Научная статья на тему 'Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности'

Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведомственный вуз МЧС / научно-образовательная деятельность / социально-трудовая деятельность / анкетирование / departmental university of the Ministry of Emergency Situations / scientific and educational activity / social and labor activity / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владислав Васильевич Булгаков

Введение. Для эффективной организации образовательного процесса и его качественной реализации требуется постоянный мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам, связанным с условиями научно-образовательной и социально-трудовой деятельности. Исследование отношения профессорско-преподавательского состава к реализуемому образовательному процессу позволяет административно-управленческому персоналу вузов обоснованно принимать решения и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение условий профессионально-трудовой деятельности педагогов и условий обучения курсантов и студентов. Материалы и методы. Для решения поставленных задач, связанных с исследованием мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам научно-образовательной и социально-трудовой деятельности в ведомственных вузах МЧС, проведен обзор литературных источников и сформированы материалы для анкетного опроса, который реализован в онлайн-формате. Материалы анкетирования обрабатывались с помощью методов математической статистики. Полученные результаты представлены в визуализированном формате посредством таблиц и диаграмм для удобства их восприятия и интерпретации. В анкетировании приняли участие более 70% преподавателей Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Анкетный опрос включал четыре исследуемых области: оценку преподавателями распределения в бюджете рабочего времени основных направлений деятельности; представление профессионально значимых целей и оценку их приоритетности для преподавателей; представление организационных, психологических и профессиональных качеств педагога и оценку их значимости для преподавателей; представление мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства, и оценку их значимости для преподавателей. Результаты и обсуждение. В распределении бюджета рабочего времени педагогов наибольшую долю занимает организационно-методическая деятельность. Пятая часть бюджета рабочего времени приходится на контактную работу с обучающимися в форме консультаций и учебных занятий. Две трети преподавателей на подготовку к учебным занятиям затрачивают от 30 до 70% бюджета рабочего времени. Совершенствование учебно-методической работы относится к наиболее актуальным и приоритетным целям профессорско-преподавательского состава. Исследование организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных качеств, необходимых преподавателю, позволило сформировать его идеальный образ, который включает открытость и коммуникабельность, уважительное отношение к коллегам и обучающимся, знание своего предмета и увлеченность им. К наиболее востребованным мероприятиям, направленным на повышение педагогического мастерства, профессорско-преподавательским составом отнесены переподготовка и повышение квалификации. Выводы. Результаты анкетирования дают возможность оценить условия научно-образовательной и социально-трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС. Полученные данные и их анализ позволят повысить уровень образовательного процесса за счет разрабатываемых мероприятий, направленных на совершенствование организации и содержания учебного процесса, системы подбора научно-педагогических кадров и профессиональной подготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владислав Васильевич Булгаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the Opinion of the Teaching Staff of the University of the Ministry of Emergency Situations on Professional Activities

Introduction. For the effective organization of the educational process and its high-quality implementation, it is necessary to constantly monitor the opinion of the teaching staff on issues related to the conditions of scientific, educational and social and labor activities. The study of the attitude of the teaching staff to the implemented educational process enables the administrative and management staff of higher education institutions to make reasonable decisions and develop measures aimed at improving the conditions of professional and labor activity of teachers and the conditions for cadets’ and students’ training. Materials and Methods. To solve the tasks related to the study of the opinion of the teaching staff on the issues of scientific, educational and social and labor activities in the departmental universities of the Ministry of Emergency Situations, a review of literature sources was conducted and materials were filed for conducting a questionnaire survey, which is implemented in an online format. The survey materials were processed using the methods of mathematical statistics. The results obtained are presented in a visualized format by means of diagrams for the convenience of their perception and interpretation. More than 70% of the teachers of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia took part in the survey. The questionnaire included four research areas: teachers' assessment of the distribution of working hours in the budget of the main areas of activity; presentation of professionally significant goals and assessment of their priority for teachers; presentation of organizational, psychological and professional qualities of a teacher and assessment of their significance for teachers; presentation of activities aimed at improving pedagogical skills and assessment of their significance for teachers. Results and Discussion. In the distribution of the working time of teachers, the largest part is for organizational and methodological activities. The fifth part of the working time is spent on contact work with trainees, in the form of consultations and lessons. Two-thirds of teachers spend between 30% and 70% of their working time on preparation for the lessons. Improvement of educational and methodological work is one of the most relevant and priority goals of the teaching staff. The study of the necessary organizational-personal, psychological-personal and professional-personal qualities necessary for a teacher made it possible to form his ideal image, which includes openness and sociability, respect for the colleagues and students, knowledge of the subject and passion for it. The teaching staff identifies retraining and advanced training among the most popular activities aimed at improving pedagogical skills. Conclusions. The results of the survey enable the author to assess the conditions of scientific, educational and social and labor activity of the teaching staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations. The obtained data and its analysis will increase the level of the educational process due to the developed measures aimed at improving the organization and content of the educational process, the system of selection of scientific and pedagogical personnel and professional training of teachers.

