Научная статья на тему 'Обоснование современных подходов к становлению образовательного менеджмента'

Обоснование современных подходов к становлению образовательного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАУКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATION / MANAGEMENT / EDUCATIONAL MANAGEMENT / SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афиногенова Идея Николаевна

В современных условиях менеджмент играет одну из ключевых ролей во всех сферах хозяйствования. Образовательный менеджмент сегодня процесс актуальный и, по мнению автора, необходимый. В статье рассмотрены основные аспекты образовательного менеджмента, его главные проблемы, проведен сравнительный анализ и предложены пути повышения эффективности образовательного менеджмента на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of modern approaches to the formation of educational management

In modern conditions, management plays a key role in all spheres of management. Educational management today is a relevant and, in the author's opinion, necessary. The article considers the main aspects of educational management, its main problems, comparative analysis and suggests ways to improve the effectiveness of educational management at the present stage.

Текст научной работы на тему «Обоснование современных подходов к становлению образовательного менеджмента»

[email protected]

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2017, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 3 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Афиногенова И.Н. Обоснование современных подходов к становлению образовательного менеджмента // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №3. С. 115-129. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/317008 .pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Обоснование современных подходов к становлению образовательного

Аннотация. В современных условиях менеджмент играет одну из ключевых ролей во всех сферах хозяйствования. Образовательный менеджмент сегодня - процесс актуальный и, по мнению автора, необходимый. В статье рассмотрены основные аспекты образовательного менеджмента, его главные проблемы, проведен сравнительный анализ и предложены пути повышения эффективности образовательного менеджмента на современном этапе.

Ключевые слова: образование, управление, образовательный менеджмент, наука, образовательное управление.

Термином «менеджмент» обозначают не только науку об управлении, но и сам процесс управления. В своем историческом развитии сам процесс управления проходил определенные исторические этапы - от простого "механистического" к сложному "самоорганизационному", согласно развитию и представлению о менеджменте. Концептуальное оформление менеджмента как науки связано с практическими потребностями обеспечения эффективности экономической деятельности в эпоху индустриализма.

УДК 378.14

менеджмента

Афиногенова Идея Николаевна

к.х.н., доцент кафедры экономики Воронежский экономико-правовой институт, 394033, г. Воронеж, пр. Ленинский, 119 а

Nauka-vepi@yandex. ги

[email protected]

В сфере образовательного менеджмента применимы указанные общие подходы для выделения его из сферы образовательного управления в целом. Вместе с тем на технологическом уровне существуют оправданные обоснования подчинения образовательного менеджмента тем или иным формам управления образовательной отраслью. При этом в теории управления выделяется государственное управление образованием и социальное управление образованием, к последним относят и образовательный менеджмент.

В целом научные исследования образовательного менеджмента, которые имеют существенное значение для нашей работы, следует сгруппировать в несколько кластеров. Во-первых, это теоретические обобщения практики собственно управленческой деятельности, во-вторых, это философско-методологические научные исследования в области социальной философии, философии образования, философии управления, медиа-философии и т.д., в-третьих, это адаптированные междисциплинарные исследования теоретико-методологического характера и такие же научные исследования по другим дисциплинам. При этом мы соглашаемся с исследователями, которые считают, что наиболее актуальной является «проблема философско-методологических основ науки об управлении именно таких социо-экономических систем», как образовательная сфера и образовательные организации [3; 11].

Определяя философско-образовательное измерение проблемы, следует указать на то, что образовательный менеджмент неразрывно связан с природой образования, реализует свои функции в пределах ее развития и зависит от взаимодействия образования с ее социокультурной средой. Благодаря менеджменту образование наряду с обеспечением своей целостности оптимизирует собственные структуру и формы функционирования, приводя их в соответствие с указанным социокультурным окружением. При этом считается, что именно совершенствования процесса управления образовательной отраслью за счет менеджмента является наиболее реальным

[email protected]

резервом современного образования, поскольку это не требует значительных материальных затрат, но способно радикально улучшить ситуацию путем оптимизации деятельности всех подсистем и составляющих.

Так, в частности, М.А. Гнатюк справедливо отмечает «весомый вклад в методологический базис науки социального управления» со стороны философского знания [7]. Более того, особо следует указать на цивилизационно-социокультурное измерение детерминации управленческой деятельности, поскольку философия направлена на анализ сущности человека как социального существа [17].

