Научная статья на тему 'Цифровая валюта с криминальной окраской'

Цифровая валюта с криминальной окраской Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая валюта / криптовалюта / биткоин / финансовые операции / легализация / отмывание преступных доходов / противодействие / digital currency / cryptocurrency / bitcoin / financial transactions / legalization / money laundering / counteraction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Вячеславович Ермаков, Денис Дмитриевич Губанов, Артем Михайлович Силкин

Рассмотрены отдельные аспекты совершения операций с цифровыми валютами, а также проблемы деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершенным с использованием цифровых валют. Исследуются вопросы регулирования криптовалют, примеры их использования для легализации имущества добытого преступным путем, меры по противодействию данным преступлениям. Cделан вывод о необходимости оснащения подразделений органов внутренних дел программно-аппаратными комплексами, обеспечивающими контроль в сфере оборота криптовалют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital currency with criminal overtones

The article highlights certain aspects of transactions with digital currencies, the problems of the activities of the authorities to combat crimes committed using digital currencies. The authors of the methods of regulation of cryptocurrencies, examples of their use for the legalization of property in a criminal way, measures to counter this crime. It is concluded that it is necessary to equip the departments of internal organs with software and hardware systems that provide control in the field of cryptocurrency turnover.

Текст научной работы на тему «Цифровая валюта с криминальной окраской»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.3

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-89-93 NIION: 2003-0059-4/22-357 MOSURED: 77/27-003-2022-04-556

Сергей Вячеславович Ермаков1, Денис Дмитриевич Губанов2, Артем Михайлович Силкин3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, ermak27@mail.ru

2 Управление внутренних дел по Северо-Западному административному округу г. Москвы, Москва,

Россия, dionis.gubanov@yandex.ru

3 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, timsil@ya.ru

Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты совершения операций с цифровыми валютами, а также проблемы деятельности правоохранительных органов по противодействию преступлениям, совершенным с использованием цифровых валют. Исследуются вопросы регулирования криптовалют, примеры их использования для легализации имущества добытого преступным путем, меры по противодействию данным преступлениям. Сделан вывод о необходимости оснащения подразделений органов внутренних дел программно-аппаратными комплексами, обеспечивающими контроль в сфере оборота криптовалют.

Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, биткоин, финансовые операции, легализация, отмывание преступных доходов, противодействие

Для цитирования: Ермаков С. В., Губанов Д. Д., Силкин А. М. Цифровая валюта с криминальной окраской // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 89-93. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-89-93.

Original article

Sergey V. Ermakov1, Denis D. Gubanov2, Artem M. Silkin3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow,

Russia, ermak27@mail.ru

2 Department of Internal Affairs for the North-Western Administrative District of Moscow, Moscow, Russia,

dionis.gubanov@yandex.ru

3 Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, timsil@ya.ru

Abstract. The article highlights certain aspects of transactions with digital currencies, the problems of the activities of the authorities to combat crimes committed using digital currencies. The authors of the methods of regulation of cryptocurrencies, examples of their use for the legalization of property in a criminal way, measures to counter this crime. It is concluded that it is necessary to equip the departments of internal organs with software and hardware systems that provide control in the field of cryptocurrency turnover.

Keywords: digital currency, cryptocurrency, bitcoin, financial transactions, legalization, money laundering, counteraction

For citation: Ermakov S. V., Gubanov D. D., Silkin A. M. Digital currency with criminal overtones. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):89-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-89-93.

Цифровая валюта с криминальной окраской

Digital currency with criminal overtones

© Ермаков С. В., Губанов Д. Д., Силкин А. М., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В связи с развитием информационных технологий меняются предметы, способы и средства совершения преступлений. Всё больше преступлений совершается в сети Интернет и с использованием компьютерной техники и технологий. С появлением цифровых валют появились разнообразные формы их использования в преступной деятельности. Криптовалюта может выступать предметом преступления (вымогательство, получение взятки, хищение).