Текст научной работы на тему «Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности»

Теория и методика профессионального образования

Theory and methods of professional education

Научно-практическая статья УДК 378 © В. В. Булгаков, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-87-94

5.8.7 Методология и технологии профессионального образования

Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности

Владислав Васильевич Булгаков \ кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника — начальник института профессиональной подготовки; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6012-6137 1 Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Иваново, 153040, пр. Строителей, 33, Россия

Реферат

Введение. Для эффективной организации образовательного процесса и его качественной реализации требуется постоянный мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам, связанным с условиями научно-образовательной и социально-трудовой деятельности. Исследование отношения профессорско-преподавательского состава к реализуемому образовательному процессу позволяет административно-управленческому персоналу вузов обоснованно принимать решения и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение условий профессионально-трудовой деятельности педагогов и условий обучения курсантов и студентов. Материалы и методы. Для решения поставленных задач, связанных с исследованием мнения профессорско-преподавательского состава по вопросам научно-образовательной и социально-трудовой деятельности в ведомственных вузах МЧС, проведен обзор литературных источников и сформированы материалы для анкетного опроса, который реализован в онлайн-формате. Материалы анкетирования обрабатывались с помощью методов математической статистики. Полученные результаты представлены в визуализированном формате посредством таблиц и диаграмм для удобства их восприятия и интерпретации. В анкетировании приняли участие более 70% преподавателей Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Анкетный опрос включал четыре исследуемых области: оценку преподавателями распределения в бюджете рабочего времени основных направлений деятельности; представление профессионально значимых целей и оценку их приоритетности для преподавателей; представление организационных, психологических и профессиональных качеств педагога и оценку их значимости для преподавателей; представление мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства, и оценку их значимости для преподавателей. Результаты и обсуждение. В распределении бюджета рабочего времени педагогов наибольшую долю занимает организационно-методическая деятельность. Пятая часть бюджета рабочего времени приходится на контактную работу с обучающимимися в форме консультаций и учебных занятий. Две трети преподавателей на подготовку к учебным занятиям затрачивают от 30 до 70% бюджета рабочего времени. Совершенствование учебно-методической работы относится к наиболее актуальным и приоритетным целям профессорско-преподавательского состава. Исследование организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных качеств, необходимых преподавателю, позволило сформировать его идеальный образ, который включает открытость и коммуникабельность, уважительное отношение к коллегам и обучающимся, знание своего предмета и увлеченность им. К наиболее востребованным мероприятиям, направленным на повышение педагогического мастерства, профессорско-преподавательским составом отнесены переподготовка и повышение квалификации. Выводы. Результаты анкетирования дают возможность оценить условия научно-образовательной и социально-трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС. Полученные данные и их анализ позволят повысить уровень образовательного процесса за счет разрабатываемых мероприятий, направленных на совершенствование организации и содержания учебного процесса, системы подбора научно-педагогических кадров и профессиональной подготовки преподавателей.

Ключевые слова: ведомственный вуз МЧС; научно-образовательная деятельность; социально-трудовая деятельность;

анкетирование

Для цитирования: Булгаков В. В. Исследование мнения профессорско-преподавательского состава вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 1(88). С. 87-94. https://orcid.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-87-94

Scientific and Practical Article

UDC 378 © V. V. Bulgakov, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-87-94

5.8.7 Меthodology and Technology of Professional Education

Research of the Opinion of the Teaching Staff of the University of the Ministry of Emergency Situations on Professional Activities

Vladislav V. Bulgakov Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor, Deputy-Chief, Chief of the Institute of Professional Training; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-6012-6137

1 the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 33 Stroiteley pr., Ivanovo, 153040, Russia Abstract

Introduction. For the effective organization of the educational process and its high-quality implementation, it is necessary to constantly monitor the opinion of the teaching staff on issues related to the conditions of scientific, educational and social and labor activities. The study of the attitude of the teaching staff to the implemented educational process enables the administrative and management staff of higher education institutions to make reasonable decisions and develop measures aimed at improving the conditions of professional and labor activity of teachers and the conditions for cadets' and students' training. Materials and Methods. To solve the tasks related to the study of the opinion of the teaching staff on the issues of scientific, educational and social and labor activities in the departmental universities of the Ministry of Emergency Situations, a review of literature sources was conducted and materials were filed for conducting a questionnaire survey, which is implemented in an online format. The survey materials were processed using the methods of mathematical statistics. The results obtained are presented in a visualized format by means of diagrams for the convenience of their perception and interpretation. More than 70% of the teachers of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia took part in the survey. The questionnaire included four research areas: teachers' assessment of the distribution of working hours in the budget of the main areas of activity; presentation of professionally significant goals and assessment of their priority for teachers; presentation of organizational, psychological and professional qualities of a teacher and assessment of their significance for teachers; presentation of activities aimed at improving pedagogical skills and assessment of their significance for teachers. Results and Discussion. In the distribution of the working time of teachers, the largest part is for organizational and methodological activities. The fifth part of the working time is spent on contact work with trainees, in the form of consultations and lessons. Two-thirds of teachers spend between 30% and 70% of their working time on preparation for the lessons. Improvement of educational and methodological work is one of the most relevant and priority goals of the teaching staff. The study of the necessary organizational-personal, psychological-personal and professional-personal qualities necessary for a teacher made it possible to form his ideal image, which includes openness and sociability, respect for the colleagues and students, knowledge of the subject and passion for it. The teaching staff identifies retraining and advanced training among the most popular activities aimed at improving pedagogical skills. Conclusions. The results of the survey enable the author to assess the conditions of scientific, educational and social and labor activity of the teaching staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations. The obtained data and its analysis will increase the level of the educational process due to the developed measures aimed at improving the organization and content of the educational process, the system of selection of scientific and pedagogical personnel and professional training of teachers.

