СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-30-33 NIION: 2007-0083-2/23-250 MOSURED: 77/27-005-2023-02-450
Уголовно-процессуальный порядок наложения ареста на цифровые валюты
Юрий Викторович Гаврилин
Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Предлагается использовать в процессе решения вопроса о наложении ареста на цифровую валюту в рамках уголовно-процессуальных правоотношений подход, согласно которому обеспечение блокировки и запрет на распоряжение ей осуществляются уполномоченными субъектами — организаторами распространения цифровых валют, правовой статус которых определяется федеральным законом.
Ключевые слова: цифровая валюта, наложение ареста, меры уголовно-процессуального принуждения
Для цитирования: Гаврилин Ю. В. Уголовно-процессуальный порядок наложения ареста на цифровые валюты // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 30-33. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-30-33.
Original article
Criminal procedure for the seizure of digital currencies
Yuriy V. Gavrilin
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. It is proposed to use in the process of addressing the issue of seizure of digital currency in the framework of criminal and procedural legal relations approach, according to which the blocking and prohibition of its disposal is carried out by authorized entities - the organizers of digital currency distribution, the legal status of which is determined by federal law.
Keywords: digital currency, seizure, measures of criminal procedural coercion
For citation: Gavrilin Yu. V. Criminal procedure for the seizure of digital currencies. Criminological journal. 2023. (2):30-33. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-30-33.
В последнее время подверглось переоценке широко распространенное в профессиональной среде мнение относительно неприкосновенности цифровых финансовых активов и цифровых валют и их защищенности от возможной конфискации. Данное утверждение базируется на том, что децентрализованный характер информационных систем на основе технологии Блокчейн, когда отсутствует единый центр управления системой и хранения данных, позволяет пользователям обмениваться информацией напрямую без посредников, что снижает временные и финансовые издержки, а также исключает возможность блокировки действий участников [1, с. 15]. Ранее в своих работах, автором также отмечалось, что «при отсутствии какого-либо внутреннего или внешнего администратора информационной системы, в которой об© Гаврилин Ю. В., 2023
ращаются криптовалюты, банки, налоговые, судебные и правоохранительные органы не могут воздействовать на транзакции каких-либо участников: отменить их, наложить арест, конфисковать» [2, с. 9].
Однако, с конца февраля 2022 г., зарубежные криптовалютные биржи начали предпринимать незаконные действия по блокировке аккаунтов граждан Российской Федерации. Первыми ограничения ввели относительно небольшие платформы, владельцы которых связаны с Украиной (криптобиржи BTC-Alpha1, Kuna Exchange2, QMall3). Затем ряд криптобирж с юридическим присутствием в Европе (FTX, Huobi,
1 URL//:https://www.kommersant.ru/doc/5237451.
2 URL//:https://forklog.com/news/platformy-kuna-whitebit-i-cex-io-vveli-ogranicheniya-dlya-rossijskih-polzovatelej.
3 URL//:https://www.rbc.ru/crypto/news/621cd27d9a79477e435eca6c.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Kraken) отказались только работать с российскими банками, но не вводили ограничения на остатки по счетам для клиентов из России. О блокировке более 25 000 российских аккаунтов заявила американская криптобиржа Coinbase1. Наконец, крупнейшая крип-тобиржа Binance также ввела ограничения на совершение операций россиянами2.
Приведенные действия стали возможными потому, что децентрализованная природа самих цифровых валют еще не означает децентрализованный характер вспомогательных цифровых сервисов, обеспечивающих функции их приобретения, продажи и обмена отдельными пользователями. Множественные факты подобной внесудебной блокировки криптокошельков представляют существенный интерес не только с позиций частно-правовых способов защиты имущественных прав и гражданско-правовой доктрины, но и с позиций науки уголовного процесса при решении вопроса о наложении ареста на активы в цифровых валютах. О том, что решение данного вопроса, как в технической, так и в правовой плоскости, назрело достаточно давно, свидетельствует решение коллегии МВД России от 1 ноября 2019 г., которым прямо указывалось на необходимость разработки правового механизма ареста цифровых активов в целях их конфискации [5].
Заметим, что наложение ареста и последующая конфискация цифровой валюты в процессе производства по уголовным делам широкого распространения не получила и носит единичный характер. В настоящее время практика органов предварительного следствия в системе МВД России идет по пути изъятия и фиксации цифровой валюты через ее перевод в российские рубли в рамках следственного эксперимента и последующего наложения ареста на денежные средства в порядке, установленном действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Очевидно, что подобный механизм может быть реализуем лишь при условии содействия со стороны обвиняемого (подозреваемого) органам предварительного следствия и при его добровольном согласии на участие в следственном эксперименте.
