Научная статья на тему 'Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: Международный и Российский аспекты'

Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: Международный и Российский аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX INCENTIVES / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / EXPORT PROMOTION / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / SECTORAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрин Ю.Н.

В статье проводится сравнительный анализ эффективности инструментов стимулирования инновационной активности в секторе малого и среднего предпринимательства России, Федеративной Республики Германии и Республики Корея. Автором предлагаются рекомендации по оптимизации инструментария стимулирования инновационного малого и среднего бизнеса в России в контексте формирования модели инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTATION OF STIMULATING SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP: INTERNATIONAL AND RUSSIAN ASPECTS

In the article comparative analysis of instruments effectiveness to stimulate innovation in the small and medium-sized business sector in Russia, the Federal Republic of Germany and the Republic of Korea has been carried out. The author offers recommendations of tools optimization for stimulating innovative small and medium-sized businesses in Russia in the context of the innovative economy model formation.

Текст научной работы на тему «Инструментарий стимулирования малого инновационного предпринимательства: Международный и Российский аспекты»

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ АСПЕКТЫ

Ю.Н. Александрин, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ эффективности инструментов стимулирования инновационной активности в секторе малого и среднего предпринимательства России, Федеративной Республики Германии и Республики Корея. Автором предлагаются рекомендации по оптимизации инструментария стимулирования инновационного малого и среднего бизнеса в России в контексте формирования модели инновационной экономики.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, инновационная инфраструктура, налоговые льготы, стимулирование экспорта, инновационная активность, отраслевая структура.

Одним из ключевых направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в России является стимулирование инновационной активности субъектов МСП. Для стимулирования малого инновационного бизнеса Минэкономразвития Правительства РФ (координатор федеральной программы государственной поддержки субъектов МСП) была создана инновационная инфраструктура МСП, в состав которой вошли: 29 центров кластерного развития, 35 инжиниринговых центров, 17 центров прототипирования, 6 центров сертификации, стандартизации и испытаний Кроме этого в инновационную инфраструктуру МСП входят: 141 бизнес-инкубатор, 5 промышленных парков, 2 технопарка [ 1].

В мировой практике одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования инновационной деятельности МСП являются налоговые льготы. В РФ только для малых инновационных организаций, созданных на базе ВУЗов и бюджетных научных организаций, применяется пониженный совокупный тариф на страховые взносы: в 2011-2017 гг. - 14%. В дальнейшем данная льгота будет уменьшена: в 2018 совокупный тариф на страховые взносы составит 21%, в 2019 г. - 28% [2]. Также малые инновационные предприятия, применяющие УСНО, могут исключать из налогооблагаемой базы следующие расходы:

- по лицензионным договорам на приобретение исключительных прав на объекты промышленной собственности, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау;

- на патентование;

- на НИОКР [3].

При этом от уплаты налога на доход субъекты малого инновационного предпринимательства не освобождаются, ставка по налогу не уменьшается, не предоставляется приростная налоговая скидка на НИОКР. В отличие от стран-лидеров по развитию малого инновационного предпринимательства налоговые льготы и преференции в РФ предоставляются, как правило, крупным предприятиям, бюджетным научным и образовательным организациям; резидентам инновационного центра «Сколково», технико-внедренческих зон (ТВЗ) и особых экономических зон (ОЭЗ). Например, резиденты «Сколково» освобождаются от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество в течение 10 лет при условии, что размер прибыли не превышает 300 млн руб. (начиная с года, когда выручка превысила 1 млрд руб.). С 2012 по 2017 гг. освобождаются от уплаты налога на прибыль и резиденты ТВЗ [3]. Это ставит в неравное экономическое положение других субъектов инновационного бизнеса, и особенно микро- и малые инновационные предприятия.

О неэффективности применяемых инструментов государственного стимулирования малого и среднего инновационного

предпринимательства можно судить по данным Росстата и Глобального индекса инноваций - 2016. В частности, по данным Росстата, несмотря на рост количества инновационных микро- и малых предприятий с 2010 по 2014 гг. в абсолютном выражении (+3655 ед.) их доля в отраслевой структуре за анализируемый период не изменилась и составила всего 0,7% от об-

щего количества МСП в РФ, Неизменной осталась и доля средних инновационных компаний - 0,6% [4]. В Глобальном индексе инноваций - 2016 РФ занимает 43 место, уступая Турции (42), ОАЭ (41) и Греции (40) [5].

Рассмотрим далее основные показатели инновационной активности сектора МСП России за 2011-2015 гг. (табл. 1, 2).

