^ Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 1' 2012 ^ УДК 378
Ю.В. Слесарев, В.Н. Козлов
тенденции формирования профессиональной и социальной компетентности уровневой системы высшего профессионального образования
Изменения в социально-экономической и культурной жизни российского общества требуют качественного повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО). Это определяется потребностями материального и духовного развития общества, зависящего от уровня и масштабов профессионального образования, требующего новых форм и методов развития.
Состояние проблемы повышения качества ВПО. Современному обществу необходимы квалифицированные и профессионально подготовленные специалисты, способные развивать культуру, экономику и промышленность страны. Подобная проблема возникает в странах европейского сообщества. Поэтому не случайно в последнее время страны Европы и Америки интенсивно работают над проблемой интеграции и организации совместного образовательного процесса. В Едином европейском акте (1986), Маастрихтском договоре об образовании Европейского союза (1992), Амстердамском (1997) и Ницском (2001) договорах зафиксированы изменения, происшедшие в процессе такой интеграции и сотрудничества.
Между государственными образовательными стандартами России и стран Европы имеются существенные отличия, которые необходимо принять во внимание после присоединения России к Болонским соглашениям. Стандарты и рекомендации по их реализации, разработанные в Европе, направлены на повышение качества обучения, т. е. подготовку высококвалифицированных специалистов для создания реальной основы реформирования высшей школы.
Совет Европы в 2002 году предложил классификацию ключевых компетенций менеджера, в структуре которых отмечено следующее:
• владение информационными и коммуникационными технологиями;
• способность к вычислительному мышлению и знание математики, науки и технологий;
• навыки предпринимательства;
• межличностные и общегражданские компетенции.
Таким образом, основными компетенциями менеджера в настоящее время считаются:
• деятельностные компетенции, обеспечивающие знания, умения и навыки работы в качестве руководителя-администратора, менеджера, лидера;
• коммуникативные компетенции, обеспечивающие знания, умения и навыки для работы с клиентами, работы в компаниях;
• адаптивные компетенции для продуктивной деятельности в условиях неопределенности при непрерывно изменяющейся среде;
• компетенции саморазвития, необходимые для адекватного самосовершенствования;
• профессиональные компетенции, обеспечивающие знания, умения и навыки для анализа, диагностики и прогнозирования развития предметной области в условиях существующего состояния экономики и социальной среды, генерацию и обоснование креативно-инновационных экономических идей и технологий, ориентированность на продуктивный результат.
Качество подготовки в российской высшей школе можно повысить при внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) уровневой системы ВПО. Принципы компетентностного подхода, сформулированные в ФГОС ВПО, допускают широкие инновационные возможности, использующие российский и европейский образовательный опыт подготовки специалистов.
Разработанные в 2007 году Министерством образования и науки РФ новые ФГОС ВПО фиксируют широкие академические свободы на основе реализации компетентностного подхода для подготовки бакалавров и магистров [1]. Это подтверждается тем, что одним из основных предписаний для вузов является следующее: «При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в
формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности» [1]. Аналогичные требования вводятся при формировании магистерских программ и реализации этой подготовки в вузе.
Новый ФГОС ВПО для подготовки бакалавров определяет требования к квалификации бакалавра, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции определяют требования к общей культуре специалиста с ВПО, профессиональные компетенции — требования к фундаментам профессиональной подготовки и дифференцированы по видам деятельности. В частности, определены компетенции учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической, начальной профессиональной и других видов деятельности.
Федеральный образовательный стандарт ВПО России для квалификации магистра содержит требования к профессиональной подготовке и требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая формирование блока общекультурных компетенций и блока профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции охватывают различные виды деятельности. Совокупность компетенций бакалавра и магистра определяет компетентность как интегральное качество специалистов с ВПО. В условиях существования целого ряда определений компетенций и компетентности необходимо отметить, что важное значение имеет формирование социальной компетенции, включающей социально-личностные качества, социально-государственные требования, обеспечивающие успешность деятельности выпускников вузов в социуме. Представляется, что общекультурные и профессиональные компетенции ФГОС ВПО частично формируют социальные компетенции, однако обеспечение личной успешности выпускников вузов и государственный характер их деятельности определяют проблему регулярного формирования соответствующих социальных компетенций и социальной компетентности.
Таким образом, состояние развития законодательной и нормативной базы развития ВПО создает условия для динамичного повышения качества образования с учетом значимости социальной компетентности.