Криптовалюты для одних субъектов являются рискованными инвестициями, показывающими значительный рост, для других — средством расчетов в криминальном мире (в том числе в DarkNet), для третьих — способом уклонения от государственного финансового контроля.

По существу криптовалюта — это спекулятивный инвестиционный квазифинансовый инструмент, нематериальный актив, позволяющий без осуществления государственного финансового контроля хранить средства в виде цифровых записей, осуществлять прозрачные трансграничные платежи и переводы между анонимными субъектами, в том числе посредством компьютерной технологии блокчейн, а также обменивать цифровые записи на фиатные деньги.

Создание криптовалют — это посягательство мирового масштаба на монополию государств по эмиссии денежных знаков.

Для организации противодействия преступлениям, совершаемым с криптовалютой, со стороны правоохранительной системы необходимо, прежде всего, понимание её правового статуса в качестве предмета и средства совершения преступлений.

Так в чем привлекательность использования криптовалюты в преступной деятельности? Анонимность, сложность с идентификацией владельца (бенефициара), децентрализация криптовалют — являются основными факторами, привлекающими криминальных элементов и в тоже время создающими технические проблемы для деятельности правоохранительных органов. В связи с децентрализацией учета крипто-валют, такого рода операции позволяют субъектам хозяйственной и незаконной деятельности не пользоваться дорогостоящими услугами банков [1], избежать контроля со стороны государственных органов или третьих лиц, сохранить анонимность сведений о себе, при этом сама операция будет иметь прозрачный вид, так как вся информация о движении средств проверяется и сохраняется по технологии блокчейн. Таким образом, использование цифровых финансовых активов имеет ряд преимуществ по защите и сохранности самих средств, таких как: прозрачность использования;

защищенность криптографическими средствами; невозможность блокирования, ареста; невозможность подделки; отсутствие полноценного надзора.

Несмотря на все преимущества использования криптовалют для субъектов хозяйственной деятельности, для государства данное новшество в финансовой сфере представляет угрозу. Государство теряет контроль за сектором экономических отношений между гражданами, субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Граждане, осуществляющие приобретение ничем не обеспеченных виртуальных активов, рискуют своими реальными денежными средствами, и в тоже время получают неконтролируемые доходы, обусловленные ростом обменного курса криптовалюты.

Как было верно замечено учеными, что важно обратить внимание на полномасштабное развитие сервисов для конвертации криптовалюты и обналичивания фиатных средств [2]. Действительно, масштабное привлечение средств граждан в данный квазифинансовый инструмент может повлечь, в том числе и негативные экономические и даже социальные последствия.

На протяжении последних нескольких лет ряд развитых государств пытаются адаптироваться к новой системе расчетов, принимая законодательные акты о цифровых финансовых активах, заключая соглашения с биржами, включая криптомонеты в денежную систему страны, и даже готовится запустить эмиссию собственной криптовалюты.

Так, например, Банк Японии начал тестировать собственную цифровую валюту CBDC в качестве платежного инструмента. В США, штате Огайо правительством штата был разработан проект оплаты налогов предпринимателями криптовалютой Bitcoin. Криптовалютная биржа Coinbase получила лицензию на работу с цифровыми активами от центрального банка Ирландии, от Федерального управления финансового надзора Германии (BaFin) [3].

Само по себе использование крипптовалют при расчетах не является преступлением, но при осуществлении расчетов за запрещенные к обороту предметы и за незаконные услуги, а также при легализации (отмывании) преступных доходов, в случае применения криптовалют в схемах по приданию правомерности владения преступными активами, они могут приобретать криминальную окраску.

FATF возложила ответственность на национальные органы за реализацию правил ПОД / ФТ путем использования национальных законов и правил в пределах их юрисдикции. Провайдеры услуг виртуальных активов должны подлежать лицензированию или регистрации. 28 октября 2021 г. принято обновленное

JURISPRUDENCE

руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и поставщикам услуг виртуальных активов [4].

