УДК 378:364.044
С. О. Авчинникова
ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКСИОСФЕРЕ БАКАЛАВРОВ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ценности здоровья рассматриваются как инвариант аксиосферы социального работника, обеспечивающий интериоризацию других профессионально значимых ценностей и реализацию гуманистического потенциала профессии. Для студентов 4 курса, обучающихся по направлению «социальная работа», после изучения модуля здоровьесбере-гающей направленности различные ракурсы здоровья в его ценностном измерении стали более значимыми, что обнаружилось при ранжировании профессиональных ценностей и определении приоритета социальных проблем. Расширился ассоциативный ряд к понятию «здоровье» за счет включения разных смысловых групп, повысился уровень профессиональной ответственности за формирование здорового образа жизни населения, возникла прочная соотнесенность феноменов здоровья и социального благополучия. Следовательно, программа подготовки бакалавров социальной сферы должна включать дисциплины, актуализирующие профессиональную ценность здоровья.
Ключевые слова: здоровье, ценность, аксиосфера, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, подготовка бакалавров социальной работы.
Ценностные ориентации являются важнейшим механизмом регуляции профессионального образования: «...детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям» [1, с. 26]. Особое значение система ценностных ориентаций имеет в деятельности профессий типа «человек - человек», приобретая в этом случае характер системообразующего элемента в структуре их профессионального образа мира. На значимость данной проблемы для профессионализации социальной работы указывалось неоднократно (Е. Г. Студенова, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева).
Профессиональная аксиосфера личности как понятие близко по смыслу понятию «система профессионально-ценностных ориентаций», однако в большей степени, чем последнее, фиксирует момент стабильности, целостности, устойчивости как один из этапов развития и преобразования ценностного сознания специалиста, с одной стороны, и момент долженствования в его профессиональном менталитете, с другой стороны. В понятии «профессионально-ценностные ориентации личности» акцент сделан на их динамике, изменчивости, текучести [2]. В отличие от понятия «система профессиональных ценностей», профессиональная аксиосфера имеет более индивидуализированный характер. При этом аксиосфера - это не совокупность рядоположенных случайных ценностей, а закономерно сложившаяся целостная пирамида ценностей, имеющих разную «удельную» личностную значимость. Иерархическая структура аксиосферы (как личностной, так и профессиональной) влияет на профессиональную деятельность и профессиональное поведение социального работника, его предпочтения в выборе профессионально значимых знаний, технологий, средств, ресурсов, стратегий взаимодействия.
Представляет интерес определение места здоровья в профессиональной аксиосфере бакалавров социальной работы.
То, что здоровье является ценностной категорий, не вызывает сомнений. Во всех обществах, конфессиях, этносах здоровье традиционно рассматривается наравне с жизнью человека и причисляется к числу универсальных, высших, исторически непреходящих цен-
ностей. Здоровье выступает одновременно как терминальная и инструментальная ценность, поскольку, с одной стороны, это своего рода идеал, оптимум, состояние благополучия, совершенство человеческой природы, а с другой - условие и средство, позволяющее реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, свой человеческий потенциал [3].
В современном мире здоровье представляет ценность для индивида не только в плане здоровье - болезнь (антипод страданий) и не только в плане сохранения жизни, но и как своего рода атрибут, обеспечивающий личностную и социальную привлекательность (респектабельность, успешность). В свое содержание здоровье как ценность включает целый ряд субценностей, имеющих смысложизненное значение для человека: наслаждение, польза, слава, красота, полнота жизни, неограниченные возможности.
Феномен здоровья раскрывается в современных подходах через такие категории, как «благополучие», «способность к адаптации и поддержанию равновесия со средой», «активность», «способность полноценно выполнять основные социальные функции», «способность к саморазвитию», что соответствует буквально определению целей и миссии социальной работы: «помощь в оптимальном социальном функционировании», «активизация внутреннего потенциала людей для обеспечения благополучного существования» [4, с. 73-74].
Здоровье все чаще рассматривается как атрибут национальной безопасности, поскольку многие проекты XXI в. оказываются под вопросом ввиду дефицита человеческих ресурсов, и не столько количества людей, сколько качества - здоровья соматического, психического, социального, нравственного. Соответственно реализация цели социальной работы, связанной с социальным развитием, позитивными социальными переменами, также соотносится с проблемой здоровья.
В структуре профессиональных ценностей социальной работы здоровье одновременно представлено на метауровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач, в ряду таких философских категорий, как право на жизнь, свобода, социальное развитие; на макроуровне как ценность, репрезентирующая идеалы, принципы и нормы профессионального взаимодействия и непосредственно связанная с такими ценностями, как удовлетворение социальных потребностей, интеграция в общество, поддержка самопомощи и саморазвития, экономическое, физическое и интеллектуальное благосостояние; и в ряду ме-зоценностей, таких как активность, автономность, успешность и др. Понимание статуса здоровья в системе человеческих ценностей, его значимости на аксиологической шкале того или иного социокультурного пространства, выявления его зависимости от определенных обстоятельств, возможностей корректировки тела и духа - важная составная часть профессиональной и личностной компетентности социального работника. В профессиональной аксиосфере бакалавра социальной работы здоровье своего рода инвариант, обеспечивающий интериоризацию других профессионально значимых ценностей и реализацию гуманистического потенциала профессии.
