Научная статья на тему 'Управление качеством образования в современной образовательной организации: педагогический дискурс'

Управление качеством образования в современной образовательной организации: педагогический дискурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PEDAGOGICAL DISCOURSE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PEDAGOGIZATION OF ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аквазба Екатерина Омаровна, Ухабина Татьяна Евгеньевна

В статье описаны базовые подходы к пониманию качества образования, управлению качеством организации образовательного процесса в современной образовательной организации в контексте педагогических теорий, проанализированы возможности образовательной организации в новой образовательной парадигме. Излагаются рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества и педагогические условия ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аквазба Екатерина Омаровна, Ухабина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education quality management in the modern educational organization: pedagogical discourse

The article describes basic approaches to interpretation of the education quality, educational process quality management in modern educational organizations in the context of pedagogical theories. The authors analyse the resources of the educational organization in the new educational paradigm. The authors suggest guidelines on the improvement of the quality management system and discuss pedagogical conditions of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в современной образовательной организации: педагогический дискурс»

УДК 371

Аквазба Екатерина Омаровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета

Ухабина Татьяна Евгеньевна

кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Akvazba Ekaterina Omarovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Marketing and Municipal Administration Department, Tyumen Industrial University

Ukhabina Tatiana Evgenyevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Marketing and Municipal Administration Department, Tyumen Industrial University

EDUCATION QUALITY MANAGEMENT IN THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION: PEDAGOGICAL DISCOURSE

Аннотация:

В статье описаны базовые подходы к пониманию качества образования, управлению качеством организации образовательного процесса в современной образовательной организации в контексте педагогических теорий, проанализированы возможности образовательной организации в новой образовательной парадигме. Излагаются рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества и педагогические условия ее эффективности.

Ключевые слова:

педагогический дискурс, образовательная организация, система менеджмента качества образования, педагогизация среды, педагогические условия эффективности.

Summary:

The article describes basic approaches to interpretation of the education quality, educational process quality management in modern educational organizations in the context of pedagogical theories. The authors analyse the resources of the educational organization in the new educational paradigm. The authors suggest guidelines on the improvement of the quality management system and discuss pedagogical conditions of its effectiveness.

Keywords:

pedagogical discourse, educational organization, education quality management system, pedagogization of environment, pedagogical conditions of efficiency.

В современной парадигме системы высшего образования актуализируются организационно-методические и информационно-технические нововведения, которые обусловлены модернизацией образовательных процессов и изменениями в управлении этими процессами, что приводит к модернизации всей системы подготовки профессионалов.

Говоря о качестве образования, мы имеем в виду не только наличие у выпускника сформированных профессиональных компетенций, но и характер и уровень образования в целом, организационно-управленческую культуру, социальную активность и социальную зрелость молодого профессионала, его готовность осуществлять различные функции, предугадывать посредством прогнозирования проблемы и конструктивно их разрешать. Педагогический дискурс проблемы качества образования в современной специализированной литературе и периодических изданиях, раскрывающих вопрос менеджмента качества образования, отражает тенденцию к описанию подходов, соединяющих теоретико-методологические аспекты проблемы качества подготовки профессионалов и проблему определения критериев эффективности этой системы.

Основными принципами, регламентирующими сферу образования, согласно нормативно-законодательной базе РФ, являются антропоцентричность образования, гуманистический потенциал, создание единого образовательного пространства на всей территории РФ с равными возможностями для всех субъектов образовательного пространства, единая безопасная социокультурная среда; триединство образования, обучения и воспитания, реализация принципов демократического государства, государственно-общественный характер управления образованием; повышение качества образования [1, с. 132].

Процесс модернизации системы образования переходит на новый уровень, однако по-прежнему остаются актуальными такие вопросы, как оценка качества образования; «старение» высококвалифицированных кадров; имидж профессорско-преподавательского состава высшей школы; социальная активность и социальная мобильность студентов и преподавателей; качество

научных продуктов и продуктов интеллектуальной собственности в связи с ориентацией на их количественный критерий.