Таблица 1. Удельный вес малых предприятий РФ, осуществлявших технологические

инновации в 2011 -2015 гг. (по отраслям) [4]

2011 г. 2013 г. 2015 г.

Всего 5,1 4,8 4,5

Добыча полезных ископаемых 3,4 3,1 2,8

Обрабатывающие производства 5,4 5,1 4,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,1 2,2 2,2

Из данных в таблице 1 следует, что доля малых предприятий, реализующих технологические инновации, сократилась в 2015 г. по сравнению с 2011 г. как в целом по стране (- 0,6%), так и по отраслям (-

0,6% - добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, - 0,9% -производство и распределение электроэнергии, газа и воды).

Таблица 2. Удельный вес инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) малых предприятий в 2011 -2015 гг. (по федеральным округам)[4]

2011 г. 2013 г. 2015 г.

Российская Федерация 1,48 2,07 1,64

Центральный федеральный округ 1,46 1,82 1,71

Северо-Западный федеральный округ 0,88 2,54 0,90

Южный федеральный округ 0,96 1,89 2,75

Северо-Кавказский федеральный округ 0,74 0,85 0,08

Приволжский федеральный округ 1,78 2,41 1,56

Уральский федеральный округ 1,74 1,95 0,96

Сибирский федеральный округ 2,48 2,72 4,17

Дальневосточный федеральный округ 0,15 0,53 0,20

Крымский федеральный округ 0,99

В целом по РФ удельный вес инновационных товаров и услуг, в общем объеме отгруженных малыми предприятиями товаров и услуг увеличился за анализируемый период до 1,64% (+0,16%). По федеральным округам данный показатель варьируется от 0,2% (Дальневосточный ФО) до 4,17% (Сибирский ФО) [4].

Для сравнения исследуем уровень развития инновационных МСП в странах с инновационно ориентированной экономикой: Германии и Республике Корея. В Фе-

деративной Республике Германии малый и средний бизнес характеризуется высокой инновационной активностью. Наибольшая инновационная активность наблюдается у малых и средних производственных предприятий (57,5% и 67,7% соответственно). В строительстве данный показатель находится в диапазоне от 14,9% (микропредприятия) до 39,5% (средние предприятия). В целом, без учета отраслевой принадлежности в ФРГ 24,4% микропредприятий, 42,6% - малых и 54,6% - средних пред-

приятий являются инновационно активными [6].

В региональном разрезе более инновационно активными являются субъекты МСП на севере и западе страны (55,2% и 52,4% соответственно). Однако и предприятия в южных и восточных областях также демонстрируют достаточно высокий уровень инновационной активности (более 42,5%). Доля специализированных инновационных компаний в отраслевой структуре МСП составляет 22% [6]. Поэтому закономерным, на наш взгляд, является 10 место ФРГ в Глобальном индексе инноваций - 2016 [5].

Такие высокие результаты достигнуты за счет эффективных инструментов по развитию малого и среднего предпринимательства в Германии, ориентированных на поддержку, прежде всего, наукоемкого производства. Из применяемых инструментов государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства следует отметить:

- льготное кредитование субъектов малого и среднего инновационного в промышленности;

- предоставление льготных кредитов для реализации инновационных проектов по экологии;

- предоставление льготных кредитов малым и средним инновационным предприятиям депрессивных регионов;

- льготное кредитование строительных компаний, применяющих инновационные технологии [6].

Особое внимание в системе государственной поддержки МСП Германии уделяется стимулированию компаний, производящих инновационные товары и услуги для внутреннего рынка и экспорта. Доля МСП в экспорте Германии составляет 30%. Таким предприятиям выдаются кредиты на срок до 20 лет, при этом проценты по кредиту не взимаются на протяжении трех лет, после трех лет ставка по кредиту составляет 2%, после четырех - 3%, начиная с шестого года - 5% [7]. Это позволяет субъектам МСП реализовывать долго-

срочные инновационные проекты, направленные на расширение и производство конкурентоспособной продукции.

В ФРГ в настоящее время отсутствуют налоговые льготы для инновационных компаний, но предоставляются венчурные инвестиции и льготные кредиты через уполномоченные структуры в регионах (возможно 100% финансирование для микро- и малых предприятий). Кроме льготного кредитования инновационно активным МСП в Германии предоставляются гранты Министерства экономики и энергетики на разработку и внедрение инновационных технологий. Для малых и микро- инновационных предприятий, зарегистрированных не более 3 лет назад, предусмотрена финансовая поддержка специальных венчурных фондов и KfW -банка развития ФРГ [7].

