УДК 368.4:378
С. О. Авчинникова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВПО
Представлен опыт разработки программы и технологической карты учебной практики бакалавров социальной работы в рамках требований ФГОС ВПО и профиля подготовки «социальная работа в системе социальных служб». Определяются цели и задачи практики, раскрываются содержание и проектируемые результаты освоения модулей, характеризуются основные виды деятельности студентов и критерии оценивания их личностно-профессиональных достижений.
Ключевые слова: учебная практика, модульно-рейтинговая технология, содержание, проектируемые результаты подготовки.
Практико-ориентированной подготовке социальных работников традиционно уделяется особое внимание [1]. Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) актуализировал проблему разработки новых моделей организации практического обучения студентов и инициировал широкий методический поиск в этом направлении.
Учебная практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата, согласно ФГОС ВПО, и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика способствует интеграции знаний, полученных в ходе изучения теоретических дисциплин, предметно-практических умений и профессионально значимых качеств в целостные операциональные комплексы.
Организацию учебной практики на бакалавриате целесообразно выстраивать на модульно-рейтинговой основе, которая позволяет интенсифицировать самостоятельную работу студентов за счет более рационального членения учебных практикоориентированных действий, повысить мотивацию в освоении содержания путем регулярного оценивания достижений и своевременной коррекции методических приемов, обеспечить объективность оценки конечных результатов практики [2, с. 9].
Цель прохождения практики — приобрести опыт решения конкретных профессиональных задач в соответствии с основными видами профессиональной деятельности: социально-технологической, исследовательской, социально-проектной, подкрепленный продуктивными изменениями в ценностно-мотивационных, когнитивных, аффективных и поведенческих структурах личности студента.
Задачи учебной практики.
Познавательные:
- идентификация области профессиональной деятельности бакалавров и проблемного поля социальной работы;
- систематизация представлений о системе социальной защиты населения: уровнях, структуре, типах и функциях различных учреждений;
- изучение особенностей культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социальноклассовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы;
- уяснение специфики профессиональных задач, решаемых социальным работником в рамках своей компетенции, в сравнении с другими специалистами в учреждении.
Воспитательные:
- самооценка степени выраженности необходимых личностных и профессиональных качеств, соотнесение их с требованиями профессии и определение направлений и способов самосовершенствования;
- обеспечение «профессионально и граждански мотивированного участия в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека»;
- «принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей».
Развивающие:
- активизация рефлексии бакалавров относительно ограничений и противоречий социальной сферы;
- совершенствование коммуникативных навыков в атмосфере реальных отношений «клиент-социаль-ный работник», «руководитель-подчиненный»;
- формирование индивидуально-стилевых основ профессиональной деятельности.
Содержание учебной практики может быть представлено в пяти модулях. Результаты освоения каждого модуля имеют индивидуально-личностное и предметное выражение.
Модуль самоменеджмента ассоциирован с формированием общекультурных и профессиональ-
ных компетенций: ОК-1, ОК-6, ОК-7 [3]. Предполагает освоение следующего содержания: «Область профессиональной деятельности бакалавров. Виды профессиональной деятельности бакалавров. Профессионально значимые качества социального работника. Деятельность студентов в период практики. Психолого-педагогические основы научной организации труда в период практики (общие принципы, учет психофизиологических факторов, планирование работы, рациональные приемы самоорганизации)».
Индивидуально-личностные результаты: 1) знание структур и учреждений, в которых осуществляется профессиональная деятельность бакалавров социальной работы; типичных профессиональных задач бакалавра; целей, принципов планирования и организации деятельности в ходе практики; 2) умение постановки цели и задачи практики; планирования деятельности; самоорганизации в новых условиях деятельности; оформления результатов работы; отбора и структурирования личностно и профессионально значимой информации; 3) опыт самодиагностики профессиональной пригодности; личностной и профессиональной рефлексии; выступления на конференции; пропаганды своего труда и его ценностей в обществе. Предметные: результаты тестирования, индивидуальный план практиканта, портфолио практики.
Базовый модуль формирует общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-8, ПК-4, ПК-7, ПК-14 [3], актуализируя следующее содержание: «Социокультурный и социально-политический фактор в социальной работе. Современная система социальной защиты населения. Основания социальной защиты и типология объектов социальной работы. Инфраструктура социальной защиты населения. Виды учреждений социального обслуживания. Стандарты социального обслуживания. Социальные услуги. Ресурсы социальной работы. Нормативно-правовые основы деятельности социальной службы». Индивидуально-личностные результаты освоения модуля - это: 1) знание структуры и организации региональной системы социальной защиты населения; нормативно-законодательных актов, регламентирующих деятельность учреждения; категорий клиентов в разных видах учреждений; типичных проблем клиентов каждой группы; видов социальных услуг, форм их предоставления; видов ресурсов, задействованных в оказании помощи; 2) умение определить ведомственную принадлежность учреждения, где осуществляется деятельность; анализировать информацию официальных сайтов; работать с документами; осуществлять наблюдение; определять проблемное поле, ресурсный потенциал; 3) опыт деятельности в производственных условиях. Предметные ре-
зультаты освоения модуля включают структурную модель и аналитическую записку; рефлексивную таблицу «Знаю-узнал-хочу узнать»; характеристику учреждения; перечень документов, регламентирующих деятельность учреждения; перечень социальных услуг в учреждении; карту ресурсов.
