Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ МЧС'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВУЗА МЧС / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

Введение. В образовательных учреждениях силовых ведомств наличие обратной связи с курсантами и понимание их отношения к учебно-воспитательному процессу актуально в связи с реализацией различных видов образовательной и служебно-профессиональной деятельности. Учебная, патриотическо-воспитательная, научно-исследовательская и служебно-профессиональная деятельность осуществляется непрерывно. Целью данной статьи является исследование в вузе МЧС отношения курсантов и преподавателей к учебно-воспитательному процессу и с учетом полученных сведений определение приоритетных направлений для повышения качества образовательного процесса и готовности выпускников к профессиональной деятельности. Представляет интерес, насколько адекватно профессорско-преподавательский состав ведомственного вуза МЧС оценивает отношение курсантов к различным видам учебных занятий и иным видам образовательной и служебно-профессиональной деятельности. Материалы и методы. Для решения поставленных исследовательских задач использовались методы анкетирования, опроса, беседы, которые позволяют за счет множественного выбора получить объективные результаты респондентов по вопросам, входящим в исследуемую область. Методика реализована посредством анкетного опроса в цифровом формате программы FireTest, позволяющей проводить автоматизированные опросы зарегистрированных лиц. Посредством статистических инструментов обработки данных полученные сведения прошли систематизацию, анализ и обобщение, на основании которых представлены достоверные результаты исследования и сделаны выводы. Результаты исследования. По результатам анкетного опроса выявлено, что отношение профессорско-преподавательского состава к образовательному процессу и отношение курсантов к различным видам учебных занятий и иным видам образовательной и служебно-профессиональной деятельности не всегда соответствуют друг другу. Отношение преподавателей к различным видам учебных занятий соответствует отношению курсантам к практическим занятиям, но отличается по отношению к лекциям, семинарам, самостоятельной работе. Полученные сравнительные результаты свидетельствуют в целом о положительной оценке как со стороны обучаемых, так и со стороны профессорско-преподавательского состава, практических занятий. Вместе с тем преподаватели недооценивают значимость лекций и самостоятельной работы, которые высоко оцениваются обучаемыми, и демонстрируют переоценку семинарских занятий и внеучебных мероприятий для обучаемых, у которых положительное восприятие этих видов занятий не так высоко. Реализация представленных мероприятий, которые преподаватели относят к приоритетным, позволяет повысить эффективность учебных занятий и сформировать положительное отношение курсантов к ним. Обсуждение и заключения. Результаты исследования в вузе МЧС позволили оценить степень процесса взаимопонимания между субъектами образовательного процесса и определить приоритетные направления повышения качества учебных занятий и формирования интереса к ним со стороны курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Владислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE ATTITUDE OF CADETS AND TEACHERS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Introduction. In educational institutions of law enforcement agencies, the presence of feedback from cadets and an understanding of their attitude to the educational process is relevant in connection with the implementation of various types of educational and service-professional activities. Educational, patriotic and educational, research and service and professional activities are carried out continuously. The purpose of this article is to study the attitude of cadets and teachers to the educational process at the University of the Ministry of Emergency Situations, and taking into account the information received, to determine priority areas for improving the quality of the educational process and the readiness of graduates for professional activity. It is of interest how adequately the teaching staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations assesses the attitude of cadets to various types of training sessions and other types of educational and service-professional activities. Materials and Methods. To achieve the goals of the research, the methods of interviewing, questionnaire survey, and conversation were used, which allow, through multiple choice, to obtain objective results from the respondents on the issues included in the study area. The methodology is implemented by means of a questionnaire survey in the digital format of the Fire Test program, which allows automated surveys of registered persons. With the help of statistical data processing tools, the information obtained has been systematized, analyzed and generalized, on the basis of which reliable research results are presented and conclusions are drawn. Results. According to the results of the questionnaire survey, it was revealed that the attitude of the teaching staff to the educational process and the attitudes of cadets to various types of training sessions and other types of educational and service-professional activities do not always correspond to each other. The attitude of teachers to various types of training corresponds to the attitude of cadets to practical classes, but differs in relation to lectures, seminars and independent work. The obtained comparative results indicate a generally positive assessment, both on the part of the trainees and on the part of the teaching staff, of practical classes. At the same time, teachers underestimate the importance of lectures and independent work, which are highly appreciated by students, and demonstrate a reassessment of seminars and extracurricular activities for students who have a positive perception of these types of classes is not so high. The implementation of the presented activities, which teachers consider to be a priority, allows to increase the effectiveness of training sessions and form a positive attitude of cadets to them. Discussion and Conclusions. The results of the study at the University of the Ministry of Emergency Situations made it possible to assess the degree of mutual understanding between the subjects of the educational process and to identify priority areas for improving the quality of training sessions and forming the cadets’ positive attitude to these courses.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ МЧС»

Статья/Article

УДК 378

Б01: 10.26795/2307-1281-2022-10-1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ МЧС

