Научная статья на тему 'Ценности образования в дискурсе новой парадигмы'

Ценности образования в дискурсе новой парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARADIGM / EDUCATION / OBJECTIVES AND VALUES OF EDUCATION / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюплина Ирина Анатольевна

An attempt of theoretical and sociological understanding of modern education essence is made. A model of structuring a new educational paradigm is proposed. It is proved that new educational paradigm changes the objectives of educational activity and determines the values of education. The new paradigm is considered as a methodological basis of education management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education values in the discourse of a new paradigm

An attempt of theoretical and sociological understanding of modern education essence is made. A model of structuring a new educational paradigm is proposed. It is proved that new educational paradigm changes the objectives of educational activity and determines the values of education. The new paradigm is considered as a methodological basis of education management.

Текст научной работы на тему «Ценности образования в дискурсе новой парадигмы»

УДК 316 Т-98

Тюплина Ирина Анатольевна

кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой политологии и социологии Магнитогорского государственного университета [email protected]

Ценности образования в дискурсе новой парадигмы

Аннотация:

Предпринята попытка теоретико-социологического осмысления сущности современного образования. Предлагается модель структурирования новой парадигмы образования. Обосновано, что новая парадигма образования меняет цель образовательной деятельности, обусловливает ценности образования. Новая парадигма рассматривается как методологическое основание управления образованием.

Ключевые слова: парадигма, образование, цель и ценности в образовании, стратегическое управление.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. изменились представления о мире и месте человека в нем, изменилась социокультурная ситуация, порождая необходимость смены парадигмы образования, поскольку новая парадигма имеет смысл только в том случае, если в нашем знании или в самой действительности произошли принципиальные изменения. Таким образом, изменение социального и когнитивного элементов парадигмы образования обусловило изменение антропологического основания института образования. Существенная трансформация всех элементов парадигмы образования с необходимостью ведет к ее смене, и, следовательно, к качественным изменениям в образовании. Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, следует отметить глобализацию социальных и культурных процессов на Земле. Мир, оставаясь разнородным в формационном, цивилизационном, культурном, этническом смыслах, движется в сторону интеграции, формируясь в целостную систему. Целостность современного мира формируется, в том числе, и за счет технологического переворота, связанного с информатизацией общества. Становление информационной цивилизации возможно лишь в глобальном масштабе, так как угроза омницида делает невозможным выживание одной части человечества за счет другой. Одно из следствий информатизации - повышение роли индивида в производстве и необходимость брать на себя ответственность и нравственную оценку. Образование - один из приоритетов информационного общества. Как отмечается в докладе Общественной палаты РФ, «образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях..., сегодня оно - важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции» [1, с. 6-7].

Глобализация социокультурных процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных глобальных проблем, которые поставили под сомнение тип прогресса, реализованный в техногенной цивилизации. Исследование глобальных проблем изменило картину мира, введя параметр возможной антропогенной смертности человечества. Если раньше динамичной рассматривалась социальная составляющая взаимодействия с природой, то теперь - обе стороны взаимодействия, и природа, и общество, рассматриваются как динамично изменяющиеся и зависимые друг от друга. Здесь уже не только общество, но и природные условия должны рассматриваться как определяющие во многом темпы и характер общественного развития. Важной социальной закономерностью становится включение экологических ограничений в понимание возможностей развития общества. При этом особенность ситуации состоит не только в том, что появилась экологическая опасность, экологическая проблематика и экология как наука, а в том, что потребовалась экологизация знания или такие изменения в нем, которые предполагают осознание того, что человечество подошло к границам старого способа своего существования, старого типа познания и практики; оказалось на пороге бифуркации: либо гибель всего живого, либо разумное управление дальнейшим социальным процессом. Впервые в истории сложилась ситуация, когда от того, насколько картина мира в сознании людей будет обоснованной в экологическом отношении, зависит в немалой степени существо-

73

вание цивилизации на Земле. Для новой картины мира характерно понимание субъекта познания с учетом его природных основ. На первый план выдвигается достижение интересов человека путем сохранения, в первую очередь, природной среды его существования. Такое звено опосредования в достижении человеческих интересов предполагает решение вопроса о выживаемости человечества через коэволюцию человека, общества, природы, космоса, т. е. через «такое поведение человечества, такую адаптацию его деятельности к естественным процессам, происходящим в биосфере..., которое сохраняет (или содействует сохранению) состояния биосферы в окрестности того аттрактора, который оказался способным произвести человека» [2, с. 29].