В качестве примера эффективного стимулирования инновационных МСП можно привести и Республику Корею (далее -Ю. Корея). В Ю. Корее 99,9% предприятий относятся к субъектам МСП, с численностью занятых 87,7%. Доля МСП в ВВП страны превышает 50%, в экспорте -24%. В отраслевой структуре МСП доля специализированных инновационных компаний составляет 14% [8]. В Глобальном индексе инноваций - 2016 Республика Корея занимает 11 место [5].

Координатором государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Корея является Администрация малого и среднего бизнеса (SMBA). SMBA разработан и применяется обширный инструментарий стимулирования инновационного предпринимательства в стране (рис.). Для развития инновационного предпринимательства в секторе МСП Администрацией малого и среднего бизнеса Кореи были созданы специализированные венчурные фонды - Angel Investment Matching Fund и Future Creation Fund. Указанные фонды базируются на инвестициях бизнес-ангелов и ассоциаций венчурных инвесторов [8].

Инструменты государственного стимулирования инновационных МСП

Привлечение венчурных инвестиций через специализированные фонды — Формирование оптимальных условий для развития старт-апов — Налоговые льготы для инновационных МСП

Развитие экспортного потенциала инновационных МСП Стимулирование деятельности инновационных МСП на внутреннем рынке Льготные и гарантийные кредиты

Содействие сектору МСП в развитии инновационных технологии — Обеспечение спроса на высококвалифицированные технические кадры

Совершенствование механизма отбора и стимулирования перспективных инновационных МСП

Развитие инновационной инфраструктуры малого бизнеса

Формирование положительного имиджа инновационных компаний

Рисунок 1. Инструменты государственной поддержки инновационных МСП в Ю. Корее (разработан автором по [8])

Другим инструментом стимулирования инновационного предпринимательства является предоставление налоговых льгот при реинвестировании прибыли инновационных компаний в новые инновационные проекты. Это позволяет снизить нагрузку на госбюджет Кореи при реализации программ государственной поддержки МСП и обеспечивать развитие инновационного бизнеса за счет собственного капитала компаний.

Технологическая и сервисная поддержка старт-апов осуществляется через программы «Start-up Leading Universities» и «Start-up Academies for Youth». В рамках данных программ при университетах созданы специальные площадки, на которых проводится тестирование инновационных разработок. Это позволяет значительно увеличить шансы старт-апов на коммерциализацию инновационных продуктов и услуг.

В системе государственного стимулирования малого и среднего инновационного бизнеса Ю. Кореи особое внимание уделяется проектам в сфере «зеленых» технологий и повышения качества жизни населения. Для их поддержки в регионах создана сеть специализированных центров: «Business Center for One Person Startup Business» и «Smart Creation Center» [8].

Популяризации малого инновационного предпринимательства способствует и формирование положительного имиджа инновационного бизнеса в школах и ВУЗах. Специально для школьников SMBA разработала программу BizCool. Для студентов университетов и колледжей Администрация малого бизнеса организует лекции о государственной поддержке инновационных старт-апов, их стратегической роли в национальной экономике. Лекции по инновационному предпринимательству читают директора венчурных компаний, бизнес-ангелы и успешные инноваторы. Таким образом, школьников и студентов мотивируют на предпринимательскую инновационную деятельность в будущем.

Одним из наиболее эффективных косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности в секторе МСП являются различные налоговые льготы. В Ю. Корее применяется объемная налоговая скидка по налогу на прибыль в размере 25% от затрат на НИОКР для малых инновационных предприятий, что в 4 раза больше, чем для крупного бизнеса [9]. Кроме этого субъектам инновационного МСП в Республике Корея предлагается приростная налоговая скидка в размере 50% от увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим налоговым пе-

риодом. Если проект связан с разработкой инновационных технологий из правительственного Перечня, инновационным МСП предоставляется 30% налоговый вычет из корпоративного налога. Для крупных компаний приростная налоговая скидка предоставляется по более низкой ставке 40%, при разработке инновационных технологий из правительственного Перечня -20% [9]. Таким образом, налоговое стимулирование инновационной деятельности в Ю. Корее, в первую очередь, направлено на поддержку малого инновационного бизнеса.

Особое значение в государственной поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства в Ю. Корее уделяется развитию его экспортного потенциала. SMBA организует участие экспортно-ориентированных МСП в выставках за рубежом, открывает торговые представительства для малых и средних предприятий. Для стимулирования экспорта продукции субъектов МСП SMBA инициировала создание «Корейского холла» на международных торговых интернет-площадках Amazon и eBay.

