наук. - Калининград, 2006. - 347 с.
2. Григорьева Н.А. Взаимодействие органов государственного управления и общественных организаций в контексте развития гражданского образования (1958-2006 годы) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 1. С. 99-102.
3. Жабо Н.И., Малахова Н.Н. Эволюция проектной методики обучения // Искусство и образование. 2008. № 5. С. 132.
4. Кувалдин В.А. Модель формирования качества жизнии образовательной деятельности студентов вуза // Агропродовольственная политика России. 2012. № 12. С. 15-19.
5. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 168 с.
6. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 1991. - 19 с.
Сушков В.Н., Мычка С.Ю.
ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К СТАНОВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Воронежский институт развития образования Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: образовательный менеджмент, образовательные организации, эффективность образования, обучение.
Аннотация: В настоящее все большее значение приобретает образовательный менеджмент в системе современного образовательного пространства. В связи с этим авторами рассмотрены актуальные подходы к образовательному менеджменту, проведен сравнительный анализ и предложены пути повышения его эффективности.
Key words: educational management, educational organizations, efficiency of education, training.
Abstract: Educational management in the system of modern educational space is acquiring ever greater importance. In this connection, the authors considered current approaches to educational management, carried out a comparative analysis and proposed ways to improve its effectiveness.
В целом научные исследования образовательного менеджмента, которые имеют существенное значение для нашей работы, следует сгруппировать в несколько кластеров. Во-первых, это теоретические обобщения практики собственно управленческой деятельности, во-вторых, это философско-методологические научные исследования в области социальной философии, философии образования, философии управления, медиа-философии и т.д., в-третьих, это адаптированные междисциплинарные исследования теоретико-методологического характера и такие же научные исследования по другим дисциплинам. При этом мы соглашаемся с исследователями, которые считают, что наиболее актуальной является «проблема философско-методологических основ науки об управлении именно таких социо-экономических систем», как образовательная сфера и образовательные организации.
Определяя философско-образовательное измерение проблемы, следует указать на то, что образовательный менеджмент неразрывно связан с природой образования, реализует свои функции в пределах ее развития и зависит от взаимодействия образования с ее социокультурной средой. Благодаря менеджменту образование наряду с обеспечением своей целостности оптимизирует собственные структуру и формы функционирования, приводя их в соответствие с указанным социокультурным окружением. При этом считается, что именно совершенствования процесса управления образовательной отраслью за счет менеджмента является наиболее реальным резервом современного образования, поскольку это не требует значительных материальных затрат, но способно радикально улучшить ситуацию путем оптимизации деятельности всех подсистем и составляющих.
Особо следует указать на цивилизационно-социокультурное измерение детерминации управленческой деятельности, поскольку философия направлена на анализ сущности человека как социального существа.
Согласно акцентируя философское измерение проблемы, исследователи обосновывают «осмысления сущности менеджмента как главного инструмента преобразования человеком окружающего мира». Для философии проблема образовательного менеджмента актуальна, поскольку она затрагивает все узловые моменты генезиса, функционирования и развития образовательной системы и личности в ней. Важность философского осмысления образовательного менеджмента определяется несколькими факторами, прежде всего это:
- глубинные постмодернистские трансформации общества и его образовательной сферы, требующие управленческого воздействия на основе новых принципов деятельности;
- информатизация и глобализация, становление «глобального образования» и поликультурного образовательного пространства требуют новых форм и методов управления образованием;
- философских обобщений требует теория управления образованием на основе акцентирование принципов человекоразмерности и качественно новой организационной культуры;
- личностная переориентация и антропный центрация образования требует преодоления технократизма в управлении за счет гуманистичных принципов образовательного менеджмента;
- образовательный менеджмент должен помочь в управлении образованием в условиях вступления приоритетное значение духовных факторов развития человека и необходимости управлять процессом ее духовного становления;
- новый статус образования в «обществе знаний» требует новых подходов к формированию методологии и инструментария управления в контекст новой организационной сознания и организационной культуры.