Согласно акцентируя философское измерение проблемы, исследователи обосновывают «осмысления сущности менеджмента как главного инструмента преобразования человеком окружающего мира» [2]. Для философии проблема образовательного менеджмента актуальна, поскольку она затрагивает все узловые моменты генезиса, функционирования и развития образовательной системы и личности в ней. Важность философского осмысления образовательного менеджмента определяется несколькими факторами, прежде всего это:

- глубинные постмодернистские трансформации общества и его образовательной сферы, требующие управленческого воздействия на основе новых принципов деятельности [8];

- информатизация и глобализация, становление «глобального образования» и поликультурного образовательного пространства требуют новых форм и методов управления образованием [16];

- философских обобщений требует теория управления образованием на основе акцентирование принципов человекоразмерности и качественно новой организационной культуры [19];

- личностная переориентация образования требует преодоления технократизма в управлении за счет гуманистичных принципов образовательного менеджмента [4];

[email protected]

- образовательный менеджмент должен помочь в управлении образованием в условиях вступления приоритетное значение духовных факторов развития человека и необходимости управлять процессом ее духовного становления [20];

- новый статус образования в «обществе знаний» требует новых подходов к формированию методологии и инструментария управления в контекст новой организационной сознания и организационной культуры [6].

В философско-управленческом смысле исследования образовательного менеджмента опирается на теории общей организации (тектология А. Богданов), систем (Л. Берталанфи), кибернетики (У. Ешби), а также научные исследования в сфере самоорганизации и саморазвития (И. Пригожин, Г. Хакен, А. Урсул, Г. Рузавин, А. Маминонов). Важную роль играют фундаментальные труды в области социального управления В. Афанасьева, А. Берга, Д. Гвишиани, Т. Парсонса, Р. Мертона П. Херси.

Значимость философско-управленческой доработки в рамках исследуемой проблемы объясняется тем, что в целом развитие образовательного менеджмента происходило сначала в пределах общего менеджмента, потом социального менеджмента и сейчас выделяется как его самостоятельный вид. Как указывают авторы коллективной монографии [5] «применение эффективных управленческих технологий, реализованных ранее преимущественно в экономической сфере, - распространенная практика в современном образовательном пространстве».

Согласно теоретико-методологической базе для выработки концепции исследования есть идеи, концепции и положения теории менеджмента (Д. Бодди, П. Велл, В.Р. Веснин, П. Друкер, М.Х. Мескон, З.П. Румянцева, Л. Якокка и др.), инновационного менеджмента (В. Аньшин, А.К. Казанцев, Л.Е. Минделу). Из современных теоретико-методологических исследований менеджмента данного направления особенно следует выделить концепцию организации И. Нонака и Х. Такеучи, а также работы по социокультурному

[email protected]

измерению менеджмента Ари де Гиуса и Х. Рамперсада. Становление собственно философских основ исследованиями менеджмента и управления в отечественных философских исследованиях связано с именами таких авторов как В.П. Андрущенко, А.Г. Беличенко, В.Г. Воронкова, В.С. Пазенок, И.Г. Шавкун и другие, освещающих проблемы менеджмента в дискурсе социальной философии.

Философское рассмотрение образовательного менеджмента и его составляющих предполагает акцентирование, прежде всего, теоретико-методологического измерения, то есть их анализа через призму принципов теоретической и практической деятельности и знаний о ней. Речь идет о теоретическом знании достаточно высокого уровня абстрагирования, поскольку только в этом случае имеют место общие методологические установки и принципы. Теоретический аспект менеджмента в сфере образования заключается в систематизации научных знаний в исследуемой области в сочетании с принципами научного рассмотрения проблем управления.

Преобразующая функция теоретико-методологического анализа направлена на углубление степени общности принципов, способствующих осознанию сущности уровней практики. Теоретико-методологический уровень исследования и соответственно преобразования действительности позволяет использовать знания об образовательном менеджменте как эффективное средство самосовершенствования и выработки стратегий деятельности [10]. Это также обеспечивает возможность осуществления научно обоснованного подхода к пониманию сущности взаимодействия научной теории и педагогической практики в процессе управления образовательной сферой, позволяет выработать категориальный аппарат и определить тезаурус понятий, связанных с конкретной технологией, выйти на более обобщенные модели образовательной реальности [1].

