастерства. В качестве методологической основы проведенного исследования применялся анализ литературных источников, методы экспертного опроса и статистической обработки полученных данных. Проведенные исследования позволили сформировать, систематизировать и получить портрет идеального преподавателя, который включал общеформальные, организационно-личностные, психолого-личностные и профессионально-личностные качества. Результатом исследования является сформированный портрет идеального преподавателя ведомственного вуза МЧС, который имеет возраст от 31 до 50 лет, большой стаж практической деятельности в профессиональной области и стаж педагогической работы от 8 до 20 лет. Идеальный преподаватель должен быть открытым и коммуникабельным, стремиться к взаимопониманию с обучаемыми, проявлять к ним и к своим коллегам уважительное отношение. Знание своего предмета, увлеченность им и обладание широким профессиональным кругозором в совокупности с эрудицией являются, по мнению научно-педагогического состава, наиболее важными профессионально-личностными качествами идеального преподавателя. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при формировании тематики учебных программ и материалов для повышения квалификации и переподготовки как преподавателей вузов МЧС, так и вузов других ведомств, а также для разработки модели профессиональных качеств преподавателя и требований к его аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAL PORTRAIT OF A TEACHER IN THE VIEW OF THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL COMMUNITY OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

The current state of education and the tasks of higher school development require the availability of trained highly qualified scientific and pedagogical personnel capable of improving the educational process and introducing new forms of education. The relevance of the research lies in the need to form a portrait of an ideal teacher among the scientific and pedagogical staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations, professional and pedagogical qualities will ensure the readiness of graduates for professional activities in the field of fire prevention and extinguishing. The goal of research is to identify and form the scientific and pedagogical staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations their own assessment of the image of an ideal teacher to improve their personal and professional qualities, methodological and pedagogical skills. The methodological basis of the study was the analysis of literary sources, methods of expert survey and statistical processing of the data obtained. The conducted research made it possible to form, systematize and obtain a portrait of an ideal teacher, which included general formal, organizational and personal, psychological and personal, and professional and personal qualities. The result of the study is a portrait of an ideal teacher of a departmental university of the Ministry of Emergency Situations, who has an age from 31 to 50 years, a long experience of practical activity in the professional field and experience of pedagogical work from 8 to 20 years. An ideal teacher should be open and sociable, strive for mutual understanding with students, and show them and their colleagues a respectful attitude. Knowledge of one's subject, passion for it and having a broad professional outlook in combination with erudition are, according to the scientific and pedagogical staff, the most important professional and personal qualities of an ideal teacher. The results of the conducted research can be useful in the formation of the subject of curricula and materials for advanced training and retraining of both teachers of universities of the Ministry of Emergency Situations and universities of other departments, as well as for the development of a model of professional qualities of a teacher and requirements for his certification.

Текст научной работы на тему «ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА МЧС»

ЧИППКРО

УДК 378.6+378.12

Идеальный портрет преподавателя в представлении научно-педагогического сообщества ведомственного вуза МЧС

В. В. Булгаков

https://orcid.org/0000-0002-6012-6137 vbulgakov@rambler.ru

Ideal portrait of a teacher in the view of the scientific and pedagogical community of a departmental university of the Ministry of Emergency Situations

V. V. Bulgakov

Аннотация

Современное состояние образования и задачи развития высшей школы требуют наличие подготовленных высококвалифицированных научно-педагогических кадров, способных совершенствовать образовательный процесс и внедрять новые формы обучения. Актуальность исследования заключается в необходимости формирования у научно-педагогического состава ведомственного вуза МЧС портрета идеального преподавателя, профессионально-педагогические качества которого позволят обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности в области профилактики и тушения пожаров. Основной целью работы является выявление и формирование у научно-педагогического состава ведомственного вуза МЧС собственной оценки образа идеального преподавателя для совершенствования своих личностно-профессиональных качеств, методического и педагогического мастерства. В качестве методологической основы проведенного исследования применялся анализ литературных источников, методы экспертного опроса и статистической обработки полученных данных. Проведенные исследования позволили сформировать, систематизировать и получить портрет идеального преподавателя, который включал общеформальные, организационно-личностные, психолого-личностные и профессионально-личностные качества. Результатом исследования является сформиро-