Философское рассмотрение образовательного менеджмента и его составляющих предполагает акцентирование, прежде всего, теоретико-методологического измерения, то есть их анализа через призму принципов теоретической и практической деятельности и знаний о ней. Речь идет о теоретическом знании достаточно высокого уровня абстрагирования, поскольку только в этом случае имеют место общие методологические установки и принципы. Теоретический аспект менеджмента в сфере образования заключается в систематизации научных знаний в исследуемой области в сочетании с принципами научного рассмотрения проблем управления.
Преобразующая функция теоретико-методологического анализа направлена на углубление степени общности принципов, способствующих осознанию сущности уровней практики. Теоретико -методологический уровень исследования и соответственно преобразования действительности позволяет использовать знания об образовательном менеджменте как эффективное средство самосовершенствования и выработки стратегий деятельности. Это также обеспечивает возможность осуществления научно обоснованного подхода к пониманию сущности взаимодействия научной теории и педагогической практики в процессе управления образовательной сферой, позволяет выработать категориальный
аппарат и определить тезаурус понятий, связанных с конкретной технологией, выйти на более обобщенные модели образовательной реальности.
Следует также указать на особенности изучения образовательного менеджмента в контексте традиционной философской проблематике. Онтологическая сторона обеспечивает изучение его закономерностей, тенденций функционирования и развития. Гносеологическая преимущественно посвящена анализу механизма реализации образовательного менеджмента и возможностей исследования этого процесса в контексте социокультурных детерминант и субъект-объектного взаимодействия. Аксиологическое измерение исследования концентрируется на образовательном менеджменте как сфере репрезентации и трансляции определенных ценностей в пространстве человеческого бытия.
В общем виде образовательный менеджмент в философии управления рассматривается в нескольких измерениях. В рамках системно-структурного подхода он считается составным менеджмента в целом и исследуется как теория и практика управления на разных уровнях образовательной системы. В рамках стратегического подхода его конституирующих как теорию и практику стратегического управления на различных уровнях в контексте формирования инновационной модели развития отрасли.
Маркетинговый подход ориентирует при рассмотрении образовательного менеджмента максимизировать удовлетворение образовательных услуг. Синергетический подход дает возможность раскрывать образовательный менеджмент как инструмент проектирования нелинейной, открытой, сложной
энергоинформационной системы образования. В рамках концепта устойчивого развития образовательный менеджмент является инструментом формирования необходимых для эволюционного развития человека и природы экосистем них ценностей. Философско-образовательный подход раскрывает то измерение образовательного менеджмента, который связан с его характеристиками как интегрированного социокультурного феномена, который определяет направление постмодернистских трансформаций образовательной сферы.
В общем, образовательный менеджмент рассматривается как стратегический механизм обеспечения инновационного развития образования, ее постмодернистской переориентации на принципах нелинейного управления. С точки зрения философско-образовательного знания его можно рассматривать как репрезентацию
глобального процесса переориентации образовательной сферы на человекоизмерительной основе с использованием ресурсов образовательного саморазвития. Последние связаны в значительной степени с использованием национальных традиций и учета закономерностей этногенеза.
Связь развития постмодернистской модели образовательного менеджмента как формы, адекватной задачам развития постнеоклассического образования ставит проблему инновационной сущности исследуемого феномена. Она исследуется, прежде всего, как взаимодетерминированность образовательных инноваций и общего процесса постмодернистских трансформаций образовательной сферы, привлекая внимание многих ученых.
Исследование причин и необходимости гуманоцентричной переориентации образования в контексте человекоизмерительной трансформации постиндустриального общества является одной из приоритетных тем современных философско-образовательных научных исследований.
Аксиологический измерение образовательного менеджмента как составной масштабной социокультурной трансформации исследуется на пересечении теории постиндустриализма и философии образования. Наиболее значимыми следует считать научные исследования, которые исследуют проблему становления человека в образовательном пространстве, исходя из экзистенциальной методологии, и формируют широкий пространственный контекст исследований проблем управления образовательной сферой.
