Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов вуза'

Реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРЕПОДАВАНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ПРЕДМЕТ "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ" / EDUCATIONAL RESOURCES / HUMANITIES / PEDAGOGICAL DISCOURSE / MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / SOCIALIZATION OF STUDENT''S PERSONALITY / "RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE" SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аквазба Екатерина Омаровна, Медведев Павел Сергеевич

В статье отражены современные подходы к интерпретации понятия «воспитательный потенциал» в широком смысле, рассмотрены возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования педагогического дискурса. Представлен анализ проблем организации процесса обучения, направленного на актуализацию всех субъектов образовательного пространства в процессе изучения дисциплин гуманитарной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аквазба Екатерина Омаровна, Медведев Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of educational resources of the humanities in the process of teaching of higher school students

The article describes the modern approaches to the interpretation of the "educational resources" concept in the wide sense, and considers resources of the humanities in the process of pedagogical discourse formation. The authors analyse the problems of organization of the learning process focused on foregrounding of all subjects of the educational space in the process of studying the humanities.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в процессе обучения студентов вуза»

УДК 37.02

Аквазба Екатерина Омаровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета

Медведев Павел Сергеевич

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры межкультурной коммуникации

Тюменского индустриального университета

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Akvazba Ekaterina Omarovna

PhD in Philology, Assistant Professor, Marketing and Municipal Management Department, Tyumen Industrial University

Medvedev Pavel Sergeyevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Intercultural Communication Department, Tyumen Industrial University

APPLICATION OF EDUCATIONAL RESOURCES OF THE HUMANITIES IN THE PROCESS OF TEACHING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье отражены современные подходы к интерпретации понятия «воспитательный потенциал» в широком смысле, рассмотрены возможности гуманитарных дисциплин в процессе формирования педагогического дискурса. Представлен анализ проблем организации процесса обучения, направленного на актуализацию всех субъектов образовательного пространства в процессе изучения дисциплин гуманитарной направленности.

Ключевые слова:

воспитательный потенциал, гуманитарные дисциплины, педагогический дискурс, управление процессом преподавания, субъекты образовательного пространства, образовательная организация, социализация личности обучающегося, предмет «Русский язык и культура речи».

Summary:

The article describes the modern approaches to the interpretation of the "educational resources" concept in the wide sense, and considers resources of the humanities in the process of pedagogical discourse formation. The authors analyse the problems of organization of the learning process focused on foregrounding of all subjects of the educational space in the process of studying the humanities.

Keywords:

educational resources, humanities, pedagogical discourse, management of training process, subjects of educational space, educational organization, socialization of student's personality, "Russian Language and Speech Culture"subject.

В настоящее время образование называется социальной ценностью, доминирующей основой развития общества, мощным социальным лифтом, что обусловливает изменения требований, предъявляемых к будущим профессионалам. Процесс формирования личности профессионала, ее специфичного мышления, способности определять мир в категориях учебного предмета нельзя рассматривать как стихийную социализацию, сводимую к передаче знаний, сведений по дисциплине.

Мышление является процессом принятия, узнавания, идентификации, актуализации определенного содержания знаний, это объект изучения различных областей знания, кросс-дисциплинарный объект исследования, обладающий интертекстуальностью. Сегодня для теории и методики преподавания актуальны выявление и изучение условий формирования и увеличения базовых концептов социокультурного поля личности будущего профессионала средствами учебной дисциплины. Особого внимания здесь заслуживает проблема формирования предметно-специфического мышления, под которым мы вслед за Н.А. Алексеевым понимаем такой вид мышления, который позволяет моделировать окружающий мир при помощи образно-категориальных конструктов, содержащих предметную специфику, и раскрывает индивидуальные особенности и возможности личности [1]. Активизирует процесс мышления проблемная ситуация (задача, вопрос, конфликт и т. д.), ответить на которую посредством повторения опыта или знания представляется невозможным. В процессе поиска решения поставленной задачи или проблемы обучающийся выполняет действия с объектами, в ходе которых раскрывает существенные связи и отношения, непосредственно не воспринимаемые.

Развитость мышления чаще всего зависит от предрасположенности обучающихся определять, сопоставлять, обобщать, уточнять, идентифицировать, соотносить, репрезентировать и актуализировать учебный материал, а предметная направленность формируется прежде всего пу-

тем создания обучающей и развивающей среды, моделирования и проектирования учебных ситуаций, в которых, как предполагается, у студентов возникнет потребность и сформируется умение самоактуализироваться, обнажать личностный опыт. То есть обучение должно вестись на основе диалога с использованием приемов педагогической герменевтики. Говоря о дискурсе, подразумеваем результат целенаправленного взаимодействия субъектов общения в процессе выполнения ими поисковых операций для получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций [2, с. 192]. Именно система образования способна оказывать такое воздействие на обучающегося. Модель дискурсивного обучения, позволяющая задействовать педагогический потенциал учебного текста, обеспечивает педагогу возможность формировать общеобразовательные компетенции и социокультурное мировоззрение личности обучающегося.

