Научная статья на тему 'Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний'

Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM INNOVATIVE ENTERPRISES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX INCENTIVES / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозговой Александр Олегович

В статье рассматривается роль малого и среднего инновационного бизнеса в модернизации российской экономики. Автором проанализированы принятые и разрабатываемые изменения в налоговом законодательстве в целях стимулирования инновационных компаний. Сделан вывод о необходимости снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозговой Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale of tax incentives for small and medium-sized innovative companies

The article examines the role of small and medium-sized innovative businesses in the modernization of the Russian economy. The author analyzes the adopted and emerging changes in tax legislation in order to promote innovative companies. He draws a conclusion about the necessity to reduce the tax burden for small and medium-sized innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Обоснование целесообразности налогового стимулирования деятельности малых и средних инновационных компаний»

налоговое стимулирование

для малых и средних инновационных предприятий

обоснование целесообразности

налогового стимулирования деятельности

малых и средних инновационных компаний

_Аннотация

В статье рассматривается роль малого и среднего инновационного бизнеса в модернизации российской экономики. Автором проанализированы принятые и разрабатываемые изменения в налоговом законодательстве в целях стимулирования инновационных компаний. Сделан вывод о необходимости снижения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего инновационного

предпринимательства. _

Ключевые слова: малое и среднее инновационное предпринимательство, инновационное развитие экономики, налоговое стимулирование, налоговая нагрузка _

В современных условиях достижение экономического роста в стране существенно зависит от результатов проводимой государственной инновационной политики. Они, в свою очередь, определяются, количественными и качественными показателями развития малого и среднего предпринимательства, которое является источником инноваций, каналом трансфера знаний и технологий, основой трансформации структуры различных секторов экономики, исходным звеном для формирования новых рынков.

Благодаря гибкости и мобильности, малые и средние инновационные компании быстро осваивают и внедряют новые технологии, эффективно доводят до коммерческого итога результаты научных исследований и разработок и тем самым повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства. Являясь высоко динамичными структурами, малые и средние предприятия обладают большими возможностями для перепрофилирования деятель-

Мозговой

Александр Олегович

аспирант,

факультет

финансов и кредита,

Московский

финансово-правовой

институт

shuryak113@mail.ru

благодаря гибкости

_и мобильности,

_малые и средние

_инновационные

компании

быстро

осваивают

и внедряют новые

технологии,

эффективно доводят

до коммерческого

_итога результаты

научных исследований

и разработок

российс

ности, расширения номенклатуры выпускаемых изделий, разработки уникальной продукции и удовлетворения индивидуального спроса.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Таким образом, малое и среднее инновационное предпринимательство является необходимым условием функционирования «новой» экономики. Оно обеспечивает значительный вклад в формирование ВВП и доходов бюджета, занимает существенное положение по количеству предприятий, является важным источником обеспечения населения рабочими местами. Однако, несмотря на высокую эффективность, малые и средние инновационные организации отличаются низкой жизнеспособ-остью. Их деятельность ограничена негативным состоянием внешней и внутренней среды, а также определенностью получения положительно-зультата, что обусловлено, с одной стороны, рисковой природой инноваций, а с другой - особенностями функционирования малых и средних предприятий.

Экономическая специфика инновационных компаний, в настоящее время определяется высоким уровнем совокупной налоговой нагрузки [7]. В результате исследования вопросов, связанных с налогообложением субъектов малого и среднего предпринимательства, можно сделать вывод о том, что на современном этапе необходимо развивать меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в налоговой сфере. Помимо предоставления возможности использовать УСН1, в современных условиях целесообразно снижать налоговые ставки для хозяйствующих субъектов, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства. Необходимо также уменьшить налоговое бремя для микропредприятий в первые годы их деятельности [6]. В настоящее время малые предприятия в целях уменьшения налоговых платежей могут воспользоваться льготами, предусмотренными гл. 9 НК РФ (отсрочка, рассрочка

1 УСН - сокращение от «упрощенная система налогообложения» - специальный льготный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (установлен главой 26.2 Налогового кодекса РФ). - Прим. ред.

кое предпринимательство, 2011, № 3 (1)

по уплате налогов или сборов, инвестиционный налоговый кредит или налоговый кредит). Однако такими мерами поддержки вправе воспользоваться также иные организации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В частности, на наш взгляд, одной из мер решения данной задачи может служить введение специальных налоговых льгот для предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью, выражающихся в установлении разумной налоговой нагрузки для таких экономических субъектов.

Инструменты налогового стимулирования

В рамках основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011-2013 гг. государством рассматривается пакет инициатив по созданию стимулов к осуществлению инновационной деятельности. Разработан проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», а также пакет законопроектов, решающих большинство из поставленных в Послании Президента РФ задач по инновационному развитию, в том числе и в части совершенствования налогообложения.

