Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая деятельность как условие формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы'

Здоровьесберегающая деятельность как условие формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ СРЕДА / SOCIAL SPECIALISTS TRAINING / VALEOLOGICAL COMPETENCE / HEALTH-SAVING ACTIVITY / PERSONAL EXPERIENCE / HEALTH-PROMOTING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авчинникова С. О.

В статье представлен опыт организации здоровьесберегающей деятельности студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Отмечается, что здоровьесберегающая деятельность значима не только как личностно развивающая, но и как квазипрофессиональная, предваряющая аналогичный вид профессиональной деятельности. Показано, что вовлечению студентов в здоровьесберегающую деятельность и формированию на ее основе валеологической компетентности специалиста социальной работы способствует здоровьеформирующая среда образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING ACTIVITY AS THE CONDITION OF VALEOLOGIGAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORK SPECIALISTS

The paper describes the organization of the health-saving activity of the Social Work students. It is noted that the health-saving activity is important not only as being personality developing but also as a quasiprofessional one, preceding the similar professional activity. The article proves that the health-promoting environment of the educational institution favours the students involvement into the health-saving activity and serves as the base for the valeological competence of the social work specialist.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая деятельность как условие формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы»

УДК 378; 37.018.4+61

С. О. Авчинникова

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье представлен опыт организации здоровьесберегающей деятельности студентов, обучающихся по специальности «социальная работа». Отмечается, что здоровьесберегающая деятельность значима не только как личностно развивающая, но и как квазипрофессиональная, предваряющая аналогичный вид профессиональной деятельности. Показано, что вовлечению студентов в здоровьесберегающую деятельность и формированию на ее основе валеологической компетентности специалиста социальной работы способствует здоровьеформирующая среда образовательного учреждения.

Ключевые слова: подготовка специалистов социальной работы, валеологическая компетентность, здоровьесберегающая деятельность, личностный опыт, здоровьеформирующая среда.

Компетентностный подход в последние годы становится не просто популярным, он «постепенно превращается в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы политики, проводимой в сфере образования» [1, с. 19].

Понятие «компетентность» органично вписывается в систему высшего профессионального образования, обретая разнообразные, но, по существу, сходные толкования. Основания же, по которым производится вычленение и обоснование компетентностей специалиста социальной работы, в настоящее время не унифицированы, поэтому целесообразно зафиксировать наличие валеологичес-кой составляющей. Хотя данная компетентность не является ключевой, говорить о качестве подготовки специалиста социальной работы вообще и о профессионализме в решении социально-медицинских проблем без валеологической компетентности не представляется возможным. При этом ва-леологическая компетенция может рассматриваться как компонента личностной и инструментальной компетентности специалиста социальной работы либо как самостоятельное интегральное образование. В последнем случае валеологическая компетентность означает эффективную ориентировку в задачных ситуациях, связанных с сохранением (восстановлением) физического, психического и социального здоровья клиентов, позитивный опыт их решения и восприятие как средства самореализации, фактора непрерывного профессионального саморазвития.

Поскольку в большинстве подходов и трактовок компетентность соотносится с деятельностью, имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях [2; 3], формирование валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы в процессе опытно-экспериментальной работы в Смоленском гуманитарном университете осуществлялось посредством включения их в академическую, практико ориенти-