Keywords: departmental university of the Ministry of Emergency Situations; scientific and educational activity;

social and labor activity; survey

Citation: Bulgakov V. V. Research of the Opinion of the Teaching Staff of the University of the Ministry of Emergency Situations on Professional Activities. Psychopedagology in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 1(88). Pp. 87-94 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-87-94

Основные положения

1. Анкетирование профессорско-преподавательского состава по вопросам образовательной деятельности играет важную роль для принятия административно-управленческим аппаратом обоснованных решений и разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности организации учебного процесса.

2. Определены следующие аспекты исследования: оценка преподавателями распределения в бюджете рабочего времени основных направлений деятельности; представление профессионально значимых целей и оценка их приоритетности для преподавателей; представление организационных, психологиче-

ских и профессиональных качеств педагога и оценка их значимости для преподавателей; представление мероприятий, нацеленных на совершенствование педагогического мастерства, и оценка их значимости для преподавателей.

3. В бюджете рабочего времени профессорско-преподавательского состава, включающего учебно-методическую и научно-исследовательскую, редакционно-издательскую и контактную работу с обучающимися, наибольшую долю составляет учебно-методическая и наименьшую — редакционно-издательская.

4. Наиболее значимыми профессиональными целями для профессорско-преподавательского состава

являются повышение уровня учебно-методической работы, создание и применение новых методик обучения, подготовка учебных пособий и учебников.

5. По мнению профессорско-преподавательского состава академии, к наиболее значимым организационно-личностным качествам педагога относятся открытость и стремление к взаимопониманию с обучающимися. Уважительное отношение к коллегам и обучающимся является наиболее ценным психолого-личностным качеством, а наиболее важным профессионально-личностным качеством преподавателя — знание своего предмета и увлеченность им.

6. Наиболее востребованными мероприятиями, направленными на совершенствование профессионального мастерства педагогов, по мнению профессорско-преподавательского состава академии, выступают переподготовка и повышение квалификации в области образовательной деятельности и консультирование у наиболее опытных педагогов.

7. Результаты анкетного опроса профессорско-преподавательского состава по вопросам образовательной деятельности представляются ценным ресурсом для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение уровня организации и содержания учебного процесса.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Профессия педагога предполагает выполнение широкого круга задач в области учебной, научной,

воспитательной и других видов деятельности, соотношение которых зависит от должности, занимаемой преподавателем. Как и любая профессия, предусматривающая социальную коммуникацию, профессия педагога является эмоционально затратной и часто может сопровождаться стрессовыми нагрузками. Широкий спектр выполняемых работ, требующих большого расхода эмоциональных и интеллектуальных ресурсов, обусловливает необходимость внимательного отношения административно-управленческого аппарата вуза к условиям научно-образовательной и социально-трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава. Следовательно, одной из основных задач для руководства вуза служит создание условий труда, в которых преподаватель может комфортно работать, погружаясь в сферу своей профессиональной деятельности без воздействия излишних административных и бюрократических процедур.

Для получения сведений об условиях педагогической работы требуется проводить мониторинг мнения профессорско-преподавательского состава по различным направлениям профессиональной деятельности и на его основе вносить изменения в образовательный процесс. Мнение профессорско-преподавательского состава является экспертным, опираясь на него, административно-управленческий персонал может

принимать обоснованные решения, направленные

на повышение уровня организации образовательного процесса и его содержания.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Для формирования актуального исследовательского материала, необходимого для проведения анкетирования профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС по вопросам профессиональной деятельности, проведен литературный обзор. В работах представлены результаты анкетирования различных субъектов образовательной деятельности по широкому кругу вопросов в области образовательной и научной деятельности [1-6]. Например, в исследовании С. Л. Ло-бачева рассматриваются результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава по вопросам оценки эффективности внедрения и реализации дистанционных образовательных технологий [4]. Данные анкетного опроса преподавателей о будущем дистанционного образования приведены в работе Д. М. Рогозина [5]. Анкетный опрос, проведенный И. Ф. Фильченковой [6], позволил оценить влияние инновационных проектов, связанных с модернизацией образовательного процесса, на инновационную продуктивность преподавателей. В работе Т. Е. Исаевой [3] интерпретируются результаты анкетирования преподавателей, посвященного основным причинам возникновения конфликтных ситуаций в среде научно-педагогического состава.