Кроме стимулирования экспорта инновационной продукции МСП SMBA постоянно совершенствует инструменты роста товарооборота малых и средних компаний на внутреннем рынке. Во-первых, это увеличение доли государственных и корпоративных заказов. Во-вторых, развитие каналов сбыта и маркетинговой деятельности предприятий сектора МСП при помощи сети колл-центров. Колл-центры не только обеспечивают коммуникации с крупными компаниями-дистрибьютерами, но и способствуют созданию совместных брендов крупными компаниями и представителями малого и среднего бизнеса. В -третьих, SMBA открывает специализированные магазины для продукции предприятий МСП (программа Hit 500 Plaza) в наиболее развитых (коммерчески привлекательных) регионах и местах наибольшей концентрации населения, а также содействует интеграции МСП в крупные национальные торговые сети.

Одной из наиболее острых проблем развития инновационного сектора малого

и среднего бизнеса Ю. Кореи является нехватка квалифицированных кадров технических специальностей. Для ее решения SMBA содействует развитию специализированных технических университетов и колледжей (например, Gumi Electronic Technical High School, Busan National Mechanical Technical High School, and Chonbuk Mechanical and Technical High School) [8].

Проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие рекомендации по оптимизации инструментов стимулирования инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ на основе опыта ФРГ и Ю. Кореи.

Необходимо дальнейшее развитие системы льготного кредитования для инновационных МСП с привлечением финансовых ресурсов «Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства», уполномоченных банков, региональных венчурных и гарантийных фондов.

Целесообразно предусмотреть налоговые льготы для малого и среднего инновационного бизнеса, которые должны в 2-3 раза превышать аналогичные льготы для крупного бизнеса. На наш взгляд, для малых инновационных предприятий необходимо применять «налоговые каникулы», т.е. полное освобождение от налогов на 35 лет (средний показатель инновационного лага). Дифференциация данной льготы должна зависеть от уровня новизны разработки (3 года при разработке приростной инновации, 4-5 лет - базисной). После окончания «налоговых каникул» предлагается наряду с объемными скидками на НИОКР применять и приростные. Приростная налоговая скидка будет стимулировать инновационные МСП увеличивать затраты на НИОКР в каждом налоговом периоде.

Снижение совокупного тарифа по страховым взносам во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС) для малого инновационного бизнеса в настоящее время предусмотрено только для малых предприятий, созданных при государственных бюджетных НИИ и ВУЗах. Указанную льготу предлагается распространить на

все малые инновационные компании неза- Необходимо дальнейшее развитие ин-

висимо от формы собственности и про- новационной инфраструктуры для малого длить срок ее действия. и среднего бизнеса в регионах. Количество

Грантовая поддержка инновационных действующих бизнес-инкубаторов, техно-старт-апов должна быть ориентирована на парков, инжиниринговых центров, центров перспективные технологии: экология, ме- прототипирования и поддержки экспорта в дицина, импортозамещение, информаци- регионах недостаточно для разработки и онно-компьютерные технологии, альтер- внедрения инновационных продуктов и нативная энергетика. услуг, сокращения сроков коммерциализа-

ции инновационных разработок.

Библиографический список

1. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depmb

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

3. Налоговый Кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

4. Росстат /Наука, инновации и информационное общество. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

5. Глобальный индекс инноваций - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/econ_stat/ru/economics/gii

6. KfW: SME Innovation Report 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-Innovationsbericht/KfW-Innovationsbericht-EN/KfW-SME-Innovation-Report-2016_EN.pdf.

7. SME sector in Germany. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kfw.de/KfW-Group/Research/PDF-Files/The-SME-sector-in-Germany.pdf.

8. Администрация малого бизнеса Ю. Кореи [Электронный ресурс]. URL: http://www.smba.go.kr/eng/smes/status.do?mc=usr0001147

9. Global Survey of R&D Incentives - 2015. Deloitte. October 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/nl/ Documents/tax/deloitte-nl-tax-global-survey-r-and-d-incentives-2015.pdf

INSTRUMENTATION OF STIMULATING SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEUR-SHIP: INTERNATIONAL AND RUSSIAN ASPECTS

Y.N. Aleksandrin, candidate of economic sciences, associate professor Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. In the article comparative analysis of instruments effectiveness to stimulate innovation in the small and medium-sized business sector in Russia, the Federal Republic of Germany and the Republic of Korea has been carried out. The author offers recommendations of tools optimization for stimulating innovative small and medium-sized businesses in Russia in the context of the innovative economy model formation.

Keywords: small innovative entrepreneurship, innovative infrastructure, tax incentives, export promotion, innovative activity, sectoral structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.