УДК 378; 37.018.4+61
С. О. Авчинникова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В статье представлен опыт организации здоровьесберегающей деятельности студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Отмечается, что здоровьесберегающая деятельность значима не только как личностно развивающая, но и как квазипрофессиональная, предваряющая аналогичный вид профессиональной деятельности. Показано, что вовлечению студентов в здоровьесберегающую деятельность и формированию на ее основе валеологической компетентности специалиста социальной работы способствует здоровьеформирующая среда образовательного учреждения.
Ключевые слова: подготовка специалистов социальной работы, валеологическая компетентность, здоровьесберегающая деятельность, личностный опыт, здоровьеформирующая среда.
Компетентностный подход в последние годы становится не просто популярным, он «постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования» [1, с. 19].
Понятие «компетентность» органично вписывается в систему высшего профессионального образования, обретая разнообразные, но, по существу, сходные толкования. Основания же, по которым производится вычленение и обоснование компетентностей специалиста социальной работы, в настоящее время не унифицированы, поэтому целесообразно зафиксировать наличие валеологичес-кой составляющей. Хотя данная компетентность не является ключевой, говорить о качестве подготовки специалиста социальной работы вообще и о профессионализме в решении социально-медицинских проблем без валеологической компетентности не представляется возможным. При этом ва-леологическая компетенция может рассматриваться как компонента личностной и инструментальной компетентности специалиста социальной работы либо как самостоятельное интегральное образование. В последнем случае валеологическая компетентность означает эффективную ориентировку в задачных ситуациях, связанных с сохранением (восстановлением) физического, психического и социального здоровья клиентов, позитивный опыт их решения и восприятие как средства самореализации, фактора непрерывного профессионального саморазвития.
Поскольку в большинстве подходов и трактовок компетентность соотносится с деятельностью, имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях [2; 3], формирование валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы в процессе опытно-экспериментальной работы в Смоленском гуманитарном университете осуществлялось посредством включения их в академическую, практико ориенти-
рованную и здоровьесберегающую деятельность. Технологической основой организации академической деятельности студентов являлось контекстное обучение. Практико ориентированная деятельность обеспечивалась за счет внедрения проектных методов в учебный процесс и добровольческие инициативы студентов. При этом, начиная с первого курса, особое внимание уделялось вовлечению студентов в здоровьесберегающую деятельность. В формировании валеологической компетентности здоровьесберегающая деятельность является стержневым компонентом, аккумулируя академическую и практико ориентированную деятельность. Здоровьесберегающая деятельность служит уникальным источником личностного опыта. В зарубежных моделях обучения социальной работе подчеркивается необходимость обучающего опыта как средства достижения и оттачивания профессиональной компетентности. В теории Д. Колба цикл обучения выглядит следующим образом: опыт (конкретный, личностный), рефлексивное наблюдение, теоретическая концептуализация и активное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контекстам и ситуациям профессиональной практики [4]. В процессе профессиональной подготовки субъектный опыт здоровьесберегающей деятельности расширяется и усложняется: от самопознания себя как субъекта жизнедеятельности, осуществляющего пробы и эксперименты в области здравотворчества, до саморазвития себя как профессионала, способного к инновациям в сфере здоровьесбережения клиентов. Иначе говоря, приобретя опыт здравотворчес-тва в процессе освоения различных видов здоровьесберегающей деятельности, оценив на себе их пользу и преимущества, студент готов воспринимать теоретические сентенции и выводы не отстраненно, а на основании только что полученного опыта. Продуманная система учебных задач в рамках академической деятельности обеспечивает не только размышления об этом опыте, но и интег-
рацию этих новых знаний в теорию, потребность оценить ее состоятельность на практике. Следующая фаза - практико ориентированная деятельность - является уже подготовленной и осмысленной, ориентированной на новый, более сложный опыт, который вновь становится предметом рефлексии и требует концептуализации.
Здоровьесберегающая деятельность обладает широкими возможностями в плане индивидуального личностного развития: валеологизация мышления, развитие сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер. Сама по себе здоровьесберегающая деятельность тоже весьма разнообразна: медикопрофилактическая, гигиеническая, рекреационная, физкультурно-оздоровительная, досуговая, духовно-нравственная и др. Включение в предпочитаемые виды и формы валеологической деятельности, значимой, творческой, развивающей, способствует интерио-ризации культурных образцов здоровой жизнедеятельности, а последующая эктериоризация делает студента создателем новых элементов и атрибутов культа здоровья, культуры жизнедеятельности. Однако включение в деятельность не происходит автоматически, включенным является индивид, имеющий адекватную мотивацию. Следовательно, подготовительный этап предполагает формирование смысла данной деятельности. Основные мотивы могут быть связаны с личностной самореализацией, профессиональным самосовершенствованием, творчеством в профессии.
