Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТАПЫ РОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ / РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОР-«ТЕЛЕ» / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Повстян Людмила Александровна, Захлебаева Виктория Викторовна, Булакбаева Мейрамгуль Кенесбаевна, Юдина Татьяна Михайловна

В статье обосновывается личностно развивающий потенциал театрализованных занятий с детьми дошкольного возраста на основе концепции Д. Морено о социализации детей как поэтапном овладении ролевым поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Повстян Людмила Александровна, Захлебаева Виктория Викторовна, Булакбаева Мейрамгуль Кенесбаевна, Юдина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 316.2

ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Повстян Л.А., Захлебаева В.В., Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан), Булакбаева М.К.

Казахский национальный женский педагогический университет

(г. Алматы, Республика Казахстан).

Юдина Т.М. МБДОУ детский сад №125 (г. Барнаул, Россия)

Аннотация. В статье обосновывается личностно развивающий потенциал театрализованных занятий с детьми дошкольного возраста на основе концепции Д. Морено о социализации детей как поэтапном овладении ролевым поведением.

Ключевые слова: социализация, личность, этапы ролевого развития, ролевое поведение, фактор-«теле», театрализованные занятия.

Развитие личности в онтогенезе как одна из насущных психологических проблем продолжает привлекать к себе неослабевающее внимание как психологов, так и педагогов. Особый интерес представляет практический аспект данной проблемы, а именно возможности психолого -педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка в процессе его социализации.

О социальной природе личности Л.С. Выготский писал: «Понятие Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть таким образом социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он применял по отношению к взрослому [2, с. 163].

Б.Г. Ананьев считает, что личность есть субъект отношений, «статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития» [1, с. 40].

Положение о социальной природе личности основоположник социометрии и групповой психотерапии выдающийся американский психолог Джакобо Морено взял за основу своего метода психотерапии-психодрамы. Психодрама делает возможной «истинную встречу людей через обмен ролями и высвобождение творческой сущности каждого человека через игру» [3, с. 8].

Понятие встречи как достижения истинных аутентичных отношений, глубокого взаимопонимания и взаимопроникновения лежит в основе психодраматической концепции Д. Морено. Согласно концепции психодрамы, единство и многообразие личности раскрывается через взаимосвязь и многообразие отношений.

В своей работе «Театр спонтанности» Д. Морено образно сравнивает личностное человека с рекой, имеющей много источников ее питающих и, как река, «личностное простирается далеко за пределы биологического организма, один из таких «запределий» - межличностные отношения» [4].

Джакобо Д. Морено выделяет такое понятие как фактор «теле», «определяющий направление, по которому идет экспансия личностного» [4, с. 16], т.е. проявление личностного происходит в двух направлениях, первое - проекция, «навязывание другим своих представлений и допущение их объективности, хотя они и имеют субъективное происхождение», это так называемый перенос своих убеждений на других и вторым направлением реки выступает личностность, что по Д. Морено, является retrojection - «это стремление получить от окружающих ( и это может быть отнесено ко всем сферам и источникам) их идей и ощущений, либо для сопоставления со своими собственными (подтверждение), либо для умножения собственного могущества» [4, с. 16-17 ]. Оба направления «теле»-процесса позволяют рассматривать чужой опыт как подобный или идентичный своему собственному опыту, позволяют интегрировать чужой опыт в свое внутреннее психологическое пространство и тем самым «раздвигать границы личностного до невероятных пределов» [4, с. 17]. Фактор «теле», описанный Д. Морено, предоставляет личности безграничные возможности развития, но как только «теле» утрачивает свою силу, личностные порывы утихают и личность увядает.

Таким образом, интеграция опыта социального поведения с позиций фактора «теле» возможна только при усвоении ролевого поведения.

Д. Морено выделяет пять основных этапов ролевого развития ребенка: первый этап - на стадии идентификации себя с миром младенец воспринимает другого человека как часть самого себя, обычно этот другой человек ухаживает за ребенком (мать), младенец не выделяет себя из среды окружения (вселенская идентичность). Второй этап - ребенок концентрирует внимание на этом другом человеке как чужеродной части самого себя (на матери). Третий этап - другой (мать) становится для ребенка объектом пристального внимания и изучения, в результате чего он (она) начинают восприниматься им как самостоятельные объекты. Четвертый этап - на этапе раннего детства ребенок уже в состоянии иметь представление о поведении другого (матери и других взрослых в его окружении) как о наборе определенных ролей и даже может представить себя в этих ролях. Пятый этап - ребенок в игре может входить в роль другого человека (чаще матери) и впервые способен с позиции этой роли воспринимать себя извне.

