Научная статья на тему 'Образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена'

Образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7566
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВ В ИСКУССТВЕ / ЭПОХА ЛЮДОВИКА XIV / ФРАНЦУЗСКАЯ БАСНЯ / ЛЕВ КАК ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ / LION IN THE ART / EPOCH OF LOUIS XIV / FRENCH FABLE / LION AS THE KING OF BEASTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Перевалова С. Г.

В данной статье рассматривается образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена, а также рассматривается ряд басен, в которых автор описывает достоинства и недостатки царя зверей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A LION IN THE WORLD ART AND IN THE FABLES OF LA FONTAINE

This article discusses the image of a Lion in the world art and in the fables of La Fontaine, and discusses a number of fables, in which the author describes the advantages and disadvantages of the king of beasts.

Текст научной работы на тему «Образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена»

УДК 82-1/-9

Московский гуманитарно-лингвистический институт МГЛИ ст. преп. кафедры иностранных языков Перевалова С.Г.

Россия, Москва, тел. + 7(985)967-02-29 e-mail: [email protected]

Moscow international linguistw institute MGLI

The chair of Foreign Languages senior lecturer Perevalova S. G.

Russia, Moscow, +7(985)967-02-29 e-mail: [email protected]

С.Г. Перевалова

ОБРАЗ ЛЬВА В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ И В БАСНЯХ ЛАФОНТЕНА

В данной статье рассматривается образ Льва в мировом искусстве и в баснях Лафонтена, а также рассматривается ряд басен, в которых автор описывает достоинства и недостатки царя зверей.

Ключевые слова: Лев в искусстве, эпоха Людовика XIV, французская басня, Лев как царь зверей.

S.G. Perevalova

THE IMAGE OF A LION IN THE WORLD ART AND IN THE FABLES

OF LA FONTAINE

This article discusses the image of a Lion in the world art and in the fables of La Fontaine, and discusses a number of fables, in which the author describes the advantages and disadvantages of the king of beasts.

Key words: Lion in the art, epoch of Louis XIV, French fable, Lion as the king of beasts.

Лев - царь зверей! В искусстве, литературе и символике практически каждого народа присутствует образ льва. Это символ власти, силы, величия, мощи, гордости, храбрости, благородства, доблести, справедливости и триумфа. Лев - символ королевского достоинства и благородства, рядом с которым часто присутствует его королева -Львица - воплощение материнства и самоотверженности. Еще в древности льва рассматривали как атрибут власти, справедливости закона и защитника интересов государства.

Образ Льва достаточно широко представлен в мировых мифологиях. В египетской мифологии нередко богини изображались под видом львицы (богиня влаги Тефнут), женщины с головой львицы (богини Баст и Сехмет) или льва (Осирис). В вавилонской мифологии львица - это спутница и слуга богини войны Игитар. Согласно греческой мифологии, лев - это творение бога любви Аполлона, спутник богинь Кибелы, Артемиды и Афродиты. Для мифологии Египта и Греции характерны такие мифологические существа, как химера - чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона; мантикора - чудовище с головой человека, хвостом скорпиона и телом льва, а также сфинкс - лев с головой человека (чаще фараона) - для древнеегипетской мифологии или чудовище с головой и грудью женщины, лапами и телом льва и крыльями орла - для древнегреческой мифологии. Также в мифологии лев - это страж смерти. А борьба мифологических героев со львами - это целая тема в мифологии. Со львами сражались Геракл (первый подвиг Геракла, где он сразил Немейского льва, порождение Тифона и Ехидны), Самсон, Давид и другие.

© Перевалова С.Г., 2015

В религии тема льва также достаточно широко представлена. Для индуистов лев - символ уничтожения демонов и страж севера. Для тибетцев он - защитник буддизма и всего тибетского государства. Вообще в буддизме лев - это воплощение храбрости, благородства и постоянства. Он приносит счастье и удачу. Образ льва неоднократно принимал сам Будда. В исламе лев символизирует защиту добра и уничтожение зла. «Львом Аллаха» именовали зятя Мухаммеда Али. В христианстве безупречная репутация льва была слегка запятнана из-за ранних гонений на христиан (Нерон и Диоклетиан бросали ненавистных им христиан на растерзание львам). Вследствие этого факта лев стал одним из символов мученичества и страдания. Но все же травля христиан львами не смогла полностью погубить авторитет царя зверей: в обществе льва изображались святые Фекла и Евфимия, пророк Даниил, святые Иероним и Андриан. В раннехристианском искусстве лев символизировал святого Марка и даже самого Христа.

