Научная статья на тему 'Анализ требований к компетенциям выпускников по направлению «Электроэнергетика» по профилю «Электроснабжение»'

Анализ требований к компетенциям выпускников по направлению «Электроэнергетика» по профилю «Электроснабжение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАЧИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ПРОФИЛЮ «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» / GENERAL CULTURAL AND SPECIFIC COMPETENCIES FOR MINOR «ELECTRIC POWER SUPPLY» / RELEVANT PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Венера Михайловна

Выявлены требования к компетенциям выпускников по направлению «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электроснабжение» с учетом интересов работодателей для дальнейшего проектирования содержания учебных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF REQUIREMENTS FOR GRADUATES’ COMPETENCY (MAJOR «ELECTRIC POWER ENGINEERING», MINOR «ELECTRIC POWER SUPPLY»)

The author has identified requirements for the graduates’ competency (major «Electric Power Engineering», minor «Electric Power Supply») with account of the employers’ requirements for further improved curricula content planning.

Текст научной работы на тему «Анализ требований к компетенциям выпускников по направлению «Электроэнергетика» по профилю «Электроснабжение»»

ции (Париж), Швейцарии (Лозанна), Италии (Падуя), США (Огайо), Португалии (Лиссабон), Бельгии (Брюссель), Голландии (Амстердам) решили объединить усилия. Цель этого международного творческого объединения — избежать трудностей переноса методов и моделей, созданных в какой-то стране, на другие страны, где их пришлось бы перерабатывать для использования. Примером международного сотрудничества является работа [10], в которой представлены первые результаты этого сотрудничества, предложены новые модели и методы профессионального консультирования. Модель карьерного сопровождения названа «Конструирование жизни» и должна, по мнению авторов, опираться на пять принципов для построения трудовой жизни людей:

• учет возможностей в соответствии с текущими обстоятельствами («контекстный»);

• процесс сопровождения должен быть динамическим;

• на каждом этапе следует добиваться нелинейного прогресса;

• необходимо рассматривать множество перспектив;

• необходимо следовать личностным траекториям.

Опираясь на эти пять принципов, авторы создали контекстную модель, базирующуюся на эпистемологии общественного конструктивизма, которая считает, что личные знания и самоинден-тификация являются продуктом социального взаимодействия, а истина рождается в обсуждении. В структуру консультирования для конструирования жизни входят «теория самоконструирования» (Гишар, 2005) и теория конструирования карьеры

(Савикас, 2005), которые описывают профессиональную ориентацию в динамике. Таким образом, данная структура рассчитана на использование в течение всей жизни, является цельной, контекстно организованной и профилактической.

Список литературы

1. Шамсутдинова, И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 101-111.

2. Corsini's encyclopedia of psychology / I. B. Weiner & W. E. Craighead (Eds) Hoboken. — NJ: John Wiley & Sons. 2010. 4th ed. — P. 1841-1844.

3. Watts, A.G. Career guidance policy // An international review. Career Development Quarterly. 2005. 54. — Р. 66-76.

4. Brown, S.D. Career development and counseling. Putting theory and research to work / S.D. Brown, R.W. Lent. — New York: Wiley, 2005.

5. Blanchard, S. Sentiments d’efficacM personnelle et orientation scolaire et professionnelle // L'orientation scolaire et professionnelle, 38(4), 2009. — P. 409-416. — Режим доступа: http://osp.revues.org/index2311.html

6. Bandura, A. Social foundations of thought and action: a social cognitive theory. Englewood Cliffs / A. Bandura. — N.J.: Prentice-Hall. 1986.

7. Bandura, A. Self-efficacy: the exercise of control /

A. Bandura. — New York: W.H. Freeman, 1997.

8. Betz, N.E. The relationship of career-related selfefficacy expectations to perceived career options in college men and women / N.E. Betz, G. Hackett // Journal of Counseling Psychology. — 1981. — 8(5). — Р. 399-410.

9. Betz, N.E. Advances in vocational theories. In S.D. Brown & R.W. Lent (Eds.), Handbook of counseling psychology. Hoboken / N.E. Betz. — NJ: Wiley. — 2008. — P. 357-374.

10. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century. / Savickas, M. [et al]. Van Esbroeck, R., & van Vianen, A. E. M. // Journal ofVocational Behavior, 75(3). — 2009. — Р. 239-250.

УДК 371(07)

В.М. Булатова

Нижнекамский химико-технологический институт — Казанский государственный технологический университет

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА» ПО ПРОФИЛЮ «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ»

В современном мире национальная безопасность и независимость государств неотделимы от уровня их технологического развития. Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала

страны. Переход экономики промышленно развитых стран на путь технологического развития определяет ключевую роль кадров высшей квалификации инженерно-технического профиля в социально-экономической сфере общества и оказывает существенное влияние на формирование нового содержания подготовки выпускников втузов к многофункциональной инженерно-технической деятельности. Бурное развитие науки и техники, быст-

рая смена одних технологий другими, рост инновационных процессов в сфере производства и бизнеса приводят к необходимости постоянного обновления знаний инженеров и непрерывного повышения качества их подготовки. Инженерно-техническое образование становится ведущим фактором социального и экономического развития и мощным интеллектуальным и духовным ресурсом государства [1].