Инновационность образовательного менеджмента рассматривается как его важнейший ресурс в контексте необходимости управления образованием в условиях нарастания неопределенности и рисков. Соответственно в контексте развития образовательной сферы в рамках принципов «общества риска» важное значение приобрели системно -синергетический подход к познанию образовательных процессов, методология инновационного развития социальных систем в условиях нестабильности, идеи модернизации образовательной сферы. Интенсивное развитие образовательной инноватики в контексте проблем управления исследуется в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов (И. Бех, Н.М. Бибик, С.У. Гончаренко, В.В. Давыдов, И. Ермаков, В.Р. Ильченко, М.Д. Ярмаченко).
Учитывая, что в основе инновационных процессов образовательной сферы находятся социокультурные реалии информационного общества, постсовременная парадигма образовательного менеджмента
формируется с переходом мирового сообщества к информационной фазе развития. Возникновение глобального менеджмента обусловлено появлением глобальных инфраструктур, которыми отмечен конец прошлого и начало текущего столетия. Объектом глобального менеджмента становится глобальная «новая», или информационная экономика, - экономика, основанная на знаниях и информационных технологиях. Информационные системы становятся не просто инструментом менеджмента, а сами порождают изделия и услуги, основанные на информации. Актуализируется глобальное мышление, позитивное отношение к культурному многообразию, личное мастерство, умение работать с командой и партнерами, коллективное лидерство, технологическая компетентность, стремление к конкурентному преимуществу.
В работах указанных авторов раскрыты философские концепции информационных аспектов управления, теоретико-методологические положения социальной информатики, кибернетики, философский статус менеджмента, нелинейность и диалектика управленческих процессов в условиях информационной цивилизации. Вместе с тем акцентируется внимание необходимости дальнейшего анализа управления на основе интеграции достижений информатики, кибернетики и синергетики для проектирования и модернизации управления образованием с использованием методологических подходов образовательного менеджмента. В ряде исследований анализируется образовательный менеджмент как процесс. Еще одно направление исследований образовательного менеджмента в контексте информационных трансформаций связано с совершенствованием информационной составляющей образовательного процесса. Однако наиболее изученным оказался только процесс сбора образовательной информации, а проблема информационного обеспечения управления образованием является малоисследованной.
Всего на основе имеющихся исследований можно констатировать, что технократический дискурс образовательного менеджмента не соответствует требованиям к управлению эпохи постмодерна. Хотя центральная идея технократического управления обосновывает возможность эффективного управления образованием, основанного на научной компетенции и в целом напрямую со становлением массовых систем образования, в условиях постмодернистских трансформаций общества и образовательной сферы она не может быть использована как базовая основа формирования модели управления отраслью в силу несоответствия реалиям «общества риска» и наличии более эффективных управленческих моделей. Информационное общество,
экономика знаний требуют от современного менеджмента использования высоких гуманитарных технологий. Именно гуманизация и гуманитаризация образования, инновационная парадигма ее развития привели к образовательному менеджменту -социально-адекватной модели управления этой отраслью.
Список литературы
1. Андрюхина Л.М. Стиль науки: культурно-историческая природа: автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - Екатеринбург, 1993. -47 с.
2. Вечканова Н.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации в контексте нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // В сборнике: Вопросы образования и науки в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2013. С. 19-22.
3. Кожевников М.В., Алексеева Л.А. Культура управления и эффективность деятельности образовательного учреждения // ЮжноУральский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 107-112.
4. Казанская Л.Ф. Качество системы образования как индикатор повышения конкурентоспособности транспортной отрасли // В сборнике: Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке Сборник трудов X Санкт-Петербургского конгресса. Министерство образования и науки РФ, Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по науке и высшей школе, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. 2016. С. 221-224.
5. Костенко М.А. Проблемы оптимизации взаимодействия образовательных учреждений и работодателей в регионе // Aima mater (Вестник высшей школы). 2013. № 9. С. 74-77.
6. Шамина С.В. Диагностика естественнонаучного мышления студентов в условиях интеграции содержания физического и биологического образования: автореф. дисс. ... кандид. пед. наук. -Челябинск, 2011. - 22 с.