Цели и задачи формирования профессиональной и социальной компетентности выпускников вузов в условиях реализации ФГОС ВПО.
Эффективное управление подготовкой специалистов, бакалавров, магистров и создание компетентностной модели обучаемого включают в себя:
• общесоциальную и личностную значимость знаний, умений, навыков, а также способов продуктивной учебной деятельности;
• определение целей профессионально-личностного формирования в системе поведенческих и оценочных критериев;
• выявление приоритетных социальных компетенций, которые являются основой социального развития личности;
• формирование социальных компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на национальной и общечеловеческой культуре;
• создание комплекса психолого-педагогических условий эффективного формирования социальной компетентности и нравственности у студентов;
• формирование мотивации студентов к предстоящей социально-профессиональной деятельности;
• создание благоприятной учебной социально-профессиональной среды и положительного эмоционального отношения к обучению в вузе;
• создание системы комплексной оценки качества знаний, умений, навыков и практического использования их в профессиональной деятельности.
Методология решения системных задач и организация социально ориентированного ком-петентностного обучения с целью формирования социальной компетентности выпускников вузов позволят регулировать образовательную систему и влиять на социальные процессы в обществе. Теория и методика создания образовательной среды для формирования социальной компетентности могут быть основаны на принципах системного анализа с учетом видов деятельности и компетентностного подхода и
развития системы ВПО. Основы развития, разработанные В.А. Сластениным, Н.В. Кузьминой, С.А. Рубинштейном, Ф.И. Перегудовым, В.Н. Козловым и другими исследователями, могут использоваться для оптимизации системы ВПО [2, с. 116—120; 3]. Обобщенная модель направлений развития может быть представлена матрицей (см. таблицу), иллюстрирующей оптимизацию системы ВПО в целом с учетом требований к формированию социальных компетенций обучающихся и выпускников системы ВПО.
Определяя тенденции развития современного профессионального образования, можно сформулировать цели оптимизации системы высшего образования:
Первая группа целей — экономическая — связана с подготовкой компетентного специалиста как продукта или результата деятельности вуза
для удовлетворения потребностей общества. К ней относятся:
• достижение качества подготовки, которое оправдывало бы необходимые затраты на подготовку квалифицированных специалистов;
• развитие способностей специалистов к нововведениям в науке, технике и в других областях их профессиональной подготовки после окончания вуза.
Вторая группа целей — социальная — связана не только с созданием системы социальной защищенности молодых специалистов, но и с их подготовкой к возможным трудностям в жизни. Даже при совершенной системе социальной защищенности человек должен уметь рассчитывать на свои силы, поскольку система вузовской подготовки дает ему возможности выполнения квалифицированного умственного труда, но не может все за него сделать в жизни.
Проблемы и цели оптимизации системы ВПО
Проблемы Выбор цели Факторы, влияющие на эффективность вузовской подготовки Организационные структуры и методы Наличные ресурсы
Потребности в новых направлениях подготовки Подготовка специалистов по новым направлениям Теория и методика профессионального образования Изучение рынка рабочей силы Материально-техническая база вуза
Изменение потребностей в специалистах в условиях кризиса системы образования Формирование личности нового специалиста Уровни и качество подготовки Система профориентации и профотбора Финансово- экономическая база
«Утечка умов» Создание гибкой системы подготовки специалистов, реагирующей на происходящие перемены в экономической и социально-политической жизни общества Экономическая ситуация и социальная политика в сфере образования Система контроля качества подготовки специалистов Кадры педагогов
Несоответствие качества подготовки специалистов с высшим образованием и требований к ним на рынке труда Изменение социальной политики в сферах образования и трудоустройства молодых специалистов. Изменение престижа профессий умственного труда и соответствующих социальных статусов в обществе Экспертные системы. Система социально- экономического мониторинга Научные школы. Учебно-методическая база вузов. Информация о ситуации на рынке труда
Третья группа целей — социально-политическая — связана с необходимостью учета интересов представителей различных групп и слоев, которые поступают учиться в вуз.