рованную и здоровьесберегающую деятельность. Технологической основой организации академической деятельности студентов являлось контекстное обучение. Практико ориентированная деятельность обеспечивалась за счет внедрения проектных методов в учебный процесс и добровольческие инициативы студентов. При этом, начиная с первого курса, особое внимание уделялось вовлечению студентов в здоровьесберегающую деятельность. В формировании валеологической компетентности здоровьесберегающая деятельность является стержневым компонентом, аккумулируя академическую и практико ориентированную деятельность. Здоровьесберегающая деятельность служит уникальным источником личностного опыта. В зарубежных моделях обучения социальной работе подчеркивается необходимость обучающего опыта как средства достижения и оттачивания профессиональной компетентности. В теории Д. Колба цикл обучения выглядит следующим образом: опыт (конкретный, личностный), рефлексивное наблюдение, теоретическая концептуализация и активное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контекстам и ситуациям профессиональной практики [4]. В процессе профессиональной подготовки субъектный опыт здоровьесберегающей деятельности расширяется и усложняется: от самопознания себя как субъекта жизнедеятельности, осуществляющего пробы и эксперименты в области здравотворчества, до саморазвития себя как профессионала, способного к инновациям в сфере здоровьесбережения клиентов. Иначе говоря, приобретя опыт здравотворчес-тва в процессе освоения различных видов здоровьесберегающей деятельности, оценив на себе их пользу и преимущества, студент готов воспринимать теоретические сентенции и выводы не отстраненно, а на основании только что полученного опыта. Продуманная система учебных задач в рамках академической деятельности обеспечивает не только размышления об этом опыте, но и интег-

рацию этих новых знаний в теорию, потребность оценить ее состоятельность на практике. Следующая фаза - практико ориентированная деятельность - является уже подготовленной и осмысленной, ориентированной на новый, более сложный опыт, который вновь становится предметом рефлексии и требует концептуализации.

Здоровьесберегающая деятельность обладает широкими возможностями в плане индивидуального личностного развития: валеологизация мышления, развитие сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер. Сама по себе здоровьесберегающая деятельность тоже весьма разнообразна: медикопрофилактическая, гигиеническая, рекреационная, физкультурно-оздоровительная, досуговая, духовно-нравственная и др. Включение в предпочитаемые виды и формы валеологической деятельности, значимой, творческой, развивающей, способствует интерио-ризации культурных образцов здоровой жизнедеятельности, а последующая эктериоризация делает студента создателем новых элементов и атрибутов культа здоровья, культуры жизнедеятельности. Однако включение в деятельность не происходит автоматически, включенным является индивид, имеющий адекватную мотивацию. Следовательно, подготовительный этап предполагает формирование смысла данной деятельности. Основные мотивы могут быть связаны с личностной самореализацией, профессиональным самосовершенствованием, творчеством в профессии.

Включение студентов в здоровьесберегающую деятельность в значительной степени обеспечивалось созданием в Смоленском гуманитарном университете здоровьеформирующей образовательной среды [5]. Созданная в университете среда является полифункциональной: осуществляется диагностика потенциалов здоровья студентов и преподавателей; ведется диспансерное наблюдение субъектов образовательного процесса, нуждающихся в коррекции здоровья; на основе стратификационных показателей по группам здоровья разрабатываются реабилитационные мероприятия; реализуются разноуровневые профилактические программы; совершенствуется здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; проводится отбор форм и методов обучения и воспитания с целью адаптации образовательного процесса к психофизиологическим, психическим и личностным особенностям студента; расширяется физкультурно-оздоровительная и просветительско-воспитательная работа со студентами на занятиях и во внеаудиторное время с целью формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Особая роль в организации здоровьесберегающей деятельности студентов отводится кафедре фи-

зической культуры, которая видит свою стратегическую задачу в области сохранения и укрепления здоровья студентов в том, чтобы сформировать у них личностный опыт быть здоровым, готовность к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений, в различных ситуациях жизненного самоопределения [6].

В учебный процесс кафедры физической культуры внедряются элементы инновационных педагогических технологий. Так, в проекте «Зеркало», в числе участников которого были студенты отделения социальной работы, заложена идея интеграции самостоятельной физкультурно-образовательной