Информационно-коммуникативный модуль отвечает за формирование ОК-2, ОК-3, ПК-12, ПК-19 [3]. В содержание модуля включаются следующие аспекты: «Социальное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента. Командный подход в социальной работе. Делопроизводство в социальной работе. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника». Результаты освоения модуля на индивидуально-личностном уровне - это: 1) знание принципов профессионального общения; коммуникативных техник и приемов социального работника; сущности и принципов делопроизводства социального работника; принципов междисциплинарного ведения случая; 2) умение строить и поддерживать деловые взаимоотношения; использовать опросные методы получения и обработки информации о системе социальной работы в учреждении; анализировать характер взаимодействия специалиста и клиента, соблюдать профессионально-этические нормы; 3) опыт установления контакта с руководителем и клиентом; реальных отношений с коллегами, руководителями, клиентами; проявления толерантности, эмпатии, профессионального такта. К предметным результатам относятся: план и анализ результов беседы со специалистом учреждения; протокол наблюдения за ситуацией профессионального взаимодействия; номенклатура специалиста социальной работы.
Проектный модуль увязан с формированием ПК-35 [3] посредством освоения следующего содержания: «Проектная деятельность в социальной сфере. Виды социальных проектов. Общий алгоритм организации проектной деятельности студентов». Результатами освоения модуля на индивидуально-личностном уровне могут выступать: 1) знание сущности и основных характеритик социального проекта; основных этапов разработки проекта; видов социально значимых проектов; 2) умение определить практическое поле проектной деятельности; прогнозировать конечный продукт проектной деятельности; планировать проект; вести пооперационную разработку проекта; презентиро-вать проект; 3) опыт участия в проектной деятельности, работы в команде. Предметными результатами являются: обоснование значимости проекта; характеристика личного участия в разработке проекта; материалы презентации проекта.
Тьюторский модуль формирует ПК-7, ПК-30 [3]. Содержание модуля репрезентируют следую-
щие аспекты: «Сотрудничество практиканта и тьютора. Рефлексия профессиональной деятельности. Творчество в деятельности социального работника. Практиканты как ресурс развития службы». К индивидуально-личностным результатам освоения модуля относятся: 1) знание методологических и практических предпочтений тьютора; 2) умение найти рациональное применение своим знаниям, задействовать личностные ресурсы в интересах клиента; 3) опыт быть полезным организации. На предметном уровне учитываются результаты, выраженные в характеристике теоретического подхо-
да, реализуемого специалистом; предложениях по работе учреждения, специалиста, по проведению практики; продукты индивидуальной практикоориентированной деятельности.
Неотъемлемым элементом модульно-рейтинговой методики обучения является технологическая карта - документ, определяющий количество баллов, критерии оценки и формы работы студента в рамках модулей [4]. Фрагмент технологической карты учебной практики, в частности информационно-коммуникативный модуль, представлен в таблице.
Фрагмент технологической карты учебной практики
Информационно-коммуникативный модуль
Виды заданий Критерии оценки Количество баллов
ШІП. шах.
Знакомство и беседа со специалистами Широта контактов, содержательность плана беседы, объем полученной информации 0 2.5
Изучение особенностей делового этикета специалистов (посетить производственные совещания, провести наблюдение) Выделение принципов взаимодействия с коллегами, выявление форм взаимодействия специалистов 0 2.5
Присутствие при взаимодействии специалиста и клиента (консультация, беседа, занятие, посещение на дому) Отражение в протоколе особенностей взаимодействия в полном объеме, обозначение этических принципов, идентификация приемов общения 0 2.5
Изучение и классификация рабочей документации специалиста Уровень систематизации проработанных документов, выделение основных требований к ведению документации 0 2.5
Рейтинговые баллы, полученные студентами, переводятся в академическую оценку следующим образом: 60-72.5 балла - «удовлетворительно»; 73-86.5 баллов - «хорошо»; 87-100 баллов - «отлично». Соотношение рейтинговых баллов по модулям может быть следующим: модуль самоменед-жмента - 15 %, базовый модуль - 30, информационно-коммуникативный - 10, проектный - 15, тью-торский - 25 %.