ванный портрет идеального преподавателя ведомственного вуза МЧС, который имеет возраст от 31 до 50 лет, большой стаж практической деятельности в профессиональной области и стаж педагогической работы от 8 до 20 лет. Идеальный преподаватель должен быть открытым и коммуникабельным, стремиться к взаимопониманию с обучаемыми, проявлять к ним и к своим коллегам уважительное отношение. Знание своего предмета, увлеченность им и обладание широким профессиональным кругозором в совокупности с эрудицией являются, по мнению научно-педагогического состава, наиболее важными профессионально-личностными качествами идеального преподавателя.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны при формировании тематики учебных программ и материалов для повышения квалификации и переподготовки как преподавателей вузов МЧС, так и вузов других ведомств, а также для разработки модели профессиональных качеств преподавателя и требований к его аттестации.

Abstract

The current state of education and the tasks of higher school development require the availability of trained highly qualified scientific and pedagogical personnel capable of improving the educational process and introducing new forms of education. The relevance of the research lies in the need to form a portrait of an ideal teacher among the sci-

^""•»ч. Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

entific and pedagogical staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations, professional and pedagogical qualities will ensure the readiness of graduates for professional activities in the field of fire prevention and extinguishing. The goal of research is to identify and form the scientific and pedagogical staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations their own assessment of the image of an ideal teacher to improve their personal and professional qualities, methodological and pedagogical skills. The methodological basis of the study was the analysis of literary sources, methods of expert survey and statistical processing of the data obtained. The conducted research made it possible to form, systematize and obtain a portrait of an ideal teacher, which included general formal, organizational and personal, psychological and personal, and professional and personal qualities. The result of the study is a portrait of an ideal teacher of a departmental university of the Ministry of Emergency Situations, who has an age from 31 to 50 years, a long experience of practical activity in the professional field and experience of pedagogical work from 8 to 20 years. An ideal teacher should be open and sociable, strive for mutual understanding with students, and show them and their colleagues a respectful attitude. Knowledge of one's subject, passion for it and having a broad professional outlook in combination with erudition are, according to the scientific and pedagogical staff, the most important professional and personal qualities of an ideal teacher. The results of the conducted research can be useful in the formation of the subject of curricula and materials for advanced training and retraining of both teachers of universities of the Ministry of Emergency Situations and universities of other departments, as well as for the development of a model of professional qualities of a teacher and requirements for his certification.

Ключевые слова: идеальный преподаватель, анкетный опрос, академия МЧС, непрерывное профессиональное образование.

Keywords: ideal teacher, questionnaire survey, Academy of the Ministry of Emergency Situations, continuing professional education.

Введение. Активное развитие общества, социальных и производственно-научных институтов в мире требует подпитки данных процес-

сов высококвалифицированными кадрами, формирование которых в подавляющем числе осуществляется в высшей школе. Современность и ориентированность высшей школы на изменяющиеся процессы и модернизацию общественного и экономического развития определяют, прежде всего, педагогические кадры, которые должны не только соответствовать современным требованиям развития общества, но и стремиться быть во главе общественных процессов, формировать новую повестку, задачи и направления развития. Несомненно, правильным является утверждение, что личность педагога и его компетенции являются стратегически значимым ресурсом для системы образования [1, с. 208]. Высокая ответственность за подготовку молодого поколения требует постоянного личного совершенствования педагогического состава и его стремления к идеально-оптимальному образу. Образ идеального преподавателя для разных образовательных организаций имеет определенные отличия, связанные со спецификой образовательного процесса и направлений подготовки, но в целом имеет общие черты, которые можно идентифицировать достаточно четко. На наш взгляд, наиболее точную характеристику идеальному преподавателю может дать, прежде всего, педагогическое сообщество, которое достаточно глубоко погружено в специфику образовательной деятельности.