Следует также указать на особенности изучения образовательного менеджмента в контексте традиционной философской проблематике.

[email protected]

Онтологическая сторона обеспечивает изучение его закономерностей, тенденций функционирования и развития. Гносеологическая преимущественно посвящена анализу механизма реализации образовательного менеджмента и возможностей исследования этого процесса в контексте социокультурных детерминант и субъект-объектного взаимодействия. Аксиологическое измерение исследования концентрируется на образовательном менеджменте как сфере репрезентации и трансляции определенных ценностей в пространстве человеческого бытия.

В общем виде образовательный менеджмент в философии управления рассматривается в нескольких измерениях. В рамках системно-структурного подхода он считается составным менеджмента в целом и исследуется как теория и практика управления на разных уровнях образовательной системы [12]. В рамках стратегического подхода его конституирующих как теорию и практику стратегического управления на различных уровнях в контексте формирования инновационной модели развития отрасли [9].

Маркетинговый подход ориентирует при рассмотрении образовательного менеджмента максимизировать удовлетворение образовательных услуг [14]. Синергетический подход дает возможность раскрывать образовательный менеджмент как инструмент проектирования нелинейной, открытой, сложной энергоинформационной системы образования [7]. В рамках концепта устойчивого развития образовательный менеджмент является инструментом формирования необходимых для эволюционного развития человека и природы экосистем них ценностей [5]. Философско-образовательный подход раскрывает то измерение образовательного менеджмента, который связан с его характеристиками как интегрированного социокультурного феномена, который определяет направление постмодернистских трансформаций образовательной сферы.

В контексте акцентирования значимости постмодернистской модели менеджмента следует также указать на использование в нашей работе

[email protected]

методологических установок, связанных со становлением постнеоклассических форм научной рациональности. Ряд авторов указывает на необходимость применения концепции типов научной рациональности для разработки проблем методологии менеджмента [13; 17].

В общем, образовательный менеджмент рассматривается как стратегический механизм обеспечения инновационного развития образования, ее постмодернистской переориентации на принципах нелинейного управления. С точки зрения философско-образовательного знания его можно рассматривать как репрезентацию глобального процесса переориентации образовательной сферы на человекоизмерительной основе с использованием ресурсов образовательного саморазвития. Последние связаны в значительной степени с использованием национальных традиций и учета закономерностей этногенеза.

Определенность управления отечественной образовательной сферой культурой и традициями отмечается многими исследователями. При этом важно различать управленческо-организационный потенциал саморазвития социальной сферы в целом и образования в частности в контексте национальных традиций самоуправления [15]. Вместе с тем, подчеркивается необходимость общецивилизационных подходов и международного опыта использования науки управления.

Связь развития постмодернистской модели образовательного менеджмента как формы, адекватной задачам развития постнеоклассического образования ставит проблему инновационной сущности исследуемого феномена. Она исследуется, прежде всего, как взаимодетерминированность образовательных инноваций и общего процесса постмодернистских трансформаций образовательной сферы, привлекая внимание многих ученых.

Исследование причин и необходимости гуманоцентричной переориентации образования в контексте человекоизмерительной трансформации постиндустриального общества является одной из

[email protected]

приоритетных тем современных философско-образовательных научных исследований.

Аксиологический измерение образовательного менеджмента как составной масштабной социокультурной трансформации исследуется на пересечении теории постиндустриализма и философии образования. Наиболее значимыми следует считать научные исследования, которые исследуют проблему становления человека в образовательном пространстве, исходя из экзистенциальной методологии, и формируют широкий пространственный контекст исследований проблем управления образовательной сферой.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что проблема управления инновационной деятельностью в сфере образования становится все более важной составляющей образовательного менеджмента. Больше всего внимания при этом уделяется раскрытию педагогической инноватики и способам ее практической репрезентации.

Инновационность образовательного менеджмента рассматривается как его важнейший ресурс в контексте необходимости управления образованием в условиях нарастания неопределенности и рисков [18]. Соответственно в контексте развития образовательной сферы в рамках принципов «общества риска» важное значение приобрели системно-синергетический подход к познанию образовательных процессов, методология инновационного развития социальных систем в условиях нестабильности, идеи модернизации образовательной сферы.

