Научная статья на тему 'Профессиональное образование и социализация личности в современных условиях России'

Профессиональное образование и социализация личности в современных условиях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТСТУДЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Виктор Васильевич

Рассматриваются проблемы развития профессионального образования и пути социализации личности в современной России. Подчеркивается, что помимо профессионального обучения, в задачи вуза входит воспитание интеллектуальной и духовной элиты общества, предполагающее формирование истинной гражданственности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there are considered the problems of development of professional education and the ways of personality socialization in modern Russia. The aim of any educational establishment is to form intellectual and spiritual elite of society, i.e. to give a good education and form a real citizen.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование и социализация личности в современных условиях России»

УДК 378

В.В. Морозов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Для понимания роли образования как социального института важно характеризовать социум как систему, учитывая принцип комп-ликативности Вернадского — принцип коэволюции человека со средой, необходимость их согласованного развития в условиях признания приоритета человеческой деятельности по созданию ноосферы. Также важно осознавать социокультурную роль науки, человеческие и мировоззренческие ориентиры и цели научного познания, насколько они соответствуют целям и ценностям гуманизма [6].

Знаниевая доминанта нашего времени создала особый социальный феномен, соединяющий образование с профессиональной и общественной жизнью, а именно: контекстное овладение научным и информационным инструментарием позволяет нашей молодежи прокладывать свой путь через общее технологическое поле в обширную сферу современных профессий и социальных отношений в условиях, когда образовательная среда обретает качество когнитивно-культурного полиморфизма. Период профессионального взросления все глубже проникает в школьные годы молодых людей, еще не обладающих профессиональным статусом. Отсюда наука как «детское место» технологоса создает через образование тот путь, который многих из них ведет в сферу индустрии знаний [3, с. 121]. В целом социализация личности должна рассматриваться как процесс адаптации индивида к существующим общественным отношениям.

Назначение любого учебного заведения — формирование интеллектуальной и духовной элиты общества, т. е. быть храмом науки, давать образование и формировать истинную гражданственность. Система высшего образования призвана учить мыслить творчески, продуктивно, на уровне разума, а не в форме рассудка, который способен освоить порой огромный массив знаний, но не способен продуктивно оперировать этим духовным богатством.

В условиях широкого распространения экономически ориентированного мировоззрения все более очевидным становится переосмысление реализуемых человеком процессов получения образования и развития профессиональной карьеры. Образование начинает осмысливаться как «подпроцесс», неотъемлемый для профессиональной карьеры.

Система образования, являясь решающим фактором модернизации российского общества, реализует приоритетные цели подготовки такого типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования на определенном этапе. Что касается высшей школы, то создание высокоэффективной системы профессионального образования сегодня — это один из основных факторов роста экономики России, а цель основных направлений модернизации в системе профессионального образования — это обеспечение его качественного преобразования в условиях глобальной рыночной экономики [2].

Эффективность развития высшей школы в значительной степени зависит от адекватности ее целей современным образовательным тенденциям, в числе которых: интернационализация содержания профессионального образования; достижение стандартов международного уровня; новое содержание образовательной программы, обеспечивающей не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), позволяющих быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, что обеспечивает гибкость профессионального образования [4, с. 102].

Мнения многих философов сходятся в одном: в XXI веке высшая школа ни одной страны, которая развивается на эндогенной основе, не сможет готовить специалистов, отвечающих

^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

требованиям постиндустриального (информационного) общества и обеспечивать устойчивое развитие страны. Новые веяния времени порождают и новые тенденции в высшем образовании: увеличение масштабов (и значения) высшего образования, обусловленное возрастанием роли науки в производстве и обществе; диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию; интернационализация высшего образования по политическим, экономическим, культурным, академическим и информационным причинам [5].

В связке образования и науки ученые видят будущее самой системы образования, а также науки и всех общественных институтов в целом, в силу того что образование становится все более и более их базовым институтом в современном, быстро развивающемся обществе знаний.

Одной из ключевых проблем российской высшей школы является недостаточная гибкость образовательных программ по отношению к реальным потребностям рынка труда, неразвитость активных форм обучения. В профессиональном образовании на смену идеологии «информативно-описательного преподавания» должна прийти идеология «методологической направленности обучения», которая призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному. Важным качеством современного специалиста, способного к творческой, инновационной профессиональной деятельности, является его критичность мышления [9].

Сегодня во всем мире остро стоит проблема преодоления гуманитарного кризиса образования, который можно преодолеть путем смены экономической потребительской парадигмы на новую — гуманистическую. Качество любого образовательного процесса, в том числе и профессионального, в конечном счете зависит от адекватности транслируемых в учебном заведении знаний о материальной, социальной и духовной действительности объективным условиям бытия, в которых придется действовать выпускникам вузов.

