Научная статья на тему 'Образ культуры здоровья при социализации обучающихся в вузе'

Образ культуры здоровья при социализации обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / VALEOLOGICAL CULTURE / SOCIALIZATION / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородникова Э.Ю.

В статье рассмотрено влияние педагогических факторов на формирование валеологической культуры в процессе профессионального и личностного развития будущих студентов-медиков. Культура здоровья как интегративная часть общей культуры при социализации становится неотъемлемой составляющей человеческого потенциала студента медицинского вуза. Кроме этого, исследуется, как применение активных методов обучения с использованием валеологической тематики способствует личностной и профессиональной самореализации будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CULTURE IMAGE ON SOCIALIZATION IN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

The author considers interrelationship of pedagogical factors with valeological culture formation in professional and personal development of future medical specialists. In the process of socialization health culture, as integrative part of general culture, becomes an essential component of human potential of medical students. In addition, it is examined how active learning methods with valeological subject area promote personal and professional self-realization of future specialists in the sphere of medicine.

Текст научной работы на тему «Образ культуры здоровья при социализации обучающихся в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.147

Э.Ю. Огородникова

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»

ОБРАЗ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПРИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассмотрено влияние педагогических факторов на формирование валеологиче-ской культуры в процессе профессионального и личностного развития будущих студентов-медиков. Культура здоровья как интегративная часть общей культуры при социализации становится неотъемлемой составляющей человеческого потенциала студента медицинского вуза. Кроме этого, исследуется, как применение активных методов обучения с использованием валеологической тематики способствует личностной и профессиональной самореализации будущего специалиста.

Ключевые слова: культура здоровья, социализация, активные методы обучения.

E.Yu. Ogorodnikova, Pacific State Medical University

HEALTH CULTURE IMAGE ON SOCIALIZATION IN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Abstract. The author considers interrelationship of pedagogical factors with valeological culture formation in professional and personal development of future medical specialists. In the process of socialization health culture, as integrative part of general culture, becomes an essential component of human potential of medical students. In addition, it is examined how active learning methods with valeological subject area promote personal and professional self-realization of future specialists in the sphere of medicine.

Keywords: valeological culture, socialization, active learning methods.

Культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые, в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре [1, с. 5]. Педагогическое влияние на образ культуры здоровья в период профессионального становления направлено на изменение, переоценку уже имеющегося у индивида жизненного стиля с целью его оптимизации. В современных условиях квалифицированный человеческий капитал является ведущим фактором формирования общественных отношений и ценностей.

Как известно, модернизация образования непосредственно связана с процессами, проходящими в обществе, и призвана обеспечивать опережающее воспроизводство производительных сил. Социальные изменения затронули и профессиональную деятельность врача. На становление процесса социализации, усвоение общественных норм и ценностей необходимо обращать внимание с первых дней подготовки специалиста в вузе. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих вуз, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества [2, с. 12].

Гилазиева С.Р. [4, с. 41] выделяет следующие интегративные компоненты личности, подвергающиеся формирующемуся воздействию образовательной среды:

• аксиологический;

• образовательный;

• физический;

• психический.

В данной статье рассматривается влияние педагогических факторов на формирование валеологической культуры в процессе профессионального и личностного развития будущих студентов-медиков. Актуальность исследования обусловлена тем, что культура здоровья становится интегративной частью социокультурного и аксиологического потенциала студента медицинского вуза, а медицинский университет как агент социализации призван отвечать современным требованиям в использования здоровьесберегающих технологий.

Объект исследования - студенты первого курса факультета общественного здоровья, слушатели программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (30 человек, из них: 87% - девушки, 13% - юноши).

Цель работы - формирование установок на здоровый образ жизни средствами иностранного языка.

Задачи:

• формирование у студентов когнитивных, эмоциональных, волевых компонентов культуры здоровья;

• развитие умений вести пропагандистскую работу по формированию здорового образа

жизни.

Методы исследования - опрос, технология синквейн.

Гипотеза работы - применение активных методов обучения с использованием валеологической тематики ведет к эффективному развитию личностной и профессиональной самореализации будущего специалиста.

В ходе первичного опроса (до реализации проекта) было выявлено, что большинство опрошенных (90%, из них - 77% девушек, 13% юношей) связывают здоровый образ жизни с занятиями спортом и физической активностью (когнитивный компонент). Многие студенты (60%, из них - 53% девушек, 7% юношей) регулярно (1-2 раза в неделю) сами занимаются спортом, танцами, другими видами физической активности (волевой компонент). Большое число студентов выразили положительное отношение к здоровому образу жизни (95%, из них - 82% девушек, 13% юношей) (эмоциональный компонент). То есть, наблюдается довольно высокая когнитивная и эмоциональная активность студентов-медиков в вопросах культуры здоровья на фоне более низких значений волевой активности (как у юношей, так и у девушек), что свидетельствует о стремлении к личностному и профессиональному росту и о необходимости корреляции волевых установок (у 22% девушек и 50% юношей).

Сходные результаты по иерархии мотивационного компонента в структуре личности студенческой молодежи демонстрирует исследование Билогур В.Е. (362 студента 1-2 курсов) [3, с. 35, 38].

Формирующим этапом исследования послужил круглый стол "Healthy. Young. Sporty: Russia, America, Europe" («Здоровые, молодые, спортивные в России, Америке, Европе») с участием слушателей программы международного обмена из США и Европы, состоявшийся в рамках реализации авторского проекта "Bridges of Education" («Мосты образования») на кафедре иностранных языков ТГМУ.

Были представлены доклады обучающихся:

1. "Factors Affecting Your Health" («Факторы, воздействующие на ваше здоровье»).