В. В. Булгаков1

1 Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы

МЧС России, Иваново, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В образовательных учреждениях силовых ведомств наличие обратной связи с курсантами и понимание их отношения к учебно-воспитательному процессу актуально в связи с реализацией различных видов образовательной и служебно-профессиональной деятельности. Учебная, патриотическо-воспитательная, научно-исследовательская и служебно-профессиональная деятельность осуществляется непрерывно. Целью данной статьи является исследование в вузе МЧС отношения курсантов и преподавателей к учебно-воспитательному процессу и с учетом полученных сведений определение приоритетных направлений для повышения качества образовательного процесса и готовности выпускников к профессиональной деятельности. Представляет интерес, насколько адекватно профессорско-преподавательский состав ведомственного вуза МЧС оценивает отношение курсантов к различным видам учебных занятий и иным видам образовательной и служебно-профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Для решения поставленных исследовательских задач использовались методы анкетирования, опроса, беседы, которые позволяют за счет множественного выбора получить объективные результаты респондентов по вопросам, входящим в исследуемую область. Методика реализована посредством анкетного опроса в цифровом формате программы FireTest, позволяющей проводить автоматизированные опросы зарегистрированных лиц. Посредством статистических инструментов обработки данных полученные сведения прошли систематизацию, анализ и обобщение, на основании которых представлены достоверные результаты исследования и сделаны выводы. Результаты исследования. По результатам анкетного опроса выявлено, что отношение профессорско-преподавательского состава к образовательному процессу и отношение курсантов к различным видам учебных занятий и иным видам образовательной и служебно-профессиональной деятельности не всегда соответствуют друг другу. Отношение преподавателей к различным видам учебных занятий соответствует отношению курсантам к практическим занятиям, но отличается по отношению к лекциям, семинарам, самостоятельной работе. Полученные сравнительные результаты свидетельствуют в целом о положительной оценке как со стороны обучаемых, так и со стороны профессорско-преподавательского состава, практических занятий. Вместе с тем преподаватели недооценивают значимость лекций и самостоятельной работы, которые высоко оцениваются обучаемыми, и демонстрируют переоценку семинарских занятий и внеучебных мероприятий для обучаемых, у которых положительное восприятие этих видов занятий не так высоко. Реализация представленных мероприятий, которые преподаватели относят к приоритетным,

позволяет повысить эффективность учебных занятий и сформировать положительное отношение курсантов к ним.

Обсуждение и заключения. Результаты исследования в вузе МЧС позволили оценить степень процесса взаимопонимания между субъектами образовательного процесса и определить приоритетные направления повышения качества учебных занятий и формирования интереса к ним со стороны курсантов.

Ключевые слова: курсанты вуза МЧС, профессорско-преподавательский состав, исследование отношения, образовательный процесс.

Для цитирования: Булгаков В.В. Исследование отношения курсантов и преподавателей к образовательному процессу в вузе МЧС // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С.1

THE STUDY OF THE ATTITUDE OF CADETS AND TEACHERS TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

V. V. Bulgakov1

1Ivanovo fire and rescue Academy Of the state fire service of the EMERCOM of Russia, Ivanovo,

Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. In educational institutions of law enforcement agencies, the presence of feedback from cadets and an understanding of their attitude to the educational process is relevant in connection with the implementation of various types of educational and service-professional activities. Educational, patriotic and educational, research and service and professional activities are carried out continuously. The purpose of this article is to study the attitude of cadets and teachers to the educational process at the University of the Ministry of Emergency Situations, and taking into account the information received, to determine priority areas for improving the quality of the educational process and the readiness of graduates for professional activity. It is of interest how adequately the teaching staff of the departmental university of the Ministry of Emergency Situations assesses the attitude of cadets to various types of training sessions and other types of educational and service-professional activities.

Materials and Methods. To achieve the goals of the research, the methods of interviewing, questionnaire survey, and conversation were used, which allow, through multiple choice, to obtain objective results from the respondents on the issues included in the study area. The methodology is implemented by means of a questionnaire survey in the digital format of the Fire Test program, which allows automated surveys of registered persons. With the help of statistical data processing tools, the information obtained has been systematized, analyzed and generalized, on the basis of which reliable research results are presented and conclusions are drawn.

Results. According to the results of the questionnaire survey, it was revealed that the attitude of the teaching staff to the educational process and the attitudes of cadets to various types of training sessions and other types of educational and service-professional activities do not always correspond

to each other. The attitude of teachers to various types of training corresponds to the attitude of cadets to practical classes, but differs in relation to lectures, seminars and independent work. The obtained comparative results indicate a generally positive assessment, both on the part of the trainees and on the part of the teaching staff, of practical classes. At the same time, teachers underestimate the importance of lectures and independent work, which are highly appreciated by students, and demonstrate a reassessment of seminars and extracurricular activities for students who have a positive perception of these types of classes is not so high. The implementation of the presented activities, which teachers consider to be a priority, allows to increase the effectiveness of training sessions and form a positive attitude of cadets to them.

Discussion and Conclusions. The results of the study at the University of the Ministry of Emergency Situations made it possible to assess the degree of mutual understanding between the subjects of the educational process and to identify priority areas for improving the quality of training sessions and forming the cadets' positive attitude to these courses.

Keywords: cadets of the University of the Ministry of Emergency Situations, teaching staff, attitude research, educational process.

For citation: Bulgakov V.V. The study of the attitude of cadets and teachers to the educational process at the University of the Ministry of Emergency Situations // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 1. P.1.

Введение

Исследование отношения к образовательному процессу обучаемых и профессорско-преподавательского состава позволяет выявить противоречия в процессе профессиональной подготовки. Мониторинг отношения обучаемых и профессорско-преподавательского состава к образовательному процессу и выявлению проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обучения, позволяет определить мероприятия, направленные на повышение эффективности образовательного процесса и качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В вузах МЧС России подготовка офицеров пожарной охраны включает различные виды образовательной деятельности, которые позволяют формировать у выпускников как профессиональные знания, умения и навыки, так и качества гражданина-патриота и высоконравственной личности. К видам образовательной деятельности, реализуемых в вузах МЧС, относятся учебная и научно-исследовательская, спортивная и служебно-профессиональная (несение службы в нарядах и выполнение профессиональных задач при ликвидации последствий реальных пожаров и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Целью работы является исследование отношения курсантов и преподавателей к различным видам образовательной деятельности для определения путей повышения эффективности профессиональной подготовки. Научная новизна исследования заключается в выявлении факторов, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в вузах МЧС; в определении основных видов образовательной деятельности, включающих учебно-воспитательную, научно-исследовательскую, служебно-профессиональную; в разработке методики оценки отношения преподавателей и курсантов к отдельным видам образовательной деятельности. Практическая значимость исследования

заключается в том, что практические рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса в вузах МЧС, для организации отдельных видов образовательной деятельности, для управления профессиональной подготовкой курсантов к будущей профессиональной деятельности, а также при совершенствовании организационной структуры вузов МЧС России.

