УДК 316.47
Аквазба Екатерина Омаровна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры маркетинга и муниципального
управления
Тюменского индустриального университета
Ухабина Татьяна Евгеньевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры маркетинга и муниципального
управления
Тюменского индустриального университета
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация:
В статье отражены современные подходы к интерпретации понятий «социальное партнерство», «взаимодействие», рассмотрены возможности социальной ответственности субъектов взаимодействия в системе образования, описаны субъекты образовательного партнерства. Представлены рекомендации по совершенствованию системы социального взаимодействия в системе организации практикоориентированного образования, управлению образовательной организацией посредством эффективного использования системы менеджмента качества.
Ключевые слова:
социальное партнерство, социальное управление, социальное взаимодействие, система менеджмента качества, управление педагогическими системами, эффективность управления, проектировочные циклы, стадии проектирования, качество образования, субъекты системы образования.
Akvazba Ekaterina Omarovna
PhD in Philology, Assistant Professor, Marketing and Municipal Management Department, Tyumen Industrial University
Ukhabina Tatiana Evgenyevna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Marketing and Municipal Management Department, Tyumen Industrial University
SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Summary:
The article describes the modern approaches to the interpretation of such concepts as 'social partnership' and 'interaction', considers the social responsibility of subjects interacting in the education system, describes the parties of educational partnership. The authors present guidelines for improving the system of social interaction in organization of practice-oriented education, management of educational institution through the effective use of the quality management system.
Keywords:
social partnership, social management, social interaction, quality management system, management of educational systems, efficiency of management, design cycles, design stages, quality of education, subjects of education system.
Возрастание роли педагогического менеджмента, внедрение современной образовательной парадигмы, процессы модернизации в образовательной сфере, вписывание российских вузов в социокультурный контекст европейских образовательных стандартов потребовали качественного обновления всей системы национального образования в России. Сегодня высокий профессиональный уровень специалиста социальной сферы определяется уровнем сформированное™ его профессиональной компетентности, скоростью мышления, креативностью, высоким адаптационным потенциалом, сформированной потребностью в самообразовании. Успешность деятельности выпускника вуза в значительной степени обусловлена уровнем его профессиональной подготовленности, важным фактором формирования которой является его практическая подготовка, реализованная в процессе обучения, гарантом осуществления чего должна стать система менеджмента качества образования в каждой конкретной образовательной организации.
Специфическая особенность системы высшего образования в России состоит в том, что содержание обучения любого направления подготовки регламентируется на федеральном уровне посредством федеральных государственных образовательных стандартов, которые унифицируют систему подготовки студентов. Однако важно помнить, что в этой системе кроме базового есть еще и вариативный блок, позволяющий формировать рабочие учебные планы с учетом региональной специфики, возможностей вуза, в соответствии с запросами работодателя и ориентацией на реальную действующую практику. Безусловно, это невозможно осуществить без участия и активной поддержки в этом процессе профессионального сообщества, что обусловливает необходимость построения оптимальной модели взаимодействия теории и всех видов практик.
Региональное сообщество в сфере социального управления в качестве участников партнерского взаимодействия включает субъектов теоретического поля (вузы, кафедры, преподавателей и студентов) и субъектов практического пространства (учреждения и организации, подведомственные региональному органу власти; социальные учреждения социально-управленческого уровня; государственные социальные и социально ориентированные учреждения различных сфер деятельности; общественные организации социальной направленности и др.) [1].
Социальное партнерство или социальное взаимодействие по-разному интерпретируется теоретиками. Так, например, С.А. Радионова говорит о процессе воздействия социальных объектов, акцентируя внимание на их циклической причинной взаимозависимости [2, с. 933]. Ю.Е. Волков описывает систему взаимообусловленных социальных действий, тоже более подробно останавливаясь на циклической причинно-следственной взаимозависимости. М. Вебер объясняет данный социальный процесс посредством понятий «социальная ориентация» и «социальное ожидание» [3]. Т. Парсонс, раскрывая данную проблему, делает вывод об обусловленности социального взаимодействия социокультурными и аксиологическими стандартами, функционирующими в конкретном обществе [4, с. 107-137]. П. Сорокин выделяет универсальные элементы социального взаимодействия: субъекты взаимодействия, взаимные ожидания, целенаправленная деятельность субъектов, проводники социального взаимодействия [5].