Четвертая группа целей — духовно-культурная — связана с формированием личности специалиста нового типа. Согласно зарубежным концепциям образования, выпускники учебного заведения (как продукция, полученная обществом) — это люди, которые должны быть обогащены знаниями для удовлетворения собственных нужд и для служения обществу как отдельные личности и как члены семьи, участники производства, руководители или инициаторы нововведений, граждане и участники общественной жизни. Эти цели надо поставить и по отношению к подготовке молодых специалистов. Данная группа целей включает формирование профессиональной и социальной компетенции:
• профессиональной направленности, выражающей четкое стремление к деятельности по избранной профессии, убеждение в правильности сделанного выбора;
• высокой интеллектуальной культуры, означающей умение найти правильные методологические подходы к решению задач в процессе деятельности, осуществить творческий подход к их решению;
• деловых и личностных качеств, необходимых современному специалисту;
• социальной ответственности;
• нестандартного мышления.
Следует отметить, что к определению целей и задач формирования профессиональной и социальной компетенции в уровневой системе ВПО необходимо учитывать базисные положения:
• при формулировке цели надо стремиться отразить активную роль этой цели в познании и при этом сделать эту цель реалистичной, направить с ее помощью деятельность на получение определенного полезного результата;
• задача формирования общей цели в сложных системах может и должна быть сведена к задаче структурирования цели;
• способ представления структуры целей зависит от стадии познания объекта или процесса.
С учетом этих закономерностей можно определить конкретные средства для достижения на-
меченных групп целей в управлении процессом подготовки современных специалистов:
1. Практические направления для улучшения материально-технической базы вузов и создания основы повышения их статусов. К ним следует отнести создание:
• учебно-научно-производственных комплексов (УНПК) на базе филиалов вузов при крупных предприятиях. Опыт создания УНПК уже имелся в начале 1990-х годов;
• необходимого фонда обучающего программирования и обеспечение регулярного информационного обмена между вузами по договорам;
• внутривузовских систем для автоматизации профессионального отбора абитуриентов и студентов младших курсов с целью определения уровней их профессиональной пригодности к избранной специальности.
2. Создание экономических условий и их юридическая закрепленность (например, многоканальное финансирование). На наш взгляд, они должны включать:
• распространение целевых договоров между вузами и предприятиями для подготовки по специальностям, необходимым на перспективу, в ближайшем будущем;
• развитие контрактных отношений, четко определяющих сроки подготовки, специализацию и требования к молодым специалистам с учетом приоритетных и инновационных направлений развития науки и техники;
• введение в практику подготовки специалистов на базе или при самих организациях, которые делают заказ на специалистов данных групп специальностей.
3. Создание организационно-педагогических условий. По нашему мнению, для этого необходима работа в следующих направлениях:
• согласование отдельных вузовских программ или курсов с возможными заказчиками;
• создание последовательной системы профориентации молодежи, поступающей в вузы или нацеленной на получение высшего образования, с применением специально разработанных систем тестовых методик;
• создание при кафедрах таких научных школ, которые воспитывали бы своих студентов в научных традициях вузов (создание таких школ особенно необходимо по гуманитарным наукам и специальностям);
• расширение возможностей для постоянного повышения квалификации преподавателей, с использованием возможностей стажировки в сферах и отраслях, по которым производится подготовка специалистов.
4. Изменения в процессе обучения, сделанные в связи с творческим и индивидуальным подходом к студенту как к личности. На наш взгляд, этот подход должен не только обеспечивать право студентов самостоятельно выбирать и изучать курсы и предметы, нужные ему для квалифицированной подготовки, но и требовать от студента выполнения правил для усвоения этих предметов. Возможно, нам еще рано копировать систему выбора курсов, которая создана за рубежом. Пока нужны постепенные переходы по направлению к стандартам мирового образования, включающие в себя:
• введение принципов состязательности в обучении;
• применение рейтинга качества знаний в течение учебного года;
• использование деловых, ролевых, органи-зационно-деятельностных игр и других средств и методов обучения для активизации познавательной деятельности студентов;
• разработка и применение методик, позволяющих исследовать уровни и различия в уровнях склонности студентов к разным сферам взаимодействий и трудовой деятельности.
5. Создание системы непрерывного образования, способной гибко реагировать на все изменения в экономической и социальной жизни общества. Включает в себя следующие направления и способы их реализации:
• перепрофилирование части вузов в центры повышения квалификации и переподготовки выпускников вузов и самих преподавателей в соответствии с новыми образовательными стандартами, программами и группами специальностей;
• создание постоянно действующих курсов повышения квалификации при крупных предприятиях и организациях, где специалисты могли бы периодически обновлять свои знания в соответствии с изменением объема и качества информации в отраслях науки и техники.