В соответствии с ключевой ролью педагога в современном образовательном процессе и имеющихся проблем его подготовленности к преподавательской деятельности целью исследования является формирование на базе мнения научно-педагогического состава портрета идеального преподавателя, выявление наиболее важных общеформальных, организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных его качеств. Данное исследование является актуальным для ведомственных вузов МЧС, научно-педагогический состав которых осуществляет подготовку офицеров для Государственной противопожарной службы, задачами которой является обеспечение защиты населения и территорий от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, результаты исследования могут играть важное значение для развития системы

повышения квалификации и переподготовки научно-педагогического состава, например при разработке программ повышения квалификации и переподготовки, модели профессиональных качеств преподавателя и требований к его аттестации.

Обзор литературы. Для выявления перечня качеств идеального преподавателя в представлении различных субъектов образовательного процесса проведен анализ литературных источников, в которых раскрываются наиболее важные грани педагога и их идеально-оценочная характеристика. Например, в работах [1; 2; 3; 4] исследуется мнение научно-педагогического состава о качествах идеального преподавателя, в работах [5; 6; 7] представлены результаты исследования мнения обучаемых об образе идеального преподавателя, авторами работ [8; 9] проведено одновременное исследование и сопоставление мнения преподавателей и обучаемых об идеальном преподавателе.

В работе В. Ю. Шевелева [4, с. 178] проведено исследование различных точек зрения ученых и педагогов на становление учителя в системе образования в России во второй половине XIX века и формирование его идеального образа на основе сочетаний личностных и профессиональных качеств. В исследовании мнения научно-педагогического состава об идеальном преподавателе, выполненном в работе Г. З. Ефимовой [1, с. 202] представлены приоритетные личностные качества и социально-профессиональные компетенции присущие идеальному преподавателю, к которым отнесены, общая эрудированность, наличие узкоспециализированных и методологических навыков, мотивация к педагогической деятельности, а также навыки коммуникативного взаимодействия, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость. Мнение молодых преподавателей о профессионально-значимых качествах присущих идеальному преподавателю исследовано в работе Е. Г. Черниковой и С. В. Росляковой, которые пришли к выводу, что молодые преподаватели имеют достаточное представление о профессионально значимых качествах, адекватно, хотя и достаточно низко, оценивают собственные профессиональные знания, умения и личностные качества [3, с. 111].

В исследовании В. С. Алкубаевой [5, с. 6] на основании опроса студентов вузов г. Томска,

ЧИППКРО

выделены четыре основных качества современного преподавателя, к которым относятся умение доходчиво и интересно давать учебный материал, его заинтересованность в уровне знаний студентов, а также проявление требовательности на экзаменах и зачетах. По результатам исследования И. В. Шиндряевой [6, с. 195], проведенного со студентами четырех волгоградских вузов, выделены качества преподавателя, которые имеют первостепенное значение для обучаемых. В качестве основных профессиональных качеств респонденты отметили профессионализм, готовность к применению на занятиях педагогических инноваций, исследовательских методов и компьютерных технологий, способность преподавателя обосновывать материал примерами из практической деятельности, а также готовность признавать свои ошибки и учиться вместе со студентами.

В исследовании С. И. Денисенко [8, с. 67] измерение идеального образа преподавателя, выполненное студентами и научно-педагогическим составом, оценивается по двум параметрам, таким как педагогическое мастерство и педагогическая прогрессивность. Например, от идеального преподавателя студенты ожидают широкого внедрения различных методов обучения, особенно связанных с применением новых информационных технологий. У научно-педагогического состава образ идеального преподавателя ассоциируется с ясным и последовательным изложением учебного материала, умением наладить контакт с аудиторией и заинтересовать студентов своим предметом. Проведенный обзор и анализ литературных источников свидетельствует об актуальности исследования мнения, как научно-педагогического состава, так и обучаемых о качествах идеального преподавателя, которые могут отличаться или иметь характерные особенности в условиях различных образовательных учреждений.