Образ льва нередко присутствует и в современном мире: в синематографе, искусстве, символике, геральдике, как амулет и многое другое.

Рычащий лев является логотипом американской медиакомпании «Metro Goldwyn Mayer», талисманом спортивной команды Колумбийского университета, главной наградой Венецианского кинофестиваля (Золотой и Серебряный львы), маскотом чемпионата мира по футболу в 1996 и 2006 годах, эмблемой французской автомобильной компании Peugeot и австралийской Holden.

Образ льва присутствовал на национальном флаге Ирана с 1846 по 1979 год. Мер-лайон (лев с рыбьим хвостом) - это символ Сингапура. Также львы выбраны в качестве государственной символики Индией, Швецией, Болгарией, Нидерландами, Чехословакией, Канадой, Испанией. Со времен Ричарда (1157-1199), которого за храбрость назвали Львиное Сердце, три льва являются эмблемой английских монархов. На гербе Шри-Ланки символику мужества и независимости олицетворяет львиный леопард. В государствах Африки (Сенегал, Малави, Сьерра-Леоне и Тунис) символика льва является ведущей. В России лев (золотой леопардовый лев с серебряным крестообразным мечом) - это герб города Владимира (ранее он олицетворял власть великого князя Владимира). Львы присутствуют на родовых гербах дворян Лазаревых, Новосильцевых, Собакиных, Головковых, Головниных, Долгоруких, Давыдовых, Черкасских и других.

Широко представлен образ льва в синематографе. Это и мультфильмы «Король Лев», «Робин Гуд» (студии Disney), «Вокруг света с Вилли Фогом» (японо-испанский мультсериал), «Каникулы Бонифация» и «Как Львенок и Черепаха пели песню» (советские мультфильмы), «Мадагаскар» (студии Dream Works Pictures). Это и фильмы «Призрак и Тьма» Стивена Хопкинса, «Добыча» режиссера Даррелла Рудта, «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина, «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссеров Эльдара Рязанова и Франко Проспери.

В медицине лев - символ здоровья и духа жизни.

Существует огромное количество разнообразных талисманов в образе льва, которые, как считается, восстанавливают силу, поддерживают бодрость и энергию.

Лев - это один из 12 знаков Зодиака, символ Солнца. Считается, что рожденные под знаком Льва (23.07-23.08) - это мужественные люди, не любящие тоску, серость и одиночество, а предпочитающие всегда быть в центре внимания.

В литературе Лев прежде всего - царь зверей, и он присутствует в произведениях значительного числа народов, где он нередко символизирует стойкость, царственность, благоразумие и твердость. Порой в сказочном фольклоре и животном эпосе Лев выступает как объект насмешек и сатиры, когда более слабые, чем он, животные оказываются умнее и хитрее самого царя зверей (например, арабская сказка «Как Лиса перехитрила Льва»). Но, прежде всего, конечно же, Лев - это царь зверей, повелитель животного мира, смелый владыка, мудрый и справедливый покровитель животных и людей (как Смелый Лев из «Волшебника Изумрудного города», Аслан из «Хроник Нарнии», Лев

Нобель (с фр. «noble - «благородный») из средневекового французского «Романа о Лисе», преданный Лев из сказки Л.Н. Толстого «Лев и собачка»).

Широко и полно представлен образ льва в таком литературном жанре, как басня. Образ льва встречается в баснях Эзопа: «Лев и Олененок», «Лев, Медведь и Лиса», «Осел, Онагр и лев», «Человек и Лев»; в баснях Федра: «Корова, Коза, Овца и Лев», «Осел и Лев на охоте», «Престарелый Лев, Кабан, Бык и Осел»; в баснях И.А. Крылова: «Воспитание Льва», «Лев и Барс», «Лев и Волк», «Лев и Комар», «Лев», «Лев и Мышь», «Лев и Лисица», «Лев и Человек», «Лев на ловле», «Лев состарившийся», «Лев, Серна и Лиса» и другие.

