ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 371(07)
В. М. Булатова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛИ ООП ПО НАПРАВЛЕНИЮ 140400 ПО ПРОФИЛЮ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА
Ключевые слова: оценка интересов работодателей нефтехимического комплекса, профессиональная деятельность, значимые компетенции выпускников, цель основной образовательной программы по профилю
«Электроснабжение».
В статье проанализированы региональные требования работодателей нефтехимического комплекса к выпускникам вузов. Проанализированы и выявлены ключевые компетенции.
Сформулирована цель основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электроснабжение» с учетом региональных требований нефтеперерабатывающего района.
Keywords: assessment of the interests of employers’ petrochemical complex, professional activity, significant competences of graduates, the purpose of the basic educational program on the profile of the "Power Supply".
In the article the regional requirements from the potential petrochemical complex employers for graduates were analyzed. Core competencies were identified and analyzed. The main objective of the educational program of Bachelor's degree in the direction of training 140400 "Electric Power Industry and Electrical engineering"» on the profile "Power Supply", taking into account the oil region's features was formulated.
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан - это один из крупнейших в России центров нефтехимической, нефтеперерабатывающей и энергетической промышленности, на долю которого приходится 23 % производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30 % всего экспорта.
Основу промышленного комплекса города составляют следующие предприятия:
- ОАО «Нижнекамскнефтехим» - включает в себя 10 заводов, 7 центров и вспомогательные цеха и управления. Основным направление работы комплекса является производство синтетических каучуков (разного назначения), мономеров, пластиков и другой нефтехимической продукции (окись пропилена, окись этилена, поверхностно-активные вещества, альфа-олефины и др.).
- ОАО «Нижнекамскшина» - шинный завод.
- ОАО «ТАИФ-НК» - нефтеперерабатывающий завод.
- ОАО «ТАНЕКО» - нефтеперерабатывающий комплекс.
- ОАО «Нижнекамсктехуглерод» - завод технического углерода.
Основными поставщиками электрической и тепловой энергии в городе Нижнекамске являются филиал ОАО "ТКГ - 16» - «Нижнекамская ТЭЦ (ПТК -1)», ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и ОАО «Сетевая компания»
ОАО «Управляющая компания Камаглавстрой» - это крупнейшая проектно-
строительная компания.
На промышленных предприятиях города работает почти половина жителей Нижнекамска.
Для того, чтобы обеспечить весь этот колоссальный промышленный комплекс качественными профессиональными кадрами, необходимо вести открытый диалог между всеми заинтересованными участниками процесса профессиональной подготовки [6].
Организация социального диалога высшей школы с рынком труда, создание единого образовательного пространства в Европе и проводимая в этом направлении реформа высшего профессионального образования в России ставят перед академическим сообществом и работодателями ряд серьезных задач. К наиболее важным из них относятся:
- ориентация учебного процесса на результаты образования - т.е. четкое определение того, что именно должен знать и уметь выпускник, чтобы по окончании вуза он был востребованным на рынке труда;
- трансформация формы представления результатов обучения в виде компетенций;
- непрерывный и многоаспектный контроль над качеством процесса обучения всех заинтересованных сторон [3].
Для решения этих поставленных сложных задач в российском обществе создана соответствующая нормативно-правовая база российского образования, которая включает в себя принятые соответствующие поправки к «Закону об образовании» и «Закону о высшем профессиональном образовании», а также федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2009 года за № 710. В стандарте итоги образовательного процесса в вузах выражаются через общекультурные и профессиональные компетенции [4].
Новые требования к результатам образования обуславливают проектирование цели образовательного процесса, совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности. В соответствии с этим необходимы и новые формы контроля за осуществлением образовательной деятельности, в который также входят средства оценки приобретаемых студентом компетенций [1].
Для оценки интересов работодателей, проектирования цели и для формирования содержания образовательной деятельности в области электроэнергетики и электротехники по профилю электроснабжение требуется большая предварительная работа. Для учета реальных особенностей нефтехимического комплекса города Нижнекамска, кафедрой «Электротехники и энергообеспечения предприятий» Нижнекамского химикотехнологического института был проведен социологический опрос в ходе которого было проведено анкетирование специалистов ОАО НКНХ, ОАО ТАНЭКО, Нижнекамского шинного завода, завода Техуглерод, Нижнекамской ТЭЦ и ОАО «Сетевая компания».
Цель социологического опроса - анализ профессиональной деятельности электриков с высшим образованием на промышленных предприятиях Нижнекамска и Нижнекамского района для дальнейшей разработки содержания образования по направлению электроэнергетика и профилю электроснабжение.