В процессуальном плане учебная практика включает в себя 3 этапа. Первый этап - подготовительный - проведение студенческой конференции, на ко -торой студенты получают установки относительно целей и задач практики, задания и инструкции по их выполнению и формам отчетности. Перед началом конференции студенты заполняют тест, реализующий функцию входного контроля и актуализации ранее полученных знаний. В рамках этого этапа студенты также изучают информацию на официальном сайте департамента по социальному развитию, на основании чего составляют структурную модель системы социальной защиты населения (сектор государственных услуг) и аналитическую записку к ней.
Второй этап ориентирован на знакомство студентов с 3 службами разного профиля, что позволяет выявить общее и особенное в организации социальных служб и формах оказания социальных услуг разным группам населения. По результатам посещения составляется рефлексивная таблица «Знаю-узнал-хочу узнать».
Далее студенты в составе микрогрупп направляются в основное учреждение, где под руководством тьютора выполняют основную часть работы. По окончании основного этапа тьютор оценивает успешность прохождения практики студентом с учетом соответствующего модуля технологической карты. Практикантам будет полезно обсудить с тьютором теоретические основания его профессиональной позиции, возможность иного подхода к решению профессиональной задачи.
Итоговый этап практики предполагает разработку и защиту проекта, оформление отчета и портфолио практики, участие в работе итоговой конференции. Проект разрабатывается совместно всеми студентами, проходившими практику на базе одного учреждения. Проблематика проекта должна соотноситься со спецификой учреждения. При этом каждый студент готовит собственные предложения по виду и проблеме проекта, его целям и результатам. По итогам обсуждения группой отбирается один из предложенных вариантов проектной деятельности. Автор идеи становится руководителем проекта и непосредственно отвечает за его дальнейшую разработку, распределение обязанностей по подготовке проекта. Каждый участник составляет отчет о личном участии в разработке проекта. Проект представляется на итоговой конференции. Приветствуется сопровождение защиты проекта отзывами из учреждения, для которого он создавался, или приглашение из учреждения заинтересованных специалистов.
Комплект отчетных работ, продуктов деятельности студентов, документов, полученных на практике, включается в портфолио практики. Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства и позволяет полнее представить результаты, достигнутые студентом в разных видах деятельности в период учебной практики [5, с. 225]. Создание портфолио - творческий процесс, однако при его формировании удобно структурировать информацию в соответствии с основными образовательными модулями практики. Кроме того, в структуру портфолио могут входить и другие разделы, систематизирующие документы, подтверждающие личностные достижения (программы тренингов, пройденных на базе учреждения; благодарности, разработанные сценарии, освоенные методики, результаты самонаблюде-
ний и самодиагностики) или значимые в последующем для образовательной и профессиональной деятельности студента (визитки специалистов, с которыми установлены деловые взаимоотношения; первичные исследовательские данные, статистические данные, образцы документации и др.). После проверки потрфолио возвращается студенту и в дальнейшем может быть использовано для составления резюме и рейтинга будущего специалиста.
Организованная подобным образом учебная практика, с одной стороны, базируется на уже имеющемся опыте практико-ориентированной деятельности студентов в отечественных вузах, с другой - учитывает современные общеевропейские тенденции в подготовке бакалавров социальной работы.
Список литературы
1. Авчинникова С. О. Здоровьесберегающая деятельность как условие формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 79-82.
2. Рейтинговая и модульно-рейтинговая технологии обучения: сб. мат-лов. Красноярск, 2004. 61 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 социальная работа // Официальный сайт Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. URL: http://www.umo.rgsu.net
4. Куляпкина И. В. Использование модульно-рейтинговой технологии обучения. Автоматизация работы преподавателя // Мат-лы между-нар. конф. «Информационные технологии в образовании - 2010». URL: http://msk.ito.edu.ru/2010/section/64/2043/index.html
5. Топка Н. Б. Портфолио как форма организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России. Смоленск, 2006. С. 224-229.
Авчинникова С. О., доктор педагогических наук, профессор кафедры. Смоленский государственный университет.
Ул. Пржевальского, 4, Смоленск, Россия, 214000.
Е-атП: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.04.2013.
S. O. Avchinnicova
DESIGNING OF EDUCATIONAL PRACTICE FOR BACHELORS OF SOCIAL WORK IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) FOR HIGHER PROFESSIONAL TRAINING
The article highlights the experience of the program development and technological map designing for Bachelors of Social Work educational practice within the requirements of the FSES for Higher Professional Training and for major “social work in the system of social services” in particular. There defined goals and objectives of the practice, its content and projected results of modules mastering are revealed, the main students activities are characterized and the criteria for assessing their personal and professional achievements are provided in this paper.
Key words: educational practice, module-rating technology, content, projected training results.
Smolensk State University.
Ul. Przhevalsky, 4, Smolensk, Russia, 214014.
E-mail: [email protected]