Что же такое басня? В чем ее отличительные особенности? Чему она учит и почему так популярна в мировой литературе? Басня - это стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или начале басни, а также в ее содержании содержится краткое нравоучение, мораль. Действующими лицами в басне обычно выступают животные, растения, вещи, реже человек, через них высмеиваются пороки людей. Животные в баснях действуют как люди. Лиса воплощает в себе хитрость, гусь - глупость, лев - мужество, волк - коварство, заяц - трусость, обезьяна - порочность, змея - подлость, свинья - невежество, стрекоза -легкомыслие, то есть животные представляют определенные черты человеческого характера.

Великий французский баснописец Жан де Лафонтен (1621-1695) создал широчайшую картину нравов своей эпохи в своих произведениях. Правда, жизнь своего времени Лафонтен представил в иносказательной форме, в форме басни, где он изобразил придворных льстецов, жадных феодалов, трусливых чиновников, лицемерных судей и трудолюбивых крестьян. На протяжении 26 лет (1668-1694) известный баснописец создал 12 книг басен, в которых он ярко показал все особенности французского общества своего времени - от крестьянина до короля. Во главе звериного царства у Лафонтена - Его Величество Лев, воплощающий в себе многие черты Людовика XIV, в эпоху которого жил и творил Жан де Лафонтен.

Начало 60-х гг. XVII века открывает длительный период правления Людовика XIV (1661-1715). После смерти Мазарини Людовик XIV приблизил к себе Кольбера и арестовал Фуке, друга и покровителя баснописца. В отличие от других литераторов, отказавшихся от Фуке, Лафонтен остался верен своему бывшему покровителю и после его падения. В 1663 году он в защиту Фуке пишет «Оду королю» («L'Ode au Roi») и выражает свое отношение к делу Фуке в своем первом выпуске «Басен» (1668 г.). По этим причинам Людовик XIV и Кольбер начинают неодобрительно и неуважительно относиться к писателю и его творчеству. После вынесенного приговора Фуке, осудившего его на пожизненное заключение, Лафонтен отправляется в изгнание в Лимож. После возвращения писателя в Париж из изгнания король продолжает неодобрительно относиться к Лафонтену. Притесняемый, не подпускаемый к трону, без пенсии, Лафонтен продолжает писать даже тогда, когда Кольбер запрещает публиковать его «Сказки» (вплоть до 1684 г.). Лафонтен был упорным тружеником. Его «Басни» - результат кро-потливейшей работы. Лафонтен прекрасно отдавал себе отчет в значении своего поэтического дела. Он был острым наблюдателем, тонким психологом и глубоким мыслителем.

Басни Лафонтена говорят нам о том, что писатель всегда живо интересовался жизнью своей страны и был истинным патриотом Франции с активной гражданской позицией. Он прославлял людей, которые изо всех сил стараются быть счастливыми, надеясь лишь на свою молодость, энергию и изобретательность, и высмеивает тех, кто пытается быть счастливым, отстаивать свои интересы при помощи грубой силы, денег, наглости и лицемерия.

С приходом к власти Людовика XIV во Франции устанавливается абсолютизм королевской власти и размах придворной жизни (балеты, карусели, театры, балы). Вся тяжесть налогов и поборов легла в то время тяжким грузом на плечи народа, что приводило к постоянным восстаниям. Не была безмятежной жизнь и буржуазии, так как власть не склонна была уравнять политические права сословий. В 1692 году Лафонтен заканчивает свою двенадцатую и последнюю книгу «Басен», которая содержала в себе острые обличительные моменты абсолютной монархии.

Посмотрим, как же в своих «Баснях» Лафонтен рисует образ Льва.

1) «Похороны Львицы» («Les obsèques de la Lionne») - Лафонтен показывает нам Льва, у которого скончалась супруга. Все звери спешат к своему царю, чтобы выразить ему сочувствие и разделить с ним его горе:

В лесу скончалась львица,

Тотчас ко всем зверям повестка. Двор и знать

Стеклись последний долг покойнице отдать.

