Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА И ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА И ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / ведомственные вузы / курсанты / образовательный процесс / педагогическое мастерство / professional training / departmental universities / cadets / educational process / pedagogical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А М. Киселев

В статье говорится об особенностях процесса профессиональной подготовки в ходе образовательного процесса в специализированных образовательных организациях, подведомственных правоохранительным органам Российской Федерации, а так же раскрывается степень влияния личностных качеств и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава на уровень профессиональной подготовленности курсантов ведомственных вузов. Автор полагает, что затронутые в статье аспекты педагогического мастерства преподавателей, бесспорно, способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов, подведомственных отечественным правоохранительным структурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А М. Киселев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF A SPECIALIZED UNIVERSITY AND THE IMPACT OF PEDAGOGICAL SKILLS ON ITS IMPROVEMENT

The article describes the features of the professional training process in the course of the educational process in specialized educational organizations subordinate to the law enforcement agencies of the Russian Federation, as well as reveals the degree of influence of personal qualities and pedagogical skills of the teaching staff on the level of professional training of cadets of departmental universities. The author believes that the aspects of pedagogical skills of teachers discussed in the article undoubtedly contribute to improving the effectiveness of professional training of cadets (students) of higher education institutions under the jurisdiction of domestic law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА И ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА И ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

А.М. Киселев, д-р пед. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1053

Аннотация. В статье говорится об особенностях процесса профессиональной подготовки в ходе образовательного процесса в специализированных образовательных организациях, подведомственных правоохранительным органам Российской Федерации, а так же раскрывается степень влияния личностных качеств и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава на уровень профессиональной подготовленности курсантов ведомственных вузов. Автор полагает, что затронутые в статье аспекты педагогического мастерства преподавателей, бесспорно, способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов, подведомственных отечественным правоохранительным структурам.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, ведомственные вузы, курсанты, образовательный процесс, педагогическое мастерство.

Прежде чем приступить к анализу заявленной проблемы, необходимо определить само понятие профессиональной подготовки в учебной деятельности.

Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, "профессионализм есть хорошее владение своей профессией" [1], разнообразны определения самого понятия "профессия", характеризующие множеством ее признаков. В то же время собственно профессия может подразделяться на несколько отдельных специальностей, и получается, что большинство людей работает фактически не по "профессии", а по "специальности" [2]. Постоянно увеличивающаяся в количественном выражении специализация требует для выполнения новых трудовых функций более глубоких профессиональных знаний, что, в свою очередь, не только умножает число специальностей внутри профессии, но и вызывает появление новых профессий. При этом границы профессий и специальностей становятся расплывчатыми.

Некоторые ученые полагают, и не беспочвенно, что в настоящее время достаточно сложно определить истинное место ряда специальностей и должностей внутри профессии, поэтому вообще не уделяют внимания разграничению этих понятий.

Но случается и так, что родственность специальностей в рамках какой-либо профессии иногда бывает настолько условной, что один узкий специалист не в состоянии подменить на рабочем месте представителя другой смежной специальности. Объективно говоря, необходимо признать отсутствие каких-либо четких критериев для отличия профессии от специальности, поэтому зачастую два этих термина употребляются в качестве синонимов.

Учитывая выше сказанное, а так же задачи образовательного процесса, автором предлагается под профессиональной подготовкой курсантов понимать процесс усвоения обучаемыми профессионально-значимых теоретических знаний и практических навыков, отвечающих требованиям к персоналу правоохранительных органов в современных условиях их функционирования.

На эффективность данного процесса непосредственное влияние оказывает целенаправленная учебная деятельность, осуществляемая начальствующим и профессорско-преподавательским составом вуза. Ведущая роль обучения в профессиональной подготовке курсантов прослеживается как по его содержанию, так и по

методам его организации и итоговым результатам.

Изучение проблемы профессиональной подготовки курсантов специализированных вузов позволило автору вывить её основные компоненты и уточнить их сущностную характеристику.

1. Целевой компонент имеет тесное взаимодействие с реализацией цели профессиональной подготовки и выражается в отборе необходимой для этого учебной информации.

2. Содержательный компонент отражает ведомственную потребность в определенных специфических знаниях, навыках и качествах персонала правоохранительной системы государства.

3. Методический компонент определяет степень разработанности в вузе педагогической технологии по формированию у обучаемых профессиональных знаний, навыков и качеств.

4. Организационный компонент включает управление обучением, обеспечение оптимальных условий учебной деятельности курсантов, ее целенаправленную корректировку и контроль над ходом ее исполнения.