Учитывая, что в основе инновационных процессов образовательной сферы находятся социокультурные реалии информационного общества, постсовременная парадигма образовательного менеджмента формируется с переходом мирового сообщества к информационной фазе развития. Возникновение глобального менеджмента обусловлено появлением глобальных инфраструктур, которыми отмечен конец прошлого и начало текущего столетия. Объектом глобального менеджмента становится глобальная «новая»,

[email protected]

или информационная экономика, - экономика, основанная на знаниях и информационных технологиях. Информационные системы становятся не просто инструментом менеджмента, а сами порождают изделия и услуги, основанные на информации. Актуализируется глобальное мышление, позитивное отношение к культурному многообразию, личное мастерство, умение работать с командой и партнерами, коллективное лидерство, технологическая компетентность, стремление к конкурентному преимуществу.

Проблемы образовательного менеджмента в контексте становления информационного общества на наиболее высоком теоретико-методологическом уровне рассмотрены в философии образования, философии информационной цивилизации, кибернетике, информатике, общем менеджменте, социологии образования, в частности, в работах Р.Х. Абдеева, Д. Белла, В.В. Бирюкова, В. Волькенштейна, В.М. Глушкова, У. Эшби, К.К. Колени, В.В. Лапинского, Л.А. Петрушенко, К. Поппера, И.А. Пригожина, А.П. Суханова, А.Д. Урсула, Р. Фишера, К. Шеннона.

В работах указанных авторов раскрыты философские концепции информационных аспектов управления, теоретико-методологические положения социальной информатики, кибернетики, философский статус менеджмента, нелинейность и диалектика управленческих процессов в условиях информационной цивилизации. Вместе с тем акцентируется внимание необходимости дальнейшего анализа управления на основе интеграции достижений информатики, кибернетики и синергетики для проектирования и модернизации управления образованием с использованием методологических подходов образовательного менеджмента. В ряде исследований анализируется образовательный менеджмент как процесс. Еще одно направление исследований образовательного менеджмента в контексте информационных трансформаций связано с совершенствованием информационной составляющей образовательного процесса. Однако наиболее изученным оказался только

[email protected]

процесс сбора образовательной информации, а проблема информационного обеспечения управления образованием является малоисследованной.

В связи с этим для нашего исследования имеет существенное значение анализ диалектики технократизма и гуманизма как методологической основы человекомерного потенциала образовательного менеджмента. В отечественной философии основы исследования технократической сознания, в том числе и в контексте ее влияния на управленческие процессы, были заложены представителями философской школы (М. Булатов, В. Князев, С. Крымский, А. Лой, В. Лях, В. Шинкарук). Взаимодействие гуманистических и технократических установок анализируется такими отечественными авторами как Т. Андреева, Г. Гребеньков, Р. Додонов, И. Пасько, В. Попов.

Таким образом, на основе имеющихся исследований можно констатировать, что технократический дискурс образовательного менеджмента не соответствует требованиям к управлению эпохи постмодерна. Хотя центральная идея технократического управления обосновывает возможность эффективного управления образованием, основанного на научной компетенции и в целом напрямую со становлением массовых систем образования, в условиях постмодернистских трансформаций общества и образовательной сферы она не может быть использована как базовая основа формирования модели управления отраслью в силу несоответствия реалиям «общества риска» и наличии более эффективных управленческих моделей.

Информационное общество, экономика знаний требуют от современного менеджмента использования высоких гуманитарных технологий. Именно гуманизация и гуманитаризация образования, инновационная парадигма ее развития привели к образовательному менеджменту - социально-адекватной модели управления этой отраслью.

Литература

1. Israfilov N.T. Basics of insolvency of the organizations // Global science and innovation Materials of the V International Scientific Conference. Accent

Online scientific journal «Age of Quality»

ISSN 2500-1841

[email protected]

Graphics communications, Strategic Studies Institute, Article writers. 2015. С. 106110.

2. Абрамов Ю.Ф., Акименко Г.В., Логунова Г.В. Проблема интеллигенции в России IX-XX века. - Иркутск, 1994. - 125 с.

3. Акулич Е.М., Думрауф А.С. Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций: теоретический аспект // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 4. С. 96-100.

4. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия - новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2754.