6. Создание информационного банка для решения проблем трудоустройства специалистов и для прогнозирования перспектив развития вузов, что включает в себя:
• создание системы информирования абитуриентов и студентов о возможностях
трудоустройства, об условиях найма и работы в соответствии с уровнями получаемого образования;
• постоянную передачу информации о запросах работодателей в отношении специалистов квалифицированного умственного труда;
• создание маркетинговых служб при вузах для контроля трудоустройства выпускников, а также для анализа и прогнозирования тенденций потребностей в специалистах, оценки качества подготовки специалистов разных уровней в вузах.
7. Формирование организационной культуры специалистов. Известно, что применительно к организации термин «организационная культура» охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции и т. д.
В отношении системы вузовской подготовки можно поставить задачу формирования и развития организационной культуры специалиста, которая должна, на наш взгляд, включать следующие обязательные элементы:
• миссия вуза, общая философия высшего образования и политика подготовки специалистов с высшим образованием по группам специальностей, различных для каждого вуза;
• базовые цели вуза как элемента системы высшего образования, взаимосвязанного со средой (например, к базовым целям следует отнести подготовку востребованных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, и т. п.);
• кодекс поведения, регулирующий прежде всего трудовое поведение (в него входят отношение к своей работе у преподавателей и отношение к учебе и будущей профессии у студентов).
Возможно, в ближайшем будущем наиболее успешная основа для подготовки специалистов будет создана в академиях, где будет удачно внедрена или сохранена, но модернизирована в соответствии с современными требованиями традиция завода-втуза, которая позволит совмещать обучение и трудовую деятельность студентов. Это одно из перспективных направлений реализации социального партнерства работодателей и системы ВПО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Мин-во образования и науки РФ. — Введ. 2007-02-22. — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos.
2. Козлов, В.Н. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы [Текст] /
В.Н. Козлов [и др.]. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - С. 116-120.
3. Он же. Системный анализ, оптимизация и принятие решений [Текст] / В.Н. Козлов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2010. - 176 с.
УДК 37.013.2 (072)
М.Б. Есаулова
ресурсы новой стратегии высшего профессионально-педагогического образования
Применительно к образованию проблема самодетерминации, развития саморегулируемого поведения человека в постоянно и быстро изменяющемся мире становится ведущей. Понимание проблемы и поиск способов ее решения затрагивают основополагающие позиции образования и его цели.
Цели образования, в том числе профессионально-педагогического, обычно связаны с желаемым образом современного человека, который характеризуется определенным типом социального поведения, в том числе учения. Цели образования предопределяют его важнейшие гуманитарные эффекты и этим детерминируют желаемые качества развития социума.
Адаптивность и мобильность представляются сегодня как знаковые характеристики образованного человека, обобщенные модели его поведения, «адекватные» меняющемуся миру. Это педагогические аналоги психологических феноменов детерминации и самодетерминации регулируемого и саморегулируемого поведения. Адаптивность и мобильность как понятия, отражающие важнейшие стратегии личности, определяют разную позицию человека в обществе. Понятийная общность их связана с поиском оснований для определения человеком своей идентичности во внешней среде. Различие -в степени сохранения им своего «Я». Семантическая поляризация этих понятий отражает ограниченное ими поле интенций, определяет важнейшие гуманитарные поиски современной личности, как в жизни, так и в профессии.
Человек «адаптированный» в большей степени подчинен социальным стандартам. Его отличает скорее конформистский, чем персонифицированный, путь развития. И хотя внешне человек в наибольшей мере «погружен» в социум, его «отдача» общественным интересам ограничивается удовлетворением собственных насущных потребностей. При этом в условиях адаптировавшей его среды человек чувствует себя вполне комфортно и живет так, как «предписано» значимым для него - референтным -окружением.
Человек «мобильный» скорее предпочитает самостоятельно определять линию своего поведения, при этом «сохраняя себя», как принципиальную жизненную позицию. В ситуации глобализации, при высоком темпе роста информационного и культурного ресурса, он все больше стремится сохранить автономность и независимость своего поведения, личного жизнестроительства. Активность человека чаще всего не ограничивается насущными потребностями. Он мобилен ради достижения поставленных жизненных целей. Современный мобильный и активно действующий на основе саморегуляции человек в постоянно меняющемся мире все в большей мере персонифицирует свою жизнь в обществе. Он предпочитает опираться на те личностные механизмы, которые поддерживают его исключительность и самобытность, сознательно развивает собственную рефлексивную критическую и самостоятельную позицию, вырываясь из «психологического сим-