Включение студентов в здоровьесберегающую деятельность в значительной степени обеспечивалось созданием в Смоленском гуманитарном университете здоровьеформирующей образовательной среды [5]. Созданная в университете среда является полифункциональной: осуществляется диагностика потенциалов здоровья студентов и преподавателей; ведется диспансерное наблюдение субъектов образовательного процесса, нуждающихся в коррекции здоровья; на основе стратификационных показателей по группам здоровья разрабатываются реабилитационные мероприятия; реализуются разноуровневые профилактические программы; совершенствуется здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; проводится отбор форм и методов обучения и воспитания с целью адаптации образовательного процесса к психофизиологическим, психическим и личностным особенностям студента; расширяется физкультурно-оздоровительная и просветительско-воспитательная работа со студентами на занятиях и во внеаудиторное время с целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Особая роль в организации здоровьесберегающей деятельности студентов отводится кафедре фи-
зической культуры, которая видит свою стратегическую задачу в области сохранения и укрепления здоровья студентов в том, чтобы сформировать у них личностный опыт быть здоровым, готовность к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений, в различных ситуациях жизненного самоопределения [6].
В учебный процесс кафедры физической культуры внедряются элементы инновационных педагогических технологий. Так, в проекте «Зеркало», в числе участников которого были студенты отделения социальной работы, заложена идея интеграции самостоятельной физкультурно-образовательной
деятельности студентов с работой под непосредственным руководством преподавателя с целью наиболее полного овладения методико-практическим компонентом содержания образования по физической культуре. Проект предусматривал формирование интереса к занятиям физической культурой на основе атлетической гимнастики и изменение ценностного отношения студентов к своему физическому совершенствованию [7]. На первом этапе студенты изучали интерактивные энциклопедии и учебные фильмы, содержащие большое количество информации об основных положениях теории и методики спортивной тренировки; просматривали видеофрагменты собственных предыдущих тренировочных занятий; анализировали литературу по питанию и контролю массы тела; составляли электронный словарь специальных терминов, вели дневники самоконтроля и т. д. В результате они получили необходимый минимум теоретико-методических знаний о специфике тренировки, об анатомических, физиологических и биохимических функциях организма человека, отразив результаты познания в электронном виде в мультимедиапрезентациях. Вторым шагом в рамках проекта было изучение собственных физических и функциональных особенностей: проводилось диагностическое и функциональное тестирование на основе методов самоконтроля, функциональных индексов и проб. Все данные заносились в таблицы и обрабатывались на компьютере. Это позволило применить индивидуально-дифференцированный подход к занятиям в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности студентов. Третий этап включал в себя проведение занятий на основе проблемно-тематического подхода, связанных с организованными дискуссиями на различную тематику, работу с электронным словарем терминов, практическое освоение основ проведения самомассажа. На протяжении четвертого этапа студенты занимались созданием своих индивидуальных тренировочных программ занятий атлетической гимнастикой, что фиксировали в видеоальбомах и мультимедийных презентациях. Самооценка и положитель-
ная динамика развития оценивались во время выполнения отобранных тестов для определения уровня развития силовых и скоростно-силовых качеств. После каждого шага проекта проводились рефлексивные занятия для самооценки и коррекции деятельности.
Содействие укреплению здоровья, повышению адаптационных возможностей студентов является одним из аспектов деятельности консультационной психологической службы, созданной в университете на базе кафедры общей, медицинской и социальной психологии. Наряду с адресной консультативной помощью (по запросу конкретного студента) службой осуществляется плановое групповое консультирование. В рамках группового консультирования студенты знакомятся с методами идентификации факторов, вызывающих стресс, стратегиями решения проблем путем целенаправленного совершенствования своей субъектности; конкретными мерами защиты от воздействия вызывающих стресс факторов; методами управления своими эмоциями в соответствии с социокультурными установками общества; методами эффективной коммуникации в условиях. Ведется также плановая работа по коррекции таких субъективных составляющих здоровья, как ригидность, истощаемость, агрессивность, через рассмотрение многовариантных походов к решению проблемы, освоение студентами методик саморегуляции, личностного развития, освоение навыков коммуникации, уверенного поведения, партнерских взаимоотношений, творческого самовыражения.
Ключевой фигурой в формировании здорового образа жизни студентов университета выступает куратор. На отделении социальной работы каждый куратор непременно проводит анкетирование студентов с целью изучения их стиля жизни: организация труда и отдыха, предпочитаемые формы досуга, отношение к вредным привычкам, характер и режим питания и т. д., а также динамики этих показателей в процессе обучения в вузе. Полученные данные дополняются в результате бесед, наблюдения, и на основе этого куратором разрабатывается педагогическая тактика на определенный период. В зависимости от индивидуально-стилевых особенностей педагога и предпочтений студенческой группы содержание деятельности куратора включает организацию встреч со специалистами (диетологами, наркологами, психотерапевтами и т. д.), организацию участия студентов в спортивных соревнованиях, посещение спортивных состязаний в качестве болельщиков, совместные воскресные лыжные групповые походы и т. д. На уровне университета, по инициативе кураторов, проводятся конкурсы на самую спортивную студенческую группу,
самую некурящую, самую здоровую, дни «Я бросил курить, бросай курить и ты».