Лев плачет и воет во весь голос на весь дикий лес. Вслед за ним и весь двор ревет на все голоса и тысячу ладов, что закономерно: ведь придворные и подчиненные во все времена являются лишь зеркальным отражением настроений и желаний своего правителя:

Я двор зову страной, где чудный род людей: Печальны, веселы, приветливы, суровы; По виду пламенны, как лед в душе своей; Всегда на все готовы; Что царь, то и они; народ - хамелеон, Монарха обезьяны;

Ты скажешь, что во всех единый дух вселен;

Не люди, сущие органы:

Завел - поют, забыл завесть - молчат.

Но что это? К царю летит Лисица, чтобы доложить о том, что лишь один Олень не плачет и не скорбит по Львице. Он еще смеялся над всеми скорбящими зверями. Лев в ярости, он не может вынести подобного унижения и неуважения к себе и своей умершей жене. Разъяренный Лев вопит и приказывает волкам убить «изменника» и «наглеца». Но Олень, решивший отомстить Льву таким своим поведением за то, что ранее Львица погубила его жену и дочь, не испугался львиного гнева и заявил ему, что ему повезло и у него было видение: пред ним предстала Львица и сказала ему, чтобы он передал другим зверям, что она находится в райском чертоге и счастлива. Лев окрылен: его супруга в раю и она счастлива! Он награждает Оленя и отпускает его с почестями: А царь, осклабя взор, Сказал: «Оленю в награжденье Даем два луга, чин и лань!»

Автор в своей басне хочет показать своему читателю, что как бы вы ни относились к вышестоящему над вами, какие бы эмоции ни вызывали у вас его поведение и поступки, нужно быть хитрее и умнее. Если же вы вызвали гнев более сильного, необходимо всего лишь польстить и предоставить все в более выгодном для него и для вас свете. Таким образом, в данной басне благочестивый обман изображается как лучшее средство угодить разгневанным правителям:

Не правда ли, что лесть всегда приятна дань?

Лев в данной басне - это тщеславный, жестокий, глупый и гордый правитель, который любит лесть и ничего не видит вокруг себя и все забывает при сладких льстивых речах.

2) «Лев и Мошка» («Le Lion et la Moucheron») - Лафонтен осуждает гордость и спесь Льва, который, не оценив маленького противника, не подумал о том, что порой

самые наши маленькие враги оказываются самыми страшными. Автор говорит нам о том, что не стоит смеяться над бессильным и обижать слабых, а нужно уважать каждое живое существо, а в любом человеке видеть его человеческое достоинство: Бессильному не смейся И слабого обидеть не моги! Мстят сильно иногда бессильные враги: Так слишком на свою ты силу не надейся!

3) «Лев, Волк и Лиса» («Le Lion, le Loup et le Renard») - мы видим Льва, который заболел и страдает подагрой. Все звери ищут лекарство для своего повелителя, лишь Лиса сидит дома мирно одна и не принимает никакого участия в спасении Льва. Об этом на приеме докладывает Льву Волк, желая навредить Лисе. Тогда Лев призывает к себе Лису, чтобы узнать у нее, почему та не приходит и не интересуется здоровьем своего владыки:

Лев шлет гонца, приказ давая строгий:

Лисицу выкурить немедля из берлоги.

Когда Лиса предстает перед очами своего повелителя, она говорит, что ходила в святые места, чтобы молиться за здоровье Льва. Также Лисе известно, что именно Волк является доносчиком на нее, и решает отомстить ему. Она говорит, что ей известно средство, которое может излечить Льва. А именно: для выздоровления нужна шкура Волка, в которую Льву надо обернуться:

«За ваше здравие, и в странах отдаленных Я видела мужей, наукой умудренных, И им о слабости я говорила той, Которая страшна в годах преклонных; Но ей помочь возможно теплотой, Лишь заживо снимите с Волка шкуру И обернитесь ею вы, Еще дымящейся, от ног до головы: Халатом пусть, он вам так нужен, Послужит Волк». Понравился совет; И Волк, ободранный, попал царю на ужин, А шкурою его был старый Лев одет.

В данной басне Лафонтен высмеивает нравы двора и придворных, готовых на все, что угодно (лесть, подлость, ложь), лишь бы защитить себя и расквитаться с обидчиком. А Лев принимает такое поведение и идет на поводу у льстецов, мечтающих лишь о власти и богатстве. Лафонтен говорит в завершении басни, обращаясь к вельможам: Довольно вам губить друг друга, Льстецы придворные! Коварная услуга Наушнику, на тот иль на другой манер, Сторицею воздастся, без сомненья. Избрали вы одну из тех карьер, Где ждать нельзя пощады и прощенья.