Со стороны исследователей уделяется особое внимание вопросам социальной защищенности, условиям труда и обучения в высших учебных заведениях [7-14]. Например, С. Н. Терещук, А. В. Романова [12] провели оценку условий труда преподавателей, включающую вопросы по режиму труда и отдыха и состоянию здоровья. Н. В. Калгановой [9] представлена фактическая оценка и удовлетворенность профессорско-преподавательским составом качеством своей трудовой жизни. М. В. Богуславским и др. [8] проанализировано отношение преподавателей к собственной профессиональной деятельности и возможностям карьерного роста и саморазвития. Признаки эмоционального выгорания у преподавателей и их отношение к возможным способам профилактики выявили Н. Н. Богдан, Е. А. Самсонова [7].

Значительное количество работ посвящено исследованию трудовой и учебной мотивации субъектов образовательного процесса, оценки ими своих профессионально-личностных и психолого-личностных качеств [15-20]. Например, трудовая мотивация профессорско-преподавательского состава исследуется Л. Ф. Красинской [16]. Психологические аспекты профессионального становления будущих педагогов высшей школы рассмотрены в работе О. А. Столярчук [18].

В системе образования ведомственных вузов силового блока также активно исследуется отношение педагогов и обучающихся к реализуемому образовательному процессу [21-26]. Например, с Ж. Ю. Дан-

ковой и др. [22] рассмотрены результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза МЧС, позволяющие выявить существующие трудности в организации и реализации образовательного процесса.

С учетом особенностей образовательного процесса в ведомственном вузе МЧС и проведенного обзора исследовательских работ, посвященных условиям научно-образовательной и социально-трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава, определены вопросы, которые требуют исследования. Представляет интерес информация о фактических затратах бюджета рабочего времени на выполнение основных направлений деятельности профессорско-преподавательским составом ведомственного вуза МЧС. Объектом исследования также являются приоритетные цели, которые ставят перед собой преподаватели, организационно-личностные, психолого-личностные и профессионально-личностные качества, которыми должен обладать современный педагог, мероприятия, направленные на совершенствование педагогического мастерства, и их значимость в системе педагогической подготовки.

Материалы и методы

Для решения исследовательских задач использовался эмпирический метод, реализуемый в форме анкетного опроса профессорско-преподавательского состава. С этой целью разработаны вопросы, позволяющие получить объективные результаты исследования. Анкетирование организовано в онлайн-формате с возможностью использования респондентами стационарных компьютеров и мобильных устройств.

Для обработки, систематизации и анализа полученных данных применялся метод математической статистики. Полученные результаты анкетного опроса визуализированы в форме круговой диаграммы и таблиц, выполнено их ранжирование.

Результаты и обсуждение

В исследовании принял участие профессорско-преподавательский состав Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (далее — академия). В качестве респондентов выступил 91 педагог, из них 75% мужчин и 25% женщин. Наибольшее количество преподавателей (67%) в возрасте от 31 до 50 лет. Сотрудники государственной противопожарной службы составили 72%, работники — гражданский персонал кафедр — 28%. Самой многочисленной группой (70%) явились респонденты со стажем педагогической деятельности от 8 до 30 лет. 81% респондентов обладают профильным высшим образованием, соответствующим тематике преподаваемых дисциплин. Из числа анкетируемых педагогов 59% имеют ученые степени и 33% — ученые звания, 8% получили 3 диплома о высшем образовании, 31% — 2 диплома и 61% — 1 диплом. В среднем на одного педагога приходится

преподавание трех дисциплин. Каждый преподаватель за последние 5 лет в среднем два раза проходил повышение квалификации.

К основным направлениям работы профессорско-преподавательского состава относятся учебная, методическая и научная деятельность. Распределение бюджета рабочего времени, необходимого для выполнения основных видов работ, представлено на рис. В бюджете рабочего времени педагогов наибольшую долю (58%) занимает организационно-методическая деятельность, которая включает подготовку учебно-методических материалов для проведения занятий, планирующей и отчетной документации. Непосредственная работа с обучающимися составляет 18%, она охватывает проведение учебных занятий и консультаций. Научно-исследовательской деятельности отдано 15%, под ней подразумевается непосредственное выполнение научно-исследовательских работ и отчетной документации, документации для получения патентов на полезную модель, подготовку тезисов и научных статей. На редакционно-издательскую деятельность (подготовка пособий и учебников) в бюджете рабочего времени педагогов отведено 9%.

