ПЕДАГОГИКА
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОСМЫСЛЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рябкова Н.Г.
SOCIAL AND CULTURAL APPROACH IN THE COMPREHENSION OF THE CONTRADICTORINESS OF THE PROCESS OF THE HUMANIZATION OF MODERN EDUCATION
Ryabkova N. G.
Abstract
The article of doctor pedagogical science, professor N.G.Ryabkova is dedicated to one of the most urgent pedagogical problems - the process of humanizing education. In the light of deep analysis of social and cultural tendencies the author reveals new sences of humanizing education, which put a man as essence and personality forward society and pedagogical science attention. But the process of humanizing is quite contradictory. The contradictions arising in it have historical, social and cultural character, as they are a phenomenon of integral social and educational system. Besides contradictoriness of humanizing process is closely associated with the level of educational system development; with the level of spiritual, oecologically moral pedagogical thinking, as teachers’ calling is to carry out the process of humanizing education professionally; with choice possibility and freedom degree for it; with the level of professional competence and realization of interactive nature of personality; with the possibility of his selfdevelopment. In the light of analysing social and cultural phenomena the author tries to show how important their sences for a modern teacher are. Interpreting these tendencies from a deep pedagogical point of view, a teacher clears the way to searching pedagogical solutions in settling arising contradictions of humanizing education process.
Переход человечества от технократической к антропоцентрической цивилизации связывается с осознанием личности человека иного уровня взаимодействия с окружающим пространством, в котором прослеживается траектория жизни каждого живого существа. На фоне этого жизнь каждого человека, его сущность и личность всё более осознаются как уникальные и неповторимые, а потому - самоценные. Именно поэтому значимо раскрытие внутреннего потенциала каждой отдельной личности и разворачивание её на всех осознанных в настоящем временном пространстве уровнях (структурном, содержательном,
ценностном).
В основу обновления жизни положено
новое видение мира, мира многомерного, непредсказуемого и нестабильного в своём развитии; мира как целостного явления, в котором как в огромной живой системе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, всему есть своё место; и всё живое - индивидуально, самобытно и неповторимо в проявлении.
Осмысливая с этой позиции современное образование личности человека, понимаешь, насколько важно осознавать саму личность как целостное явление, учитывать её сущностную
свободу «для». Прежде всего, эта степень свободы выражается в интерактивной природе личности, в результате чего и происходит выбор способов жизнедеятельности, способствующих личностному взращиванию; устанавливается их диалоговый,
творческий, в целом, гуманистический характер. Не случайно Г.Г.Шпет отмечает, что личностная
свобода связана с установлением особого рода взаимоотношений с миром, с другими людьми: «...мы имеем дело с чувственным впечатлением в
противоположность осмысленному выражению, с со-чувством с нашей стороны в противоположность со-мышлению...» [8]. Тем самым подчёркивается, что целостное развитие личности, развитие её как живой целостной системы синхронизирует со
степенью свободы «для» и проявления личностью в целостности её сущностных характеристик невозможно без адресованности её бытия к другому Я, проявления её ответственности перед другими и перед миром в целом. Именно единство
ответственности гарантирует «внутреннюю связь» структуры личности, её целостность. Это
подтверждается мыслью М.Бубера, отмечающего, что «Человек может обрести цельность не в отношении к своей самости, но в отношении к другой самости»(2, с. 258). Эта же мысль подчёркивается и М.М.Бахтиным, с точки зрения которого «Другой - не только источник потребности личности в самоосмыслении. Самое главное - он слушатель, он разум, синхронно с личностью анализирующий.» [1,с.30].
Всё сказанное выше позволяет утверждать, что характер взаимодействия личности с окружающим миром и с самим собой, а также характер тех социальных ролей, которые личность творчески преломляет в своей жизнедеятельности, зависит от выбора способов её взаимодействия с окружающей действительностью в процессе реализации своих жизненных планов и от развития способностей к глубинному диалогу с миром и с самим собой.
Именно в этой связи мы видим необходимость и потребность в гуманизации пространства образования во всех его смыслах, поскольку оно является носителем
гуманистического потенциала макро- и
микросоциума. Только в этом случае возможна ориентация развивающейся личности на гуманистические способы осознания мира и себя в том числе; возможно “очеловечивание” отношений и процесса познания быстро изменяющегося мира.