4) «Лев, Обезьяна и два Осла» («Le Lion, le Singe et les deux Anes») - Лафонтен показывает нам Льва, который мечтает о том, как можно лучше управлять страной. Он готов учиться, и в один день Лев пожелал видеть самую умную Обезьяну, которая бы восполнила его пробелы в знаниях:

Лев, чтоб страною лучше править, И в знаньях чувствуя изъян,

В один прекрасный день велел себе представить

Умнейшую из обезьян,

Желая у нее немного поучиться.

В ходе первого урока Обезьяна объясняет Льву, что, чтобы быть великим и справедливым повелителем, необходимо все свои дела направлять на благо страны, а личные интересы и желания забыть:

«Великий Государь, чтобы разумно править, Должны всему вы предпочесть Своей страны довольство, честь, И личные желания оставить. Несчастье той стране, где личный интерес Пред государственным имеет перевес!..»

Самый главный порок, о котором говорит Обезьяна и от которого надо избавляться в первую очередь, - это самолюбие:

«...Великий Государь, порока хуже нет,

Чем самолюбие. Меж нами

Все зло посеяно его сынами.

Оно - отец всех зол и бед.

Понятно, отрешиться сразу

От самолюбья мудрено;

Но умерять его должно

Хоть понемногу, раз от разу;

Иначе можно стать смешным

Или прослыть несправедливым...»

Примером самолюбия стал рассказ про двух Ослов, которые, идя по дороге, наперебой хвалят друг друга, высмеивают людей и превозносят себя перед родом человеческим. Расставшись, они пошли в город, чтобы продолжать нахваливать друг друга с расчетом, что от похвалы других часть славы достанется и им.

Лафонтен этой басней показывает, что и среди простых людей, и среди высшего света есть подобные «ослы», которые создают себе кумиров, рассчитывая и самим стать кумиром для кого-нибудь.

Лев в этой басне предстает перед нами хоть и самовлюбленным и порой эгоистичным правителем, но он стремится к знаниям, прислушивается к советам мудрецов своего царства и хочет сделать все возможное для своей страны. А когда есть стремление к знаниям - возможно все!

5) «Лев» («Le Lion») - Лафонтен рассказывает нам историю о богатом Леопарде-султане, который сидит гордо и без забот на своем троне. Но приходит новость - в лесу родился Лев, и в стране, правителем которой являлся Леопард, пошли разговоры о том, что от Льва в дальнейшем можно ждать неприятностей. Леопард призывает к себе своего дипломата Лиса, чтобы попросить у него совета, как быть. Лис говорит о том, что соседство Льва может быть опасным для страны. Ведь Львенок когда-то превратится во Льва:

А Лис в ответ: «Я, право, не пойму,

Как можно Льва жалеть?

Нам следует (прости на резком слове)

С лица земли его стереть;

А если в дружбе жить, то все же наготове

Быть каждый день и даже каждый миг.

Не Львенок страшен. - Лев нам будет лих. »

Но Леопард не послушал старого Лиса и его предупреждений о том, что надо быть очень осторожным с таким соседом, быть всегда начеку и не портить с ним отно-

шений. Прошло время. В своей беззаботной, богатой и беспечной жизни Леопард и не заметил, как Львенок стал Львом:

И не заметили как настоящим Львом

Стал прежде маленький и неопасный Львенок.

Лис вновь идет к султану дать совет. Он говорит о том, что Лев очень силен и умен, а поэтому надо дружить с ним, а не воевать. К тому же у Льва есть верные друзья и союзники, делающие его непобедимым. Если Леопард хочет жить в мире со Львом, то он должен ему давать все, что тот пожелает. Но Леопард вновь не прислушался к словам Лиса, и все закончилось печально для него: Но не понравился совет. И вышла оттого не польза, вышел вред: Все страны, что со Львом безумно воевали, Жестоко пострадали, И там, где Леопард на троне восседал, Лев властелином стал.

