УДК 378.147
Denis V. Voloshin
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor of the Department of Crime Detection Activity, Tomsk Institute for Further Education of Penal Officers of the Federal Penitentiary Service of Russia, Govorov str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail:sdf111 @sibmail.com
Vasiliy B. Dvortsov
Candidate of Pedagogics,
Chief of Tomsk Institute for Further Education of Penal Officers of the Federal Penitentiary Service of Russia, Tomsk Institute for Further Education of Penal Officers of the Federal Penitentiary Service of Russia, Govorov str., 10, Tomsk, Russia, 634057, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В СИСТЕМЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Модернизация ведомственного профессионального образования актуализирует вопросы профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций ФСИН России и предполагает привлечение выпускников ведомственных вузов ФСИН России, а также практиков-профессионалов из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, не имеющих базового педагогического образования, в педагогический процесс в качестве преподавателей.
В статье авторами делается акцент на проблемы формирования и совершенствования профессиональных педагогических компетенций преподавательским составом образовательных организаций ФСИН России, не имеющим базового педагогического образования. Это требует проведения комплекса мер, направленных на их переподготовку для нового вида профессиональной деятельности.
В рамках реализации таких мероприятий в год 140-летия образования централизованной отечественной УИС для обеспечения непрерывности образования и совершенствования профессионального потенциала в Томском ИПКР разработана и проходит педагогическую апробацию образовательная концепция повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава, не имеющего профессионального педагогического образования. Она предполагает: закрепление в качестве соискателей по педагогическим специальностям в аспирантуре «гражданских» вузов; совершенствование системы стажировок преподавателей в практических пенитенциарных учреждениях по профилю преподаваемых дисциплин (предметов, тем); увеличение публикационной (научной и учебно-методической) активности преподавателей; проведение ежегодных конкурсов на лучшего преподавателя, на лучшее учебное пособие, на лучшую научную работу; интенсификацию и актуализацию «грантовой» поддержки преподавателей и т. д. Также было проведено эмпирическое исследование педагогических ожиданий преподавателей, анализ которого, выводы и перспективные пути решения проблемы приводятся в настоящей статье.
Ключевые слова: профессиональное образование, развитие образования, становление педагога, образовательные организации ФСИН России.
SOME ISSUES OF TEACHERS' TRAINING FOR EDUCATIONAL FACILITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE DEPARTMENTAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
Summary. Professional education upgrading highlights the professional competencies of the teachers of education facilities of the Federal Penitentiary Service (the FPS) of Russia and implies involving graduates of the high education facilities of the FPS, as well as experienced specialists without any basic teacher education serving at different penal facilities, into the education process as teachers.
The article focuses on the issues related to development and enhancement of professional competencies of those employees of the educational facilities of the Russian FPS, who do not have a basic teacher education. It requires comprehensive measures aimed at their retraining for the new professional activity.
Волошин Денис Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, Томский ИПКР ФСИН России, 634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail:sdf111 @sibmail. com
Дворцов Василий Борисович
кандидат педагогических наук, начальник Томского ИПКР ФСИН России, Томский ИПКР ФСИН России, 634057, Россия, г. Томск, ул. Говорова, 10, e-mail: [email protected]
© 2019 Волошин Д. В., Дворцов В. Б.
In celebration of 140th anniversary of establishment of a centralized national penal system and in order to ensure a sustainable education process and enhancement of professional talents, the employees of Tomsk Institute of Further Training of Penal Officers have developed an education concept ofprofessional development and further training of the teachers without a basic relevant education, which is now being tested and implemented. This concept implies the following: applying for post-graduate teaching programs in public, non-FPS universities; enhancing the internship system for the teachers in penal facilities in compliance with the taught subjects or topics; increasing the number of publications (both scientific and academic); holding annual competitions to award the best teacher, the best textbook, the best scientific research; intensifying and upgrading the fellowship support of the teachers, etc. The article provides the analysis of the experimental research of education expectations of the teachers, which has been conducted recently, as well as conclusions and prospective solutions based on it.
Keywords: professional education, education development, teacher formation, educational facilities of the FPS of Russia.
Современное российское общество находится в состоянии социальных и экономических реформ. Изменения коснулись всех сфер общественной жизни. Не осталась в стороне и система образования, своевременно реагирующая на происходящие в стране перемены. Обусловлен этот факт тем, что в современных условиях от работников (служащих, сотрудников, персонала и т. п.) требуются специальные профессиональные знания и профессиональные компетенции, мобильность, умение ориентироваться в новых технологиях и информационных потоках и т. д.
