Научная статья на тему 'Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) под ред. Д-ра филос. Наук, проф. В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. 252 с'

Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) под ред. Д-ра филос. Наук, проф. В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. 252 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунова Фаина Зиновьевна

The monograph deals with the role of the art in the change of basic information and technological paradigm of modern education on educational, generational humanistic of personality, that can build society live in order to beauty and harmony laws

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики) под ред. Д-ра филос. Наук, проф. В. М. Видгофа. Томск: Томский государственный университет, 2005. 252 с»

№ 310

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май

2008

РЕЦЕНЗИИ. КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА (К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДА ЭСТЕТИКО-ПРОДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ)

Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.М. Видгофа.

ТОМСК: ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2005. 252 с.

Вышла в свет коллективная монография «Современное образование в контексте целостного подхода (к обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики)» под редакцией профессора, доктора философских наук В.М. Видгофа. Монография объединила коллектив авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Новосибирска, - ученых и педагогов, всерьез озабоченных ситуацией, сложившейся в современном среднем и высшем образовании.

Разрыв между культурой и образованием предстал перед нами как «ориентированность современного человека на материальное потребление», осложненное потерей духовных интересов, как «появление маргинального человека, не принадлежащего ни к какой определенной культуре и потребляющего её эрзацы», требующими мобильной приспособляемости к социальным, экономическим, экологическим потрясениям, часто - за счет утраты идеалов, отказа от высших ценностей, - отмечает в разделе 4.1 д-р пед. наук, проф. В.А. Доманский.

В монографии осуществляется попытка дать нравственную, эстетическую, философскую оценки современности с точки зрения анализа структурнофункциональных связей между реальностью и сферой ее моделирования, каковой является, в частности, образовательная деятельность. Перед современной системой образования стоит проблема формирования такой личности, которая была бы ориентирована на продуктивную деятельность, иначе опасность самоуничтожения человечества может превратиться из прогнозируемой возможности в реальность.

Одной из наиболее сильных сторон монографии является разнообразие методологических подходов, применяемых при рассмотрении различных аспектов современного образовательного процесса. Это обусловлено тем, что, согласно заявленной авторами позиции, целью образования является воспитание культурной личности, т.е. личности, успешно преодолевающей ограничения, связанные с тенденциями фрагментари-зации жизни. Целостный подход, указывает д-р филос. наук, проф. В.М. Видгоф, не есть сумма отдельных методов исследования, как и личность не равна совокупности составляющих ее ориентацию в мире интересов, ценностей, идеалов, потребностей, представлений и т.д. Д-р филос. наук, проф. В.Н. Сагатовский дает точное и емкое определение целостного подхода применительно к системе образования: «Система образования целостного человека будет целостной только в том случае, если все звенья этого пути пройдены так, что их можно дальше конкретизировать в систему целей и средств по формированию знаний, умений, соци-

ального управления и обеспечения, методов и методик, через которые опредмечивается соответствующее духовное основание» (С. 48). Таким образом, целостный подход, в отличие от частных эмпирических методов, выступает в качестве интегрирующего метода, охватывающего не только реальность как статичную данность, но и пространство возможного, должного, идеального, в перспективе которых должно происходить формирование и осмысление ценностей и идеалов («Во имя чего?»), содержания («Что?»), методологии и методик («Как?») образования.

Образование рассматривается авторами как центральная компонента культуры, её транслятор, исходный момент образования, одновременно объект, субъект и агент культуры. В отличие от других современных концепций образования, концепция, представленная в данной монографии, детерминирована осознанием недостаточности существующего императива, согласно которому образование должно способствовать лишь адаптации личности в культуре и раскрытию творческого потенциала. Авторы акцентируют внимание на том, что сфера человеческого духа обладает значительно большим потенциалом, который необходимо направить на преображение реальности в соответствии с законами красоты и гармонии, которые понимаются широко - как в контексте собственно искусства, так и в качестве нормы душевного и физического здоровья, идеала продуктивной коммуникации и т.д.

Образовательная сфера предстает перед внимательным читателем не только как пространство сохранения культуры, но и как собственно культурный процесс, обладающий дополнительным фактором - фактором формирования человека. В отличие от объективного культурного процесса, составляющего среду обитания и осуществления человеком самого себя, культура образования представляет собой специфический процесс целенаправленного воздействия на человека как на целостную структуру. Система школьного и высшего образования представлена авторами как культуросообразная и культроформирующая Деятельность.