Анкетирование было направлено на решение следующих задач:
1) выявление наиболее значимых общекультурных и профессиональных компетенций, выпускников по направлению «Электроэнергетика и электротехника» необходимых для успешного выполнения задач профессиональной деятельности;
2) разработка и дополнение наиболее важных профильно-специализированных компетенций, в соответствии с региональными особенностями Нижнекамска и Нижнекамского района.
3) определение наиболее оптимальных видов учебной деятельности, способствующих
формированию и развитию общекультурных, профессиональных и профильно-
специализированных компетенций.
Всем специалистам была предложена анкета, которая состояла из пяти основных блоков.
Первый блок - это вопросы для выявления наиболее важных общекультурных и профессиональных компетенций
Второй блок - вопросы для определения профильно-специализированных компетенций, необходимых на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса и энергетических предприятиях, обеспечивающих тепловой и электрической энергией нефтехимическое производство.
Третий блок - вопросы по выявлению основных теоретических знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
В четвертом блоке анкеты были вопросы, направленные на выявление основных недостатков профессиональной подготовки сегодняшних выпускников вузов.
Каждая анкета также содержала и пятый информационный блок - место работы, должность и стаж работы.
За время анкетирования было опрошено большое количество специалистов, работающих на предприятиях города Нижнекамска.
Анализ результатов социологического опроса специалистов-электриков позволил выявить следующее.
Ответы на вопросы первого блока позволили выявить и определить, что из блока общекультурных компетенций наиболее значимыми являются:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
- способность и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);
- способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-9);
- готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);
- способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, готовностью использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, с том числе защиты государственной тайны (ОК-15).
- способность и готовность к письменному и устному общению и логически верно строить устную и письменную речь на татарском языке (ОК-17);
- способность и готовность нести ответственность за принятие решения при возникновении нештатных ситуаций на предприятиях нефтехимической отрасли;
Наиболее значимыми профессиональными компетенциями в зависимости от видов деятельности, были названы следующие:
Общепрофессиональные компетенции:
- способность и готовность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);
- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);
- способность и готовность анализировать научно-техническую информацию и изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);
Компетенции для выполнения задач проектно-конструкторской деятельности:
- готовность участвовать в работе над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и отдельных их компонентов (ПК-8);
- готовность использовать информационные технологии в своей предметной области (ПК-10);
- способность применять способы графического отображения геометрических образов изделий и объектов электрооборудования, схем и систем (ПК-12);
- способность рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов (ПК-15);
- способность рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов (ПК-16);
- способность рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса и определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов в зависимости от окружающей среды и категорий помещений (ПК-52);
Профессиональные компетенции для производственно-технологической деятельности:
- способность использовать технические средства для измерения основных параметров электроэнергетических и электротехнических объектов и систем и происходящих в них процессов (ПК-18);
- способность использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии, базы данных и пакеты прикладных программ в своей предметной области (ПК-19);
- способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации электроэнергетических и электротехнических объектов, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-20);
- готовность обосновывать технические решения при разработке технологических процессов и выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-21);
- способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-22);
- готовность определять и обеспечивать эффективные режимы технологического процесса по заданной методике (ПК-23);
- способность контролировать режимы работы оборудования объектов электроэнергетики (ПК-24);
- готовность осуществлять оперативные изменения схем, режимов работы энергообъектов (ПК-25);
- способность составлять и оформлять оперативную документацию, предусмотренную правилами эксплуатации оборудования и организации работы (ПК-26);
- готовность участвовать в монтажных, наладочных, ремонтных и профилактических работах на объектах электроэнергетики (ПК-27);
- способность контролировать режимы работы электроустановок нефтехимического производства (ПК -53);
- готовность использовать энергоэффективные технологии на промышленных предприятиях нефтехимического комплекса (ПК-55).
Для организационно-управленческой деятельности наиболее значимы такие компетенции как:
- способность анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-28);
- способность определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-29);
- способность к решению конкретных задач в области организации и нормирования труда (ПК-30);
- готовность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31);
- готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе и к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32);
- способность координировать деятельность членов трудового коллектива (ПК-34);
- готовность обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины (ПК-35);
- готовность контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности (ПК-36);
- готовностью обеспечивать соблюдение заданных параметров технологического процесса и качество вырабатываемой продукции (ПК-37);
- готовность контролировать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности в нефтехимическом и нефтеперерабатывающем производстве (ПК-55).