Переход к рынку вызвал серьезные изменения требований к выпускникам высших учебных заведений со стороны потребителей-работодателей. Сегодняшним энергетическим компаниям, промышленным предприятиям и фирмам необходимы выпускники, которые были бы готовы активно и успешно включиться в профессиональную деятельность с первого дня работы. Кроме того, предъявляются требования, связанные не только с академической успеваемостью выпускника, но и с готовностью и способностью трудиться в условиях напряженных профессиональных нагрузок, динамических перемен, требующих умений профессионального характера.

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан — это один из крупнейших в России центров нефтехимической, нефтеперерабатывающей и энергетической промышленности, на долю которого приходится 23 % производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30 % всего экспорта.

Основу промышленного комплекса города составляют следующие предприятия: «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», нефтеперерабатывающий комплекс, нефтеперерабатывающий комплекс, завод технического углерода, проектно-строительная компания «Камаглав-строй» и другие.

Основными поставщиками электрической и тепловой энергии в городе Нижнекамске являются филиал ОАО «ТКГ-16» — «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)», ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и ОАО «Сетевая компания». На промышленных предприятиях города работает почти половина жителей Нижнекамска.

Для того чтобы обеспечить весь этот колоссальный промышленный комплекс качественными профессиональными кадрами, необходимо вести открытый диалог между всеми заинтересованными участниками процесса профессиональной подготовки.

Организация социального диалога высшей школы с рынком труда, создание единого образовательного пространства в Европе и проводимая в этом направлении реформа высшего профессионального образования в России ставят перед академическим сообществом и работодателями ряд серьезных задач. Наиболее важными из них являются:

• ориентация учебного процесса на результаты образования, т. е. четкое определение того, что именно должен знать и уметь выпускник, чтобы по окончании вуза он был востребованным на рынке труда;

• трансформация формы представления результатов обучения в виде компетенций;

• непрерывный и многоаспектный контроль над качеством процесса обучения всех заинтересованных сторон [2, 3].

Для решения этих поставленных сложных задач в российском обществе создана соответствующая нормативно-правовая база российского образования, которая включает в себя принятые соответствующие поправки к «Закону об образовании» и «Закону о высшем профессиональном образовании», а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению 140400 «Электроэнергетика и электротехника», утвержден приказом министра образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2009 года № 710. В стандарте итоги образовательного процесса в вузах выражаются через компетенции.

Для успешного выполнения профессиональных задач выпускнику вуза необходимы общекультурные, профессиональные и профильно-специализированные компетенции, образующие целостные структуры, конфигурация которых формирует компетентность выпускника как личностную характеристику. Способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности — это главный показатель качества профессиональной подготовки, который складывается из диалектически связанных частей (знаний, умений, навыков, способов деятельности и личностных качеств), что позволяет говорить о системности понятия компетентность. Таким образом, «компетенция» — это итог системного, развивающего образования [4, 5].

Новые требования к результатам образования обусловливают проектирование образовательного процесса, совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности в соответствии с требованиями рынка труда. В настоящее время в педагогической литературе, посвященной проблемам высшего профессионального образования, имеется большое количество работ, связанных с профессиональной подготовкой в рамках компетентностного подхода.

В работах В.И. Байденко, Н.А. Селезневой,

В.М. Соколова, А.И. Субетто и других авторов рассмотрены основные положения по стандартизации в высшем профессиональном образовании и разработке дидактических средств с учетом компетент-ностной модели.

Исследования С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, А.А. Кирсанова, В.А. Сластенина посвящены теории и практике проектирования педагогических систем. Работы В.И. Байденко, И.Г. Галяминой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Я.И. Кузьминовой, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадрикова освещают проблемы оценки качества образования на основе компетент-ностного подхода.

Для оценки интересов работодателей, проектирования цели и для формирования содержания образовательной деятельности в области электроэнергетики и электротехники по профилю «Электроснабжение» требуется большая предварительная работа. Для учета реальных особенностей нефтехимического комплекса города Нижнекамска автор провел анкетирование ведущих специалистов ОАО НКНХ, ОАО ТАНЭКО, Нижнекамского шинного завода, завода «Техуглерод», Нижнекамской ТЭЦ и ОАО «Сетевая компания».

Один из основных аспектов исследования был посвящен выявлению наиболее значимых профильно-специализированных компетенций, выпускников по направлению «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электроснабжение», необходимых для успешного выполнения задач профессиональной деятельности в системах электроснабжения нефтехимического производства [5].

Анализ ответов позволил выявить и определить следующее.

1. Наиболее значимыми общепрофессиональными компетенциями, были названы следующие:

• способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

• владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);

• способность и готовность анализировать научно-техническую информацию и изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6).