В сфере образования в соответствии с классификацией П. Сорокина [6] выделяем три вида взаимодействий. К первому виду - взаимодействию, происходящему между индивидами, можно отнести взаимодействие между обучающимися (студент - студент), преподавателями и администрацией (преподаватель - руководитель структурной единицы), преподавателем и студентом (преподаватель - студент, научный руководитель - студент). Взаимодействие по второму типу, т. е. между индивидом и группой, возникает, например, между преподавателем и студенческой группой. Третий вид - взаимодействие между государством (государственными структурами) и системой высшего образования, вузом и потребителями образовательных услуг (группами обучающихся, работодателями, обществом в целом, другими образовательными учреждениями).
Развитие рыночных отношений в РФ формирует в сфере образования интересы трех групп -личности, работодателя и государства. Но эти интересы нередко вступают в противоречие, создавая конфликтные взаимоотношения. Смена парадигмальных установок в сфере образования позволяет выявить и отметить существующие противоречия, тормозящие развитие современной российской высшей школы. Среди них противоречия: между реальными потребностями общества и содержанием образования; результатами деятельности высшей школы и запросами работодателей; модернизационными парадигмами, инновационными процессами в российском сообществе, и в частности в сфере образования, и инерционностью профессионального сознания педагогов, наличием психологических барьеров, обусловленных ориентацией на традиционное обучение; запросами высшего профессионального образования и позицией законодательных и исполнительных органов государственной власти по отношению к высшей школе [7].
Основными условиями осуществления эффективного взаимодействия субъектов теоретического знания (вузов) и субъектов практической социальной сферы (организации и учреждения социальной сферы) в рамках локального сообщества региона можно назвать следующие: наличие договоров о сотрудничестве с учреждениями и организациями; заключение договоров на прохождение практики с учреждениями и организациями социальной направлености; наличие в учреждениях высококвалифицированных специалистов; обеспеченность образовательных и социальных учреждений методическими материалами и ресурсами; открытость и готовность учреждений к инновациям и модернизационным процессам.
Социальное партнерство между вузами и предприятиями-работодателями реализуется прежде всего в процессе организации непрерывной практики, необходимой для формирования блока профессиональных компетенций выпускников.
Сегодня существует необходимость говорить о многовариантности разработанных и внедренных систем управления педагогическими процессами, обеспечивающих высокое качество образования в соответствии с теоретико-методологическими подходами и спецификой конкретной образовательной организации. Проектировочный процесс создания и актуализации управляющей системы в образовательной организации осуществляется с ориентацией на научно-методическую базу, направленную на развитие человеческого ресурса. Данный процесс может быть реализован согласно следующим циклам: зарождение замысла и мотивация внедрения идеи; разработка проектного фона (систематизация, обобщение, детализация, диагностика существующих проблем образовательной организации, внешней среды, интегративных отраслей); создание системы менеджмента качества образовательной организации; проверка, уточнение и реализация разработанной системы; оценка эффективности системы менеджмента качества; мониторинг и корректировка внедренной системы.
Проектировочный процесс может включать в себя следующие стадии: разработка замысла и концепции проекта (проблемы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, стратегии развития, план-структура проекта); изучение рисков (описание среды); поисковый прогноз организационной структуры управления; нормативный прогноз системы менеджмента качества образовательной организации по перспективному плану развития с учетом уровня качества данной системы; стратегический план развития и методические рекомендации по внедрению системы менеджмента; организация актуализации разработанной системы контроля качества, отслеживание работы системы, корректирующие мероприятия по результатам проверки функционирования системы.
Ссылки:
1. Аквазба Е.О. К вопросу оптимизации взаимодействия субъектов системы практической подготовки студентов вуза // Роль программы ТЕМПУС в создании общеевропейского образовательного пространства. Тюмень, 2010. С. 4-8.
2. Радионова С.А. Социальное взаимодействие // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. А.А. Грицанов. М. ; Минск, 2001. 1312 с.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
4. Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в вузе: практика управления и моделирования : монография. Тюмень, 2011. 149 с.
5. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. 688 с.
6. Там же.
7. Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Указ. соч.
References:
Akvazba, EO 2010, 'On the issue of optimization of system of interaction of subjects of practical training of students of high school', Rol'programmy TEMPUS vsozdanii obshcheyevropeyskogo obrazovatel'nogo prostranstva, Tyumen, pp. 4-8, (in Russian).
Radionova, SA & Gritsanov, AA (ed.) 2001, 'Social interaction', Vsemirnaya entsiklopediya: Filosofiya, Moscow; Minsk, p. 1312, (in Russian).
Sorokin, PA 1993, Sociology system, Moscow, p. 688, (in Russian).
Uhabina, TE & Cheremisina, EV 2011, The quality of education at the university: the practice of management and simulation: monograph, Tyumen, p. 149, (in Russian).
Weber, M 1990, Selected works, Moscow, p. 808, (in Russian).