Лафонтен данной басней показывает, что если ты живешь со Львом по соседству, то нужно здраво оценивать ситуацию и понимать, с кем стоит воевать, а с кем нужно только дружить:

Смысл прост и ясен Подобных басен:

Со львенком ежели живу в соседстве я, Не лучше ли жить так, чтоб были мы друзья? Не то как вырастет да выпустит он когти, С ним справиться мои бессильны ногти.

Лев в данной басне сильный повелитель, который не боится могущественных и богатых противников, идет в бой, сражается за владения и земли, побеждает и становится полноправным царем, владыкой всех земель, еще раз доказывая, что главный среди зверей - Лев, а среди людей - Царь.

6) «Больной Лев и Лисица» («Le Lion malade et 1е Renard») - Лафонтен говорит о коварстве Льва, которое он пытается прикрыть своей болезнью, пускаясь на уловки, говоря, что он болен и чтобы звери всех пород навестили его. В ответ он обещает их не трогать:

И каждый может быть уверен, Что он со свитою своей, Благодаря тому указу, И от зубов царя зверей И от когтей избавлен сразу.

Но в данной басне среди всех глупых придворных Льва, которые, не думая ни о чем, идут прямо в когти своего хищного царя, есть и здравомыслящие фигуры - Лисы, которые умеют рассуждать логически и сопоставлять факты: Следы, которые в пыли мы видим тут, Без исключения к берлоге все идут, Но нет ни одного, идущего обратно; И недоверие, понятно, Они внушают мне. На пропуске царю Я потому спасибо говорю :

Пусть от посольства наш он лисий род избавит. Его величество, конечно, не лукавит, Он добр, но в логово его Входящих лишь мы видели покуда,

И не видали никого, Кто вышел бы оттуда.

Лев в данной басне - коварный, хитрый и лживый владыка, который еще раз доказывает, что не всегда нужно верить и доверять сильным мира сего. Также из этой басни можно вывести следующую мораль: если человек и раньше был опасен для остальных, то и в будущем, какими бы благими намерениями он ни прикрывал свои слова и поступки, он останется таким же неизменно опасным, как был всегда.

7) «Мор зверей» («Les Animaux malades de la Peste») - Лафонтен осуждает насилие сильного над слабым, лицемерие, ложь. Басня направлена против несправедливости тогдашнего духовенства, снисходительного к порокам богатых и строгого к беднякам. Так Лев говорит, что хотя он и повинен в поедании овец и пастухов, но этот грех не такой уж страшный, чтобы его нельзя было простить. И остальные звери говорят о своих «нестрашных» грехах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И все, кто были тут богаты

Иль когтем, иль зубком, те вышли вон

Со всех сторон

Не только правы, чуть не святы.

Но Лев с легкостью относится к прегрешениям своих влиятельных зубастых, когтистых и хитрых подданных. Ведь и в человеческом обществе к грехам богатых и влиятельных людей особое, снисходительное отношение. Власть всегда прощает близких к себе. Вол также решает признаться в своем «грехе», в краже клочка сена из стога у попа:

В свой ряд смиренный Вол им так мычит: «И мы Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы Нам были худы,

На грех меня лукавый натолкнул: Ни от кого себе найти не могши ссуды, Из стога у попа я клок сенца стянул».

Тут же его единогласно признают виноватым во всех грехах и приговаривают к сожжению:

Кричат Медведи, Тигры, Волки: «Смотри, злодей какой! Чужое сено есть! Ну, диво ли, что боги За беззаконие его к нам столько строги? Его, бесчинника, с рогатой головой, Его принесть богам за все его проказы, Чтоб и тела нам спасть и нравы от заразы! Так, по его грехам, у нас и мор такой!» Приговорили -И на костер Вола взвалили.

Лев в данной басне - жестокий, лицемерный правитель, который вновь доказывает тот факт, что нередко правителей интересуют лишь собственные интересы и интересы окружающих его льстецов. Скромные, простые люди ими унижаемы и не защищены от них никакими законами: ни человеческими, ни судебными: И в людях так же говорят: Кто посмирней, так тот и виноват.