□ Контактная работа с обучающимися

□ Учебно-методическая работа

□ Научно-исследовательская работа

□ Редакционно-издательская работа

Рис. Распределение бюджета рабочего времени профессорско-преподавательского состава по основным направлениям деятельности (Fig. Distribution of the working time of the teaching staff according to the main areas of activity)

Проведение учебных занятий является наиболее важным видом деятельности профессорско-преподавательского состава, качественная подготовка к которым позволяет повысить их эффективность и уровень знаний, умений и навыков обучающихся.

Величина бюджета рабочего времени, необходимая для подготовки к занятиям, имеет довольно широкий диапазон. Более 65% профессорско-преподавательского состава затрачивают на подготовку к учебным занятиям от 30 до 70% бюджета рабочего времени. У 20% преподавателей на подготовку к занятиям может уходить более 90% рабочего времени.

Учебно-научный потенциал вуза формируется за счет профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Наличие у педагогов приоритетных учебных, методических и научных целей и мотивация для их достижения играют важную роль в повышении качества образовательного процесса.

Актуальные цели и их приоритетность с точки зрения профессорско-преподавательского состава академии отражены в табл. 1.

Таблица 1. Актуальные цели профессорско-преподавательского состава и их приоритетность (Table 2. Teaching staff relevant goals and their priority)

Согласно полученным сведениям к наиболее актуальным и приоритетным целям профессорско-преподавательского состава относятся повышение уровня учебно-методической работы, создание и применение новых методик обучения, подготовка учебных пособий и учебников и повышение квалификации в определенной области. Следует отметить, что преподаватели академии в подавляющем большинстве не имеют цели сменить должность профессорско-преподавательского состава на другую.

Педагог должен соответствовать общеформальным критериям, предъявляемым к должности преподавателя, а также обладать определенным набором организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных качеств. Представляет интерес мнение профессорско-преподавательского состава о необходимых качествах преподавателя академии, позволяющих ему эффективно организовывать учебный процесс и формировать у обучающихся требующиеся компетенции в области профессиональной деятельности.

Перечень и значимость организационно-личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель, представлены в табл. 2.

Среди наиболее значимых организационно-личностных качеств, необходимых педагогу, преподаватели академии отмечают открытость и коммуникабельность, стремление к взаимопониманию с обучающимися, а также наличие организаторских навыков, пунктуальности и ответственности.

Таблица 2. Организационно-личностные качества педагога и их значимость (Table 2. Teacher's organizational-personal qualities and their significance)

Организационно-личностные качества Значимость, %

Открытость и коммуникабельность 17

Стремление к взаимопониманию с обучающимися 17

Наличие организаторских навыков 16

Пунктуальность и ответственность 15

Активность и инициативность 13

Дисциплинированность и собранность 13

Настойчивость 5

Лидерство 4

Перечень и значимость психолого-личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель, представлены в табл. 3.

Таблица 3. Психолого-личностные качества педагога и их значимость (Table 3. Teacher's psychological-personal qualities and their significance)

Психолого-личностные качества Значимость, %

Уважительное отношение к коллегам и обучающимся 19

Проявление корректности и тактичности 16

Уверенность в себе 15

Демонстрация поведения на личном примере 13

Доброжелательное отношение к коллегам и обучающимся 11

Проявление эмоциональной устойчивости и уравновешенности 11

Интеллигентность и порядочность 10

Критичность и принципиальность 5

По мнению профессорско-преподавательского состава академии, наиболее значимыми психолого-личностными качествами для преподавателя являются уважительное отношение к коллегам и обучающимся, корректность и тактичность, уверенность в себе.

Перечень и значимость профессионально-личностных качеств, которыми должен обладать преподаватель, представлены в табл. 4.

Профессионально-личностные качества преподавателя составляют самую многочисленную группу, из которой профессорско-преподавательским составом академии к наиболее значимым отнесены такие, как знание своего предмета и увлеченность им, наличие широкого профессионального кругозора и эрудиции. Кроме того, среди высоко значимых качеств отмечены умение заинтересовать аудиторию своим предметом и доходчивое изложение учебного материала, а также готовность педагога к применению новых методик обучения.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов может достигаться комплексом различных мероприятий. Сведения о мероприятиях, которые наиболее часто используются педагогами академии для повышения своего уровня учебной, методической и научной работы, отражены в табл. 5. Данные сведе-

Актуальные цели Приоритетность, %

Повысить уровень своей учебно-методической работы 17

Разработать и/или применить новые методики обучения 12

Подготовить учебное пособие или учебник 10

Пройти повышение квалификации в определенной области 10

Получить более высокую должность профессорско-преподавательского состава 10

Получить ученое звание доцента или профессора 9

Подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени 9

Повысить уровень заработной платы за счет выполнения договорных НИР и/или внебюджетной преподавательской деятельности 8