Система высшего образования не может и не должна быть ценностно-нейтральной. Если она не формирует конструктивные ценностно-смысловые и социокультурные установки,

вакуум заполняется стихийно возникающими жизненными ориентациями, нередко крайне деструктивными (радикалы, фонд Сорроса). В этой связи усиление социально-гуманитарной составляющей высшего образования является одним из путей обеспечения обществом себе достойного будущего.

Одной из причин кризиса университетского образования многими исследователями называется технократическое, т. е. узконаправленное мышление специалистов, которое культивируется в процессе существующей образовательной практики, когда студентов учат быстро и эффективно решать специальные задачи без учета социальных или экологических последствий этих решений.

Целью образования является прежде всего подготовка высококвалифицированного специалиста широкого профиля (профессионала-интеллигента) на основе изучения фундаментальных и специальных дисциплин, который относился бы к человеку и обществу как к цели, а не средству, а также имел бы сформированное экологическое (ноосферное) сознание.

Если последовательно проводить основные принципы образования: фундаментализа-цию, гуманизацию и экологизацию, инициируя только содержание научного знания, то в целом они не зависят ни от системы образования и особенностей государства, ни от политических взглядов и идеологических установок. Первая составляющая образовательного процесса (фундаментализация) в основном обеспечивает профессионализм, а вторая и третья (гуманизация и экологизация) воспитывают в профессионале интеллигента, патриота своей страны и гражданина мира [8].

Приобретая прагматическую направленность и ориентируясь на удовлетворение потребительских запросов, система высшего образования продолжает, хотя и не всегда на должном уровне, транслировать знания и профессиональные навыки, т. е. актуализировать когнитивную и праксеологическую составляющие. В то же время аксиологическая компонента в системе высшего образования, задаваемая комплексом социально-гуманитарных дисциплин, способствует сохранению и наращиванию гуманитарного потенциала будущих специалистов, развитию у них нравственных, гражданских, креативных и других качеств и свойств,

от которых зависит многое: мировоззренческие ориентиры, культурная и национальная идентичность, определение своего места в социуме.

Сегодня, как никогда, в российском обществе ощущается потребность в личности с четкой гражданской позицией. Гражданственность — это нравственная установка личности на служение общему благу, это социально направленная нравственность. Основой стабилизации общества является формирование прочных горизонтальных и вертикальных связей. Установление прочных горизонтальных связей предполагает наличие у личности нравственных ориентиров и социально-коммуникативных навыков, позволяющих ей выстраивать конструктивные отношения с непосредственным окружением. Вертикальные связи — это связи между личностью и обществом, прочность которых задается не только обращенностью общества к потребностям и интересам личности, но и обратным движением личности в сторону государственных и национальных интересов.

Если мы, следуя за Западом, будем игнорировать нравственное состояние общества и его членов, если главным результатом образования будет правовое, а не нравственное сознание, то мы окажемся на пути медленной стагнации [1]. Поэтому педагогическое сообщество и ставит вопрос о гражданском развитии личности. Смысл феномена «гражданское образование» можно раскрыть через следующие аспекты:

• вхождение человека в мир общественных отношений, политики, права;

• овладение гражданскими компетентно-стями и освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем — обретение собственно образа гражданина;

• становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданственности.

Сама постановка цели гражданского образования предполагает взаимную адаптацию общецивилизационных и национальных культурных ценностей с учетом специфики гражданской культуры в той или иной стране, т. е. общецивилизационные культурные ценности должны усваиваться через призму национальных. Если идти по этому пути, то сформируются условия для реализации подлинных демократических и либеральных принципов в реальной

жизни конкретного человека и социальных общностей.

Применительно к российской менталь-ности такими ценностями являются справедливость, патриотизм, способность признавать приоритет общего над личным и вытекающие из последнего корневые идеи: служение, милосердие, способность к сопереживанию; терпимость к другим людям, культурам и народам; приоритет духовно-нравственного начала над материально-прагматическим. Эти ценности могут вполне органично сосуществовать с утвердившимися ценностями западной цивилизации, к которым относятся гуманизм, антропоцентризм, индивидуальная свобода, права человека, свобода совести, уважение к собственности, материальное благополучие [7, с. 61]. Однако подобный оптимизм подтверждается не всегда.