Обзор литературы

Исследования отношения субъектов учебно-воспитательного процесса - обучаемых и преподавателей - к различным видам образовательной деятельности позволяют руководству вуза обоснованно и эффективно организовывать и реализовывать образовательный процесс. Исследование отношения обучаемых к различным видам образовательной деятельности имеет важное значение, в том числе для сравнения их позиции с мнением преподавателей и организации взаимопонимания между основными субъектами образовательного процесса. Для обеспечения качества подготовки обучаемых необходимо получать от них систематические сведения об условиях обучения и проблемах, с которыми они сталкиваются в высшей школе [21, с. 46]. Мониторинговые исследования отношения обучаемых по различным вопросам учебно-воспитательного процесса являются необходимым инструментом обратной связи и имеют важное значение для организации управления и функционирования вуза [23, с. 48]. Кроме того, для обучаемых важно наличие обратной связи, которая снимает барьер между ними и профессорско-преподавательским составом [33; 34].

Исследования отношения субъектов учебно-воспитательного процесса включают вопросы адаптации студентов 1 курса [14; 22], отношение как обучаемых [5; 13; 17; 19; 40], так и профессорско-преподавательского состава [9; 18] к условиям и качеству реализуемого образовательного процесса. Помимо исследования аудиторной образовательной деятельности, ученых интересует, например, отношение обучаемых к внеаудиторной самостоятельной работе [11; 24] и внеучебной деятельности [2; 30].

Исследователи часто обращаются к изучению самооценки обучаемых и преподавателей своей деятельности при взаимодействии как с образовательной средой [7; 10; 32; 35], так и при взаимодействии друг с другом [8; 12; 31]. Достаточно много внимания уделяется изучению отношения обучаемых к профессорско-преподавательскому составу [16; 20; 27], а также отношения преподавателей [28; 29].

Перечень исследуемых вопросов в зарубежной и отечественной высшей школе достаточно широк и включает, например, изучение взаимосвязи между качеством преподавания и удовлетворенностью студентов [36], влияния библиотек на качество обучения и удовлетворенность студентов предоставляемыми библиотечными ресурсами [39]. В последнее время наблюдаются активные исследования процесса выгорания студентов [1; 37], результаты которых позволяют разрабатывать оздоровительные мероприятия, снижающие негативные воздействия на обучаемых. Для предупреждения процесса выгорания исследуются вопросы, связанные с ведением студентами здорового образа жизни, занятием физической культурой и спортом [6; 15; 38] и т.п.

Вместе с тем достаточно редко проводятся исследования отношения студентов, преподавателей и администрации учебных заведений по тем или иным вопросам учебной и внеучебной деятельности для выявления противоречий во взглядах и разработки мероприятий для сближения позиций с целью обеспечения взаимопонимания между субъектами учебно-воспитательного процесса. Например, к таким работам можно отнести

зарубежные исследования [25; 26], в которых авторами изучается оценка образовательного процесса, его обеспечение, качества хорошего преподавателя одновременно со стороны студентов, преподавателей и администрации вуза. Исследование отношения субъектов учебно-воспитательного процесса, реализуемого в образовательных учреждениях силовых ведомств Российской Федерации, особенно актуально, так как обеспечение взаимопонимания между курсантами, командным и профессорско-преподавательским составом оказывает непосредственное влияние как на профессиональную готовность выпускников, так и на становление их гражданско-патриотического статуса и высоких нравственных личностных ориентиров.

Материалы и методы

Исследование отношения к образовательному процессу обучаемых и преподавателей проводилось на базе Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - академия).

В работе выделены основные виды образовательной деятельности, к которым относится учебная деятельность, патриотическо-воспитательная деятельность, научно-исследовательская и служебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность включает различные виды учебных занятий, практик, семинаров и самостоятельную работу. К патриотическо-воспитательной деятельности относятся творческие, патриотические и благотворительные мероприятия. К научно-исследовательской деятельности относятся научные конференции, олимпиады и конкурсы. Служебно-профессиональная деятельность включает спортивные мероприятия, службу в нарядах и выполнение профессиональных задач по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.

В исследовании использовались методы анкетирования, опроса, беседы. В процессе анкетирования выяснялись следующие вопросы:

1. Как курсанты относятся к мероприятиям учебной, патриотическо-воспитательной, научно-исследовательской и служебно-профессиональной деятельности.

2. Как курсанты относятся к различным видам учебных занятий.

3. Как оценивает профессорско-преподавательский состав предложенные мероприятия с точки зрения их значимости для формирования интереса и положительного восприятия курсантами различных видов учебных занятий.

4. Как оценивает профессорско-преподавательский состав предложенные мероприятия в области методического совершенствования с точки зрения их значимости для формирования методического мастерства.

Используемое закрытое анкетирование позволяет получить объективное мнение и отношение респондентов к исследуемой области. Опрос курсантов и профессорско-преподавательского состава реализован в цифровом формате посредством программы Б1геТе81 [4, с. 9]. В исследовании приняли участие 298 курсантов 3 и 5 курсов очного обучения по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» и направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» и профессорско-преподавательский состав академии в количестве 87 человек.

Для обработки результатов анкетирования применялись методы систематизации, анализа и обобщения полученных данных посредством статистических инструментов, что позволило получить сведения объективного характера с целью дальнейшего их использования для организации мероприятий, направленных на обеспечение

взаимопонимания между субъектами учебно-воспитательного процесса, и повышения качества образовательного процесса.

Результаты исследования

Результаты оценки курсантами значимости и положительного восприятия ими различных видов учебной, патриотическо-воспитательной, научно-исследовательской и служебно-профессиональной деятельности и соответствие этой оценки мнению преподавателей в отношении обучаемых представлены на рисунке 1.