Уже в предисловии проф. В.М. Видгоф отмечает, что предмет культуры образования двуедин: «С одной стороны, он выражает меру своей самодостаточности и самоценности в формировании и развитии человеческих качеств человека. С другой - это многосложный, многофакторный и полифункциональный феномен развивающегося социума» (С. 3). Таким образом, уже при обозначении проблемного поля исследования подчеркивается, что система образования не представляет собой для авторов лишь узконаправленный процесс передачи определенного круга сведений о мире. Обра-

зование и все его реагенты изучаются как целостные составляющие целостного процесса. Актуальность научного и практического порядка и заключена в этом целостном взгляде на проблему, для которой еще не выработана адекватная методологическая и методическая парадигма.

Основной пафос монографии направлен на достижение в системе образования цели формирования целостной личности, лишенной как узкоспециальной, так и бесцельно широкой, вплоть до эклектичности, информированности. Другой задачей, предложенной для разрешения как на теоретическом, так и на практическом уровне, является задача креативного пути развития системы образования, на базе гармонии нормативного и творческого начал в педагогике. Кроме того, все более значимым становится вопрос о гуманизации системы образования, как об отношении к человеку, участвующему в любой сфере образовательного процесса в качестве объекта, субъекта и агента культуры.

В первой главе монографии д-ра филос. наук

А.Н. Быстровой представлен исторический аспект проблемы образования, рассмотрены основные образовательные парадигмы прошлого и настоящего от традиционных до постмодернистских, созданные педагогикой Европы, России, Америки и Востока. Рассматриваются достоинства и недостатки теорий В. Гумбольдта, И.Г. Гербарта, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского, И. Иллича и Конфуция. Здесь излагаются основные принципы гуманистической педагогики. В разделе 1.2 д-ром филос. наук, проф. В.Н. Сагатовским сформулированы духовные основы образования, составляющие систему ценностей и идеалов. В качестве определяющего подхода берется представление о духовном и идеальном как о единстве субъективного, экзистенциального (души) и трансцендентного (духа). Движение к целостности в образовательном процессе предполагает наличие духовного диалога не только с Другим (лицом), но с Целым (духом, Мы). Так формируется категория ценности, обладающей как предметной, так и субъектной сторонами. В качестве предметной ценность вбирает в себя значимость созданных человеком результатов его деятельности, но в качестве субъектных ценность - это «определенное состояние, форма внутренней духовной жизни» (С. 43). Следовательно, главной задачей и целью образовательного процесса становится выработка у обучаемого системы ценностей как качественного начала в противовес количественному набору разного рода знаний и умений. Неоспоримым является и то, что такого рода методологическое положение, будучи примененным в системе педагогической практики, существенно изменит её целевые установки.

Принципиально новым является осуществленный д-р филос. наук, проф. В.М. Видгофом подход к педагогическому процессу как калокагативному по своей сути, несущим в себе нравственное и эстетическое начала. Нравственное раскрывается в единстве внутренне и внешне ориентированных моральных субъект-объ-ектных и субъект-субъектных отношений. Утверждается, что «морально-нравственный выбор должен не просто детерминироваться изнутри... но и содержать в своём внутреннем основании в снятом виде понимание внутреннего мира Другого (других объектов) и Целого (духа)» (С. 63).

Эстетическое начало, выражающееся во взаимодо-полнительности материальных и духовных ценностей, реализуется в специфической знаковой системе, в том числе и в знаках языка. Поэтому мера целостности в языковых системах актуализируется прежде всего в метафоре, которая есть «системное свойство эмоционально-эстетической рефлексии на культуру» (С. 80). Глубоко аргументируется и доказывается значение метафоры в развитии фантазии, ассоциативного мышления, а следовательно, и творческого начала человека. В этом моменте осуществляется диалог с искусством и, в конечном смысле, - переживание красоты, а вместе с этим чувство «прелести жизни во всей её полноте», осмысление целостности мира и целостности познающего субъекта.

Центральную часть монографии составляет глава, посвященная принципиально новому рассмотрению школы как эстетического события. Здесь школа рассматривается не такой, какой она является сегодня, но в том значении, которое она должна иметь в силу своего призвания, положения в социуме и имманентно присущей ей роли.