8) «Лев в походе» («Le Lion s'en allant en guerre») - Лафонтен на примере Льва показывает нам мудрого правителя, который понимает, что нет бесполезных подданных на войне. Он находит варианты, как можно получить выгоду из заведомо проигрышных в условиях войны качеств, превратив их в полезные. Трусливого Зайца он наделяет

функцией военного курьера, в чем ему помогут его природная осторожность и длинные ноги, а упрямство и крики Осла можно использовать для устрашения врагов: Но кто-то высказал совет такого рода: «Ослов я удалить советовал бы вам И Зайцев, трусящих без видимой причины». «Без них неполными явились бы дружины, -Сказал на это мудрый Лев. -Пускай врагов страшит ослиный рев, А Зайца мы пошлем курьером».

Лев в данной басне - умный, мудрый и проницательный воин, замечательный стратег, который способен найти пользу даже там, где, как казалось бы, ее не может и быть:

Руководясь таким примером,

Монарх и от ничтожных слуг,

Лишь ознакомившись с их свойствами и даром,

Посильных может ждать услуг;

Для мудрого ничто не пропадает даром.

9) «Львиный указ» («Les Oreilles du Lièvre») - Лафонтен описывает ситуацию, когда Лев изгоняет со двора неугодных ему подданных. На этот раз ими оказался рогатый скот:

Такое-то число и год, По силе данного веленья, Рогатый крупный, мелкий скот Имеет изгнан быть из львиного владенья, И должен выходить тотчас.

За Козлами, Баранами, Оленями и Волами бежит Заяц. Лиса удивленно спрашивает его, в чем дело и почему он тоже покидает царские владения. Ведь у него нет рогов. На это Заяц отвечает, что если сегодня Лев не доволен своими подданными с рогами и изгоняет их, то завтра он точно так же поступит с другими, не рогатыми, но внешний вид которых его не устраивает: Я видел тень ушей моих; Боюсь, сочтут рогами их. Ахти! Зачем я здесь остался? Опаснейшими их рогами обнесут.

В данной басне Лев - тщеславный владыка, изгоняющий всякого, кто ему неугоден, вне зависимости от того, виновен или нет изгоняемый. Так же и правители нередко изгоняли ранее неугодных им придворных. И каждый боялся, что завтра гнев властителя может упасть на него, и абсолютно никто не застрахован от изгнания, немилости и ссылки.

10) «Лев состарившийся» («Le Lion devenu vieux») - автор показывает нам, что молодость и старость - это порой различные взгляды и возможности. Когда ты молод -ты силен и здоров, ты можешь все. Лев, будучи молодым, тоже был силен, и никто не мог обидеть или оскорбить его. Постарев и утратив былую силу, он познал всю несправедливость жизни:

Могучий Лев, гроза лесов, Постигнут старостью, лишился силы: Нет крепости в когтях, нет острых тех зубов, Чем наводил он ужас на врагов, И самого едва таскают ноги хилы.

Не имея больше сил наказать своих обидчиков, Лев молча выносит их издевательства, мечтая лишь о смерти:

Не только он теперь не страшен для зверей,

Но всяк, за старые обиды Льва, в отмщенье,

Наперерыв ему наносит оскорбленье:

То гордый конь его копытом крепким бьет,

То зубом волк рванет,

То острым рогом вол боднет.

Лев бедный в горе толь великом,

Сжав сердце, терпит все и ждет кончины злой,

Лишь изъявляя ропот свой

Глухим и томным рыком.

Единственное, что Лев уже никак не может принять, так это то, что даже Осел норовит пнуть его. Лев молит богов о смерти, лишь бы не испытывать унижение от Осла: «О боги! - возопил, стеная, Лев тогда, -Чтоб не дожить до этого стыда, Пошлите лучше мне один конец скорее! Как смерть моя ни зла: Все легче, чем терпеть обиды от осла».

Лев в данной басне - настоящий хищник и воин в прошлом, и лучший вариант для него в старости - смерть. Только не обида от самого низкого для него животного -Осла. Так и в жизни возможны такие случаи, когда придворные с легкостью отворачиваются и предают вчерашних правителей, стараются очернить и оскорбить их, прогибая спину перед новыми властителями. Но царь всегда остается царем: и в молодости, и в старости.

11) «Влюбленный Лев» («Le Lion amoureux») - Лафонтен показывает своему читателю влюбленного царя зверей. Этой басней автор хочет сказать, что каждый в своей жизни переживал или переживает любовные чувства, порой теряя голову и забывая обо всем на свете. Что может быть крайне опасно! Влюбившись без памяти, Лев отказался от своего «я», обрубив когти и подпилив зубы: Лев согласился... Ослепила Его коварная любовь, Но без когтей и без зубов Исчезла в нем былая сила, И стая псов

От сватовства безумца отучила...