В связи с вышесказанным современное образование стало перед потребностью в новой педагогической теории и практике с принципиально новыми подходами, смысл которых в отношении к растущей личности как ценности и центру образования во благо её развития. Но любая теория и практика имеет исторический и социокультурный характер в своём развитии, поэтому смыслы и формы их проявления несут в себе проекции, адекватные процессам и тенденциям социокультурного пространства, в котором они существуют. Сегодня, когда произошла смена общественной формации, когда мир стал открытым информационным пространством с активно развивающимися в нём явлениями интеграции и дифференциации, разработка новых педагогических основ образования невозможна без глубокого анализа социокультурных явлений в целом. Всё это подтолкнуло нас к анализу работ исследователей «постиндустриальной волны» (Даниэль Белл, Питер Дракер, Рональд Инглегарт, В.Л.Иноземцев, Френсис Фукуяма, Чарльз Хенди, и др.) [5].
Обращение к этим работам убедило нас в том, что процессы, происходящие в современном социальном пространстве (на Западе - с 60-х годов и ранее, в России - с начала 80-х годов) постепенно обусловили смену приоритетов во всех основных сферах жизни людей, в том числе и в образовании. Таким образом, архитектоника современного общественного пространства, пытаясь вернуть себе человеческое измерение, сегодня в своём целостном развитии больше направлено на этические, экологические, духовные аспекты. Это прослеживается и в анализе глобальных тенденций учёными-глобалистами (Н.Н.Моисеев, Ю.М.Яковец, В.Л. Иноземцев и др.), утверждающих, что общество идёт к миру, в котором всё более заметную роль будет играть человеческий фактор, открывавающий возможности для индивидуального выбора. Так, например, существенно преобразуются нравственные ценности и смыслы. Это не означает утраты морали, но тенденции определили, что к концу ХХ в., как подчёркивает социолог Р.Инглегарт, ведущее место в мире заняли категории чести, достоинства, доверия, профессиональной ответственности. По мнению Ф.Фукуямы доверие в обществе выступает фундаментальным основанием развития социальной системы, что гармония человека и общества зависит от экономических процессов, имеющих нравственную основу. Любое изменение направленности процессов ведёт к изменениям не только внутренних и внешних сторон самого человека, но и к изменениям общества в целом [5]. Кроме того, доверять можно обществу, которое способно гарантировать человеку защищённость, уважение его достоинства, свободы «для» (творчества, созидания; для беспроигрышного
вложения средств в развитие человека). Всё это имеет отношение к показателям высокого уровня гуманизации общества.
Общеизвестно, что гуманизация
образования связана с развитием творческого потенциала человека, поскольку именно творческий характер его жизнедеятельности является важнейшей предпосылкой целостного развития личности (Л.П.Буева). Анализ работ социологов (Рональд Инглегард, Лестер Туроу, Питер Дракер и др.) показал, что процессы, происходящие в жизнедеятельности современных людей, тесно связаны с их способностями и их эвристической активностью, прежде всего. Так по мнению известного культуролога Д.Белла сегодня именно культурные процессы меняют «русло развития общества», в результате чего экономические факторы перестают выступать в качестве доминирующего социального ориентира.
Следует также отметить, что изменение ценностных ориентаций, которое произошло последнее время, на первое место поставило такую важнейшую ценность современности как заботу о качестве жизни. Современное общество больше обеспокоено опасностями, человеческими нуждами, экстремальными состояниями, в которые часто попадает современный человек и которые вполне находят объяснение с помощью явлений, имеющих место в эко-социальной системе. Таким образом,
процессы______смены ценностей обусловлены
культурными переменами. В результате этого происходит рост внимания человека к качеству жизни, к проявлениям индивидуальности и самовыражения, что несомненно определяет перспективу и приоритет духовных ценностей.
Обозначенные нами в результате анализа социокультурных тенденций новые приоритеты общества, характеризующие процесс его гуманизации, оказали глубокое влияние на динамику процессов, происходящих в современном образовании. Анализ этих процессов свидетельствует об интенсивном изменении образования, что проявляется с разных сторон. Так например, в системе образования чётко прослеживаются следующие тенденции: с одной стороны проявляются новые ценности образования, высокая компетентность, с другой - консерватизм и упрощённость. Имеет место также несоотнесение рыночной экономики с высоким уровнем образованности и профессионализма (Лестер Туроу). Такой противоречивый характер процессов, происходящих сегодня в образовании, проявляющего тенденции его гуманизации, объясняется наличием многогранного системного кризиса общества (духовного, нравственного, экономического, экологического проявляющегося и на Российской почве.