Дидактический текст, трансформируясь в культурный концепт личности, обусловливает поведение обучающихся в обыденной жизни, в профессиональной сфере, оказывает воспитательно-образовательное воздействие и остается базовой формой обучения, что позволяет говорить об учебном тексте как инструменте формирования духовной культуры личности. В процессе создания педагогического дискурса происходит взаимообмен смыслами педагога и обучающегося. При этом педагог остается мотиватором этого процесса, используя такие средства, как технология критического мышления, проблемно-модульное обучение, позволяющие стимулировать креативность обучающихся.

В дидактическом тексте, как и в любом другом, прежде всего воспринимаются фоно-звуко-вой слой, лексико-грамматическая основа языка, семасиологическая составляющая, коннотатив-ная, образная и культурная основы. Текст - это зеркало языка, отражающее действительный окружающий мир, авторский менталитет, мировоззренческую систему, аксиологический аспект. Текст имеет «непреходящую ценность». Его эстетико-познавательное или научное значение всегда остается в сокровищнице человеческой культуры [3, с. 27].

Сегодня понятие «дискурс» трактуется разнообразно, от речи до дискуссии, однако важно помнить, что дискурс выступает моделью реализации коммуникативных целей и проявляется только в коммуникативном ситуационном контексте при помощи языковых средств. Общение, диалог, полилог становятся механизмами перехода от дидактического текста к педагогическому дискурсу. Субъекты общения, входя в пространство дискурса, должны помнить об экстралингвистических факторах, характерных для него: мировоззренческая составляющая, коммуникативный контекст, условия общения, ориентация на обратную связь, которая демонстрирует степень успеха выполняемого действия [4, с. 41].

В системе высшего образования практически все гуманитарные дисциплины обладают достаточно серьезным воспитательным потенциалом. Однако учебный предмет «Русский язык и культура речи» в этом отношении уникален: он не только помогает решать практические учебные задачи, но и способствует формированию культурологической компетенции, становлению мировоззрения современного студента.

В связи с этим необходимо на всех видах занятий убеждать студентов, что русский язык -это не только «набор» правил и норм, но и уникальное явление в жизни нашего народа. Целесообразно начинать учебный курс с рассмотрения русской азбуки, в которой, как считают многие филологи, зашифрованы социокультурные, нравственные, религиозные ценности и установки. Это своеобразное послание славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. И действительно, при чтении древних названий букв получаются предложения («азъ», «букы», «веди» - «я буквы узнал» и т. д.). Вообще, нужно как можно чаще использовать на занятиях сведения из исторической грамматики русского языка для объяснения многих явлений современного русского языка. Как показывает практика, студенты хорошо воспринимают этот материал, убеждаясь, что язык - живой организм, который тесно связан с жизнью общества. Все изменения общественной жизни находят отражение в языке, и в то же время язык достаточно консервативен, он обеспечивает преемственность культуры, связь между разными поколениями. На практических занятиях студенты обсуждают лексическое значение фразеологизмов, вникают в смысл пословиц и поговорок, пытаясь понять, почему мы так говорим. Эти лингвистические единицы очень важны, так как представляют собой своеобразные языковые коды, отражающие мировоззрение русского человека.

Самостоятельная работа студентов, например домашнее задание, может быть подготовлена в виде рецензии на художественные произведения, в которых затрагиваются важные мировоззренческие вопросы о русском национальном характере, мироощущении русского человека, национальных бедах и катастрофах. Студенты учатся не только грамотно оформлять свои мысли, но и делать это нестандартно, ярко, задумываются о серьезных вещах, размышляют, анализируют события, сопоставляют факты. Они начинают ощущать себя думающими людьми,

сознанием которых уже невозможно манипулировать. По силе своего влияния на молодежь непреходящее воспитательное значение имеют рассказы и повести В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, В.М. Шукшина, а также произведения о Великой Отечественной войне.

Формирование компетентного специалиста и настоящего гражданина невозможно без знания нормативного и этического аспектов культуры речи. Знание норм внутренне дисциплинирует человека, заставляет серьезнее относиться к произнесенному слову, ведь слово обладает сильнейшей как созидательной, так и разрушительной энергией. Нецензурное, «черное» слово наносит непоправимый вред психике человека и отторгает от него других людей, ставя под сомнение ценность общения. Об этом нужно неустанно говорить на занятиях, так как культура человека идет от искренности помыслов и чистоты слов.

Ссылки:

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216 с.

2. Аквазба Е.О. Актуализация педагогического дискурса как условие эффективного и качественного образовательного процесса // Новые технологии - нефтегазовому региону : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Т. 2. Тюмень, 2012. С. 192-195.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. 139 с.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 342 с.

References:

Akvazba, EO 2012, 'Actualization of pedagogical discourse as a condition of efficient and quality of the educational process', Novyye tekhnologii - neftegazovomu regionu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf, vol. 2, Tyumen, pp. 192-195, (in Russian). Alekseev, NA 1997, Learner oriented learning: theory and practice questions, Tyumen, 216 p., (in Russian). Galperin, IR 1981, Text as an object of linguistic research, Moscow, 139 p., (in Russian). Talyzina, NF 1975, Control of learning process, Moscow, 342 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.