Методология (материалы и методы). Поставленный исследовательский вопрос оценки образа идеального преподавателя в ведомственном вузе МЧС может быть разрешен посредством методов экспертного опроса и статистической обработки полученных результатов. В качестве респондентов, участвующих в опросе, принимали участие преподаватели Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС Рос-

сии (далее - академия) в количестве 96 человек, что составило 72% от всего научно-педагогического состава академии.

Для проведения анкетного опроса сформулированы вопросы, позволяющие получить социально-профессиональную характеристику экспертного сообщества, а также сформировать на базе его мнения образ идеального преподавателя, включающего общеформальные, организационно-личностные, психолого-личностные и профессионально-личностные качества.

Для анкетного опроса респондентов использовалась функция автоматизированного анкетирования программы FireTest [10], которая помимо выполнения учебных задач, связанных с организацией цифрового обучения, контроля и анализа уровня полученных теоретических знаний, предназначена для получения мнения зарегистрированных в программе пользователей по различным вопросам учебно-воспитательной, социально-бытовой и иной деятельности академии. Режим автоматизированного анкетирования включал анонимный формат, который позволил профессорско-преподавательскому составу, используя служебные или личные компьютеры, а также личные мобильные устройство, пройти анкетирование в течение суток в удобное время, тем самым повысив независимость и объективность полученных результатов исследования.

Результаты и их описание. Научно-педагогический состав академии, который участвовал в анкетном опросе, имеет средний возраст 31-40 лет, 75% из которых составляют мужчины. Средний стаж педагогической деятельности респондентов составляет 13-20 лет, а средний стаж практической деятельности -

60

4-7 лет. У 61% преподавателей имеется 1 диплом о высшем образовании, у 31% - 2 диплома, 8% преподавателей имеют 3 диплома. 59% респондентов имеют ученую степень кандидата и доктора наук, 33% - ученое звание. В среднем каждый преподаватель ведет 3 дисциплины, 3 раза проходил повышение квалификации за последние 5 лет, 43% проходили обучение в школе начинающего преподавателя, организованной в академии. У 37% преподавателей близкие родственники имеют отношение к преподавательской деятельности, а у 20% - проходят или проходили службу в пожарной охране.

Возраст преподавателя и педагогический стаж, в котором он может достигнуть максимального педагогического мастерства, являются субъективными параметрами, которые могут зависеть, в том числе, от возраста и педагогического стажа научно-педагогического состава, входящего в число респондентов. Вместе с тем данные параметры в оценке портрета идеального преподавателя являются довольно интересными для исследования.

Результаты оценки возраста идеального преподавателя респондентами, имеющими средний возраст 31-40 лет, представлен на рисунке 1. Подавляющее число респондентов (86%) видят идеального преподавателя в возрасте от 31 до 50 лет.

Результаты оценки педагогического стажа, который позволит достигнуть преподавателю максимального педагогического мастерства экспертным сообществом, имеющим в среднем педагогический стаж 13-20 лет, представлен на рисунке 2. Значительное число респондентов (64%) видят идеального преподавателя с педагогическим стажем от 8 до 20 лет.

40 20 0

45%

41%

2%

23-30 лет

9% 2% 1%

31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет

■ Возраст

61-70 лет

71-80 лет

Рис. 1. Мнение профессорско-преподавательского состава о возрасте преподавателя, в котором он может достигнуть максимального профессионального мастерства

50 30 10 -10

33%

12%

"0%

26% _

---

10% 7% 7%

1 -3 года

4-7 лет

8-12 лет

13-20 лет_?1-30 лет_31-45 т*т_45-6П лет

■Педагогический стаж

Рис. 2. Мнение профессорско-преподавательского состава о необходимом педагогическом стаже преподавателя, который позволит достигнуть максимального педагогического мастерства

50 40 30 20 10 0

37%

ОТО/ 28%

23%

10%

2%

Наличие ученой Наличие ученого Наличие профильного Наличие большого Наличие большого