Включение студентов в систематическую здоровьесберегающую деятельность позитивно отражается на их повседневной жизнедеятельности. За время обучения, по данным анкетирования, количество студентов, соблюдающих режим дня, увеличивается в 2 раза, занимающихся физической культурой - также в 2.2 раза. Более 60 % выпускников отметили, что пытаются использовать различные методы саморегуляции, тогда как ранее количество таковых не превышало 5 %. Столько же (61 %) студентов признались, что за последние несколько лет им удалось избавиться от одной или нескольких вредных привычек. Свыше 80 % студентов экспериментальных групп считают, что необходимо внимательно относиться к покупке товаров и продуктов, и сами стремятся приобретать только те, которые безопасны и полезны для здоровья. В экспериментальной группе 56 % студентов заявили, что имеют и реализуют собственную технологию здоровья. В целом на основе результатов анкетирования, наблюдения, беседы можно говорить об обогащении индивидуальной жизнедеятельности студентов, принявших активное участие в эксперименте, элементами здорового образа жизни, достижениями культуры здоровья.
Валеологическая компетентность студентов оценивалась на основе результатов выполнения контрольной работы, состоящей из 5 заданий в виде практических ситуаций или мини-кейсов, отражающих опыт и проблемы практических учреждений и служб, связанных с различными аспектами здоровьесберегающей деятельности специалиста социальной работы. Студенты, обучающиеся по экспериментальной программе, в целом справились с заданиями успешнее студентов, не задействованных в эксперименте (в контрольную группу входили студенты отделения социальной работы Смоленского государственного университета), и соответственно продемонстрировали более высокий уровень валеологической компетентности. Сравнение типичного уровня оценок по контрольной работе в экспериментальной и контрольной группах с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни обнаружило значимые отличия, т. е. более высокие оценки у студентов экспериментальной группы (средний ранг экспериментальной группы - 36.74; средний ранг контрольной группы - 14.26; статистика критерия Ж = 281; р = 2.27 ■ 10-8 < а = 0.05).
Таким образом, включение будущих социальных работников в здоровьесберегающую деятельность дает профессионально значимый эффект -студенты, проживая и осваивая способы становления собственной валеологической компетентности,
формируют способность помочь клиенту стать бо- раза жизни, тем самым воссоздается модель неди-
лее компетентным в повседневной жизни, освоить рективной социальной работы, связанной с наделе-
новые поведенческие модели и принять на себя от- нием полномочиями и усилением субъектности
ветственность за выбор собственного стиля и об- клиента.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-26.
2. Богословский В. А., Караваева Е. В. План-схема типового формата ГОС ВПО 3-го поколения и проект ГОС ВПО по направлениям подготовки (для классич. унив. образования): материал для обсуждения на заседании методолог. семинара, 6 окт. 2005 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов МГУ им. Ломоносова, 2005.
3. Гарашкина Н. В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентностный подход: монография. Тамбов: ТГУ, 2004.
4. Kolb D. A. Experiential Learning. Englewood Cliffs; New Jersey: Prentice Hall, 1984.
5. Мажар Н. Е., Косенкова Т. В. Здоровьесберегающие технологии высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Университеский вестник. 2007. № 1 (13). С. 3-7.
6. Самойлов А. Б., Пучков А. А. Высшая школа и концепции здоровья: многообразие и противоречия // Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В. П. Губы. Смоленск: СГУ, 2008. С. 148-152.
7. Казаков Я. В. Метод проектов в формировании интереса студентов к физической культуре // Там же. - С. 71-75.
Авчинникова С.О., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.
Смоленский гуманитарный университет.
Ул. Герцена, 2, г. Смоленск, Смоленская область, Россия, 214014.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.12.2009.
S. O. Avchinnikova
HEALTH-SAVING ACTIVITY AS THE CONDITION OF VALEOLOGIGAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORK SPECIALISTS
The paper describes the organization of the health-saving activity of the Social Work students. It is noted that the health-saving activity is important not only as being personality developing but also as a quasiprofessional one, preceding the similar professional activity. The article proves that the health-promoting environment of the educational institution favours the students involvement into the health-saving activity and serves as the base for the valeological competence of the social work specialist.
Key words: social specialists training, valeological competence, health-saving activity, personal experience, health-promoting environment.
Smolensk University for Humanities.
Ul. Gerzen, 2, Smolensk, Smolensk oblast, Russia, 214014.
E-mail: [email protected]