Учебные занятия

Участие в Внеучебные спортивные

благотворительных и... мероприятия

„ _ Внеучебные творческие

Служба в нарядах J г

мероприятия

Учебные практики Олимпиады и конкурсы

Ликвидация ЧС в составе Научные конференции и

АМГ семинары

—•—ППС

— Курсанты Рисунок 1 - Результаты исследования отношения курсантов и профессорско-преподавательского состава к учебной, патриотическо-воспитательной, научно-исследовательской и служебно-профессиональной деятельности

Training sessions

Participation in charity Extracurricular sports

and patriotic actions events

„ . . ^ Extracurricular creative

Service in outfits

activities

Educational practices

Olympiads and competitions

Liquidation of emergency Scientific conferences and

situations as part of the... seminars

• Teaching staff -■•- Cadets

Figure 1 - The results of the study of the attitude of cadets and teaching staff to educational, patriotic, educational, research and service-professional activities

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне понимания профессорско-преподавательским составом отношения и восприятия курсантами учебных практик, научных конференций и семинаров, олимпиад и конкурсов, а также выполнения ими профессиональных задач в составе аэромобильной группировки.

Курсанты отмечают значимость и положительное восприятие таких учебных направлений деятельности, как учебные практики и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе аэромобильной группировки, созданной в академии [3, с. 103]. Профессорско-преподавательский состав считает, что для обучаемых научные конференции и семинары, а также олимпиады и конкурсы являются существенно значимыми, недооценивая учебные практики и выполнение профессиональных задач в составе аэромобильной группировки, на которые делают акцент курсанты.

Результаты оценки курсантами значимости и положительного восприятия ими различных видов занятий, соответствие этой оценки мнению преподавателей в отношении обучаемых представлены на рисунке 2.

Полученные результаты свидетельствуют в целом о соответствии отношения курсантов и отношения преподавателей к различным видам учебной деятельности. Вместе с тем профессорско-преподавательский состав недооценивает значимость лекций и самостоятельной работы для курсантов, которые они оценивают высоко, и демонстрирует переоценку внеучебных мероприятий (олимпиады и конкурсы) для обучаемых и особенно семинарских занятий, положительное восприятие которых достаточно низкое.

Лекции

—•—ППС

— Курсанты

Рисунок 2 - Результаты исследования отношения курсантов и профессорско-преподавательского состава к различным видам учебной деятельности

Lectures

Cadets

Figure 2 - The results of the study of the attitude of cadets and teaching staff to various types of educational activities

На основании полученных результатов анкетирования субъектов учебно-воспитательного процесса можно сделать вывод о несоответствии отношения преподавателей и курсантов к различным видам учебной деятельности, а также различных видов патриотическо-воспитательной, научно-исследовательской и служебно-профессиональной деятельности.

Для повышения интереса курсантов к семинарским занятиям, которые в перечне видов занятий по значимости и положительному восприятию оцениваются обучаемыми достаточно низко, определены следующие мероприятия и дана оценка их важности со стороны профессорско-преподавательского состава (рисунок 3):

— выносить на обсуждение проблемные вопросы, не имеющие однозначного решения;

— повысить практическую ориентированность тем докладов и рефератов;

— расширить тематику докладов и рефератов;

— повысить уровень методической подготовки преподавателей;

— внести изменения в рабочие программы дисциплин по увеличению количества семинаров.

Полученные результаты свидетельствуют о значительной роли, по мнению профессорско-преподавательского состава, практической ориентированности тематики докладов и рефератов, а также выносимых проблемных вопросов, не имеющих однозначного решения, для формирования интереса обучаемых к семинарским занятиям и их положительному восприятию.

Внести изменения в рабочие программы дисциплин по сокращению кол-ва семинаров

Внести изменения в рабочие программы дисциплин по увеличению кол-ва семинаров

Повысить уровень методической подготовки преподавателей

Расширить тематику докладов и рефератов

Повысить практическую ориентированность тем докладов и рефератов

Выносить на обсуждение проблемные вопросы, не имеющие однозначного решения

I-1-1-1-1-1-1-1-1-1

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

■ Виды мероприятий и их значимость, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Результаты исследования отношения профессорско-преподавательского состава к

предложенным мероприятиям (семинарам)

Make changes to the working programs of disciplines

to reduce the number of seminars ^B 3

Make changes to the working programs of disciplines

to increase the number of seminars 7

To increase the level of methodological training of

teachers 7

Expand the topic of reports and abstracts

To increase the practical orientation of the topics of reports and abstracts

To bring up for discussion problematic issues that do not have an unambiguous solution

12

28

43

10 15 20 25 30 35 40 45

■ Types of events and their significance, % Figure 3 - The results of the study of the attitude of the teaching staff to the proposed events (seminars)

0

5

По мнению преподавателей, для повышения значимости и положительного восприятия обучаемыми лекций требуется повысить оснащенность лекционных аудиторий мультимедийным оборудованием и повысить контроль за дисциплиной (рисунок 4).

Внести изменения в рабочие программы дисциплин по сокращению кол-ва лекций щ \

Внести изменения в рабочие программы дисциплин по увеличению кол-ва лекций 3

Повысить уровень методической подготовки преподавателей

19

Повысить контроль дисциплины

38

Повысить оснащенность лекционных аудиторий

0 5 10 15 20 25 Виды мероприятий и их значимость, %

30 35

39

40

Рисунок 4 - Результаты исследования отношения профессорско-преподавательского состава

к предложенным мероприятиям (лекциям)

Make changes to the working programs of disciplines

to reduce the number of lectures g 1

Make changes to the working programs of disciplines

to increase the number of lectures ^^ 3

To increase the level of methodological training of teachers

19

Increase discipline control

38

Increase the equipment of lecture halls

39

0 5 10 15 20 25 30 35 40 ■ Types of events and their significance, % Figure 4 - The results of the study of the attitude of the teaching staff to the proposed events (lectures)

Для повышения положительного восприятия практических занятий, которые в целом оцениваются курсантами высоко, по мнению преподавателей, требуется увеличить количество тренажеров, объектов и выездов на них для отработки практических вопросов (рисунок 5).