5. Артеменко Д.А., Васильева Л.Ф., Васильев С.К., Гончаров А.И., Иванова В.А., Иванов Р.А., Иншакова А.О., Казаченок О.П., Качалов Р.М., Клейнер Г.Б., Константиниди Х.А., Кривошеева Е.В., Овчар О.В., Пименов Г.Г., Рубин А.Г., Рыженков А.Я., Сорокожердьев В.В., Соколов А.А., Успенская С.Н., Щепакин М.Б. и др. Перспективы и ограничения устойчивого социохозяйственного развития России. - Москва, Краснодар, 2016. - 365 с.

6. Галимова Р.К., Якупов З.Я. Концепции магистерских программ // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». 2015. С. 85-94.

7. Гнатюк М.А. Механизм и порождающая динамика инерционной зависимости современного российского общества от советского прошлого: социально-философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2017. № 6. С. 26-28.

8. Горяйнов С.Г. Инновационные технологии в туризме как инструмент влияния на социально-экономические процессы // В сборнике: Глобальный мир: многополярность, антикризисные императивы, институты материалы конференции: в 3-х томах. 2014. С. 328-333.

9. Джамай Е.В., Дёмин С.С. Какая модернизация предпочтительна для России? // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 5. С. 138-140.

10. Жабо Н.И., Малахова Н.Н. Эволюция проектной методики обучения // Искусство и образование. 2008. № 5. С. 132.

11. Капитонов И.А. Эколого-экономические проблемы и перспективы перехода к шестому технологическому укладу в мире и в России // Вестник экономической интеграции. 2012. № 1. С. 86-91.

12. Ключников М.С., Самойлов А.С., Арутюнов Ю.А. Научное и инновационное развитие центра лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА России // Спортивная медицина: наука и практика. 2014. № 3. С. 72-79.

13. Коваленко С.Г. Неформальные экономические практики на дальнем востоке в период активного формирования бюрократического рынка 1950-

[email protected]

1960-х гг. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 3. С. 164-169.

14. Кожевников М.В., Васева О.Х. Формирование имиджа организации как условие эффективного управления // Южно-Уральский педагогический журнал. 2015. № 1 (2). С. 106-111.

15. Кохичко А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 7-

16. Кротовская М.А. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов. обучающихся по направлению «государственное и муниципальное управление» // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 2 (15). С. 146-149.

17. Кузнецов А.Ю. Циклы социокультурной динамики в истории России // В сборнике: Культура и цивилизация Материалы Всероссийской научной конференции. 2001. С. 30-33.

18. Михайлова Е.И., Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Макаренко Т.А., Залуцкая С.Ю., Панина С.В., Осипова О.П., Соловьева Н.М., Винокурова О.Е., Голиков А.И., Находкин В.В., Волчок Т.И., Аммосов С.П., Соломонова Г.С., Шамаева В.С., Белоцерковская Н.В., Харитонова М.Н., Никулина Л.П., Хомподоева М.В. Качественное дополнительное профессиональное образование взрослых как социальная ответственность федерального университета. - Якутск, 2015. - 454 с.

19. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. - Таганрог, 2007. - 111 с.

20. Пронин А.А. Российская эмиграция как объект исследования. -Saarbrücken, 2012. - 614 с.

Substantiation of modern approaches to the formation of educational

Abstract. In modern conditions, management plays a key role in all spheres of management. Educational management today is a relevant and, in the author's opinion, necessary. The article considers the main aspects of educational management, its main problems, comparative analysis and suggests ways to improve the effectiveness of educational management at the present stage.

11.

management

Afinogenova Idea Nikolaevna

Associate Professor of the Department of Economics Voronezh Institute of Economics and Law, 394033, Voronezh, Leninsky Avenue, 119 a

Nauka-vepi@yandex. ru

[email protected]

Keywords: education, management, educational management, science, educational management.

1. Israfilov N.T. Basics of insolvency of the organizations/ N.T. Israfilov // Global science and innovation Materials of the V International Scientific Conference. Accent Graphics communications, Strategic Studies Institute, Article writers. 2015. pp. 106-110.

2. Abramov Yu.F., Akimenko G.V., Logunova G.V. Problema intelligentsii v Rossii IX-XX veka [he problem of the intelligentsia in Russia in the 9th-20th centuries] / Yu.F Abramov., G.V., Akimenko, G.V Logunova. - Irkutsk, 1994. - 125 p.

