DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_312 УДК 343
ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ЦИФРОВУЮ ВАЛЮТУ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В КОНТЕКСТЕ DE LEGE LATE И DE LEGE FERENDA ENFORCEMENT ON DIGITAL CURRENCY AS A PROMISING INSTRUMENT FOR COUNTERING CYBERCRIME IN THE CONTEXT OF DE LEGE LATE AND DE LEGE FERENDA
ЛОБАЧ Дмитрий Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Дальневосточного юридического института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8. E-mail: dimaved85@mail.ru;
ИЛЬИНА Марианна Геннадьевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прокурорского надзора за исполнением
федерального законодательства и участия прокурора в гражданском, административном судопроизводстве и арбитражном процессе. 690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8. E-mail: marianna_super@mail.ru;
LOBACH Dmitry Vladimirovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law
of the Far Eastern Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.
690091, Russia, Primorsky Territory, Vladivostok, st. Sukhanova, d. 8.
E-mail: dimaved85@mail.ru;
ILYINA Marianna Gennadievna,
Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Prosecutorial Supervision over the Execution
of Federal Legislation and the Participation of the Prosecutor in Civil, Administrative Litigation and Arbitration Procedure.
690091, Russia, Primorsky Territory, Vladivostok, st. Sukhanova, d. 8.
E-mail: marianna_super@mail.ru
Краткая аннотация. В статье рассматривается вопрос о перспективе возможной конфискации цифровой валюты в качестве средства противодействия коррупционное преступности. Отмечается несовершенство действующего механизма правового регулирования отношений, связанных с противодействием коррупции посредством обращения цифровой валюты в доход государства. В заключении статьи в контексте de lege ferenda делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Abstract. The article discusses the issue of the prospect of a possible confiscation of digital currency as a means of combating corruption crimes. The imperfection of the current mechanism of legal regulation of relations related to combating corruption through the conversion of digital currency into state revenue is noted. At the end of the article, in the context of de lege ferenda, proposals are made to improve the current legislation.
Ключевые слова: цифровая валюта, противодействие коррупции, киберпреступность, конфискация преступных доходов, криптовалюта.
Keywords: digital currency, anti-corruption, cybercrime, confiscation of criminal proceeds, cryptocurrency.
Для цитирования: Лобач Д.В., Ильина М.Г. Обращение взыскания на цифровую валюту как перспективный инструмент противодействия киберпреступности в контексте de legе late и de legе ferenda // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 312-314. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_5_312.
For citation: Lobach D. V., Ilyina M.G. Enforcement on digital currency as a promising instrument for countering cybercrime in the context of de lege late and de lege ferenda // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 312-314. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_312.
Статья поступила в редакцию: 26.02.2023
В современных условиях развития научно-технического прогресса (так называемая «Четвертая промышленная революция») происходит интенсивная качественная цифровая трансформация социальных отношений, что предопределяет появление новых форм информационно-коммуникационного взаимодействия и последующее изменение (преобразование) традиционных сфер общества (экономика, управление, финансы, медицина, образование). В то же время информационно-коммуникационные технологии также начинают активно использоваться в противоправных целях. В современных условиях интегративного применения таких технологий в жизни общества наблюдается трансформация преступности, которая претерпевает изменения, связанные с совершением криминальных деяний с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). Например, такие виды преступлений, как незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, азартные игры, распространение порнографии, криминальное предпринимательство и незаконная банковская деятельность, легализация преступных доходов, создание финансовых пирамид, компьютерные преступления, кражи с банковских карт, мошенничество, вымогательство, уход от налогов, нарушение авторских и смежных прав, публичные призывы к терроризму или экстремизму на сегодняшний день преимущественно совершаются в сети «Интернет» [1, С. 85-102]. Обращает на себя внимание тот факт, что возможности сети «Интернет» используются для совершения не столько компьютерных преступлений (ст. 272-2742 УК РФ), сколько вербальных преступлений и преступлений, связанных с предоставлением противоправных услуг.
Учитывая современные тенденции криминализации сетевого пространства, а также появление новых информационных продуктов и технологических новаций, особе внимание обращает на себя использование криптовалюты в преступных целях. Криптовалюта, будучи технологической новацией, применяемой как средство платежа и товарного обмена, все чаще начинает использоваться для совершения разного рода преступлений (например, оплата наркотиков, легализация преступных доходов, мошенничество, азартные игры). Востребованность криптовалюты для криминальных целей объясняется прежде всего тем, что она в технологическом плане обеспечивает относительную анонимность самого преступника, что снижает вероятность быть обнаруженным правоохранительными органами и в дальнейшем привлечённым к уголовной ответственности. Кроме того, несмотря на высокую волатильность криптовалюты, она всегда может быть оперативно обналичена через криптобиржу [2, С. 12-15].
