Научная статья на тему 'Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению Электроэнергетика и электротехника в техническом вузе'

Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению Электроэнергетика и электротехника в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕТНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SKILLFULLY DIRECTED VOCATIONAL TRAINING / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS / SYSTEM-ORIENTED CHARACTER OF EDUCATION / MODEL BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONALLY PARTICULARIZED COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова В. М.

В статье раскрываются педагогические условия проектирования системы подготовки специалистов по направлению электроэнергетика, в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are described the pedagogical conditions in designing the system of training specialists in electric power engineering in accordance with new approved Federal State Educational Standards of high vocational training (high professional education).

Текст научной работы на тему «Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению Электроэнергетика и электротехника в техническом вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 371(07)

В. М. Булатова

УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностно-ориетнтированное профессиональное образование, основные образовательные программы, системно-деятельностный характер образования, примерная основная образовательная программа, профессионально-специализированные компетенции.

В статье раскрываются педагогические условия проектирования системы подготовки специалистов по направлению электроэнергетика, в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Key words: professional competence, skillfully directed vocational training, basic educational programs, system-oriented character of education, model basic educational program, professionally particularized competences.

In this article are described the pedagogical conditions in designing the system of training specialists in electric power engineering in accordance with new approved Federal State Educational Standards of high vocational training (high professional education).

В последние годы в педагогической общественности идет бурное обсуждение проблем, связанных с переходом на компетентностную парадигму в высшем профессиональном образовании. Федеральные образовательные стандарты нового поколения на государственном уровне обеспечивают внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования.

В связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и введением их в действие, перед высшими учебными заведениями на первый план выдвигается актуальная задача освоения научно-методических подходов, связанных с переходом от действующих основных образовательных программ (ООП) (в соответствии с ГОС ВПО второго поколения) к основным образовательным программам, реализующих ФГОС ВПО.

Вместе с тем внедрение Федеральных образовательных стандартов ВПО актуализирует проблему дидактического обеспечения компетентностно-ориентированного профессионального образования. Для успешного выполнения профессиональных задач выпускнику вуза необходимы общекультурные, профессиональные и профильноспециализированные компетенции, образующие целостные структуры, конфигурация ко-

торых формирует компетентность выпускника как личностную характеристику. Способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности - это главный показатель качества профессиональной подготовки, который складывается из диалектически связанных частей (знаний, умений, навыков, способов деятельности и личностных качеств), что позволяет говорить о системности понятия компетентность. Таким образом, компетенция - это итог системного, развивающего образования [2].

Сейчас в педагогической науке ведется много дискуссий о знаниевом, предметном образовании. То есть, итог образовательного процесса не может оцениваться только знаниями, умениями и навыками. Компетентностная парадигма образования определяет итог образования как способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности [6]. Но без знаний, умений и навыков никакой специалист не сможет решить конкретной профессиональной задачи. Поэтому компетентностный подход в образовании это - дальнейшее развитие знаниевого образования, трансформация знание-вой парадигмы в конкретные профессиональные задачи, и рассматривать эти образовательные технологии необходимо только в совокупности, т.е. системно. Невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста основываясь только на формировании профессиональных знаний, умений и навыков по отдельно взятым дисциплинам. В то же время компетентный специалист без определенных знаний, умений и навыков не будет востребован на производстве.

Анализ проектов ФГОС показывает, что в них заложен большой образовательный потенциал, так как они характеризуют результаты подготовки выпускника не по каждой дисциплине в отдельности (как это было ранее), а по циклу дисциплин в целом [1].

Очевидно, что введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, в методах и формах его организации, так как при этом обучение приобретает системно-деятельностный характер.

Одно из основных условий для проектирования системы подготовки специалистов в технических вузах в соответствии с современными требованиями образования - это разработка новых образовательных пространств, соответствующих компетентностному обучению, которая реализуется путем проведения содержательного и методологического согласования содержания изучаемых дисциплин с обобщенной моделью изучаемого объекта или явления [4].

Следующим важнейшим условием проектирования системы подготовки - это широкое использование междисциплинарных связей, которые обеспечивают возможность применять знания по одной дисциплине при изучении другой. Этим обусловлено целенаправленное их усиление при условии сохранения теоретической и практической целостности каждого курса, входящих в состав целостного образовательного пространства. В этом случае создаются предпосылки для многократного применения знаний по каждой дисциплине и за рамками самой дисциплины — в новых не стандартных ситуациях. Тем самым развивается умение студента использовать полученные знания непосредственно в профессиональной деятельности, а, следовательно, происходит формирование его компетентности.

Базовый механизм создания системы образовательного пространства высших учебных заведений - это условно-адекватный перевод. Это осуществляемый студентом процесс систематического перевода учебной информации об одном и том же явлении на языки разных наук, результатом чего является условно-новое знание. Оно становится продуктом самостоятельной, преобразующей деятельности, что исключает получение информации в готовом виде и репродуктивное ее воспроизведение.

Поскольку каждое интегральное образовательное пространство проектируется с целью формирования и развития конкретной профессиональной компетенции, количество этих пространств определяется компетентностной моделью выпускника и зависит от требований ФГОС по определенному направлению.

Рассмотрим характеристику примерной основной образовательной программы (ПрООП) по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника.

Примерная основная образовательная программа (ПрООП) по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника является программой первого уровня высшего профессионального образования. Нормативные сроки освоения составляют 4 года. Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом - бакалавр.