деятельности студентов с работой под непосредственным руководством преподавателя с целью наиболее полного овладения методико-практическим компонентом содержания образования по физической культуре. Проект предусматривал формирование интереса к занятиям физической культурой на основе атлетической гимнастики и изменение ценностного отношения студентов к своему физическому совершенствованию [7]. На первом этапе студенты изучали интерактивные энциклопедии и учебные фильмы, содержащие большое количество информации об основных положениях теории и методики спортивной тренировки; просматривали видеофрагменты собственных предыдущих тренировочных занятий; анализировали литературу по питанию и контролю массы тела; составляли электронный словарь специальных терминов, вели дневники самоконтроля и т. д. В результате они получили необходимый минимум теоретико-методических знаний о специфике тренировки, об анатомических, физиологических и биохимических функциях организма человека, отразив результаты познания в электронном виде в мультимедиапрезентациях. Вторым шагом в рамках проекта было изучение собственных физических и функциональных особенностей: проводилось диагностическое и функциональное тестирование на основе методов самоконтроля, функциональных индексов и проб. Все данные заносились в таблицы и обрабатывались на компьютере. Это позволило применить индивидуально-дифференцированный подход к занятиям в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности студентов. Третий этап включал в себя проведение занятий на основе проблемно-тематического подхода, связанных с организованными дискуссиями на различную тематику, работу с электронным словарем терминов, практическое освоение основ проведения самомассажа. На протяжении четвертого этапа студенты занимались созданием своих индивидуальных тренировочных программ занятий атлетической гимнастикой, что фиксировали в видеоальбомах и мультимедийных презентациях. Самооценка и положитель-

ная динамика развития оценивались во время выполнения отобранных тестов для определения уровня развития силовых и скоростно-силовых качеств. После каждого шага проекта проводились рефлексивные занятия для самооценки и коррекции деятельности.

Содействие укреплению здоровья, повышению адаптационных возможностей студентов является одним из аспектов деятельности консультационной психологической службы, созданной в университете на базе кафедры общей, медицинской и социальной психологии. Наряду с адресной консультативной помощью (по запросу конкретного студента) службой осуществляется плановое групповое консультирование. В рамках группового консультирования студенты знакомятся с методами идентификации факторов, вызывающих стресс, стратегиями решения проблем путем целенаправленного совершенствования своей субъектности; конкретными мерами защиты от воздействия вызывающих стресс факторов; методами управления своими эмоциями в соответствии с социокультурными установками общества; методами эффективной коммуникации в условиях. Ведется также плановая работа по коррекции таких субъективных составляющих здоровья, как ригидность, истощаемость, агрессивность, через рассмотрение многовариантных походов к решению проблемы, освоение студентами методик саморегуляции, личностного развития, освоение навыков коммуникации, уверенного поведения, партнерских взаимоотношений, творческого самовыражения.

Ключевой фигурой в формировании здорового образа жизни студентов университета выступает куратор. На отделении социальной работы каждый куратор непременно проводит анкетирование студентов с целью изучения их стиля жизни: организация труда и отдыха, предпочитаемые формы досуга, отношение к вредным привычкам, характер и режим питания и т. д., а также динамики этих показателей в процессе обучения в вузе. Полученные данные дополняются в результате бесед, наблюдения, и на основе этого куратором разрабатывается педагогическая тактика на определенный период. В зависимости от индивидуально-стилевых особенностей педагога и предпочтений студенческой группы содержание деятельности куратора включает организацию встреч со специалистами (диетологами, наркологами, психотерапевтами и т. д.), организацию участия студентов в спортивных соревнованиях, посещение спортивных состязаний в качестве болельщиков, совместные воскресные лыжные групповые походы и т. д. На уровне университета, по инициативе кураторов, проводятся конкурсы на самую спортивную студенческую группу,

самую некурящую, самую здоровую, дни «Я бросил курить, бросай курить и ты».