В системе действующего нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с цифровой трансформацией социальных связей, наблюдается закономерная тенденция к легализации цифровых финансовых активов, иных цифровых прав и цифровой валюты. Так, в 2020 г. был
Уголовно-правовые науки
принят Федеральный закон 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование отношений, возникающих при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, определяющий особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации. В чч. 2 и 3 ст. 1 данного нормативно-правового акта впервые дается легальное определение цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Учитывая современные криминогенные условия, связанные с активным использованием в противоправной деятельности цифровой валюты, в ряд законодательных актов были внесены изменения, определяющие правовой режим цифровой валюты для целей регулятивного действия этих законов. Например, в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что для целей указанных законов цифровая валюта признается имуществом.
Широкое правовое регулирование цифровой валюты отражено в Федеральном законе от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
В данном законе предусмотрен механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, включая цифровые финансовые активы и цифровую валюту, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 230-ФЗ, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Статья 17 данного закона регламентирует три юридических условия запуска механизма обращения имущества, включая цифровые финансовые активы и цифровую валюту, в доход государства: 1) должны быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, замещающего государственную должность, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу; материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации; 2) Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в течение четырех месяцев со дня получения материалов, фиксирующих такие обстоятельства (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 230-ФЗ), рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; 3) в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, включая цифровые финансовые активы и цифровую валюту.
Вместе с тем следует отметить несовершенство действующего механизма правового регулирования отношений, связанных с противодействием коррупции посредством обращения цифровой валюты в доход государства. Действительно, с одной стороны, судебная практика признает возможность обращения цифровой валюты в доход государства (дело № А40-124668/2017 Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 года) [3]. С другой стороны, решения судов не могут быть исполнены в части обращения взыскания на цифровую валюту, так как в ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» нормативно определен порядок исполнения решения суда только в отношении наличных и электронных денежных средств (ст. 70). Порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, включая остаток электронных денежных средств, находящихся в кредитной организации, закреплен в ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». При этом в соответствии с нормативными положениями п. 18 ст. 3 ФЗ от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и п. 3 ст. 1 ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» электронные денежные средства и цифровая валюта юридически отличаются друг от друга. В отличие от электронных денежных средств цифровая валюта обладает особыми юридико-техническими характеристиками: не признается в качестве официальной денежной единицы Российской Федерации, денежной единицы иностранного государства, международной денежной или расчетной единицей; представляет собой электронные данные (цифровой код или обозначение), содержащегося в информационной системе; не предполагает обязанности для третьих лиц принимать такую валюту в расчетах при определении стоимости работ, услуг, товаров и имущества; не обеспечена государством; связана с работой операторов и (или) узлов информационных систем; анонимный характер владельца цифровой валюты.
Учитывая данные характеристики, а также функционально-техническую специфику цифровой валюты, основанную на технологии распределенного реестра, который хранит информацию обо всех транзакциях участников системы в виде «цепочки блоков» (доступ к реестру есть у всех пользователей такого реестра, выступающих в качестве коллективного нотариуса, который подтверждает истинность информации в базе данных), следует отметить прежде всего техническую и квалификационную невозможность судебных приставов накладывать арест на такую валюту с последующей ее реал изацией.
Вместе с тем отсутствие в Российской Федерации надлежащего механизма обращения взыскания на криптовалюту не означает, что цифровая валюта вообще не может быть изъята из фактического владения других лиц, о чем свидетельствует зарубежная практика. Например, после закрытия теневого сайта «Шелковый путь» (Silk Road) в 2013 г. федеральные власти США продали 144 000 биткойнов за 48 миллионов долларов. В 2018 г. Европол при поддержки испанских правоохранительных органов конфисковал более $4,5 млн. в биткойнах и других криптовалютах. В мае 2018 г. в Южной Кореи начался процесс конфискации полученных от распространения детской порнографии денежных средств, преобразованных в дальнейшем криптовалюту [4]. Кроме того, механизм конфискации криптовалюты находит вполне определенное нормативное закрепление в зарубежном законодательстве. Так, в Республике Беларусь порядок обращения цифровой валюты в доход государства предметно регламентируется Указом от 14.02.2022 № 48 «О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты» и постановлением Минюста от 14.04.2022 № 67, внесшим соответствующие
изменения в Инструкцию по исполнительному производству [5].