Одним из профилей подготовки бакалавра в составе направления подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника - это Электроснабжение (профиль №7)

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника по профилю Электроснабжение являются системы электроснабжения объектов техники и отраслей хозяйства.

Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника включают в себя: проектно-конструкторскую, производственно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую, монтажно-наладочную и сервисно-эксплуатационную. Успешное выполнение каждого вида профессиональной деятельности подразумевает наличие у студентов целого комплекса профессиональных и профильно - специализированных компетенций.

Представим профильно-специализированными компетенциями (ПСК) для профиля Электроснабжение. Выпускник по направлению Электроэнергетика и электротехника, по профилю Электроснабжение должен обладать:

- способностью рассчитывать технико-экономические показатели электрических сетей (ПСК-1);

- способностью выбирать структуру и параметры элементов систем электроснабжения (ПСК-2);

- способностью составлять схемы замещения элементов систем электроснабжения для последующих расчетов (ПСК-3);

- готовностью использовать знания особенностей режимов работы электроприемников и потребителей электроэнергии и технологий производств при проектировании систем электроснабжения (ПСК-4);

- способностью рассчитывать токи короткого замыкания в электрических сетях (ПСК-5);

- способностью рассчитывать электрические нагрузки потребителей электроэнергии и их интегральные характеристики (ПСК-6);

- способностью рассчитывать показатели качества электроэнергии у электроприемников (ПСК-7);

- способностью рассчитывать уровень и показатели надежности электроснабжения потребителей (ПСК-8);

- способностью оценивать недоотпуск электроэнергии (ПСК-9) [5] .

Опишем формирование одной из них - «способность выбирать структуру и параметры элементов систем электроснабжения (ПСК-2)". Эта компетенция реализуется через создание обобщенной модели электрических сетей. Для ее проектирования необходимо включить следующие дисциплины: "Теоретические основы электроетхники», «Электро-

энергетика», «Надежность систем электроснабжения», «Электрические измерения». Они содержат системные знания из разных технических наук, в которых изучается такое явление инженерной действительности, как конструкции электроэнергетических и электротехнических объектов. Основу многих конструкций такого рода составляет понятия электрический ток, электромагнит переменного либо постоянного тока. Поэтому для овладения рассматриваемой компетенцией необходимо сформировать соответствующее теоретическое понятие, обеспечить его рассмотрение с позиций вышеназванных дисциплин, усилив межпредметные связи. Это можно сделать за счет серии условно-адекватных переводов.

Теоретическая модель рассматриваемого явления изучается студентом с позиций разных дисциплин. Для этого основная задача, поставленная преподавателем и являющаяся темой исследования, разбивается на ряд вспомогательных задач, последовательное решение которых определяет решение главной. При этом создаются условия для того, чтобы студент мог проявлять творческую самостоятельность и преобразовывать исходную информацию в некоторые новые сообщения. Дидактическая организация предполагает проведение условно-адекватного перевода, перекодирования информации, результат которого

- появление в сознании студента условно-нового знания по отношению к исходной информации и теоретической модели в целом. Количественный рост условно-новых знаний, их структурирование в некоторую систему приводит к качественным изменениям сознания. Результатом дидактически организованного процесса работы с теоретической моделью является профессиональное теоретическое понятие об электромагните переменного (или постоянного) тока как определенном объекте научной, технической и социальной реальности. Это ментальное образование, с помощью которого осуществляется процесс достраивания профессионального мышления. Так, например, при помощи теоретического понятия "электромагнит переменного тока" в сознании студента в целостности воспроизводится некоторая относительно завершенная область инженерной реальности, которая способствует формированию обобщенной модели разработки простых конструкций электроэнергетических и электротехнических объектов.

Понятие выступает здесь как такая форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводится идеализированный объект и система его связей. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, то есть как особое мыслительное действие.

Оценка уровня сформированности профессиональной компетенции может производится во время проведения лабораторных и практических работ, а также в процессе работы на курсовым проектом или во время сдачи зачета или экзамена.

Таким образом, условиями для проектирования системы профессиональной подготовки студентов в рамках компетентностного подхода являются:

1. Формулировка компетенций через определенные знания, умения, навыки и личностные качества;

2. Формирование интегрального образовательного пространства, в соответствии с компетентностной моделью образовательного процесса;

3. Компетенция формируется при изучении определенных дисциплин и в процессе воспитания.

4. Разработка системы оценки степени сформированности отдельных компетенций по уровню способности и готовности к решению поставленных задач.

Литература

1. Волков, Э.П./ Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России / Э. П. Волков, В.А. Баринов. - М.: Энергоатомиздат, 2001

2. Перспективы развития основного электрооборудования ЕЭС России / под ред. А.П. Бурмана. -М.: Издательский дом МЭИ, 200б.

3. Жуков, В.В. Характеристика примерной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» / В.В. Жуков, И.П. Кужекин, Б.И. Силаев // Материалы пленума УМО по образованию в области энергетики и электротехники 2б-28 мая 2009г. - С.32-40.

4. Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - №10. - С. 1б -22.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника: утв. М-вом образования и науки Российской Федерации от 8.12.09.

6. Елизаров, Д.В. профессиональная компетентность специалиста технического вуза/ Д.В. Елизаров //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №3. - Ч.1. - С.109.

© В. М. Булатова - канд. пед. наук, доц. кафедры ЭТЭОП Нижнекамского химикотехнологического института КГТУ, Ьи1а1оуауепега@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.