Лев в данной басне максимально приближен к обычному человеку, понятен ему. Когда человека ослепляет любовь, он забывает обо всем: богат он или беден, стар он или молод. Все одинаковы перед лицом Любви! Каждый может потерять благоразумие и перестать думать о последствиях своих безумств, что нередко приводит к трагедиям: Любовь, любовь!.. И я скажу в раздумье, Когда мы страстью возгорим, Мы говорим:

Прощай, прощай, благоразумье!

Также образ Льва представлен в таких баснях Лафонтена, как «Лев и его двор» («La cour du Lion»), «Лев и Мышь» («Le Lion et le Rat»), «Осел в львиной шкуре» («L'Ane vêtu de la peau du Lion»), «Лев и Осел на охоте» («Le Lion et l'Ane chassant»), «Лев, сраженный человеком» («Le Lion abattu par l'Homme»), «Львица и Медведица» («La Lionne et l' Ourse»), «Лев и Охотник» («Le Lion et le Chasseur»), «Пастух и Лев» («Le Pâtre et le Lion») и другие.

Таким образом, можно сказать, что басни оказали огромную услугу Лафонтену, позволив ему в аллегоричной форме высказать свои мысли и нарисовать подлинную картину современного ему общества, сказать о том, о чем он не смог бы сказать открыто. Благодаря использованию характеров животных Лафонтену удалось ярко представить нам пышный двор Людовика XIV, его великолепие и нравы. Король-солнце, как и король-Лев, уверен, что все окружающие его люди принадлежат ему целиком и полностью. Угодить и тому, и другому королю практически невозможно: «.кто недольстил, кто перельстил - всем один конец.». Лафонтен рисует нам придворных короля, которые готовы перегрызть друг друга за теплое место поближе к трону. Они лгут, хитрят, льстят, интригуют и губят всех без разбора. И двор короля-солнца, и двор короля-Льва - все живут по законам джунглей. Кто сильнее - тот и прав. «Все эти господа Волки, Лисы, Медведи, Львы давят, грызут, эксплуатируют всякую мелкую сошку - Зайцев, Ослов, Мышей, Птичек, иначе говоря, крестьян, ремесленников и прочую «canaille, sotte espèce». Здесь нет борьбы: один подавляет, другой подчиняется, со стоном, со слезами, но без протеста: слишком укоренилось сознание бесправия».

Право сильного - единственное право. И Лев-король, властитель джунглей, в баснях тоже показывает все свои стороны. Он может быть сильным, добрым, отважным, храбрым и щедрым. Это идеал правителя для Лафонтена. А может он быть и лживым, коварным, злым и несправедливым. Такого правителя Лафонтен отвергает. Людовик XIV был монархом для Лафонтена. Но кто посмел бы сказать, что именно его, короля-солнце, нарисовал Лафонтен в своих баснях? Каждый может интерпретировать по-своему творчество великого баснописца и искать в его «зверинце» человеческие достоинства и пороки и сильных мира сего, и простых «подданных».

Библиографический список

1. Андреев Л.Г. История французской литературы. М.: Высшая школа, 1987. 539

с.

2. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. Собрание сочинений. Т. 4. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 402-680.

3. Лафонтен Ж. Басни. М.: Каро, 2013. 80 с.

4. Лафонтен Ж, Эзоп. Басни. М.: Эксмо, 2011. 160 с.

5. Лукина А.Е. Хрестоматия по французской литературе. СПб.: Издательство «Корона. Век», 2013. 432 с.

References

1. Andreev L.G. History of French Literature. М.: Higher School, 1987. 539 р.

2. Jhukovsky VA. On the fable and fables of Krylov. Collected works. Vol. 4. M.; L.: State publishing house of literature, 1960. P. 402-680.

3. Lafontaine J. Fables. М.: Каш, 2013. 80 p.

4. Lafontaine J, Aesop. Fables. М.: Exmo, 2011. 160 p.

5. Lukina А.Е. Ап^^у of French literature. SPb.: Publishing house «Korona. Century», 2013. 432 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.