Включение студентов в систематическую здоровьесберегающую деятельность позитивно отражается на их повседневной жизнедеятельности. За время обучения, по данным анкетирования, количество студентов, соблюдающих режим дня, увеличивается в 2 раза, занимающихся физической культурой - также в 2.2 раза. Более 60 % выпускников отметили, что пытаются использовать различные методы саморегуляции, тогда как ранее количество таковых не превышало 5 %. Столько же (61 %) студентов признались, что за последние несколько лет им удалось избавиться от одной или нескольких вредных привычек. Свыше 80 % студентов экспериментальных групп считают, что необходимо внимательно относиться к покупке товаров и продуктов, и сами стремятся приобретать только те, которые безопасны и полезны для здоровья. В экспериментальной группе 56 % студентов заявили, что имеют и реализуют собственную технологию здоровья. В целом на основе результатов анкетирования, наблюдения, беседы можно говорить об обогащении индивидуальной жизнедеятельности студентов, принявших активное участие в эксперименте, элементами здорового образа жизни, достижениями культуры здоровья.

Валеологическая компетентность студентов оценивалась на основе результатов выполнения контрольной работы, состоящей из 5 заданий в виде практических ситуаций или мини-кейсов, отражающих опыт и проблемы практических учреждений и служб, связанных с различными аспектами здоровьесберегающей деятельности специалиста социальной работы. Студенты, обучающиеся по экспериментальной программе, в целом справились с заданиями успешнее студентов, не задействованных в эксперименте (в контрольную группу входили студенты отделения социальной работы Смоленского государственного университета), и соответственно продемонстрировали более высокий уровень валеологической компетентности. Сравнение типичного уровня оценок по контрольной работе в экспериментальной и контрольной группах с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни обнаружило значимые отличия, т. е. более высокие оценки у студентов экспериментальной группы (средний ранг экспериментальной группы - 36.74; средний ранг контрольной группы - 14.26; статистика критерия Ж = 281; р = 2.27 ■ 10-8 < а = 0.05).

Таким образом, включение будущих социальных работников в здоровьесберегающую деятельность дает профессионально значимый эффект -студенты, проживая и осваивая способы становления собственной валеологической компетентности,

формируют способность помочь клиенту стать бо- раза жизни, тем самым воссоздается модель неди-

лее компетентным в повседневной жизни, освоить рективной социальной работы, связанной с наделе-

новые поведенческие модели и принять на себя от- нием полномочиями и усилением субъектности

ветственность за выбор собственного стиля и об- клиента.

Список литературы

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-26.

2. Богословский В. А., Караваева Е. В. План-схема типового формата ГОС ВПО 3-го поколения и проект ГОС ВПО по направлениям подготовки (для классич. унив. образования): материал для обсуждения на заседании методолог. семинара, 6 окт. 2005 г. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов МГУ им. Ломоносова, 2005.

3. Гарашкина Н. В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентностный подход: монография. Тамбов: ТГУ, 2004.

4. Kolb D. A. Experiential Learning. Englewood Cliffs; New Jersey: Prentice Hall, 1984.

5. Мажар Н. Е., Косенкова Т. В. Здоровьесберегающие технологии высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Университеский вестник. 2007. № 1 (13). С. 3-7.

6. Самойлов А. Б., Пучков А. А. Высшая школа и концепции здоровья: многообразие и противоречия // Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В. П. Губы. Смоленск: СГУ, 2008. С. 148-152.

7. Казаков Я. В. Метод проектов в формировании интереса студентов к физической культуре // Там же. - С. 71-75.

Авчинникова С.О., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.

Смоленский гуманитарный университет.

Ул. Герцена, 2, г. Смоленск, Смоленская область, Россия, 214014.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.12.2009.

S. O. Avchinnikova

HEALTH-SAVING ACTIVITY AS THE CONDITION OF VALEOLOGIGAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORK SPECIALISTS

The paper describes the organization of the health-saving activity of the Social Work students. It is noted that the health-saving activity is important not only as being personality developing but also as a quasiprofessional one, preceding the similar professional activity. The article proves that the health-promoting environment of the educational institution favours the students involvement into the health-saving activity and serves as the base for the valeological competence of the social work specialist.

Key words: social specialists training, valeological competence, health-saving activity, personal experience, health-promoting environment.

Smolensk University for Humanities.

Ul. Gerzen, 2, Smolensk, Smolensk oblast, Russia, 214014.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.