В рамках преподавания дисциплины «Здоровьесберегающие технологии в социогума-нитарной сфере» у бакалавров социальной работы, обучающихся на IV курсе, проводилось сравнительное изучение отношения к здоровью как профессионально значимой ценности (на первом и последнем занятии по дисциплине). В качестве инструмента использовался специально разработанный опросник «Рейтинг здоровья и здорового образа жизни в акси-осфере будущих социальных работников», включающий наряду с открытыми и закрытыми вопросами ранжирование и приведение ассоциативных рядов.
При ранжировании профессиональных ценностей студенты отдали предпочтение среди метаценностей: «социальному развитию» (68 %), «социальной справедливости» (82 %),
«гуманизму» (70 %), «праву на жизнь» (53 %); среди макроценностей: «экономическому благосостоянию» (96 %), «содействию физическому благополучию» (74 %), «высоким стандартам профессиональной деятельности» (71 %), среди мезоценностей: «семейному благополучию» (86 %), «социальной защищенности» (84 %), «общению» (73 %), определив их на 1-4 позицию по значимости. Таким образом, только одна из ценностей здоровья - «содействие физическому благополучию» - причислена студентами к приоритетным. Ценность «планетарное здоровье», согласно выборам студентов, является аутсайдером среди метаценностей, поскольку 98 % опрошенных отнесли ее в разряд малозначимых, присвоив соответственно с 9 по 12 ранговый номер. В группе макроценностей незаслуженно низкую позицию занимает «интеллектуальное и духовное развитие всех членов общества»: 43 % четверокурсников отнесли ее к категории актуальных ценностей, 46 % к категории малозначимых. «Здоровый образ жизни», репрезентируемый как мезоценность социальной работы, также отнесен студентами к числу малозначимых (86 %), близкую позицию студенты отвели и «социумному здоровью» (72 %). «Здоровье индивида (физическое, психическое, социальное)» попадает в категорию актуальных мезоценностей социальной работы (66 %). В целом признавая безусловную ценность любой предлагаемой для ранжирования позиции, мы считаем рейтинг ценностей здоровья необоснованно низким, свидетельствующим, во-первых, о недостаточном понимании студентами значимости здоровья и здорового образа жизни в достижении целей социальной работы, во-вторых, видим в этом проекцию собственного отношения к здоровью как ценности.
После изучения дисциплины произошли некоторые перестановки в иерархии профессиональных ценностей студентов. Так, если ценность планетарного здоровья при первичном тестировании воспринималась абстрактно и причислялась к малозначимым, то по завершении курса она обрела более реальное ценностное содержание и переместилась в группу актуальных, поскольку 61 % студентов поместили ее на 5-8 позиции. Ценность здорового образа жизни 55 % студентов сочли приоритетной в аксиосфере социальной работы с ранговым номером от 1 до 4. «Здоровье индивида (физическое, психическое, социальное)» также признается приоритетной ценностью социальной работы 88 % студентов. «Социумное здоровье (коллектива, социальной общности, этноса)» осталось малозначимой ценностью (76 %). Таким образом, различные ракурсы здоровья в его ценностном измерении для студентов стали более значимыми после изучения модуля здоровьесберегаю-щей направленности.
При определении профессиональной значимости разного рода социальных проблем в списке из 10 приоритетных направлений социальной работы проблема здоровья и здорового образа жизни у студентов при повторном тестировании занимала преимущественно с 1 по 5 позицию (85 %). Обосновывая свой выбор, многие студенты указывали, что «проблема здоровья и здорового образа жизни является наиболее фундаментальной, и ее решение автоматически снимает другие социальные проблемы, как то: демографическая проблема, проблема инвалидности, проблема социальных патологий (алкоголизм, наркомания, проституция)». Подобные высказывания свидетельствуют о полноценном осмыслении студентами фактора здоровья в системе причинно-следственных отношений, характеризующих социальное функционирование личности.
Ценностное наполнение категории «здоровье» у студентов при повторном тестировании также отличается. Приступив к изучению дисциплины, ассоциативный ряд к понятию «здоровье» студенты в большинстве случаев ограничивают физическими индикаторами типа «нормальная работоспособность», «трудоспособность», «сила и выносливость», «хороший иммунитет», «отсутствие болезней», «долголетие», «хорошее самочувствие» либо
факторами укрепления здоровья (компонентами здорового образа жизни): отсутствие вредных привычек, закаливание, качественное питание, активность, полноценный сон. По итогам изучения модуля ассоциации гораздо богаче и включают разные смысловые группы, указывающие, с одной стороны, на признание экзистенциальной ценности здоровья (красота, счастье, свобода, совершенство, гармония в отношениях), с другой - на понимание его инструментального значения для достижения главных жизненных целей (благополучие, качество жизни, жизненная энергия, самореализация, уверенность, радость от жизни, независимость, самодостаточность).