Социальный заказ общества к системе образования сформулирован в государственных нормативных правовых документах, определяющих стратегию ее современного и перспективного развития. К таким источникам относится Государственная программа «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 22.01.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»), где в числе приоритетов заявлено: системное повышение качества и расширение возможностей сферы непрерывного образования за счет развития российского цифрового образовательного пространства; создание конкурентоспособной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов; обеспечение повышения доступности и качества результатов образования на разных его уровнях; совершенствование управления системой образования и т. д. Основной целью этой программы выступает поддержание высокой эффективности отечественного образования сообразно с видоизменением запросов граждан и решением ближайших и перспективных задач общества и государства.
Педагогическая реальность и образовательные тенденции последнего времени совместно с нормативным закреплением квалификационных требований к преподавателю (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования») актуализируют проблему профессиональной педагогической подготовки преподавателей образовательных организаций ФСИН России, не имеющих базового педагогического образования, и дают импульс для их дальнейшего профессионального роста и личностного развития, прояснения своей профессионально-личностной характеристики. С. А. Грязнов и О. Н. Ежова справедливо замечают: «Целевая направленность профессионального образования обусловливает его преимущественную ориентацию на удовлетворение интегрированных потребностей общества, предполагающих соответствующую подготовку профессиональных кадров» [1, с. 145].
В формировании и развитии современного отечественного образовательного пространства в полной мере принимают участие образовательные организации ФСИН России и других правоохранительных органов. В этой связи актуализируется проблема повышения (формирования) педагогической компетентности преподавателей образовательных организаций ФСИН России и акцентируется необходимость создания эффективных организационно-педагогических условий для развития личностного педагогического потенциала преподавателя, его ориентирование на непрерывное повышение собственной профессиональной компетентности. Основное внимание следует уделять вопросам отбора на преподавательскую работу «талантливых, широко образованных людей, людей большой духовной культуры, способных нести свет людям и служить для них высоким нравственным образом» [2, с. 159].
Поиск путей и средств повышения эффективности процессов, направленных на реализацию профессиональной и личностной компетентности преподавателя, его способность достигать
конечной цели собственной профессиональной деятельности, ориентация на реализацию концепции опережающего образования, на творческое преобразование себя и обучаемого - одна из ведущих педагогических задач в образовательных организациях ФСИН России. Организация и осуществление педагогического процесса в них на современном уровне может проходить только при непрерывной опережающей подготовке самих преподавателей, готовых к последовательному внедрению и использованию инновационных образовательных идей в соответствии с уровнем прогнозируемых тенденций развития общества и перспективных потребностей государства.
Многолетняя практическая педагогическая деятельность авторов статьи наглядно показывает, что среда преподавателей образовательных организаций ФСИН России неоднородна и в ней выделяются две группы [3, с. 39].
Первая состоит из выпускников гражданских вузов, перенявших за время учебы методику классического «университетского» преподавания и предметный характер образования. Они, как правило, имеют поверхностные знания об особенностях практической деятельности подразделений УИС, непросто адаптируются к специфике системы ведомственного образования правоохранительного профиля и к модели подготовки специалиста для ФСИН России.
Другая же группа преподавателей, принятая на службу в образовательные организации ФСИН России из практических правоохранительных органах, не знает серьезных проблем с вхождением в педагогический коллектив и образовательный процесс: им знакомы и выполняемы требования, предъявляемые к сотрудникам УИС, известна ее среда, проблемы первоначальной межличностной коммуникации отсутствуют или не являются значимыми. Однако на первичном этапе профессиональной педагогической деятельности они большей частью недостаточно подготовлены в учебно-методическом плане, не владеют системой научно-методического поиска, так как не имеют специальных педагогических знаний, а запас теоретических и психолого-педагогических основ подготовки преподавателя минимален (для них характерен дидактический педагогический штамп - «учу так же, как учили меня»).
Авторы публикации, начинавшие свой педагогический путь с практических правоохранительных органов, никоим образом не разделяют преподавателей по степени их предыдущей погруженности в практическую пенитенциарную деятельность, лишь констатируют сложившуюся десятилетиями практику, обозначая педагогическую проблему. При этом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует классифицирование или иное разделение педагогических работников на имеющих базовое педагогическое образование и не имеющих такового (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации»).