Анализ изменений, которые произошли в обществе, в наших представлениях о природе, процессах познания и месте человека в мире позволяет выделить ряд особенностей современной культуры. Современная культура перестала быть культурой отраслевой. Социальное и культурное развитие характеризуется все углубляющейся интеграцией, а не дифференциацией различных способов освоения человеком мира. Вместо отраслевой культуры возникает «мозаичная» культура, которая складывается из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций (отраслей) фрагментов, где нет строгих границ между понятиями, между содержаниями [3, с. 43-46]. В современной культуре формируется новый тип научной рациональности. Современная культура - культура диалога, а не монолога, она ориентирована на настоящее, на самоценность человека. Гуманистическое измерение современной культуры обусловлено и спецификой информационного общества, и содержанием новой картины мира, которое детерминировано необходимостью решения глобальных проблем.

Изменения в картине мира, в социокультурных процессах приводят к изменению антропологического основания образовательной деятельности. Сегодня обществу нужен не столько человек знающий, сколько способный решать проблемы. Образование предстает как самообразование. «В процессе образования человек не просто осваивает известные образцы, он сам порождает новые значения и смыслы, сопряженные с осознанием свободного самовоплощения, своего жизненного мира и своей ответственности на каждом этапе этого движения» [4, с. 179]. В этой связи согласимся с В. С. Швыревым в том, что цель образования (понимаемая нами как идеальный образ будущего результата) - «формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием» [5, с. 5]. Изменение антропологического основания образования состоит, таким образом, в переносе акцента с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни» в современном, быстро меняющемся мире.

Из этой цели вытекают и новые ценности, отвечающие новым потребностям общества в образовании.

Прежде всего, гуманизация, о необходимости которой так долго говорят в последние годы. По общепринятому определению, гуманизм - «рефлектированный антропоцентризм», идеология превосходящей ценности человека над другими социальными ценностями. Сущностными характеристиками человека с точки зрения гуманизма выступают суверенность и субъ-ектность. Современная эпоха возрождает гуманизм в новом качестве: признавая человека высшей ценностью, акцентирует внимание на его ответственности за свою судьбу, судьбы других людей, на изменении сознания индивида, его отношения к природе, обществу и самому себе.

Гуманизация, таким образом, может быть определена как сознательная ориентация на коренные интересы человека. Но человека не как центра Вселенной, человека, не просто живущего в согласии с природой, другими людьми, с самим собой, а человека как субъекта своей жизнедеятельности. Поэтому ориентация на интересы человека неразрывно связана с осознанием цены их достижения и ответственности перед собой как человеком. В этой связи отметим, что важной составляющей гуманизации, на наш взгляд, является экологизация образования, т. е. такие изменения в нем, которые связаны с осознанием необходимости включения экологических ограничений в решение проблемы реализации интересов. Система образования призвана сформировать осознанное убеждение в том, что ориентация на человеческие интересы принимает теперь более опосредованный характер с учетом новой экологической необходимости. Экологическое ограничение - не просто сохранение среды своего обитания, это ответственное отношение к природной среде как сфере своей деятельности, понимание того, что всякое опредмечивание есть одновременно и распредмечивание, что нельзя ждать ниоткуда спасения и рассчитывать надо только на самого себя.

Гуманизация системы образования, с учетом сказанного выше, состоит в переориентации ее деятельности с внешних по отношению к данной конкретной индивидуальности целей, таких как выполнение плана выпуска специалистов, повышение успеваемости... на выявление и развитие талантов и способностей конкретной личности.

74

Гуманизировать образование - значит:

- создать «в обществе гуманную систему образования, соответствующую гуманистическим идеалам (прежде всего, личностной свободе, социальной справедливости и человеческому достоинству)» [6, с. 18]. Гуманизация - не просто признание обучаемого личностью, уважение его личности, но и формирование такого же отношения к другим людям;

- связать меру и критерий деятельности института образования с развитием человека;

- преодолеть отчуждение содержания образования от человеческой личности.

При таком понимании в образовании принципиальным оказывается уже не конкретный результат (знания, умения, навыки), но сам процесс, непрерывное творение человеком самого себя. Все результаты этого процесса выступают как продукт собственных усилий. Ответственность за раскрытие своего глубинного личностного потенциала, своей самости лежит на самом человеке. Образование приобретает свой изначальный смысл - самообразование. В процессе самообразования человек развивает себя, свои способности, волю, самодисциплину, образует себя в соответствии с идеальным образом человека и, таким образом, познает себя. Смысл самообразования, на наш взгляд, состоит в самопознании, в обращении во внутренний мир, в осознании того, что все соблазны не вокруг, а «внутри» человека. Поэтому сегодня недостаточно научить способам самообразования, необходимо создать систему самообразования.