Общеизвестно, что специалисты правоохранительных органов должны обладать набором соответствующих качеств, таких, например, как эмоциональная устойчивость, избирательная память, внимательность и т.п. Формирование этих и подобных им качеств происходит в процессе изучения различных дисциплин, и поэтому профессиональная подготовка курсантов ведется с учетом взаимодополняющих межпредметных связей [3]. Кроме того, тесные межпредметные связи способствуют оптимизации в постановке целей и формулировке задач профессиональной подготовки курсантов.

Координация условий и требований к формированию профессионально-

значимых качеств у курсантов при изучении различных дисциплин, взаимное обогащение и проникновение учебного материала способствует пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, ее взаимосвязи с другими органами исполнительной власти. Именно на

это и направлен образовательный процесс ведомственных вузов правоохранительных органов Российской Федерации [4].

Автором было проанализировано влияние личностных качеств и уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава на профессиональную подготовку курсантов (слушателей), осуществляемую в ходе образовательного процесса в ведомственном вузе отечественной правоохранительной системы.

Проведённый анализ позволил выработать рекомендации для преподавателей по совершенствованию у обучаемых их специальных и организационно-управленческих знаний, умений и навыков:

1. В процессе профессиональной подготовки педагогу следует стремиться к всестороннему сотрудничеству с курсантами (слушателями). Практика показывает, что сила преподавателя, который тесно сотрудничает с курсантами (слушателям) в том, что он активно привлекает каждого к овладению системой профессиональных знаний, умений и навыков, не навязывая их ему, а приглашая к совместному поиску, организуя изучение учебных вопросов в тесной связи с практической деятельностью персонала правоохранительных органов.

2. Более широко применять на практике такую организацию и методику проведения учебных занятий, при которых преподаватель имеет обратную связь с курсантами (слушателями), и может проверять, как учебная информация усвоена каждым обучаемым.

3. Совершенствовать работу по индивидуализации обучения. В ходе опроса более 50% респондентов-преподавателей отметили, что именно индивидуальная работа педагога с обучаемыми помогает лучше раскрыть способности и возможности отдельных курсантов (слушателей) по освоению профессионально-значимых знаний, умений, навыков и формированию необходимых качеств.

4. Стремиться к сочетанию педагогической и научно-исследовательской деятельности (НИД). Проведение НИД в интере-

сах повышения эффективности профессиональной подготовки, внедрение результатов исследований в учебный процесс образовательных учреждений и в практику органов и подразделений правоохранительной системы России, широкое привлечение к научно-исследовательской работе курсантов (слушателей) не только раскрывают творческие возможности самого преподавателя, но и позволяют ему активизировать научно-исследовательский потенциал обучаемых. А это, как указали в своих ответах 45% респондентов-курсантов и 30% респондентов-педагогов, важное условие совершенствования профессиональной подготовки обучаемых.

5. Развивать творческое начало в педагогической деятельности. В процессе исследования более 70% обучаемых отметили, что слабое влияние на формирование профессиональных знаний, умений, навы-

преподаватель, который повторяет на занятиях прописные истины, не вносит новизны в содержание и методику преподавания своей дисциплины, особенно в ходе практических занятий. Именно поиск собственного почерка, авторской методики в педагогической деятельности и определяет индивидуальность преподавателя [5].

Данные рекомендации, конечно же, не отражают всей глубины влияния личностных качеств профессорско-преподавательского состава на уровень профессиональной готовности обучаемых. Тем не менее, автор полагает, что затронутые в статье аспекты педагогического мастерства преподавателей, бесспорно, способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов, подведомственных отечественным правоохранительным структурам.

ков и качеств у обучаемых оказывает тот

Библиографический список

1. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - изд. 4-е, дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 626 с.

2. Туманов Г.А. Кадры в системе управления органов внутренних дел. - М., 1974. -С. 10-13.

3. Столяренко А.М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. - М., 1982.

4. Кугно Э.Э. Формирование личностной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях: дис. канд. пед. наук. - Улан-Уде, 2013. - 193 с.

5. Лазуткин А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1998. - С. 60-62.

PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF A SPECIALIZED UNIVERSITY AND THE IMPACT OF PEDAGOGICAL SKILLS ON ITS IMPROVEMENT

A.M. Kiselev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Academy of Law and Management the Federal Service of Execution of Punishments

(Russia, Ryazan)

Abstract. The article describes the features of the professional training process in the course of the educational process in specialized educational organizations subordinate to the law enforcement agencies of the Russian Federation, as well as reveals the degree of influence of personal qualities and pedagogical skills of the teaching staff on the level of professional training of cadets of departmental universities. The author believes that the aspects of pedagogical skills of teachers discussed in the article undoubtedly contribute to improving the effectiveness of professional training of cadets (students) of higher education institutions under the jurisdiction of domestic law enforcement agencies.

Keywords: professional training, departmental universities, cadets, educational process, pedagogical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.