Мы считаем, что важнейшее значение имеет лишь готовность и способность конкретного преподавателя быстрее и полнее раскрыть свои педагогические возможности и личностный творческий потенциал. Именно там в полной мере проявились бы его стремление и готовность к син-тезации передовой образовательной мысли, преломлению собственных достоинств и эрудиции в профессиональную преподавательскую сферу, закреплению других важных для преподавателя профессионально-личностных качеств. Такой симбиоз профессионального обучения и практической деятельности с самосовершенствованием и самообразованием позволяет повысить эффективность системы развития (совершенствования) профессиональной компетентности преподавательского состава образовательных организаций ФСИН России. Под профессионализмом мы понимаем качественную характеристику труда (деятельностных процессов), которая определяется уровнем владения современным содержанием и актуальными средствами решения профессиональных задач, эффективными способами их решения, способностью и готовностью к саморазвитию в условиях самостоятельного выполнения профессиональных обязанностей. «Преподаватель, который сводит свое дело к сообщению слушателю только определенного объема информации (к изложению готовых схем, рецептов, предписаний), который не учит, а инструктирует его, -убивает живую мысль, сушит ее. Он занимается расширенным воспроизводством недумающих людей. Польза от него сомнительна, а вред очевиден» [2, с. 169].
Формирование (становление и развитие) преподавателя как профессионала поступательно проходит несколько временных отрезков, на которых он оказывается под влиянием различных (порою взаимоисключающих) факторов личностного и профессионального характера. Важнейшими из них, по нашему мнению, выступают: поиск, приобретение и совершенствование необходимых профессиональных теоретических знаний, осмысление и развитие собственного индивидуального
практического профессионального опыта в форме последовательного движения от первоначальной личностной мотивации к формированию собственной профессиональной позиции (концепции).
Для эффективного решения профессиональных задач преподавателю также необходимо иметь уровень квалификации, достаточный для осуществления профессиональной педагогической деятельности. Это может достигаться, например, прохождением стажировок в учреждениях и органах УИС для первой группы преподавателей и посещением всех видов занятий, проводимых преподавателями (профессорами, доцентами, начальниками кафедр, руководством образовательной организации), имеющими большой педагогический стаж (в том числе в сторонних «гражданских» образовательных учреждениях) - для второй.
Конечно, преподаватели могут приобрести определенный набор педагогических навыков и умений в условиях собственной практической профессиональной деятельности. Но такой процесс предполагает не только значительные временные затраты - неизбежно высокое число проб и ошибок, на устранение которых также требуются время и дополнительные силы. Более логичным и действенным представляется становление и развитие их профессиональной компетентности на базе современных методических научно обоснованных парадигм. При этом для лиц, не имеющих базового педагогического образования, этот процесс станет их профессиональной переподготовкой.
Среди основных направлений такой деятельности - обеспечение преемственности содержания образования, широкое использование наиболее эффективных педагогических технологий, что позволяет сделать учебный процесс более качественным, мобильным, повысить результативность самой системы преподавания. Успешность образовательного процесса часто находится в прямой зависимости от умения преподавателя использовать педагогически освоенные средства в разных условиях и в соответствии с избранными целями и содержанием учебного предмета (дисциплины).
В год 140-летия УИС для обеспечения непрерывного развития профессионального потенциала преподавателей в Томском ИПКР ФСИН России (далее - Институт) проходит педагогическую апробацию дополнительная профессиональная программа - программа переподготовки преподавательского состава, не имеющего профессионального педагогического образования (далее -Программа). Она предполагает формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, путем подготовки преподавателя к самостоятельной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Программа предусматривает содержание, позволяющее обучаемому выявлять и решать практические проблемы собственной педагогической деятельности, привлекая для решения теоретические положения профессиональной педагогики.
В Программу заложен ряд преимуществ по сравнению с процессом получения базового профессионального педагогического образования: вариативность учебного процесса; проведение занятий непосредственно в Институте как в практической образовательной организации; непродолжительный, в сравнении с базовым, срок обучения; возможность быстрой актуализации полученной информации в учебной аудитории путем самостоятельного проведения занятий во время стажировки и т. д.