В третьей главе, написанной также В.М. Видгофом, расширяется и углубляется понятие идеала, представляемого как актуализация единичного (педагогики) и общего (философско-эстетического подхода), утверждается, что «в интересах гуманистических стремлений сегодняшней педагогики необходима интеграция не только с философией, включая эстетику, но и с социологией, психологией, медициной, культурологией, антропологией и т.п., т.е. со всем набором дисциплин, составляющих комплексное человековедение» (С. 99). В этом контексте главное эстетическое явление - красота - выступает «как стратегическая цель и смыслообразующее ядро культуры» (С. 100). Все названные теоретические выкладки связаны с формами и способами внедрения метода эстетико-продуктивной педагогики в практику образовательного процесса, которые подробно представлены и обоснованы.

В четвертой главе (авторы - д-р пед. наук, проф. В.А. Доманский - 4.1; д-р психол. наук, проф. В.И. Кабрин и акад. РАМН, проф., д-р мед. наук В.Я. Семке) рассматриваются принципы культуроцентрической школы и предлагаются методы развития творческого начала в вузовском образовании. Среди многих технологий развития творческого начала в образовательном процессе наиболее полно представлена методика «мозгового штурма», методы активного социально-психологического практикума и формы и принципы работы в группах профессиональноличностного роста (В.И. Кабрин).

Интересны материалы, связанные с исследованиями в области личностной патологии, путей и средств её преодоления, представляющие валеологический аспект проблемы (В .Я. Семке). В.Я. Семке подчеркивает, что «здоровье трактуется как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (С. 166); с этих позиций валеопсихология «может стать теоретической базой для всей клинической и социальной психиатрии» (С. 165). В процесс воспитания вовлечены не только семья, но и общество в целом, и поэтому на формиро-

вание личности накладывает отпечаток весь спектр социальных, экономических, политических проблем. Выявление и анализ современных психогений, ведущих к разрушению здоровья личности, есть необходимый элемент при разработке образовательных программ. Поэтому, помимо подробного анализа механизмов, влияющих на формирование психически здоровой или больной личности, В.Я. Семке предлагает оригинальную концепцию, способную преломить сложившуюся ситуацию: «Одним из каналов преобразования невротической позиции пациента, достижения нового уровня социально-психологической адаптации может служить трансформация “внутренней картины болезни” во “внутреннюю картину здоровья”» (С. 164). Здоровье личности невозможно без здоровья общества в целом. Особую значимость приобретает вопрос о здоровье тех людей, в чьей компетенции - здоровье становящейся личности (воспитателей, педагогов).

Предложенная концепция претендует на мульти-дисциплинарность, поскольку обеспечивает взаимодействие педагогики, психологии, социологии, философии и др. Валеопсихология - сравнительно новая область наук о человеке. Ее ядро, наряду с другими специальными областями, составляет пограничная (малая) психиатрия, в центре внимания которой - личность, исследуемая при помощи скоординированного множества методов и аспектов (эпистемологического, экстранозологического, этиопатогенетического, эпидемиологического, экологического, этнокультурального, этологического, эниологического, экономического, эстетического и др.). В основу характеристики здоровой, гармонической личности у В.Я. Семке положен эстетический момент, в котором находит свое воплощение «высшая человеческая функция» (С. 184). Характеристика здоровой личности дается параллельно рассмотрению вариантов личностной патологии, однако, в отличие от современной медицины, имеющей дело главным образом с отклонениями и патологией, валеопсихология центрирована позитивными категориями здоровья и нормы, что определяет ее практическую направленность на формирование типа здоровой, активной, созидательной личности во взаимодействии с педагогикой, философией и другими гуманитарными, социально ориентированными отраслями знания.