Совершенно очевидно, что необходима обширная правовая регламентация использования криптовалют [5]. В России предпринята попытка регулирования оборота криптовалют путем принятия закона о цифровых финансовых активах. Вместе с тем, даже сейчас на сайте Банка России нет реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, в котором бы находился хоть один оператор. При этом в руководстве ЦБ вызывают опасения покупки криптовалюты гражданами, и обсуждается вопрос о запрещении использования криптовалют с установлением ответственности.

В Гражданском кодексе РФ цифровые права признаются объектами гражданских прав (ст. 128), а в судебной и следственной практике виртуальные активы рассматриваются в данном контексте в качестве предмета преступления.

Следует отметить что, несмотря на предпринятые попытки по законодательному регулированию нового квазифинансового инструмента, в настоящее время зачастую криптовалюта широко используется в криминальной сфере. Преступники, используют операции с криптовалютами в своих противоправных целях, изобретая новые схемы и способы легализации доходов, добытых преступным путем, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», под легализацией следует понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

На необходимость закрепления в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации вопросов использования цифровых валют при легализации (отмывании) доходов указывали специалисты.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» предметом преступлений, предусмотренных названными статьями, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате

совершения преступления.

Так, в период с 12.07.2018 по 15.10.2018 П. посредством совершения «финансовых» операций по купле-продаже криптовалюты с использованием ресурсов обменника криптовалюты «Localbitcoins», с последующим их переводом на банковские счета ПАО Сбербанк, придавал правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами на общую сумму 325840,14 рублей, приобретенными в результате незаконного сбыта наркотических средств, тем самым обеспечил возможность введения денежных средств в легальный гражданско-правовой оборот [5].

Рассмотрим также пример использования крип-товалюты для легализации имущества добытого преступным путем, и примерный алгоритм расследования. Так, например, совершая одно из самых распространенных преступлений, а именно мошенничество, злоумышленник(и) неправомерно завладевают имуществом. Для придания законного вида имуществу с ним будут совершаться различные операции. Криптовалютная биржа в этом плане будет являться удобным инструментом, так похитив денежные средства, мошенник мгновенно покупает один из токенов, представленных на бирже, а далее проводит ряд операций, стараясь запутать следы, в конечном итоге, выводя денежные средства на счета аффилированных лиц. При этом «бенефициар» может остаться полностью анонимным. Следствие будет иметь дело лишь с учредителем подставного юридического лица, брокером, сопровождающим операции, и фирмой, которой причинен ущерб. Для того чтобы восстановить всю цепочку операций, необходимо будет задействовать множество ресурсов правоохранительных органов и получить информационное содействие от криптова-лютных бирж.

Не все биржи оказывают содействие правоохранительным органам, а некоторые имеют сомнительную репутацию, и соответственно должны проверяться компетентными органами государства. К таким относят Bitfinex и аффилированную компанию Tether ltd. Последняя занимается предоставлением электронной валюты стейблкоина - USDT, обеспеченной долларом США. Несмотря на высокий спрос в начале данного проекта, сейчас это самая обсуждаемая и компрометированная компания, подозреваемая в совершении многих экономических преступлений, расследованием, которых занимается Министерство юстиции США.

Однако во многих криптобиржах используется правило «знай своего клиента». Криптобиржи обычно запрашивают ФИО, дату рождения, почту, номер

телефона, страну и адрес проживания, ID (паспорт, права или другой документ). Данные предоставляются правоохранительным органам. Запросы правоохранительных органов на криптовалютные биржи, в том числе находящиеся за рубежом, можно направлять, непосредственно через электронную форму обратной связи, расположенную на сайте биржи, с указанием служебной почты сотрудника правоохранительного органа.

Кроме того в данных ситуациях возможно направление запросов правоохранительных органов в Росфинмониторинг в рамках организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.