3. Akulich Ye.M., Dumrauf A.S. Vzaimodeystviye lyudey na osnove massovykh kommunikatsiy: teoreticheskiy aspect [Interaction of people on the basis of mass communications: the theoretical aspect] / Ye.M. Akulich, A.S. Dumrauf // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye i pravovyye issledovaniya [Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research]. 2009. no 4. pp. 96-100.

4. Andryukhina L.M. Tekhnologii teleprisutstviya - novaya kreativnaya platforma razvitiya obrazovaniya [Technologies of telepresence - a new creative platform for the development of education] / L.M. Andryukhina // Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental research]. 2013. no 10. p. 2754.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Artemenko D.A., Vasil'yeva L.F., Vasil'yev S.K., Goncharov A.I., Ivanova V.A., Ivanov R.A., Inshakova A.O., Kazachenok O.P., Kachalov R.M., Kleyner G.B., Konstantinidi Kh.A., Krivosheyeva Ye.V., Ovchar O.V., Pimenov G.G., Rubin A.G., Ryzhenkov A.Ya., Sorokozherd'yev V.V., Sokolov A.A., Uspenskaya S.N., Shchepakin M.B. i dr. Perspektivy i ogranicheniya ustoychivogo sotsiokhozyaystvennogo razvitiya Rossii [Prospects and limitations of sustainable socio-economic development in Russia] / D.A. Artemenko, L.F. Vasil'yeva, S.K. Vasil'yev, A.I. Goncharov, V.A. Ivanova, R.A. Ivanov, A.O. Inshakova, O.P. Kazachenok, R.M. Kachalov, G.B. Kleyner, Kh.A. Konstantinidi, Ye.V Krivosheyeva., O.V. Ovchar, G.G. Pimenov, A.G. Rubin, A.Ya. Ryzhenkov, V.V. Sorokozherd'yev, A.A. Sokolov, S.N. Uspenskaya, M.B. Shchepakin i dr.. - Moskva, Krasnodar, 2016. - 365 p.

6. Galimova R.K., Yakupov Z.Ya. Kontseptsii magisterskikh programm [Concepts of master's programs] / R.K. Galimova, Z.Ya. Yakupov // V sbornike: Fundamental'naya nauka i tekhnologii - perspektivnyye razrabotki Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. n.-i. ts. «Akademicheskiy» [In the collection: Fundamental science and technology - perspective developments Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. n.-. c.

REFERENCES

!!

Academic"]. 2015. pp. 85-94.

[email protected]

7. Gnatyuk M.A. Mekhanizm i porozhdayushchaya dinamika inertsionnoy zavisimosti sovremennogo rossiyskogo obshchestva ot sovetskogo proshlogo: sotsial'no-filosofskiy analiz [Mechanism and generating dynamics of the inertial dependence of modern Russian society on the Soviet past: socio-philosophical analysis] / M.A. Gnatyuk // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture]. 2017. no 6. pp. 26-28.

8. Goryaynov S.G. Innovatsionnyye tekhnologii v turizme kak instrument vliyaniya na sotsial'no-ekonomicheskiye protsessy [Innovative technologies in tourism as an instrument of influence on socio-economic processes] / S.G. Goryaynov // V sbornike: Global'nyy mir: mnogopolyarnost', antikrizisnyye imperativy, instituty materialy konferentsii: v 3-kh tomakh [In the collection: Global peace: multipolarity, anti-crisis imperatives, institutions conference materials: in 3 volumes]. 2014. pp. 328-333.

9. Dzhamay Ye.V., Domin S.S. Kakaya modernizatsiya predpochtitel'na dlya Rossii? [What kind of modernization is preferable for Russia?] / Ye.V. Dzhamay, S.S. Domin // Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad]. 2011. no 5. pp. 138-140.

10. Zhabo N.I., Malakhova N.N. Evolyutsiya proyektnoy metodiki obucheniya [Evolution of the project method of teaching] / N.I. Zhabo, N.N. Malakhova // Iskusstvo i obrazovaniye [Art and education]. 2008. no 5. pp. 132.

11. Kapitonov I.A. Ekologo-ekonomicheskiye problemy i perspektivy perekhoda k shestomu tekhnologicheskomu ukladu v mire i v Rossii [Ecological and economic problems and prospects for the transition to the sixth technological order in the world and in Russia] / I.A. Kapitonov // Vestnik ekonomicheskoy integratsii [Vestnik of economic integration]. 2012. no 1. pp. 86-91.