Занять первое или призовое место в конкурсе академии «Преподаватель года» 6

Занять первое или призовое место в конкурсе научных проектов академии 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получить патент на полезную модель 2

Сменить должность профессорско-преподавательского состава на другую в академии 1

Таблица 4. Профессионально-личностные качества педагога и их значимость (Table 4. Teacher's professional-personal qualities and their significance)

Профессионально-личностные качества Значимость, %

Знание своего предмета и увлеченность им 11

Широкий профессиональный кругозор и эрудиция 10

Умение доходчивого изложения материала 9

Умение заинтересовать аудиторию 8

Готовность к применению новых методик обучения 8

Объективность в оценивании обучающихся 7

Грамотное изложение мысли 7

Направленность на развитие личных профессиональных качеств 6

Умение мотивировать обучающихся 5

Готовность менять стиль своей работы с обучающимися 5

Гибкость мышления и мобильность в изложении материала 5

Умение активизировать аудиторию 5

Применение личностно-ориентированного подхода 4

Способность к анализу и рефлексии 4

Заинтересованность во мнении обучающихся и его учет в работе 4

Чуткое реагирование на поведение аудитории и эмпатия 2

ния могут использоваться для формирования дорожной карты профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава с учетом наиболее востребованных форм обучения и повышения педагогического мастерства.

К наиболее востребованным формам подготовки профессорско-преподавательского состава относятся переподготовка и повышение квалификации, консультирование у специалистов и наиболее опытных коллег, а также изучение специальной литературы и материалов, размещенных на профессиональных интернет-сайтах.

Выводы

Проведенное анкетирование позволило раскрыть позицию и взгляды профессорско-преподавательского

Таблица 5. Мероприятия по совершенствованию педагогического мастерства и их значимость в системе подготовки профессорско-преподавательского состава (Table 5. Measures to improve teaching skills and their significance in the system of teachers' training)

Мероприятия для повышения педагогического уровня Значимость, %

Переподготовка и повышение квалификации в области образовательной деятельности 20

Консультирование у специалистов и более опытных педагогов 18

Изучение специальной литературы и посещение профессиональных интернет-сайтов 16

Обсуждение результатов учебно-методической работы и обмен опытом на кафедрах 14

Стажировка в высших учебных заведениях и организациях 10

Общение в профессиональных сообществах, форумах, чатах 7

Обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре 6

Повышение педагогического мастерства в школе начинающего преподавателя 5

Участие в тренингах и семинарах, посещение мастер-классов 4

состава академии по широкому кругу вопросов образовательной деятельности. Получены сведения о фактическом распределении бюджета рабочего времени, об актуальных целях, стоящих перед профессорско-преподавательским составом академии, организационно-личностных, психолого-личностных и профессионально-личностных качествах, которыми должен обладать педагог, о мероприятиях по совершенствованию педагогического мастерства и их значимости в системе подготовки преподавателей.

Перспективы. Полученные результаты исследования позволят руководству академии разработать перечень мероприятий, направленных на совершенствование организации образовательного процесса, системы подбора научно-педагогических кадров и профессиональной подготовки педагогов.

Список источников

1. Волченкова К. Н. Анализ отношения преподавателей российского вуза к вынужденному дистанту // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12, № 4. С. 88-97. Ы1^:// doi.org/10.14529/ped200409.

2. Булгаков В. В. Факторы, снижающие эффективность преподавательской деятельности в ведомственном вузе МЧС // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3(35). С. 1-13. https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.7054.

3. Исаева Т. Е. Причины возникновения конфликтов среди преподавателей университета в процессе совместной научной работы // Наука, образование, общество. 2016. № 1(7). С. 55-63.

4. Лобачев С. Л. Подготовка преподавателей к использованию дистанционных образовательных технологий: анкетирование и статистика реального учебного процесса // Вестник Юридического института МИИТ. 2018. № 1(21). С. 29-37.

5. Рогозин Д. М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31-51. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-31-51.

6. Фильченкова И. Ф. Результаты вовлечения преподавателей в проект «модернизация образовательной деятельности — новые логистические решения» // Вестник Мининского университета. 2017. № 2(19). С. 7-15.

7. Богдан Н. Н., Самсонова Е. А. Эмоциональное выгорание у преподавателей вузов: способы выявления и предупреждения // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-2(96). С. 170-175. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.072.

8. Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Неборский Е. В., Санникова О. В. Отношение преподавателей к собственной профессиональной деятельности и возможностям карьерного роста и саморазвития в региональном университете // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 2(42). С. 28-37.

9. Калганова Н. В. Показатели качества трудовой жизни преподавателей транспортного вуза, их формирование и оценка // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2018. № 1(37). С. 91-104. https://doi.org/10.20291/2079-0392-2018-1-91-104.