Только в таком контексте можно говорить о свободе как общечеловеческой ценности в образовании. Тут важно подчеркнуть несколько моментов:

- свобода не противостоит правовым и нравственным нормам;

- свобода человека не беспредельна, она ограничена правом других людей на свободу;

- свобода предполагает самоконтроль - определение для себя тех границ, рамок, за которые человек не может выйти;

- свобода - это всегда выбор, самостоятельный выбор человеком жизненного пути, ответственность за него лежит на самом человеке, поэтому свобода неотделима от ответственности. Ценностный выбор в пользу ответственности обусловлен, на наш взгляд, тем, что безответственность сегодня приносит самое большое зло. Более того, она может принести зло абсолютное, от безответственности может погибнуть и человек, и биосфера. Быть ответственным - значит понимать, что без образования, без умения широко мыслить, без «просчитывания» последствий своих действий невозможно жить в XXI в.

Итак, гуманизация - это стратегическое направление в образовании, а тактическим средством, необходимым для его реализации, выступает гуманитаризация. Гуманитаризация предполагает включение в учебные программы дисциплин гуманитарного цикла, в связи с необходимостью преодоления технократизма. Гуманитарное знание обладает рядом преимуществ перед техническим и естественно-научным. Его принципиальная нестрогость, неточность, неформализуемость создают простор для работы воображения; его ориентированность на внутренний мир личности благоприятствуют развитию способности понимать другого. Вместе с тем важно определить баланс в изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин, поскольку, на наш взгляд, невозможно добиться серьезных достижений в одной области, если человек в другой «равен нулю». Кроме того, подготовка «гуманитария» без естественнонаучного образования влечет за собой ошибки в человеческом плане, волюнтаризм; «технарь» же без гуманитарного образования не сможет стать ни руководителем, ни специалистом.

К ценностям современного образования следует отнести и фундаментализацию, которая признана сегодня на Западе одним из главных направлений изменения содержания образования в связи с осознанием того, что «узкая специализация - порок», так как она делает человека уязвимым в условиях быстро меняющейся информации.

Фундаментализация предполагает организацию самого знания таким образом, чтобы выделить в нем фундаментальную компоненту, т. е. то знание, которое не меняется в зависимости от конъюнктуры; соединение элементов фундаментальных знаний конкретных наук в основание мировоззренческой позиции человека. Фундаментализация может быть определена через понятие «базовое образование», которое, на наш взгляд, предполагает обязательное освоение основ знаний по возможно большему числу предметов (особенно в начальной и средней школе). Базовое образование обеспечивает подготовку к «универсальной» деятельности, которая ожидает нас в быстро меняющемся мире. Оно является решающим условием гибкости, свободы перехода от одного вида деятельности к другому.

Специфика информационного общества как самообучающегося общества обусловила необходимость непрерывного образования. Система непрерывного образования должна охватывать все стадии жизни человека, создавая условия для быстрого освоения научнотехнических достижений, реализации новаторских идей. Таким образом, если традиционная парадигма образования выдвигала слоган - «образование на всю жизнь», то новая парадигма выдвигает другой - «образование через всю жизнь».

75

Отмечая необходимость фундаментализации образования и создания системы непрерывного образования, мы не можем не сказать о том, что эти ценности были положены в основу советской системы образования (и пока еще не до конца уничтожены). На наш взгляд, именно благодаря этим внутренним резервам наша система образования не только держится на плаву, но и продолжает развиваться.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что новая парадигма образования может служить одной из методологических основ определения деятельности института образования в новых условиях. Предложенные нами цель и ценности социального института образования следует рассматривать как одну из попыток их определения в связи с тем, что проблема содержания цели и ценностей образования является одной из актуальных в современном менеджменте образования. Нельзя не согласиться с тем, что «ошибочные стратегические ориентиры развития российского образования., буквальное восприятие рецептуры Болонского процесса» [7, с. 48], ориентация высшего профессионального образования на рынок труда и запросы работодателей вытекают именно из игнорирования методологических и мировоззренческих основ образовательной деятельности.

Ссылки:

1. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты российской Федерации (2007) / Вопросы образования. 2007. № 4.

2. Моисеев Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н. Моисеев // Вопросы философии. 1998. № 8.

3. Моль А. Социодинамика культуры /А. Моль. М., 1973.

4. Симоненко Т. И. Понимание человека и смысл образования в аспекте жизненности / Т.И. Симоненко // Межкультурные взаимодействия и формирование единого научнообразовательного пространства: Сб. статей / Под ред. Л.А. Вербицкой, В.В. Васильковой. СПб., 2005.

5. Философия образования // Вопросы философии. 1995. № 11.

6. Константиновский Д.Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, О.Я. Дымар-ская, Г.А. Чередниченко. М., 2006.

7. Якунин В.И. Роль образования как фактора современного экономического развития (ч. 3) /В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян, М.С. Нетесова //Социология образования. 2009. № 7.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.