Пятая глава, авторами которой являются, д-р фи-лос. наук проф. Н.И. Киященко и В.М. Захаров, посвящена вопросам элитного образования и основным принципам управления развитием человека как целостности. Авторы предлагают относить к элите «...представителей любой сферы человеческого бытия, добивающихся своим творчеством выдающихся результатов в любом виде деятельности или способе жизнедеятельности. Это всегда представители интеллектуальной элиты любого общества, а не той лишь части общества, которая сама себя причисляет к элите лишь по должностному своему причастию к политике или сфере государственного правления» (С. 216). Актуальность проблемы элиты и элитарности связана с потребностью общества в талантах, в творцах, которую не могут удовлетворить современные педагогические «кастинговые» методики, дублирующие существующую стратификацию общества. Авторы стоят на

тех позициях, что «достойным быть причисленным к элите человек становится, а не рождается». Понятие элиты в контексте главы выступает своего рода эквивалентом понятия «успешности» личности как максимальной реализации ее творческих, интеллектуальных, духовных и прочих задатков в социуме. Проблема элиты включает в себя ряд подпроблем, таких как раннее выявление врожденных способностей ребенка, проблема совершенствования педагогического мастерства его родителей, проблема содержания образовательных программ, гуманизации образования в соответствии с ценностями свободы, творчества, индивидуальности и др., наконец, проблема реального (социальноэкономического, политического) преобразования общества в соответствии с утверждаемыми гуманистическими идеалами.

В.М. Захаров, исходя из того, что функциями высшего образования являются наряду с обучением воспитание и развитие, формулирует цель университетского образования как «управление развитием человека», нацеленное на раскрытие творческого потенциала личности: «Сфера искусства должна стать живой тканью всего вузовского комплекса, интегрирующей основой учебных и воспитательных технологий. Необходимо создавать активную высоконравственную вузовскую среду» (С. 229). Возможность формирования такой среды В.М. Захаров видит во «взаимодействии общекультурных и организационно-поведенческих пластов проблем развития человека» (С. 235).

В концентрированном виде ключевые идеи новой образовательной парадигмы сформулированы в заключении, представляющем собой авторскую разработку д-р филос. наук, проф. В.М. Видгофа. «Концепция гуманистического воспитания студентов классического университета» состоит из двух частей. В первой обосновывается актуальность данной концепции, а также сформулированы основные проблемы современного университетского образования, понятия и ценностные ориентиры; вторая часть «Концепции» - идеологическая, в ней обозначены генеральные направления, по которым должно происходить реформирование образовательно-воспитательных программ классического университета. «Концепция» имеет революционный характер, вызывает участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, родителей, работников управления образовательных структур и т.д.) к открытому диалогу в формировании образовательного пространства, которое, по мысли автора, должно охватывать все уровни - от семьи и детского сада до вуза и производства. Краеугольным камнем «Концепции» является утверждение приоритета воспитательных установок, целей и задач в противовес господствующим по сей день представлению и практике, согласно которым суть образовательного процесса сводится к информированию.

В.М. Видгоф полагает, что только через воспитание достижима главная цель образования - формирование личности с развитой культурой труда, творчества, здоровья, интеллекта, чувств и эмоций, общения, правовой и игровой культурой, культурой эстетической. Только там, где в качестве «субъекта» образовательного процесса выступает личность, можно говорить о культуре, а культура и есть залог достижения и удержания целостности мироотношения и деятельности.

В целом можно отметить, что предлагаемая монография ставит проблемы совершенствования и обновления педагогического процесса в нетривиальном ключе. Внимание авторов монографии сосредоточено, во-первых, на подробном анализе проблем, сложившихся в различных сферах общественной жизни. Во-вторых, предпринята убедительная попытка формулировки целей и задач современного образования, путей преобразования образовательной системы на всех ее уровнях в соответствии с декларируемыми ценностями, важнейшими среди которых являются такие как личность, гармония, творчество, нравственность, духовность, активность, деятельность, здоровье, общение. В-третьих, монография имеет неоспоримое практическое значение, предлагая вниманию читателей ряд действенных педагогических, психо-

логических и других методик, направленных на достижение цели формирования гармоничной личности.

Актуальность исследования вызвана множественностью глобальных проблем, постоянно обращающих внимание мирового сообщества к центральному звену социума и культуры - человеку. Его судьба, его будущее, равно как и будущее земной цивилизации в целом, зависят от того, как будет осуществлять себя такое звено в трансляции мирового опыта, каким является система школьного и высшего образования.

Монография будет интересна школьным учителям и вузовским преподавателям, административно-педагогическому персоналу, исследователям особенностей педагогического процесса в целом, теоретикам и практикам в сфере современной педагогики.

Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ, доктор филологических наук,

профессор Ф.З. Канунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.