Эмпирическое исследование, проведенное с целью выявления ожиданий лиц, приступающих к изучению Программы, показало наиболее актуальные проблемы: организационно-педагогические условия повышения эффективности учебного процесса, введения в него инновационных педагогических технологий. В опросе приняли участие 32 преподавателя Института. Основная часть респондентов вне зависимости от стажа педагогической работы осознают важность и испытывают потребность в систематическом обновлении профессиональных знаний о методах и технологиях обучения. Преподавателей со стажем от 5 лет больше интересуют вопросы педагогической психологии, начинающих (со стажем до 3 лет) - методические аспекты преподавательской деятельности.
Внимания заслуживают обозначенные респондентами виды затруднений в педагогической работе. В группе начинающих преподавателей ведущее место занимают вопросы, связанные с недостаточной теоретической и практической педагогической подготовкой и небольшим опытом работы в образовательной сфере. Почти в каждой группе (за исключением преподавателей со стажем более 10 лет) выделяют проблему, связанную с дефицитом времени на учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, что связывают с отсутствием грамотного распределения бюджета рабочего времени; в группах преподавателей со стажем от 5 до 10 лет данная проблема указывается в качестве основной.
Являясь отражением потребностей практической образовательной деятельности, переподготовка преподавателей без базового (профессионального) педагогического образования проводилась до последнего времени весьма спонтанно и не обладала внутренней согласованностью исходных данных и базовых представлений как целостного многоаспектного процесса. Объективное возрастание роли такой переподготовки предусматривает тщательную разработку методологии, теории и организационных основ уже на начальном этапе обновления системы педагогической подготовки в образовательных организациях ФСИН России.
Воплощение такой образовательной парадигмы в жизнь, смеем надеяться, позволит в скором времени развернуть систему профессиональной переподготовки преподавательского состава межрегиональных учебных центров территориальных органов ФСИН России, имеющего существенные компетентностные педагогические отличия от преподавателей Института (например, по профилю обучения - межрегиональные учебные центры педагогически более нацелены на профессиональное обучение лиц, впервые принятых на службу на должности младшего и среднего начальствующего состава, тогда как Институт - на реализацию дополнительных профессиональных программ (программ переподготовки и повышения квалификации) действующих сотрудников по направлениям деятельности органов и учреждений УИС).
Укрепление межрегиональных образовательных связей позволит диверсифицировать структуру учебного процесса путем введения новых образовательных курсов и направлений при расширении учебно-методических и научных горизонтов, что окажет положительное взаимное влияние преподавателей друг на друга, обогатит их практический педагогический опыт.
Сегодня в структуре ведомственного образования можно эффективно и на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные педагогические задачи только в том случае, когда имеется объективное представление о практической профессиональной деятельности сотрудников УИС, о социально-психологических характеристиках лиц, проходящих профессиональное обучение, профессиональное и дополнительное профессиональное образование, о целях и перспективных задачах, определяющих вектор развития отечественной УИС.
Подготовка лиц без базового (профессионального) педагогического образования к решению как текущих, так и более сложных перспективных задач неминуемо вносит изменения в профессиональную педагогическую деятельность конкретного преподавателя, расширяет потенциал и выбор функций педагогической деятельности, усложняет используемые педагогические технологии, что в итоге выступает важнейшим фактором, определяющим и обеспечивающим эффективность всей педагогической деятельности образовательных организаций ФСИН России.
Библиографический список
1. Грязнов С. А., Ежова О. Н. Профессиональная подготовка сотрудников УИС как условия пенитенциарной безопасности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(11)/2013. С. 145-150.
2. Крылов С. М. Избранные труды (1967-1979) / сост. Г. А. Айрумян, В. М. Анисимков. М.: Академия управления МВД России, 1999. 204 c.
3. Волошин Д. В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарной системы // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 37-40.
References
1. Gryaznov S. A., Yezhovа O. N. Professional'naya podgotovka sotrudnikov UIS kak usloviya penitentsiamoi bezopasnosti [Professional training of the employees of the penal system as a condition of penal cafety]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin of the Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 3(11)/2013, pp. 145-150 [in Russian].
2. Krylov S. M. Izbrannye trudy (1967-1979) [Selected works]. Sost. G. A. Airumyan, V. M. Anisimkov. Moscow: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 1999, 204 p. [in Russian].
3. Voloshin D. V. K voprosu o professional'noi kompetentnosti sotrudnikov penitentsiarnoi sistemy [To the question of formation of professional competence of the personnel of the penal system]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Tomsk State Pedagogica University Bulletin. Series: Pedagogy], 2006, no. 10 (61), pp. 37-40 [in Russian].