При повторном тестировании феномен здоровья тесно увязан в сознании студентов с состоянием социального благополучия. Называя признаки социального благополучия, 100 % студентов указывают среди них здоровье, причем, как правило, на одной из первых позиций.
Прослушав курс, студенты высоко оценивают потенциал здорового образа жизни в решении широкого спектра специфических профессиональных задач, рассматривая его как средство улучшения социально-психологической и социально-культурной адаптации клиентов, профилактики социальных отклонений, фактор повышения социальной мобильности, социального статуса. Формирование здорового стиля жизни, по мнению студентов, приводит к гармонизации системы потребностей клиента и способов их удовлетворения, служит активизации клиентов, повышает их социальную активность. Здоровый стиль жизни, отмечают студенты, служит улучшению настроения, самочувствия клиентов, формирует стрессоустойчивость.
Весьма показательной является позиция студентов в отношении профессиональной ответственности за формирование здоровья. Так, 66 % будущих социальных работников убеждены, что по роду своей деятельности, в силу своих профессиональных обязанностей и профессионального долга они непосредственно отвечают за распространение здорового образа жизни среди всех групп населения (при первичном тестировании аналогичный показатель был почти вдвое меньше).
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что представленность в содержательной части программы подготовки учебных модулей здоровьесбере-гающей направленности обеспечивает позитивные изменения в аксиосфере бакалавров социальной работы. Это является необходимым для выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по направлению 040400 Социальная работа, в частности формирования ПК-35, заключающейся в способности создавать социальные проекты для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей [5].
Список литературы
1. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. 1998. № 7. С. 25-29.
2. Федотенко И. Л. Теория и практика становления профессионально-ценностных ориентаций учителя в процессе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2000. 457 с.
3. Ларионова И. С. Здоровье человека как социальная ценность: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004. 293 с.
4. Авчинникова С. О. Подготовка специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов. Смоленск: «Городская типография», 2009. 272 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 040400 Социальная работа. Утвержден 08.12.2009. № 709. 32 с.
Авчинникова С. О., профессор. Смоленский государственный университет.
Ул. Пржевальского, 4, Смоленск, Россия, 214000. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.01.2016.
S. O. Avchinnikova
VALUES OF HEALTH IN THE PROFESSIONAL AXIOSPHERE OF BACHELORS OF SOCIAL WORK
The axiosphere of bachelors of social work relates to a notion "system of vocational valuable orientations", however, it is more stable, individualized and peremptory. It performs a regulatory function in the implementation of professional activity, which is reflected in the preferences of those or other significant professional knowledge, technologies, tools, resources, communication strategies. Values of health are treated as invariant of axiosphere of social worker, which provides professional internalization of other important values, and the implementation of the humanistic potential of the profession. The valuable content of the category "health" is performed on the meta, micro and meso level of classification the values of social work. 4th year students studying in the direction "social work", tend to underestimate the importance of health in the context of professional activities. After studying the module of health-saving directivity, different views of health in its value dimension for the students became more significant, that was observed at ranging of the professional values and the definition of priorities of social problems. The associative array to the notion "health" was expanded to include various semantic groups, the level of professional responsibility for the formation of a healthy way of life of the population has increased, the strong interrelationship of phenomena of health and social well-being emerged. Consequently, the training program for bachelors of social sphere should include disciplines, which actualize the professional value of health.
Key words: health, value, axiosphere, healthy lifestyle, preparation of bachelors of social work.
References
1. Krasnoryadtseva O. M. Tsennostnaya determinatsiya professional'nogo povedeniya pedagogov [Value determination of professional conduct of teachers]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Psychological Journal, 1998, no. 7, pp. 25-29 (in Russian).
2. Fedotenko I. L. Teoriya i praktika stanovleniya professional'no-tsennostnykh orientatsiy uchitelya v protsesse nepreryvnogo obrazovaniya: Dis. d-ra ped. nauk [Theory and practice of formation of the professional-valuable orientations of the teacher in the process of continuing education. Thesis of doct. ped. sci.]. Tula, 2000. 457 p. (in Russian).
3. Larionova I. S. Zdorov'ye cheloveka kak sotsial'naya tsennost': Dis. d-ra filos. nauk [Human health as a social value. Thesis doct. philos. sci.]. Moscow, 2004. 293 p. (in Russian).
4. Avchinnikova S. O. Podgotovka spetsialistov sotsial'noy raboty k obespecheniyu zdorovogo stilya zhizni klientov [The preparation of specialists of social work to promote healthy lifestyle of customers]. Smolensk, Gorodskaya tipografiya Publ., 2009. 272 p. (in Russian).
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. Napravleniye podgotovki 040400 Sotsial'naya rabota [Federal State Educational Standard of Higher Education. Training direction 040400 Social work]. Utverzhden [Approved] 08.12.2009. N 709. 32 p. (in Russian).
Avchinnikova S. O. Smolensk State University.
Ul. Przhevalskogo, 4, Smolensk, Russia, 214000. E-mail: [email protected]