2. "Happy in Sport" ("Счастливы в спорте").

3. Stress Relieving Activities" («Как избежать стресса»).

4. "10 Tips of Healthy Lifestyle" («Десять принципов здорового образа жизни»).

5. "Healthy Life Style in Youth" («Здоровый образ жизни в юности»).

6. "Food Rainbow" («Радуга вкусов»).

7. "My Hobby" («Мое хобби»).

8. "Russia at XXII Olympics" («Россия на XXII Олимпийских Играх»).

9. "Being a Volunteer at XXII Olympics" («Быть волонтером на XXII Олимпийских играх»).

Кроме этого, специальные гости, слушатели программы международного обмена рассказали будущим специалистам о занятиях спортом в образовательных заведениях своих стран, а также об экстремальных видах спорта.

Как инструмент обобщения информации по воздействию педагогических факторов на развитие установки здорового образа жизни был использован синквейн. В качестве тем для синквейнов студентам были предложены:

• "Medical Е^са^оп"(«Медицинское образование»), коррелирующая с факторами социализации;

• "Our Round Table" («Наш круглый стол»), коррелирующая с факторами здорового образа жизни.

Известно, что синквейн как форма творческой активности студентов способствует развитию умений генерализации, оценивания и ассоциации и, таким образом, позволяет применить личностно деятельностный подход в обучении. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - творческая работа, состоящая из пяти нерифмованных строк:

1. существительное - тема синквейна;

2. два прилагательных, характеризующих главную мысль;

3. три глагола, относящиеся к действию;

4. фраза, выражающая отношение к теме;

5. существительное, ассоциация, интерпретация темы.

Анализ синквейнов проводился на основе уровневой структуры языковой личности в концепции Ю.Н. Караулова [5, с. 5]:

1. вербально-семантический уровень, где единицами являются отдельные слова и отношения между ними;

2. лингвокогнитивный уровень - с единицами, отражающими теоретические, обобщенные понятия, идеи, концепты;

3. мотивационно-прагматический уровень, характеризующий особенности коммуникативных ролей общающихся.

В условиях гуманизации высшего медицинского образования инновационные изменения должны быть направлены на подготовку нового поколения врачей, способных учитывать не только медико-биологические, но и социальные, и духовные детерминанты валеологической культуры [6]. Именно на лингвокогнитивном уровне и проявляется языковая личность с ее неповторимой, индивидуальной картиной мира, акмеологическими установками.

Таблица 1 - Частотные элементы синквейна

Наименование/ Элементы синквейна "Medical Education" («Медицинское образование») "Our Round Table" («Наш круглый стол»)

Прилагательные оценочного характера Interesting, scientific, difficult, cognitive, perspective, prestigious, necessary. Exiting, cognitive, interesting, innovative, informative

Глаголы, характеризующие действия Study, treat, help, explore, listen, direct, develop Describe, prepare, talk, get experience, inspire, meet, discuss

Фразы, отражающие установку на будущую профессию Future doctors of Russia; gives good opportunity for a life; possible to save lives; provides necessary knowledge Learn, unite us well, get acquainted, introduce new people

Личная интерпретация темы Career, gift, science, medical practice. Experience, meeting people, presentation, surprise, conference.

Заключение

Исследование позволяет сделать вывод, что формирование мотивационно-волевых установок будущих специалистов-медиков в области культуры здоровья нуждается в активном педагогическом сопровождении.

Именно воздействие на эмоционально-ценностное отношение обучаемых к своему здоровью, на становление их профессионально-физкультурной компетентности способствует дальнейшей трансляции образа культуры здоровья в своей профессиональной деятельности. Эффективность конструктивного педагогического взаимодействия в процессе социализации отмечается также рядом авторов [3, с. 39; 7, с. 428]. Билогур В.Е. особо подчеркивает роль теоретических, практических, научно-методических конференций и семинаров в становлении мо-тивационного, эмоционального и когнитивного компонентов валеологической культуры личности. Индивидуально-дифференцированный подход и учет всех уровней и компонентов валеоло-гической культуры имеет все предпосылки для совершенствования здоровьеориентированной образовательной деятельности в вузе.

Таким образом, обобщение единиц лингвокогнитивного уровня позволяет сделать вывод о результативности целенаправленного педагогического влияния средствами иностранного языка на индивидуальный образ «культуры здоровья» у будущих специалистов, что способствует их успешной социализации и формированию сознательного и активного отношения к здоровому образу жизни.

Список литературы:

1. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 9. - С. 5-7.

2. Артюхина, А.И. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учебно-методическое пособие / А.И. Артюхина, Е.В. Лопановой. - Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2012. - 198 с.

3. Билогур, В.Е. Мотивация как приоритетный фактор в физкультурно-спортивной деятельности молодежи // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. -2013. - № 41. - С. 35-39.

4. Гилазиева, С.Р. Показатели сформированности профессионально-физкультурной компетентности взрослого населения // Вестник ОГУ. - 2012. - № 2 (138). - С. 38-43.

5. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Ком-Книга, 2006. - 264 с.

6. Шаповалова, Н.А. Формирование духовно-нравственной компетентности врача в условиях гуманизации высшего медицинского образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 41-42. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennoy-kompetentnosti-vracha-v-usloviyah-gumanizatsii-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.12.2015).

7. Sharipova, D.D., Shakhmurova, G.A., Sharipov, A.D. The health promotion function of education as one of the important vectors of lifelong education // Proceedings of the 13th international conference "Lifelong learning: Continuous education for sustainable development". Pushkin LSU -2015. - С. 426-429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.