В частности к инструментам налогового стимулирования можно отнести:

- освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество организаций;

- повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упроще нной системы налогообложения в части повышения годового дохода до 70 млн рублей и снятия ограничений на состав учредителей организациям науки и инновационных предприятий;

- списание до 50% основных средств при их включении в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль организаций;

- введение коэффициента ускоренной амортизации для научных, образовательных и инновационных организаций;

- снижение ставок по страховым взносам;

- предоставление вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки по налогу

..малое и среднее инновационное предпринимательство является необходимым условием

функционирования «новой» экономики

Таблица

Сравнительный анализ действующей системы налогообложения и разрабатываемой системы налогового стимулирования инновационных компаний

Показатель Действующая система налогообложения Разрабатываемая система налогового стимулирования инновационных компаний Система налогового стимулирования инновационных компаний «Сколково»

Налог на прибыль организаций 20% 0% в первые пять лет работы Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в течение 10 лет, 0% (при утрате данного права)

Земельный налог Не более 1,5% Льгота Не более 1,5%, (льгота представляется только управляющими компаниями)

Налог на имущество организаций Не более 2,2% Льгота Льгота

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам девяти месяцев) 45 млн руб.(по 30 сентября 2012 года), 15 млн руб. (с 1 октября 2012 года) 50 млн. рублей 45 млн руб. (по 30 сентября 2012 года), 15 млн руб. (с 1 октября 2012 года)

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения (по итогам отчетного (налогового) периода) 60 млн. руб. (по 31 декабря 2012 года), 20 млн руб. (с 1 января 2013 года) 70 млн. рублей 60 млн руб. (по 31 декабря 2012 года), 20 млн руб. (с 1 января 2013 года)

Е £

Я Е

§>5 °

2оЕл

1 -§ 2 3

...несмотря на высокую эффективность, малые и средние инновационные организации отличаются низкой жизнеспособностью

на прибыль в размере 0 процентов в первые пять лет работы [5].

..на современном

этапе необходимо

развивать меры

государственной

поддержки.

малого

и среднего предприни-

_мательства

в налоговой сфере

Налоговое стимулирование инновационной и научной деятельности

Проведенный анализ позволил установить определенные тенденции в механизме государственного регулирования деятельности малых и средних инновационных предприятий реализуемого в России, а также выделить ряд направлений государственной политики, которые должны стимулировать развитие отечественных малых и средних инновационных компаний. Результаты анализа позволяют сравнить действующую систему налогообложения и разрабатываемую систему налогово-тимулирования инновационных компаний (см. бл. на с. 28-29).

оит отметить, что необходимость налогово-имулирования инновационной и научной деятельности в целях обеспечения структурного сдвига экономики в пользу наукоемких отраслей и достижения нового качества экономического роста уже признана в российском налоговом законодательстве. Уже разработаны и приняты поправки предусматривающее снижение налогового бремени для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [3], а также для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Однако подобные меры способны решить задачу лишь для ограниченного сектора инновационных компаний. Вместе с тем важнейшей задачей для развития инновационных отраслей является налоговое стимулирование всех малых и средних организаций занятых в данной сфере.

Безусловно, совокупные затраты на реализацию предлагаемого пакета законопроектов будут велики, что повлечет выпадение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Однако даже в краткосрочной перспективе эффект от реализации данного пакета законопроектов в полном объеме компенсирует выпадающие доходы бюджетной системы за счет роста объемов инновационной

ое предпринимательство, 2011, № 3 (1)

деятельности, научных исследований и соответствующих поступлений в бюджет. В долгосрочной перспективе реализация указанных законопроектов должна привести к структурному сдвигу в экономике в пользу инновационных и наукоемких отраслей. И затраты, конечно, окупятся сполна.

Необходимость комплексного реформирования научно-технической сферы

Таким образом, представленные меры по налоговому стимулированию инновационных компании должны способствовать снижению налоговой нагрузки на предприятия, а, следовательно, высвобождению части собственных денежных средств организации и направлению их в сферу НИОКР, на обновление производства, основных фондов и т.д. Также налоговые меры должны оказать существенный стимулирующий эффект на инновационную активность частного капитала. Можно считать, что принятые и разрабатываемые изменения уже являются определенным шагом вперед, поскольку снижение налогового бремени для малых и средних инновационных компаний может стать серьезной демонстрацией заинтересованности властей в развитии инновационной составляющей российской экономики.

Вместе с тем нельзя создать инновационную экономику, только лишь выпустив нормативные документы. Необходима повышенная активность и со стороны частного бизнеса. Широкая коммерциализация инноваций и построение экономики знаний возможны лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы. Разрабатываемые направления поддержки инновационного бизнеса со стороны государства позволят, с нашей точки зрения, сформировать благоприятную деловую среду и условия для развития инновационного предпринимательства в разных отраслях экономики России в целях обеспечения экономического роста страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2) (ред. от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 425-ФЗ) //

...налоговые меры должны оказать существенный стимулирующий эффект

на инновационную активность частного капитала

Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (ред. от 28.12.2010) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011.

3. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон № 244-ФЗ от 28.09.2010 г. // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011.

4. Об инновационной деятельности в Российской Федерации: Проект федерального закона // Справо-чно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011.

5. О внесении изменения в статьи 395, 381, 346.12, 346.13, 259, 241, 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Проекты федеральных законов // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011.

6. Оптимизация и минимизация налогообложения. Готовые способы экономии / Под ред. С.В. Белоусовой. - М.: Вершина, 2007. - 160 с.

7. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. - 2004. - № 6.

Alexander O. Mozgovoy

Postgraduate Student, Department of Finance and Credit, Moscow Institute of Finance and Law institute

Rationale of Tax Incentives for Small and Medium-Sized Innovative Companies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Abstract

The article examines the role of small and medium-sized innovative businesses in the modernization of the Russian economy. The author analyzes the adopted and emerging changes in tax legislation in order to promote innovative companies. He draws a conclusion about the necessity to reduce the tax burden for small and medium-sized innovative enterprises.

Keywords: small and medium innovative enterprises, innovative development of economy, tax incentives, tax burden

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.