Повысить уровень методической подготовки преподавателей

Внести изменения в рабочие программы дисциплин по увеличению кол-ва практических занятий

Повысить уровень оснащения лабораторий и учебных аудиторий

Увеличить количество тренажеров и учебных мест для отработки практических вопросов

Увеличить перечень объектов и количество выездов на них для проведения ПЗ

14

0 5 10 15 Виды мероприятий и их значимость, %

20

23

26

28

25

30

Рисунок 5 - Результаты исследования отношения профессорско-преподавательского состава к предложенным мероприятиям (практическим занятиям)

To increase the level of methodological training of teachers

Make changes to the work programs of disciplines to increase the number of practical classes

To increase the level of equipment of laboratories and classrooms

Increase the number of simulators and training places for practicing practical issues

Increase the list of facilities and the number of trips to them for practical training

0 5 10 15 20 25 30

■ Types of events and their significance, %

Figure 5 - The results of the study of the attitude of the teaching staff to the proposed activities (practical classes)

В качестве основных мероприятий, направленных на повышение интереса курсантов к самостоятельной работе, профессорско-преподавательский состав предлагает разработку и внедрение контроля самостоятельной работы и организацию ее проведения в малых группах.

Сократить количество часов на самостоятельную работу

Увеличить количество часов на самостоятельную работу

Разработать и внедрить порядок контроля самостоятельной работы

33

Организовывать самостоятельную работу в малых группах

42

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

■ Виды мероприятий и их значимость, %

Рисунок 6 - Результаты исследования отношения профессорско-преподавательского состава к предложенным мероприятиям (самостоятельной работе)

Reduce the number of hours for independent work

10

Increase the number of hours for independent work

15

Develop and implement an independent work control procedure

33

Organize independent work in small groups

42

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 ■ Types of events and their significance, %

Figure 6 - The results of the study of the attitude of the teaching staff to the proposed activities (independent work)

Одним из основных направлений повышения педагогического мастерства и качества проведения различных видов учебных занятий является повышение уровня методической подготовки профессорско-преподавательского состава. В целом преподаватели оценивают свой уровень методической грамотности достаточно высоко и только от 10% до 17% из них отмечают необходимость повышения своей методической подготовки. Вместе с тем преподаватели отмечают необходимость реализации различных форм методической подготовки, значимость и приоритет использования которых представлены на рисунке 7.

Получение индивидуальной помощи от опытных методистов

Участие в методической работе на кафедре

Посещение открытых и показательных занятий

Конференции, семинары по методикам преподавания

Мастер-классы опытных педагогов Повышения квалификации как педагога Самообразование

10 10

13

16

17

0 5 10 15

Виды мероприятий и их значимость, %

20

25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

Рисунок 7 - Результаты исследования отношения профессорско-преподавательского состава к предложенным мероприятиям (методическому мастерству)

Getting individual help from experienced methodologists

Participation in methodological work at the department

Attending open and demonstration classes Conferences, seminars on teaching methods Master classes by experienced teachers Professional development as a teacher Self-education

10 10

13

16

17

25

0 5 10 15 20 25

■ Types of events and their significance, %

Figure 7 - The results of the study of the attitude of the teaching staff to the proposed activities (methodological skills)

Преподаватели наиболее значимыми формами методической подготовки считают мастер-классы опытных педагогов, самообразование и повышение квалификации в области методики организации и проведения всех видов учебных занятий.

9

Обсуждение и заключения

Исследование отношения обучаемых и профессорско-преподавательского состава к учебной, патриотическо-воспитательной, научно-исследовательской и служебно-профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. Отношение преподавателей и отношение курсантов к учебным занятиям и иным видам образовательной деятельности (патриотическо-воспитательная, научно-исследовательская, служебно-профессиональная) не всегда соответствуют друг другу, что требует со стороны преподавателей глубокого осознания и активизации работ по формированию у обучаемых положительного отношения к образовательной деятельности.

Отношение к служебно-профессиональной деятельности у преподавателей и курсантов различно. Данный вид деятельности вызывает у курсантов положительное отношение в шкале приоритетов.

Также отношение преподавателей к научным конференциям, олимпиадам и конкурсам по учебным дисциплинам отличается от отношения обучаемых к данным видам деятельности.

2. Отношение преподавателей и курсантов к практическим занятиям, лекциям и семинарам, к самостоятельной работе не всегда соответствует друг другу.

3. Для соответствия отношения обучаемых и преподавателей к различным видам учебной деятельности требуется определить комплекс мероприятий, направленных на повышение качества образовательного процесса, учитывая роль каждого вида занятия. Для реализации этой задачи требуется повысить интерес курсантов, прежде всего, к семинарским занятиям.

Анкетирование профессорско-преподавательского состава позволило сформировать перечень приоритетных мероприятий, направленных на повышение качества различных видов учебной деятельности. Мероприятия, направленные на повышение интереса курсантов к лекциям, семинарам, практическим занятиям и самостоятельной работе, представленные в исследовании, позволят не только повысить эффективность учебной деятельности, но и сформировать положительное отношение обучаемых к ним.

Например, преподаватели считают, что наиболее важными мероприятиями, направленными на повышение интереса курсантов к семинарским занятиям, являются вынесение на обсуждение проблемных вопросов, не имеющих однозначного решения, а также повышение практической направленности и профессиональной ориентированности тем докладов и рефератов и расширение их тематики.

4.Результаты исследования показали необходимость повышения педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. К организационным формам повышения методического мастерства относятся:

- работа по самообразованию;

- прохождение курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности;

- посещения мастер-классов опытных педагогов академии и других вузов;

- участие в работе круглых столов, конференций, семинаров по вопросам методической работы;

- посещение открытых и показательных занятий.

Представленная методика исследования отношения обучаемых и преподавателей и ее результаты являются практически значимыми для формирования мероприятий,

направленных на повышение качества образовательного процесса в академии, и могут быть интересны преподавателям других вузов.