С 1990-х годов педагогическая общественность России в силу объективных и субъективных факторов оказалась совершенно не готовой к происходящим переменам; именно поэтому красивые слова о демократии привели ко многим печальным явлениям. Так как основой духовности всегда было и остается образование, а оно пострадало, произошла открытая девальвация духовности из-за безудержного напора идеологии вседозволенности, пропагандируемого прагматизма, культа материальной выгоды и отсутствия нравственных ограничений. Это произошло потому, что система образования сняла с себя все воспитательные задачи, предоставив молодому поколению все условия для культурного и нравственного самоуничтожения, потому что исчезла ориентация на интеллектуальное развитие и творчество.

Вузы в современных условиях должны учитывать необходимость адаптации будущих специалистов к изменяющимся условиям социального времени. Сегодня невозможно обеспечить такую подготовку специалиста, которой хватило бы на всю жизнь, поэтому следует научить студента выживать в сложных условиях постиндустриальной цивилизации, сформировать потребность в саморазвитии, непрерывном образовании. Основное внимание нужно уделять самостоятельной работе студента, навыкам углубления и расширения знаний, полученных непосредственно в аудитории, от преподавателей.

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012

Исследования футурологов показывают, что в XXI веке в связи с универсальностью человека, увеличением продуктивного периода его существования, возрастающей возможностью реализации его способностей люди в течение жизни не менее двух раз будут менять профессию, превращая процесс образования, дополненный самообразованием, в одну из атрибутивных сторон проявления человеческой сущности. Полю вузовского образования едва ли грозит «демографическое опустынивание». По-видимому, через несколько лет часть аудиторий в вузах наряду со студентами-очниками займут своего рода постстуденты, получающие второе, третье образование. Вместе с тем едва ли вузовское образование в ближайшие десятилетия будет обязательным, а тем более принудительным процессом.

Наиболее безболезненно, плодотворно и комфортно непрерывный процесс образования и смены профессий будет происходить (и происходит) у бывших студентов, при подготовке которых акцент на фундаментализацию был ведущим. Не случайно многие институты «стали» университетами. Обратный процесс не наблюдается. Университеты выиграли это соревнование. Поэтому закономерным является своего рода требование к преподавателю — начинать любой курс с лекции с условным названием «Теоретические основания курса».

Исследователи современного общества указывают как на наличие признаков начала обновления норм духовной свободы, духовной ответственности, духовного достоинства, так и на существование проблемы кризиса индивидуальной и коллективной идентичности. И если социально-групповая идентичность предзадана (язык, национальность) и человек ее не выбирает, то духовная идентичность (самоопределение человека во времени, в истории) — универсальна. Духовный уровень идентичности предполагает выработку идеального проекта совершенного человека и совершенного общества, способность противостоять внешнему давлению, при этом мысли и действия совершаются в рамках той или иной социально-групповой, национально-государственной идентичности, в рамках принадлежности к конкретной культуре.

Рационалистическая система ценностей, со становлением и развитием которой связаны величайшие достижения западноевропейской цивилизации, к началу XXI столетия оказалась исчерпанной. Отсюда потребность не только по-новому взглянуть на природу рационального сознания и механизмы его воспроизводства, но и осмыслить пути формирования новой духовности (в том числе и новой рациональности), что может послужить отправной точкой в социокультурном развитии человечества в XXI веке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бьюкенен, П.Д. Великое противостояние. Америка против Америки. Смерть Запада [Текст] / П.Д. Бьюкенен. - М.; СПб., 2003.

2. Васильев, В. Молодежная наука в инновационном вузе [Текст] / В. Васильев // Высш. образование в России. - 2006. - № 7. - С. 85-89.

3. Карпов, А.О. Социокультурный контекст индивидуальных проблемно-познавательных программ [Текст] / А.О. Карпов // Вопр. филос. - 2006. - № 5.

4. Мелёхина, Е.А. Проблема целеполагания в современной системе высшего профессионального образования [Текст] / Е.А. Мелёхина // Филос. образования. - 2008. - № 4.

5. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации [Текст]: аналит. докл. / под ред. В.И. Байден-ко. - М., 2006.

6. Пискунова, Н.Н. Методологические особенности применения метода «Case study» для подготовки менеджеров [Текст] / Н.Н. Пискунова, Е.В. Пилипенко // Бизнес-образование. — 1999. — № 2 - С. 91-98.

7. Сигнаевская, О.Р. Национальная безопасность и гражданское общество в контексте духовно-нравственных ценностей образования [Текст] / О.Р. Сигнаевская // Филос. образования. — 2008. — № 4 (25).

8. Утробин, И.С. Относительная самостоятельность вузовского образования [Текст] / И.С. Утробин // Там же. — 2005. — № 2 (13). — С. 64—68.

9. Шакирова, Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов [Текст] / Д.М. Шакирова // Педагогика. — 2006. — № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.