Так тенденцией, определяющей смену приоритетов в области общего и профессионального образования, можно назвать всё более углубляющуюся потребность общества в знании и определении его интеллектуальным капиталом. По мнению Тайичи Сакайя «То, чем мы, скорее всего,
будем обладать в изобилии, можно назвать мудростью, причём определяемой в самом широком смысле, включающей человеческие способности и знание, равно как и информацию» [5,с.347].
Большой резонанс в современном образовании получила развивающаяся в обществе тенденция, подчёркивающая ключевую роль даже в экономическом развитии общества такого специфического компонента как мотивация к успеху [5]. Данный вывод усиливается исследователем
Ч.Хенди, который подчёркивает значимость поиска путей познания самого себя. Анализируя современное социальное пространство в течение длительного времени, он вывел последовательность, имеющую значение для переосмысления современного образования. Он проанализировал по целям жизни большое количество людей, относящихся к трём психологическим типам (движимые поиском средств к существованию; ориентированные на внешний мир; ориентированные на внутренний мир). Результаты длительного социологического анализа показали, что цель жизни первых - безопасность; вторых -достижение уважения, высокого социального статуса; последних - пробуждение своих талантов, поиск механизмов управления собой и обществом. Данный социологический подход используется сегодня видными учёными психологами, педагогами в качестве критерия развития личности. Автор данного подхода (Чарльз Хенди), дискутируя с точкой зрения психолога-гуманиста А.Маслоу, считает, что личность современного человека представляет собой интеграцию (смесь) этих психологических типов, соотношение которых меняется на протяжении всей жизни. Эта интегрированная смесь личностной субстанции обладает гибкостью и при определённых условиях доминирует тот тип, который актуализирован как внешними факторами, так и внутренними механизмами личности [5].
Т.о. анализ работ современных социологов, культурологов, психологов и др. показал, что процессы, происходящие в жизнедеятельности современных людей сегодня тесно связаны с их эвристической активностью, со способностями к инновационному решению проблем, с потребностью к профессиональной рефлексии, к постижению себя и развитием мотивации к успеху. Проявляется также тенденция, связанная с уменьшением участия человека в производстве материальных товаров. Вместо этого он делает акцент на коммуникации и на обработке информации, причём, как считает В.Иноземцев, важнейшей продукцией выступают инновации и образование [5].
Современное образование не может развиваться без учёта отмеченных выше тенденций, проявляющихся в действительности, поскольку оно является одной из главных подсистем общества, обладающей всеми характеристиками сложной самоорганизующейся системы, признанными сегодня синергетическим и системно-структурным подходами в науке (И.Пригожин и И.Стенгерс, Г.Хакен, С.Курдюмов, Е.Князева и др.)
Проанализированные нами выше обозначенные тенденции, имеющие место в системе общества и проецирующиеся в образование, не проявляются в системе образования (общего и профессионального) в буквальном смысле. Педагогическая интерпретация этих тенденций связана, прежде всего, с вопросами переосмысления целей, содержания образования, адекватного управления, подготовки специалистов для обновлённой системы образования. Так например, наблюдающаяся тенденция углубления процессов интеграции и дифференциации в мире, сориентировала систему образования на формирование не только ценностей народа, но и ценностей мира. Это поставило, в свою очередь, задачи перед новым образованием: развитие
коммуникативных технологий, осмысление и использование в образовании широких международных обменов, необходимость развития творческих способов освоения действительности, поиск путей накопления духовно-практического опыта и др. Как результат можно отметить более быструю адаптацию молодёжи к изучению языков, осмысление моделей поведения и общения людей разных культур, модернизацию профессионального образования, приводящую систему
профессиональной подготовки специалистов к общемировому уровню и т. д.
Вместе с этим, динамика быстро изменяющегося мира, осознание новых отношений человека с социумом, человека с самим собой рождают в процессе гуманизации системы образования противоречия, которые требуют своего осмысления и грамотного разрешения. Т.е., столь необходимый сегодня по всем показателям развития общества (о чём свидетельствует анализ существующих социальных тенденций) и возможный по общим предпосылкам ( новая философия образования, новые (гуманистические) идеи в науке), процесс приведения системы образования в состояние, соответстующее обществу с «человеческим измерением», в своём развитии рождает «блоки противоречий» (Н.Г.Рябкова), выявленные нами и требующие не уничтожения, а «педагогического разрешения» (Н.Г.Рябкова), т.е. адекватного решения образовательных задач на всех уровнях развития гуманизирующейся системы образования.