степени звания образования по стажа педагогической стажа практической

преподаваемой деятельности деятельности в

дисциплине профессиональной

■ Обще-формальные качества обшсш

Рис. 3. Мнение профессорско-преподавательского состава о наиболее значимых общеформальных параметрах, характеризующих идеального преподавателя (выполнен выбор до трех наиболее значимых качеств из пяти представленных)

20 15 10 5

0

] 15%-17%-

____ _13%_13%_

= = = = =

Т6%

"17%

1 1

1

5% 4%

Пунктуальность и Откытость и Активность и

ответственность коммуникабельность инициативность

Дисциплинированность и собранность

Настойчивость

Лидерство

организаторских навыков

Стремление к взаимопониманию с обучаемыми

Организационно-личностные качества

Рис. 4. Мнение профессорско-преподавательского состава о наиболее значимых организационно-личностных качествах, присущих идеальному преподавателю (выполнен выбор до пяти наиболее значимых качеств из восьми представленных)

При оценке общеформальных параметров идеального преподавателя экспертное сообщество на первое место поставило наличие большого стажа практической деятельности в профессиональной области, а также отметило необходимость большого стажа педагогической деятельности и нали-

чие профильного образования по преподаваемой дисциплине (рис. 3). Организационно-личностные качества играют значимую роль в профессиональной деятельности преподавателя и включают личностные свойства, направленные на самоорганизацию личности преподавателя

25 20 15 10 5 0

Интеллигентность и порядочность Корректность и тактичность Доброжелательность Демонстрация личного примера

■ Психолого-личностные качества

19%

15% 16% _ 1

10% 11% 11% 11% 11%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5%

1 ■ ■ ■ 1 1

Рис. 5. Мнение профессорско-преподавательского состава о наиболее значимых психолого-личностных качествах, присущих идеальному преподавателю (выполнен выбор до пяти наиболее значимых качеств

из восьми представленных)

25 20 15 10 5 0

"2Т%~

Знание своего предмета и увлеченность им

47%

47%-

13%

10% 10% 10% 9%

3% -

Умение доходчивого изложения материала

Грамотное изложение мысли

Умение заинтерисовать аудиторию

Умение Чуткое Гибкость мышления Умение

мотивировать реагирование на и мобильность в активизировать

обучаемых поведение изложении аудиторию

аудитории и материала эмпатия

Профессионально-личностные качества

Рис. 6. Мнение профессорско-преподавательского состава о наиболее значимых профессионально-личностных качествах, присущих идеальному преподавателю (выполнен выбор до пяти наиболее значимых качеств из восьми представленных)

Рис. 7. Мнение профессорско-преподавательского состава о наиболее значимых профессионально-личностных качествах, присущих идеальному преподавателю (выполнен выбор до пяти наиболее значимых качеств из восьми представленных)

в условиях организации, реализации учебного процесса и формирования его содержания. При оценке организационно-личностных качеств идеального преподавателя экспертное сообщество на первое место поставило открытость и коммуникабельность и стремление к взаимопониманию с обучаемыми (рис. 4). Также профессорско-преподавательский состав высоко оценил наличие организаторских навыков, пунктуальность и ответственность. В оценке психолого-личностных качеств идеального преподавателя экспертное сообщество наибольший акцент сделало на уважительное отношение к коллегам и обучаемым, корректность и тактичность, а также на уверенность преподавателя в себе (рис. 5).

Знание своего предмета и увлеченность им, а также широкий профессиональный кругозор и эрудиция, по мнению экспертного сообщества, являются главными профессионально-личностными качествами идеального преподавателя, а умение доходчивого изложения материала, умение заинтересовать аудиторию и готовность к применению новых методик подготовки являются наиболее приоритетными качествами (рис. 6 и 7).