Проведя в ходе расследования допросы установленных лиц для определения роли и действий каждого участника, и получив ответ криптовалютной биржи о содержании операций, проводимых интересующим следствие клиентом, необходимо установить расчетные счета конечных получателей, которые, в свою очередь, должны будут обналичить денежные средства. Чтобы приблизиться к установлению всех обстоятельств совершенного преступления, следствию необходимо установить также сотрудников биржи (брокеров), участвовавших в проведении операций с интересующим нас электронным-кошельком. Отследить вероятный путь денежных средств, добытых преступным путем, в том числе с использованием различных специальных программных инструментов, таких как «Прозрачный блокчейн».

Установить всех участников преступной схемы представляется не всегда возможным в связи с основным постулатом цифрой валюты — децентрализация учета. Кроме того, трудности возникают при использовании злоумышленниками аккаунтов с криптоко-шельками, зарегистрированных на подставных либо вымышленных лиц, при совершении множества операций, проводимых с криптовалютой, при использовании миксеров.

Даже получив интересующие IP-адреса, правоохранители сталкиваются с проблемой установления местонахождения конечного оборудования, так как в интернет среде используются различные средства анонимизации (VPN, Tor и другие). Таким образом, без сотрудничества подозреваемого или обвиняемого со следствием в настоящий момент сложно доказать связь лица с криптовалютой и совершенными операциями.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что важно налаживание сотрудничества правоохра-

нительных органов с криптовалюными биржами, с перспективами блокировки электронного кошелька, а в дальнейшем и с наложением ареста на средства, находящиеся на нем с переводом на криптокошельки правоохранительных органов.

Требуется научная и техническая разработка системы следственных действий, проводимых в цифровой среде.

В рамках функционирования системы ПОД / ФТ необходима организация работы служб безопасности торговых площадок и обменников с целью контроля за оборотом криптоактивов, полученных преступным путем, а также служб безопасности кредитных организаций, по контролю за операциями по приобретению криптовалют.

Так как оборот криптовалюты основан на использовании компьютерных технологий, то и противодействие незаконному обороту возможно путем разработки, внедрения и использования специальных программных средств, например, «Прозрачный блок-чейн», доступных для использования сотрудниками правоохранительных органов.

Список источников

1. URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/60d9e83a9a79472621728be2 (дата обращения: 29.11.2021).

2. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021.html (дата обращения: 26.11.2021 года.)

3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.

4. URL: http://www.rbc.ru/ Банк России расширит запрет на использование криптовалюты. 15 Сентября 2021 (дата обращения: 29.11.2021).

5. Приговор Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 февраля 2020 года. Дело № 1-44/2020 (11801000015000175) URL :https://sudact.ru/ regular/doc/QfdjN3V9rHbV/ (дата обращения 29.11.2021).

References

1. URL: https://www.rbc.ru/crypto/ news/60d9e83a9a79472621728be2 (accessed: 29.11.2021).

2. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021.html (accessed: 26.11.2021.)

3. Federal Law of July 31, 2020 № 259-FZ «On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2020. № 31 (part I). Art. 5018.

4. URL: http://www.rbc.ru/The Bank of Russia will expand the ban on the use of cryptocurrency. September 15, 2021 (accessed: 29.11.2021).

5. Sentence of the Oktyabrsky District Court of the city of Kirov dated February 13, 2020. Case № 1-44/2020 (11801000015000175) URL: https:// sudact.ru/regular/doc/QfdjN3V9rHbV/ (accessed: 29.11.2021).

JURISPRUDENCE

Информация об авторах

C. В. Ермаков — заместитель начальника кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Д. Д. Губанов — следователь Следственного управления Управления внутренних дел по Северо-Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве;

А. М. Силкин — Краснодарский университет МВД России.

Information about the authors

S. V. Ermakov — Deputy Head of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

D. D. Gubanov — Investigator of the Investigative Department of the Department of Internal Affairs for the Northwestern Administrative District of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the city of Moscow;

A. M. Silkin — Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.06.2022; одобрена после рецензирования 25.07.2022; принята к публикации 10.08.2022.

The article was submitted 14.06.2022; approved after reviewing 25.07.2022; accepted for publication 10.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.