В дальнейшем планируется проведение детализированного исследования отношения обучаемых к различным видам учебных занятий для выявления основных факторов, препятствующих формированию интереса к занятиям и разработки мероприятий, направленных на повышение их качества.

Список использованных источников

1. Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королева Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. Изучение динамики синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза в зависимости от года их обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2020. №3. С. 42-46.

2. Бекова С.К., Кашарин М.Ю. Не для школы, а для жизни мы учимся: как студенты оценивают роль внеучебной работы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. №4(146). С. 324-335.

3. Булгаков В.В. Реформирование ведомственных вузов: критический анализ // Высшее образование в России. 2018. Т. 28. №8-9. С. 100-109. Б01: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-100-109.

4. Булгаков В.В. Структурно-методическая модель компьютерной программы контроля теоретических знаний курсантов // Открытое образование. 2018. Т. 22, №3. С. 4-13.

5. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №4. С. 98-107. Б01: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-98-107.

6. Воложанин С.Е. Значение физической культуры в воспитании студенческой молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 6.

7. Гуцу Е.Г., Няголова М.Д., Рунова Т.А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 13.

8. Даниленко О.И., Носова А.С., Сагитов Е.Б. Преподаватели и студенты: какие правила взаимодействия нарушаются? // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 135-144.

9. Ерофеева Г.В., Пескова Е.С. Организация учебного процесса подготовки бакалавров с применением обучающей системы // Современные наукоемкие технологии. 2016. №4-2. С. 328-332.

10. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, №1. С. 202-230. Б01: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230.

11. Жулидова Ю.В. Самостоятельная работа студентов и отношение к ней // Проблемы высшего образования. 2017. №2. С. 106-110.

12. Зубарев В.Ф., Бондарев Г.А. Образовательное "зазеркалье", или "они" и "мы" // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, №11. С. 35-43.

13. Иванова А.Д., Муругова О.В. Онлайн-образование глазами студентов и преподавателей (по итогам педагогического исследования 2019 года) // Открытое образование. 2020. Т. 24, №2. С. 4-16.

14. Иванова З.И., Бороздина А.В., Самышин А.В. Условия успешной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, №3. С. 348-353.

15. Колокольцев М.М., Ермаков С.С., Третьякова Н.В., Крайник В.Л., Романова Е.В. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов // Образование и наука. 2020. Т. 22, №5. С. 150-168. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168.

16. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №1. С. 46-56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56.

17. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворенность обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, №5. С. 45-52. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52.

18. Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. Применение дистанционных образовательных технологий для развития познавательной самостоятельности обучаемых в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. №5. С. 145.

19. Ощепкова О.В., Попов И.В. Сравнительный анализ удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России // Самарский научный вестник. 2016. №2(15). С. 176-181.

20. Панасенко Ю.А., Микрюков Ю.В., Сидорович В.Б. Влияние профессионально-педагогического взаимодействия педагогов и командиров курсантских подразделений на процесс формирования профессиональной идентичности у курсантов военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. №15. С. 296-304.

21. Перескокова Т.А. Мониторинг в системе обеспечения качества образования // Sciences of Europe. 2017. №11-4(11). С. 41-46.

22. Свинарева О.В. Изучение процесса адаптации курсантов первого курса к образовательному процессу методом анкетирования // Человеческий капитал. 2016. №3(87). С. 37.

23. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №6. С. 40-51. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-40-51.

24. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18). С. 6.

25. Arthur L. Evaluating student satisfaction - restricting lecturer professionalism: outcomes of using the UK national student survey questionnaire for internal student evaluation of teaching // Assessmentand Evaluationin Higher Education. 2020. Vol. 45, no. 3. Pp. 331-344. DOI: https://doi .org/10.1080/02602938.2019.1640863.

26. Bueno García C., Ubieto-Artur M.I., Abadía Valle A.R. Opinión del estudiantado de la Universidad de Zaragoza sobre las competencias docentes del profesorado universitario // Education in the Knowledge Society (EKS). 2017. Vol. 18, no. 1. P. 75. DOI: https://doi.org/10.14201/eks20171817599.

27. Deng S., Que X. Research on the teaching assessment of students of science and engineering teachers in a university // Computer Applications in Engineering Education. 2019. Vol. 27, no. 1. Pp. 5-12. DOI: https://doi.org/10.1002/cae.22051.

28. Finefter-Rosenbluh I. "Try walking in my shoes": teachers' interpretation of student perception surveys and the role of self-efficacy beliefs, perspective taking and inclusivity in teacher

evaluation // Cambridge Journal of Education. 2020. Vol. 50, no. 6. Pp. 747-769. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2020.1770692.

29. Gehlbach H., Robinson C.D., Finefter-Rosenbluh I., Benshoof C., Schneider J. Questionnaires as interventions: can taking a survey increase teachers' openness to student feedback surveys? // Educational Psychology. 2018. Vol. 38, no. 3. Pp. 350-367. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2017.1349876.

30. Ivanova G.P., Logvinova O.K. Extracurricular activities at Modern Russian University: Student and faculty views // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 11. Pp. 7431-7439. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/79797.

31. Janusheva V., Pejchinovska M., Talevski J.D. Students' survey for assessing HE teachers' work - advantages and disadvantages // Educa9ao (UFSM). 2018. Vol. 43, no. 3. Pp. 369. DOI: https://doi.org/10.5902/1984644430084.

32. Jin L., Schneider J. Faculty views on international students: A survey study // Journal of International Students. 2019. Vol. 9, no. 1. Pp. 84-99. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.268.

33. Lake W., Boyd W., Boyd W., Hellmundt S. Just another student survey?-Point-of-contact survey feedback enhances the student experience and lets researchers gather data // Australian Journal of Adult Learning. 2017. Vol. 57, no. 1. Pp. 83-104.