Правовых механизмов по принудительной блокировке транзакций в цифровой валюте в российском законодательстве по-прежнему нет, что способствует ее широкому использованию в криминальных взаиморасчетах, а также легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. Вместе с тем, в научной литературе уже высказываются предложения относительно возможности наложения ареста на цифровую валюту в зависимости от вида криптокошелька.
Так, О. С. Кайгородова отмечает, что в том слу-
1 URL//:https://www.kommersant.ru/doc/5249601.
2 URL//:https://www.rbc.ru/crypto/news/62209faa9a79478fcb830ac9.
чае, если сведения о цифровых финансовых активах и цифровой валюте хранятся в аппаратном кошельке или на бумажном носителе, то достаточно изъять этот кошелек, чтобы исключить доступ к нему. Изъятие можно произвести путем обыска, выемки, в соответствии со ст. 182, 183 УПК РФ.
Наложение ареста на цифровую валюту, находящуюся на «горячем» криптокошельке в условиях, когда обвиняемый (подозреваемый) оказывает противодействие расследованию, возможно лишь тогда, когда в ходе предшествующих следственных действий (осмотров электронных носителей, компьютерных экспертиз), а также оперативно-розыскных мероприятий были получены данные об открытом и закрытом ключах, дающих доступ к криптокошельку. В противном случае, наложение ареста на цифровые валюты не представляется возможным. При этом целесообразно использование мультивалютного криптокошель-ка для возможности перевода на него арестованных цифровых финансовых активов, цифровой валюты [4]. Предполагается, что подобный перевод, будет сопровождаться составлением протокола наложения ареста на имущество. Аналогичный подход предлагается также и белорусскими авторами, отмечающими, что при непосредственном проведении рассматриваемого процессуального действия необходимо обеспечить участие соответствующего специалиста (например, сотрудника подразделения по противодействию преступлениям, совершенным с использованием 1Т-технологий), который реализует техническую часть рассматриваемого действия [3, с. 88].
Кроме того, для реализации на практике подобных рекомендаций, помимо предварительного обнаружения отрытого и закрытого ключей, дающих доступ к криптокошельку, требуется определение стоимости цифровой валюты, находящейся в нем. Данное требование основано на п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)», что стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимального размера штрафа, установленного санкцией статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, либо должна быть соразмерна причиненному преступлением ущербу.
Основная проблема при реализации на практике наложения ареста на цифровую валюту видится в отсутствии в настоящее время надлежащего субъекта, который обеспечил бы исполнение судебного решения о блокировке ее движения с возможностью принудительного отчуждения по аналогии с наложением ареста на денежные средства. В соответствии с ч. 7 ст. 115 УПК РФ, руководители банков и иных кре-
№ 2 / 2023
Криминологический журнал
31
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
дитных организаций обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения. Подобный механизм должен действовать и в отношении цифровой валюты и основываться на регуляторных возможностях законодательства о цифровых валютах, которые, в свою очередь, основывается на рекомендациях ФАТФ — международной организацией, занимающимся разработкой и внедрением стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Одним из базовых требований ФАТФ к государствам — участникам состоит в закреплении в законодательстве принципа «Знай своего клиента», в соответствии с которым оказание услуг по покупке, продаже, обмену цифровой валюты осуществляется после раскрытия клиентом своих персональных данных и их подтверждении (верификации): адреса электронной почты (ГО в мессенджере или социальной сети); номера телефона; имени и фамилии; в отдельных случаях - реквизитов документов, удостоверяющих личность; фотографии; реквизитов банковской карты.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организация выпуска и обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются отдельным федеральными законами. На момент подготовки настоящей статьи данный закон не принят, однако, из размещенной на официальном сайте Правительства России концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют [6] следует, что установление правил оборота криптовалют и мер контроля направлено на снижение использования криптовалют в противоправных целях.