10. Ливенцова Е. Ю., Обуховская В. Б., Фахретдинова А. П., Ларионова А. В., Малкова И. Ю. Организация и условия профессиональной деятельности преподавателя: сравнительный анализ опыта работы в российских и зарубежных университетах // Педагогика и просвещение. 2021. № 1. С. 36-49. https://doi.Org/10.7256/2454-0676.2021.1.34742.

11. Поначугин А. В. Мониторинг качества образования как важный фактор подготовки бакалавров в области прикладной информатики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1(30). С. 4-26. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-4.

12. Терещук С. Н., Романова А. В., Сибгатулина Ф. Р., Грунина И. В. Исследование субъективной оценки условий труда преподавателей, административных сотрудников и обучающихся методом анкетирования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 10(188). С. 509-515. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.10.509-515.

13. Malik N. A. A., Bjorkqvist K., Osterman K. Factors Associated with Occupational Stress among University Teachers in Pakistan and Finland. Journal of Educational, Health and Community Psychology. 2017. No. 6(2). Pp. 1. https://doi.org/10.12928/jehcp.v6i2.7047.

14. Romero Caraballo M. P. Working conditions and the meaning of the academic profession in Colombian university professors. Acta Colombiana de Psicología. 2019. No. 22(2). Pp. 280-291. https://doi.org/10.14718/acp.2019.22.2.13.

15. Зубарев В. Ф., Бондарев Г. А. Познай себя прежде, чем учить других! (опыт социологического исследования преподавателей высшей школы) // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 192-198.

16. Красинская Л. Ф. Трудовая мотивация преподавателей в условиях оптимизации системы высшего образования: результаты исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11, № 8. С. 112-114.

17. Никулина И. В., Санько А. М. Мотивация научно-исследовательской деятельности преподавателей университета // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 5. С. 27-32.

18. Столярчук О. А. Рефлексия преподавателями и студентами психологических особенностей профессионального становления будущего специалиста // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1, Педагогика. Психология. Филология. 2017. № 3(93). С. 74-78.

19. Kumar S. Empirical Analysis of Job Satisfaction in Relation to Motivation IOSR. Journal of Business and Management. 2016. No. 01(01). Pp. 105-114. https://doi.org/10.9790/487x-150100101105-114.

20. Abduhamidovich P. N., Hu J., Lou Q. Investigation into motivation and job satisfaction among teachers in the college education system. International Journal for Innovation Education and Research. 2019. No. 7(2). Pp. 192-200. https://doi.org/10.31686/ijier.vol 7.iss 2.1339.

21. Буряков С. К. Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 80-86. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-11012.

22. Данкова Ж. Ю., Завражнева М. В., Сарапкина Т. А. Реализация учебного процесса в академии гражданской защиты МЧС России: оценочное мнение профессорско-преподавательского состава вуза // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 2(20). С. 10-18.

23. Данкова Ж. Ю., Новинский С. В., Ножка С. М. Организационные трудности учебного процесса в академии гражданской защиты МЧС России // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 2(20). С. 9-17.

24. Зауторова Э. В. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ведомственного вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 73-77.

25. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Плюсы и минусы дистанционного обучения в условиях пандемии: мнение курсантов академии ФСИН России // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 154-157.

26. Красильникова А. А., Ряжапов Н. Х. Анализ качества образования и научной деятельности академии гражданской защиты МЧС России как основа формирования положительного имиджа // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 2(28). С. 170-178.

Поступила 23.09.2021; одобрена после рецензирования 30.10.2021; принята в печать 30.11.2021.

References

1. Volchenkova K. N. Analysis of the attitude of Russian university teachers to forced distance learning. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences. 2020. Vol. 12, No. 4. Pp. 88-97. https://doi.org/10.14529/ped200409. (In Russ.)

2. Bulgakov V. V. Factors reducing the effectiveness of teaching in the departmental university of the Ministry of Emergency Situations. Life-long education: the 21st century. 2021. Vol. 3, No. 35. Pp. 1-13. https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.7054. (In Russ.)

3. Isaeva T. E. The reasons for the emergence of conflicts among university teachers in the process of joint scientific work. Science, Education, Society. 2016. No. 1(7). Pp. 55-63. (In Russ.)

4. Lobachev S. L. Preparing teachers for the use of distance educational technologies: questionnaires and statistics of the real educational process. Bulletin of the Law Institute of the Russian University of Transport. 2018. No. 1(21). Pp. 29-37. (In Russ.)

5. Rogozin D. M. Representations of university teachers about the future of distance education. Educational Studies. 2021. No. 1. Pp. 31-51. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-31-51. (In Russ.)

6. Filchenkova I. F. Results of teachers' involvement in the project «Modernization of educational activities — new logistics solutions». Bulletin of Minin University. 2017. No. 2(19). Pp. 7-15. (In Russ.)

7. Bogdan N. N., Samsonova E. A. Emotional burnout among university teachers: methods of revealing and prevention. International Research Journal. 2020. No. 6-2(96). Pp. 170-175. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.96.6.072. (In Russ.)