34. MacKay J.R.D., Hughes K., Marzetti H., Lent N., Rhind S.M. Using National Student Survey (NSS) qualitative data and social identity theory to explore students' experiences of assessment and feedback // Higher Education Pedagogies. 2019. Vol. 4, no. 1. Pp. 315-330. DOI: https://doi.org/10.1080/23752696.2019.1601500.

35. Neves J., Hillman N. The Student Academic Experience Survey. Higher Education Policy Institute, 2017. Pp. 4-28. Available at: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2017/06/2017-Student-Academic-Experience-Survey-Final-Report.pdf (accessed: 12.10.2021).

36. Nurunnabi M., Abdelhadi A., Aburas R., Fallatah S. Does teaching qualification matter in higher education in the UK? Ananalysis of National Student Survey data // Methods X. 2019. Vol. 6. Pp. 788-799. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mex.2019.04.001.

37. Obregon M., Luo J., Shelton J., Blevins T., MacDowell M. Assessment of burnout in medical students using the Maslach Burnout Inventory-Student Survey: a cross-sectional data analysis // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20, no. 1. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02274-3.

38. Rodakowska E., Mazur M., Baginska J., Sierpinska T., LaTorre G., Ottolenghi L., Guerra F. Smoking prevalence, attitudes and behavior among dental students in Poland and Italy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, no. 20. Pp. 1-11. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17207451.

39. Scoulas J.M., De Groote S.L. University students' changing library needs and use: A comparison of 2016 and 2018 student surveys // Evidence Based Library and Information Practice. 2020. Vol. 15, no. 1. Pp. 59-89. DOI: https://doi.org/10.18438/EBLIP29621.

40. Sofroniou A., Premnath B., Poutos K. Capturing student satisfaction: A case study on the national student survey results to identify the needs of students in stem related courses for a better learning experience // Education Sciences. 2020. Vol. 10, no. 12. Pp. 1-22. DOI: https://doi .org/10.3390/educsci10120378.

References

1. Abueva E.M., Gavrilova K.S., Koroleva L.YU., Oskolkova V.R., Kostina M.S. Studying the dynamics of burnout syndrome among medical students depending on the year of their education. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2020, no. 3, pp. 42-46. (In Russ.)

2. Bekova S.K., Kasharin M.YU. We study not for school, but for life: how students evaluate the role of extracurricular work. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, 2018, no. 4(146), pp. 324-335. (In Russ.)

3. Bulgakov V.V. Reforming departmental universities: a critical analysis. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 28, no. 8-9, pp. 100-109, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-100-109. (In Russ.)

4. Bulgakov V.V. Structural-methodical model of a computer program for monitoring the theoretical knowledge of cadets. Otkrytoe obrazovanie, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 4-13. (In Russ.)

5. Bychenko YU.G., Balandina T.M. On the improvement of military professional training for cadets of a military institute. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 4, pp. 98-107, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-98-107. (In Russ.)

6. Volozhanin S.E. The value of physical culture in the education of student youth. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3(24), p. 6. (In Russ.)

7. Gucu E.G., Nyagolova M.D., Runova T.A. Study of the motivation of the work of a university teacher. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3(24), p. 13. (In Russ.)

8. Danilenko O.I., Nosova A.S., Sagitov E.B. Teachers and students: what rules of interaction are violated? Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2020, no. 3, pp. 135144. (In Russ.)

9. Erofeeva G.V., Peskova E.S. Organization of the educational process of training bachelors with the use of a training system. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2016, no. 4-2, pp. 328-332. (In Russ.)

10. Efimova G.Z., Sorokin A.N., Gribovskij M.V. Ideal teacher of higher education: personal qualities and social and professional competencies. Obrazovanie i nauka, 2021, vol. 23, no. 1, pp. 202-230, doi: https://doi.org/10.17853/1994-56392021-1-202-230. (In Russ.)

11. ZHulidova YU.V. Independent work of students and attitude to it. Problemy vysshego obrazovaniya,

2017, no. 2, pp. 106-110. (In Russ.)

12. Zubarev V.F., Bondarev G.A. Educational "Through the Looking-Glass", or "They" and "We". Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 27, no. 11, pp. 35-43. (In Russ.)

13. Ivanova A.D., Murugova O.V. Online education through the eyes of students and teachers (based on the results of a pedagogical study in 2019). Otkrytoe obrazovanie, 2020, vol. 24, no. 2, pp. 4-16. (In Russ.)

14. Ivanova Z.I., Borozdina A.V., Samyshin A.V. Conditions for the successful adaptation of first-year students to study at a university. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 348-353. (In Russ.)

15. Kolokol'cev M.M., Ermakov S.S., Tret'yakova N.V., Krajnik V.L., Romanova E.V. Physical activity as a factor in improving the quality of life of students. Obrazovanie i nauka, 2020, vol. 22, no. 5, pp. 150168, doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-5-150-168. (In Russ.)

16. Lukashenko M.A., Ozhgihina A.A. The Image of a University Teacher: Students' Opinions and Priorities. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 1, pp. 46-56, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56. (In Russ.)

17. Mal'cev D.V., Repeckij D.S. Satisfaction of students with the quality of educational services of the technical university. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020, vol. 29, no. 5, pp. 45-52, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52. (In Russ.)

18. Nazarova G.I., Nizamieva L.R. The use of distance learning technologies for the development of cognitive independence of students at the university. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya,

2018, no. 5, p. 145. (In Russ.)

19. Oshchepkova O.V., Popov I.V. Comparative analysis of the satisfaction of cadets with professional training in a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. Samarskij nauchnyj vestnik, 2016, no. 2(15), pp. 176-181. (In Russ.)

20. Panasenko YU.A., Mikryukov YU.V., Sidorovich V.B. Influence of professional and pedagogical interaction of teachers and commanders of cadet units on the process of formation of professional identity among cadets of a military university. Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika, 2020, no. 15, pp. 296-304. (In Russ.)

21. Pereskokova T.A. Monitoring in the system of ensuring the quality of education. Sciences of Europe, 2017, no. 11-4(11), pp. 41-46. (In Russ.)