В результате ролевого развития ребенка на четвертом и пятом этапе происходит разделение его мировосприятия на восприятии реальной действительности и воображаемой, возникшей в его представлении (фантазии) [4, с. 93].

Итак, ролевое развитие ребенка в процессе его социализации включает в себя следующие обязательные компоненты: ребенок должен испытывать определенный интерес к ситуации взаимодействия различных ее участников, включая самого себя, в результате наблюдения за происходящим он «знакомится с ролями до их проигрывания» и только затем сам ребенок проигрывает эти роли в игре по механизму подражания.

Усвоение социальных ролей не сводится только к внешнему подражанию, но предполагает «усвоение комплексных способов поведения вместе с его психосоциальными компонентами, такими, как чувства, установки, нормы и ценности» [4, с. 95].

Так, на примере театрализованных игр можно наблюдать усвоение ребенком различных моделей социального поведения в различных ситуациях взаимодействия с окружающими людьми, осмысливания и проживания некой проблемной ситуации. Заинтересованный ребенок вначале наблюдает ситуацию и находит в ней какое-то сходство с обстоятельствами и собственными переживаниями на основе своего жизненного опыта. Затем в процессе ролевой игры происходит интеграция полученного социального опыта в сознание ребенка и этот опыт приводится в соответствие с собственными оценочными суждениями. Весь воспитательный потенциал ролевых игр в процессе театрализованных действий заключается, на наш взгляд, в формировании оценочных суждений ребенка по поводу тех или иных поступков героев представления. Задача ведущего (психолога, воспитателя) в том и заключается, чтобы у ребенка сформировалась оценка поведения

персонажей в соответствии с нормативными представлениями о правилах социального взаимодействия.

Не менее важной задачей ведущего является заинтересовать детей сюжетом игры, выбрать актуальный сюжет, узнаваемым для детей.

Театрализованные занятия использовались в плане развивающей программы «Развитие суверенности детей дошкольного возраста в процессе арт-терапии в условиях МДОУ» в г. Барнауле на базе МДОУ №125 в течении 2021 года. Сюжеты для театрализованных занятий были построены на основе вредных советов Г. Остера (Григорий Остер «Вредные советы»).

Проигрывание сюжетов проводились со сменой ролей с последующим коллективным обсуждением нравственной оценки поведения героев, в процессе обсуждения ведущий отслеживал работу фактора-«теле» в обоих направлениях, направление retrojection закреплялось в форме вербализации нормативных суждений детей. Театрализованные занятия для детей старшего дошкольного возраста учат не только анализировать, но и формировать собственное эмоциональное отношение к событиям, в процессе ролевого поведения в театрализованном действии «формируются два вида способностей: способность к моделированию ситуации и способность к символическому выражению отношения к реальности» [5, с. 3].

Помимо личностного развития театрализованные занятия способствуют развитию когнитивных функций, а именно: развитию наглядно-образного мышления и воображения, решению логических, понятийных заданий, которые требуют от ребенка понимания смысловых отношений, выраженных в словесной форме.

Ребенок, участвуя в театрализованных занятиях, должен обладать «способностью выделять и словесно обозначать свойства вещей, явлений, давать «оценку различным качествам другого человека и находить их у себя или сравнивать со своими качествами и в связи с этим должен уметь действовать в соответствии со словесно-сформулированными принципами» [6, с. 49].

Театрализованные занятия имеют досуговый характер, проводятся в игровой форме и позволяют ребенку освоит определенный уровень психологической культуры, выражающейся в понимании других людей, умении управлять своими эмоциями и своим поведением в ситуации совместной деятельности и общения с другими людьми.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Московского университета, 1982. -286 с.

2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея - М.: Изд-во Московского университета, 1982.286 с.

3. Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. -Москва: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1994. - 351с.

4. Морено Д. Театр спонтанности. -Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1993. -126 с.

5. Повстян Л.А. Арттерапевтические занятия с воспитанниками детского дома дошкольного возраста в рамках личностно-ориентированного подхода. Методические рекомендации. -М.: изд-во УРАО, 2005. - С. -3.

6. Повстян Л.А. Психологическое сопровождение воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. - Кокшетау: изд-во «Келешек» 2010. - 88 с.

Повстян Людмила Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры социально-педагогически дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Захлебаева Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры социально-педагогически дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: ivanchenko-v@mail.ru

Юдина Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №125 (г. Барнаул, Россия).

Булакбаева Мейрамгуль Кенесбаевна, кандидат педагогических наук, профессор, программный лидер кафедры Общей и социальной педагогики, Казахский национальный женский педагогический университет (г. Алматы, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 06.05.2022

© Повстян Л.А., Захлебаева В.В., Юдина Т.М., Булакбаева М. К., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.