Во многом ситуация усугубляется регулятивной ограниченностью действия уголовно-правового института конфискации (ст. 1041-1042 УК РФ), который не охватывает изъятие и обращение в собственность государства цифровой валюты.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» также отсутствует указание на цифровую валюту как иное имущество, которое может быть изъято и обращено в собственность государства. Не представляется возможным экстраполировать положение о цифровой валюте как имуществе, закрепленное в Федеральном законе № 273-ФЗ, так как исходя из преамбулы закона целью действия правового акта является противодействие коррупции. Однако легальное определение противодействия коррупции (ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ) не содержит указания не только на реализацию уголовной ответственности в отношении лица, совершившего коррупционное преступление, предметом которого выступает криптовалюта, но и применение к нему иных мер уголовно-правового характера. Таким образом, очевидна ситуация, при которой конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера не может рассматриваться в контексте противодействия коррупции, что de-jure исключает возможность изъятия и обращения в собственность государства цифровой валюты.
В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обращением в доход государства или возвращением потерпевшим цифровой валюты как инструмента противодействия коррупции, представляется возможным de lege ferenda сделать следующие предложения.
Во-первых, для целей действия уголовного и уголовно-процессуального законодательства цифровую валюту признать имуществом. А также следует внести соответствующие изменения в уголовно-правовой институт конфискации, определяемого нормативными положениями ст. 1041-1043 УК РФ, в части расширения и конкретизации предмета конфискации за счет указания на цифровую валюту.
Во-вторых, закрепить на законодательном уровне условие, позволяющие склонить владельца цифрового актива к «сделке со следствием». Для этого необходимо в рамках института досудебного соглашения о сотрудничестве в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления возложить на подозреваемого или обвиняемого обязанность по предоставлению доступ к криптовалютному кошельку, что по своей сущности будет являться условием, смягчающим наказание.
В-третьих, в отношении лиц, которые имеют только косвенную сопричастность к совершенному преступлению (прикосновенность к преступлению) и являющихся владельцами цифровой валюты, в которую были преобразованы денежные средства, полученные в результате совершения преступления другим лицом, закрепить в действующем законодательстве обязанность предоставить необходимые пароли и seed-фразы к криптовалютному кошельку или же оплатить денежную сумму, эквивалентную стоимости цифровой валюты.
Библиогра фия:
1. Жданов Ю.Н. Киберполиция XXI века : международный опыт / Под ред. С. К. Кузнецова. М.: Международные отношения, 2020.
2. Коржова И.В. Юридические основы обращения криптоактивов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.В. Коржова; под ред. В.А. Северина. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2020.
3. Обзор судебной практики российской федерации по спорам, возникающим в сфере защиты цифровых активов. [Электронный ресурс]. URL: https://mkaarbat.ru/wp-content/uploads/2020/04/obzor-praktlkl-czlfrovye-aktlvy.pdf (дата обращения: 12.02.2023)
4. Конфискованные криптовалюты: как власти изымают и продают их [Электронный ресурс]. URL: https://medla.slgen.pro/regulatlon/9912 (дата обращения: 15.01.2023)
5. О реестре адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков и особенностях оборота криптовалюты: Указ № 48 от 14 февраля 2022 г. [Элек-
тронный ресурс]. URL: https://presldent.gov.by/ru/documents/ukaz-no-48-ot-14-fevralya-2022-g (дата обращения: 15.02.2023) References:
1. Zhdanov Yu.N. Cyberpolice of the 21st century: International experience / Ed. S. K. Kuznetsova. Moscow: International relations, 2020.
2. Korzhova I.V. Legal basis for the circulation of crypto assets: textbook. allowance for students. higher textbook Institutions / I.V. Korzhov; ed. V.A. Severin. M.: Yur-VAK Publishing House, 2020.
3. Review of the judicial practice of the Russian Federation on disputes arising in the field of protection of digital assets. [Electronic resource]. URL: https://mkaarbat.ru/wp-content/uploads/2020/04/obzor-praktiki-czifrovye-aktivy.pdf (date of access: 02/12/2023)
4. Confiscated cryptocurrencies: how the authorities seize and sell them [Electronic resource]. URL: https://media.sigen.pro/regulation/9912 (Date of access:
01/15/2023)
5. On the register of addresses (identifiers) of virtual wallets and features of the circulation of cryptocurrency: Decree No. 48 of February 14, 2022 [Electronic resource]. URL: https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-48-ot-14-fevralya-2022-g (date of access: 15.02.2023)