Обсуждение. Проведенное исследование позволило впервые получить портрет идеального преподавателя ведомственного вуза Государственной противопожарной службы МЧС России на основании мнения научно-педагогического состава, являющегося, по сути, экспертным сообществом в этой области. Анализ литературных источников в исследуемой области позволил сформировать теоретически значимые основные общеформальные, организационно-личностные, психолого-личностные и профессионально-личностные качества,

предложенные для оценки и ранжирования научно-педагогическому составу ведомственного вуза МЧС, участвующего в опросе.

Практическая значимость проведенного исследования заключается прежде всего в получении портрета идеального преподавателя, качества которого послужат ориентиром как для участников опроса, так и для научно-педагогического состава других ведомственных вузов МЧС России или вузов иных силовых ведомств.

Обобщая полученные результаты исследования можно сформулировать качества идеального преподавателя, который имеет возраст 31-50 лет

ЧИППКРО

и стаж педагогической деятельности от 8 до 20 лет, обладает большим стажем практической деятельности в профессиональной области, характеризуется открытостью и коммуникабельностью и стремится к взаимопониманию с обучаемыми, уважительно относится к коллегам и обучаемым, знает свой предмет и увлечен им, обладает широким профессиональным кругозором и эрудицией.

Заключение. Эффективность и качество образовательного процесса, реализуемого в высшей школе, формируют научно-педагогические кадры вуза. Высокий уровень подготовки и профессиональные качества преподавателя обеспечивают качество подготовки обучаемых. Готовность выпускников вузов МЧС к профессиональной деятельности играет важную роль в обеспечении пожарной безопасности страны. Представляет интерес мнение научно-педагогического состава ведомственного вуза МЧС о качествах идеального преподавателя. Результаты исследования могут быть полезны педагогам для анализа и формирования своего представления об образе идеального преподавателя и возможности сравнения своего мнения со взглядами других преподавателей. Полученные результаты могут использоваться для развития и управления качеством подготовки слушателей в системе дополнительного и непрерывного профессионального образования, например для разработки модели профессиональных качеств преподавателя и требований к его аттестации, для формирования учебных программ повышения квалификации и переподготовки, направленных на развитие готовности преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Ефимова, Г. З. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции / Г. З. Ефимова, А. Н. Сорокин, М. В. Грибовский. - Текст : непосредственный // Образование и наука. -2021. - Т. 23, № 1. - С. 202-230.

2. Белов, В. В. Психологический портрет идеального педагога по физической культуре и спорту / В. В. Белов, В. В. Фролов. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). -С.47-50.

3. Черникова, Е. Г. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) / Е. Г. Черникова, С. В. Рослякова. -Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С. 107-112.

4. Шевелев, В. Ю. Наследие отечественных педагогов конца XIX в. в становлении образа идеального учителя / В. Ю. Шевелев. - Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2017. - № 4. - С. 171-179.

5. Алкубаева, В. С. Качества и навыки, которыми должен обладать современный преподаватель, по мнению студентов / В. С. Алкубаева,

B. А. Алексеев, М. Артамбаев, А. Д. Барыше-ва. - Текст : непосредственный // Вестник современных исследований. - 2019. - № 6.3 (33). -

C. 5-6.

6. Шиндряева, И. В. Имидж-образующие характеристики преподавателя высшей школы в контексте образовательного взаимодействия: анализ результатов эмпирического исследования / И. В. Шиндряева, Т. В. Овсянникова, С. О. Шиндряев. - Текст : непосредственный // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 4 (21). - С. 195-203.

7. Ошкина, А. В. Образцовый преподаватель высшего учебного заведения глазами студентов / А. В. Ошкина. - Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 10-1 (49). -С.107-113.

8. Денисенко, С. И. Идеальный педагог: видение студентов и преподавателей / С. И. Денисенко. - Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2, № 4. - С. 67-69.

9. Татарина, Т. М. Портрет компетентного (идеального) преподавателя: точка зрения студентов и преподавателей (на материале языковой кафедры неязыкового вуза) / Т. М. Татарина. - Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. - 2020. - Т. 9, № 2 (31). -С.290-293.