22. Svinareva O.V. Studying the process of adaptation of first-year cadets to the educational process by the method of questioning. CHelovecheskij capital, 2016, no. 3(87), p. 37. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Tuzikov A.R., Zinurova R.I. Student Sociology: Theoretical Status and Research Practices. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 6, pp. 40-51, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-40-51. (In Russ.)

24. CHelnokova E.A., Kuznecova S.N. The role of students' independent work in the educational process. VestnikMininskogo universiteta, 2017, no. 1(18), p. 6. (In Russ.)

25. Arthur L. Evaluating student satisfaction - restricting lecturer professionalism: outcomes of using the UK national student survey questionnaire for internal student evaluation of teaching. Assessmentand Evaluationin Higher Education, 2020, vol. 45, no. 3, pp. 331-344, doi: https://doi .org/10.1080/02602938.2019.1640863.

26. Bueno García C., Ubieto-Artur M.I., Abadía Valle A.R. Opinión del estudiantado de la Universidad de Zaragoza sobre las competencias docentes del profesorado universitario. Education in the Knowledge Society (EKS), 2017, vol. 18, no. 1, p. 75, doi: https://doi.org/10.14201/eks20171817599.

27. Deng S., Que X. Research on the teaching assessment of students of science and engineering teachers in a university. Computer Applications in Engineering Education, 2019, vol. 27, no. 1, pp. 5-12, doi: https://doi.org/10.1002/cae.22051.

28. Finefter-Rosenbluh I. "Try walking in my shoes": teachers' interpretation of student perception surveys and the role of self-efficacy beliefs, perspective taking and inclusivity in teacher evaluation. Cambridge Journal of Education, 2020, vol. 50, no. 6, pp. 747-769, doi: https://doi.org/10.1080/0305764X.2020.1770692.

29. Gehlbach H., Robinson C.D., Finefter-Rosenbluh I., Benshoof C., Schneider J. Questionnaires as interventions: can taking a survey increase teachers' openness to student feedback surveys? Educational Psychology, 2018, vol. 38, no. 3, pp. 350-367, doi: https://doi.org/10.1080/01443410.2017.1349876.

30. Ivanova G.P., Logvinova O.K. Extracurricular activities at Modern Russian University: Student and faculty views. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 11, pp. 7431-7439, doi: https://doi.org/10.12973/ejmste/79797.

31. Janusheva V., Pejchinovska M., Talevski J.D. Students' survey for assessing HE teachers' work - advantages and disadvantages. Educagao (UFSM), 2018, vol. 43, no. 3, pp. 369, doi: https://doi.org/10.5902/1984644430084.

32. Jin L., Schneider J. Faculty views on international students: A survey study. Journal of International Students, 2019, vol. 9, no. 1, pp. 84-99, doi: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.268.

33. Lake W., Boyd W., Boyd W., Hellmundt S. Just another student survey?-Point-of-contact survey feedback enhances the student experience and lets researchers gather data. Australian Journal of Adult Learning, 2017, vol. 57, no. 1, pp. 83-104.

34. MacKay J.R.D., Hughes K., Marzetti H., Lent N., Rhind S.M. Using National Student Survey (NSS) qualitative data and social identity theory to explore students' experiences of assessment and feedback. Higher Education Pedagogies, 2019, vol. 4, no. 1, pp. 315-330, doi: https://doi.org/10.1080/23752696.2019.1601500.

35. Neves J., Hillman N. The Student Academic Experience Survey. Higher Education Policy Institute, 2017. Pp. 4-28. Available at: https://www.hepi.ac.uk/wp-content/uploads/2017/06/2017-Student-Academic-Experience-Survey-Final-Report.pdf (accessed: 12.10.2021).

36. Nurunnabi M., Abdelhadi A., Aburas R., Fallatah S. Does teaching qualification matter in higher education in the UK? Ananalysis of National Student Survey data. Methods X, 2019, vol. 6, pp. 788-799, doi: https://doi.org/10.1016/j.mex.2019.04.001.

37. Obregon M., Luo J., Shelton J., Blevins T., MacDowell M. Assessment of burnout in medical students using the Maslach Burnout Inventory-Student Survey: a cross-sectional data analysis. BMC Medical Education, 2020, vol. 20, no. 1, doi: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02274-3.

38. Rodakowska E., Mazur M., Baginska J., Sierpinska T., LaTorre G., Ottolenghi L., Guerra F. Smoking prevalence, attitudes and behavior among dental students in Poland and Italy. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, vol. 17, no. 20, pp. 111, doi: https://doi.org/10.3390/ijerph17207451.

39. Scoulas J.M., De Groote S.L. University students' changing library needs and use: A comparison of 2016 and 2018 student surveys. Evidence Based Library and Information Practice, 2020, vol. 15, no. 1, pp. 59-89, doi: https://doi.org/10.18438/EBLIP29621.

40. Sofroniou A., Premnath B., Poutos K. Capturing student satisfaction: A case study on the national student survey results to identify the needs of students in stem related courses for a better learning experience. Education Sciences, 2020, vol. 10, no. 12, pp. 1-22, doi: https://doi .org/10.3390/educsci10120378.

© Булгаков В.В., 2022

Информация об авторах Булгаков Владислав Васильевич - кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России - начальник института профессиональной подготовки, Иваново, Российская Федерация, ORCID: orcid.org/0000-0002-6012-6137, e-mail: vbulgakov@rambler.ru.

Information about the authors Bulgakov Vladislav V. - candidate of technical Sciences, associate Professor, Deputy head of the Ivanovo fire and rescue Academy Of the state fire service of the EMERCOM of Russia - head of the Institute of professional training, Ivanovo, Russian Federation, ORCID: orcid.org/0000-0002-6012-6137, e-mail: vbulgakov@rambler.ru.

Поступила в редакцию: 24.03.2021 Принята к публикации: 21.11.2021 Опубликована: 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.