Современная практика гуманизации образования несёт в себе определённые трудности, обоснованные целым рядом противоречий (объективных и субъективных, внешних и внутренних, имеющих социальную и личностную природу) в одних случаях способствующих развитию живого явления, а в других -становящиеся его тормозом. В педагогической науке сегодня идёт разработка новой целостной теории гуманизации образования, для которой характерны обновление методологии, осознание теорией и практикой противоречивого и неоднозначного характера процесса образования в образовательном учреждении; исследуются противоречия процесса гуманизации системы образования и т.д.
Таким образом, осуществление процесса гуманизации образования сегодня необходимо в связи с озабоченностью человечества поиском новой духовно-нравственной и экологической ниши. Результаты анализа существующих тенденций в современном образовании,
обоснованных социокультурными явлениями в обществе, даёт нам право говорить о возможности целенаправленного осуществления этого процесса при эффективном педагогическом разрешении встающих в этом процессе противоречий (Рябкова
Н.Г.). Не смотря на существующие разработки советских учёных - педагогов о сущности
противоречий в методологии педагогических исследований, о движущих силах в педагогическом процессе (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин,
В.И.Загвязинский) [6]; разработку теории и практики процесса, направленного на разрешение противоречий гуманизации воспитания
(Н.Г.Рябкова), проблема гуманизации образования продолжает оставаться актуальной, поскольку решает педагогические задачи его «очеловечивания».
Литература.
1.Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. - М.: Наука,1963.
2.Бубер Мартин. Два образа веры. -М.:ООО «Фирма» «Издательство АСТ»,1999.
3.Буева Л.П. Человек, деятельность, общение. - М.:Мысль,1978.
4.Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Экологический анализ //Вопросы философии --1995 - № 1.
5.Новая постиндустриальная волна на Западе./Под редакцией В.Л.Иноземцева. -М. :Академия, 1999.
6.Проблемы методологии педагогики и методики исследований./ Под редакцией М.А. Данилова, Н.И.Болдырева. -М.: Педагогика,1971.
7. Рябкова Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема. - Петропавловск-Камчатский - Хабаровск,1998.
8.Шпет Г.Г. Сочинения. - М.:Правда,1989.
9.Яковец Ю.М. Формирование
постиндустриальной парадигмы: истоки и
перспективы //Вопросы философии. - 1997 - № 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ
ПОТРЕБНОСТЬ
Шумейко А.А.
DEVELOPING THE ENVIROMENTAL MENTALITY AS A SOCIAL NEED
Shumeiko A.A.
Abstract
The article of doctor of pedagogical science, professor A.A. Shumeiko is dedicated to the problem of realising «the life sphere» degradation by a modern man. He has elaborated some effective measures of making the man’s practical life oecological. The author analyses modern scientific approaches to forming «new oecological thinking» and proposes some ways of its formation.
В конце XX столетия человечество пытается осмыслить пройденное, подытожить приобретения и утраты. В разных сферах -экономике, политике, экологии, образовании, праве и т.д. разрабатываются модели вхождения в следующее тысячелетие. Важнейшей приметой этой деятельности является желание выйти на модель устойчивого экономического развития, с помощью которой можно будет сбалансированно решить социально-экономические задачи, сохранить природную сферу и природно-ресурсный потенциал, ибо таковым является настоятельное требование придерживаться законов Природы и понимать намечаемые ими ограничения. Специалисты
считают, что до начала необратимых процессов разрушения «сферы жизни» осталось несколько десятилетий. Теперь нам угрожает не какая-то потусторонняя сила - мы становимся
небезопасными сами для себя
«природопереворачивающими» возможностями, самоуверенностью, экологическим невежеством.
Апокалипсические перспективы цивилизации
встают уже не через мистические откровения, они
основываются на экологических реалиях. Именно последние вынудили человечество перейти от стратегий «покорения природы» к стратегиям «выживания» в условиях тотального «очеловечивания» окружения. Однако такая переориентация выглядит пока что исключительно' декларативно-Темпы деградации «сферы жизни» значительно превышают темпы осознания человечеством этого небезопасного процесса и создания эффективных мер «экологизации» всех сфер практической деятельности. В целом, человек остается, «деликатно говоря», экологически некомпетентным и не подозревает, какая опасность ожидает его именно с этой стороны. Если воспользоваться известной мыслью X. Ортеги- и-Гасета, то специалист-эколог, который пытается обратить внимание мировой общественности на катастрофическое состояние окружающей среды, уподобляется клоуну, который с цирковой арены оповещает публику о реальном пожаре, а она воспринимает это как очередную репризу.
В сентябре 1995 года в Сан-Франциско собрался большой Форум по глобальным