12. Klyuchnikov M.S., Samoylov A.S., Arutyunov Yu.A. Nauchnoye i innovatsionnoye razvitiye tsentra lechebnoy fizkul'tury i sportivnoy meditsiny FMBA Rossii [Scientific and innovative development of the center for physiotherapy and sports medicine FMBA of Russia] / M.S. Klyuchnikov, A.S. Samoylov, Yu.A. Arutyunov // Sportivnaya meditsina: nauka i praktika [Sports medicine: science and practice]. 2014. no 3. pp. 72-79.

13. Kovalenko S.G. Neformal'nyye ekonomicheskiye praktiki na dal'nem vostoke v period aktivnogo formirovaniya byurokraticheskogo rynka 1950-1960-kh gg. [Informal economic practices in the Far East during the active formation of the bureaucratic market in the 1950s-1960s.] / S.G. Kovalenko // Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki [Humanitarian, socioeconomic and social sciences]. 2013. no 3. pp. 164-169.

14. Kozhevnikov M.V., Vaseva O.Kh. Formirovaniye imidzha organizatsii kak usloviye effektivnogo upravleniya [Formation of the organization's image as a condition for effective management] / M.V. Kozhevnikov, O.Kh. Vaseva // Yuzhno-Ural'skiy pedagogicheskiy zhurnal [South Ural Pedagogical Journal]. 2015. no 1 (2). pp. 106-111.

[email protected]

15. Kokhichko A.N. O printsipakh otnosheniya k miru kak osnove bazovykh natsional'nykh tsennostey [On the principles of attitude to the world as the basis of basic national values] / A.N. Kokhichko // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle [Primary School Plus Before and After]. 2010. no 1. pp. 7-11.

16. Krotovskaya M.A. Rol' i znacheniye rolevykh igr v formirovanii sotsiokul'turnoy kompetentsii studentov. obuchayushchikhsya po napravleniyu «gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye» [Role and importance of role plays in the formation of the sociocultural competence of students. students in the direction of "state and municipal government"] / M.A. Krotovskaya // Materialy Afanas'yevskikh chteniy [Materials Afanasyev readings]. 2016. no 2 (15). pp. 146-

17. Kuznetsov A.Yu. Tsikly sotsiokul'turnoy dinamiki v istorii Rossii [Cycles of socio-cultural dynamics in the history of Russia] / A.Yu. Kuznetsov // V sbornike: Kul'tura i tsivilizatsiya Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [In the collection: Culture and Civilization Proceedings of the All-Russian Scientific Conference]. 2001. pp. 30-33.

18. Mikhaylova Ye.I., Chorosova O.M., Gerasimova R.Ye., Makarenko T.A., Zalutskaya S.Yu., Panina S.V., Osipova O.P., Solov'yeva N.M., Vinokurova O.Ye., Golikov A.I., Nakhodkin V.V., Volchok T.I., Ammosov S.P., Solomonova G.S., Shamayeva V.S., Belotserkovskaya N.V., Kharitonova M.N., Nikulina L.P., Khompodoyeva M.V. Kachestvennoye dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye vzroslykh kak sotsial'naya otvetstvennost' federal'nogo universiteta [Qualitative additional professional education for adults as a social responsibility of the federal university] / Ye.I. Mikhaylova, O.M. Chorosova, R.Ye. Gerasimova, T.A. Makarenko, S.Yu. Zalutskaya, S.V. Panina, O.P. Osipova, N.M. Solov'yeva, O.Ye. Vinokurova, A.I. Golikov, V.V. Nakhodkin, T.I. Volchok, S.P. Ammosov, G.S. Solomonova, V.S. Shamayeva, N.V. Belotserkovskaya, M.N. Kharitonova, L.P. Nikulina, M.V. Khompodoyeva. - Yakutsk, 2015. - 454 p.

19. Popov V.V., Samoylova I.N., Shcheglov B.S. Analiticheskaya filosofiya istorii v postneklassicheskom diskurse [Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse] / V.V. Popov, I.N. Samoylova, B.S. Shcheglov. - Taganrog, 2007. - 111 p.

20. Pronin A.A. Rossiyskaya emigratsiya kak ob"yekt issledovaniya [Russian emigration as an object of research] / A.A. Pronin. - Saarbrücken, 2012. - 614 p.

149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.