Компетенции для выполнения задач проектно-конструкторской деятельности:

• готовность участвовать в работе над проектами -энергетических и электротехнических систем и отдельных их компонентов (ПК-8);

• готовность использовать информационные технологии в своей предметной области (ПК-10);

• способность применять способы графического отображения геометрических образов изделий и объектов электрооборудования, схем и систем (ПК-12);

• способность рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей,

42

устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов (ПК-15);

• способность рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов (ПК-16).

При оценке требований к выпускникам были выявлены дополнительные общепрофессиональные требования работодателей в соответствии с особенностями нефтеперерабатывающего производства. Автор дополнительно сформулировал следующую общепрофессиональную компетенцию:

• способность рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса и определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов в зависимости от окружающей среды и категорий помещений (ПК-52).

2. Значимыми профильно-специализированными компетенциями выпускников для работы в системах электроснабжения предприятий в соответствии с региональными особенностями города Нижнекамска являются:

• способность рассчитывать технико-экономические показатели электрических сетей (ПСК-1);

• способность выбирать структуру и параметры элементов систем электроснабжения (ПСК-2);

• готовность использовать знания особенностей режимов работы электроприемников и потребителей электроэнергии и технологий производства при проектировании систем электроснабжения (ПСК-4);

• способность рассчитывать токи короткого замыкания в электрических сетях (ПСК-5);

• способность рассчитывать электрические нагрузки потребителей электроэнергии и их интегральные характеристики (ПСК-6);

• способность рассчитывать уровень и показатели надежности электроснабжения потребителей (ПСК-8);

• способность оценивать недоотпуск электроэнергии (ПСК-9).

• способность выбирать электрооборудование систем электроснабжения для различных видов нефтехимического производства (ПСК-10);

• способность и готовность разрабатывать схемы электроснабжения промышленных предприятий нефтеперерабатывающих комплексов (ПКС-11);

• способность обеспечивать надежность систем электроснабжения предприятий нефтеперерабатывающего производства (ПСК-12);

• способность проводить энергетические обследования промышленных предприятий и объектов муниципальной собственности (ПСК-13). Таким образом, проведенное исследование на промышленных предприятиях и муниципальных объектах крупного нефтеперерабатывающего и энергогенерирующего центра Закамского региона позволило выявить наиболее значимые профильно-специализированные компетенции. Результаты исследований были использованы при разработке основной образовательной программы и учебного плана подготовки студентов по направлению «Электроэнергетика» по профилю «Электроснабжение» Нижнекамского химико-технологического института.

Список литературы

1. Сазонова, З.С. Кафедра инженерной педагогики как центр интеграции образовательного процесса в тех-

ническом университете / З.С. Сазонова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2004. — № 2(7). — С. 66-69.

2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.И. Байденко. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский [и др.]. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 148 с.

4. Булатова, В.М. Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника» в техническом вузе / В.М. Булатова // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 9. — С. 676-680.

5. Азарова, Р.Н. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО / Р.Н. Азарова. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

УДК 37 (091)

О.Ю. Левченко, канд. пед. наук

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-30 ГГ.

Общественно-политические события 1917 года внесли кардинальные изменения во все сферы жизни общества, в том числе и в систему языкового образования нашей страны. Революция, гражданская война, международная изоляция практически прекратили международные контакты с другими странами, и как следствие иностранные языки потеряли государственную, экономическую, социальную и личностную значимость.

Первое десятилетие существования нового советского государства по праву может считаться весьма сложным и неоднозначным для иностранного языка как учебного предмета и методики преподавания иностранных языков как науки. Изучение историко-педагогических источников показывает существование абсолютно противоположных точек зрения, касающихся оценки роли и места иностранных языков в образовательной системе страны в первые годы советской власти (К.А. Ганшина, И.В. Рахманов, О.А. Логинова, С.М. Никонова, А.Н. Щукин).

Известный исследователь истории отечественного языкового образования А.А. Миролюбов, всесторонне проанализировав положение иностранных языков в образовательной системе страны в послереволюционный период, констатировал,

что они не являлись еще полноправной учебной дисциплиной. Аргументируя свою точку зрения, он выделил ряд причин: «политических, связанных с особенностями текущего момента в истории нашей страны; педагогических, обусловленных влиянием в то время ряда теорий в педагогике; псевдо-идеологических, определявших положение иностранного языка в дореволюционной России как привилегию господствующих классов; организационных» [1, с. 72].

Иностранный язык ассоциировался в общественном сознании с высоким происхождением, рассматривался как пережиток буржуазного прошлого, которому была объявлена борьба во всех сферах жизни. Поэтому существовали точки зрения, критикующие образовательную, воспитательную, развивающую ценность изучения иностранных языков, а также в качестве реальной их замены выдвигался язык эсперанто как более близкий победившему пролетариату, соответствующий реализации провозглашенной идеи мировой пролетарской революции.

Интерес к иностранным языкам начинает повышаться во второй половине 20-х годов прошлого века, что было обусловлено определенными социально-экономическими и политическими при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.