С указанной целью предлагается законодательно закрепить комплекс правовых требований к субъектам, обеспечивающим выпуск и обращение криптова-лют, включая следующие:
• идентификация участников операции обмена цифровой валюты на фиатные денежные средства, включая информацию об устройстве, с которого осуществлена транзакция, а также персональные данные физического лица (имя, адрес, дата рождения, адрес электронной почты, номер телефона, номер телефона устройства, имя пользователя, пароль. Финансовая информация, данные банковского счета, включая номер банковского счета, номер, срок действия и CVC-код карты, используемой для приобретения виртуальных активов. Номера документов, удостоверяющих личность, копии документов, удостоверяющих личность,
например, паспортные данные, водительские права. Фотография клиента. Дополнительно фиксируется информация о транзакции, включая дату, время, сумму, используемые валюты, данные получателя и отправителя);
• проверка операции с цифровой валютой в целях выявления возможной связи с незаконной деятельностью;
• контроль движения денежных средств, сопровождающих операцию с цифровой валютой, в том числе при взаимодействии клиента с иностранными биржами цифровых валют;
• контроль операций клиентов оператора обмена цифровых валют по криптовалютным кошелькам, с использованием которых совершались операции в системе, информирование государственных органов в случае выявления нарушений действующего законодательства;
• хранение информации о сделке (с указанием данных криптовалютных кошельков сторон сделки) в информационной системе (срок хранения информации — минимум 5 лет) и др.
Таким образом, правомерное совершение операций с цифровой валютой возможно при условии, если клиент предварительно прошел процедуру идентификации и открыл счет или электронный кошелек у организатора системы обмена цифровых валют. Движение денежных средств при купле-продажи цифровых валют осуществляется исключительно по счетам/ электронным кошелькам клиента и оператора обмена цифровых валют, открытым у организатора системы обмена цифровых валют. Покупка или продажа цифровой валюты возможна на иностранной бирже цифровых валют, имеющей договор с организатором системы обмена цифровых валют.
В рамках подобной теоретико-правовой модели техническое исполнение судебных решений о наложении ареста на имущество в виде цифровой валюты не будет представлять существенных сложностей, поскольку появляется уполномоченный субъект, в лице организатора системы обмена цифровых валют, располагающий техническими возможностями по принудительной блокировке движения по счету/электронному кошельку клиента, открытому в его информационной системе. Именно в адрес данного субъекта возможно направление судебных решений о наложении ареста на цифровую валюту, вынесенное в порядке ч. 1 ст. 115 УПК РФ.
Список источников
1. Выявление и расследование преступлений, связанных с использованием цифровой валюты / С. А. Грачев, М. В. Лелетова, О. А. Малютина, Т. А. Николаева, Д. С. Говорухин, Р. С. Поздышев, А. Г. Саакян, М. В. Степанов, С. Н.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Сухов. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2021.
2. Гаврилин Ю. В., Бедеров И. С. Установление владельцев криптовалютных кошельков при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств: учебное пособие. М. : Академия управления МВД России, 2022.
3. Зайцев В. П., Мелешко В. В. наложение ареста на криптовалюты в уголовном процессе Республики Беларусь: коротко о главном // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2020. № 1 (39).
4. Кайгородова О. С. Решение вопроса о возможности наложения ареста на цифровые финансовые активы, цифровую валюту // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2022. № 1. С. 43-52.
5. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 878 «Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. № 3км» // СПС «Консуль-тантПлюс».
6. Правительство утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют // URL://http://govemmentru/news/44519/
References
1. Detection and investigation of crimes related to the use of digital currency / S. A. Grachev, M. V.
Leletova, O. A. Malyutina, T. A. Nikolaeva, D. S. Govorukhin, R. S. Pozdyshev, A. G. Saakyan, M. V. Stepanov, S. N. Sukhov. N. Novgorod : Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021.
2. Gavrilin Y. V., Bederov I. S. Establishment of owners of cryptocurrency wallets during the investigation of crimes in the field of illicit trafficking of drugs: a training manual. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022.
3. Zaitsev V. P., Meleshko V. V. Seizure of Cryptocurrencies in the Criminal Proceedings of the Republic of Belarus: Briefly on the Main Point // Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. 2020. № 1 (39).
4. Kaigorodova O. C. Decision on the possibility of seizure of digital financial assets, digital currency // Siberian Criminal Procedural and Criminalistic Readings. 2022. № 1. P. 43-52.
5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from November 25, 2019 № 878 «On the announcement of the decision of the board of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from November 1, 2019 № 3km» // SPS «ConsultantPlus».
6. The government approved the Concept of legislative regulation of digital currencies turnover // URL://http://government.ru/news/44519/
Информация об авторе
Ю. В. Гаврилин — начальник кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author Yu. V. Gavrilin — Head of the Department of Management of Crime Investigative Bodies of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.
The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.
N 2 / 2023
Криминологический журнал
33