Категория «качество» в современном философско-методологическом контексте традиционно выступает как бинарная оппозиция категории «количество». Между тем эти понятия органично взаимосвязаны, поскольку взаимообусловливают друг друга. Качество и количество принципиально различны, но без количественных показателей невозможно говорить о качественной оценке и, интерпретируя частотность или количество каких-либо параметров, не представляется возможным обойтись без категории качества.

В педагогическом дискурсе невозможно раскрыть содержание понятия «качество образования» без уточнения дефиниции образования. В данном случае под образованием понимается целенаправленный процесс создания условий для передачи поколению актуальных научных знаний, формирующих социальную личность. Это триединый процесс, включающий в себя обучение, воспитание и развитие личности, осуществляемый субъектами образовательного пространства (обучающим и обучаемым) в специально организованных образовательных организациях.

В большинстве источников по менеджменту качества образования и социальному управлению содержится точка зрения, согласно которой достигнуть заявленных результатов в образовании возможно через создание качественных процессов, на которые влияют уровень подготовки профессорско-преподавательского состава или штата, обеспечивающего программу обучения, адекватное и эффективное применение современных образовательных технологий, эффективная организация учебно-познавательной деятельности обучаемых [2, с. 181].

В дискурсе педагогического знания мотивируется необходимость использования кадрового потенциала, материальных ресурсов, баз производственного обучения, эффективных методик, обеспечение требований, определенных нормативными документами и программами, проектов, концепций, применяемых технологий обучения как показателей качества образовательного процесса [3].

Авторами была выявлена тенденция при использовании дефиниции «качество образовательных процессов» акцентировать внимание на качестве содержания образования и образовательных технологий.

Важным является то, что качество образования определяется не только качеством его содержания, отраженным в федеральных государственных образовательных стандартах и других нормативных документах, поскольку качество результата может быть сомнительным вследствие зависимости его от различных факторов, в частности среды образовательной организации, образовательных технологий и др. Так, Ю.Ф. Янушкевич определяет технологию обучения как способ решения педагогических задач и последовательность действий участников образовательного процесса для достижения цели образования [4].

Процесс выбора адекватной образовательной технологии обусловлен наличием следующих факторов: требования нормативных документов, регламентирующих весь образовательный процесс, в частности федеральных государственных образовательных стандартов направления подготовки; ориентиры образования и его содержание; педагогический потенциал технологии; педагогическое мастерство и личность педагога; психофизиологические особенности аудитории; потенциал и ресурсы материально-технической базы образовательной организации; ресурсы информационной сети и информационных технологий, интернет-ресурсы и системы сетевого обучения.

Качество образования в педагогическом дискурсе рассматривается как качество процессов образовательной организации, содержания образования, организационно-технологической составляющей, кадрового ресурса, среды образовательной организации.

При обращении к международным стандартам качества ISO, ориентированным на концепцию Всеобщего управления качеством (TQM), находим необходимым соблюдение следующих принципов:

1. Преимущественная ориентация образовательной организации на социальный заказ как на основного потребителя образовательной услуги.

2. Несение административно-управленческим аппаратом персональной ответственности за выполнение заказа потребителя.

3. Содействие, соучастие, соуправление всех субъектов образовательного процесса при реализации качественного образования на всех этапах образовательного процесса.

4. Использование функционально-системного и процессного подходов в системе менеджмента качества образования в образовательной организации.

Выстроенная и функционирующая система менеджмента качества образования требует наличия системы мониторинга процессов и их корректировки.

В контексте парадигмы педагогического менеджмента можно заключить, что вариативность в использовании понятия «управление качеством» замыкается в рамках подходов Всеобщего управления качества и Международных стандартов ISO. Отличительной особенностью этих подходов является их ориентация на организацию качественного контроля процессов, что должно обеспечить получение качественного продукта. Однако поскольку в нашем случае речь идет о продукте как о сформированной личности профессионала, учет человеческого фактора приобретает первостепенное значение в отношении обучающегося. А так как в системе социального управления самым сенситивным инструментом реализации политики организации является человеческий ресурс, именно об этом и необходимо помнить в процессе выстраивания мотива-ционной политики образовательной организации.

Ссылки:

1. Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в вузе: практика управления и моделирования : монография. Тюмень, 2011. 149 с.

2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса : монография. СПб., 2001. 359 с.

3. Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Указ. соч.

4. Янушкевич Ю.Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.