8. Boguslavsky M. V., Ladyzhets N. S., Neborsky E. V., Sannikova O. V. The attitude of teachers to their own professional activity and opportunities for career growth and self-development at a regional university. Humanities and Education. 2020. Vol. 11, No. 2(42). Pp. 28-37. (In Russ.)

9. Kalganova N. V. Indicators of the quality of working life of Transport University teachers, their formation and evaluation. Bulletin of the Ural State University of Railway Transport. 2018. No. 1(37). Pp. 91-104. https://doi.org/10.20291/2079-0392-2018-1-91-104. (In Russ.)

10. Liventsova E. Yu., Obukhovskaya V. B., Fakhretdinova A. P., Larionova A.V., Malkova I. Yu. Organization and conditions of professional activity of a teacher: a comparative analysis of work experience in Russian and foreign universities. Pedagogy and Education. 2021. No. 1. Pp. 36-49. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2021.L34742. (In Russ.)

11. Ponachugin A. V. Monitoring the quality of education as an important factor in the preparation of bachelors in the field of applied informatics. Bulletin of Minin University. 2020. Vol. 8, No. 1(30). Pp. 4-26. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-4. (In Russ.)

12. Tereshchuk S. N., Romanova A. V., Sibgatulina F. R., Grunina I. V. Investigation of the subjective assessment of the working conditions of teachers, administrative staff and students by the questionnaire method. Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. 2020. No. 10(188). Pp. 509-515. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.10.509-515. (In Russ.)

13. Malik N. A. A., Bjorkqvist K., Osterman K. Factors Associated with Occupational Stress among University Teachers in Pakistan and Finland. Journal of Educational, Health and Community Psychology. 2017. No. 6(2). Pp. 1. https://doi.org/10.12928/jehcp.v6i2.7047

14. Romero Caraballo M. P. Working conditions and the meaning of the academic profession in Colombian university professors. Acta Colombiana dePsicologia. 2019. No. 22(2). Pp. 280-291. https://doi.org/10.14718/acp.2019.22.2.13.

15. Zubarev V. F., Bondarev G. A. Get to Know yourself before you teach others! (experience of sociological research of higher school teachers). Modern Science-Intensive Technologies. 2018. No. 8. Pp. 192-198. (In Russ.)

16. Krasinskaya L. F. Labor motivation of teachers in the conditions of optimization of the higher education system: research results. Actual Problems of Humanities and Socio-Economic Sciences. 2017. Vol. 11, No. 8. Pp. 112-114. (In Russ.)

17. Nikulina I. V., Sanko A. M. Motivation of research activity of university teachers. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Medical and Biological Sciences. 2017. Vol. 19, No. 5. Pp. 27-32. (In Russ.)

18. Stolyarchuk O. A. Reflection by teachers and students of psychological features of professional formation of the future specialist. Bulletin of Belarusian State Pedagogical University. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology. 2017. No. 3 (93). Pp. 74-78. (In Russ.)

19. Kumar S. Empirical Analysis of Job Satisfaction in Relation to Motivation. IOSR Journal of Business and Management. 2016. No. 01(01). Pp. 105-114. https://doi.org/10.9790/487x-150100101105-114.

20. Abduhamidovich P. N., Hu J., Lou Q. Investigation into motivation and job satisfaction among teachers in the college education system. International Journal for Innovation Education and Research. 2019. No. 7(2). Pp. 192-200. https://doi.org/10.31686/ijier.vol7.iss2.1339.

21. Buryakov S. K. Pedagogical control of the educational process as a factor of optimization of professional training of specialists for law enforcement bodies. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No. 1(76). Pp. 80-86. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-11012. (In Russ.)

22. Dankova Zh. Yu., Zavrazhneva M. V., Sarapkina T. A. Implementation of the educational process in the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia: evaluation opinion of the university teaching staff. GosReg: state regulation of public relations. 2017. No. 2(20). Pp. 10-18. (In Russ.)

23. Dankova Zh. Yu., Novinsky S. V., Nozhka S. M. Organizational difficulties of the educational process in the Academy of Civil Protection ofthe Ministry of Emergency Situations of Russia. GosReg: state regulation of public relations. 2017. No. 2(20). Pp. 9-17. (In Russ.)

24. Zautorova E. V. Introduction of innovative technologies in the educational process of a departmental university. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No. 4(71). Pp. 73-77. (In Russ.)

25. Kirillova T. V., Kuznetsov M. I. Pros and cons of distance learning in the context of a pandemic: the opinion of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Pedagogical Issues. 2020. No. 6-1. Pp. 154-157. (In Russ.)

26. Krasilnikova A. A., Ryazhapov N. Kh. Analysis of the quality of education and scientific activity of the Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia as the basis for the formation of a positive image. GosReg: state regulation of public relations. 2019. No. 2(28). Pp. 170-178. (InRuss.)

Submitted: 23.09.2021; approved after reviewing: 30.10.2021; accepted for publication: 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.