Профессиональные компетенции, необходимые для научно-исследовательской
деятельности:
- готовность участвовать в исследовании объектов и систем электроэнергетики и электротехники (ПК-38);
- готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-39);
- готовность участвовать в составлении научно-технических отчетов (ПК-42);
- способность применять методы испытаний электрооборудования и объектов электроэнергетики и электротехники (ПК-43);
- способность выполнять экспериментальные исследования по заданной методике, обрабатывать результаты экспериментов (ПК-44);
- готовность использовать технические средства испытаний технологических процессов и изделий (ПК-45).
Компетенции для монтажно-наладочной деятельности:
- способность к монтажу, регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-46);
- готовность к наладке, и опытной проверке электроэнергетического и электротехнического оборудования (ПК-47);
- способность к монтажу регулировке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию электроэнергетического и электротехнического оборудования нефтехимического производства (ПК-56)
Компетенции, необходимые для сервисно-эксплуатационной деятельности:
- готовность к проверке технического состояния и остаточного ресурса оборудования и организации профилактических осмотров и текущего ремонта (ПК-48);
- готовность к приемке и освоению вводимого оборудования (ПК-49);
- готовность к составлению заявок на оборудование и запасные части и подготовке технической документации на ремонт (ПК-50);
- готовность к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний (ПК-51);
- готовность к составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса (ПК-56);
При анализе профильно-специализированных компетенций выпускников для работы в системах электроснабжения предприятий в соответствии с региональными особенностями, наиболее значимыми являются:
- способность рассчитывать технико-экономические показатели электрических сетей (ПСК-1);
- способность выбирать структуру и параметры элементов систем электроснабжения (ПСК-2);
- готовность использовать знания особенностей режимов работы электроприемников и потребителей электроэнергии и технологий производств при проектировании систем электроснабжения (ПСК-4);
- способность рассчитывать токи короткого замыкания в электрических сетях
(ПСК-5);
- способность рассчитывать электрические нагрузки потребителей электроэнергии и их интегральные характеристики (ПСК-6);
- способность рассчитывать уровень и показатели надежности электроснабжения потребителей (ПСК-8);
- способность оценивать недоотпуск электроэнергии (ПСК-9);
- способность выбирать электрооборудование систем электроснабжения для различных видов нефтехимических производств (ПСК - 10);
- способность и готовность разрабатывать схемы электроснабжения промышленных предприятий нефтеперерабатывающих комплексов (ПСК-11);
- способность обеспечивать надежность систем электроснабжения предприятий нефтеперерабатывающего производства (ПСК-12);
- способность проводить энергетические обследования промышленных предприятий и объектов муниципальной собственности (ПСК-13).
Таким образом, проведенное исследование на промышленных предприятиях и муниципальных объектах крупного нефтеперерабатывающего и энергогенерирующего центра закамского региона, позволил:
1. Выявить наиболее значимые компетенции.
2. Разработать учебный план по профилю Электроснабжение с учетом особенностей требований работодателей нефтеперерабатывающего региона.
3. Определить цель основной образовательной программы вуза по направлению электроэнергетика по профилю Электроснабжение, в соответствии с требованиями основных заказчиков образовательных услуг [5].
В соответсвии с вышеизложенным, цель основной образовательной программы
бакалавриата по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» по профилю «Электроснабжение» НХТИ - это методологическое обеспечение реализации ФГОС ВПО для развития у студентов НХТИ личностных качеств, а также формирования общекультурных, профессиональных и профильно-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Цель ООП в области воспитания - развитие у студентов НХТИ личностных качеств, способствующих их творческой и гражданской активности, культурному росту, укреплению патриотизма и социальной мобильности, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, приверженности этическим ценностям и толерантности.
Цель ООП в области обучения - формирование общекультурных, профессиональных и профильно-специализированных компетенций, на базе научной школы национального исследовательского университета, позволяющих выпускнику НХТИ успешно работать в системах электроснабжения химической, нефтехимической, энергетической и социальноэкономической сферах деятельности и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Литература
1. Азарова, Р.Н. Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО / Р.Н. Азарова; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2009.
2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.И. Байденко; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2005.
3. Богословский, В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков, А. А. Шехонин. - М.: Изд-во МГУ, 2007 . - 148 с.
4. Федеральный государственный образвательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2009 года за № 710.
5. Булатова, В.М. Условия проектирования системы профессиональной подготовки специалистов по направлению «Электроэнергетика и электротехника» в техническом вузе//Вестник Казан. технол. унта.- 2010. - №9. С. 676-680.
6. Журавлева, М. В. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса/ М. В. Журавлева, Н. Ю. Башкирцева//Вестник Казан. технол. унта.- 2008. - №6. С. 315-321.
© В. М. Булатова - канд. пед. наук, доц. каф. ЭТЭОП НХТИ КНИТУ, Ьи1а1оуауепега@ mail.ru.