10. Булгаков, В. В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий / В. В. Булгаков. - Текст : непосредственный // Открытое образование. - 2019. -Т. 23, № 5. - С. 44-53.

References:

1. Efimova, G. Z., Sorokin, A. N., Gribov-skij, M. V. Ideal teacher of higher education: personal qualities and social and professional competences [Ideal'nyj pedagog vysshej shkoly: lich-nostnye kachestva i social'no-professional'nye kompetencii], Education and Science, 2021, Vol. 23, No. 1, pp. 202-230.

2. Belov, V. V., Frolov, V. V. Psychological portrait of the ideal teacher in physical culture and sports [Psihologicheskij portret ideal'nogo peda-goga po fizicheskoj kul'ture i sportu], Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft, 2020, No. 8 (186), pp. 47-50.

3. Chernikova, E. G., Roslyakova, S. V. Professionally significant qualities through the eyes of young teachers (based on sociological research) [Professional'no znachimye kachestva glazami molodyh uchitelej (po materialam socio-logicheskogo issledovaniya)], Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016, No. 5, pp. 107-112.

4. Shevelev, V. Yu. The legacy of domestic teachers of the late XIX century. in the formation of the image of an ideal teacher [Nasledie otech-estvennyh pedagogov konca XIX v. v stanovlenii obraza ideal'nogo uchitelya], Bulletin of the Leningrad State University A. S. Pushkin, 2017, No. 4, pp.171-179.

5. Alkubaeva, V. S., Alekseev, V. A., Ar-tambaev M., Barysheva A. D. Qualities and skills that a modern teacher should have, according to students [Kachestva i navyki, kotorymi dolzhen obladat' sovremennyj prepodavatel', po mneniyu studentov], Bulletin of modern research, 2019, No. 6.3 (33), pp. 5-6.

6. Shindryaeva, I. V., Ovsyannikova, T. V., Shindryaev, S. O. Image-forming characteristics of a higher school teacher in the context of educational interaction: analysis of the results of empirical research [Imidzh-obrazuyushchie harakteristiki prepodavatelya vysshej shkoly v kontekste obra-zovatel'nogo vzaimodejstviya: analiz rezul'tatov empiricheskogo issledovaniya], CITISE, 2019, No. 4 (21), pp. 195-203.

7. Oshkina, A. V. An exemplary teacher of a higher educational institution through the eyes of students [Obrazcovyj prepodavatel' vysshego uchebnogo zavedeniya glazami studentov], International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2020, No. 10-1 (49), pp. 107-113.

8. Denisenko, S. I. Ideal teacher: the vision of students and teachers [Ideal'nyj pedagog: videnie studentov i prepodavatelej], Innovative science, 2017, Vol. 2, No. 4, pp. 67-69.

9. Tatarina, T. M. Portrait of a competent (ideal) teacher: the point of view of students and teachers (on the material of the language department of a non-linguistic university) [Portret kom-petentnogo (ideal'nogo) prepodavatelya: tochka zreniya studentov i prepodavatelej (na materiale

ЧИППКР0

yazykovoj kafedry neyazykovogo vuza)], Samara Scientific Bulletin, 2020, Vol. 9, No. 2 (31), pp.290-293.

10. Bulgakov, V. V. Improving the quality of theoretical training of cadets using information and communication technologies [Povyshenie kachestva teoreticheskoj podgotovki kursantov s pomoshch'yu informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij], Open education, 2019, Vol. 23, No. 5, pp. 44-53.

Образец для цитирования статьи:

Булгаков, В. В. Идеальный портрет преподавателя в представлении научно-педагогического сообщества ведомственного вуза МЧС / В. В. Булгаков. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 2 (51). - С. 71-79.

Example for article citation:

Bulgakov, V. V. Ideal portrait of a teacher in the view of the scientific and pedagogical community of a departmental university of the Ministry of Emergency Situations [Idealnyj portret prepodavatelya v predstavlenii nauchno-pedagogicheskogo soobshhestva vedomstvennogo vuza MChS], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 2 (51), pp. 71-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.